Святилище Шукын Курык
Святилище или священная гора Шукын Курык расположена в северной части республики Башкортостан в Калтасинском районе, в окрестностях деревни Актуганово. Эта гора является сакральным местом для народа мари (восточные марийцы - эрвел мари).
СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО МАРИЙСКИЙ НАРОД - ТУТ!
СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПО БАШКИРИИ - ТУТ!
МАРИЙСКАЯ ДЕРЕВНЯ БОЛЬШОЙ СУХОЯЗ - ТУТ!
СЕЛО ЧУРАЕВО - КЮСО КУМАЛТЫШ - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО ВОСТОЧНЫХ МАРИ - ТУТ!
Гора Шукын Курык играла большое значение в процессе объединении марийского народа (точнее восточных мари). Совсем недавно (до начала 20-го века) на этом святилище собиралось до 5-6 тысяч марийцев для мировых молений. С самых дальних уголков Урала, Прикамья, с Вятской стороны – сюда приходили представители марийских общин и деревень, чтобы совершить моления в честь легендарного человека и героя марийского народа - Кугу Курык Кугыза.
У марийского языческого пантеона есть одна особенность, в нем около сотни богов, полубогов и духов, и среди них особо отмечены легендарные люди, которые были батырами, героями, вождями марийского народа, мудрыми правителями, великими князьями, искусными целителями, провидцами. Личности таких людей еще при жизни были окутаны легендами и сказаниями, а после смерти их считали защитниками и помощниками марийского народа. Марийцы до сих пор верят, что такие герои и кугыза могут по молитве помочь в любой нужде каждому мари, где бы он не находился.
Такой культ древних героев можно сравнить с культом поклонения у русского (православного) народа к своим покровителям – преподобному Сергию Радонежскому, святому князю Александру Невскому, преподобному Серафиму Саровскому, и, конечно же, к всемирно известному святителю Николаю Чудотворцу (его даже марийцы приняли в свой пантеон под именем Никола-юмо).
Кугу Курык Кугыза в стародавние времена был племенным вождем и обычным «смертным», но от природы имел большую силу и ясный ум. За его силу и мощь – мари дали ему имя «Человек-Гора». Всю свою жизнь он отдал своему народу, всегда защищал его от набегов вражеских орд и в дни других напастей. Слава о нем далеко разошлась среди соседей – и все они уважали этого великого князя.
По народному преданию, он завещал похоронить его на высокой горе – в центре своей вотчины, чтобы и после смерти наблюдать за родной землей и также помогать своему народу. Его соплеменники насыпали на горе курган, и похоронили его на самом верхнем месте.
С тех пор, один раз в несколько лет, на Шукын Курык собирались тысячи марийцев для мировых молений (тӱня кумалтыш, шукын кумалтыш), чтобы заручиться поддержкой своего известного предка. Это сыграло огромную роль в осознании единства разных ветвей марийского народа.
В истории марийского этноса в середине 16-го века произошла цепочка трагических событий, в результате чего марийский народ был расколот на части. Произошло это во времена казанских войн царя Ивана Грозного. В те времена часть луговых мари была встроена в военную структуру Казанского ханства, поэтому часть марийцев были на стороне татарского войска. В результате взятия Казани осенью 1552 года они потерпели поражение и потом развернули партизанскую войну на левобережье Волги. Горные марийцы первыми присягнули на верность русскому царю, часть луговых мари также потом перешла на сторону царского правительства.
А часть луговых мари не хотела мириться с новой властью и ушла на восток – за Вятку, за Каму, до самых Уральских гор. Там в непроходимых таежных чащах строили они свои илемы и организовывали деревни.
Именно мировые всемарийские моления (тӱня кумалтыш, шукын кумалтыш) помогли консолидировать марийскую нацию, собираясь на такие общественные моления со всех уголков Поволжья и Урала, марийцы чувствовали единство своей нации, общность языка и духовной культуры.
В те древние века не было телефонов и интернета, весточку или письмо могли послать с пешим или конным посланником. Поэтому о сборе на мировой молебен оповещали за много месяцев до этого события. Деревенские общины посылали своих представителей за сотни и даже тысячи верст к месту общественных и мировых молений. Аналогичная ситуация была у ныне известного камня Чембулата на реке Немда (Кировская область). В это священное для всех мари место собирались люди со всех концов Поволжья и Урала, чаще всего, моления проводились втайне и в ночное время.
Следует указать, что археологи также изучали гору Шукын Курык и её окрестности. Оказывается, что до марийцев тут – в пределах Северного, Среднего и Южного Урала - обитали пермские и азелинские племена, сюда заходили обские угры, тут проходила граница обитания тюркских народов. По мнению многих ученных тут обитали и предки древних мари, а на этой горе могло быть общественное мольбище. Около горы археологи обнаружили городище железного века.
Чтобы понять важность святилища Шукын Курык – нужно рассмотреть уровни молений в марийской языческой вере. Семейное моление - еш кумалтыщ, если на моление собирается деревня или село - ял кумалтыш. Если моления проводят родственные или соседние деревни, то называется: мер кумалтыш, статус мирового моления: тӱня кумалтыш, это очень большие моления, куда собираются мари из разных мест.
Шукын Курык отличается тем, что тут проводили - шукын кумалтыш. Шукын от слова шуко – много (множественный). Шукын кумалтыш - это общемарийское (всемарийское или всенародное) моление, которое объединяет абсолютно все марийские рода - тукым, живущие во всех регионах России. Статус и уровень этого моления выше, чем тӱня кумалтыш (мировое моление), то есть самый высший уровень молений для народа мари.
Молятся здесь исключительно главному герою - Кугу Курык Кугыза. Готовятся к этому молению достаточно долго. Заранее обдумывая, с какой просьбой, с каким вопросом придут сюда. Перед молениями моются в бане, и надевают чистую домотканую одежду.
Сама деревня Актуганово (Актуган) расположена в Калтасинском районе Башкирии (Старояшевский сельсовет). Деревня находится в 60-ти километрах от ж/д станции Янаул (на юго-восток), в долине речки Асы-Елга (приток Быстрого Таныпа – бассейн Камы). В настоящее время в селении проживает около 350 человек, в основном мари. Деревня известна с 1694 года, хотя марийцы сюда пришли, скорее всего, еще раньше. В селении есть медпункт, школа, два магазина, сельский клуб, детская площадка. Многие уезжают на заработки в Свердловскую область или на Север.
Почти все жители ведут своё хозяйство и держат скотину. Водой пользуются из местных родников. Постепенно восстанавливается традиция древних молений на священной горе.
деревня Актуганово со священной горы
Где находится, как добраться:
Деревня Актуганово.
Калтасинский район, Республика Башкортостан, Россия
Координаты:
55.994803, 55.315102
___________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Деревня Актуганово Вконтакте.
// Башкирская энциклопедия / гл. ред. М. А. Ильгамов. — Уфа : ГАУН «Башкирская энциклопедия», 2015—2020. — ISBN 978-5-88185-306-8.
Реестр наименований географических объектов на территорию Республики Башкортостан по состоянию на 26.09.2016.
Марийские населенные пункты республики Башкортостан.
Урал // Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002. Т. 2: З—О. — 720 с.: ил.
Вложение | Размер |
---|---|
Святилище Шукын Курык | 136.2 КБ |
Святилище Шукын Курык | 162.59 КБ |
Святилище Шукын Курык | 177.38 КБ |
Святилище Шукын Курык | 149.97 КБ |
Святилище Шукын Курык | 109.02 КБ |
- Россия:
- Тэги:
- 1633 просмотра
Комментарии
Шукын курык
Шукын курык уникальное историческое и сакральное место в Башкирии, в принципе оно сравнимо со святилищем Чембулат на реке Немда Кировской области. примерно чем является Чембулат для луговых мари, тем же является Шукын курык для восточных мари. К сожелению, такие исторические объекты только недавно стали освещаться в прессе и в интернете. Будем надеяться, что информация про такие интересные места и дальше будет появляться в широком доступе!
Отправить комментарий