Церковь великомученицы Варвары. город Казань, республика Татарстан
Про Варваринскую церковь мы уже упоминали в наших статьях о Галицком (Царевококшайском) и Сибирском трактах, которые пересекали Казань и Казанский край.
Именно сюда гнали арестантов и ссыльных с Вятской и Казанской губерний, о чем мы также писали в истории Марийского края. Около Сибирской заставы, что располагалась рядом с храмом был большой арестантский дом и кузница, именно тут расковывали тех заключенных, которых потом гнали в Сибирь - по Большому Сибирскому тракту!
Счиалось, что Казань уже настолько далеко от центра России, что арестанты обратно уже не убегут!
А за Сибирской заставой - начинался бесконечный путь на Урал и в Сибирь, который пешком преодолевали многие несчастные люди, иногда и более года, иногда и умирали на этом пути...
Также от Сибирской заставы начинался Мамадышский тракт (Зюрейская дорога), который вел в сторону Мамадыша и Елабуги!
Сама Варваринская церковь помнит восстание Пугачева, поэта Пушкина и Боратынского, пение Шаляпина, революционные и Советские годы!
Церковь святой великомученицы Варвары была построена в конце XVIII века.
На месте ее находился «казанского вице-губернатора Кудрявцева» загородный дом, из которого, по одному из преданий, в 1779-1780 гг. церковь и была перестроена.
На церковном антиминсе стояла дата - 1781 год. Однако до революции в алтаре хранилось Евангелие в серебряном чеканном окладе с надписью об устроении его стараниями местного священника Ильи Федорова в 1764 году.
Сибирская застава - 18 век, окраина Казани, Большой Сибирский тракт
Первоначально Варваринская церковь была построена как холодная (летняя, т.е. не отапливаемая) церковь. Придельным теплым храмом являлся храм во имя Жен-Мироносиц, в процессе перестроек превратившийся в придел Варваринской церкви. По преданию, церковь во имя святой великомученицы Варвары была сооружена для нужд Арского кладбища, но когда в 1795 году была построена кладбищенская церковь (во имя Ярославских чудотворцев), Варваринский храм стал самостоятельным приходским. Причем вплоть до 1818-1819 гг. кладбищенский храм являлся приписным к Варваринскому.
Священники Варваринской церкви совершали требы в военном госпитале, приписанном к храму в богослужебном отношении. Варваринская церковь не сохранила в себе ничего старше XIX века из-за неоднократных перестроек. Так, главный храм, созданный еще в традициях классицизма, за ветхостью был разобран, и в 1901-1907 гг. сооружен новый, по проекту епархиального архитектора Ф.Н. Малиновского, теперь уже в традициях русского стиля. Перестройка храма производилась на средства самого храма и на пожертвования граждан.
Варваринская церковь в XIX веке находилась еще на окраине города, напротив Сибирской заставы, мост которой был построен в 1806 году по проекту архитектора Шелковникова. На этом мосту встретились возвращавшийся из ссылки Бирон, которому Елизавета Петровна разрешила жить в Ярославле, и Миних, в свое время добившийся ссылки Бирона в Пилим, а затем сам сосланный туда же.
По этому мосту мимо Варваринской церкви в разное время проезжали (и бывали в ней): А.Н.Радищев (1790), А.И.Герцен (1835), Н.Г.Чернышевский (1864), В.Г.Короленко (1884). В Варваринской церкви 2 февраля 1864 года венчались Николай Евгеньевич Баратынский, сын гениального поэта Е.А.Баратынского, и Ольга Александровна Казем-Бек, дочь знаменитого востоковеда. 25 апреля 1903 года в этой церкви был крещен Николай Заболоцкий, будущий поэт. На клиросе Варваринской церкви неоднократно пел подростком Федор Шаляпин.
Варваринская церковь в 19 веке
Последним настоятелем Варваринской церкви, был в период с 1918 по 1930 год, перед ее закрытием был протоиерей Николай Васильевич Петров, профессор Казанской духовной академии и Казанского университета (1914-1918), ректор недолго существовавшего Богословского института (1921-1923).
