Тихвинский монастырь, Бузулук
Сведения о первых насельницах относятся к 30-ым годам XIX столетия.
Девица Евфимия Герасимовна ОВСЯННИКОВА, прожившая с ранних лет в монашеских кельях г. Кирсанова Тамбовской губернии двадцать лет, вынуждена была приехать вместе с родителями в с. Михайловку Бузулукского уезда, когда те переселились сюда на постоянное жительство. Но в миру она жить не смогла и ушла в Бузулук.
Около нее собралось человек 10 женщин, склонных к иноческой жизни, и, объединившись, стали они выполнять монашеские правила, учить ребятишек грамоте, читать Псалтирь по усопшим, намереваясь устроить женский монастырь.
РОДНИКИ И ИСТОЧНИКИ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
РЕКИ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ВОДОПАДЫ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
Где находится, как доехать:
Адрес:
Оренбургская обл., г. Бузулук, ул. Серго, дом 1
Тип монастыря:
женский
Статус:
действующий
Язык богослужений:
церковнославянский
Настоятельница:
Настоятельница — игумения Пантелеимона (Кривенкова)
Престольные праздники:
Тихвинской иконы Божией Матери - Июль 9 [по н.с.]
Святыни:
Икона «Млекопитательница»
ИКОНА апостола Андрея Первозванного с частичкой мощей
Икона вмч. целителя Пантелеимона
Икона прп. Серафима Саровского с частичкой его св. мощей
икона свт. Феодосия Черниговского
икона святителя Николая
Камушек с места страдания мч. Василиска
Крест мощевик
Могилка схимонаха Максима
Святыня из Почаева
Табынская икона Пресвятой Богородицы
Тихвинская икона Пресвятой Богородиц
ОСНОВАНИЕ МОНАСТЫРЯ
Основательницей и строительницей монастыря была крестьянская девица Евфимия Герасимовна Овсянникова. Будучи глубоко религиозной, она с молодости посвятила жизнь служению Господу, более двадцати лет жила в женской общине города Кирсанова Тамбовской губернии, а когда её родители переселились в село Михайловка Бузулукского уезда, она последовала за ними и основалась в Бузулуке в 1830-х годах.
Здесь Евфимия Герасимовна построила себе келью, занималась рукоделием, обучением детей грамоте, читала псалтырь по умершим, соблюдая молитвенные монашеские правила, которые усвоила в кирсановской общине. К ней со временем присоединилось ещё около десятка бузулукских девиц, склонных к монашеской жизни. Сформировавшаяся неофициальная община, члены которой вели благонравную жизнь в трудах и молитве, приобрела доверие и расположение со стороны бузулукских горожан. В 1835 году городское общество Бузулука подарило Овсянниковой 4 десятины земли на краю города, у городского кладбища, для обустройства на этой земле женской обители. Этот дар оказался неожиданным для Евфимии Герасимовны, так как она не просила ничего подобного. Она сочла его знаком свыше и твёрдо решила устроить монастырь, посвятив все свои усилия этой идее.
насельницы монастыря
В том же 1835 году Овсянникова познакомилась с Анной Ивановной Путиловой. Помещица Анна Путилова, вдова артиллерийского капитана, была щедрой благотворительницей, многое сделавшей для монастырей Самарской епархии — так, позднее она способствовала созданию Мойского и Ключегорского монастырей. Сочувствуя намерению Овсянниковой открыть общину, Путилова подарила ей 100 десятин земли, находившихся при селе Таллы в 70 верстах от Бузулука. Однако поскольку земля досталась Путиловой после смерти мужа, она не сразу смогла выдать Овсянниковой законные документы на владение землёй. Это произошло только в 1842 году. Тогда же Путилова разослала в ближайшие к Бузулуку волостные правления письма, в которых просила объявить жителям сёл и деревень этих волостей, что в городе открывается женская община и что в неё будут приниматься женщины и девушки, желающие посвятить себя духовной жизни по правилам монашества. Письма возымели эффект, вскоре для поступления в общину обратилось до 30 крестьянских девиц из окрестных поселений. К этому времени на пожертвованной земле уже был основан хутор общины, где был построен дом и некоторые хозяйственные постройки. Бо́льшая часть вновь поступивших сестёр была отправлена на этот хутор, где они, занимаясь земледелием, добывали пропитание себе и всей общине.
Также приблизительно в 1835 году в пещерах, в четырёх верстах от Бузулука, сформировалась другая женская община под руководством казачки Марфы Аллемановой (по другим данным — Марии Лимановой). Ранее в этих пещерах проживало несколько старцев-отшельников, однако распоряжением городского начальства Бузулука они были высланы по местам постоянного проживания, как самовольно занявшие чужие земли[4]. Женская община Аллемановой действовала уже официально, её размещение в пещерах было согласовано с руководством Оренбургского казачьего войска, которому принадлежали эти земли. Казачье начальство даже выделило 5 десятин пахотной земли рядом с постройками. Эта община просуществовала около 10 лет, однако затем казачьи земли перешли в казённое ведомство, а община так и не получила утверждения со стороны церковных властей, вследствие чего сестёр попросили покинуть эти места.
Овсянникова приняла Аллеманову и пять её келейниц в свою общину. Совместными усилиями они построили на отведённой городом земле дом с несколькими кельями и дворовыми постройками.
В феврале 1844 года Овсянникова подала прошение оренбургскому епископу Иоанникию об учреждении в Бузулуке женской общины на монастырских правилах. Она писала, что во всей Оренбургской губернии существует только один женский монастырь, расположенный в Уфе, отстоящей от Бузулука на 400 вёрст. При этом в городе находится много желающих посвятить себя духовной жизни в женской обители, которые не могут осуществить это желание за отсутствием таковой. Она сообщала, что на отведённом ей городским обществом участке уже построен дом, в котором живёт до 30 сестёр, и что она, Овсянникова, жертвует в пользу общины 100 десятин земли, подаренных ей помещицей Путиловой, со всем хозяйством, заведённым на этой земле, а также всё своё прочее имущество: деревянный дом в городе, 25 коров и столько же мериносных овец. Место открытия общины она не указывала, полагаясь на решение епархиального начальства о том, полезней ли разместить общину в Бузулуке или в 70 верстах от него, но сообщала, что если община будет учреждена в имении Путиловой, та обещала пожертвовать в пользу общины ещё 11 десятин 280 квадратных саженей земли для строительства келий и построить вблизи обители, в деревне Ключи, временную церковь.
Руководство епархией запросило сведения об Овсянниковой и её девицах у бузулукского протоиерея Василия Тихомирова, который подтвердил справедливость изложенного в прошении, положительно отозвался о духовных качествах просительницы и прислал увольнительные документы от обществ на девиц, проживавших вместе с Овсянниковой. Оренбургский губернатор Иван Талызин в свою очередь сообщил, что не находит препятствий к открытию общины, но, опираясь на мнение бузулукского уездного предводителя дворянства, считает, что лучше общину разместить в имении Путиловой: там имеется больше средств для её содержания, а удалённость от города лучше согласуется с требованиями монашеской жизни, к тому же Путилова обещала построить церковь. В результате оренбургская духовная консистория постановила:
открытие общины дозволить;
в общине сей быть тому числу сестер, какое она может содержать собственными средствами;
быть сей общине вне штата, для отвращения от казны издержек на её содержание
общине сей состоять в ведении епархиального начальства под наблюдением местного благочинного и поставить её, согласно мнению гражданского начальства, на земле, пожертвованной Путиловой.
14 мая 1845 года епископ сообщил об этом решении в Святейший Синод, который 19 июля того же года определил, что община должна остаться в Бузулуке, и обратился к обер-прокурору за получением императорского разрешения на открытие общины и закрепление за ней пожертвованных земель. 2 августа 1847 император Николай I утвердил определение Святейшего Синода «О принятии существующей в г. Бузулук женской общины под покровительство духовного и гражданского начальств»:
Бузулукскую женскую общину принять в полное Епархиальное ведомство на таковом же основании, на каком заведываются все женские общины, и сделать по ней надлежащие в сем отношении распоряжения, сообщив в то же время положение о ней к сведению и оренбургскому губернатору;
озаботиться составлением, для управления сею общиною, приличных настоящему её положению правил, сообразуясь в начертании оных с преподанными для бывшей Московской Богородицкой женской общины, — за исключением некоторых относящихся к местности оной, — правилами и, по составлении таковых, представить оные на утверждение Святейшему Синоду;
вместе с сим разрешить и постройку в общине предположенной каменной церкви по представленным от Преосвященного Оренбургского проектам…
Официальный указ об открытии общины от Синода последовал 28 августа 1847 года, в нём утверждалось название Бузулукская Богородицкая женская община. 14 мая 1848 года об определении Синода было официально сообщено учредительнице общины Евфимии Овсянниковой, а 22 мая того же года она была определена настоятельницей утверждённой общины.
Тихвинский собор
Без всяких просьб и исканий со стороны Евфимии Герасимовны в 1835 году Бузулукским обществом купцов и мещан для устройства монастыря была выделена земля около городского кладбища, 4 десятины. Объединились с девствующей черничкой Марией Лаврентьевной Аллемановой (по другим данным Марфой Лемановой), с которой было человек 5 девушек-келейниц. Началась работа по устройству обители, а главное, ходатайства перед епархиальными властями о духовном статусе живущего но монашеским правилам женского общества. На отведенной земле совместными трудами женщин был поставлен дом с отдельными кельями и дворовыми постройками. К началу 40-х годов число насельниц выросло до 30 человек.
