Священные места деревни Карамас-Пельга
В любых национальных республиках есть такие населенные пункты, где местные жители традиционно почитают и уважают национальную культуру, держатся обычаев предков, соблюдают различные обряды, носят старинную одежду, не забывают народную кухню.
И если в Марий Эл такой деревней считается известная Шоруньжа, то в Удмуртии - это деревня Карамас-Пельга.
Аномальные зоны и загадочные места Удмуртии - тут!
СТАТЬЯ ПРО МИФОЛОГИЮ УДМУРТОВ - ТУТ!
ЛУД - УДМУРТСКАЯ СВЯЩЕННАЯ РОЩА - ТУТ!
МОЛЕЛЬНЫЕ ГОРЫ УДМУРТОВ - ТУТ!
ЯЗЫЧЕСКИЕ ОБРЯДЫ УДМУРТОВ - ТУТ!
ТРЕХСОТЛЕТНИЙ РОДНИК - КАРАМАС-ПЕЛЬГА - ТУТ!
Отметим, что Карамас – это родовое имя, скорее всего распространенное среди мари и удмуртов, например, в Волжском районе РМЭ также встречаются деревни с названием Карамас.
Именно в Карамас-Пельге наиболее сильны в наше время языческие верования, причем это не древние суеверия и предания, а настоящие удмуртские моления в святых рощах – луд, где приносятся жертвы богам и духам.
Есть в деревне свои жрецы, есть свои священные места, есть и своя куала, где готовят обрядовую пищу при совершении молений и в религиозные праздники.
Практически только в этом селении сохранился обряд поминовения умерших предков, который называется в переводе на русский: «свадьба для покойников», чтобы и мертвым в том мире жилось веселее.
Жители здесь особенные, все еще держатся старинных обычаев, которые не смогла победить ни насильственная христианизация, ни советский атеизм, ни варварский капитализм наших времен.
Силами местных активистов в 2008 году в деревне был организован Центр удмуртской культуры, и вот уже через несколько лет слава про д. Карамас-Пельга прозвенела по всей Удмуртии, и даже за пределами республики.
раздача ритуальной пищи в священной роще
Начнем с того, что в Карамас-Пельге восстановили избы для семейных и родовых молений – они называются - куала (или куа). Это сруб с двускатной крышей, без окон, но крыша наглухо не закрыта, чтобы выходил дым. Обычно в куале есть открытый очаг или в настоящее время – печка, на которой готовят обрядовую кашу. Вдоль стен куалы расположены лавки.
В настоящее время куалы восстановлены, в некоторых проводят обряды.
Родовых куала, которые располагались в конце улицы (один род проживал на одной улице) или в лесу, в Карамас-Пельге не сохранилось.
Зато в окрестностях деревни сохранились несколько священных рощ (Луд).
Ближайшая роща — прямо на выходе из деревни в сторону леса, рядом с кладбищем, вход в рощу украшен калиткой с надписью.
Для стороннего туриста роща может показаться архаичной и немного жуткой, на ветках деревьев можно увидеть черепа закланных животных, на земле у стволов – кости, кое-где развешаны одежды маленького размера, цветные ленты. Но все становится понятно, когда немного узнаете про удмуртскую религию и народные обряды.
А в Карамас-Пельге можно и побывать на языческих молениях, причем если обряды могут специально проводить для туристов, то моления тут совершают всерьез, а на специальные сакральные обряды чужаков просто не допускают – на это действует табу.
По рассказам частенько у посетителей вдруг отказывают в роще фотоаппараты и камеры, пропадает связь по телефону, частенько после посещения болит голова. Поэтому в таких рощах (как и в любых сакральных объектах – храмах, мечетях и т.д.) следует себя вести достойным образом, чтобы не навлечь гнев высших сил.
Конечно, в Карамас-Пельге сильны языческие традиции, но это совсем не означает, что все местное население поголовно участвует в обрядах. Язычество давно ушло в подполье, традицию сохраняли в семьях, и далеко не каждая семья сумела (или хотела) ее сохранить в целости. Некоторые обряды, например проводы в армию, если и проводятся, то в усеченном или упрощенном виде. Зато по всеобщей деревенской традиции сопровождаются застольем и песнями. Но именно фольклор и язык — самые «живучие» проявления традиционной удмуртской культуры в Карамас-Пельге. Обрядовые песни сохранились во многом благодаря уже известному ансамблю «Инвожо».
внутри удмуртской куалы
Что касается языка, то на удмуртском в Карамас-Пельге разговаривают все, русский здесь — скорее «язык межэтнического общения». И не только межэтнического — бывает, что по-русски приходится общаться удмуртам из разных районов: южный и северный диалекты довольно сильно различаются, и их носители не всегда понимают друг друга. Например, в Карамас-Пельге (юг Удмуртии) священная роща называется Луд или Кереметь, а северные удмурты скажут «вӧсяськон ӵаӵӵа».
Обряды и праздники в Карамас-Пельге
Выль Ар — удмуртский Новый год (31 декабря).
Ымусьтон — православное Рождество в удмуртском стиле.
Портмаськон - это Колядки (Святки) по-удмуртски.
Вой Келян — Масленица (Заговение на пост).
Апрель (май) — обряд Акашка (нечто вроде смотрин невест, плюс обряд в священной роще и освящение жрецами обрядовой каши). Проводится на следующий день после Пасхи.
Май — Трочинь – то есть Троица.
Июль — Гербер, или Гершыд, праздник в честь завершения весенних полевых работ. Широко празднуется по всей Удмуртии.
Июль — Гужем Юон, обряды на Петров день. До Петрова дня проводится обряд жертвоприношения (в жертву приносят домашнюю птицу или скот).
2 августа — Ильин день, обряд Виль.
31 августа — День святых Флора и Лавра. Проводится на ключе Салья.
Одна из основных молений в главной священной роще (Луд) - это общественная молитва селян, по-удмуртски: Косьтавӧсь.
Моление проводится на окраине деревни, в луде, который специально подготавливается для этого.
Это сакральное место известно с древних времен.
Многие старики помнят, как особенные моления тут проводились во время Отечественной войны, когда над Родиной нависла страшная угроза. Почти у каждой семьи на фронт ушли отцы, братья и сыновья, поэтому основная цель прошений было то, чтобы они вернулись живыми домой.
А в мирное время моление в главной роще проводились около дня св. апостолов Петра и Павла (12 июля), в это время жрецы читали молитвы и готовили обрядовую кашу по специальному рецепту. Сперва они ходили и собирали по всем избам крупу на кашу – нужно было собрать крупы разных видов, потом крупу промывали в родниковой воде и уносили в луд.
Также в жертву приносилось животное, на малое моление – утка, на большое – барашек, иногда на крупные моления приносили бычка или жеребца. Все животные должны были быть чистыми, без язв и повреждений. Жрецы и жители просили во время молений хорошей погоды, обильного урожая, благополучия в семье.
В деревне известны места молений: Косьтавӧсь, Камайвӧсь и Акташвӧсь.
Обращение жрецов – Акташвӧсь:
Массовые и общественные моления в главной роще проводились три дня, каждый день могли совершаться жертвы, после моления обрядовую кашу и мясо раздавали селянам.
На третий день моление проходило на Акташвӧсь. Во время этого особенного обряда все удмурты, пришедшие в рощу, могли обратиться к богам с особой молитвой. В знак жертвы и в благодарность люди привязывали полотенца или ленты на ель или липу.
Раздача ритуальной пищи после молений:
После принесения жертвы и совершения обряда в роще, жрецы выставляли приготовленное мясо и кашу на специальные полотенца, тем самым предлагалось богам отведать принесенные дары. Когда боги невидимо пробовали еду, то после этого жрецы приглашали всех селян к обрядовой трапезе. Ритуальное мясо и каша раскладывалось в принесённые блюда, многие могли часть сакральной еды взять домой, если кто-то из близких не смог прийти на моление или был болен. Якобы тем самым, человек мог быть причтен к молящимся.
Священная роща - Луд:
Описание
После смерти родителей каждый удмурт должен был устроить особое жертвоприношение-благодарение («йыр-пыд сётон» (букв.: отдавание головы и ног [животного])): в честь отца жертвовали лошадь, в честь матери – корову. Проводится через год или несколько лет спустя после смерти. Это, можно сказать, третья свадьба после нуны сюан (родины) и кышнояськон сюан (женитьба). Приглашали родственников и устраивали пиршество. Обряд предусматривает общение с духом предка. На поминках многое делается наоборот. Мужчины для совершения обряда облачаются в женское платье, а женщины – в мужское и т.д. Обряд завершается на ритуальном месте (место в лесу, в логу, за речкой, или к реке по дороге, ведущей в сторону кладбища и т.д.) Разводится костер, доедается поминальная еда, поются обрядовые и любимые песни предка. Участники обряда, прибыв на место «прощания» с предком, извещали мертвых о своем приходе и принесенной жертве, обходили место против солнца. На верхние ветки дерева поднимали короб с ритуальной пищей и привязывали голову жертвенного животного. Обряд «йыр-пыд сётон» был проведён автором фотографии зимой 2017 года. Устроен в честь матери Лебедевой Ольги Васильевны. Фотография сделана летом этого же года в священной роще (ольховой) деревни Карамас-Пельга, которая находится в нескольких метрах ниже деревенского кладбища.
Священное место Лудбам – это косогор, место поклонения удмуртскому божеству Луд.
Удмуртские сакральные объекты делятся на две части: род Куала и род Луда.
Лудбам – священное место поклонения рода Луд их божеству.
Это место расположено на возвышенном, обзорном месте к северо-востоку от д. Карамас-Пельга, примерно в 800-900 метрах.
Никто не смел осквернять или что-то делать в этой роще, это приносило беды, болезни и даже смерть. Была рассказана такая история:
«Приехал из северного района Удмуртии Корепанов Андрей Степанович в деревню Карамас-Пельга. После приезда начал работать лесником. До войны, и после войны в деревне жить было очень тяжело. Не хватало дров. Но при этом местные жители оберегали и не вырубали деревья вокруг святилища Луд. Однако не прислушался к просьбам и увещеваниям Бен Ондрей (так его прозвали жители деревни). Дочь была у него, Валентина. Участвовала в Великой Отечественной войне. Вернулась живой. Вышла замуж. Но детей не было. Однажды с мужем поехали на лошади на свадьбу. По дороге трактор наехал на них. Оба погибли. Так бесславно закончилась жизнь молодой семьи».
Удмуртский обряд «Йырпыд сётон - „жертвоприношение“ это последний обряд для усопшего умершего человека. Если перед обычной свадьбой невесте и жениху готовят приданое родители (обычно это коровы или лошади), то на «третью свадьбу» обычно дети возвращают это приданое своим предкам. Для этого действия покупаются голова и конечности лошади, если умер мужчина (отец), и коровы, если умерла женщина (мать).
Чтобы жертвенное мясо отделилось от костей, его долго варили в большом котле, затем на этом бульоне готовили ритуальную кашу. Останки животных подвешивали на деревья в священной роще, обычно на деревьях можно увидеть черепа лошадей или коров в луде.
После обряда в роще его участники шли домой с песнями и шутками, так было принято, чтобы умершему весело жилось на том свете.
До сих пор языческие обряды и моления сильны в деревне, старожилы рассказывают про случай еще в советское время, когда по приказу председателя колхоза «куала» рода решили использовать для колхозной конюшни. Но удачи этому делу не было - на следующий день конюшня сгорела. Но дальше история стала еще страшнее. Председателю колхоза местный житель отрубил голову – ему якобы повелели это сделать какие-то вышние силы.
Утром пошел, как ни в чём не бывало, из дома в лес заготавливать дрова. Рабоники и лесорубы, что были рядом, говорили, что он не мог себе найти места, буквально работа из рук валилась. Сказал, что не может работать, сослался на болезнь, и вернулся обратно в деревню. Но домой не дошёл, зашел в контору, к председателю колхоза, и сделал свое дело – зарубил его топором. Местные жителя ясно поняли, что это расплата за осквернение куалы.
Где находится, как добраться:
Дер. Карамас-Пельга, Киясовский р-он, Удмуртия.
Координаты:
56.307646, 53.067859
Деревня расположена в Киясовском р-не Удмуртии.
Из Ижевска следует ехать на село Бураново, потом повернуть на Кечёво, потом на Киясово, и дальше на д. Карамас-Пельга.
Напоминаем, что при посещении рощи следует соблюдать правила приличия, ничего нельзя ломать и рубить, ничего нельзя собирать и рвать, нельзя мусорить и распивать спиртные напитки, нельзя плохо себя вести, обряды можно фотографировать только с разрешения местных жителей.
___________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Произведения народной словесности, обряды и поверья вотяков Казанской и Вятской губернии / сост. Б. Гаврилов. Казань, 1880. С.152.
Туристические достопримечательности Удмуртии.
Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда. Эскиз I-й. Древняя религия вотяков по ее следам в современных преданиях / Сост. Н. Первухин. Вятка. 1888. С. 26; Эскиз II–й. Идоложертвенный ритуал древних вотяков в рассказах стариков и в современных обрядах / Сост. Н. Первухин. Вятка. 1888. С. 6-8.
Реестр уникальных деревьев республики Удмуртия.
Фото: Римма Лопатина, Петра Абрамова.
Группа деревни Вконтакте.
Удмуртская национальная энциклопедия.
Вложение | Размер |
---|---|
Священные места деревни Карамас-Пельга | 150.49 КБ |
Священные места деревни Карамас-Пельга | 114.51 КБ |
Карамас-Пельга | 139.49 КБ |
Священные места деревни Карамас-Пельга | 181.55 КБ |
Священные места деревни Карамас-Пельга | 132.54 КБ |
Карамас-Пельга | 169.56 КБ |
Карамас-Пельга | 172.65 КБ |
- Россия:
- Тэги:
- 1610 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий