Театры Казани
Традиции театрального искусства Казани зародились еще в 18 веке. Сначала это были домашние постановки у помещиков, а затем в городе появился первый публичный театр.
Постепенно возникло несколько трупп: оперная, балетная и драматическая.
Почти с самого начала постановки шли на двух языках: русском и татарском. Билингвистично большинство казанских театров и сегодня: спектакли на татарском языке желающие могут послушать через наушники в переводе на русский или английский языки.
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ КАЗАНИ - ТУТ!
ЦЕРКВИ И МОНАСТЫРИ КАЗАНИ - ТУТ!
ЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯ КАЗАНИ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ И ЗАГАДОЧНЫЕ МЕСТА КАЗАНИ - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО МУЗЕИ КАЗАНИ - ТУТ!
Любовь казанцев к театральному искусству невероятная. Достаточно сказать, что Татарский государственный академический театр оперы и балета им. Мусы Джалиля несколько раз сгорал дотла и был восстановлен. Переиначивая поговорку — люди жаждали зрелищ, даже когда не хватало хлеба. И эту любовь не охлаждали ни войны, ни политические изменения в стране. Театры Казани всегда были глотком свободы и очагом культуры для горожан.
После революции труппа Татарского государственного академического театра им. Галиаскара Камала ездила по республике в рамках борьбы с неграмотностью.
Уникальная творческая атмосфера Казани, смешение европейских традиций и восточного менталитета создали интереснейшую театральную школу. Многие актеры и режиссеры, начинавшие свой творческий путь в столице Татарстана, потом создавали отдельные направления в других городах. Так, не без помощи казанцев зародился Уфимский государственный театр «Нур».
Каза́нский госуда́рственный академи́ческий ру́сский Большо́й драмати́ческий теа́тр и́мени В. И. Кача́лова — русский драматический театр в городе Казани Республики Татарстан Российской Федерации. Один из старейших театров России (Театр имени Качалова)
История театра
В 1791 году в Казани был открыт первый публичный театр с полулюбительской труппой. В 1803 году, в здании, специально построенном для крепостного театра, начала выступать профессиональная труппа крепостных актёров.
В репертуаре тех лет — пьеса Дениса Фонвизина «Недоросль» (была поставлена в 1804 году), пьесы Плавильщикова «Бобыль» и «Ермак» (обе были поставлены в 1805 году).
С БДТ связаны имена П. А. Плавильщикова, М. С. Щепкина, П. С. Мочалова, Н. К. Милославского, М. Г. Савиной, П. А. Стрепетовой, В. И. Живокини, А. Е. Мартынова, К. А. Варламова, М. А. Решимова, В. А. Макшеева, И. А. Слонова, И. В. Загорского, В. М. Павловой.
Здание в котором ныне располагается театр построено в 1833 году для купца Синякова, затем неоднократно перестраивался. В 1914 году оно приобретает окончательный вид с залом для демонстрации фильмов и для постановок драм и оперетт. Зрительный зал вмещает 505 зрителей. Сцена шириной 26 метров и глубиной 18 метров оборудована поворотным кругом диаметром 14 метров. В 1948 году театру присвоено имя Василия Качалова.
Современная труппа театра
Романова Светлана Геннадьевна, Народная артистка России, Народная артистка Татарстана, Лауреат Гос.премии РТ им. Г.Тукая. В театре им. Качалова с 1995 года.
Прытков, Геннадий Николаевич, заслуженный артист России (1997), народный артист России (2007). В театре им. Качалова с 1968 года.
Кешнер Вадим Валентинович, Народный артист России и Татарстана. В театре им. Качалова с 1961 года
Галицкий Михаил Олегович, Народный артист Татарстана, Лауреат Гос.премии Татарстана им. Г.Тукая. В театре им. Качалова с 1992 года.
Пантюшин Феликс Михайлович, Заслуженный артист России, Народный артист Татарстана. В театре им. Качалова с 1975 года.
Огарева Лидия Анатольевна, Заслуженная артистка Татарстана. В театре им. Качалова с 1979 года.
Иванова Антонина Аркадьевна, Заслуженная артистка Татарстана. В театре им. Качалова с 1981 года.
Галицкая Елена Игоревна, Заслуженная артистка Республики Татарстан. В театре им. Качалова с 1977 года.
Мазур Владимир Федорович, Заслуженный артист Республики Татарстан. В театре им. Качалова с 1972 года.
Чернавина Ирина Игоревна, Заслуженная артистка Татарстана. Закончила студию при КБДТ им. Качалова в 1961 году.
Славутский Илья Александрович, Заслуженный артист Республики Татарстан. В театре им. Качалова с 1996 года.
Фардеева Эльза Фаридовна, Заслуженная артистка Республики Татарстан. В театре им. Качалова 1997 года.
Голубев Марат Викторович, Заслуженный артист Республики Татарстан. В театре им. Качалова с 1997 года.
Ряшина Елена Юрьевна, Заслуженная артистка Республики Татарстан. В театре им. Качалова с 2001 года.
Ешкилева Надежда Александровна, артистка. В театре им. Качалова с 2001 года.
Шепелев Николай Виленович, артист. В театре им. Качалова с 1975 года.
Вандышева Ирина Владимировна, Заслуженная артистка Республики Татарстан. В театре им. Качалова с 1997 года.
Скрябин Илья Николаевич, артист. В театре им. Качалова с 2002 года.
Фролков Василий Алексеевич, артист.
Сабирова Ольга Александровна, артистка. В театре им. Качалова с 1998 года.
Скиданов Игорь Евгеньевич, артист. В театре им. Качалова с 2003 года.
Чайка Николай Николаевич, артист. В театре им. Качалова с 2007 года.
Бушуева Татьяна Александровна, артистка. В театре им. Качалова с 1991 года.
Пономаренко Елена Николаевна, артистка. В театре им. Качалова с 1991 года.
Валентина Кузнецова, артистка.
Алексей Захаров, артист. Окончил актёрский курс РАТИ-ГИТИС на базе КАРБДТ им. В. И. Качалова.
Антон Качалов, артист. Окончил актёрский курс РАТИ-ГИТИС на базе КАРБДТ им. В. И. Качалова.
Алена Козлова, артистка. Окончила актёрский курс РАТИ-ГИТИС на базе КАРБДТ им. В. И. Качалова.
Максим Кудряшов, артист. Окончил актёрский курс РАТИ-ГИТИС на базе КАРБДТ им. В. И. Качалова.
Александр Малинин, артист. Окончил актёрский курс РАТИ-ГИТИС на базе КАРБДТ им. В. И. Качалова.
Илья Петров, артист. Окончил актёрский курс РАТИ-ГИТИС на базе КАРБДТ им. В. И. Качалова.
Ксения Храмова, артистка. Окончила актёрский курс РАТИ-ГИТИС на базе КАРБДТ им. В. И. Качалова.
Казанский государственный театр юного зрителя
Казань, ул. Островского, 10
Казанский государственный театр юного зрителя работает с 1932 г. Сегодня репертуар театра известен не только в родном городе, но и за его пределами — труппа много гастролирует по стране. Находится ТЮЗ в красивом здании на улице Островского. Шесть лет, с 1995 по 2001 г. театр не работал «дома».
Казанский государственный театр юного зрителя — хранитель творческих традиций и воспитания духовности у подрастающего поколения на протяжении более 84 лет. ТЮЗ — театр для всех возрастов. Наш репертуар рассчитан для детей и взрослых.
Днем рождения театра считается 30 ноября 1932 года — день выпуска первого спектакля «Ровесники».
Это один из первых театров России, получивший высшую театральную премию "Золотая Маска"в номинации «Лучший спектакль года» (1996 год, спектакль «Буря» по пьесе У.Шекспира, режиссер Б. Цейтлин).
В своем репертуаре театр ориентируется на лучшие образцы русской и зарубежной классики, популярные произведения современной драматургии.
Казанский ТЮЗ — участник и лауреат многочисленных фестивалей, обладатель дипломов и премий.
В афише театрального сезона 2016—2017 гг. — 25 спектаклей.
30 ноября 1932 года — первый спектакль, «Ровесники».
1946 — первый Всесоюзный смотр детских театров, где ТЮЗ представил следующие спектакли: «Сказка» М. Светлова (режиссёр — засл.арт. ТАССР Д.Дросси), спектакль по пьесе татарского драматурга Д. Аппаковой «Находчивый юноша», спектакль «Хрустальный башмачок» Т. Габбе (режиссёр — С.Силаев).
1992 — Государственная премия присуждается спектаклю «Погром» по роману Бориса Васильева «И был вечер, и было утро» (режиссёр — Б. Цейтлин).
1996 — спектакль «Буря» В. Шекспира удостоен высшей театральной награды — премии «Золотая маска» в номинации «Лучший спектакль года» (режиссёр — Б. Цейтлин).
31 января 1996 года — пожар, после которого труппа 6 лет выступала на чужих сценах.
2003 — спектакль «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» Тома Стоппарда (режиссёр — Георгий Цхирава) номинант Национальной театральной премии России «Золотая Маска» в номинации «Лучший спектакль года».
2005—2013 — труппу в статусе главного режиссёра возглавлял Владимир Чигишев, заслуженный деятель искусств РФ.
2014 — главный режиссер театра Туфан Имамутдинов.
Молодежный театр «На Булаке»
Казань, ул. Право- Булачная, 13
Молодежный театр «На Булаке» — без сомнения, самый яркий и необычный театр в Казани. Труппа театра старается максимально отличаться от своих коллег по цеху. Импровизации, смелые постановки, шумные премьеры — это все про них.
Татарская государственная филармония
Казань, ул. Павлюхина, 73
Открытие Татарской государственной филармонии имени Габдуллы Тукая состоялось в 1937 г. С этого момента приоритетными направлениями в ее работе стали пропаганда классического музыкального наследия и музыкального искусства.
Татарский государственный театр кукол «Экият»
Казань, ул. Петербургская, 57
Архитектура белокаменного здания с множеством мельчайших деталей словно скопирована из детской книжки про волшебников. На фасаде театра вылеплены фигуры сказочных персонажей. А сценическая коробка сделана в виде стеклянного дворца.
Театр кукол «Экият» был создан в 1934 г. как «Первый государственный интернациональный театр кукол». У истоков театра стояли директор Сергей Макарович Мерзляков и актёры Марьям Хисамова, Мария Язвина, Фуат Тагиров, Вали Гафаров, Борис Рычков, Сара Валиуллина, Зинаида Устинова, Рокыя Хабибуллина.
Первая труппа театра владела и русским, и татарским языками, и свои первые спектакли — «Петрушка-октябрёнок», «Красный Петрушка», «Кошка и Лёшка» — ставила на обоих языках. С 1959 года театр кукол размещался в здании церкви Сошествия Святого Духа, а с 2012 г. начал показывать спектакли в новом здании на Петербургской улице. Это здание началось возводиться по инициативе президента Татарстана Минтимера Шаймиева, строилось 3,5 года с 2008 г. и обошлось бюджету в 1 млрд 300 млн руб. Новое здание театра является одним из крупнейших среди кукольных театров России. Театр располагает 2 залами: Большим на 250 мест и Малым на 100 мест.
Репертуар театра включает в себя более 40 спектаклей различного жанра и стиля на русском и татарском языках, среди которых «Гуси-лебеди», «Красная шапочка», «Волшебные сны Апуша», «Буратино», «Муха-цокотуха», «Цветик-семицветик», «Приключения Чебурашки», «Су анасы» (Водяная), «И, кызык Шурале!» (О, забавный Шурале), «Камыр батыр», «Мактанчык Этэч» (Хвастливый Петух). В театре ставились произведения таких писателей и драматургов, как Нины Гернет, Самуила Маршака, Льва Кожевникова, Шарля Перро, Елизаветы Тараховской, Нурихана Фаттаха, Нэби Даули, Туфана Миннуллина, Равиля Бухараева, Бориса Вайнера, Рената Хариса, Гульшат Зайнашевой и др.
Театр ведёт активную деятельность в России и за рубежом. С 1974 года является коллективным членом Международного Союза кукольных театров — УНИМА. Он принимал участие в международных фестивалях в Германии, Франции, Турции, Болгарии, Румынии, Финляндии, Украине, Белоруссии, Азербайджане, Казахстане, Таджикистане. На международном фестивале театров кукол «Ортеке» в Алма-Ате (2011 г.) спектакль «Камыр батыр» С. Хусни получил диплом за лучшее музыкальное оформление спектакля. Спектакль театра «Су анасы» (Водяная) по произведению Г. Тукая был удостоен сразу трёх дипломов за лучший актёрский ансамбль, лучшую работу художника и лучшее музыкальное оформление на международном фестивале театров кукол «Рабочая лошадка» (Набережные Челны, 2012 г.).
Каждые три года на сцене театра проводятся спектакли кукольных театров-участников международного театрального фестиваля тюркских народов «Науруз». В сентябре 2013 года в Казани прошёл Первый международный фестиваль театров кукол «Шомбай-fest», а театр «Экият» был удостоен диплома в специальной номинации Министерства культуры РТ «За высокий уровень организации и проведения фестиваля», а также двух дипломов в номинациях «За лучшее пластическое решение» Г. Маннаповой и «За лучшее музыкальное оформление спектакля» Ю. Чаплину за спектакль «Три дочери» А. Хаирова.
В апреле 2014 г. был открыт музей театра. В 2016 году состоялся II Международный фестиваль театров кукол «Шомбай-fest», в котором приняло участие 14 театров России и ближнего зарубежья. Татарский государственный театр кукол «Экият» был удостоен дипломов «За лучшую режиссёрскую работу» (И.Зиннуров, спектакль «Ханума» А.Цагарели), «За лучшую актёрскую работу» (Н.Егорова, роль Ханумы).
Деятельность театра
1934 г. — в августе под руководством Сергея Макаровича Мерзлякова в Казани открывается Государственный интернациональный театр кукол (Решение Секретариата Татарского обкома ВЛКСМ от 15 марта 1933 года)
1937 г. — поставлена сказка Г.Тукая — «Кәҗә белән сарык» (Коза и Овца). Это первое обращение театра к национальной сказке. Авторами пьесы и режиссёрами спектакля были актёры театра — Рокыя Хабибуллина и народный артист РТ — Фуат Тагиров
1938 г. — в театр приходит заслуженный деятель искусств РТ, заслуженный артист РТ — Саляхетдин Мухутдинович Хуснутдинов (художественный руководитель, главный режиссёр театра до 1964 года).
1953 г. — директором театра назначается заслуженный работник культуры РТ — Анатолий Павлович Юрусов (по 1971 г.)
1959 г. — 10 марта театру выделяется отдельное здание на улице Луковского, 21. В этот день театр показывает своим зрителям спектакль «Буратино» А.Толстого
1962 г. — пьеса-сказка Н.Даули «Бәхет җыры» («Песня счастья»), в постановке С.Хусни, удостаивается Диплома I степени за спектакль и Диплома за лучшую режиссуру на Всероссийском смотре спектаклей для детей
1965 г. — по 1968 г. главным режиссёром театра является заслуженный деятель искусств РФ — Игорь Михайлович Москалёв.
1974 г. — театр принимается в коллективные члены Международного союза театров кукол (УНИМА).
1976 г. — главным художником театра назначается заслуженный художник РФ, заслуженный деятель искусств РТ — Валентина Емельяновна Губская.
1977 г. — главным режиссёром театра назначается заслуженный деятель искусств РФ и РТ — Ильдус Насихович Зиннуров.
1993 г. — директором театра назначается заслуженный работник культуры РФ и РТ — Роза Саитнуровна Яппарова.
1994 г. — театр впервые выезжает на Международный фестиваль театров кукол в город Брауншвейг (Германия).
1998 г. — театр стал называться Татарским государственным театром кукол «Экият».
2008 г. — 3 октября произошла закладка первого камня в строительство нового здания театра кукол «Экият».
2009 г. — присуждена премия Министерства культуры и Союза писателей РТ имени Абдуллы Алиша.
2012 г. — 1 марта состоялась торжественная церемония открытия нового здания театра кукол на улице Петербургской, 57.
2013 г. — с 23-28 сентября в Казани проводится I Международный фестиваль театров кукол «Шомбай-fest».
2014 г. — открытие музея Татарского государственного театра кукол «Экият».
2016 г. — с 26-30 сентября в Казани проводится II Международный фестиваль театров кукол «Шомбай-fest».
Татарский театр драмы и комедии
Казань, ул. М. Горького, 13
Татарский государственный театр драмы и комедии был основан в 1933 г. по инициативе известного классика татарской литературы и драматургии Карима Тинчурина и впоследствии назван в его честь. Он располагается в центре Казани на улице М. Горького в бывшем жилом доме 1850 г.
Татарский государственный театр драмы и комедии им. К. Тинчурина — театр в Казани (Татарстан), основанный по инициативе классика татарской литературы Карима Тинчурина в 1933 году и названный в его честь.
В репертуаре театра более 30 постановок для взрослых и 6 постановок для детей. Театр с гастролями объездил всю Республику, побывал во многих субъектах Российской Федерации, активно участвует в культурной жизни Республики, пропагандирует и развивает татарскую культуру.
Здание
Театр им. К. Тинчурина расположен в центральной части города в районе бывшего Арского поля на улице Горького, 13. До 1986 года в этом здании располагался Татарский академический театр имени Галиасгара Камала.
Изначально здание являлось жилым домом (1850 год, архитектор Скаржинский). История дома как «Нового театра» началась в 1912 году (автор проекта реконструкции — архитектор Ф. Р. Амлонг).
Здание театра является ярким образцом театрального сооружения начала XX века, оформленного в духе ретроспективизма с элементами модерна. Двухэтажное здание является городским архитектурно-историческим памятником и одним из знаковых объектов, формирующих своим фасадом улицу Горького. Фасад решен в неоклассических формах с симметричной композицией, выделен двумя ризолитами, парадным входом, перекрытым башенкой и металлическим кованым навесом на цепях.
К 2009 году был реализован многолетний проект комплексной реставрации и реконструкции здания, включая обновление фасада и интерьеров бело-зелёных тонов.
История
История театра ярка и своеобразна. Возникнув по призыву Первого Всесоюзного съезда колхозников-ударников в 1933 году по личной инициативе К. Тинчурина, как филиал Татарского государственного академического театра, коллектив театра прошёл большой и трудный путь становления от колхозно-совхозного до республиканского Передвижного и наконец Татарского государственного театра драмы и комедии им. К. Тинчурина.
Первый спектакль был поставлен 6 ноября 1933 года в деревне Шали Пестречинского района Татарской АССР. Это была пьеса Карима Тинчурина и Кави Наджми «Булат бабай семьясы».
Совершенно неслучайным является тот факт, что бывший передвижной, колхозно-совхозный театр носит сегодня имя Карима Тинчурина, инициатора создания театра, выдающегося деятеля татарского театра, драматурга, режиссёра, актёра, человека вложившего всю душу, всю горячую энергию в строительство театрального дела.
Основу труппы в то время составляли известные артисты академического театра: Гульсум Болгарская, Зариф Закиров, Ибрагим Шагдалеев, Мазит Ильдар, Азаль Ягудин, Гульсум Камская, Бибинур Галиуллина, Газиз Гиматов, Марьям Рахматуллина, Хан Исмагилов и др.
В дальнейшем много лет работали артисты: Касим Шамиль, Вера Минкина, Габдулла Фатхуллин, Зайнап Камалова, Зайтуна Халиуллина, Рокыя Кушловская, Сает Шакуров, Сафия Хуснутдинова, Гани Валеев и др.
Руководителями и режиссёрами театра в первые годы со дня основания были драматург Риза Ишмуратов, Гали Ильясов и позже Асгат Мазитов. Отдельные спектакли были поставлены известными ныне режиссёрами Ш. Сарымсаковым, Х. Салимзяновым, Г. Уральским.
В довоенное время театр был единственным институтом просвещения, развлечения, связи с большой землей в татарских деревнях, где не было ни радио, ни телевидения.
Особую значимость театр приобрел в годы Великой Отечественной войны — как идеологическое средство воздействия на людей, актёры вели выступления на призывных пунктах, вокзалах, в лазаретах и госпиталях, укрепляя боевой дух человека. В годы войны театр ставит пьесы, созвучные тем дням: «Таинственный клад» Т. Гиззата, «Возвращение» Р. Ишмуратова, пьеса Г. Насыри «Семья патриотов» и т. д. Ради понимания цели своего служения искусству и народу театр переносил все невероятные тяготы быта. Нужно отдать должное тому мужеству, выносливости с которыми актёры в тяжелые для Родины года творили добро.
С окончанием Великой Отечественной Войны труппа театра пополнилась артистами, возвратившимися с фронта и пришедшими из других коллективов среди которых были Фаридун Юнусов, Магинур Шарипова, Мухаммет Хамзин, Мунира Шагидуллина, Закия Туишева. Руководство театром поручается режиссёрам Габдулле Юсупову, Сулейману Валееву-Сульве и директору Мухаммеду Хамзину. С 1956 года главным режиссёром назначается Кашифа Тумашева — режиссёр с высшим театральным образованием и большим стажем театральной и педагогической работы в академическом театре и в Татарском театральном училище. В послевоенные годы репертуар театра обогащается постановками зарубежной, русской, татарской классики. Это и «Жорж Донден» Ж. Мольера, «Поздняя любовь» А. Островского, «Галиябану» М. Файзи, «Берегись, взорвется» К. Тинчурина и др. В 50-е годы труппа пополняется выпускниками Казанского театрального училища, которые ныне старшее поколение актёров. Среди них народные артисты ТАССР Фердинанд Фарсин, Карима Нуруллина, Назлыгуль Латыйпова.
С 1963 года главным режиссёром театра работает заслуженный деятель искусств ТАССР, лауреат Государственной премии ТАССР им. Г. Тукая — Равиль Тумашев. В 60-70-е годы поколение артистов воспитывалось на драматургии нового поколения драматургов — Ю. Аминова, З. Шагимуратова, Т. Миннуллина, И. Юзеева, А. Гилязова. В спектаклях, поставленных по пьесам этих авторов, выросла целая плеяда замечательных актёров: Заслуженная артистка РФ Исламия Махмутова, Народные артисты РТ Ренат Мифтахов, Халил Махмутов, Хазяр Шакурова, Наиль Шайхутдинов, Ляля Миннуллина, Тимер Зиннуров, Марсель Заббаров, Нуретдин Назмиев, Роза Хабибрахманова, Анас Галиуллин и другие.
