Казань мусульманская (мечети, исторические места)
Виртуальная экскурсия по мусульманским достопримечательностям города Казань.
Если проехать через речку Булак (что в переводе означает «протока», раньше эта маленькая речка соединяла Озеро Кабан с Казанкой, которая была более полноводной, по ней даже ходили баржи с товарами) - мы оказываемся в Старо-татарской слободе. Она начала складываться со времен взятия Казани. Центральные казанские улицы - высокую часть города - заняли привилегированные люди, воевода, русское православное духовенство, стрельцы, московские ремесленники. А местное население было выселено на левый берег Булака и на высокий берег озера Кабан. Однако не только местное население. Дело в том, что третью часть войска Ивана IV составляли Касимовские татары, которые осели в Казани. На месте современного Колхозного рынка ранее было первое татарское кладбище.
По левому берегу Булака до конца 17 века стоял бревенчатый забор, который делил Казань на русскую и татарскую части города. Деление было очень серьезное – забор охранялся, татар в русскую часть не пускали. Около забора образовывались маленькие рынки, шел обмен товарами.
СТАТЬИ ПРО РОДНИКИ КАЗАНИ - ТУТ!
СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО КАЗАНЬ - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО ТЕАТРЫ КАЗАНИ - ТУТ!
ЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯ КАЗАНИ - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО МУЗЕИ КАЗАНИ - ТУТ!
Мы находимся на улице Московской, двигаемся по ней до Старо-сенной мечети,
сейчас она называется мечеть Нуруллы.
Адрес: г. Казань, ул. Московская 74, Телефон: (843) 292 53 83.
Дата постройки - 1849 год, Архитектор - А.И.Песке.
Мечеть была построена на деньги братьев Ибрагимом и Исхаком Юнусовыми и имела несколько названий -"Сенная", "Юнусовская", "Седьмая соборная". По проекту мечеть выполнена в стиле эклектики национально-романтического направления. Памятник татарской культовой архитектуры, положивший начало распространению нового типа мечетей с наземным минаретом в торце здания. Мечеть была многие годы оставалась главным по своему значению мусульманским культовым зданием Казани (в советский период ее минарет был разрушен). Появление мечети на озере Кабан, в древней слободе Кураиш, где во времена Казанского ханства стояла знаменитая мечеть Утыз (Отуч), символически подчеркивало преемственность между Булгаром и Казанским ханством, поскольку Соборная мечеть Казани повторяла формы минарета Джами древнего Булгара.
С самого начала она была построена так, чтобы могла вмещать много людей, приезжавших на базар. После революции мечеть Сенного базара была закрыта, башня разобрана. А в 1991 году 28 ноября мечеть открылась снова. Таких мечетей периода XIX века много на территории татарской слободы, и вот сейчас мы с вами пройдем дальше в Забулачье.
Перед нами улица Татарстан, одна из главных магистралей нашего города. Ранее она называлась Евангелистовской. Улица делит Старо-Татарскую слободу на 2 части, которые условно можно назвать северным (Забулачная) и южным (Закабанная) комплексами Старо-татарской слободы. Центром слободы являлась бывшая Екатерининская улица. Свое название она получила от стоявшей здесь приходской церкви великомученицы Екатерины, сейчас улица носит имя: выдающегося татарского народного поэта Г.Тукая.
На улице Тукая расположена Галеевская мечеть.
Галеевская мечеть, Адрес: г. Казань, ул. Тукая 40 , Телефон: +7 (843) 292 03 85.
Мечеть имела несколько названий - Пятая приходская, Базарная, поскольку обслуживала она приход Сенного базара, а с конца XIX века, когда в мечети служил имамомрелигиозный деятель и ученый-теолог Галимжан Галеев, она стала называться Галеевской.
Мечеть очень почиталась в Казани - была второй по значимости в городе, но в 30-е годы XX века утратила свой статус.
Двухэтажное кирпичное здание расположено на участке под углом к застройке улицы. Ограда участка возведена в XIX веке из кованых ажурных решеток на каменных столбах с высоким цоколем. Мечеть относилась к типу двухзальной с минаретом на крыше. В настоящее время после многократных перестроек она представляет собой протяженное прямоугольное в плане здание со срезанными углами в южной части и пристроен с северной стороны. В конце 18 в. была выстроена средняя часть мечети, включавшая два молельных зала, и примыкавший к ним с северной стороны более узкий по ширине вестибюльный объем. На толстую поперечную стену между залами опирался восьмигранный трехъярусный минарет под шатром. Вестибюльный объем и залы были покрыты двускатными крышами.
В 1882 году на средства купца второй гильдии Ибрагима Оагитовича Уразаева (р. 1825) мечеть была расширена путем пристройки с южной стороны здания (архитектор П.И. Романов). В 1897 году купцы второй гильдии Мухаметзян Ибнаминович Галеев (1832-1908) и Исмагил Губайдуллович Иманкулов (1834-1899) расширили мечеть с северной и южной сторон. Тогда же мечеть была перекрыта многоскатной крышей, увенчанной несколько видоизмененным трехъярусным минаретом на прежнем месте и небольшой восьмигранной башенкой с шатровым завершением над южным пристроем. Оформление фасадов пристроен было выдержано в стилевом единстве с фасадами первоначального объема мечети.
В 1930-е годы сломали минарет, башенку в южной части, произвели перепланировку этажей. Интерьеры не сохранились. Памятник татарской культовой архитектуры конца XVIII в. Одна из крупнейших мечетей дореволюционной Казани, сохранившая стилевые особенности архитектуры классицизма.
29 июня 1998 года в ее стенах был образован Российский исламский университет.
Застройка Тукаевской улицы имеет ярко выраженный национальный облик. Улица застроена домами крупной и средней буржуазии, фабрикантов и духовенства. Прогуливаясь по этой улице, мы доходим до Юнусовской площади. Своим возникновением эта площадь обязана Екатерине Великой, которая в 1768 утвердила новый план Казани. По плану, в татарской слободе должна была появиться площадь. В русском районе на такой площади непременно возникла бы церковь, либо базар. Но татары не ставили мечетей на площадях. Даже названия площадь не имела. Таким образом, площадь возникла не потому, что у населения татарской слободы была в ней потребность, а в результате осуществления административных начертаний.
К концу XIX в. общественная жизнь татарской слободы активизировалась. Площадь стала местом массовых сходок, собраний, митингов. Эта площадь в августе 1918 г. была опорным пунктом красногвардейцев. Когда же город заняли белочехи, она стала для них местом боя. В последние годы площадь потеряла свое былое значение как место массовых манифестаций забулачной части города. Её территория засажена деревьями (кроме проезжей части) и превращена в сквер.
Старо-татарская слобода была застроена в основном деревянными домами, состояла из крохотных улочек, переулков, возникших из-за непланомерного строительства. Только центральная улица - Захарьевская (ныне Каюма Насыри) была более широкой, богатой и аристократичной. На эту улицу сейчас мы пройдем. Селиться здесь предпочитала вся знать, высшее мусульманское духовенство. Здесь же была построена и первая каменная мечеть в Казани - мечеть Марджани.
Адрес: г. Казань, ул. Каюма Насыри 17, Телефон: +7 (843) 2933686.
Дата постройки - сооружена по указу Екатерины II в 1766-1770 годах. Архитектор - В.И. Кафтырев.
Мечеть Марджани - один из интереснейших памятников татарской культовой архитектуры конца XVIII-XIX вв. С созданием ее после более чем 200-летнего перерыва возродилась монументальная культовая архитектура татар традиционного объемно-планировочного построения.
На берегу озера Кабан возвышается наиболее старая из мечетей Казани - мечеть «Марджани», которая является первой каменной мечетью в городе. Сначала мечеть называлась по имени купца, строившего ее, «Юнусовской», и только позднее стала носить имя ученого муллы Марджани, пользовавшегося большим авторитетом у татар.
В 1861 году коммерции советник Ибрагим Губайдуллович Юнусов (1806 - 1886) возвел вокруг мечети вместо прежней деревянной - кирпичную ограду и сделал к северной стороне здания кирпичный пристрой с лестницей, удлинил здание на одну оконную ось по фасаду. В 1863 году он же расширил и увеличил михраб, прорубил в нем окно. В 1885 году казанский второй гильдии купец Зайнулла Усманов перестроил минарет, а в 1887 году на средства купцов Валиуллы Гизетуллина (1837-1916) и Мифтахутдина Валишина (1811-1904) круговой балкон минарета был обнесен ажурным металлическим парапетом. В 1850-1889 гг. имам-хатибом мечети был выдающийся религиозный и общественный деятель, историк, педагог и проповедник Шигабутдин Марджани (1818-1889).
Мечеть расположена на пересечении улиц К. Насыри и З.Султана на участке неправильной формы под углом к уличной застройке. Мечеть представляет собой двухэтажное здание с «Т» - образным пристроем с северной стороны. Вход в мечеть расположен с южной стороны правого крыла этого пристроя. Функционально мечеть разделена на хозяйственный первый этаж и основной второй с анфиладными молельными залами. Помещения мечети перекрыты сводами. В залах второго этажа своды покрыты пышными лепными и позолоченными орнаментами растительного характера, сочетающими мотивы барочного декора и татарского декоративно-прикладного искусства. Узорная лепнина на стенах окрашена в голубой, зеленый и золотистый цвета.
На четырехскатной крыше установлен минарет восьмигранной формы. На нем - небольшая круглая площадка, откуда муэдзин пять раз в день созывал верующих на молитву. Двор мечети обнесен каменной оградой с небольшими башенками у ворот.
В правой части стены, разделяющей залы, расположена дверь на внутристенную лестницу, ведущую на минарет. Винтовая лестница внутри минарета ведет на верхний ярус с выходом на круговой балкон для муэдзина. Три яруса минарета практически лишены декора и относятся к периоду эклектизма. Высокие арочные оконные проемы второго лажа обрамлены барочными наличниками, углы и простенки выделены спаренными и одинарными пилястрами, в ионические капители которых вплетены стилизованные элементы татарского декоративного искусства.
Вход в мечеть - с северного фасада. Стены здания украшают пилястры коринфского ордера, полуциркульные арки оконных проемов завершаются сильно вытянутыми наличниками. Первый этаж почти глухой, только несколько окон, стоящих у самой земли, прорезаны в его стенах, плоскость которых разделяется основаниями пилястр. Когда-то здесь были помещения для товаров татарских купцов. Собственно мечеть находится на втором этаже здания. В украшении мечети использованы элементы национальной орнаментики. Изображения типичных для барокко акантовых листьев на капителях пилястр и на внутренних сводах мечети дополнены тюльпанами, характерными для татарского искусства. Построенная местными татарскими мастерами, мечеть «Марджани» является одним из интереснейших памятников национального зодчества 18 века.
Использование современных для того времени стилевых характеристик в архитектуре мечети Марджани поставило ее в ряд с другими выдающимися постройками Казани и российской архитектуры.
Это самая древняя казанская мечеть, носящая имя замечательного ученого, выдающегося историка, человека, горячо любившего свой народ, Шигабутдина Марджани, чей портрет хранится в Британской Академии наук среди портретов величайших ученых мира. Дом вытянутый с севера на юг построен в 1767 году русским архитектором Кафтыревым. Его основные элементы: выступ (михраб), который смотрит на Мекку, и минарет. Сегодня достроено правое крыло, там женский зал. Мусульманские женщины и мужчины молятся отдельно.
На этой же улице расположена Апанаевская мечеть.
(Адрес: г. Казань, ул. Каюма Насыри 27, Телефон: (843) 293 42 92 )
Дата постройки - 1768-1769 года
Апанаевская мечеть - это памятник татарской культовой архитектуры второй половины XIX века. С ее возникновением образовался второй, официально зарегистрированный мусульманский приход в Казани.
Другие названия мечети - "Вторая соборная", "Байская".
Первоначально здесь располагалось пять окон - по фасаду здания, но в 1872 году прихожане, собрав деньги, соорудили с северной стороны - двухэтажный в три оконных оси кирпичный пристрой с лестницей. В 1881 году Исхак Губайдуллович Юнусов возвел вокруг мечети кирпичную ограду и построил в ней одноэтажную лавку, которую уже в 1887 году купец Апанаев расширил и надстроил вторым кирпичным этажом. Одним из первых имамов Апанаевской мечети был Салих Сагитов. Он прославился как высокообразованный мударис (преподаватель).
В этот период Апанаевская мечеть относилась к самой богатой махалле (уголку) города, родовому гнезду знаменитой купеческой фамилии Апанаевых. Поэтому содержание храма и его священнослужители считались одними из лучших в Казани.
Здание мечети построено на средства купца Якупа Султангалеева.
Отсюда удобно пройти к Азимовской мечти.
Адрес: г. Казань, ул. Фаткуллина 15, Телефон: +7 (843) 2782983.
Дата постройки: 1887 – 1890 года.
Азимовская мечеть - памятник культовой архитектуры татар конца ХIХ в. в стиле эклектики национально-романтического направления. В декоративном оформлении фасадов преобладают восточно-мусульманские мотивы, позволившие неизвестному зодчему создать романтический образ мечети. Совершенству фасадов соответствует современная реконструкция интерьеров. Великолепная ограда дополняет архитектурное решение мечети.
Путешественники и гости, посещавшие Казань в конце XIX – в начале XX веков, в один голос твердили, что минарет мечети напоминает старинные минареты Константинополя.
На территории мечети находился и медресе, где какое-то время обучался выдающийся татарский драматург и зачинатель татарского театра Галиаскар Камал.
18 марта 1887 года казанский мещанин Шагиахмет Иксанович Аминов представил в Казанское губернское правление приговор мусульманского заводского прихода с ходатайством "О построении новой каменной мечети вместо существующей деревянной, пришедшей в совершенную ветхость, а также подписку купца Муртазы Мустафича Азимова о согласии постройки на свой счет".
Получив 22 апреля 1887 года разрешение губернского правления, купец приступил к строительству существующего здания мечети, которое было завершено к 1890 г., но уже без участия самого Азимова. Автор ее проекта неизвестен. Мечеть была закрыта постановлением ЦИК Татреспублики в конце 1930-х годов. В 1989 году возвращена общине верующих. Реставрация фасадов с реконструкцией интерьеров осуществлена по проекту Р.В. Билялова в 1992 году. Является одной из лучших по архитектуре мечетей Казани.
Размещение треугольного в плане вестибюля между первым залом и минаретом позволило организовать входы в мечеть с улицы и со двора.
Здание мечети - прямоугольное с закругленными углами с пятигранным выступом михраба на южной стене и пристроенным к вестибюльному объему с северной стороны стройным трехъярусным минаретом. Восьмигранный первый ярус через многоскатное покрытие переходит в двенадцатигранный, утончающийся кверху, столп минарета. Пышный сталактитовый карниз несет круглый балкон вокруг светового фонаря азанчи цилиндрической формы. Белокаменные, тонко профилированные, с богатой резьбой сталактитовые карнизы, кессоны, филенки в форме "сельджукской цепи" составляют великолепное декоративное убранство фасадов мечети. Анфиладно связанные залы освещены 8 парами высоких окон с подковообразным завершением, в которое вставлена мпоголепестковая розетка с разноцветными стеклами.
Трехлопастные стрельчатые арки оконных переплетов эффектно выглядят на просвет в интерьере. Первый зал через широкий стрельчатый портал и боковые двери с цветными витражами связан с основным молельным залом. Прекрасно выверенные пропорции основного зала, оптимальная высота и великолепное оформление интерьера создают ощущение торжественности и возвышенности. Четыре стройные колонны поддерживают плоское перекрытие. Глубокая михрабная ниша покрыта сплошным растительно-орнаментальным ковром в технике резьбы по камню. Плоскости потолка оформлены лепными плафонами, выделенными золотисто-белым сочетанием цветов на голубом фоне. Хрустально-позолоченная люстра своим блеском оттеняет голубизну стен.
Выходим из мечети и едем мимо промышленных предприятий. Слева видим огромный корпус завода "Радиоприбор". Это крупнейший завод в своей отрасли. Мы выезжаем на улицу Тукаевскую, поворачиваем направо и видим Бурнаевскую мечеть.
Адрес: г. Казань, ул. Ахтямова 7, Телефон: +7 (843) 293 07 38.
Архитектор - П.И.Романов.
Бурнаевская мечеть - памятник татарской культовой архитектуры в стиле эклектики с сочетанием мотивов местной, русской и восточно-мусульманской архитектуры.
В 1799 году купец Салих Мустафин построил деревянную мечеть, которая служила храмом для шакирдов самого крупного тогда в городе Апанаевского медресе. В 1831 году, когда С. Мустафин умер, эта мечеть перешла мусульманам, проживавшим неподалеку от нее, которые и образовали новый, третий по счету магометанский приход в Казани.
Бессменным попечителем махалли на протяжении почти полувека был почетный потомственный гражданин, купец первой гильдии Мухаметсадык Курбангалеевич Бурнаев (1826-1898). Он начал заниматься торговлей в 1857 году и очень скоро стал крупным предпринимателем, сбывавшем на местном рынке сырье, пушнину, а также продукцию своего мыловаренного завода. В 1872 году, когда старая деревянная мечеть сгорела, М.С. Бурнаев на ее месте выстроил новое кирпичное здание (архитектор П.И.Романов), а в 1895 году он же возвел над этим зданием кирпичный минарет.
В 1930-х годах мечеть была закрыта, а в 1994 году возвращена общине верующих.
Затем снова выезжаем на улицу Тукаевскую и поворачиваем налево. Здесь видим дом, построенный в стиле классического модерна – дом, который старожилы в Казани называют домом Шамиля.
Сегодня здесь находится Музей татарского поэта Габдуллы Тукая. Далее вслед за трамвайной линией мы поворачиваем налево, и видим восстановленный Дом Апанаевых. Это один из нескольких, полностью восстановленных домов в Старо-татарской Слободе.
На улице Тукая находится и Султановская мечеть
Адрес: г. Казань, ул. Тукая 14, Телефон: (843) 292 78 81.
Дата постройки - 1867 год, Архитектор - П.И. Романов.
Султановская мечеть - памятник татарской культовой архитектуры второй половины XIX в. в стиле эклектики национально-романтического направления с мотивами булгарской архитектуры в решении минарета.
Мечеть имела несколько названий: "Красная", "Усмановская", "Султановская".
Архитектурный проект решен в стиле национального романтизма: стрельчатые килевидные арки, восточные узоры, декоративные окна на втором этаже. Территория мечетибыла обнесена, как и ныне, сплошной кирпичной оградой. Преобразилась мечеть только в последние годы. Ей вернули первоначальное значение и вернули прежний вид. Внутри мечети многое сделано руками самих правоверных, и стоит только войти внутрь, как начинаешь чувствовать какое- то особое тепло и покой.
Расположена на углу пересечения улиц по диагонали квартала. Относилась к типу однозальной антресольной мечети с наземным минаретом. Вход в мечеть расположен на углу пересечения улиц в основании минарета, связанного небольшим переходом с двусветным объемом мечети, покрытым четырехскатной крышей. Поперечной стеной он делился на вестибюльную часть и молельный зал с пятигранным михрабным выступом на южном фасаде и антресолями вдоль боковых стен. Минарет, утраченный в 1930-с годы, восстановлен в 1990 году по проекту архитектора Н. Х. Халитова. В советское время единый объем зала был разделен на этажи, пробиты дополнительные проемы. В настоящее время идет реконструкция мечети с восстановлением первоначального облика.
Построена в 1867 году казанским первой гильдии купцом Зиганшой Бикмухаметовичем Усмановым (1817-1872). Первый намаз в мечети прочитал Ш. Марджани. Он же при строительстве здания установил “кыйблу” - направление на Мекку. Мечеть была закрыта постановлением ЦИК Татреспублики от 11 ноября 1931 года. В 1994 году возвращена государством общине верующих.
На улице Хади Такташ расположена Закабанная мечеть
(Адрес: г. Казань, ул. Х.Такташ 26), Архитектор - А.М. Печников.
Мечеть была единственной в городе, построенной в советские времена на средства, собранные самими прихожанами. С 1992 года существует при ней высшая мусульманская школа медресе, а в 1999 году мечеть отметила 75-летие.
В советское время зал был разделен на два этажа. В настоящее время на первом этаже расположен молельный зал, а на втором - учебные комнаты. Высокий четверик минарета несет восьмигранный ствол, переходящий в цилиндр светового фонаря с круговым балконом. Стрельчатый купол с резным карнизом венчает минарет. Стрельчатые порталы, архивольты окон, ступенчатые и криволинейные наличники окон, арматурные пояски в сочетании с формами минарета формируют своеобразный облик мечети с мотивами арабо-мавританской средневековой архитектуры в модерновой интерпретации. Сочетание краснокирпичных стен с оштукатуренными деталями и керамическими вставками зеленого цвета дополняют общую картину. Памятник татарской культовой архитектуры в стиле романтического модерна с восточно-мусульманскими мотивами.
На улице Нариманова находится мечеть Зангар
Адрес: г. Казань, ул. Нариманова 98, Телефон: +7 (843) 293 49 09.
Мечеть имеет два названия - мечеть Зангар и Четвертая соборная.
Она была построена на деньги казанского купца Ахмета бин Исхака бин Аита.
В 1864 году казанский первой гильдии купец Габдельманнан Биккинеевич Мустакимов, пожертвовав частью собственного земельного участка, расширил мечеть в южном направлении и соорудил вокруг нее ограду по проекту архитектора П. И. Романова. Первоначальный объем был расширен на величину зала. На южном фасаде выступал прямоугольный михраб. На первом этаже под залом предусматривалось складское помещение, перекрытое крестовым сводом. В 1907 году казанский первой гильдии купец Габдрахман Ахметович Ишмуратов (1857-1922) увеличил михрабную часть здания, а также расширил кладовую мечети (ныне Нариманова, 100).
В начале 1930-х годов мечеть была закрыта постановлением ЦИК Татреспублики, минарет разобран. В 1993 году мечеть была возвращена государством общине верующих.
Здание относилось к типу двухэтажной двухзальной мечети с минаретом в центре крыши. По объемно-планировочному решению и фасадам в стиле строгого классицизма была близка к мечетям "Иске Таш", № 11 в Казани и мечети в деревне Ташкичу Арского района. В 1907 году к южному фасаду мечети был сделан двухэтажный пристрой, выступающий с западной и восточной сторон. Па южном фасаде вместо прямоугольного михраба возвели полукруглый.
Здание приобрело "Т"-образную форму в плане. Утончающийся кверху трехъярусный восьмигранный минарет располагался в центре прежнего объема и опирался на толстую поперечную стену между залами. В толще стены располагалась лестница на минарет. Вход в мечеть расположен с северной стороны. Помещения первого этажа имели хозяйственно-складское назначение. По лестнице в правой части вестибюля попадали на второй этаж в анфиладно связанные залы. Первоначальный объем мечети выдержан в стиле строгого классицизма. Четырехпилястровый портик в три окна на продольных фасадах завершался ныне утраченным треугольным фронтоном с большим полукруглым окном. В советское время (30-е годы) разрушен минарет. Пристрой в южной части мечети был увеличен на полэтажа и его второй этаж разделен на два уровня с пробивкой новых окон на фасадах. Вместо четырехскатной над ним сделана двускатная крыша. Памятник татарской культовой архитектуры в стиле строгого классицизма.
Имеет свою древнюю легенду мечеть Иске таш
(Адрес: г. Казань, ул. М. Гафури 34а, Телефон: +7 (843) 293 38 18)
Дата постройки - 1802 год.
По легенде, мечеть поставлена на месте братской могилы воинов-мусльман, защищавших Казань в 1552 году. По преданию и некоторым историческим материалам, дошедшим до наших дней, после падения Казани к московскому государю обратились беки и мурзы, служившие в войске юного царя, с просьбой захоронить павших защитников города по мусульманским обычаям. Погибших воинов свезли и похоронили в одной из священных рощ недалеко от озера Безымянного. А чтобы место это не забылось и не стерлось из памяти, положили на захоронение большой камень-валун. По письменам Каюма Насыри, позднее поставили на этом месте деревянную мечеть, куда правоверные ходили не только принести молитву Всевышнему, но и поклониться праху защитников державы и веры.
В 1801 году при закладке фундамента новой мечети был найден древний камень-валун. Так и получила свое название мечеть Иске-Таш - Старокаменная.
Камень поместили в молельном зале, чтобы люди могли поклониться праху своих предков. В 1830-1840 годах мечеть была расширена и перестроена по проекту архитектора Александра Шмидта.
В 1931 году Иске-Таш была закрыта. В годы советской власти в помещении мечети размещались школа и склады. В 1994 году после реставрации мечеть была снова возвращена общине верующих.
Иске таш – единственная мечеть, которая более чем за вековую историю ни разу не меняла своего названия. По счету она является Девятой соборной мечетью.
На этой же улице находится Розовая мечеть
(Адрес: г. Казань, ул. М. Гафури 67, Телефон: +7 (843) 278 31 96)
Мечеть в Ново-Татарской слободе носила разные названия - «Розовая», «Малокаменная», «Низенькая Бухарская». По архитектурному проекту мечеть каменная с торцовым расположением минарета.
Выстроена она вслед за мечетью Рахим бая в 1808 году на средства известнейшего в Казани купца и промышленника Мусы Апанаева – в память о безвременно ушедшей дочери Зубайде.
В 1905 году торговец мануфактурой Садык Галикеев или снес старое здание, или основательно перестроил его, окрасив стены в розовый цвет, отчего и закрепились у прихожан ее новое название – Розовая. Рядом было выстроено здание медресе, которое можно увидеть сегодня.
Более 60 лет мечеть была общежитием мехового объединения, а в 1991 году отреставрированное здание ее было возвращено общине верующх.
Пройдясь по старо-татарским улицам, мы выходим на берег озера Кабан, на Театральную площадь, традиционное место проведения различных праздников, фестивалей - любимое место отдыха горожан и гостей столицы с удобными скамейками, красивыми фонтанами, а также великолепной панорамой озера Кабан. Отсюда мы проезжаем к главной мечети столиц Татарстана, которая находится в Кремле, это мечеть Кул Шариф.
Архитекторы - Ш. Латыпов, И, Сайфуллин, А. Саттаров и М. Сафронов.
Новая мечеть Кул-Шариф - это не просто мечеть, и даже - не просто главная мечеть Казани и государства. Это новый символ Казани и Татарстана, притягательный центр для всех татар в мире. Это вектор, направленный из прошлого через сегодняшний день в будущее. С ее возникновением архитектура татарской мечети обрела новый образ общегородской аль-Кабир, утраченный четыре с половиной столетия назад с уничтожением татарской государственности.
Мечеть расположена в западной части Кремлевского комплекса, во дворе бывшего Юнкерского училища. Ориентация мечети на Мекку была определена с точностью до сотой доли секунды через спутник.
21 февраля 1996 года на территории бывшего Юнкерского училища торжественно заложен памятный знак на месте будущей мечети Кул Шариф, о строительстве которой было объявлено Указом Президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева от 13 ноября 1995 года. В том же году объявлен открытый конкурс на лучший проект возрождения мечети, который был завершен 25 мая 1996 года.
В процессе проектирования родилось новое архитектурно-художественное решение мечети при сохранении общей композиции комплекса, однако при этом изменился художественный образ всего ансамбля, в него был заложен ряд смысловых элементов, приблизивших архитектуру мечети к местным традициям.
Сакральное пространство мечети ограничено стенами Кремля и бывшего Юнкерского училища. Границы площади закрепляются павильонами-"мавзолеями", дополняющими мемориальный образ комплекса. Кроме задачи реабилитации утраченной градостроительной и композиционной целостности кремлевского ансамбля, ее архитектура призвана символизировать собою мирное сосуществование двух главных конфессий Татарстана: мусульманской и православной.
Основные идеи, заложенные в художественный образ мечети: возрождение государственности, мемориальность, память о защитниках Отечества. Купольное здание с четырьмя минаретами по углам, - центр всей композиции, - символически воссоздает разрушенную много веков назад аль-Кабир города Булгар, древний символ поволжского Ислама. Кроме того, в многоминаретности нашла свое отражение легенда о восьмибашенной мечети XVI века Кул-Шариф; купол декорирован формами, ассоциирующимися с образом и декоративными деталями "Казанской шапки" - короны Казанских ханов, увезенной в Москву после падения Казани и экспонирующейся ныне в Оружейной палате.
Другим условием, заложенным в проектное задание мечети, было отражение архитектурными средствами тысячелетнюю традицию исламского зодчества татар. Именно эта тема читается в переплетающихся конструкциях стрельчатых арок, которые подчеркивают родство с каркасными конструкциями юрт, - первых мобильных мечетей кочевых тюрок. Элементом художественного образа, органично вплетающимся в архитектуру здания, стал древнебулгарский знак возрождения и процветания - тюльпан.
Своим появлением это здание изменило не только градостроительную композицию Кремля и художественный образ всего исторического центра Казани, но и обозначило поворот в сознании жителей Татарстана. Строительство этого уникального по своей значимости сооружения в Казанском Кремле позволяет по-новому, более пристально, вдумчиво, объективно взглянуть на нашу историю, на наше духовное и материальное наследие, поднимать новые пласты культуры, завещанные нам минувшими столетиями.
Комплекс мечети Кул-Шариф будет не столько культовым, сколько культурно-просветительским комплексом и научным центром: в состав его помещений включен Музей исламской культуры Поволжья, Музей древней рукописи с исследовательской частью, библиотека.
Наиболее основательно загадкой мечети Кул Шариф занимались в 1920-З0-е годы историк Михаил Худяков и в 1990-е годы - архитектуроведы С.С.Айдаров, Н.Халитов и Г.Айдарова- Волкова.
Местоположение мечети точно не установлено: можно лишь предположить, что стояла она где-то в районе рва Тазик. По мнению С.С.Айдарова, мечеть примыкала к ограде Ханского двора изнутри с южной стороны (в районе Консисторского спуска). Согласно гипотезе Н.Халита, мечеть размещалась либо в районе теперешнего корпуса №9, либо она была переделана русскими в церковь Дмитрия Солунского (на месте современной котельной) у Дмитровских ворот Кремля.
Согласно гипотезе Н.Халита, мечеть Кул-Шариф это была мечеть-медресе османского типа школы Ходжа Синана выстроенная местными (а может быть, крымскими или турецкими) мастерами с ориентацией на османскую школу зодчества. Это могло быть высокое здание, купольной композиции, окруженное четырьмя высокими минаретами по углам всего комплекса и четырьмя башенками над углами основного объема. Вокруг основания купола возвышались небольшие башенки, сдерживавшие распор купола, числом ориентировочно от 8 до 16. Минареты могли иметь утяжеленные, "булгарские" пропорции; завершающие элементы здания могли иметь луковичные маковки разнообразной формы.
Археологические исследования 1997-98 гг. вскрыли основание обширного комплекса построек, в том числе двухэтажного каменного здания времен ханской Казани, перестроенное впоследствии под Архиерейский дом. Можно предположить, что это и были остатки комплекса мусульманского религиозно-просветительского центра сеида Кул-Шарифа, переданного после захвата Казани русскими под подворье казанского архиерея.
Образ легендарной 8-минаретной мечети оказался настолько сильным в памяти татарского народа, что по прошествии почти пяти столетий она вновь была воссоздана.
СЕМИЯРУСНАЯ БАШНЯ СЮЮМБИКЕ
ПЕРЕЧЕНЬ ТУРИСТСКИХ ОБЪЕКТОВ, ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И ПРИМЕЧАТЕЛЬНЫХ МЕСТ В КАЗАНИ И ОКОЛО ГОРОДА ДЛЯ ЭКСКУРСИЙ И ПОСЕЩЕНИЙ:
ТАЙНА КАЗАНСКИХ СОКРОВИЩ - ХАНСКИЙ КЛАД - ТУТ!!!
ПРЕДАНИЯ И ЛЕГЕНДЫ ПРО ГОРОД КАЗАНЬ - ТУТ!!!
ГОРОД ВЕЛИКИЕ БУЛГАРЫ (БОЛГАРЫ) - ТУТ!
ОБЩАЯ СТАТЬЯ ПРО ТАТАРСТАН - ЗДЕСЬ!!!
ИСТОРИЯ КАЗАНСКОГО ХАНСТВА - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО ТАТАРСКИЙ НАРОД - ТУТ!
СИСТЕМА ЛЕБЯЖЬИХ ОЗЕР В ЧЕРТЕ КАЗАНИ!
СИСТЕМА ГОЛУБЫХ ОЗЕР В ЧЕРТЕ КАЗАНИ!
ЗАПОВЕДНИК ИСКЕ-КАЗАН В КАМАЕВО!
История завоевания Казани Царем Иваном Грозным и период Черемисских войн
РАИФСКИЙ БОГОРОДИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ!
РОДНИКИ И ИСТОЧНИКИ В ЧЕРТЕ ГОРОДА КАЗАНЬ - КИНДЕРКА!
РЕКА ВОЛГА В ОКРЕСТНОСТЯХ ГОРОДА КАЗАНЬ!!!
Тукай-Кырлай (Новый Кырлай, музей Габдуллы Тукая)!!!
_______________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
https://gokazan.ru/page309.htm
История Татарской АССР. Под ред. З. Гильманов, М. Мухарямов, Ю. Смыков, А. Халиков, Х. Хасанов. — Казань: Институт языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова АН СССР, 1968.
_
- Татарстан:
- Тэги:
- 21343 просмотра
Комментарии
Отправить комментарий