Трехсотлетний родник, Карамас-Пельга
Трехсотлетний родник в Карамас-Пельге (Киясовский район).
"Родник с хрустальной водой жители Карамаз-Пельги особенно почитают. По народным преданиям роднику более 300 лет. Испокон веков жители этой деревни перед началом всякого большого дела приходили сюда и обязательно умывались этой родниковой водой."
СТАТЬЯ ПРО ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ УДМУРТИИ - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ УДМУРТИИ - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО РЕКИ УДМУРТИИ - ТУТ!
Аномальные зоны и загадочные места Удмуртии - тут!
СТАТЬЯ ПРО ГЕОГРАФИЮ УДМУРТИИ - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО ВОДОПАДЫ УДМУРТИИ - ТУТ!
Вода вкусная и очень холодная.
75км от Ижевска. Как проезжаем спуск и преодолеваем мост через пруд (ныне высохший - требует перепроверки, информация актуальна для лета 2014), то перед подъемом будет первый же поворот налево - там деревянный мост.
Проходим его пешком. И слева будет родник.
ПУТЕШЕСТВИЕ В КАРАМАС-ПЕЛЬГУ
Как доехать, где находится:
Сделал за эти выхи примерно, по очень грубым прикидкам, 200 км. (по велокомпу овер 190, но часть пути не считалось, магнитик на какой-то колдобине съехал вниз по спице от удара, плюс еще погрешность метров 50 на каждый километр есть где-то).
Ходил в субботу в баньку. Хорошо пропарился. Дал слабину и позволил себе 3 бутылочки хольстена после. В удовольствие. Обратно решил ехать через Сарапул, жирок пожечь (раз пиво пил). Не могу сказать, что умирал и был готов склеить ласты, но было непросто.
После бани мышцы просто как тряпка. Даже ванная с кипятком так не действует. Долго ехал эти 120км. Потратил больше трех литров воды. И то их нехватало.
Весил 76, стал весить 71 (по приезду, сегодня 2-2.5 кило уже вернулось). Думаю, структурно в этой потере веса в основном вода, жидкости, наберу еще, но, надеюсь, и жирок малеха сбросил.
Снова прокатился до Карамас-Пельги, обкатать новый фишай (взял samyang 8mm под фуджик). Внутри мельницы. :)
Ну, и на родник поглядеть. "Родник с хрустальной водой жители Карамаз-Пельги особенно почитают. По народным преданиям роднику более 300 лет.
Испокон веков жители этой деревни перед началом всякого большого дела приходили сюда и обязательно умывались этой родниковой водой."
Мельница
Из мельницы, видимо, собираются экспонат сделать. Все доски переложены, свежак. Родные бы давно в труху превратились нафиг. Ни одна доска не прибита ни на один гвоздь - ни в лестницах, ни в половом покрытии.
Общие виды
родник Первомайский
Монетки во все щели уже пихать стали. Ну чо за люди, а? Видят щель - надо туда пихнуть. В родник нашвыряли копеечных монет, так и швыряли бы туда дальше!
Хотя не знаю. Может все двух- и пятирублевки местное быдло собрало, потому самую мелочь только и видно. Я там прошлый раз видел, как местные пиво поставили в родник охлаждаться. Я сам лоб некрещеный, но чуваков откровенно не понял.
Проезжал Кигбаево и очень разозлился. Единственный магазин, который я там знаю, был закрыт на ревизию до 10 вечера (т.е. до самого своего закрытия). И колонок нигде нет. А вода уже кончилась нафиг. И вообще невесело. Ну, как-то протянул. Там, кстати, церквушку-то активно восстанавливают. Она пару лет назад просто в лесах стояла, и в прошлом году тоже. А сейчас уже не в лесах, и видно, что дохрена работы проделано.
КАРАМАС-ПЕЛЬГА
Деревне Карамас-Пельга, расположенной недалеко от Киясово, более 300 лет. Сегодня она известна как оазис аутентичной удмуртской культуры, которую жители деревни сумели пронести через века. Пожалуй, именно здесь лучше всего сохранилось удмуртское язычество, которое и привлекает туристов со всей республики и других регионов России.
Религия предков
Юноша Карамас родом из-под Агрыза батрачил в богатой удмуртской семье и влюбился в хозяйскую дочь Пельгу. Родители невесты были против этого союза: разные религии, разные сословия. Но любовь Карамаса и Пельги оказалась настолько крепкой, что они решили сбежать. Бежали через дремучий лес и там, среди вековых деревьев, нашли полноводный родник, который назвали Сарали. Жить у воды не смогли — там водились змеи, поэтому возлюбленные построили дом на горе. Так начался их татарско-удмуртский род — Карамас-Пельга.
Деревня своим названием обязана именно этому роду, а вот существованием — еще одному: Уддяди-Салья. Трое братьев, которые вышли в лес на охоту, настолько поразились красотой этих мест, что решили перевезти сюда свои семьи. Первое упоминание о «двух деревеньках с 3 дворами» относится к 1710 году. Две родовые группы действительно жили разрозненно: удмурты Уддяди-Салья были крещеными язычниками, Карамас-Пельга — некрещеными. У них были свои отдельные кладбища и священные рощи, где они поклонялись природе и приносили в жертву животных, при этом два семейства между собой никогда не враждовали. Так продолжалось примерно до начала XX века. Потом границы между Карамас-Пельга и Уддяди-Салья постепенно начали стираться, что, однако, не помешало жителям деревни сохранить уникальность этих мест и продолжать считать себя язычниками — последними язычниками Удмуртии.
Местные жители, хоть и почти все крещеные, в церковь ходят редко: религия предков в них сильнее. Здесь по-прежнему проводят обряды, давно утерянные в других деревнях. Как и раньше, молятся Инмару — высшему языческому божеству удмуртов.
При этом жители Карамас-Пельги считают своим долгом поделиться знаниями с окружающими, сделать так, чтобы как можно больше людей имели представление о старинных обычаях удмуртской деревни. Сюда приезжают этнографы, работники культуры, обыкновенные школьники. А в последнее время зачастили туристы из других регионов — это стало возможным благодаря Центру удмуртской культуры, который работает в деревне чуть больше 5 лет.
Особенный род
В центре деревни стоит небольшой деревянный дом. Он старинный, создан еще в 1870-е годы. Его построил Актан — незаконнорожденный сын женщины, которая вышла замуж и уехала из Карамас-Пельги, бросив ребенка на произвол судьбы. Мальчик вырос на подаяния. А когда, будучи уже взрослым, захотел свой дом, ему дали землю, которую никто не брал. Там находилась Быдзым куала (место для молений) рода Уддяди-Салья, и все деревенские боялись этого места.
Выбора у Актана не было. Он построил небольшой домик, женился на вдове с двумя сыновьями и дал им свою фамилию — Артановы. Умелые и трудолюбивые Артановы расширили дом, на первом этаже обустроили магазин, на втором жили сами. Вскоре Артановы оказались раскулаченными советской властью, колхоз забрал все добротное хозяйство и золото, нажитое большим трудом…
«Дом у них отобрали, устроили там контору. Моя бабушка Евдокия с детьми переселилась в маленький домик, а после того, как построили новую контору, бабушке вернули дом. Она убрала некоторые бревна, и он дошел до нас вот в таком состоянии», — рассказывает Елена Петровна Белослудцева, в девичестве Артанова.
«Бабушка умерла в 1993 году, ей было за 90 лет. Это священное место с молельным домом она оберегала до самой своей смерти — была жрицей рода. Именно сюда приходили освящать ритуальную кашу, сюда заходили все те, кто собирался жениться или выходить замуж, уходить в армию… Здесь бабушка по ночам молилась за своего сына — моего отца, которого в Великую Отечественную войну 17-летним юношей отправили на передовую», — вспоминает Елена Петровна.
Экскурсия по деревне Карамас-Пельга
В середине прошлого века молельный дом разобрали по приказу председателя колхоза. Ни у одного из местных мужчин сделать это не поднялась рука, поэтому пришлось вызвать бригаду из Киясово.
А дом и другие надворные постройки бабушка Евдокия завещала своей дочери. Но все ее дети уехали из Карамас-Пельги, и хозяйство стало разрушаться. Инициаторами возрождения Быдзым куала, как и восстановления забытых обрядов, были местные старожилы из общества удмуртской культуры. В 2004 году усадьбу выкупило районное управление культуры, и 6 лет она функционировала как дом ремесел. А в 2010 году в Киясово приняли целевую программу развития въездного туризма, и с тех пор здесь — Центр удмуртской культуры.
Кстати, молельный дом восстановили в первую очередь. Теперь это снова сакральное место, входить в которое можно только по особым случаям — например, в Ильин день, 2 августа.
Три свадебных напева
Что собой представляет Центр удмуртской культуры сегодня? Это, во-первых, объект этнотуризма. Здесь 2 гостевых дома, бани — обычная и по-черному и экскурсии по достопримечательностям, например, к облагороженному роднику Сарали, тому самому, который привлек молодую пару. Во-вторых, Карамас-Пельга — площадка для событийного туризма. Здесь проводят семинары, творческие встречи, а главное — сюда целенаправленно приезжают жители региона и России. Уже 3 года сарапульская турфирма возит в деревню жителей Самары и Саратова, которые прибывают в Удмуртию на теплоходе. В 2015 году Карамас-Пельгу посетили 7 тыс. человек.
«А этим летом мы впервые сотрудничали с компанией «ВолгаWolga», которая придумала мощную рекламу экскурсии в деревню язычников. Теплоход останавливается в Елабуге, оттуда туристы приезжают в Карамас-Пельгу, затем в Бураново и Сарапул. Маршрут по Удмуртии занимает 6–7 часов, из них полтора часа принимаем мы», — говорит Елена Белослудцева.
За этот короткий период гостям показывают программу «Три свадебных напева». У удмуртов 3 свадьбы — сюана. Сюан с жизнью (рождение), сюан с человеком (свадьба, брак) и, наконец, сюан со смертью. Если первые два обряда карамас-пельгинцы показывают максимально достоверно и с размахом, то о последнем чаще всего лишь рассказывают. Потому что проводят его в строго отведенное время: с 7 по 19 января, начиная с Рождества и заканчивая Крещением.