В 1929 году в газете «Красная Татария» появилась статья «Очаг мракобесия в районе трех вузов», где утверждалось, что Варваринский храм, находящийся вблизи сельскохозяйственного и педагогического институтов, посещают всего три-четыре старушки, и ставился вопрос о закрытии храма. Статья послужила поводом для инициирования студенческих собраний в трех институтах с требованием закрыть храм - окрестные жители, получив нормальное образование и условия жизни попросту отказались содержать за свой счет ненужное им заведение. 16 января 1930 года решением Президиума ЦИК ТССР Варваринская церковь была закрыта, храм был передан под клуб рабочих трамвайного парка - коммунисты как обычно отдали его под нужды простого народа, тем самым сохранив здание от разрушения.
В дальнейшем в храме был кинематограф, протезная мастерская, кафедра Казанского технологического института. В конце 1994 года в результате настойчивых требований РПЦ храм был возвращен Православной Церкви.
В церковь были перенесены местночтимые святыни, сохранившиеся в церкви Ярославских чудотворцев - икона великомученицы Варвары (XVIII в.) и икона Жен-Мироносиц. К 2000 году в храме проведены были значительные реставрационные работы: восстановлены и позолочены купола, установлены кресты, в храме настлан мраморный пол, в трапезной части разобран ветхий потолок, грозивший обрушиться, и устроен новый. В настоящее время восстанавливается храмовый иконостас.
Восстановление Варваринской церкви связано с именем настоятеля этого храма протоиерея Виталия Тимофеева, сумевшего привлечь к возрождению православной святыни влиятельных благотворителей.
История храма
Точная дата постройки Варваринской церкви не известна (антиминс датирован 1781 годом). Храм был возведен в конце 18 века, в то время, когда вся Казань отстраивалась после пугачевского разорения. По преданию она была перестроена в 1779-80 гг. из загородного дома казанского вице-губернатора Кудрявцева.
Во время пугачевского бунта вице-губернатор, 104-летний старик, укрылся от пугачевцев в Богородицком монастыре. Пугачевцы казнили губернатора прямо на паперти собора. Возможно изначально церковь относилась к Арскому кладбищу, а после того, как там был построен свой храм во имя Ярославских чудотворцев, Варваринская церковь стала приходской.
карта Казани и Большого Сибирского тракта в Казанской губернии
В 19 веке Варваринская церковь находилась на окраине города на печально известном Сибирском тракте, как раз напротив построенного в 1806 году по проекту архитектора Шелковникова каменного с колоннами моста Сибирской (называемой также Арской, по направлению к ближайшему крупному городу) заставы. Сейчас на этом месте соединяются улицы Горького и Маркса, на месте оврага — жилой дом. По этому мосту проезжали мимо храма и бывали в нем А. Н. Радищев (1790), А. И. Герцен (1835), Н. Г. Чернышевский (1864), В. Г. Короленко (1884). На мосту встретились Бирон, возвращавшийся из ссылки по распоряжению Елизаветы Петровны, и Бурхард Миних, содействовавший ссылке Бирона в Сибирь, а теперь сосланный туда же. 12 июня 1774 года, после небольшого боя у Арской заставы в город ворвался Емельян Пугачев. Архитектор первоначальной церкви неизвестен, по сохранившемся фотографиям — это был храм в стиле классицизма, с теплым приделом во имя св. Жен-Мироносиц.
