Город Арск
Арск (тат. Арча, Arça) — город в России, административный центр Арского района Татарстана.
Город расположен на реке Казанка (приток Волги), в 65 км к северо-востоку от Казани. Железнодорожная станция на линии Казань — Агрыз. Маршруты пригородных поездов связывают Арск с городами Казань, Вятские Поляны и Ижевск.
Название Арска (тат. Арча) восходит к общетюркскому апеллятиву арт «зад, тыл; задний, тыльный», поскольку крепость Арска издавна была северным тыловым форпостом Казанского ханства, а сам район, в котором расположен Арск, татары до сих называют Казан арты «Заказанье», букв. «тыл Казани».
РЕКА КАЗАНКА И ИСКУССТВЕННОЕ ОЗЕРО ОКОЛО АРСКА
Есть версии, что название произошло от удмуртских племен, что населяли этот край, так как их называли арские люди, аряне, арийцы. Подтверждением этому служит множество финно-угорских топонимов на территории Арского района, и в соседних районах РТ, а также в Марий Эл. Особенно стоит упомянуть село Арино в Марий Эл, где также проживали удмурты, и где сохранилось место, упомянутое как удмуртское кладбище. Рядом же расположена деревня Овда-сола, что по-марийски: Одо-сола, а мари называли удмуртов: одо-мари. То есть это удмуртское село. Такие же предания имеют место в марийских селах соседнего – Балтасинского района РТ.
Мари и удмурты заселяли Предкамье от Волги до Елабуги и дальше на восток.
Вытеснение финно-угров с территории Предкамья началось ещё до нашествия монголов, то есть при булгарах. И часто это вытеснение было достаточно жёстким, о чем свидетельствуют многочисленные марийские предания и легенды, особенно в Волжском и Моркинском районах Марий Эл.
Город Арск
История
Арск был основан, по преданию, в XIII веке ханом Батыем.
В русских летописях крепость Арск впервые упоминается в 1497 году.
В 1552 году был взят русским отрядом, а в 1606 году стал русской крепостью.
В 1781 году получил статус уездного города Казанского наместничества (с 1796 года — Казанская губерния), в 1926 году утратил его и стал селом.
Город Арск
Население занималось земледелием, разведением скота, мукомольным, кузнечным, плотничным, кирпичным, шерстобитным, портняжным промыслами. В нач. XX в. в Арске располагалось волостное правление, функционировали Богоявленская и Покровская церкви (памятники архитектуры), почтово-телеграфное отделение, телефонная станция, земская больница (переведена из с. Чепчуги в 1872), земское жен. училище, муж. училище Министерства народного просвещения, 6 солодовенных, 2 кожевенных, один водочный заводы, мельница, 3 кузницы, казённая винная и 10 мелочных лавок, 2 пивных, 2 трактира, 10 харчевен, 3 постоялых двора; базар по понедельникам.
В 1938 году стал посёлком городского типа, в 2008 году снова получил статус города.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ ГОРОДА АРСК
Территория нашего края была освоена людьми еще до начала нашей эры. Согласно утверждениям археологов в Х веке бассейн реки Казанки уже был прочно освоен предками татарского народа - булгарами.
В начале XIII века возникает Арск, как пограничная крепость булгар. Есть предположение, что Арск основан еще раньше. В период Казанского ханства Арск был центром административно - территориальной единицы - Арская даруга. В последующий период Арск был свидетелем многочисленных восстаний крестьян за землю и за волю, против социального, национального и религиозного гнета.
С 1930 г. Арск является центром Арского района Татарстана.
В 1996 г. под руководством кандидата исторических наук А. А. Бурханова Заказанской археологической экспедицией АН РТ и Министерством культуры Татарстана проводились археологические раскопки в средневековом Арском городище.
Исследования подтвердили, что городище было основано в XIII в., а также выявлены границы городища эпохи Казанского ханства. Из найденных материалов особый интерес представляют изделия из керамики, железа и стекла, а также серебряные джучидские монеты XV в.
ПАМЯТНИК ГЕРОЯМ ВОЙНЫ С НАДПИСЬЮ СТАЛИНА
Арский район - это земля музеев
Большой популярностью пользуются мемориальный комплекс великого татарского поэта Габдуллы Тукая в д. Кырлай, музей-усадьба семьи Тукаевых на родине Габдуллы Тукая в д. Кушлавыч.
В р.п. Арске функционируют единственный в республике музей литературы и искусства,
единственный в мире музей "Алифба".