«Йырпыд сётон („жертвоприношение“ — прим.ред.) — это последнее мероприятие для умершего человека. Если перед обычной свадьбой невесте и жениху готовят приданое родители (обычно это коровы или лошади), то на третью свадьбу дети возвращают это приданое своим предкам. Для обряда покупаются голова и конечности лошади, если умер мужчина, и коровы, если умерла женщина. Чтобы мясо отделилось от костей, их варили в большом котле, затем на этом бульоне готовили ритуальную кашу. Останки животных подвешивали на деревья в священной роще», — говорит Елена Петровна.
После обряда его участники шли домой с песнями и шутками, чтобы умершему весело жилось на том свете. В короткий промежуток с 7 по 19 января бывает 2–3 таких мероприятия. Необычное и мистической действо особенно привлекательно — в январе в Карамас-Пельгу приедут группы из Екатеринбурга, которые забронировали тур еще в октябре.
Познавательную часть досуга, которая ждет туристов в Карамас-Пельге, в скором времени дополнят отдыхом на природе. На роднике Сарали почти доделали купель, в планах — оборудовать пруд для рыбалки и купания и построить еще несколько гостевых домиков, чтобы принимать еще большие толпы туристов и рассказывать им о настоящей, непридуманной удмуртской жизни.
Для начала красивая легенда: влюбился удмурт Карамас в татарку Пельгу, но родители, разумеется, были против. Бежали молодые из дому, нашли родник Сарали и основали там свою деревню чуждую догмам.
Карамас-Пельга
Назвали её интернационально - Карамас-Пельга, и сегодня какие только нации сюда не приезжают: удмурты, русские, татары, эстонцы, марийцы, финны
Всех радушно встречает фольклорный ансамбль «Инвожо», много гастролирующий и выступавший на «Минуте славы» на Первом канале. Приём действительно очень тёплый и более искренний, чем в аналогичных центрах удмуртской культуры в Сундуре или Лудорвае. Видимо поэтому привозят сюда послов, министров и прочих высокопоставленных персон, чтобы в баньке по-черному, да за столом, уставленным перепечами, табанями и кумышкой разговор потек не формально-официальный, а дружественный и обоюдно-выгодный :)
удмуртский фольклорный ансамбль
Для туристов проводят игры, концерты, показывают национальные обряды. Нам, например, демонстрировали свадебные обычаи: как невесту наряжают, как за водой на родник отправляют, как поют и празднуют. Скучных лекций и экскурсий вы здесь не услышите, приедете словно в деревню к бабушке в разгар праздника. Всё разрешат и коромысло поносить, и табани испечь, и в бане попариться, и с ночевой остаться. Повторюсь, приём здесь и правда очень искренний и доброжелательный!
национальная одежда, удмурты
Эмоционал:
О, как меня пытались споить в Карамас-Пельге! Видимо потому, что других особо ценных или раскрученных туристических брендов в районе нет, весь акцент поездки сделали именно на центр удмуртской культуры. К нашему приезду у входа уже была готова целая «батарея» бабушек в национальных костюмах, распевающих песню о нашем приезде.
удмурты, удмуртские танцы
Под белы рученьки проследовали мы со двора в дом, из дома на родник, с родника снова к печке, по ходу обрастая знаниями о нюансах удмуртских обрядов. Вот тебе табани (блины на дрожжевом тесте), вот зырец (лакомство к табаням, что-то вроде молочного киселя или сливочного сыра), вот шанежки, а вот кумышка на черемухе настоянная.
Почему-то все были уверены, что я такая девочка-припевочка буду хлестать удмуртскую самогонку как заправский вояка, но я лишь губы смочила (ну правда, интересно было попробовать), но больше ни капельки, всё-таки мой практически непьющий организм такого высоко-градусного удара не выдержит. Зато я теперь разбираюсь, что есть кумышка северная – бешетем, её надо пить теплой, есть кумышка центральных удмуртов – варщ, пьют горячей, и есть кумышка обычная – южная, пьется холодной. Совсем как виски или бренди шотландские, ирландские, те же нюансы))
Подводя итоги: если вам надо приятно удивить гостей из других регионов или стран, не задумываясь, везите их в Карамас-Пельгу. Ненамного дальше, чем Лудорвай, но деревня настоящая, а не искусственно выстроенная, и люди здесь практически так и живут, а не приходят на работу к приезду туристов.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Памятники природы Удмуртии
https://shixaro.livejournal.com/241798.html
Вложение | Размер |
---|---|
Трехсотлетний родник, Карамас-Пельга | 236.24 КБ |
Трехсотлетний родник, Карамас-Пельга | 296.11 КБ |
Трехсотлетний родник, Карамас-Пельга | 239.84 КБ |
Трехсотлетний родник, Карамас-Пельга | 495.62 КБ |
0_b0d5a_dff45b8_XXL.jpg | 262.15 КБ |
0_b0d32_a2e7c7ea_XXL.jpg | 268.09 КБ |
- Россия:
- Тэги:
- 4379 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий