Херсонес
Невозможно передать словами чувство, охватывающее каждого, кто выходит по главной улице древнего Херсонеса на берег к пирсу, куда причаливали галеры из Византии и Рима. Стоит только закрыть глаза, как сквозь крики чаек пробиваются вопли уличных торговцев, скрип швартовых канатов, топот грузчиков и ругань стражников. И все так же беззаботно плещет волнами по гальке вечное море, словно не пронеслись над ним 25 веков, а на агоре у храма новые граждане все еще приносят клятву на верность великому городу.
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ КРЫМА - ТУТ!
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ КРЫМА - ТУТ!
КЛАДЫ И СОКРОВИЩА КРЫМА - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО ГЕОГРАФИЮ КРЫМА - ТУТ!
МЕГАЛИТЫ И ДОЛЬМЕНЫ КРЫМА - ТУТ!
Немного истории
2500 лет тому назад на северный берег негостеприимного Аксинского моря высадились первые переселенцы из античного города Гераклеи. Тогда полуостров населяли дикие племена тавров, климат для греков был слишком холодным. Однако место оказалось весьма удачным, с двух сторон защищенным от нападений морскими бухтами, а распаханная целина дала щедрый урожай. Скромная колония быстро разбогатела, торгуя пшеницей, и вскоре возвела крепостные стены, храм и театр. Началась эра процветания.
Уже в 1 веке н. э. здесь появились христианские проповедники, а затем Херсонес стал передовым форпостом Византийской империи на самых северных ее рубежах. В 988 г. русский князь Владимир Святославич захватил Корсунь (так Херсонес называли славяне) и в качестве отступного потребовал в жены царевну Анну. Этот исторический момент считается началом христианизации Руси. Город просуществовал еще 400 лет, но не выдержал конкуренции с итальянскими колониями в Кафе (Феодосии), Солдайе (Судаке) и Чембало (Балаклаве). Окончательно погубил и сжег его татарский темник Едигей в 1399 г.
Херсонес - Что посмотреть
Территория Херсонесского историко-археологического заповедника полностью занесена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО и особо ценного культурного наследия России. Отечественные и иностранные экспедиции постоянно ведут здесь раскопки, ежегодно делая все новые открытия. Наиболее ценные артефакты выставлены в Эрмитаже и Херсонесском музее, основанном в 1892 г. Но самая интересная экспозиция расположена под открытым небом — улицы, башни, постоялые дома, кузница, винодельня, базилики древнего города, рассказывающие о повседневной жизни обычных граждан. Гулять по развалинам можно бесконечно, однако современному человеку сложно разобраться в быте херсонеситов, поэтому лучше присоединиться к экскурсии, которую проводят сотрудники музея.
Раскопки идут не только на земле, водолазы единственного в стране отдела подводной археологии обнаружили на дне остатки затонувших судов, груды амфор, свинцовые якорные штоки и камни, развалины пирсов и портовых строений.
В заповедник входят не только древние руины, но и средневековые крепости Чембало и Каламита. На месте базилики, где, по легенде, совершили обряд крещения над князем Владимиром, стоит действующий Владимирский собор. Между двух низких столбов висит огромный Туманный колокол, отлитый из трофейных турецких орудий.
карта греческой колонизации Крыма
Архитектурные памятники
Центральная площадь Херсонеса
Агора (центральная площадь) Херсонеса располагается в средней части главной улицы. Заложенная здесь при первоначальной планировке города в V в. до н. э. она не изменила своего назначения до его гибели. В античную эпоху здесь находились храмы, алтари, статуи богов, постановления народного совета.
После принятия христианства в IV в. на агоре появился новый архитектурный ансамбль, состоявший из семи храмов. В середине XIX века в честь киевского князя Владимира, крестившегося в Херсонесе (Херсоне), на ней строится собор, носящий его имя.
Античный амфитеатр (Херсонес)
Херсонесский театр был построен на рубеже III и IV веков до н. э., он вмещал около 3000 зрителей. Здесь устраивались представления, народные собрания и празднества.
В период римского владычества театр также служил ареной для боёв гладиаторов. Когда христианство становится официальной религией Римской империи спектакли были запрещены. Театр пришёл в запустение и на его руинах были возведены два христианских храма. Один, размещавшийся на орхестре, был разобран при реставрации. Второй — большой крестообразный храм — сохранили. Он получил название «Храм с ковчегом».
Единственный античный театр, найденный на территории СНГ.
Базилика в базилике
В мае 2007 года вандалы опрокинули колонны «базилики в базилике», некоторые колонны раскололись, был повреждён мозаичный пол.
Башня Зенона
Башня Зенона — оборонительная фланговая башня Херсонеса, одно из наиболее сохранившихся оборонных сооружений города.
Херсонесский колокол
Табличка на колоколе гласит:
Колокол отлит в Таганроге в 1778 г. из турецких пушек, взятых в качестве трофея. На нём изображены покровители моряков — св. Николай и св. Фока. После Крымской войны был вывезен в Париж, где находился до 1913 г. Во время непогоды использовался как сигнальный колокол.
В 1803 году, по указу императора Александра I, колокол был отправлен в Севастополь и предназначался для строящейся церкви Святого Николая. После Крымской войны 1853—1856 гг. союзные войска Англии и Франции вывезли колокол из Севастополя в числе трофеев. Возвращение колокола состоялось 23 ноября 1913 года при большом стечении народа и сопровождалось торжественным Крестным ходом.
Не все исследователи согласны с романтической историей происхождения колокола[24]. Согласно архивным данным, он был отлит примерно в 1890 году, незадолго перед завершением строительства собора. Своё место на берегу моря он занял в 1925 году, когда монастырские здания и собор превратились в служебные и выставочные помещения созданного в том же году музея, а колокол был превращен в звуковой маяк. После Великой Отечественной войны, когда гражданские суда начали массово оснащать радиолокаторами, маячные обязанности с Херсонесского колокола были сняты, и он превратился в ещё один памятник истории города Севастополя.
храм св. князя Владимира Великого
Нумизматика
5 июля 2017 года Банк России выпустил в обращение памятные серебряные монеты номиналом 25 рублей «Херсонес Таврический». На монете расположено рельефное изображение Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический».
Интересные факты
В Херсонесе отбывали ссылку политические противники константинопольских властителей: папы Климент I (в Инкермане) и Мартин I, низложенный император Юстиниан II, его соперник Филиппик Вардан, братья Льва IV Хазарина, самозванный сын Романа IV.
Посещала Херсонес греческая королева Ольга, герцог Спартский Константин, принц греческий Георгий, российский император Александр III. Неоднократно посещал Херсонес последний российский император Николай II с семьей.
Распространено мнение, что город Херсон был назван императрицей Екатериной II в честь Херсонеса. Но есть и версия, что название «Херсон» связано с тем, что из крепости был выход на высокий берег Днепра. Императрица Екатерина II в тот период увлекалась греческим языком. На греческом «Херсон» — высокий берег, а «Херсонес» — полуостров. К тому же на момент подписания указа о строительстве Херсона Крым не был российским, это было самостоятельное Крымское ханство.
Херсонесский колокол снимался в эпизоде фильма «Приключения Буратино» (момент прибытия главных героев на Поле чудес страны Дураков).
В 2009 году Национальный заповедник «Херсонес Таврический» совместно с американскими коллегами — Институтом классической археологии Техасского университета в Остине — реализовал проект по оцифровке документального фонда заповедника. Было записано 75 DVD-дисков с цифровыми копиями чертежей рукописей, негативов и книг XIX — начала XX века.
4 декабря 2014 года президент России Владимир Путин в своём ежегодном послании Федеральному Собранию заявил, что для России Корсунь (Херсонес) «имеют огромное цивилизационное и сакральное значение, как Храмовая гора в Иерусалиме для тех, кто исповедует ислам или иудаизм».
В июле 2015 года губернатор Севастополя Сергей Меняйло уволил директора «Херсонеса Таврического» Андрея Кулагина и назначил на его место протоиерея Сергия Халюту. Против этого резко выступил коллектив заповедника, отказавшись работать под руководством священника. Под давлением общественности Халюта отказался от поста. После этого скандала Владимир Путин отдал распоряжение ускорить передачу музея-заповедника в федеральное ведение. Это означает, что региональные власти больше не смогут влиять на музей.
Как проехать, где находится:
Практическая информация
Адрес: Севастополь,
Гагаринский р-н, ул. Древняя, 1.
Время работы:
ежедневно без выходных с апреля по октябрь — с 8:30 до 19:00, с ноября по март — с 9:00 до 17:30. Вход бесплатный, посетителей перестают пускать за 30 минут до закрытия.
Как добраться:
на троллейбусе № 10, автобусах №№ 10, 16, 81, 95, 105, 107, 109, маршрутках №№ 4, 16, 77, 83, 95, 107, 109, 110, 112 до ост. «ЦУМ»; троллейбусах №№ 1, 2, автобусах №№ 2, 6, маршрутке № 400 до ост. «Кинотеатр «Россия»; на автобусе №22-А до ост. «Херсонес Таврический».
Цена билета для взрослых
на обзорную экскурсию — 300 RUB, для детей от 7 лет, студентов, пенсионеров и инвалидов — 150 RUB. Цены на странице указаны на ноябрь 2017 г.
ИСТОРИЯ ХЕРСОНЕСА ТАВРИЧЕСКОГО
Около 422 года до н. э. на берегу современной Карантинной бухты высадились греческие колонисты. Путешественники отправлялись в плавание, подхваченные вечерним бризом, дувшим с суши на море. Ночью они ориентировались на Полярную звезду. А с восходом солнца их путь лежал к видневшемуся вдалеке мысу Сарыч. Колонисты свято чтили метрополию – город-мать. Они брали с собой священный огонь с алтаря главного храма.
Облюбованное для поселения место в юго-западной части Крыма было удобным по многим причинам. Оно располагалось на мысу, который легко было укрепить на случай внезапного нападения тавров. Отсюда и название нового полиса – Херсонес. Бухта представляла собой прекрасную гавань. Море было богато рыбой. Не смущала переселенцев даже каменистая почва. Она напоминала землю их родины, где так хорошо рос виноград. Обустройство на новом месте колонисты начали со строительства оборонительных стен и жилищ. Планировка Херсонеса стала обретать черты, характерные для греческого полиса.
Древний Херсонес был обнесен крепостной стеной, без которой невозможна защита от варваров. За ней лежал – некрополь – город мертвых. Здесь эллины предавали земле ушедших в царство Аида. Основой благосостояния жителей древнего Херсонеса было сельское хозяйство. Каждый гражданин имел земельный участок, на котором трудилась его семья.
По мере роста города расширялась его сельскохозяйственная зона – хора. Постепенно были вытеснены с Гераклийского полуострова тавры. Чем дальше от городских стен строился дом, тем сильнее был он укреплен. В урожайные годы Херсонес вывозил зерно на продажу.
Для защиты земель от варваров был размещен воинский гарнизон и построены оборонительные стены. Кроме земледелия , источником благосостояния города была рыбная ловля. Ловили и крупную, ценную рыбу, и мелкую, которую солили в больших цистернах.
Благо во владениях херсонеситов находились крупные соляные озера. Рыбный соус – гарон, производимый в Таврике, высоко ценился в греческом мире. Для хранения и транспортировки вина и рыбного соуса необходима была тара. Поэтому среди занятий херсонеситов важное место занимало гончарное ремесло.
В мастерских города изготавливались самые разнообразные керамические сосуды. Для вина применялись остродонные амфоры с двумя ручками для переноски. Развивались в городе и другие ремесла: металлообработка, ткацкое, оружейное, ювелирное дело. В домашнем и ремесленном хозяйстве херсонеситы использовали рабов. Сооружались общественные здания: храмы, театры, монетные дворы и т. д.
От Карантинной бухты город постепенно разросся до берегов Песочной. Боги херсонеситов Как и у других древних народов, у эллинов были свои боги. К ним обращались во время войны и мира, труда и праздника жители Херсонеса. Мир греческих богов походил на человеческий. Боги могли появляться среди людей, пользоваться их гостеприимством.
Нередко они вступали в браки со смертными. Эллины почитали своих богов, но не боялись их. Ведь страшны были не божества, а гнев, направленный на нарушителей порядка. Как и в любом полисе, были у херсонеситов особо любимые божества. Первая среди них – Дева, по-гречески Парфенос, — покровительница города. Херсонеситы видели в ней черты двух богинь: Таврской Девы и греческой Артемиды, отважной и целомудренной охотницы, сестры Аппалона.
Граждане Херсонеса воздвигли храм, в котором стояла статуя Девы. Изображение Девы имели практически все монеты Херсонеса. Особо почитаем был также Геракл, сын Зевса и смертной женщины.
Дорийцы считали его прародителем своих вождей. Религиозные обряды сопровождались принесением жертвы богам. Херсонеситы высоко ценили знания. Все мальчики посещали школу. Где изучали грамоту, литературу, арифметику и музыку. Обязательным было изучение военного дела. Девочки воспитывались в домашних условиях. Их учили рукоделию, ведению домашнего хозяйства, пению, танцам, медицине.
Вторжение сарматских войск на полуостров
С конца 4 века до н. э. из-за Дона начали вторгаться отряды сарматов.
Это были родственные скифам, но ещё более воинственные племена. Спасаясь от опасных соседей, скифы стали уходить на запад, к Дунаю, и на Юг, в Крым. Отступив в Крым, они смогли сдержать натиск врага. На полуострове образовалось Скифское царство с многочисленным и воинственным населением. Столицей государства стал Неаполь (новый город), руины которого находятся на окраине современного Симферополя. Город строился, вероятно, с участием мастеров херсонеситов, так как архитектура его несет отпечаток дорического стиля.
Обосновавшись в предгорном Крыму, скифы не оставляли попыток расширить свои владения за счет Юго-Западного и Западного Крыма, принадлежавшего Херсонесу. Началась непрерывная череда скифо-херсонесских войн, растянувшаяся на два столетия (3-2 века до н. э.).
Херсонесу нужно было искать союзников. Ими стали сарматы, злейшие враги скифов. Граждане Херсонеса обратились за помощью за помощью к сарматской царице Амаге. Она славилась своей смелостью и мудростью на всем Северном Причерноморье. Амага решила помочь эллинам и отправила послов к скифскому царю с требованием прекратить набеги на владения херсонеситов.
Требования остались без внимания, и Амага предприняла решительные действия. Она отправила своих лучших воинов напасть на лагерь скифского царя. Амага, перебив стражу, ворвалась со своими воинами в царские покои. Скифский владыка и его родные погибли. Амага сохранила жизнь лишь царевичу с условием, что он прекратит нападать на эллинов.
Во 2 веке до н. э. скифское царство достигло своего могущества. Варварам удалось захватить владения херсонеситов. Жизнь в Херсонесе стала опасной и голодной. На горожан все чаще стали стали совершать нападения тавры. Мужественно защищали херсонеситы свой город. Но им было ясно, что своими силами с врагом не справиться. Настало время просить помощи у царя Понта. Знали горажане, что за такую помощь прийдется расплачиваться свободой.
Но другого выхода уже не было. Шел 110 год до н. э. В Понтийском царстве правил царь Митродат 6, прозванный Евпатором (благородным). Благосклонно принял владыка Понта просьбу херсонеситов. По его приказу из Синоны было отправлено на помощь войско во главе с понтийским полководцем Диофантом. Оно подоспело вовремя. Скифы, уже штурмовавшие стены Херсонеса, были разбиты и обращены в бегство. Три года продолжалась война со скифами, в которой принимали активное участие херсонеситы. За спасение от скифской опасности эллинам пришлось платить ценой свободы. Херсонес принял власть Понта и платил ежегодную дань.
В городе был размещен понтийский гарнизон. В награду за помощь в войне со скифами Митридат оставил городу традиционное внутреннее самоуправление. Свободолюбивых граждан Херсонеса тяготила власть боспорских царей. Дважды во второй половине 1-го века до н. э. отправляли они прошение в Рим о возвращении им элевтерии. И город получил долгожданные права.
С тех пор Херсонес перешел под патронат Рима. Связь между ним и Херсонесом на протяжении столетия ограничилась взаимовыгодной военной поддержкой. Херсонес под покровительством Римской империи Защита города была возложена на римский гарнизон. Херсонес стал главной военной базой империи в Северном Причерноморье.
Для Херсонеса, надежно защищенного римским гарнизоном, наступил период нового процветания. Согласно христианским преданиям, апостолу Андрею Первозванному, первому и самому младшему ученику Христа, выпал жребий проповедовать в Северном Причерноморье. Проповедуя учения Христа, Андрей направился в Феодосию, откуда через южный берег Крыма отправился в Херсонес, где прожил много дней.
Постепенно христианская церковь стала довольно многочисленной. Херсонеситы общались со ссыльными христианами, видели силу их веры, но оставались приверженными религии своих предков. От рук христиан-язычников пострадали многие христиане. Одного за другим они убивали епископов, присланных основать здесь христианскую епархию.
Седьмой епископ, которого звали Капитон, прибыл в город в 325 году, когда римский император Константин Великий запретил гонения на христиан. Херсонеситы неласково встретили епископа, высмеяли его и потребовали совершить чудо. Епископ согласился при условии, что после этого горожане примут крещение. Получив согласие, он помолился, перекрестился и вошел в горящую печь для обжега известняка. Пробыв в огне достаточно долго, как свидетельствует христианское предание, Капитон из неё вышел невредимым.
После этого чуда в Херсонесе была создана христианская епархия. Но не долго было спокойно в древнем Херсонесе, уже во 2-ом веке германское племя готов и гуннов начало движение с берегов Балтийского моря на юго-восток.
Государственный строй
Херсонесское государство представляло собой полис с демократической формой правления. Высшим органом власти было собрание всех свободных граждан мужского пола, достигших совершеннолетия. Народное собрание принимало законы и решало важнейшие вопросы. Повседневной жизнью города руководили выборный совет и коллегии, осуществлявшие наблюдение за всей деятельностью жителей города. Видимо, члены совета выбирались на месяц, а его секретарь (грамматевс) — на год. Так называемый царь (василевс) был эпонимом, то есть его именем назывался и датировался год. От древней высокой должности царя сохранились почётные, но только формальные религиозные функции. Для командования войском избиралась коллегия стратегов, позже их заменили архонты.
Коллегия демиургов охраняла чистоту демократического строя. В городе существовали народный суд и специальные должностные лица — дикасты (судьи). Решения суда принимались при помощи голосования камешками, то есть путём тайного голосования, как указано и в херсонесской присяге: «буду судить камешками по законам».
Государственная казна и священные суммы находились в ведении различных лиц, которые также выбирались народом, а по окончании срока службы отчитывались перед народным собранием о произведенных расходах. Агораномы наблюдали за порядком на рынке, астиномы — за точностью мер веса и объёма. Имена последних ставились на монетах и ручках амфор. Как и в других античных государствах, в Херсонесе придавали большое значение физическому воспитанию и обучению. Здесь существовала особая должность гимнасиарха.
Все эти должности были выборными — выборы производились либо хейротонией (голосованием поднятием рук), либо по жребию.
К числу наиболее важных должностных лиц относились номофилаки (магистраты), характерные исключительно для аристократических и олигархических государств, где они имели право налагать наказания, назначать послов и прочее. Такая черта аристократического устройства связана с завоеванием и подчинением местного населения и необходимостью быть в постоянной военной готовности, когда большую роль играют представители наиболее состоятельных и знатных семейств, выступающих в качестве силы, укрепляющей и цементирующей вооруженные силы.
Политическая история Херсонеса V—II веков до н. э. нам почти неизвестна. Пожалуй, только один, но зато очень важный период освещен в источниках очень полно. С III века до н. э. грозной силой в Северном Причерноморье становятся скифы. Разрозненные их племена постепенно переходят к оседлому образу жизни, земледелию (наряду со скотоводством), образованию племенных союзов. Политическое их объединение завершается созданием крупного государства с центром в Неаполе Скифском. Во главе его становится умный и энергичный вождь — царь Скилур. Скифская знать мечтает о богатствах греческих городов, стремится захватить в свои руки побережье с его заморской торговлей.
В I веке до н. э. Херсонес утратил демократическую форму правления и попал в зависимость от Рима.
Экономика
Торговля Херсонеса была в основном посреднической. Из греческих городов Малой Азии, островов Эгейского моря и материковой Греции (Гераклея, Синопа, Делос, Родос, Афины) торговцы привозили сюда украшения из драгоценных металлов, оружие, расписную чёрно-лаковую посуду, оливковое масло, мрамор и др. Часть этих товаров перепродавалась соседям — скифам. Значительную долю херсонесского экспорта составляли туземные товары: хлеб, скот, кожи, меха, мёд, воск, а также рабы. Гераклейский полуостров херсонеситы превратили в свою сельскохозяйственную округу — хору, где были возведены укрепления, усадьбы, размежеваны наделы, зеленели виноградники и сады. Виноградарство и виноделие составляло основу местного сельского хозяйства. В самом городе развивались ремёсла: гончарное, кузнечное, литейное, строительное и косторезное дело. Во все времена жители Херсонеса были отменными мореходами и рыбаками.
Римский протекторат способствовал экономическому подъёму в I—III веках. Горожане активно укрепляли городские стены и башни, сооружали новые храмы, строили термы (бани), перестроили театр, провели несколько ниток водопровода. Херсонес вёл оживленную торговлю с крупными торгово-ремесленными центрами Чёрного и Средиземного морей и, прежде всего, со своими традиционными партнерами на южном берегу Понта — Гераклеей, Синопой, Амисом, Амастрией. В Херсонесе периодически возобновлялась чеканка золотой монеты. К традиционно импортируемым в город товарам добавились изящные стеклянные и бронзовые сосуды, разнообразная красно-лаковая керамика, пряности и благовония. Из города в больших объёмах вывозилась сельскохозяйственная продукция, кожи, солёная и сушёная рыба, рыбные соусы. В это время рыболовство превращается в самостоятельную отрасль городского хозяйства. В ходе раскопок обнаружено около сотни рыбозасолочных цистерн, ёмкость некоторых из них достигала 30—40 тонн.
После захвата Херсонеса киевским князем Владимиром, Византия заключила с Русью равноправный союз. Херсонесу, служившему посредником в их торговле, этот союз был очень выгоден. Отсюда в Малую Азию и Византию отправлялись продукты сельского хозяйства и животноводства; из южных стран в Херсонес и далее, на север, везли оружие, ткани, масло.
В XI—XII веках наблюдается некоторое ослабление торгово-экономических позиций Херсонеса. Однако он сохранил своё значение как опорный пункт византийского военно-политического присутствия в регионе, о чём говорят находки печатей севастов — высших чиновников, членов императорских фамилий.
Со временем могущество Византии ослабело, и в XIII веке торговля на Чёрном море оказалась в руках итальянских (венецианских, а затем генуэзских) купцов, которые основали в Крыму свои фактории. Торговые пути переместились в Восточный Крым, и это стало одной из причин упадка экономики Херсонеса. К середине XV века жизнь в нём окончательно угасла. Прошло время, и земля погребла под собой руины некогда большого и прекрасного города.
_____________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Анохин В. А. Монетное дело Херсонеса (IV в. до н. э. — XII в. н. э.). — Киев: Наукова думка, 1977. — 174 с.
Архитектура ранневизантийских сакральных построек Херсонеса Таврического. В 3 тт. — Poznan', 2004—2009.
Белов Г. Д. Херсонес Таврический. — Л., 1948. — 148 с.
Богданова Н. М. Херсон в X—XV вв. Проблемы истории византийского города // Причерноморье в Средние века. — М., 1991. — С. 8—172.
Буйских А. В. Пространственное развитие Херсонеса Таврического в античную эпоху. — Симферополь, 2008. — 424 с.
Зубарь В. М. Боги и герои античного Херсонеса. — Киев: Издательский дом «Стилос», 2005. — 188 с.
Зубарь В. М. Херсонес Таврический и Римская империя. — Киев, 1994. — 180 с.
Кадеев В. И., Сорочан С. Б. Экономические связи античных государств Северного Причерноморья в І в. до н. э. — V в. н. э. : (на материалах Херсонеса). — Харьков: Вища школа, 1989. — 134 с.
Пальцева Л. А. Херсонес Таврический в V—I вв. до н. э. — Л.: ЛГУ, 1988.
Романчук А. И. Исследования Херсонеса-Херсона. Раскопки. Гипотезы. Проблемы. Т. 1. Античный город. — Тюмень: ТГУ, 2008. — 720 с.
Сапрыкин С. Ю. Гераклея Понтийская и Херсонес Таврический. — М.: МГУ, 1986. — 248 с.
Сорочан С. Б., Зубарь В. М., Марченко Л. В. Жизнь и гибель Херсонеса. — Харьков: Майдан, 2000. — 828 с.
Щеглов А. Н. Полис и хора. Серия «Археологические памятники Крыма». — Симферополь: Таврия, 1976. — 175 с.
Херсонес Таврический в середине І в. до н. э. — VI в. н. э.: Очерки истории и культуры. — Харьков: Майдан, 2004. — 732 с.
Сазанов А. В. Средневековый Херсон. — Саарбрюккен: LAP Lambert, 2012.
Достопримечательности Крыма
Крым; путеводитель. // Моисей Яковлевич Олинский. Крым, 1966.
Вложение | Размер |
---|---|
Херсонес | 191 КБ |
Херсонес | 357.62 КБ |
Херсонес | 220.76 КБ |
Херсонес | 208.94 КБ |
Chersonesos (4).jpg | 294.54 КБ |
Chersonesos (5).jpg | 133.58 КБ |
- Тэги:
- 4947 просмотров
Комментарии
город Херсонес
Некрополь Херсонеса.
Ныне доступна только одна гробница в Херсонесе.
Два других склепа ныне вообще недоступны. Их, после того как поработали археологи, на время закрыли и засыпали грунтом. Таковы меры предосторожности. Причём они даже не от «чёрных археологов», которые успели побывать тут ещё до учёных. Хватает людей, лишённых совести и чувства уважения к своей истории, которые могут просто так, даже не в целях наживы, разломать то, что было сделано семнадцать столетий назад. Между прочим, речь идёт о самых древних материальных свидетельствах существования христианства на территории полуострова. Датируются они серединой IV века нашей эры — то есть были оборудованы более чем за полтысячелетия до того, как в Херсонесе принял христианскую веру киевский князь Владимир, крестивший Русь.
— Сведения о грабительских раскопках в Херсонесском некрополе у загородного храма поступали с 2003 года. Но из-за финансовых и организационных трудностей охранные исследования мы провели только этим летом, — рассказывает заведующий отделом музеификации Национального заповедника «Херсонес Таврический» Евгений Туровский. — Сделанные открытия трудно переоценить. В двух склепах на стенах нанесена христианская символика.
Разговор с Евгением Яковлевичем продолжился в его кабинете. Показывая на мониторе компьютера снимки рисунков, сделанных в открытых склепах, он объясняет их значение.
— В двух погребальных камерах поверхность стен и потолков оштукатурена, в одной — живописная роспись с христианской символикой, в другой — огромное количество граффити по сырой штукатурке. Из самого интересного — монограмма Христа, называемая ещё «константиновским крестом», состоящая из букв Х и Р и похожая на гвоздику (отсюда и ещё одно название — «константиновские цветики»). Они — однозначное указание на то, что склеп принадлежал именно христианину. В подтверждение — эпитафия, которую московский филолог Андрей Виноградов перевёл как «Аристон, будь незабвен, и душа твоя с праведными». Кстати, захороненный в том склепе Аристон причислен к лику праведных.
Известны имена ещё двух человек, останки которых покоились в Херсонесском некрополе. Это «Димитрий, сын Саттона из Гераклеи, скончавшийся 28 числа в воскресенье» и «Ахилит, сын Николая». В их христианском вероисповедании учёные не сомневаются: на штукатурке в гробницах нанесены кресты, монограммы Христа, корабли (символ веры и правильного пути). Также из надписей в гробнице мы можем узнать о происхождении одного захороненного в ней херсонесца из Гераклеи Понтийской, города-метрополии, откуда родом все первые жители русской Трои, как позже западные журналисты назвали преемника Херсонеса — Севастополь.
Пока не удалось определить, сколько людей было захоронено в шести склепах. И дело не в том, что в некоторые из них умерших хоронили на протяжении нескольких веков.
По словам археологов, гробницы за свою многовековую историю подвергались разграблению минимум по четыре раза: во время летних раскопок из склепов пришлось поднять тонны грунта, кости в котором были вперемешку. Сейчас определением их принадлежности, пола и возраста занимается антрополог. После его заключения учёные отдадут умершим должное — похоронят в одном из склепов и «законсервируют» его. Пока же известно, что в каждой из гробниц было не менее шести умерших.
Возможно, вы зададитесь вопросом: почему учёные решили, что гробницы относятся именно к середине IV века нашей эры? Евгений Туровский, не вдаваясь в подробности, сказал: «Археология как наука существует уже 250 лет, и у нас есть методы и возможности определения возраста находок». Но мы всё-таки поинтересовались, как это делается.
Кроме христианской живописи (например, те же «константиновки» датируются совершенно чётко — середина IV века), в склепах обнаружили монеты, пряжки, изделия из стекла и глины и даже перстень с руническими символами, значение которых ещё предстоит разгадать. Они, чудом оставшиеся после посещения гробниц охотниками за ценностями (последние — наши современники, орудовали уже металлоискателями), и помогли определить точный возраст гробниц. Например, найденные монеты чеканились во время правления римских императоров Констанция Второго и Аркадия, завершившегося в 408 году нашей эры. А так как в обороте тогда были монеты только с изображением действующего императора, то и в гробницы клали именно их.
Отправить комментарий