Здесь же работает музей образования.
МЕЧЕТЬ В АРСКЕ
Общественно-политическая жизнь
В 1906 — 1910-х годах в Арске действовал Арский отдел «Союза Русского Народа» под председательством городского старосты купца Николая Прокофьевича Щёлкина.
Население
Численность населения, чел.
2010 г. - 17 994.
Экономика
Кирпичный, крахмальный, картофелесушильный, асфальтный заводы, комбинат стройматериалов, меховая фабрика. Молочный комбинат.
В Арске родился первый татарский букварь "Алифба"
Арский район гордится авторами "Алифба" Р. Валитовой и С. Вагизовым.
Они долгие годы преподавали в Арском педагогическом колледже татарский язык и литературу, детскую литературу, методику татарского языка в начальных классах. Изданные ими учебные пособия и методические разработки (36 наименований) давно стали настольными книгами всех учителей. А "Алифба" среди них самое известное издание.
"Алифба", изданная авторами в 1964 году, заняла второе место в конкурсе, который проводило Министерство просвещения в 1965 году, а в России по оформлению учебник занял первое место. После этого учебник неоднократно переиздавался. В последние годы Р. Валитова и С. Вагизов плодотворно работали над выпуском "Алифба" для шестилеток, для начальных классов с трехлетним и четырехлетним обучением. Также вышли в свет "Алифба с рисунками" и "Алифба", основанная на латинской графике.
Сорокалетний труд авторов и путь учебника "Алифба" освещает музей "Алифба", единственный не только в Татарстане, но и в России, который открыт в Арском педагогическом колледже в 2000 году. Здесь собраны "Алифба" разных изданий авторов, а также "Алифба" народов Чувашии, Башкирии, Мари-Эл, Мордовии, Латвии, Литвы, Алтайского края и других народов.
СТАТЬЯ О ПРОИСХОЖДЕНИИ СЛОВА АРСК
В языках тюрок Поволжья и Предуралья — татар, башкир и чувашей — существует этнический термин ар, которым вышеназванные народы именуют удмуртов: тат., баш. ар, множ. ч. арлар; чув. ар, множ. ч. арсем.
От поволжских тюрок данный этноним был заимствован русскими и иногда использовался в качестве названия удмуртов в русских официальных документах и научной литературе вплоть до середины XVIII в. наряду с другим этнонимом — (в)отин / (в) отяк [см.1, с.99].
Начиная с 70-х годов прошлого столетия делались неоднократные попытки этимологизации этнонима ар. Так, например его связывали с тюркским апеллятивом, означающим «пчела, трутень» или «оса, шершень», семантически обосновывая та кую этимологию тем, что удмурты, якобы, трудолюбивы как пчелы, тем, что они как осы сопротивлялись татарам, либо тем, что удмурты, дескать, были хорошими пчеловодами [2, с.5; 3, с.26; 4, с.626]. Понятно, что подобные «этимологии» нельзя было воспринимать всерьез, и они в последующие годы. были без колебаний отвергнуты [см. 5, с.191; 1, с.105].
М.Г.Худяковым было выдвинуто предположение (ничем впрочем, не подкрепленное и впоследствии справедливо подвергнутое критике [см. напр. 5, с.190]) о том, что в старину имелось крупное удмуртское племенное объединение, называвшее себя ар и обитавшее в Приказанье. Именно от этого племени тюрки и восприняли, по М.Г.Худякову, свое современное название удмуртов. Кроме того, М.Г.Худяков, кажется, первым попытался увязать этноним ар с названием населенного пункта Арск (тат. Арча, ныне — районный центр Республики Татарстан), бывшего в средние века городом-крепостью и центром удельного княжества в составе Казанского ханства, которым, как полагал ученый, правили удмуртские князья [6, с.346-347; 7, с.55, 200].
ШКОЛА ИСКУССТВ В ГОРОДЕ АРСК
Годы спустя эта идея была с энтузиазмом подхвачена и развита трудах некоторых удмуртских ученых. Основываясь, во-первых, на внешнем созвучии названий ар и Арча/Арск, а во-вторых, на преданиях удмуртов Кукморского и Балтасинского районов Татарстана, повествующих о том, что некогда Арск был южноудмуртским центром, в котором жил удмурт эксэй — удмуртский князь, эти исследователи делают вывод о былом существовании в Арске древнеудмуртского городища, бывшего, по их мнению, столицей южноудмуртского княжества, которое находилось в вассальной зависимости от Казанского ханства и сыграло в его истории заметную роль [см. напр. 8, с.297-302; 9, с.8, 18-20; 10, с.21-24; 11, с.49-52; 12, с.88 и др.]. Рассмотрим аргументацию этих авторов несколько подробнее. Прежде всего необходимо отметить, что, как показал В. И. Алатырев в своем «Этимологическом словаре удмуртского языка», татарское название Арска — Арча — происходит не от этнонима ар «удмурт», а от тюркского слова арт «зад, тыл, задний, тыльный» с прибавлением общетюркского именного суффикса -ча. Такое название вполне оправдано, т. к. крепость Арск издавна служила тыловым, северным форпостом на подступах к Казани [см. подробнее 1, с. 116-117], а сам район, где расположен Арск, татары до сих пор называют Казан арты, т., е. «тыл Казани, Заказанье» [13, с. З].
Существование на территории Арска «укрепленного древне-удмуртского городища, явившегося основой, развития Арска как города», которое у М.В.Гришкиной и В.Е.Владыкина «не вызывает сомнения» [9, с.8], на самом деле является гипотетичным и не имеет достаточного археологического подтверждения, т.к. сколько-нибудь серьезных археологических раскопок Арского городища доселе не производилось.
РАСКОПКИ НА АРСКОМ ГОРОДИЩЕ
Ж/Д ВОКЗАЛ В ГОРОДЕ АРСК
Что касается вышеупомянутых удмуртских преданий, то можно сказать, что в силу их крайней отрывочности [см. 6, с.346; 14, л.93, 134, 136, 139, 142], извлечь из них сколько-нибудь значимую в этноисторическом плане информацию невозможно, за исключением, быть может, того положения, что некогда в окрестностях Арска действительно могли проживать какие-то группы удмуртов, которые затем были оттуда вытеснены татарами. Это последнее обстоятельство, на которое не обращают внимания М.В.Гришкина и сторонники её версии, свидетельствует, на мой взгляд, о том, что вытеснение удмуртов из-под Арска (татарами!), могло произойти скорее всего задолго до падения Казани, а посему южноудмуртские предания об удмуртском князе в Арске, вероятнее всего, вообще не имеют никакого отношения к арским князьям, многократно упоминающимся в русских источниках конца XV–XVI веков, предстающим в этих источниках верными союзниками Казани в событиях 1552 года [см. напр. 11, с.50–51], и скорее противоречат выводам упомянутых авторов, нежели подтверждают их. Следует, кроме того, иметь в виду, что выражение удмурт эксэй может означать не только «удмуртский князь» (удмурт по национальности), но и «князь удмуртов».
У М.В.Гришкиной и др. из работы в работу переходит суждение, которое, ввиду придаваемой ему важности, я считаю необходимым процитировать целиком: «О наличии удмуртского княжества, игравшего заметную роль в Казанском ханстве и принимавшего участие в междоусобной, борьбе, свидетельствуют и татарские предания. В одном из них — «Чур батыр дастане» повествуется о том, как теменцы во главе с Чура батыром победили айрактанцев во главе с князем Алибеем. Термин «айрактанцы» расшифровывается специалистами как «из белых аров» и идентифицируется с удмуртами Арской земли» [цитируется по 9, с.8].
Мне представляется, что название Ару может происходить от имеющегося во многих тюркских языках слова аr / аrу «напротив, на той стороне; та, другая сторона, находящийся на другой стороне; туда, дальше» [22, с.243, 264-265]: ср., например, тат. ары «тж» [23, с.74]. [стр.91] Если взглянуть на археологическую карту Волжской Булгарии, невозможно не заметить, что подавляющее большинство булгарских памятников домонгольской эпохи локализуется на левобережье Волги и Камы и по левым их притокам на территории современного Татарстана [см. напр. 24, с.10]. Именно в этом регионе во времена Абу Хамида ал-Гарнати проживала основная масса населения Булгарии, здесь были расположены ее наиболее крупные города — Булгар, Биляр и др. Земли же, расположенные севернее, за Камой, булгары вполне могли называть словом аrу в значении «та, другая сторона, тот берег; заречье». Тогда же или позднее данный термин был перенесен булгарами и их потомками — чувашами и татарами — и на жителей этих земель — предков южных удмуртов.
ГОРОД АРСК И МОСТ ЧЕРЕЗ РЕКУ КАЗАНКА
_________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
https://arzalar.narod.ru/histori.htm
https://www.geocaching.su/
https://www.udmurt.info/library/belykh/ar.htm
Фото Ильи Чиркова.
Алатырев В.И. Этимологический словарь удмуртского языка. А-Б. Ижевск, 1988.
Островский Д.Н. Вотяки Казанской губернии // Труды общества естествоиспытателей при императорском Казанском университете. Т. 4, № 1. Казань, 1874.
Кельмаков В.К. Происхождение и первые упоминания этнонима ар II Этнонимы. М., 1970.
https://foto.mail.ru/mail/romalaw-007/
Команда Кочующие.
_
- Татарстан:
- Тэги:
- 20023 просмотра
Комментарии
исследование топонимов...
исследование топонимов Арского края всё чаще показывает,
что Арск - это скорее всего финно-угорское название,
ибо вокруг Арска полно марийских топонимов,
либо марийско-татарских названий,
например деревня Яна-Сала (ранее Янга-Сола),
то есть Новое село, это кстати родина писателя Гумера Баширова!
Первая часть названия татарская, а вторая явно марийская,
и таких названий достаточно, есть и отатаренные марийские названия,
скорее всего и название реки Казанка и города Казань - это финно-угорское название,
так как до монголов тут жили мари и удмурты, и вероятно, остатки племен пермской культуры...
К вопросу к этнонимуАР
ар-народ. живший в стране городов, расположенных западном предуралье, некоторые города этой страны сохранились и по ныне: аркалык(народ ар),армавир,арзамас, архангельск, арск и т,п и т.д. А г.аркалык пока раскапывают. Этноним ар не имеет ни какого отношения к татарскому cлову ару.НО народ ар свое время разделился на многие народы,как делятся поврослевшие братья. НО удмурты сохранили язык и культуру народа ар. А татары вообще не видят разницы между этими народами.Поэтому называют удмуртов арами.
арский народ
западное Предуралье, север России - это финно-угорский пояс,
который раньше был достаточно заселен множеством финских народов,
обобщающее название их - чудь,
в частности удмуртов называли чудь вятская.
арским народом - их называли булгары, татары и чуваши, вероятно и башкиры.
но сами себя они так не называли.
корень "АР" в названиях городов - не всегда связан с удмуртами.
Армавир - название от имени армянского царя, удмуртов там не было.
Архангельск - город Архангела Михаила, удмуртов там тоже не было.
Арзамас - Эрзя мас - поселение племени эрзя (мордва)...
Так что тут не всё однозначно, но вот Арск - типично удмуртское название, хотя некоторые татарские мудрецы пытаются привести это название к тюркским корням, что неправильно!
Год-Ар, Дом -Кар,в разговоре
Год-Ар, Дом -Кар,в разговоре дмуртов много созвучий на ар и татары называют удмуртов арлар.удмурты татар называют бигер. мне неизвестно отчего это пошлоно в деревнях до сих пор так называют.
согласны...
ар и арлар - это название удмуртов со стороны татар,
мало того даже башкиры их примерно также называли,
есть несколько топонимов с такими названиями, например,
Арский камень, речушка Арка и т.д.
По этой причине и по причине заселения Заказанья в прошлом удмуртами -
название Арск - это от слова "ар" - удмурты.
В частности, можно посмотреть на памятники археологии Арского района на нашем сайте - там есть данные.
в частности:
"В настоящее время имеется теория удмуртского происхождения города Арска: он якобы был основан в X—XI веках (арабами в тот период упоминается «Арса»/«Арта» — главный город страны «Арсании»/«Артании»), якобы существовал в качестве центра самостоятельного южноудмуртского княжества в XII—XV веках и удельного удмуртского княжества в составе Казанского ханства в XV—XVI веках. Серьезной основой этому мнению служит удмуртский фольклор, в частности — информация, что «в Арске восседал удмуртский царь (эксэй)», и наличие в написании названия города компонента «ар», однозначно трактуемого некоторыми исследователями как указание на удмуртов".
а также:
В этой связи хотелось бы особо отметить, что, по нашему мнению, в Арской даруге Казанского ханства проживали и представители некоторых южноудмуртских и марийских луговых родов. Ведь, например, русский князь Андрей Курбский (участник взятия Казани в октябре 1552 года) четко указывал, что «кроме татарска языка [т.е. народа] в том Казанском царстве пять различных языков [т.е. народов]: мордовский, чювашский, черемиский, воитецкий або арски, пятый башкирский».
Отправить комментарий