Юмото, Малая Кильмезь
![Малая Кильмезь, Кильмезские марийцы](http://komanda-k.ru/sites/default/files/KilmezMD%20(9).jpg)
В Кильмезском районе Кировской области компактно проживает группа вятских мари, их выделяют в подгруппу Кильмезские марийцы (кульмуж мари). Всего в районе насчитывается около 7-8 марийских деревень, около которых сохранились свои языческие рощи и священные места. Такое юмото есть около деревни Малая Кильмезь.
СТАТЬЯ ПРО МАРИЙСКИЙ НАРОД - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО ВОСТОЧНЫХ МАРИЙЦЕВ - ТУТ!
СТАТЬИ ПРО КИЛЬМЕЗСКИЙ РАЙОН - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО ПОСЕЛОК КИЛЬМЕЗЬ - ТУТ!
![Малая Кильмезь, Кильмезские марийцы](http://komanda-k.ru/sites/default/files/KilmezMD%20(12).jpg)
Известно, что вятские марийцы (виче мари) условно занимают промежуточное положение между луговыми и восточными мари. Это заметно по диалекту, по национальной одежде, по традициям, в том числе, по религиозным обрядам. Например, священную рощу в Марий Эл обычно называют кюсото, а на Вятке часто используют слово «юмото», что в переводе с марийского: юмо – бог, ото – роща, то есть божественная или священная роща.
![Юмото, Малая Кильмезь](http://komanda-k.ru/sites/default/files/256562543%20(4).jpg)
Такие рощи (или священные места) в глубокой древности выбирались картами и старейшинами около любого марийского поселения, посещение и моление в таком юмото строго регламентировалось системой предписаний и запретов. Кроме юмото около Малой Кильмези действующие священные рощи также есть у деревень Таутово, Вичмарь и Азиково.
Даже в наше время местные жители стараются лишний раз не заходить в эти «божественные леса», и, тем более, не рубить там деревья, не собирать ягоды и грибы, не пасти скот. Старожилы указывают, что мари перед посещением юмото обязательно мылись в бане, а потом одевали чистую холстяную одежду, а на моление шли со светлыми мыслями и соответствующим настроением. В древности доступ в юмото был только для мужчин, женщинам посещать священные места было нельзя (исключения составляли семейные рощи). Мужчины приносили жертву богам и духам как за себя, так и за женскую часть деревни (в том числе, и за грехи). Однако уже в 20-м веке, когда во время двух мировых войн и великой смуты мужское население заметно убавилось, то в рощу стали ходить женщины, и стали приносить свои жертвы. Впереди деревенских баб обязательно шел в национальной одежде хотя бы мальчик или парень, любого возраста, только был бы мужского рода, тогда считалось, что боги примут дары.
![Малая Кильмезь, Кильмезские марийцы](http://komanda-k.ru/sites/default/files/KilmezMD%20(9).jpg)
кильмезские марийцы
![](http://komanda-k.ru/sites/default/files/256562543%20(3).jpg)
В ходе молений каждый мари мог попросить как об общем благополучии, хорошем урожае, приплоде скота, так и о личных проблемах: болезни ближних, семейной жизни, устройстве детей и т.д. Как правило, перед уходом в армию или на войну, тут всегда проводили моления. Одна из жительниц деревни рассказывает, что в 80-х годах прошлого века её сын попал на службу в Афганистан. Поэтому она несколько раз ходила в рощу с личной просьбой, оказывается, когда сын вернулся из «горячей точки» он рассказал, что примерно в то же время был буквально на волосок от гибели, но счастливое провидение спасло его.
У местных жителей окрестных деревень есть такая традиция: растет в роще священное дерево с дуплом. В ночь накануне Рождества (с 6-го на 7-ое января) к нему идут дети, загадывают желание, и кладут в дупло записку с этим желанием. Предание указывает, что нужно желать изо всех сил, тогда это обязательно сбудется. При этом сбываются только хорошие желания.
![](http://komanda-k.ru/sites/default/files/256562543%20(2).jpg)
Кроме общинного юмото есть еще одно священное место, оно расположено в лесу на горе, и называется Конконур. В древности на опушке этого леса также совершались жертвоприношения.
В период общинных молений в большие марийские праздники крестьяне три дня не работали, праздновали всем селением, делали общее угощение.
Как рассказывают старики, ещё в 50-е годы прошлого века (сразу после Отечественной войны, когда советское правительство разрешило все религии) в деревне еще жил настоящий «шаман» - то есть деревенский карт. Именно он организовывал всех жителей для совершения молений.
Но в настоящее время молений там не проводится, местные жители (обычно русские) называют это место «сердитым лесом». Дело в том, что тут происходят разные непонятные вещи: может заблудиться человек, пропадает скотина, лезут в голову дурные мысли.
![](http://komanda-k.ru/sites/default/files/256562543%20(1).jpg)
Где находится, как добраться:
Деревня Малая Кильмезь, Кировская область, Кильмезский район.
Координаты населенного пункта:
56.927364, 51.038385
Из города Киров можно добраться по старой Казанской дороге (трасса 33Р-002),
У села Архангельское нужно повернуть в сторону поселка Нема.
Далее следует двигаться на Осиновку и Рыбную Ватагу.
Потом ехать на поселок Кильмезь, и на Малую Кильмезь.
______________________________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
«Легенды и обряды вятских мари: Легенды и предания». /Составитель — Шелепов С.Е. — Йошкар-Ола, РО «Союз писателей России» РМЭ, 2015. — 96 с.
Группа Малая Кильмезь Вконтакте.
Энциклопедия Земли Вятской: том 1, книга 2. Сёла. Деревни. - Киров: 2002г.
Краеведческий сайт Кильмезского района Кировской области.
Вложение | Размер |
---|---|
Юмото, Малая Кильмезь | 33.15 КБ |
Юмото, Малая Кильмезь | 179.02 КБ |
Юмото, Малая Кильмезь | 128.13 КБ |
Юмото, Малая Кильмезь | 122.97 КБ |
- Россия:
- Тэги:
- 875 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий