Спасское-Лутовиново
«Если у Вас есть атлас, отыщите в нем карту России и проведите пальцем от Москвы по направлению к Черному морю; на Вашем пути – немного севернее Орла – Вы обнаружите город Мценск.
Так вот! Моя деревня находится в 10 километрах от этого места с довольно труднопроизносимым, как видите, названием. Это совершенная глушь – тихая, зеленая, печальная».
ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич
САМЫЕ КРАСИВЫЕ УСАДЬБЫ РОССИИ - ТУТ!
музей Тургенева - Спасское-Лутовиново
По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново (Мценский уезд Орловской губернии) прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу
Русская усадьба – это целый мир, целая эпоха, колыбель русских поэтов, художников, писателей, ученых. Именно русская усадьба вдохновила, вскормила, воодушевила Пушкина, Тургенева, Репина. Все усадьбы были устроены по разному, но есть что-то что их объединяет. Символом любой русской усадьбы стали липовые аллеи, вековые дубы, простор. Дом как правило строился на поляне На примере Тургеневской усадьбы, он был даже не в центре. В центре расположена липовая аллея, именно там и находилось сосредоточение духа, мыслей, помыслов писателя, судя по тому с какой нежностью в своих произведениях затронута была им эта тема. Обязательно было наличие прудов, конюшни, хозблока помимо самого дома, фруктовый сад.
ПЛАН УСАДЬБЫ Спасское-Лутовиново
1. Церковная сторожка 10. Дуб
2. Церковь 11. Конюшня
3. Богадельня 12. Каретный сарай
4. Дом-музей 13. Колодец
5. Верхний сад 14. Кузнечный пруд
6. Нижний сад 15. Пруд Захара
7. Погреб 16. Плотина
ПАРК
Главный дом и строения усадьбы окружены старинным парком. Он был разбит на рубеже XVIII-XIX веков основателем Спасской усадьбы И. И. Лутовиновым. Описание старинного парка находим в романе Тургенева «Новь»: «То был прадедовский чернозёмный сад, какого не увидишь по сю сторону Москвы. Расположенный по длинному скату полого холма, он состоял из четырёх, ясно обозначенных отделений. Прямо перед домом, шагов на двести, расстилался цветник, с песчаными прямыми дорожками, группами акаций и сиреней и круглыми «клумбами»; налево, минуя конный двор, до самого гумна тянулся фруктовый сад, густо насаженный яблонями, грушами, сливами, смородиной и малиной; прямо напротив дома возвышались большим сплошным четырёхугольником липовые скрещенные аллеи. Направо вид преграждался дорогой, заслонённой двойным рядом серебристых тополей; из-за купы плакучих берёз виднелась крутая крыша оранжереи».
Липовые аллеи стали непременным атрибутом любой русской усадьбы. Стройные, высокие, они стали символом высоких мыслей и помыслов, дорожки между ними узкие, поэтому мысли тянутся кверху в небо, вслед за веточками липы, устремленными в небеса. Нет благороднее дерева чем липа, а потому и русская поэзия, взлелеянная липами, благородна, высока и величественна.
Парк в Спаском-Лутовинове, безусловно, являл собой один из лучших образцов русского усадебного садово-паркового искусства конца XVIII —начала XIX веков. Сад разбивался в английском вкусе, с регулярным парком, яблоневыми садами, оранжереями, фруктовыми полянами, лабиринтами извилистых дорожек-змеек. Со времени основания парка сохранилось около 2000 вековых и двухсотлетних лип, ясеней, елей, дубов, серебристых тополей и деревьев других пород, характерных для средней полосы России.
В центральной части парка четкие перекрестия липовых аллей образуют римскую цифру XIX. Вокруг просторно раскинулся ландшафтный сад. В нём группы деревьев перемежаются светлыми лужайками, окаймленными кустами сирени и жимолости. Лабиринт дорожек ведёт к Большому спасскому пруду и Варнавицкому оврагу.
Каждый уголок парка связан с памятью о Тургеневе. Его любимая скамейка стоит на берегу Большого Спасского пруда; беседка, образованная кольцом лип, описана в романе «Рудин»; аллея, посаженная сами писателем во время ссылки, ведёт к другой такой же беседке в глубине парка. В повести «Пунин и Бабурин» Тургенев вспоминает о первых детских восторгах, которые он испытал здесь, слушая чтение поэмы М. Хераскова «Россиада». Восхищение красотой парка звучит на страницах повестей «Фауст», «Призраки» и многих других произведений писателя.
Вокруг усадебного дома на 40 гектарах разбит великолепный парк, густые липовые аллеи которого уступами спускаются к пруду. Со времени основания парка сохранилось около 2000 вековых и двухсотлетних лип, ясеней, кленов, елей, дубов, вязов, берез, серебристых тополей и деревьев других пород, характерных для средней полосы России.
Парк в усадьбе Тургенева является уникальным памятником русского садово-паркового искусства. Парк в Спасском-Лутовинове сохранил характерные черты старинных дворянских усадеб и по праву считается одним из самых красивых усадебных парков России.
Писатель любил отдыхать в тени благоухающей зелени. Перекрестья липовых аллей, солнечные лужайки, заросшие шелковистой травой, несмолкаемый птичий щебет и зеркальная гладь пруда были для него дороже любого из прославленных парков Европы.
Природа Спасского-Лутовинова не может оставить равнодушным. Она господствует в тургеневских произведениях, заставляя читателя сопереживать героям в печали и радости.
“Не в одних стихах разлита поэзия: она везде. Взгляните на эти деревья, на это небо – отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота, там и жизнь…”
Флигель
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Государственный мемориальный и природный музей–заповедник И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» — уникальный памятник культуры, единственный в России мемориальный музей великого русского писателя.
Судьба тургеневского родового гнезда после смерти великого писателя складывалась драматически. Сама усадьба и прилегающие к ней земли были сданы в аренду. Не ремонтировался и не отапливался опустевший дом, разрушались хозяйственные постройки. Тургеневские рукописи и документы, фамильные портреты и семейные реликвии разошлись по наследникам. Многое исчезло безвозвратно. В январе 1906 года тургеневский дом был уничтожен пожаром. Лишь благодаря предусмотрительности новых хозяев — О. В. и Н. П. Галаховых, заблаговременно были вывезены и в основном сохранены спасская библиотека и мебель. Дореволюционный губернский музей, номинально опекавший усадьбу, оказался бессильным остановить процесс ее запустения.
С горечью писали журналисты тех лет об угасании тургеневского родового гнезда: «Парк обратился в сплошной лес, заросший кустами орешника, крапивой и бурьяном. Дом сгорел, на его месте поднимаются из-за бурьяна почерневшие остатки стен и груды кирпича. От бывших хозяйственных построек в большинстве и следа не осталось. Аллеи заросли травой, на большом протяжении парк превратился в густо заросшую чащу; кусты беспорядочно разрослись и перемешались с крапивой и репейником. Получилась полная картина запустения».
На протяжении ряда лет поместье Тургенева сдавалось в аренду — сначала частным лицам, позднее — сельхозартели, совхозу и местной школе. Тургеневский парк одичал, сильно пострадал от вырубок. Оставшиеся строения ветшали, подвергались расхищению, некоторые из них были полностью разобраны. Зарастали усадебный парк и пруды, в худшую сторону менялся пейзаж.
В 1918 году постановлением Орловского губисполкома Спасская усадьба была объявлена национальным достоянием и перешла в ведение и управление губернского земельного отдела. Спустя четыре года музейный отдел Главнауки принял постановление: «Парк при родовом имении Ивана Сергеевича Тургенева, площадью 38 га, находящихся в Орловской губернии Мценского уезда со всеми насаждениями, прудом <…>, флигелем, где жил И. С. Тургенев, признан неприкосновенным памятником природы, садов и парков».
Музей-усадьба И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» был создан 22 октября 1922 года в соответствии с постановлением отдела музеев и охраны памятников искусства и старины Народного комиссариата просвещения и законодательным актом 1921 года об охране исторических усадеб, памятников природы, парков и садов.
Музеефикация литературного наследия И. С. Тургенева началась несколько раньше. В 1918 году, к 100-летию со дня рождения И. С. Тургенева состоялось открытие музея в Орле. Для этой цели был национализирован дом Галаховых. Сохранившиеся тургеневские книги, мебель, рукописи, личные вещи были объявлены национальной собственностью.
26 октября 1922 года в «Известиях ВЦИК» была опубликована официальная информация об усадьбах классиков, объявленных неприкосновенными памятниками природы и культуры. Среди них — «имение писателя Тургенева Спасское-Лутовиново Орловской губернии: там сохраняется флигель, где жил писатель и парк».
У истоков создания музея стояли А. В. Луначарский и В. Я. Брюсов. В становлении музея-усадьбы в разное время принимали участие А. М. Горький, К. А. Федин, И. А. Новиков. Первым хранителем стал известный ученый-литературовед М. В. Португалов. Уже в 1920-х годах начались подготовительные работы по восстановлению усадьбы. В 1929 году была создана специальная комиссия по сбору воспоминаний, выявлению у местных жителей вещей, принадлежавших ранее семье писателя. В этом же году музей открылся для посетителей.
в музее Тургенева
В 1930 году был закрыт Храм Спаса Преображения. Колокольня была снесена, иконостас и церковная утварь разграблены. В 1941 г. в здании храма была развернута выставка «Жизнь и творчество Тургенева» (автор Б. А. Ермак). Впоследствии помещение церкви использовалось как склад для рабочего инвентаря, сена и яблок. В фамильном склепе было решено устроить силосную башню. Для нужд колхоза было вывезено строение богадельни.
В 1937 г. музей-усадьба «Спасское-Лутовиново» стал филиалом Орловского Государственного литературного музея И. С. Тургенева.
В 1939 г. в связи со 120-летием со дня рождения И. С. Тургенева музей был переведен в разряд государственных. В том же году были восстановлены флигель, богадельня и баня, конюшня и каретный сарай. Были собраны и изучены воспоминания современников И. С. Тургенева, зарисовки и фотографии усадьбы, свидетельства старожилов, произведены обмеры уцелевших строений и раскопки фундаментов разрушенных зданий, составлены проекты восстановления строений заповедника. Начались работы по расчистке парка.
Весной 1941 года были завезены материалы для восстановления главного усадебного дома. Работы прервала война. Около трёх месяцев тургеневская усадьба и село Спасское-Лутовиново были оккупированы фашистскими войсками, которые перед отступлением в декабре 1941 года сожгли село и усадебные строения — богадельню и церковную сторожку. В 1942 году заповедник оказался в прифронтовой полосе. В течение полутора лет на территории усадьбы располагались воинские части, в здании флигеля размещался медсанбат.
В годы войны сильно пострадали здания церкви, фамильного склепа Лутовиновых, каретного сарая и конюшни. Территория усадьбы была изрыта блиндажами, окопами, воронками от бомб и снарядов, пруд с прорванной плотиной пересох, аллеи парка завалены упавшими деревьями. Но уже 16 июня 1944 года тургеневский заповедник был вновь открыт для посетителей.
В послевоенные годы усилия сотрудников музея были сосредоточены, главным образом, на работах по восстановлению парка. Территория усадьбы была очищена от мин и снарядов, убраны погибшие деревья, засыпаны блиндажи и окопы; полностью возобновлена берёзовая аллея, ведущая к пруду, отремонтирована плотина Большого пруда.
В 1953 году во «флигеле изгнанника» была открыта первая стационарная литературная экспозиция «Тургенев и родина».