В феврале 1844 года Овсянникова подала прошение на имя Его Преосвященства Преосвященнейшего Иоанникия, епископа Оренбургского и Уфимского, об утверждении в Бузулуке женской общины на монастырских правилах.
Через год с небольшим, 14 мая 1845 года, Его Преосвященство, изучив все свидетельства о просительнице, живущих с нею сестрах и само положение их дел, а также имея в виду необходимость создания обители (ближайший женский монастырь был в ту пору только в 400 верстах от Бузулука), ходатайствовал перед Святейшим Синодом об утверждении женской общины.
После тщательного рассмотрения дела в столице 2 августа 1847 года Государь Император соизволил утвердить женскую общину в Бузулуке, а 18 августа того же года Святейший Синод издал об этом Указ за № 9050.
По сохранившимся свидетельствам современников, основательница Тихвинского монастыря и его первая настоятельница (с 22 мая 1848 года) Евфимия Герасимовна ОВСЯННИКОВА, будучи еще 12-летнсй девочкой получившая благословение на монашество у самого преподобного Серафима Саровского, благодаря своему трудолюбию, благочестию и смирению пользовалась огромным уважением и доверием.
И в число сестер поступали не только крестьянки или девицы казачьего сословия, посвятить себя служению Богу желали и представительницы мещан и купечества, а также дворянки. Так, из Петербурга в Бузулук решилась ехать дочь генерал-лейтенанта Примо Олимпиада Дмитриевна МИЮШКОВИЧ, ставшая впоследствии в обители казначеей.
Первый храм обители был освящен 30 января 1848 года во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Был он деревянным и до наших дней не сохранился. Фундамент имел каменный, размеры его составляли 6 на 10 сажен. В том же году усилиями женщин был выстроен первый келейный корпус, вокруг обители построена деревянная ограда, а на передней части - каменная стена в 20 сажен длины, с воротами и сторожкой.
Далее община развивалась стремительно. За один-два года, когда число сестер достигло 100 человек, были выстроены: новый домик с тремя комнатами, прачечная, сарай, два погреба, выложенные кирпичом, с каменными погребницами, конюшня, дровяной сарай и амбар. В то же время был сооружен двухэтажный келейный корпус с южной стороны, а также заложен (30 июня 1850 года) каменный трехпрестольный храм во имя Тихвинского образа Пресвятой Богородицы, освященный 10 октября 1861 года. Для успешного строительства позади ограды был устроен так называемый «кирпичный сарай», то есть цех по изготовлению и обжигу кирпича.
город Бузулук
Благодаря ходатайствам Евфимии Герасимовны и духовенства, Указом Государя Императора от 19 декабря 1859 года и вследствие слушания дела Святейшим Синодом от 22 декабря того же года Бузулукская община возведена была в степень штатного монастыря. Указ Синода об этом увидел свет 30 января 1860 года.
Местной Палатой Государственных имуществ было отведено обители 150 десятин земли из Дмитровского участка, два рыбных озера, мукомольная мельница с сукновальней.
В том же 1860 году состоялся первый постриг: монашеского звания удостоились настоятельница Евфимия, получившая имя ЕВГЕНИИ, и двадцать старших сестер. Их имена: Августа, Аполлинария, Афанасия, Анфиса, Асенефа, Досифея, Еликонида, Евпраксия, Евсевия, Евлампия, Иоанникия, Илария, Ироида, Мелитина, София, Александра, Агния, Поликсения, Серафима, Ангелина и Антонина. В ноябре того же года Евгения была возведена в сан игумении, проведя, вероятно, более 45 лет жизни по монашеским правилам. Еще шесть лет управляла она монастырем, а затем ушла на покой в связи с расстроенным здоровьем. Целиком отдавшись молитве, дожила она до 85 лет (скончалась 28.03.1895, в четверг Святой Пасхи).
По удалении на покой игумений Евгении в 1866 году на протяжении примерно четырех месяцев управляла обителью монахиня ЕВФРОСИНИЯ, казначея Симбирского Спасского монастыря. По прошению своему она затем вновь возвратилась в Симбирск, а ее место заняла настоятельница Бугурусланского женского монастыря монахиня ДОРОФЕЯ с возведением в сан игумении. При ней был освящен теплый трехпрестольный храм во имя Пресвятой Троицы, заложенный еще первой игуменией Евгенией. Закончен был также каменный корпус, примыкавший к этому храму, именовавшийся игуменским корпусом.
Дорофея была по болезни уволена на покой 12 августа 1870 года, а с того же времени обителью стала управлять казначея Тихвинского монастыря, назначенная Консисторией, утвержденная на должность настоятельницы указом Святейшего Синода в феврале 1871 года и возведенная в сан игумении 8 ноября 1878 года МЕЛИТИНА. При ней были построены правый придел во имя святителя Митрофана Воронежского в Троицком храме, келейный корпус (1884 год) и заложена колокольня, доведенная до 3-го уровня.
С 10 сентября 1889 года, по увольнении на покой по болезни игумений Мелитины (скончалась 6 марта 1892 года), обязанности управления обителью исполняли две монахини того же монастыря: казначея, монахиня ЕВСЕВИЯ и благочинная, монахиня КЛЕОПАТРА.
город Бузулук
21 августа 1889 года указом Святейшего Синода настоятельницей определена монахиня ВАЛЕНТИНА (Варвара Евфимиевна Озерова, урожденная Андреева, из дворянского рода Симбирской губернии). В сан игумений возведена 8 сентября 1889 года. При ней построен еще один келейный одноэтажный корпус, называемый «Псалтирней» (там читалась Псалтирь за усопших), пекарня, достроена колокольня (1890 год), поднят колокол в 308 пудов 35 фунтов, надстроен второй этаж игуменского корпуса, возведено множество хозяйственных построек и произведен ремонт всех монастырских строений. Работала иконописная мастерская, в которой писали иконы и выполняли чеканные работы 9 мастериц, имелась богатая по тем временам духовная библиотека.
Известно, что в 1897 году, когда праздновалось 50-летие обители, игумения Валентина еще управляла ею до сентября 1889 г. И последней игуменией до революционного переустройства страны была ХЕРУВИМА, воспитывавшаяся в этом монастыре с 8-летнего возраста. По устным свидетельствам, она была взята под стражу в 1918 году и вывезена из города в неизвестном направлении.
Известно, что к концу позапрошлого века в Тихвинском монастыре проживали: 1 схимонахиня, 100 мантийных монахинь вместе с настоятельницей, 79 рясофорных монахинь, послушниц 224, всего 404 человека. В монастырской начальной школе обучались ежегодно до 60 девочек. Девочки-сироты жили в стенах обители с 4-хлетнего возраста до 12 лет.
Тихвинский монастырь располагал обширными полями, имел два рыбных озера, фруктовый сад, две мельницы, сукновальню, пчельник, скотный двор, ледник. На территории обители были расположены три белоснежных храма, колокольня, несколько келейных корпусов с разных сторон, просфорня, пекарня, квасоварня, кирпичный цех, домик звонарницы, а также больничный корпус, две бани (сестринская на 4 печи и игуменская, маленькая) монашеское кладбище и цветник. Имелось 4 колодца, а затем был устроен водопровод.
За оградой стояло здание гимназии, домик учительницы и дома церковного причта. В центре города имелся кирпичный дом, также принадлежащий обители и служащий для приема паломников. Кроме этого, в архивных документах упоминаются еще два дома: один из них так называемый дачный, на 16 окон, другой - каменный дом в Самаре, для деловых поездок в Епархию.
После разгона монастыря несколько келейных корпусов стали пересылочной тюрьмой. В подвале одного из них, по некоторым свидетельствам, производились расстрелы. Именно там был заточен и принял мученическую смерть месточтимый святой схимонах МАКСИМ, могила которого находится на старом городском погосте неподалеку, где в маленькой кладбищенской церкви нашли приют изгнанные из монастыря монашествующие и священство. Здесь и совершаются все богослужения возрожденного Тихвинского Бузулукского женского монастыря.
Новые насельницы возрождающейся обители появились здесь в 2000 г. Числом их было 11 (столько же их - в 1835 году, когда община получила землю в черте города), настоятельницей была определена монахиня ФЕОФИЛАКТА. В том же году в обители состоялся первый постриг в монашество и иночество, совершенный архиепископом Оренбургским и Бузулукским (ныне митрополитом) ВАЛЕНТИНОМ. В 2003 году иеромонах НИКОДИМ совершил первый в истории возрождающегося монастыря постриг в схиму. Первые бузулукские схимонахи нового времени - СОФИЯ и ЕВПРАКСИЯ.
В конце 2008 года в обители - 19 насельниц. Ютятся при маленькой церкви, бывшей ранее кладбищенской, куда после закрытия старого монастыря были переведены его священники. Кельи монахинь располагаются по близлежащим улицам частного жилого сектора города. Общего периметра обитель не имеет. Попранные святыни монашествующие и прихожане могут посетить крестным ходом в великие и престольные праздники, часто произнося молитвы перед закрытыми дверями монастырских храмов, используемых предприятием «Западные Электрические сети» ОАО «Оренбургэнерго» РАО «ЕЭС России» в качестве гаражей, складов и других производственных нужд.
В 1993 году, после появления распоряжения Президента о возвращении религиозным организациям культовых сооружений, ныне покойный протоиерей Борис Сандар начал обращаться во все возможные инстанции с прошениями о содействии в возвращении древнего монастыря в церковное ведомство. Но после трех лет преодоления бюрократических препятствий дело закончилось совершенно неожиданным образом: храмовые сооружения отдаются в корпоративную собственность энергетикам, которые с 1935 года эксплуатируют святыни и часть монастырской территории в производственно-хозяйственных целях. Документов, подтверждающих такую передачу, ни духовные, ни официальные лица города в те годы (1993-1996) не видели. Первое свидетельство о регистрации права собственности было предъявлено по запросу депутата Законодательного Собрания Оренбургской области Игоря СУХАРЕВА, датировано оно маем 2002 года и касается лишь одного небольшого здания, бывшей привратной.
С появлением монахинь попытки вернуть Церкви хотя бы храмы возобновляются, но переписка с руководством РАО «ЕЭС» ни к чему не приводит.
Новый руководитель предприятия «Западные Электрические сети» в сентябре 2003 года отдает распоряжение провести реконструкцию придела Троицкого храма, долгие годы служившего складом, под гараж. Разбивается северная стена придела. Одновременно на одной из внутренних колонн открывается Ангельский образ. Строительными шпателями и тряпками - поистине варварскими способами - рабочие открывают еще 5 фрагментов настенной живописи. Среди них изображение Тайной Вечери, образы святителя Мефодия, учителя словенского, князя Димитрия Ростовского, царицы Александры и неизвестный, поскольку оказался сильно поврежден, женский монашеский образ. Живопись открыта с невосполнимыми потерями: выброшены отвалившиеся фрагменты с царственного лика, а также с образа монахини. Вся открытая живопись затем была покрыта лаком, проникшим в глубь древней штукатурки. Образы испорчены непоправимо.
Весной 2005 года открылись еще два изображения: Марии Египетской (верхняя часть) и Сергия Радонежского. Также без участия специалистов: реставраторов, историков и духовных лиц.
По данным, предоставленным 07.07.05 Бузулукским отделом Управления федеральной регистрационной службы, в настоящее время все объекты (семь зданий) культурного наследия Оренбургской области - комплекса Тихвинского Бузулукского женского монастыря, - на территории которого базируется бузулукское подразделение РАО «ЕЭС России», являются собственностью одной из крупнейших в мире энергетических корпораций. В письме начальника Управления по культуре и искусству Оренбургской области В. Ренева от 26.10.04 говорится однако: «В настоящее время здания Тихвинского собора и Троицкого храма находятся в федеральной собственности».
Все просьбы настоятельницы ныне существующего Тихвинского монастыря и коллективные обращения бузулучан о возвращении культурно-исторического памятника и духовной святыни в церковное ведение встречают категорический отказ энергетиков. Предложение крупного собственника В.Дмитриева (октябрь 2003 г.) об обмене храмовых сооружений, служащих гаражами, на частные производственно-гаражные помещения, расположенные в черте города с целью передачи первых женскому монастырю также оказалось отклоненным.
МОНАСТЫРСКАЯ ЖИЗНЬ
При создании монастырский штат насчитывал 87 монахинь.
В феврале 1860 года по распоряжению руководства самарской епархией настоятельница Овсянникова и ещё 20 человек из старших сестёр были пострижены в рясофор, а в августе — в мантию. Евфимия Герасимовна получила монашеское имя Евгении. Соосновательница общины, Марфа Лаврентьевна Аллеманова, вскоре после открытия общины вышла из неё, и проживала в своей келье в Бузулуке, приняв монашеский чин незадолго перед смертью и получив имя Магдалина. Она была похоронена рядом с первым храмом общины — Никольской церковью.
В 1861 году был достроен и 10 октября освящён холодный трёхпрестольный каменный храм, освящённый во имя Тихвинского образа Божией Матери. Один из приделов храма был освящён во имя первомученика архидиакона Стефана во исполнение обета настоятельницы Евгении.
В 1865 году был достроен двухэтажный корпус, крытый железом. В нём были устроены 41 келья для сестёр. В том же году деревянная монастырская ограда была заменена каменной, высотой в 1 сажень и шириной в 1 аршин с двумя крытыми железом башнями по углам на западной стороне. В сентябре был заложен третий храм, с примыкавшим к нему каменным одноэтажным корпусом.
В 1866 году игуменья Евгения удалилась на покой и её должность стала исполнять казначея Симбирского Спасского монастыря, манатейная монахиня Евфросиния, которая управляла монастырём около четырёх месяцев, после чего по собственному прошению вернулась в Симбирск. К этому времени в монастыре проживало 109 человек.
Следующей настоятельницей Тихвинского монастыря, с возведением в сан игуменьи, стала настоятельница Бугурусланского женского монастыря монахиня Дорофея. При ней 16 сентября 1869 года был освящён каменный храм во имя Святой Троицы, достроен примыкающий к храму каменный корпус.
Распоряжением Самарской духовной консистории в ноябре 1868 года при монастыре было открыто училище на правах школы грамоты. В мае 1877 года оно было преобразовано в церковно-приходскую школу. Школа находилась за монастырской оградой, деля здание со странноприимным домом. В 1882 году в ней обучалось 38 детей, в 1897 году — 83, а в 1902 году — 42 человека. Все они находились на полном содержании монастыря. Законоучителем при школе в 1872—1887 годах был священник П. Х. Добросердов, позднее его сменил протоиерей А. П. Благовидов[11]. В монастырской библиотеке имелось до 150 названий в 250 томах книг духовно-нравственного содержания.
12 августа 1870 года игуменья Дорофея была уволена на покой по болезни. Следующей настоятельницей стала казначея монастыря, монахиня Мелетина, утверждённая в должности Синодом в феврале 1871 года.
В 1870 году на берегу Самары у мельниц был посажен фруктовый сад, через 5 лет там устроили пчельник на 115 ульев, а в мае 1890 года там же был поставлен деревянный дом и был вырыт ледник со сводами, обложенными кирпичом — для молочного производства. Это место называлось монастырской дачей, сюда для отдыха привозили девочек — воспитанниц монастырской школы. В 1880 году на средства анонимного благотворителя был построен придел к Троицкому храму. В 1882 году была заложена каменная колокольня. В 1884 году был построен деревянный одноэтажный корпус].
29 января 1888 года игуменья Мелитина подала прошение об увольнении её на покой по болезни; она скончалась 6 марта 1892 года. До 10 сентября 1889 года обязанности настоятельницы исполняла казначея монастыря монахиня Евсевия и благочинная, монахиня Клеопатра, после чего должность заняла, с возведением в сан игуменьи, монахиня Валентина, остававшаяся на этом посту до ноября 1899 года[7]. При ней были построены одноэтажный деревянный корпус, названный псалтырней, так как в нём совершались чтения псалтыря за усопших, каменная пекарня, просфорня, деревянный дом для помещения рабочих, задний двор для размещения рабочих лошадей, некоторые надворные постройки и деревянный флигель, к корпусу, примыкавшему к Троицкому храму, был надстроен верхний каменный этаж, была также достроена колокольня.
Подобное масштабное строительство снова потребовало значительных расходов, которые не покрывались монастырскими доходами. Доверие и уважение к настоятельнице позволили ей вести строительство в долг, который к 1893 году достигал 6000 рублей, однако монастырь принял под своё покровительство епископ Гурий, что позволило рассчитаться с кредиторами[3].
В 1896 году в монастыре проживали 404 человека: одна схимонахиня, 100 манатейных монахинь вместе с настоятельницей, 79 рясофорных монахинь, послушниц, причисленных к монастырю указами 43, проживающих по свидетельствам 181.
30 сентября 1897 года монастырь торжественно отмечал пятидесятилетие своего существования[11]. К этой дате был построен и освящён придел к Троицкому храму, а священник монастыря Михаил Малиновский написал книгу, посвящённую истории обители и послужившую источником значительной части сведений о нём для историков. Он так идиллически писал о монастыре:
Храмы и прочие здания…были все отремонтированы и содержались в примерной чистоте и благолепии. В общем, вид монастыря представлял привлекательную для взора картину. При входе в монастырские ворота прежде всего представлялся взору монастырский пятиглавый собор, которого простая, но величественная архитектура, и его самое положение на открытой, довольно обширной площади среди монастыря, производила сильное впечатление на богомольца… Вдали на восток за собором, среди зелени деревьев виднелась скромная начальная церковь деревянная во имя святителя Николая, Мирликийского чудотворца, примыкающая к больничному деревянному корпусу. Эта простая скромная церковка, с простым, незатейливым крылечком, с обеих сторон окруженная зеленеющими палисадниками… И странно: такая внешняя простота сельская этого начального храма обители как будто говорила о благочестивом вкусе основательницы монастыря, простой крестьянской девицы; но внутри устройство храма как будто выдавало великие замыслы о будущности обители… В трапезе потолок был устроен крутым, высоким сводом, что указывает на образец более обширных и великолепных храмов; в этой маленькой церковке солея и амвон устроены в три, довольно мелкие ступени, так же как и престол с жертвенником: видимо, что иконостас изображает в миниатюре иконостас более величественного храма. Окна и двери на северной стороне церкви выходили в больничное помещение, так что больные не только могли слышать, но и видеть весь ход Богослужения.
На юг от Тихвинского собора видится скромный осмерик и глава теплого храма во имя Пресвятыя Троицы…
Внутри монастырской каменной ограды шли монастырские корпуса для обитательниц монахинь и для необходимых хозяйственных заведений, а при теплом Троицком храме было расположено монастырское кладбище. Около монастырских корпусов и на кладбище, — повсюду были палисадники и сады; от святых врат и до собора, около самого собора и по пути к Троицкому храму зеленели молодые тополи…
Игуменья Валентина управляла монастырём до своей кончины 5 октября 1899 года и была похоронена на монастырском кладбище. Следующей настоятельницей стала монахиня Херувима (в миру Е. Д. Волгушева), 6 декабря 1899 года возведённая в сан игуменьи.
К началу XX века в монастыре насчитывалось до 350 сестёр. К этому времени на его территории находились два каменных храма, один деревянный, четырёхъярусная колокольня, просфорня, звонарная, привратная, шесть келейных корпусов, в том числе и игуменский, с иконописной и золотошвейной мастерскими, больничный корпус и множество хозяйственных построек. Действовала школа для девочек, работала библиотека духовной литературы.
В 1912 году, когда в Бузулуке проводился водопровод, две бузулукские вдовы — дворянка Ф. Ф. Беленовская и мещанка Ф. М. Галдеева —пожертвовали на устройство водопровода и в монастыре, одна две тысячи рублей, вторая — одну. До этого все годы существования монастыря вода бралась из единственного колодца на монастырской территории. Сохранились план водопровода, смета его строительства, заявления благотворительниц, однако неизвестно, успели реализовать план до революции или нет.
В годы Первой мировой войны в монастыре, а также на его самарском подворье, размещались лазареты для раненых
ИМУЩЕСТВО МОНАСТЫРЯ
Основным владением монастыря был земельный надел в 1022 десятины. Часть этих земель была передана лесным департаментом, другие пожертвованы различными благотворителями. Так, в 1870 году монастырю было пожертвовано 20 десятин земли около села Перевозникова в 15 верстах от Бузулука неким Поляевым, а в 1888 году — 69 десятин около того же села купцом А. И. Болтуновым.
На усадебной площади размещалось 11 корпусов. В шести проживали сёстры монастыря, в остальных размещались трапезная, просфорная, пекарня, квасоварня, ковёрная и иконописная мастерские. Монастырь был окружён каменной стеной с двумя воротами и двумя башнями[7]. Вне ограды монастырю принадлежали три дома для монастырского причта, дом для учительницы и двухэтажное здание, каменный нижний этаж которого служил странноприимным домом, а в верхнем, деревянном, размещалась церковно-приходская школа.
Монастырь владел двумя мельницами, которые сдавались в аренду. В 1897 году одна из них сгорела, и вместо неё в 1912 году была построена новая мельница с сукновалкой. Также в монастырской собственности находились два озера с рыбными ловлями, пасека, молочная ферма с ледником, фруктовый сад.
Имелось два подворья. Одно находилось в Бузулуке, на улице Ярмарочной, площадь участка, на котором размещались флигель и дворовые постройки, составляла 356 квадратных сажен. Он был пожертвован бузулукским мещанином К. П. Шаталовым. Второе подворье размещалось в Самаре, на углу улиц Симбирской и Уральской (ныне Ульяновской и Братьев Коростелёвых) Оно занимало площадь в 1660 квадратных саженей, пожертвованных монастырю в 1866 году самарским купцом, почётным гражданином Самары В. А. Головачёвым.
После возрождения монастырь размещается хотя и не на прежней территории, но также рядом с городским кладбищем. В монастыре один действующий храм — одноэтажная церковь в честь Всех Святых, освящённая в 1901 году. Приставной престол освящён в честь Рождества Христова. Также имеется часовня в честь Державной иконы Божией Матери, освящённая в 2010 году, предназначенная для совершения молебнов и келейного молитвенного правила насельниц монастыря. В храме находятся и сохранённые чтимые монастырские иконы: чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Тихвинская», подаренная монастырю в 1847 году генеральшей Путятиной в Санкт-Петербурге и икона Пресвятой Богородицы «Млекопитательница», написанная на Афоне. Сохранились и два мощевика с частицами мощей более сорока святых.
Кроме храма на монастырской территории площадью 7460 м² расположены одноэтажное административное здание, трёхэтажное жилое здание, строительство которого началось в 2004 году, а также здание котельной и мастерских.
В 2002 году в селе Сухоречка было открыто подсобное хозяйство монастыря, где несут послушание четыре сестры, ухаживающие за коровами и курами и при помощи рабочих обрабатывающие сад и огород. В 2010 году при хозяйстве была освящена часовня в честь Державной иконы Пресвятой Богородицы/
Монастырские храмы
Никольская церковь
В монастыре до революции имелось три храма и колокольня. Первым в 1848 году, был построен деревянный холодный однопрестольный храм, освящённый 30 января 1849 года в честь святителя Николая Чудотворца. Храмовые праздники отмечались 9 мая и 6 декабря.
Тихвинский собор
В 1861 году был построен и освящён каменный трёхпрестольный храм размерами 16 на 20 саженей во имя Тихвинской иконы Божией матери. Правый придел был освящён 16 мая 1862 года во имя Архангела Михаила, спустя ровно год во имя архидиакона Стефана был освящён левый придел. В 1890 году в храме был произведён ремонт: вновь были сделаны два киота, стены расписаны картинами духовного содержания, а аналогичные росписи в куполе были обновлены.
В храме Тихвинской иконы Божией матери хранились части святых мощей великомучеников Пантелеимона, Анания, Игнатия, Ефимии, преподобных Нила, Макария, Феофана Киевского, святителей Гурия Казанского и Николая Чудотворца, которые приобретали в Москве и Санкт-Петербурге. Имелась также особо чтимая икона Божией Матери «Млекопитательница» в серебрено-позолоченной ризе — список с чудотворной афонской иконы с мощами афонских великомучеников[6]. Храмовые праздники отмечались в главном приделе 26 июня — во имя Тихвинской иконы Божией Матери, 8 ноября — в правом приделе и 2 августа — в левом[7].
Троицкий храм
Третьим храмом монастыря был каменный трёхпрестольный храм во имя Святой Троицы. Строительство храма размерами 17 на 8 сажен началось в 1865 году и окончилось в 1869 году, когда он был освящён самарским епископом Герасимом. Правый придел был освящён во имя святого Митрофана Воронежского 8 сентября 1881 года тем же епископом Герасимом, а левый — 13 сентября 1897 года самарским епископом Гурием во имя святого князя Феодосия Черниговского.
В нижнем этаже храм непосредственно соединялся с монашескими кельями, в верхнем — с кельями настоятельницы. Также в нижнем этаже находилась живописная мастерская, где сёстры обучались искусству иконописи. Руководила мастерской мастерица-монахиня, которую настоятельница Валентина отправляла в Санкт-Петербург для обучения иконописи и иконной чеканке по золоту. Размещение мастерской непосредственно в храме было удобным для работы над копиями храмовых икон. В верхнем этаже, при кельях настоятельницы, размещалась золотошвейная мастерская.
В 1907 году храм был значительно отремонтирован, в ходе работ был заменён и заново освящён главный престол. Храмовые праздники отмечались 25 мая в главном престоле, 23 ноября в правом приделе и 5 февраля и 9 сентября в левом приделе.
Колокольня
В 1890 году в монастыре была построена колокольня. Её высота со шпилем и крестом достигала 28 саженей. 8 сентября 1891 года на колокольню подняли главный колокол весом 308 пудов 35 фунтов.
______________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Достопримечательности Оренбургской области
Святые места Оренбургской области.
Статьи Алексея Степановича Хомякова и М. Н. Лонгинова в полном собрании сочинений 1886 год (т. I);
Н. Юшков, «Материалы для истории русской литературы. Первый студент Казанского университета» (Казань, 1891);
Монастыри Самарского края (XVI—XX вв.): Справочник / Сост. B. C. Блок, К. А. Катренко. — Самара: Самарский. Дом печати, 2002. — С. 50-53. — 216 с. — 1000 экз. — ISBN 5-7350-0350-X.
Михаил Малиновский. Тихвинско-Богородицкий женский монастырь в г. Бузулуке, Самарской епархии 1847-1897 год. — 1897.
Вложение | Размер |
---|---|
Тихвинский монастырь, Бузулук | 148.22 КБ |
Тихвинский монастырь, Бузулук | 79.33 КБ |
Тихвинский монастырь, Бузулук | 252.41 КБ |
Тихвинский монастырь, Бузулук | 510.43 КБ |
Тихвинский монастырь, Бузулук | 534.72 КБ |
986440 (6).jpg | 620.95 КБ |
986440 (7).jpg | 181.67 КБ |
- Россия:
- Тэги:
- 5510 просмотров
Комментарии
стоит побывать
благодатное место - стоит там побывать! Тихвинский монастырь несуетен, народу там мало, вокруг красивая природа, отдых для души среди нашего суетного мира. Все мы что-то делает, куда-то спешим, а тут можно остановиться и передохнуть. Да и чудотворные иконы очень известны, какая нибудь помощь да будет.
Отправить комментарий