1988 год стал в истории театра переломным. В этом году театру присваивают имя одного из основателей театра, великого татарского артиста, режиссёра и драматурга Карима Тинчурина. Также в этом году театр становится стационарным. После 55-летних скитаний театр получает своё здание по адресу ул. Горького,13. Благодаря своей мобильности и творческому потенциалу, театр широко известен как в самой Республике Татарстан, так и далеко за её пределами.
С 1993 года главным режиссёром театра им. К. Тинчурина становится заслуженный артист Российской Федерации и заслуженный деятель искусств Республики Татарстан Рашид Загидуллин. Сегодня на сцене театра им. К. Тинчурина с большим успехом идут спектакли как зарубежных авторов, так и современных татарских драматургов: пьесы К. Тинчурина «Угасшие звезды», «Привередливый жених», «Американ», У.Шекспир «Гамлет. Сцены», П. О. Бомарше «Безумный день или женитьба Фигаро», ,Т. Миннуллин «Сон», Х. Вахит «Женихи», И. Грекова «Вдовий пароход», Н. Фаттах «Пока течет Итиль река», Г. Зайнашева «Гайфи бабай, женись двавай» и другие. Некоторые из этих спектаклей на различных фестивалях национальных театров были названы в числе призёров, имеют дипломы и награды.
В сезоне 1998-99гг. на сцене театра ставятся совершенно разножанровые спектакли: музыкальная драма К. Тинчурина, муз. С. Сайдашева «Угасшие звезды», оперетту Т. Гиззата, муз. Д. Файзи «Башмачки» и буффонадную комедию по пьесе Ж. Б. Мольера «Господин де Пурсоньяк». А спектакль по пьесе К. Тинчурина «Угасшие звезды» на V Республиканском театральном фестивале им. К. Тинчурина был удостоен сразу трех главных премий «За лучшую женскую роль» (Сарвар) — актриса З. Валеева, «За лучшую мужскую роль» (Надир-махдум) актёр Ш. Фархутдинов, «За лучшую режиссуру» — Р. Загидуллин. Этот же спектакль на всемирном фестивале «Туганлык», который прошёл в г. Уфа с 26 мая по 2 июня 2000г завоевал главный приз среди 4 номинаций. Приз «За лучшую мужскую роль» был удостоен актёр Ш. Фархутдинов. В 67-м театральном сезоне театр порадовал своих зрителей ещё одной грандиозной премьерой, по всемирно известной пьесе немецкого драматурга Б. Брехта «Мамаша Кураж и её дети» (перевод И. Махмутовой). Пьеса Б. Брехта была впервые поставлена в Республике Татарстан. На основании решения Кабинета Министров Республики Татарстан спектакль по пьесе Б. Брехта «Мамаша Кураж и её дети» был снят в Госфильмофонд РТ.
В 2001 году на сцене театра состоялась премьера драма известного татарского драматурга Т. Миннуллина «Заблуждение» и другие. Постановка комедии «Ходжа Насретдин» породила большой интерес в театральных кругах. За исполнение главной роли Ходжи Насретдина актёр Алмаз Фатхуллин на VII-ом Международном театральном фестивале тюркских народов «Навруз» г. Казань 2002 г. в номинации «За удачную актерскую работу» был удостоен дипломом и премией.
В репертуаре театра появилась новая постановка Уильяма Гибсона «После чуда». Это первая постановка пьесы Гибсона в татарском театре. Исполнительница главной роли Заслуженная артистка РТ Джамиля Асфандиярова была отмечена вниманием жюри на VII-ом Международном театральном фестивале тюркских народов «Навруз» г. Казань 2002 году и награждена дипломом и премией.
Театр им. К. Тинчурина внес значительный вклад в эстетическое воспитание подрастающего поколения, в культурно-просветительскую и общественную деятельность по сохранению и развитию татарского языка, культуры и обычаев среди населения города Казани.
За последний период театр им. К. Тинчурина зарекомендовал себя как высокопрофессиональный творческий коллектив, этому свидетельствуют огромный успех у зрителей и у театральных критиков, как в столице, так и по регионам России. Гастроли в городах Уфа, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и др. говорит о качественном и высоком уровне профессиональной подготовки данного коллектива.
Татарский театр оперы и балета
Казань, пл. Свободы, 2
Татарский государственный академический театр оперы и балета им. Мусы Джалиля — один из старейших дворцов Мельпомены в Казани. И пусть современное здание появилось в городе лишь в 1956 г., первые спектакли в Казани шли уже с 1791 г.
До 1917 года
Начало общедоступных театральных представлений в Казани официально относят к 1791 г. Первоначально спектакли проходили в гимназическом театре, который имел специально оборудованный зал на 400 мест. Собственное здание театра было возведено в 1803 г. (деревянный театр на каменном фундаменте) на месте нынешнего здания театра.
Пожар 1842 г. уничтожил почти весь город, сведений о театральных зданиях тех лет почти не сохранилось. Спектакли шли в частных домах. В 1845 г. началась закладка первого каменного здания театра. Новое красное кирпичное здание стояло на месте нынешнего сквера на Площади Свободы, который в то время был Театральной площадью. Первые спектакли начали давать в 1851 г. В Казани становление оперного дела имеет глубокие корни: опера всегда сосуществовала с драмой и опереттой. Всегда выступали заезжие оперные труппы, чаще итальянские.
Но постоянные оперные сезоны начались в антрепризу П. М. Медведева в 1874 г. 26 августа 1874 г. впервые полностью артистами казанской оперной труппы была дана опера М. И. Глинки «Жизнь за царя», эта дата считается датой начала постоянных оперных сезонов в Казани.
В ночь на 4 декабря 1874 г. здание театра сгорело. Стационарное здание Казанского театра, заново отстроенное в 1875 г. после пожара 1874 г., существовало на месте нынешнего сквера на Площади Свободы до пожара 1919 г., после чего не восстанавливалось.
Советский период
В 1934 г. СНК ТАССР было принято постановление о создании в Казани Татарского государственного оперного театра (именно оперного, а не оперы и балета).17 июня 1939 г. театр открылся оперой Назиба Жиганова «Качкын». Своего здания у театра не было, и спектакли шли на сценах других театров. Возведение здания началось в 1936 г. по проекту московского архитектора Скворцова (по другим данным, главным архитектором был репрессированный в 1937 г. Николай Круглов[1]). В дальнейшем казанский архитектор Исмагил Гайнутдинов внес в проект коррективы. В связи с начавшейся Великой Отечественной войной строительство нового большого здания театра затянулось на 20 лет и было завершено с использованием труда немецких военнопленных только к середине 1950-х годов. 28 сентября 1956 года новое здание театра на площади Свободы было торжественно открыто оперой Н. Жиганова «Алтынчеч»[2]. В этом же году театру было присвоено имя Героя Советского Союза Мусы Джалиля. До войны известный татарский поэт, погибший в нацистском плену, заведовал в театре литературной частью.
10 февраля 1941 г. в связи с организацией при Татарском государственном оперном театре балетного коллектива Совет Народных Комиссаров Татарской АССР принял постановление об изменении названия театра. Он стал называться театр оперы и балета.