В 1968 году, в связи с 150–летием со дня рождения писателя, Министерство Культуры РСФСР приняло решение о восстановлении дома И. С. Тургенева. Летом 1976 года строительство было завершено. Подлинные вещи писателя, семейные реликвии и сохраненная мебель составили основу экспозиции дома-музея, которая была открыта для посетителей в сентябре 1976 года.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1987 г. № 351 «в целях сохранения памятных мест, связанных с жизнью и творчеством И.С. Тургенева, улучшения использования его творческого наследия в патриотическом, нравственном и эстетическом воспитании трудящихся» на базе филиала Государственного литературного музея И. С. Тургенева в г. Орле был создан Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново». Преобразование музея-усадьбы И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» в Государственный мемориальный и природный музей-заповедник обозначило новый этап его развития.
С 1988 года возобновились работы по капитальному ремонту ландшафтных участков мемориального парка. Усилиями коллектива сотрудников за последние двадцать лет, в результате кропотливой исследовательской и реставрационной работы был возрожден неповторимый в своей красоте архитектурно-парковый усадебный комплекс конца XVIII — начала XIX веков.
Музей-заповедник «Спасское-Лутовиново» — это не только мемориал великого русского писателя, не только память о людях и событиях, так или иначе прикоснувшихся к Спасскому за всю его многовековую историю, это одна из немногих сохранившихся в России усадеб-памятников, это с огромным трудом сохраненное нашими предками тургеневское пространство.
По своему значению музей-заповедник И. С. Тургенева «Спасское–Лутовиново» — один из крупнейших литературных мемориальных комплексов России. Ежегодно музей заповедник принимает около 120 тысяч посетителей.
Указом Президента Российской Федерации № 275 от 2 апреля 1997 года Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» включен в перечень особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
И.С.Тургенев в Спасском-Лутовинове
1819 — Весна — Лето. Варвара Петровна Тургенева с детьми живёт в Орле и Спасском-Лутовинове.
1821— Зима. Тургеневы в Спасском.
1823 — Август — начало сентября. Тургеневы вернулись в Спасское-Лутовиново после путешествия по Европе: «Возвратившись в Спасское, семья Тургеневых зажила деревенской жизнью, той дворянской, медленной, просторной и мелкой жизнью, самая память о которой уже почти изгладилась в нынешнем поколении — с обычной обстановкой гувернёров и учителей, швейцарцев и немцев, доморощенных дядек и крепостных нянек» (И. С. Тургенев. Автобиография).
1826 — В течение года семья Тургеневых живёт в Спасском.
1827 — Начало года — конец осени. Тургеневы живут в Спасском. «Одной из первых русских книг, прочтённых Тургеневым, была “Россиада” Хераскова. Он обязан знакомству с этой книгой крепостному человеку своей матери, страстному поклоннику поэзии, а также и этой старинной поэмы» (Иван Сергеевич Тургенев. Биографический очерк).
1828 — Лето — Тургеневы в Спасском. «Лет десяти, сначала из “егерского”, а потом из купленного ему отцом ружья, Ваня уже сам начал стрелять в сидящих на деревьях — дроздов, горлинок, диких голубей и плавающих на воде уток, потом мало-помалу приноровился попадать в летящих» (И. Ф. Рында. Черты из жизни И. С. Тургенева).
1831 — Лето в Спасском-Лутовинове.
1835 — Конец лета. И. С. Тургенев вместе с дядей, Н. Н. Тургеневым приезжает на короткий срок в деревню.
1837 — 13 июля — Октябрь. И. С. Тургенев в Спасском.
1839 — Июль — конец сентября. Тургенев отмечает в «Мемориале»: «Летом в деревне. Наполь 2-ой. — (1-й раз в Телегине)».
1841 — В то лето Тургенев много охотился. В «Мемориале» отмечена его поездка вместе с Порфирием Кудряшовым и Афанасием Алифановым в Гольтяево.
1842 — Конец мая — 19 июля. И. С. Тургенев в Спасском.
1843 — Начало мая — 18 мая. И. С. Тургенев в Спасском.
1846 — Середина мая — начало октября: «Я уезжаю в деревню. — Там до октября. <…> Возвращение к зиме в Петербург. — «Хорь и Калиныч» напис<ан> в этом году» («Мемориал»).
1851 — Вторая половина апреля — середина октября. И. С. Тургенев в Спасском.
1852–1853 — Конец мая 1852 — 15–18 декабря 1853. Ссылка в Спасское. Работа над романом «Два поколения». Написаны повести «Постоялый двор» и «Два приятеля», статья «О “Записках ружейного охотника Оренбургской губернии” C. Т. Аксакова». Приезды в Спасское М. С. Щепкина, П. В. Киреевского, А. А. Фета, И. С. Аксакова.
1854 — Около 25 апреля — 23 мая, 4 октября — начало 20-х чисел октября. Написан очерк «О соловьях». Работа над повестью «Переписка». Приезд в Спасское Н. А. Некрасова (в октябре).
1855 — 24 апреля — 15 октября. Приезд в Спасское В. П. Боткина, Д. В. Григоровича, А. В. Дружинина. Написан роман «Рудин». На черновике романа, по свидетельству П. В. Анненкова, Тургенев написал: «Рудин. Начат 5 июня 1855 г., в воскресенье, в Спасском; кончен 24 июля 1855 г. в воскресенье, там же, в 7 недель. Напечатан с большими прибавлениями в январской и февральской книжках «Современника» за 1856 г.».
1856 — 19 мая — 23 июля. Начата работа над повестью «Фауст». Приезды в Спасское Л. Н. Толстого, М. Н. Толстой.
1858 — 25 июня — около 17 ноября. Написан роман «Дворянское гнездо». На титульном листе рукописи романа указано: «Дворянское гнездо». Повесть Ивана Тургенева. Задумана в начале 1856 года, долго очень не принимался за неё, всё вертел её в голове, начал вырабатывать её летом 1858 года в Спасском. Кончена в понедельник, 27 октября 1858 года в Спасском».
1859 — 7 апреля — 2 мая, 30 сентября — 4 декабря. Работа над романом «Накануне». Крайние даты написания «Накануне» указаны самим Тургеневым на титульном листе черновой рукописи: «Начата в Виши во вторник 28/16 июня 1859г. Кончена в Спасском — в воскресенье 25 октября/ 6 ноября 1859 г.».
1861 — 21 мая — 10 сентября. Закончен роман «Отцы и дети»: «Теперь я сижу здесь, в своём флигельке, оканчиваю новую большую повесть для “Русского вестника”— и присутствую при медлительном устроении нового быта» (из письма Д. Я. Колбасину от 14/26 июня 1861 года).
1862 — 17 июня — 12 августа. Десять дней И. С. Тургенев провёл на охоте в Полесье вместе с А. А. Фетом.
1865 — 16 июня — 11 июля. Приезд в Спасское А. А. Фета.
1868 — 25 июня — 7 июля. Тургенев работает над «Литературными и житейскими воспоминаниями».
1870 — 26 июня — 8 июля. Переработана повесть «Степной король Лир». Приезды в Спасское А. А. Фета, английского слависта В. Рольстона.
1874 — 17 июня — 10 июля. Написан рассказ «Стучит!», начата работа над рассказом «Часы». Приезд в Спасское Ю. П. Вревской.
1876 — 18 июня — 29 июля. Закончена черновая рукопись романа «Новь». На титульном листе второй тетради романа авторская помета: «эта книга (№ 2) начата в Спасском во вторник 22-го июня <…> и кончена там же во вторник 25/13 июля». Написана статья «Несколько слов о Жорж Санд».
1878 — 22 августа — 12 сентября. Написано стихотворение в прозе «Два брата».
1880 — 16 мая — 4 июня, 23–28 июня. Написана «Речь по поводу открытия памятника А. С. Пушкину в Москве».
1881 — 27 июня — 2 сентября. Закончена повесть «Песнь торжествующей любви». Написаны стихотворения в прозе «Молитва», «Путь к любви», «Фраза», «Простота», «Брамин», «Ты заплакал…», «Любовь». Приезды в Спасское Л. Н. Толстого, М. Г. Савиной, Е. М. Гаршина, Д. В. Григоровича; всё лето гостит Я. П. Полонский с семьёй.
ИСТОРИЯ ПОМЕСТЬЯ
Спасское-Лутовиново — усадьба матери И. С. Тургенева, ныне государственный мемориальный и природный музей-заповедник в Мценском районе Орловской области.
Село Спасское было названо так из-за находящейся здесь церкви Спаса Преображения. В конце XVI века Иван Грозный пожаловал его Ивану Лутовинову.
Важную роль в истории усадьбы сыграл Иван Иванович Лутовинов (1753—1813). Карьера выпускника Пажеского корпуса не задалась, он недолго прослужил в Новгородском пехотном полку, дослужился до секунд-майора и поселился в своём поместье. В 1778 году мценские дворяне избрали его уездным судьёй. Также он был предводителем дворянства Мценского и Чернского уездов. Он владел поместьями в Тульской, Тамбовской и Калужской губерниях и 5000 крепостных крестьян. Он решил создать усадьбу: её центром стал двухэтажный деревянный, обложенный кирпичом дом (с библиотекой, театром и хорами для музыкантов), перед ним были разбиты цветники, рядом стояли каменная галерея, кухня, баня, скотный двор, птичий двор, кузница, столярный флигель и мельница, ряд других хозяйственных построек, больница, флигель для полиции, лаборатория. Усадьба, в которую также входили парк и пруд, была окружена рвом. Работы по устройству усадьбы велись с рубежа веков до 1809 года. Лутовинов имел связи с Новиковым и Радищевым. Многим он давал деньги взаймы, в том числе и деду Льва Толстого. В 1813 он умер и был похоронен в часовне над родовым склепом.
Рядом с этой часовней находится могила со стелой, где говорится, что здесь покоится Николай Этьен Веней Дефрен из Нанси, приехавший в Россию в 1769 и умерший в 1793. В эпитафии говорится, что он был учителем, однако известно, что в эти времена никаких детей здесь не проживало. Кто он и как сюда попал, до сих пор неизвестно.
После смерти Ивана Лутовинова спасская усадьба согласно решению суда перешла в руки его племянницы Варвары Петровны Лутовиновой. Её отец Пётр Иванович умер за два месяца до её рождения. В двухлетнем возрасте она переехала из Спасского-Лутовинова к помещику Кромского уезда Сомову, за которого её мать затем вышла замуж. Отчим постоянно оскорблял, бил и унижал Варвару. В 16 лет она убежала в Спасское к своему дяде Ивану Лутовинову.
В 1816 в Спасском произошла свадьба Варвары и офицера Сергея Николаевича Тургенева, участника Отечественной войны 1812 года, столбового дворянина.
В мае 1839 года в усадьбе произошёл большой пожар. Однако новое строительство не было затеяно и к уцелевшей части дома были сделаны пристройки. Театр, большой зал, комнаты для гостей и прочее не были восстановлены. Парк также запустел.
В 1850 году Варвара Петровна умерла, Ивану Тургеневу (1818—1883), уступившему брату Николаю все самые доходные поместья и дом в Москве, досталось родовое гнездо, где он провёл своё детство (до 1828 года) и куда он регулярно приезжал на каникулы и на отдых.
С 1852 по личному распоряжению Николая I Тургенев пребывал в Спасском в ссылке под надзором полиции. Он отпустил на волю дворовых. Тургенев оказался в разлуке с Полиной Виардо. С соседями он подружиться не сумел, периодически к нему приезжали Михаил Щепкин, Иван Аксаков, Афанасий Фет. Здесь же он пишет повесть «Постоялый двор» и роман «Два поколения» (не опубликован). В конце 1853 писателю была «объявлена свобода с разрешением выезжать из столицы». Однако уже осенью следующего года Тургенев возвращается в Спасское, пишет здесь очерк «О соловьях» и принимает у себя Николая Некрасова. В 1855 здесь за семь недель пишется роман «Рудин».
В 1856 Спасское посетил Лев Толстой.
из письма Я.П. Полонскому
«Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, родине поклонитесь, которую я уже вероятно никогда не увижу».
Иван Сергеевич Тургенев
Тогда же Тургенев начал работу над «Фаустом». Затем Иван Сергеевич на некоторое время уехал в Европу. По возвращении он пишет в Спасском произведения: «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети». Затем Тургенев вновь по большей части проводит время за границей. Приезжая сюда он открывает школу для крестьянских детей и богадельню для престарелых крестьян. Последний раз он побывал здесь в 1881 году. В 1883 он умер во Франции, в городе Буживаль.
Наследники вывезли из Спасского мебель, а в 1906 дом сгорел. В октябре 1918 имущество писателя стало национальным достоянием. 12 сентября 1921 года в соответствии с декретом «Об охране садов и парков» Спасское объявили государственным заповедником. В 1937 Совнаркомом РСФСР были отпущены средства на восстановление усадьбы. Во время Великой Отечественной войны территория Спасского находилось в зоне оккупации и была заминирована. В 1976, на основе проекта художника Луки Никитича Перепелицы, был открыт восстановленный главный дом с воспроизведённой на момент 1881 года обстановкой.
В культуре
В ряде произведений Ивана Тургенева автор использовал воспоминания об этом месте. Так, прототипом Ермолая из «Записок охотника» был Афанасий Алифанов, местный крестьянин. Ряд произведений написан здесь же (см. выше).
ХРАМ СПАСА ПРЕОБРАЖЕНИЯ
Храм Спаса Преображения
ВВ документах начала 17 века, в том числе в жалованной грамоте царя Михаила Фёдоровича, главное поместье Лутовиновых во Мценском уезде именуется «жеребей сельца Спасского» или «четверть сельца Спасского». Возможно, первые церковные строения были утрачены в годы польско-литовского нашествия и последующей смуты, о чём косвенно свидетельствует и бытовавшее вплоть до 1780-х годов наименование Спасского сельцом, а не селом, как следовало бы при действующей церкви.
Первые документальные сведения о Спасском храме относятся к 1780-м годам — в Экономических примечаниях к Генеральному межеванию 1778-1796 гг. указано: «Погост церкви Спаса Преображения Господня; три десятины, владения священнослужителей; на суходоле в погосте церковь деревянная».
В «Ведомостях» о церкви Спаса Преображения за 1897 год датой «открытия» церкви назван 1778 год. В фонде церкви Спаса Преображения в Государственном архиве Орловской области хранятся метрические книги и книги о церковном приходе начиная с 1780 года.
И. Ф. Рында в статье «Черты из жизни И. С. Тургенева» писал: «В прошлом столетии в селе была ветхая деревянная церковь, при которой с 1780 года состояли священники и два причетника. Несмотря на то, что в Спасском приходе было 12 богатых помещиков, однако никто из них не позаботился о храме. Только И. И. Лутовинов обратил на него внимание. Видя, что церковь уже разваливается, он в 1808 году построил на свои средства каменную, очень просторную и красивую церковь».
Новая каменная церковь строилась в комплексе с усадьбой, причём храм был перенесён с погоста на господскую землю (погостом в то время называли не кладбище, как позднее, а обособленную церковную территорию, расположенную вне населенных пунктов). Под церковную усадьбу было отведено три с половиной десятины земли. На месте старой деревянной церкви, над родовым склепом, посреди старого кладбища, была выстроена фамильная часовня.
Характеристика церкви Спаса Преображения как архитектурного памятника заслуживает особого внимания. Она выполнена рукой опытного мастера, знакомого с приемами пропорционирования, свободно решившего композицию храма в традиционных для тех лет классических формах. В неизданном томе «Свода памятников истории и культуры по Орловской области» церковь в Спасском-Лутовинове характеризуется как «интересный образец небольшого усадебного храма начала 19 века в стиле зрелого классицизма».
Новый храм Спаса Преображения был освящён 26 июня 1809 г. ректором Севской семинарии Дионисием. В церкви было устроено два придела: один во имя святителя и чудотворца Николая и другой во имя великомученика Никиты, поэтому в Спасском было два храмовых праздника — 6/19 августа — Преображение Господне и 15/28 сентября — Никитин день.
И. И. Лутовинов сделал значительные пожертвования на обустройство храма, позаботился о его «благолепии», подарил в церковь «около 5 фунтов серебряных вещей, дискос, потир, звездицу и т.п. <…>, купил все одежды для церкви и для священнослужителей». Спасская церковь была устроена с хорами, и на средства, отпускаемые Иваном Ивановичем, при церкви содержался хор из 36 человек, певший по рукописным нотам.
К сожалению, сведений о внутреннем убранстве храма сохранилось очень мало. Очевидно, спасская церковь мало чем отличалась от других усадебных церквей — в ней не было пышного убранства, фресковых росписей (сохранявшиеся до начала 1970-х годов фрагменты настенной росписи относились к началу XX века), стены храма были расписаны «под мрамор»; иконостас был полукруглый, резной.
В алтаре церкви, на жертвеннике находилось мраморное распятие с двумя фигурами предстоящих; по словам последнего священника Спасской церкви, отца Владимира Славского, это распятие было привезено из путешествия по Италии и подарено в храм Варварой Петровной Тургеневой.
В храме была специальная табличка с перечнем имён и записи об упокоении создателей храма и жертвователей; на этой табличке, очевидно, уже после смерти И. С. Тургенева, чернильным карандашом было приписано «Иоанн».
От господской усадьбы церковь была отделена сплошной грядой кустарников и оградой. Летом, в воскресные и праздничные дни, около ограды церкви с раннего утра можно было увидеть коляски, линейки и тележки, в которых прихожане Спасского храма приезжали к обедне.
16 января 1816 г. в храме Спаса Преображения венчались Варвара Петровна Лутовинова и Сергей Николаевич Тургенев.
Среди спасских священников, пожалуй, наиболее примечательна фигура Фёдора Ивановича Гедеоновского (1773—1857). В господском доме ему оказывали должное почтение. Отец Фёдор был первым из спасских священников, кто запомнился маленькому Ивану Тургеневу: первое причастие, первые понятия о Священном писании, первые проповеди — все это связано у Тургенева с образом Фёдора Ивановича Гедеоновского. Старый священник, изгонявший, по просьбе Николая Сергеевича, домовых из усадьбы, освящавший дом от «нечистой силы», о котором вспоминал Иван Сергеевич — всё тот же отец Фёдор. Тургенев, безусловно, хорошо знал старого священника, и, вполне возможно, именно его выразительный портрет оставил на страницах «Степного короля Лира»; не случайно и появление фамилии Гедеоновского в «Дворянском гнезде».
По утверждению И. Ф. Рынды, рассказы другого спасского священника, Бориса Глебовича Преображенского, о его племяннике, были воспроизведены Тургеневым в «Рассказе отца Алексея».
Ещё в конце XIX века, по словам современников, Спасская церковь производила «отрадное впечатление своею архитектурою, поместительностью, чистотою, прекрасным иконостасом и хорошей живописью икон».
В 1924 году, когда храм передавался на сохранение религиозной общине села Спасского-Лутовинова, в церкви было «три иконостаса с иконами в количестве двадцати единиц, три престола и три жертвенника, столько же напрестольных крестов, аналоев, евангелиев, по десять риз облачения для священников и дьяконов, десять подсвечников, две люстры, две хоругви, четыре паникадила, четыре венца, семи свечник, десять воздухов для чаш, плащаница, стол для плащаниц, подставка для огарков, канунница, два шкафа и два ковра, две тарелки и две кружки, свечной ящик, одр для покойных, купель». В «Описи имущества Преображенской церкви села Спасского-Лутовинова» значатся также шесть колоколов (один битый).
Настенные росписи сохранялись еще и в музейный период. Современникам запомнились изображения шестикрылых серафимов и херувимов над алтарной апсидой храма; на стенах церкви — живопись на библейские сюжеты — сцены Страшного суда, Голгофа. Эта роспись была уничтожена при «реставрации» храма в начале 1970-х годов.
Вокруг храма существовало небольшое кладбище: с левой стороны от алтаря хоронили священнослужителей и членов их семей, справа находились могилы наиболее именитых прихожан (там был похоронен и младший брат писателя Сергей Тургенев, скончавшийся в апреле 1837 г.).
В начале 1930-х гг. храм Спаса Преображения был закрыт. Иконостас и церковная утварь были разграблены и уничтожены, колокольня снесена. В помещении церкви в предвоенные годы размещались выставки, в последствии оно использовалось как склад для рабочего инвентаря, сена и яблок. Внешний вид храма (с колокольней) был восстановлен только в начале 1970-х годов, после чего помещение вновь использовалось как выставочный зал музея.
По окончании реставрационных работ, которые велись более трёх лет, 9 ноября 2000 года храм Спаса Преображения был повторно освящен и открыт для прихожан и посетителей музея.
ФЛИГЕЛЬ
Первое упоминание о флигеле содержится в письме В. П. Тургеневой к И. С. Тургеневу от 14 / 26 мая 1843 года. Варвара Петровна пишет сыну: «Дядя (Н. Н. Тургенев — А. М.) располагает жить в Спасском и флигель для себя строит» (Отдел рукописей Российской национальной библиотеки. Ф. 795 [И. С. Тургенева]. Ед. хр. 96. Л. 19—20). После смерти Сергея Николаевича Тургенева в 1834 г. его младший брат, Николай Николаевич Тургенев стал не только опекуном Ивана и Николая Тургеневых, но и управляющим тургеневскими имениями. В феврале 1841 г. Н. Н. Тургенев был избран уездным предводителем дворянства в Черни. Варвара Петровна в письмах к сыну не раз выражала недовольство тем, что хлопоты в качестве уездного предводителя дворянства отвлекают Николая Николаевича от управления имением; 25 сентября 1843 г. она пишет Ивану Сергеевичу: «Дядя возвратился совершенно к здоровью, к жизни < …>, он оставляет свою службу, Чернь, он отделал в Спасском флигель и завтра в него переходит, он прямо в сад в аллею. Он называет это твоими комнатами, бог знает, когда хозяин в них будет. — Но! Когда будешь, не будешь жаловаться, что тени нет! Прекрасно — с балкона в липы, в большие берёзы…». В приписке к этому посланию Варвары Петровны Н. Н. Тургенев сообщал племяннику: «Я перехожу в новый флигель, устроенный для тебя» (Там же. Л. 54—55). В 1846 г. Н. Н. Тургенев женился на Елизавете Семёновне Белокопытовой и переехал в свою карачевскую деревню Юшково.
Флигель
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Известно, что во время спасской ссылки 1852–1853 гг. И. С. Тургенев жил именно во флигеле (дом писателя тогда занимала семья Николая Николаевича Тютчева, бывшего недолгое время управляющим спасским имением). Поэтому с начала двадцатого века, с лёгкой руки литературоведов, за зданием закрепилось название «флигель изгнанника».
Сегодня, наряду с домом-музеем писателя и храмом Спаса Преображения, флигель является одним из главных экспозиционных объектов усадьбы. 9 ноября 2015 г. во флигеле была открыта литературная экспозиция «Русский европеец».
Литературная экспозиция создана на материалах фондов Музея-заповедника И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» и включает почти 300 предметов, большая часть которых была приобретена музеем в последние годы. Среди раритетов — мемориальные вещи, письма и иконография И. С. Тургенева, автографы Н. Н. Тургенева, Я. П. Полонского, В. В. Князева, П. Виардо, К. Мендеса. Первые русские и зарубежные издания произведений Тургенева — от ранних лирических произведений и «Записок охотника» до «Стихотворений в прозе», портреты современников писателя, живописные полотна и рисунки известных русских и западноевропейских художников, уникальные произведения декоративно-прикладного искусства конца XVIII — первой половины XIX вв. не просто иллюстрируют эпизоды и отдельные сюжеты из жизни Тургенева, но и позволяют по-новому раскрыть многие темы его личной и творческой судьбы.
Тема экспозиции — «Русский европеец» продиктована художнической и человеческой жизнью великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева, которого судьба «поделила» между Россией и Европой. Подлинный европеец по культуре, Тургенев стал полноправным участником европейского культурного диалога, оставаясь при этом, по выражению К. Бальмонта, «самым русским, великорусским писателем», лучше всех других понявшим «основные черты нашего народа и прихотливый ход нашей истории». Тургенев был первым открытым Европою великим русским писателем, благодаря Тургеневу русская литература стала событием и явлением мировой культуры — он знакомил европейских читателей с Пушкиным, Гоголем, Толстым, благодаря ему в России стали читать Золя, Мопассана, Флобера. Д. Мережковский говорил: «Тургенев… по своему духу коренной русский человек. А между тем этот коренной русский человек — истинный европеец, одно из самых крепких и живописных звеньев той великой цепи, которая связывает нас, русских, с жизнью человечества. Он один из первых открыл удивленному Западу всю глубину, всю прелесть и силу русского духа».
Основные залы посвящены главным произведениям и этапам в творчестве писателя: «Запискам охотника», «Таинственным повестям» и «Стихотворениям в прозе», драматургии и др.
Экспозиция включает также два интерьерных зала — кабинет писателя и «комнату тургеневской героини», посвященную лучшим женским образам, созданным Тургеневым.
Мультимедийный комплекс, размещенный в одном из залов экспозиции позволяет познакомиться с обширной иконографией И. С. Тургенева, видами Спасской усадьбы конца XIX века, увидеть лучшие экранизации произведений великого писателя.
Отвечающее самым современным требованиям экспозиционное оборудование, стилизованное под лучшие образцы ампирной мебели, не только органично вписалось в общее экспозиционное пространство, но и позволило как никогда широко и полно представить богатейшую коллекцию музея.
В результате многолетней исследовательской, собирательской, реставрационной, экспозиционной работы создана принципиально новая экспозиция, в которой органично сочетаются стилистика тургеневской эпохи с дизайнерскими и информационными возможностями сегодняшнего времени.
Одним из важных принципов художественного и конструктивного решения новой экспозиции является заложенная создателями возможность ее будущего развития, обусловленная пополнением коллекций и развитием новых информационных технологий.
ПАРК УСАДЬБЫ
Главный дом и строения усадьбы окружены старинным парком. Он был разбит на рубеже XVIII-XIX веков основателем Спасской усадьбы И. И. Лутовиновым. Описание старинного парка находим в романе Тургенева «Новь»: «То был прадедовский чернозёмный сад, какого не увидишь по сю сторону Москвы. Расположенный по длинному скату полого холма, он состоял из четырёх, ясно обозначенных отделений. Прямо перед домом, шагов на двести, расстилался цветник, с песчаными прямыми дорожками, группами акаций и сиреней и круглыми «клумбами»; налево, минуя конный двор, до самого гумна тянулся фруктовый сад, густо насаженный яблонями, грушами, сливами, смородиной и малиной; прямо напротив дома возвышались большим сплошным четырёхугольником липовые скрещенные аллеи. Направо вид преграждался дорогой, заслонённой двойным рядом серебристых тополей; из-за купы плакучих берёз виднелась крутая крыша оранжереи».
В центральной части парка четкие перекрестия липовых аллей образуют римскую цифру XIX. Вокруг просторно раскинулся ландшафтный сад. В нём группы деревьев перемежаются светлыми лужайками, окаймленными кустами сирени и жимолости. Лабиринт дорожек ведёт к Большому спасскому пруду и Варнавицкому оврагу.
Каждый уголок парка связан с памятью о Тургеневе. Его любимая скамейка стоит на берегу Большого Спасского пруда; беседка, образованная кольцом лип, описана в романе «Рудин»; аллея, посаженная сами писателем во время ссылки, ведёт к другой такой же беседке в глубине парка. В повести «Пунин и Бабурин» Тургенев вспоминает о первых детских восторгах, которые он испытал здесь, слушая чтение поэмы М. Хераскова «Россиада». Восхищение красотой парка звучит на страницах повестей «Фауст», «Призраки» и многих других произведений писателя.
Где находится, как доехать:
Почтовый адрес:
303002, Россия, Орловская область, Мценский район, село Спасское-Лутовиново, ул. Музейная, д. 3
Телефоны:
8 (48646) 6-72-14 — приём заявок на экскурсионное обслуживание
8 (48646) 6-73-00 — приемная директора музея
Е-mail:
msmuzey@mce.orel.ru
Адрес сайта в интернете:
www.spasskoye-lutovinovo.ru
Адрес сайта на портале Музеи России:
www.museum.ru/M1901
Как к нам добраться
Из Москвы:
От Курского вокзала г.Москвы до г.Мценска отправляются электрички и поезда южного направления.
Из Орла:
От автовокзала г.Орла в г.Мценск ежедневно отправляются рейсовые автобусы «Орёл-Мценск» периодичность отпр. 30 мин.
Из Мценска:
От автостанции г.Мценска в с.Спасское-Лутовиново ежедневно следует автобус «Мценск – Спасское-Лутовиново».
Время отправления из Мценска: 5:40, 6:40, 8:15, 13:30, 16:30, 18:50.
Время отправления из Спасского-Лутовинова: 6:15, 7:15, 9:10, 14:05, 17:05, 19:35 (данные по состоянию на февраль 2016 года).
Администрация и контакты
Администрация:
Директор музея – Левина Елена Николаевна
Тел. 8 (48646) 6-73-00
Главный хранитель – Какунина Галина Михайловна
Тел. 8 (48646) 6-72-08
Главный бухгалтер – Вусатюк Наталья Николаевна
Тел. 8 (48646) 6-72-34
Зам. директора по экскурсионной и массово-просветительской работе – Тулер Алексей Эдуардович
Тел. 8 (48646) 6-72-14
Зам. директора по кадровой работе и организационным вопросам – Шаркова Татьяна Васильевна
Тел. 8 (48646) 6-72-43
Заместитель директора по режиму и безопасности – Кромин Виктор Михайлович
Тел. 8 (48646) 6-72-54
Режим работы
Уважаемые посетители!
Во избежание недоразумений убедительно просим перед посещением музея-заповедника внимательно ознакомиться с правилами посещения музея.
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И. С. Тургенева “Спасское-Лутовиново”» является особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации и находится под охраной государства (Указ Президента Российской Федерации от 02.04.1997 года №275), на него распространяются особые правила содержания и охраны.
Организация экскурсионного обслуживания:
С 1 апреля по 31 октября экскурсионное обслуживание посетителей музея-заповедника производится с 10.00 до 18.00 часов
Начало последней экскурсии в 17.00
По субботам и воскресеньям экскурсионное обслуживание посетителей музея-заповедника производится с 10.00 до 19.00 часов
Начало последней экскурсии в 17.30
Посещение парка, Дома-музея, выставочного центра платное и осуществляется при наличии билетов (в том числе льготных), квитанций.
Экскурсионное обслуживание включает в себя групповой или индивидуальный оплаченный доступ на территорию заповедника и его экспозиции в сопровождении экскурсовода.
Количество человек при групповом экскурсионном обслуживании не может превышать 15.
При организации экскурсионных групп из индивидуальных посетителей каждый экскурсант оплачивает билет согласно стоимости заказанной экскурсии.
Телефон для заказа экскурсии: 8 (48646) 6-72-14
Граждане, имеющие право на бесплатное, а также льготное посещение Музея-заповедника, предьявляют соответствующие документы в кассе, а также по просьбе сотрудников Музея-заповедника или уполномоченных лиц при входе.
Экскурсионное обслуживание — платное.
Режим работы музея:
С 1 апреля по 31 октября Музей-заповедник открыт для посещения ежедневно с 9.00 до 18.00 часов
Продажа входных билетов на территорию усадьбы прекращается в 17.00 часов
По субботам и воскресеньям Музей-заповедник открыт для посещения с 9.00 до 19.00 часов
Продажа входных билетов на территорию усадьбы прекращается в 18.00 часов
Все справки по телефону: 8 (48646) 6-72-14
______________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
https://spasskoye-lutovinovo.ru
Португалов М. В. Краткий путеводитель по Тургеневскому музею. — 1921.
Португалов М. В. По Тургеневским местам: Спутник экскурсанта: Сборник. — 1924.
Ермак Б. А. И. С. Тургенев и родина // И. С. Тургенев: Материалы и исследования: Сборник. — 1938.
Богданов Б. В., Понятовский А. И. Государственный заповедник-усадьба И. С. Тургенева Спасское-Лутовиново: Путеводитель / Обложка М. Зайцева. — Тула: Приок. кн. изд-во, 1965. — 56 с. — 25 000 экз. (обл.)
Богданов Б. В. Спасское-Лутовиново: Государственный музей-усадьба И. С. Тургенева: Путеводитель / Фото И. Горбунова и А. Ветрова. — Тула: Приок. кн. изд-во, 1977. — 120 с. — 25 000 экз.
Богданов Б. В. «Когда вы будете в Спасском…» — Тула, 1993.
Чернов Н. М. Спасско-Лутовиновская хроника. 1813 − 1883: Документальные страницы литературной и житейской летописи. — Тула, 1999.
Музеи России: Путеводитель / А. В. Лаврентьев, И. Б. Пуришев, А. А. Турилов; составитель Ю. М. Кириллова.. — М.: Профиздат, 1984. — 352 с. — (Сто путей — сто дорог). — 100 000 экз. (в пер.)
Сайт фотосайт.
Вложение | Размер |
---|---|
8303722245 (1).jpeg | 91.75 КБ |
8303722245 (1).jpg | 226.5 КБ |
8303722245 (2).jpg | 223.75 КБ |
8303722245 (3).jpg | 47.35 КБ |
8303722245 (4).jpg | 50.35 КБ |
8303722245 (5).jpg | 688.61 КБ |
8303722245 (6).jpg | 6.36 МБ |
8303722245 (7).JPG | 154.49 КБ |
8303722245 (8).jpg | 348.76 КБ |
8303722245 (9).jpg | 342.42 КБ |
8303722245 (10).jpg | 1.71 МБ |
- 12759 просмотров
Комментарии
читаем русскую классику!
перечитал недавно "Записки охотника", "Первая любовь", "Ася" и "Дворянское гнездо",
благо летом времени побольше...
что сказать...
сказать нечего!
Тургенев - был и есть наш величайший писатель!
не забывайте русскую классику!!!
Отправить комментарий