В 1901-07 гг. по проекту казанского епархиального архитектора Федора Николаевича Малиновского на средства собранные прихожанами был построен новый храм в русском стиле, включавший отдельные фрагменты старого храма 18 века, в частности нижние ярусы колокольни. Внешний облик храма сходен с церковью Евфимия Великого и Тихона Задонского Седмиезерной пустыни, также построенных архитектором Малиновским. Сочетание разновеликих арок, сводов, оконных проемов создает неповторимый уютный храмовый интерьер с замечательной акустикой, что свойственно всем творениям Малиновского (собор в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» Иоанно-Предтеченского монастыря в Свияжске 1898—1906, Храм Сошествия Святого Духа на Апостолов (с. Ачи) 1886—1896 гг., Храм святителя Гурия Казанского (с. Ташкирмень) 1895, Храм в честь свв. первоверх. апп. Петра и Павла (с. Бахта) 1912—1917 гг., Собор в честь Живоначальной Троицы в Раифском монастыре 1910 г, соборный храм Троицкого женского монастыря в Лаишево и др.).
Варваринский храм помнит многих знаменитых людей: в 1880-х гг. в церковном хоре пел Федор Иванович Шаляпин. 2 февраля 1864 г. здесь венчались Николай Евгеньевич Боратынский, сын великого поэта, и дочь известного востоковеда Александра Касимовича Казембека Ольга Александровна Казем-Бек. 25 апреля 1903 г. уже в период перестройки старой церкви, в Варваринской церкви был крещен будущий поэт Николай Заболоцкий.
После революции 1917 года в Варваринской церкви часто служил временно управляющий казанской епархией епископ Анатолий Грисюк, который жил во флигеле Духовной академии неподалеку.
Последним настоятелем Варваринской церкви вплоть до закрытия храма в 1930 году был профессор Казанской духовной академии и Казанского университета (1914—1918), ректор недолго существовавшего Богословского института (1921—1923) протоиерей Николай Васильевич Петров.
В 1929 году в газете «Красная Татария» появилась статья «Очаг мракобесия в районе трех вузов», с призывом к скорейшему закрытию храма, расположенному рядом с Пединститутом и Сельхозакадемией. Статья послужила поводом для инициирования студенческих собраний в трех институтах с требованием закрыть храм - окрестные жители, получив нормальное образование и условия жизни попросту отказались содержать за свой счет ненужное им заведение. 16 января 1930 года решением Президиума ЦИК ТССР Варваринская церковь была закрыта, храм был передан под клуб рабочих трамвайного парка - коммунисты как обычно отдали его под нужды простого народа, тем самым сохранив здание от разрушения. Старинную храмовую икону св. Варвары, и образ Жен Мироносиц из одноименного придела передали верующим.
В советское время в храме размещались клуб рабочих трамвайного парка, кинематограф, протезная мастерская.
В 1963 году сюда переехала кафедра компрессоров и пневмоагрегатов Казанского химико-технологического института, главный корпус которого расположен неподалеку.
В 1994 году храм вернули Церкви.
17 декабря 1994 года, в престольный праздник (день святой великомученицы Варвары), в храме было совершенно накануне Всенощное бдение и самый день праздника, впервые после закрытия храма 1930 году, совершена Божественная Литургия, которую возглавил Его Высокопреосвященство Высокопреосвященнейший Владыко Анастасий архиепископ Казанский и Татарстанский.
внутри храма великомученицы Варвары
хор Варваринской церкви
СТАТЬЯ О ДРЕВНИХ ДОРОГАХ КАЗАНСКОГО КРАЯ - ТУТ!
СТАТЬИ ПРО РОДНИКИ КАЗАНИ - ТУТ!
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
- https://святаяварвара.рф/
- Автор жития: Дмитрий (Седелков).
- Сайт Википедия.
- https://sobory.ru/
- фото пользователей Терентий, Антон Шабалкин,
- https://www.lipilin.ru/
- Татарстан:
- Тэги:
- 9218 просмотров
Комментарии
в черновиках...
в черновиках ещё несколько статей про Галицкий - Старый Казанский тракт,
может летом туда ещё раз съездим...
если будет время...
Интересно то, что конечный пункт древнего тракта -
это Галич мерянский!
в тех краях жило таинственное племя меря -
многие считают, что это одни из предков современных мари,
точнее они принимали участие в этногенезе марийцев!
впереди ещё много интересных тем!
Отправить комментарий