В июне 1957 г. Татарский государственный театр оперы и балета им. М. Джалиля принял участие в Декаде татарского искусства и литературы в Москве. Следующий выезд в Москву состоялся в июле 1986 г. Это были большие гастроли театра, получившие замечательные отзывы.
В 1988 г. театру было присвоено звание «Академический».
По разные стороны от здания театра установлены памятники — Пушкину (по улице Пушкина) и Тукаю (по Театральной улице). Фронтон здания выходит на площадь Свободы. У обратной стороны разбит небольшой сквер с фонтаном и цветниками.
Современность
Татарский академический государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля. Монета Банка России — Серия: «Памятники архитектуры России», 3 рубля, серебро, 2005 год
Формирование репертуара театра происходит по принципу антологии. Основу его составляют шедевры мирового музыкального театра, русская классика, а также выдающиеся произведения композиторов Татарстана. С 2001 г. художественное руководство начало осуществлять активные творческие поиски и в других направлениях, кардинально отличающихся от привычного академического стиля. Речь идет о ряде международных проектов, осуществление которых позволяет театру находиться в русле новейших тенденций современного мирового музыкального театра.
С 1994 года театр ежегодно проводит международные турне по странам Западной и Восточной Европы (Великобритания, Германия, Австрия, Швеция, Швейцария, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Дания, Франция и др.), в ходе которых представляет зарубежной публике все оперные и балетные премьеры театра, давая более 100 спектаклей в год.
Особенностью административно-художественной структуры театра является отказ от института «главных» (режиссёр, балетмейстер, художник), благодаря чему театру вот уже много лет удается избегать столкновений творческих амбиций, в том числе монополии «главных», не пускающих на свою территорию конкурентов. В театре, одном из первых в стране, были введены должности художественного руководителя оперы и художественного руководителя балета, которые не являются постановщиками, но проводят в жизнь художественную и административную политику театра.
Благодаря имеющейся форме организации работы в театре его художественные границы значительно расширяются, от чего выигрывает, в первую очередь, зритель, ибо он получает возможность увидеть и услышать лучшее, что отобрано временем, а именно, оперные и балетные шедевры. Благодаря введению в 1990 г. контрактной системы с её жесткой конкуренцией и возможностью широко использовать практику приглашения гастролеров, а также поспектакльной оплаты труда (индивидуальный гонорар за отдельную партию плюс гарантированный оклад), театр не только смог избежать посредственного уровня исполнения и, соответственно, пустых зрительных залов — участи многих российских театров, но и достиг того уровня, при котором ни один спектакль сегодня, не исключая и национального репертуара, не проходит без участия гастролеров. Кроме того, ни один спектакль не проходит и дважды в одном и том же составе, благодаря чему удается поддерживать премьерный уровень всех постановок театра и избежать их деления на событийные и рядовые.
Согласно исследованиям журнала «FORBES» (октябрь 2009), Татарский академический государственный театр оперы и балета им. М.Джалиля — второй по показателю заполняемости зала в России (93 %), он уступает пальму первенства лишь Мариинскому театру Санкт-Петербурга.
Фестивали
ТАГТОиБ им. М. Джалиля является местом проведения крупных Международных фестивалей — оперного им. Ф. И. Шаляпина (с 1982), классического балета им. Р. Нуриева (существует с 1987, с 1993 носит имя Нуриева), а также ряда других культурных мероприятий федерального, республиканского и городского значения.
Международный оперный фестиваль имени Федора Ивановича Шаляпина
Первый фестиваль состоялся в 1982 году по инициативе директора театра Рауфаля Мухаметзянова и имел статус республиканского (в его программу входили только спектакли шаляпинского репертуара). В 1985 году он стал всероссийским, с 1991 году — международным. За эти годы значительно расширился репертуар фестиваля и увеличилось количество его участников. Принять участие в фестивале считают честью ведущие солисты крупнейших театров России, известные зарубежные исполнители и дирижеры. В разные годы в фестивальных спектаклях выступали солисты Большого театра А.Эйзен, А.Ведерников, А. Масленников, В.Верестников, В. Пьявко, И. Архипова, Ю. Мазурок, Т. Ерастова, Т. Синявская, А. Ломоносов, В. Кудряшов; солисты Мариинского театра Н.Охотников, Ю.Марусин, Б.Минжилкиев, В.Огновенко, О.Кондина, Г.Беззубенков, И. Богачёва, Л. Филатова, В. Ванеев, Ю. Шкляр, В. Черноморцев, А. Агади, А. Шагимуратова, зарубежные певцы Рене Папе, Мельба Рамос и др., дирижёры Валерий Гергиев, Михаил Плетнёв, Гинтарас Ринкявичус, Ренат Салаватов и другие. Фестиваль проходит ежегодно, в феврале месяце.
Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева
Первый фестиваль состоялся в 1987 году. Фестиваль назван именем танцовщика с личного согласия Рудольфа Нуриева, посетившего Казань в 1992 г. Пройдя путь от Всероссийского до Международного, завоевывая с каждым годом все большую популярность, фестиваль сейчас является одной из визитных карточек музыкально-театрального Татарстана и значительным событием в культурной жизни России и Европы. Гостями фестиваля в разное время были В. Васильев, Е.Максимова, Г. Комлева, Н. Долгушин, Н. Грачёва, К. Кырб, Л. Кунакова, Н. Павлова, Т. Чернобровкина, Н. Ледовская, Илзе Лиепа, П. Скирмантас, И.Валекайте, Э. Шпокайте, Т. Кладничкина, В.Григорьев, А. Дорош, Л. Шипулина, Е. Князькова, И. Шапчиц (Завьялова), Ульяна Лопаткина, Ю.Махалина, Т. Голякова, С. Захарова, Н. Цискаридзе и др.
Театр им. Г. Камала в Казани
Казань, ул. Татарстан, 1
Татарский государственный академический театр имени Галиаскара Камала за более чем столетнюю историю видел в своем зале не одно поколение казанцев. Этот театр считается одним из самых популярных в Казани. Зарождение Татарского государственного академического театра имени Камала произошло в 1906 г.
Уже в начале ХХ века появились первые татарские любительские театральные группы, которые ставили спектакли по пьесам русских и зарубежных драматургов. Первая татарская пьеса «Бичара кыз» («Несчастная девушка») была написана в 1886 году Габдрахманом Ильяси (1856—1895). Возникновение профессионального татарского театра связано с Татарским Академическим театром имени Галиасгара Камала. Днём рождения ТГАТ имени Камала считается дата 22 декабря 1906 года, так как именно в этот день состоялся первый публичный спектакль на татарском языке. Первой профессиональной татарской группой, ставшей зародышем ТГАТ, была «Сайяр» («передвижник», «путешественник»). Название для группы предложил выдающийся татарский поэт Габдулла Тукай. В эти годы влияние на становление татарского театра оказали актёр и режиссёр Ильяс Кудашев-Ашказарский, Сулейман Валеев-Сульва, выдающиеся татарские драматурги Галиасгар Камал, Карим Тинчурин, актёр и режиссёр Зайни Султанов, актриса и режиссёр Сахибжамал Гиззатуллина-Волжская, артисты Ашраф Синяева, Шакир Шамильский, Гульсум Болгарская, Касым Шамиль, Мухтар Мутин, актёр и режиссёр Нури Сакаев, актёр и режиссёр Бари Тарханов. Также можно назвать артиста и режиссёра Газиза Айдарского, писателя Фатиха Амирхана.
Но наибольший вклад в развитие татарского профессионального театра оказал Абдулла Кариев, настоящее имя которого Минибай Хайруллин. Свою сценическую деятельность он начал в 1907 году в группе «Сайяр», сыграл множество ролей, был режиссёром десятков спектаклей.
Необходимо отметить также Галиасгара Камала, или «татарского Островского», как называл его Тукай. Его первая драма «Бәхетсез егет» («Несчастный юноша») написана в 1898, издана в 1899 году. До революции он написал такие произведения, как «Беренче театр» («Первое представление»), «Бүләк өчен» («Ради подарка»), «Безнең шәһәрнең серләре» («Тайны нашего города»), «Банкрот». Перевёл пьесы «Жалкое дитя» Намика Кемаля, «Женитьбу», «Ревизора» Н. В. Гоголя, «Грозу» А. Н. Островского, «На дне» А. М. Горького и другие пьесы русских и зарубежных авторов.
Основоположниками татарской музыкальной драмы стали драматург Карим Тинчурин и композитор Салих Сайдашев. Это легендарная «Зәңгәр шәл» («Голубая шаль»), «Кандыр буе» («На реке Кандре»), «Сүнгән йолдызлар» («Угасшие звезды»), «Казан сөлгесе» («Казанское полотенце»), «Алар өчәү иде» («Их было трое»). За 100 лет существования татарского профессионального театра музыку к спектаклям писали десятки композиторов, среди них — Сара Садыкова, Джаудат Файзи, Александр Ключарёв, Хуснулла Валиуллин, Фасиль Ахметов, Масгут Имашев, Назиб Жиганов, Алмаз Монасыпов, Энвер Бакиров, Луиза Батыр-Булгари, Бату Мулюков.
1 января 1923 года состоялось официальное открытие Татарского театрального техникума. Сейчас это учебное заведение называется Казанским театральным училищем. В разные годы на татарском отделении техникума (училища) преподавали Карим Тинчурин, Зайни Султанов, Макарим Махдиев, Ширияздан Сарымсаков, Шахсенем Асфандиярова, Марсель Салимжанов, Шамиль Бариев,Салих Сайдашев, Фарид Бикчантаев, Адель Кутуй (последний организовал в техникуме литературный кружок). За годы своего существования это учебное заведение выпустило немало талантливых артистов. Это Хаким Салимжанов и Галия Нигматуллина, Галия Кайбицкая, Идият Султанов, Айрат Арсланов, Шаукат Биктимеров, Галия Булатова, Рашид Загидуллин, Габдулла Сагитов, Рашида Зиганшина и многие другие.
Звание «Академический» было присвоено театру в 1926 году, а имя классика татарской драматургии Галиасгара Камала — в 1939. Во время второй мировой войны многие актёры театра были участниками концертных бригад — выступали на фронте и госпиталях (Халил Абжалилов[1], Усман Альмеев, Гульсум Болгарская, Фуад Халитов, Фатыма Ильская, Галия Кайбицкая). Помимо этого, во время войны коллектив театра поставил десятки новых постановок. Здание театра отдали под госпиталь, а камаловцы стали работать в здании Качаловского театра.
На декаде татарского искусства и литературы в Москве в 1957 году театр показал спектакли «Голубая шаль» Тинчурина, «Хужа Насретдин» и «Зифа» Исанбета, «Тревожные дни» Т.Гиззата, «Минникамал» Амира, «Король Лир» Шекспира.
Во второй половине XX столетия в театре работали режиссёры Ширьяздан Сарымсаков, Празат Исанбет, Абдулла Юсупов, Хусаин Уразиков, Гумер Девишев, Валерий Бебутов, Александр Михайлов, Рафкат Бикчантаев, Марсель Салимжанов. В 1991 году режиссёром-постановщиком театра становится Фарид Бикчантаев. Сейчас он — главный режиссёр театра имени Г. Камала.
В 1961 году в труппу театра влились выпускники Московского театрального училища им. Щепкина и Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии, которые стали известными артистами. Это Шамиль Бариев, Ренат Тазетдинов, Азгар Шакиров, Наиль Дунаев, Нажиба Ихсанова, Гульсум Исангулова, Фирдаус Ахтямова, Равиль Шарафеев, а также известный драматург Туфан Миннуллин — автор более полусотни пьес. Многие из них были поставлены на театральных сценах не только Татарстана, но и других регионов России. Это «Без китәбез, сез каласыз» («Мы уходим, вы остаётесь»), «Ай булмаса, йолдыз бар» («Без луны звезда нам светит»), «Авыл эте Акбай» («Деревенский пес Акбай»), «Моңлы бер жыр» («У совести вариантов нет»), «Миләүшәнең туган көне» («День рождения Миляуши»), «Үзебез сайлаган язмыш» («Судьбы, избранные нами») «Әлдермештән Әлмәндәр» («Старик из деревни Альдермыш»), «Әниләр һәм бәбиләр» («Дочки-матери»), «Хушыгыз» («Прощайте»), «Канкай угылы Бәхтияр» (пьеса о сподвижнике Емельяна Пугачёва Бахтияре Канкаеве «Бахтияр Канкаев»), «Шулай булды шул» («Вот так случилось»), «Җанкисәккәем» («Свет моих очей»), «Гөргөри кияүләре» («Зятья Гэргэри»), «Эзләдем, бәгърем, сине» («Искал тебя, любимая»), «Галиябану, сылуым-иркәм» («Галиябану, ненаглядная моя»), «Шәҗәрә» («Родословная»), «Алты кызга бер кияү» («Шесть невест и один жених»), «Диләфрүзгә дүрт кияү» («Четыре жениха Диляфруз»), «Илгизәр+Вера» («Ильгизар+Вера»).
В 1972 году по проекту по проекту группы архитекторов, состоящей из Г. Горлышкова, Ю.А. Корнеева, Ф.М. Евсеева, М.Г. Евсеевой, Г. Хаджина, Н. Шебалиной, началось строительство нового здания театра. В 1986 году оно было завершено, а в январе 1987 года состоялось открытие сцены.
В 1995 году молодые актёры театра на Международном фестивале театральных школ в Москве получили главную премию за спектакль «Чайка» Антона Чехова. Режиссёр — Ф. Бикчантаев.
В 2001 году главный режиссёр театра имени Камала Марсель Салимжанов был удостоен высшей российской награды — национальной театральной Премии «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство».
Оформлением спектаклей в разные годы занимались художники С. Яхшибаев, Г. Камал, П. Беньков, Э. Гельмс, П. Сперанский, М. Сутюшев, А. Тумашев, Р. Газиев, А. Кноблок, А. Закиров и С. Скоморохов.
В 2002 году после смерти Марселя Салимжанова главным режиссером театра стал его ученик, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан и Российской Федерации, лауреат Государственной премии Республики Татарстан имени Г.Тукая, профессор Фарид Бикчантаев, с 2011 года возглавляющий Союз театральных деятелей Республики Татарстан.Театр активно гастролирует по России, ближнему и дальнему Зарубежью и завоевывает большой успех у зрителей Казахстана, Кыргызстана, Азербайджана, Литвы, Латвии, Эстонии, Германии, Финляндии, Турции, Великобритании, Колумбии, Испании, Китая, Венгрии и др.
В 2014 году спектакль «Однажды летним днем» Йона Фоссе в постановке Ф.Бикчантаева номинируется на премию «Золотая маска».
С 1998 года театр проводит Международный театральный фестиваль тюркских народов «Науруз», с 2010 года – Международный театрально-образовательный форум «Науруз», с 2009 года – Всероссийский фестиваль молодой татарской режиссуры «Ремесло».
Учредителем театра является Республика Татарстан. Функции и полномочия учредителя от имени Республики Татарстан осуществляются Министерством культуры Республики Татарстан.
Казанский камерный театр Сдвиг
Казанский камерный театр «SDVIG» прошел долгий и сложный путь своего становления. Сегодня наш театр переживает новую веху своей истории. Некогда дерзкая мысль обрела свой дом и стремительно наполняет его содержимым. В репертуаре театра спектакли...подробнее
Часы работы сегодня: 10:00 - 21:00
Рекомендуемая продолжительность посещения: 2–3 часа.
Татарский Театр юного зрителя имени Кариева
бщепринятой датой рождения Татарского ТЮЗа считается июль 1987 года, однако предпосылкой к его созданию стала организация в 1919 году детской театральной труппы в Алафузовском «Рабочем театре».
В 1932 году при областном комитете ВЛКСМ в Детском культурном центре силами режиссера и педагога Касима Шамиля открывается детский театр, просуществовавший два года. Позже, в 1949 году Татарский ТЮЗ вновь открыл свои двери для посетителей, а в состав труппы вошли выпускники ГИТИСа — Гаухар Камалова, Асия Галиева, Дэллюс Ильясов, Рафкат Бикчантаев и др. В это время были осуществлены постановки спектаклей: «Козы Корпеш и Баян Сылу» Г. Мусрепова, «Васса Железнова» М. Горького и «Король-Олень» К. Гоцци. В этом составе театр просуществовал год. Лишь третья попытка создания театра увенчалась успехом: 25 февраля 1988 года под руководством режиссера Фарита Хабибуллина состоялась премьера спектакля «Суд совести» (по произведению Д. Валиева). 30 мая 1988 года решением исполкома Ленинского районного Совета народных депутатов открывается хозрасчетный Татарский театр-студия. 4 ноября 1991 года ему присваивается статус Государственного театра; отныне он именуется «Казанским Татарским государственным театром юного зрителя» (Постановление Кабинета Министров РТ. № 464 от 04.11.1991 г.).
В 1996 году, согласно Указу Президента Республики Татарстан, театру предоставляется дом Алафузова . В том же 1996 году Татарский ТЮЗ вступает в Международную Ассоциацию театров для детей и юношества (АССИТЕЖ). В 2007 году ТЮЗу присвоено имя Габдуллы Кариева (Указ № 21 Кабинета Министров РТ от 16 февраля 2007 г.) — актера и режиссера, заложившего основы профессиональной режиссуры татарского театра.
В 2012 году из-за аварийного состояния здания театра Кариева в Доме Алафузова Указом Президента РТ татарскому ТЮЗу выделили новое здание – Дом офицеров казанского гарнизона. В 2015 году здание театр Кариева временно нашел убежище в одном из залов Культурного центра «Экият». В конце марта 2018 года коллектив Татарского ТЮЗа переехал в новое здание, в котором некогда размещался Дом офицеров.
Награды и достижения
Театр имени Габдуллы Кариева активный участник различных театральных фестивалей, в том числе, международных. Благодаря постоянным творческим поискам, интересным постановкам коллектив завоевывает все новые и новые победы, занимает призовые места.
2003 год
I-й Международный театральный фестиваль «АРТ-ОРДО» (г. Бишкек, Кыргызстан):
– Диплом в номинации «Лучший режиссер-постановщик» за спектакль «Сак-Сок» Р.Батуллы (реж. Р. Аюпов);
– Диплом фестиваля за оригинальную музыку (композитор М.Шамсутдинова); – Специальный Диплом за роль Албасты - Заслуженному артисту Ильфату Камалиеву;
2003 год, декабрь
Диплом «За честь и достоинство» – за многолетнее служение театральному искусству бывший директор театра Р.Г.Муртазин стал лауреатом премии имени Дамира Сиразиева;
2004 год
Театральный ЭТНО-АРТ фестиваль «Кугу-Сорта» (г. Йошкар-Ола, Марий Эл):
– Диплом лауреата II-й степени «За высокий уровень профессионального мастерства и вклад в современное осмысление этнических традиций»;
2005 год, 30 мая - 5 июня
VIII Международный театральный фестиваль «Науруз» г.Казань (Республика Татарстан):
– Диплом фестиваля за активное участие в торжественных мероприятиях в Дни открытия и закрытия фестиваля и показ в рамках фестиваля спектакля «Алмачуар» (Ф.Галиев по произведению Г.Ибрагимова);
2005 год, декабрь
Главный режиссер театра Р.М.Аюпов стал лауреатом общественной читательской премии «Известность» в номинации «Деятель культуры и искусства»;
2006 год. 3-11 июня
II Международный театральный фестиваль «АРТ-ОРДО» (г. Бишкек, Кыргызстан):
– I-е место в номинации «Лучший спектакль фестиваля» за спектакль «Сенной базар» Р.Аюпова;
2016 год, сентябрь
VIII Международный фестиваль театрального искусства «Театр. Чехов. Ялта»
– Диплом в номинации «За сохранение национальных традиций и умение легко рассказать о сложном»;
– Диплом Заслуженному артисту России, Народному артисту РТ Нуриахмету Сафину в номинации «За профессиональное достоинство» за спектакль «Нигез ташлары» («Отчий дом») Т.Миннуллина;
2016 год, сентябрь
I Международный театральный фестиваль молодежных театров «Сказочная палитра» (г.Чебоксары, Чувашия)
- Гран-при в номинации «Лучший спектакль (режиссура)» за спектакль «Алмачуар» (Ф.Галиев по произведению Г.Ибрагимова); - Диплом в номинации «Приз зрительских симпатий».
2017 год
Хореограф театра Нурбек Батуллин получает стипендию Правительства Российской Федерации для молодых деятелей культуры и искусства;
II Международный театральный фестиваль молодежных театров «Сказочная палитра» (г.Чебоксары, Чувашия)
– Диплом в номинации «Лучшее музыкальное оформление» за спектакль «Расскажи мне, бабочка» (Т.Миннуллин).
2018 год
III Международный театральный фестиваль молодежных театров «Сказочная палитра» (г.Чебоксары, Чувашия)
– Диплом в номинации «Лучший спектакль для юного зрителя (режиссура)» за спектакль «Удивительное путешествие кролика Эдварда» (Кейт ДиКамилло, перевод и инсценировка Н.Каримова);
– Диплом исполнителю роли кролика Эдварда Булату Гатауллину «За создание роли кролика Эдварда».
Госуда́рственный Большо́й конце́ртный зал и́мени Сали́ха Сайда́шева
первоначально Государственный Большой концертный зал Республики Татарстан) был построен в 1967 году по проекту архитекторов М. Х. Агишева, Е. И. Прокофьева, В. П. Логинова. Двухэтажное здание на площади Свободы состоит из Большого, Малого и репетиционного зала и других помещений. В июне 1996 года здание подверглось кардинальной реконструкции. В 1997 году был установлен большой орга́н голландской фирмы «Flentrop». По инициативе общественных и культурных организаций в 2000 году принято решение переименовать увековечить память Салиха Сайдашева и присвоить ГБКЗ его имя.
На сцене ГБКЗ постоянно выступают коллективы и солисты мирового уровня, проходят концерты оперных звезд, знаменитых дирижеров и виртуозов, а также фестивали, конкурсы, мировые премьеры.
В Большом концертном зале имени Сайдашева ежегодно проводится международный фестиваль «Пианофорум», Международная хоровая ассамблея, проходят концертные сезоны Государственного симфонического оркестра РТ, постоянно выступает камерный оркестр «La Primavera». Новый зал был открыт международным фестивалем «Новое передвижничество».
На сцене БКЗ выступали выдающиеся исполнители и коллективы — оркестры «Виртуозы Москвы» Владимира Спивакова, Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, джазовый оркестр Олега Лундстрема, Денис Мацуев, Игорь Бутман, Елена Образцова, Любовь Казарновская.
В ГБКЗ проходили многие торжественные церемонии: II Всемирный конгресс татар, инаугурация Президента РТ и др.
Фестивали
В БКЗ проходили или периодически проходят следующие фестивали:
8-13 февраля 2009 года — III международный фестиваль «Классическая гитара в XXI веке»
31 марта-4 апреля 2009 года — II «Абязов-фестиваль»
4-7 декабря 2009 года — Международный фестиваль-конкурс концертных органистов
21 апреля 2009 года — Восьмой Московский Пасхальный фестиваль
международный фестиваль «Джазовый Перекресток» («Jazz Crossroads»)
международный фестиваль «Пианофорум»
международный фестиваль «Новое передвижничество»
Международный фестиваль классической музыки имени Сергея Рахманинова «Белая сирень»
Первый фестиваль состоялся в ГБКЗ в мае 2011 года. Его проводит Государственный симфонический оркестр РТ под управлением Александра Сладковского. Фестиваль собрал разных участников, в т.ч. знакомых с городом и ранее при проведении других музыкальных фестивалей. Предстоит расширение известности фестиваля.
Международный фестиваль современной музыки «Конкордия» имени Софьи Губайдуллиной
В ноябре 2011 года с личным патронажем и участием выдащегося современного композитора Софьи Губайдуллиной основан ежегодный фестиваль современной музыки её имени «Конкордия», в ходе которого в ГБКЗ выступают известные российские и мировые композиторы и исполнители. Фестиваль проводит Государственный симфонический оркестр РТ под управлением Александра Сладковского.
Фестивали
Главные театральные бренды Казани — это фестивали. Международный оперный фестиваль имени Ф. И. Шаляпина (проходит традиционно в феврале, в дни празднования дня рождения великого баса) собирает множество гостей из других городов и зарубежных театров, готовых выступить на сцене Казани. В мае проводится Международный фестиваль классического балета имени Р. Нуриева. А еще в начале лета проходит Международный фестиваль-форум тюркских народов «Науруз», тоже собирающий в Казани весь цвет национальной драматургии.
Уникальная творческая атмосфера Казани, смешение европейских традиций и восточного менталитета создали интереснейшую театральную школу.
Сейчас в Казани несколько профессиональных репертуарных стационарных театров. Но постоянно возникают и новые небольшие студии, где юные таланты пробуют свои силы. Иногда такие «пробы пера» вырастают в самостоятельные и успешные предприятия. Примером служит молодежный театр «На Булаке» — по-европейски современный театр, с небольшим залом и модными постановки. Здесь всем актерам не больше 20—25 лет, и они говорят со своими зрителями на понятном языке на актуальные в этом возрасте темы.
С молодежью на одной волне старается быть и Татарский государственный театр юного зрителя имени Габдуллы Кариева. В его репертуаре спектакли по произведениям классиков мировой, русской и татарской литературы. Школьники, пришедшие на спектакль, видят оживших персонажей, которые не кажутся отделенными пылью веков. Они любят, переживают, страдают и так похожи на современников.
Самым молодым в пантеоне казанских театров считается молодежный экспериментальный музыкальный театр «Созвездие-Йолдызлык», он появился только зимой 2013 г.
Музыкальными постановками постоянно балует зрителей и полупрофессиональный театр «Лориэн»: тут и живой звук, и рок-оперы, и мюзиклы. Своего здания у «Лориэн» нет, спектакли проходят на разных площадках.
«Классический» театр в Казани представлен Татарским государственным академическим театром оперы и балета им. Мусы Джалиля и Казанским академическим русским большим драматическим театром им. В. И. Качалова. Оба театра имеют двухсотлетнюю историю.
Флагман национальной драматургии — Татарский государственный академический театр им. Галиаскара Камала. Здесь в основном ставятся спектакли по произведениям татарских писателей, но есть и исключения.
Для совсем юных зрителей работает Татарский государственный театр кукол «Экият». Здание театра выполнено в форме сказочного замка. Также школьников ждет коллектив Казанского государственного театра юного зрителя «Ровесники».
Еще в городе работают Театр. Акт (труппа работает в направлении переосмысления классики); Татарский государственный театр драмы и комедии имени К. Тинчурина (каждая постановка продлевает зрителям жизнь на несколько лет благодаря искреннему смеху на протяжении одного-двух часов).
ПЕРЕЧЕНЬ ТУРИСТСКИХ ОБЪЕКТОВ, ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И ПРИМЕЧАТЕЛЬНЫХ МЕСТ В КАЗАНИ И ОКОЛО ГОРОДА ДЛЯ ЭКСКУРСИЙ И ПОСЕЩЕНИЙ:
Общая статья про татарский народ - тут!
Про районы и населенные пункты Татарстана - тут!
Статья про республику Татарстана- тут!
Статья про историю Булгар - тут!
Статья про татарскую свадьбу - тут!
Статья про татарскую кухню - тут!
Статья про татарскую одежду - тут!
Статья про мечети Татарстана - тут!
Статья про самых красивых девушек татарок - тут!!!
Статья про татарские сказки - тут!
Статья про татарский праздник Сабантуй - тут!
Статья про природу Татарстана - тут!
Статья про историю ислама у татар - тут!
Статья про географию Республики Татарстан - тут!
Статья про историю Татарстана - тут!
Статья про древние дороги Казанской губернии - тут!
Статья про исторические мусульманские святыни города Казани - тут!
Статья про ханские сокровища и легенды - тут!
Статья про Казанский кремль - тут!
Легенды, предания и тайны Казани - тут!
Болгарский музей-заповедник - тут!
Про древние города Булгарского и Казанского царств - тут!
Джукетау - булгарский город на берегу Камы - тут!
Иске-казанский музей-заповедник - тут!
Древний булгарский город - Биляр - тут!
Тукай-Кырлай - родина Г.Тукая - тут!
Загадочные и аномальные места Казани - тут!
______________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Официальный сайт театра имени Г.Камала.
Ирина Ульянова. А напоследок… Итоги фестиваля кукол «Шомбай-fest». ЯКАЗАНЕЦ
Нияз Игламов. «Ханума» театра «Экият» – это событие». Бизнес Online
Е. Г. Малиновская. Театр эпохи строительства социализма. Н. А. Круглов (1883–1938) // Academia. Архитектура и строительство. — 2017. — № 2. — С. 25—35.
Официальный сайт Татарского государственного академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля
ТАГТОиБ им. М.Джалиля
Новости ТАГТОиБ им. М.Джалиля на сайте ИА «Татар-информ»
Фоторепортажи со спектаклей ТАГТОиБ им. М.Джалиля на сайте Inkazan.ru
Портал муниципальных образований РТ
Энциклопедия Казани.
Официальный сайт театра имени Качалова.
Театр Юного зрителя (ТЮЗ) в Казани.
Достопримечательности Казани.
Вложение | Размер |
---|---|
Театры Казани | 95.4 КБ |
Театры Казани | 235.17 КБ |
Театры Казани | 170.58 КБ |
Театры Казани | 83.86 КБ |
Театры Казани | 121.83 КБ |
- 3776 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий