Село Мари-Буляр
История села Мари-Буляр
Село в Муслюмовском районе, на р. Мушуга, в 28 км к северо-востоку от с. Муслюмово.
На 2002 г. - 288 жителей (марийцы).
Полеводство, молочное скотоводство, овцеводство.
Средняя школа, клуб, библиотека.
СТАТЬЯ ПРО МАРИЙСКИЕ СЕЛА ТАТАРСТАНА - ТУТ!
Известно с 1747 г. В 18–19 вв. жители относились к тептярскому сословию. Занимались земледелием, разведением скота. В начале 20 в. в Мари-Буляр имелись земская школа, 2 водяные мельницы. В этот период земельный надел сельской общины составлял 1156,8 дес.
До 1920 г. село входило в Поисевскую волость Мензелинского уезда Уфимской губернии. С 1920 г. в составе Мензелинского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Муслюмовском, с 01.02.1963 г. в Сармановском, с 12.01.1965 г. в Муслюмовском районах.
Число жителей: в 1870 г. - 669, в 1926 г. - 756, в 1938 г. - 590, в 1949 г. - 536, в 1958 г. - 381, в 1970 г. - 440, в 1979 г. - 360, в 1989 г. - 265 чел.
МАРИ-БУЛЯРСКИЙ СЕЛЬСКИЙ КЛУБ
Название организации: Мари-Булярского сельского клуба
Тип учреждения: Культурно-досуговый
Полный адрес: 423988, Республика Татарстан, Муслюмовский район, с.Мари-Буляр, улица Пионерская , дом № 39
График работы: зимний период с 8.00. до 11.00, с19.00. до 22.00ч.
летний период с 8.00до 11.00, с 20.00 до 23.00 ч.
Краткая история:
В связи с тем, что сельский клуб сгорел, под помещение клуба выделили часть магазина, построенного в 1977 году. Общая площадь СК 228 кв. м, зрительный зал на 100 посадочных мест. В СК работает библиотека. 2014 году построили Многофункциональный центр СДК
О деятельности организации:
В сельском клубе проводятся различные мероприятия. Совместно с работниками школы ежегодно проходят встречи со студентами. Жители села с большим желанием посещают мероприятия. Вечерами молодежь ходит на дискотеки. В СК организованы кружки: танцевальный, «Умелые руки», шахмат-шашка.
Этот клуб знаменит своим народным фольклорным коллективом «Поляр кас».Каждый год народный коллектив активно участвует в районном празднике «Сабантуй», на ярмарках, гала-концертах района.Самым ярким праздником для фольклора- это праздник «Семык», который каждый год проводится в самом селе и республиканском по плану.
Республиканский праздник «Семык» в 2009 году был проведен в самом селе Мари-Булярово.
Директор СДК: Валеева Роза Саитовна
XII Республиканский праздник марийской культуры «Семык»
(27 июня 2009) В селе Мари-Буляр Муслюмовского района прошел XII Республиканский праздник марийской культуры «Семык».
На празднике выступили фольклорные коллективы марийские фольклорные ансамбли из Агрызского, Актанышского ,Кукморского, Мамадышского, Муслюмовского, Менделеевского, Елабужского , Набережночелнинского, Мензелинского районов. Была открыта выставка работ мастеров декоративно-прикладного творчества, прошел республиканский конкурс «Марийская красавица». Также желающие могли принять участие в спортивных и традиционных играх.
Гостей и участников поздравили официальные лица, в том числеи Глава Муслюмовского района Ришат Хабипов. В празднике приняли участие почётные гости из Министерства культуры РТ, Ассамблеи народов Татарстана, Башкортостана, Марий Эл. «Семык» прошел в форме Сабантуя, где переплелись игры, песни, танцы и соревнования.
Праздником «Семык» начинается цикл летних праздников марийцев. По сложившимся традициям во время праздника жители ходили друг к другу в гости, пели и танцевали под игру гуслей и волынок. Молодежь устраивала игры, пела песни.
ПРАЗДНИК СЕМЫК
Фольклорная культура, как утренняя роса на полевых цветах, придает народному искусству чистоту и прозрачность. В сохранении фольклора и исторических традиций марийского народа в их первозданном виде видит свою задачу отдел традиционных культур народов Татарстана Республиканского научно-методического центра Министерства культуры во главе с Галиябану Осиповой.
А помогают в этом энтузиасты, влюбленные в фольклор. Это, к примеру, семья Ямбулатовых из села Починок Кучук Кукморского района.
Древние танцы и обряды своего села показал на празднике популярный ансамбль «Кна вел» под руководством Леонида Искакова.
Ансамбль знакомил с культурой марийского народа зрителей Эстонии, Финляндии, Венгрии, куда выезжал на гастроли.
Республиканский праздник марийской народной культуры прошел в одиннадцатый раз. Открыл «Семык-2009» марийский языческий жрец Индус Минлигараев из села Мари-Буляр Муслюмовского района.
Выйдя на середину поляны, он степенно сотворил языческую молитву, освятив при этом снедь марийской национальной кухни, которой предстояло угощать гостей праздника.
А Валерий Ахметзянов из села Мари-Суксы Актанышского района так ярко и задушевно исполнил протяжную старинную марийскую песню, что торжественность атмосферы ощущалась всеми собравшимися, которые внимали песне с благоговейным молчанием.
Вот в центр поляны Геннадий Мальгин выводит детский фольклорный коллектив «Шушпык», в котором и внуки Мальгиных — многочисленного старинного марийского рода, где испокон веку пели старинные песни. Сестра Геннадия Елена Иванова помогала ему в создании ансамбля, сама пошила детям национальные костюмы. Льются песни, одна самобытнее другой.
А на другом краю поляны идет конкурс «Марийская красавица». Призерами его единодушно признаются Ксения Шангарева из села Мари-Суксы Актанышского района, Лиана Адылова из села Чупаево Мензелинского района и Марина Сахарова из деревни Мари-Буляр Муслюмовского района.
А лучшими исполнительницами марийских частушек стали Алина Михайлова, Ирина Иштуганова и Раиса Бушуева, а также фольклорный ансамбль «Курмызак олын» Кулегешского СДК Агрызского района.
Се́мык[1] (от рус. Семик «седьмой четверг после Пасхи, накануне Троицы») — марийский традиционный праздник, знаменующий собой наступление лета, открывает летний праздничный календарь. Семык входит в праздничный комплекс кон пайрем (праздник щелока, праздник умерших). Основной идеей праздника является поминовение умерших родственников и прошение у них благословения на удачу в хозяйственных делах и в быту.
ПРАЗДНИК СЕМЫК
Семык — один из значимых и любимых праздников марийцев. В нём сосредотачиваются обряды, связанные с культом предков, сельским хозяйством, семейно-брачными отношениями. Праздник способствовал сплочению сельского коллектива, единению родственных групп.
Отмечается через 7 недель от Пасхи со среды на Троицкой неделе и заканчивается в воскресенье в день Троицы. Православные марийцы празднуют его с четверга.
Обряды
Обряды раньше совершались в течение всех праздничных дней и носили обязательный характер.
Среда и четверг — основные дни праздника, в эти дни встречают умерших, водят их в баню; собравшись родственной группой (тукым), поминают, зажигая свечи поименно всем умершим, угощают обрядовой едой, напитками, а затем провожают.
Ночь со среды на четверг считается временем выхода нечистых сил (осал вий). Чтобы они не проникли в дом и не навредили, домохозяева производят всевозможные предохранительные действия — закрывают на засовы двери, в прошлом зажигали костры, сторожили свои дома, деревню, производили разного рода шумы. Для молодежи было характерно устраивать в эту ночь различные веселые проделки, парни могли завалить бревнами ворота, забравшись на крышу дома или бани, заткнуть дымоход, опрокинуть в бане котлы с водой. Затем все вместе уходили на луга и до рассвета проводили время в веселье и играх, девушки собирали цветы.
В период праздника соблюдались разные запреты — не выполнялись работы, связанные с землей, женщины не стирали белье, не красили нитки и не белили холсты. Несоблюдение их могло навлечь на посевы град или ураган. Пятница, называемая в народе лопка Семык (широкий Семик), была днем всеобщих гуляний, в этот день часто затевались свадьбы. В субботу или в воскресенье праздник заканчивался. В воскресенье православные марийцы отмечали Троицу, а в понедельник — Духов день (мланде шочмо кече). После этих праздников наступало время яра кенеж (свободное лето) или сынгса жап (время цветения ржи), которое продолжалось 2—3 недели. В течение этого времени не работали на земле.
В настоящее время праздник проводится в модернизированном виде, как фольклорный фестиваль.
Приметы
Празднику, в силу его значимости для марийцев, посвящено множество примет и традиционных запретов (мар. ойöрö).
‘Погода в Семик будет ясной — будет урожай овощей.
‘В Семик и в поминальный день нельзя подбирать еду, упавшую со стола: это доля покойников’ (букв. ‘дойдёт до предков’).
‘Пока не пройдет Семик, нельзя ходить с непокрытой головой — голова будет болеть’.
‘Если после Семика будешь красить нитки, будет град’.
‘После Семика до уборки ржи нельзя красить — красишь лицо покойных предков’.
‘После Семика, до цветения ржи, нельзя стирать крупные зимние вещи, шерстяные носки — урожай зерновых будет бедным’.
‘После Семика нельзя сажать никакие растения, поскольку они не будут расти’
_______________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Абукаева Л. А. Запреты в системе воззрений мари. Йошкар-Ола, 2018. С. 175.
Калинина О. А., перевод Глушковой З. М. Марийские праздники = Марий пайрем-влак. — Йошкар-Ола: Республиканский центр марийской культуры., 2006.
Семык // Энциклопедия Республики Марий Эл / Отв. ред. Н. И. Сараева. — Йошкар-Ола, 2009. — С. 701—702. — 872 с. — 3505 экз. — ISBN 978-5-94950-049-1.
https://rt-online.ru/p-rubr-kult-35587/
Памятная книжка Казанской губернии на 1861-1862 гг.- Казань, 1862.
География Татарстана.
Государственный водный реестр. Минприроды России (29 марта 2009).
Лист карты O-39-126. Масштаб: 1 : 100 000. Состояние местности на 1982 год. Издание 1987 г.
Татарская энциклопедия: В 6 т /Гл. ред. М. Х. Хасанов, отв. ред. Г. С. Сабирзянов. — Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ.
Вложение | Размер |
---|---|
w8Bd7Q2lUT (1).jpg | 243.29 КБ |
w8Bd7Q2lUT (2).jpg | 270.08 КБ |
w8Bd7Q2lUT (3).jpg | 171.41 КБ |
w8Bd7Q2lUT (4).jpg | 212.76 КБ |
w8Bd7Q2lUT (5).jpg | 146.87 КБ |
w8Bd7Q2lUT (6).jpg | 403.98 КБ |
- Татарстан:
- Тэги:
- 3811 просмотров
Комментарии
замечательный праздник,
замечательный праздник, спасибо организаторам, артистам, спонсорам. Но я не видела ни одного репортажа, фото с праздника
Мари-Буляр
есть 2 группы Вконтакте деревни Мари-буляр и вместе с Филимоновкой,
вроде бы одно фото там появилось,
может быть и остальные фото праздника кто-то выставит.
Сделаем ещё отчет.
Отправить комментарий