Пещеры Могао
Пещеры Могао (Mogao Caves) — 492 пещеры, известные статуями и рисунками на стенах, находятся в провинции Ганьсу и замечательны тем, что в них представлена более чем 1000-летняя история буддийского искусства.
Признанны в 1987 году объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Общая информация
Согласно легенде, в 366 году монаху по имени Ло Цунь было видение - 1000 Будд, после чего он начал вырубать первую пещеру. Пещеры Могао расположены на Великом шелковом пути, одном из самых важных торговых маршрутов Востока. Монах просил проезжавших купцов жертвовать деньги на устройство пещер.
По мере распространения буддизма, пещеры стали местом паломничества. До наших дней сохранилось 492 пещеры. Самая большая - высотой 40 м, самая маленькая - менее 1 м, а общая длина их - около 1,6 км. Комплекс, называемый также «Пещеры 1000 Будд», славится тем, что тут хранятся 2415 раскрашенных глиняных статуй Будды, святых и бодхисатв (существ, которые помогают человеку на пути к просветлению) размером от 10 см до 33 м.
Сохранилось около 50 000 кв. м рисунков и росписей на разные сюжеты - от цветочных орнаментов, учения Будды, волшебных сказок и легенд до эпизодов из священных книг. Их цель - наставлять и вдохновлять неграмотных верующих, примерно так, как это делали витражи средневековых соборов. В пещерах сохранилось всего пять деревянных построек.
Примерно в XIV веке пещеры Могао были заброшены и практически забыты, а на рубеже XIX - XX веков вновь открыты. Китайское правительство отправило сюда в 1949 году археологическую экспедицию, работа которой продолжается и по сей день. Сюда устремляется немало туристов, так что в пещерах бывает многолюдно, однако невозможно устоять перед красотой росписей и величием всего комплекса.
Мотивы и развитие стилей
В первую фазу строительства храмов на Великом шелковом пути буддизм еще пропагандировал самоотречение вплоть до полного самопожертвования. Типичное выражение эта позиция получает в «Джатаках», созданных в Индии легендах о прежних инкарнациях Будды Гаутамы. События часто рассказываются как своего рода религиозный комикс в виде последовательности картин (частично в форме буквы «S», начинаясь вверху справа). Стиль изображений в пещерах Могао также несет ярко выраженные индийские черты: люди завернуты в бесшовные юбки или набедренные повязки, верхняя же половина тел обнажена, их кожа - темная, черты лица - индийские или азиатские.
С распространением китайского махаяна-буддизма, который сулит избавление не только монахам, но и мирянам и предпосылает абстрактной нирване наглядный промежуточный рай, а с конца VI в. с возникновением нового китайского государства под властью династии Суй, отвоевавшей Дуньхуан, характер изображений резко меняется. Типичное выражение новое учение получает в картинах рая. Дворцовая архитектура отмечена центральной перспективой и многочисленными прудами; в центре на цветах лотоса восседают Будды, музицируют оркестры, элегантные танцовщицы поднимают ножки и машут развевающимися шалями, причем у большинства участников этих сцен ярко выраженные китайские черты лица. Меняется и сама архитектура: ранние скальные храмы Могао имеют центральную колонну, поддерживающую потолок, в с VI в. - благодаря пирамидальным потолкам - такие колонны становятся излишними и площадь основания становится больше.
Осмотр, режим работы
Входы в пещеры Могао закрыты стальными дверями, поэтому следует примкнуть к одной из групповых экскурсий. В пещерах нет никакого освещения. Лучше всего приносить с собой карманные фонарики, кроме того, можно взять их напрокат во входном тамбуре; там же надо сдавать свои сумки и фотокамеры. Время работы: ежедн. 8.00-17.00.
Внимание! Днем гиды делают перерыв, поэтому приходить надо либо до 10.00, либо в 14.00.
Обзор наиболее часто посещаемых пещер
Пещера № 16 и № 17
№ 16 — очень большая пещера с тысячей живописных изображений Будды эпохи Западная Ся. Притом, что сама пещера как таковая еще более древняя, предположительно столь же древняя, как и доступная отсюда пещера № 17, в котором была замурована монастырская библиотека.
Пещера № 61
Пещера № 61 (эпоха Западная Ся) знаменита изображениями ее основательниц в натуральную величину - в том числе, изображением принцессы из Хотана, которая вышла замуж за правителя Дуньхуана. Слева изображена монастырская гора Утайшань.
Пещера № 96
Самая большая пещера в Могао, № 96, был создана в 695 г. в период династии Тан. Поскольку она выше, чем скальная стена, то покрыта деревянной крышей и снаружи сразу бросается в глаза своей пагодовидной формой. Изображение Майтрейи высотой 34,5 м считается самой большой интерьерной фигурой Будды в мире. Его руки были реставрированы в 1980 г. У входа демонстрируются различные слои настилов пола, древнейший из которых относится ко времени строительства пещеры.
Пещера № 130
Эта пещера, обустроенна в 713-741 гг. (династия Тан), также таит в себе монументального Майтрейю высотой 26 м. Слева и справа видны настенные изображения боддхисаттв. Росписи и напольные керамические плитки перед входом созданы в эпоху Западная Ся. Апсары, танцующие наверху на стенах, имеют 2 м в длину - таким образом, они самые большие во всем Дуньхуане. Пещера была основана женой военного губернатора и двумя ее дочерьми.
Пещера № 148
В пещере № 148, построенной в 775 г., находится лежащий Будда длиной 15,6 м, о котором скорбят семьдесят два ученика, боддхисаттвы и другие существа. Напротив Будды видны замечательные изображения рая. Слева и справа скачут верхом на своих ездовых животных боддхисаттвы Манджушри и Самантабхадра.
Пещера № 158
В то же время или чуть позже возникла эта пещера с 15-метровым лежащим Буддой, у которого особенно красива голова. О нем скорбят боддхисаттвы и другие сверхъестественные создания, но есть среди плакальщиков и вполне земные существа, в том числе - отчасти карикатурно изображенные чужестранцы, образующие целую группу в изножье. Некоторые заглушают боль, нанося себе раны ножом. Можно распознать и одного «человека с запада» в колпаке с кисточкой - ни дать ни взять «немецкий Михель»!
Пещера № 196
Пещера № 196 из поздней эпохи Тан знаменита изображением борьбы демона Раудракши с учеником Будды Шарипутрой; оно занимает всю западную стену. Только что Раудракша хотел применить против Шарипутры пламя, но его благочестивый соперник, не менее искушенный в волшебстве, заставляет дуть могучий ветер, который гонит пламя назад и наводит ужас и панику среди полчищ Раудракши.
Пещера № 249
Пещера № 249 с великолепными росписями создана в эпоху династии Западной Вэй. На своде потолка напротив центрального входа распростерся великан Асура в окружении бога ветра и грома (узнаваемого по венцу из барабанов), гаруд, гандхарв и других сверхъестественных существ. Слева и справа узнаваем мотив «Тысячи Будд», внизу видны основатели. Оригинальные фигуры не сохранились, представленные здесь были созданы 1000 лет спустя.
Пещера № 257
В Пещере № 257 можно увидеть популярную джатаку: легенду о чудесной девятицветной антилопе (здесь она изображена белой), которая спасает утопающего и взамен просит обещать ей, что он никому не выдаст место ее обитания. Но когда эта антилопа приснилась некой царице, наутро пообещавшей вознаграждение тому, кто может дать об антилопе сведения, спасенный нарушает свой обет - и чудесную антилопу ловят. Но она рассказывает, как было дело, и предатель подвергается наказанию.
Пещера № 323
На левой лицевой стене пещеры № 323 (ранний VII в.) изображена ранняя история Великого шелкового пути: можно увидеть императора У-ди из династии Хань и путешествовавшего по его поручению в «западные земли» (вплоть до территории сегодняшнего Узбекистана) Чжан Цяня, чьи отчеты послужили основой для разработки завоеваний, расширивших территорию Китая до Дуньхуана и еще дальше.
Пещера № 428
Пещера № 428 была сооружена объединением приверженцев буддизма в составе тысячи двухсот членов. Это - одна из самых молодых пещер, с центральной колонной. На правой стене слева можно увидеть одну из легенд о Будде: демон смерти Мара приказывает своей красавице-дочери танцевать перед Гаутамой, чтобы возбудить в нем мирские страсти и тем самым лишить его окончательной победы. Далее представлены две джатакп: о щедром царевиче Судане, который дарит вражеской соседней стране, охваченной засухой, чудесного слона, умеющего заклинать дождь, а также история о царевиче Саттве, который во время верховой поездки со своими братьями принес себя в жертву умирающей от голода тигрице.
Пещерный музей
Полезную дополнительную информацию после экскурсии по пещерам Могао предлагает пещерный музей. Неподалеку от входа есть музейный киоск с прекрасным ассортиментом, но особенно хороши фотографии фрагментов восьми пещер в натуральную величину: на досуге наконец-то можно будет рассмотреть отдельные детали.
Уникальная библиотека
В 1900 г. даосский монах по имени Ван, который жил отшельником в пещерах Могао, очищал одну из них от нанесенного ветром песка. Вдруг часть боковой стены обвалилась. Ван расширил образовавшееся отверстие, прополз в него - и сделал в мрачной, до тех пор скрытой от глаз соседней пещере открытие, значение которого он, малообразованный монах, в свое время не смог оценить по достоинству: он набрел на гору старых письменных свитков высотой более трех метров.
Почтенный монах, правда, заявил о своем открытии губернатору провинции, но тот, очевидно, счел транспортировку находки чересчур дорогостоящей и приказал Вану хранить свитки под замком на том месте, где они были найдены. Семь лет спустя о находке узнал британский археолог сэр Аурел Стейн, который в то время занимался поисками остатков Великой стены в Дупьхуане. Постепенно Стейну удалось втереться в доверие к монаху и уговорить его передать ему рукописи, великолепно сохранившиеся в сухом и прохладном месте... Из двадцати тысяч свитков более трети он благополучно сумел переправить в Лондон.
Ученые или грабители?
Вскоре прибыл еще один исследователь, французский китаист Поль Пелльо. Он также сумел снискать доверие Вана и, поскольку он, в отличие от Стейна, владел китайским языком, то отсортировал самую ценную часть оставшихся рукописей и... перевез их в Париж. Подобным же образом поступали и другие ученые. Когда, наконец, последовала реакция китайских властей, большинство свитков, причем самых ценных, уже находилось за пределами страны.
Бесценные сокровища
Клад рукописей в Дуньхуане, как понял уже Стейн, был монастырской библиотекой неизмеримой ценности. Древнейшие рукописи относились к V в. Когда, предположительно в 1035 г., явились чужеземные захватчики, ради сохранности эти свитки были замурованы, а позднее - забыты. Большей частью здесь содержались буддистские тексты, но обнаружилась и масса иной литературы. Многое было прежде совершенно неизвестно. Среди самого ценного -текст «Алмазной сутры», изданный в 868 г.: это древнейшая печатная книга в мире.
ИСТОРИЯ ПЕЩЕР
Современный город Дуньхуан был основан лишь в 1725 году невдалеке от тех мест, где находился Дуньхуан старый. Оба они располагаются в оазисе, окружённом пустынями, который издревле был перекрёстком торговых путей и местом отдыха торговых караванов (древнейшие находки китайского шёлка в Бактрии относятся приблизительно к 1500 году до н. э.).
История древнего Дуньхуана неразрывно связана с буддийским пещерным монастырём Цяньфодун (поскольку караванная торговля в то время было делом крайне опасным, возникла необходимость в святилище, в котором можно было обратиться с мольбой о защите к высшим силам). Однако поселение в этих местах возникло ещё до прихода буддизма в Китай. Оно появилось как китайский военный форпост на границе со среднеазиатскими государствами, отношения с которыми существовали с глубокой древности, так как обусловливались взаимовыгодной торговлей
В 174 году до н. э. эти места захватили сюнну, и владели ими до тех пор, пока территорией не заинтересовался ханьский Китай. В 139 году до н. э. китайский император У-ди послал на запад миссию во главе с Чжан Цянем, чтобы заручиться поддержкой западных народов в борьбе с сюнну. В итоге Чжан Цянь провёл 10 лет в плену у сюнну, и вернулся в Китай только в 126 году до н. э. с донесением о новых странах — Бактрии, Персии и Фергане. Китайцам нужен был безопасный торговый путь в эти страны, поэтому в 121 году до н. э. они изгнали племена сюнну и стали обустраивать форпост, обнесённый защитными стенами. По всей вероятности, этот первый форпост и породил название «Дуньхуан» («сверкающий»), так как огни сторожевой вышки в ночи издали были видны караванам.
Форпост начал полноценно функционировать только в 111 году до н. э., а в 88 году до н. э. был официально создан Дуньхуанский округ (敦煌郡), в который вошло 6 уездов: Дуньхуан, Минъань, Сяогу, Юаньцюань, Гуанчжи и Лунлэ. Согласно ханьским документам общая численностьь населения созданного округа составляла всего 38 335 человек (11 200 дворов).
В 220 году империя Хань в Китае пала, после чего в районе Дуньхуана стали возникать разные мелкие самостоятельные княжества. В 336 году Дуньхуан вошёл во владения государства Ранняя Лян, и округ Дуньхуан был преобразован в область Шачжоу (沙州). Это было время усиленного проникновения и распространения в Китае буддизма. В 366 году монах Юэцзунь выдолбил в дуньхуанской горе первую пещеру для медитаций. За ним последовал монах Фалян, выдолбивший вторую. Так было положено начало знаменитому храму «Цяньфодун» (Пещера тысячи будд). В 376 году Раннюю Лян завоевала Ранняя Цинь, и для усиления форпоста в 385 году в Дуньхуан были переселены более тысячи семей из южного Китая. Годом позже через Дуньхуан в Китай из Кучи приехал знаменитый буддийский монах Кумараджива, который был встречен с большим почётом; тем временем Ранняя Цинь начала разваливаться, и эти места оказались в составе государства Поздняя Лян. 14 лет спустя, в 400 году в Дуньхуане остановился и провёл целый месяц известный монах Фасянь, прежде чем отправиться в долгое паломничество по Индии в поисках буддийских текстов.
В 400 году Дуньхуан стал столицей государства Западная Лян, которое в 421 году было захвачено государством Северная Лян, В 439 году Северная Лян была завоёвана империей Северная Вэй, сумевшей объединить земли всего северного Китая. При этих империях продолжалось строительство храмовых пещер. Особенно приверженной буддийской мудрости была империя Северная Вэй, один из правителей которой — Юань Тайжун в 530—534 гг. отдал распоряжение о создании нового скриптория для копирования буддийских текстов и о строительстве новой храмовой пещеры (сегодня она фигурирует как пещера № 285).
В 535 году Дуньхуан стал принадлежать государству Западная Вэй, и за небольшой период его владычества в горном монастыре было выдолблено ещё 12 пещер для буддийской литургии и медитаций. С 557 по 581 год Дуньхуан находился в составе государства Северная Чжоу, правители которого сначала строили и украшали пещеры, но в дальнейшем объявили гонения на буддистов и разрушили два дуньхуанских монастыря (Цяньфодун при этом сильно не пострадал). В 581 году государство Северная Чжоу было разгромлено Вэнь-ди, правителем империи Суй, и Дуньхуан попал под юрисдикцию нового китайского государства. К 589 году Вэнь-ди захватил весь Китай, объединив страну после долгой раздробленности. Он заботился об укреплении империи и одной из важных составляющих твёрдости устоев считал усиление веры. Так в 601 году он послал буддийских монахов в тридцать китайских округов с дарами в виде благовоний и священных реликвий, одним из адресатов был Дуньхуан. В 609 году Вэнь-ди отправился в путешествие по западным землям своей империи, и Дуньхуан здесь сыграл важную роль, так как через него на аудиенцию к императору прибыли посланники 27-ми центрально-азиатских княжеств. Дуньхуан стал для Китая важными воротами, через которые в страну поступали не только разные «экзотические» товары, но и иноземная культура, частью которой были разные религии. Этим путём в Китай пришли буддизм, манихейство и несторианство.
В 618 году в Китае установилась империя Тан, во время правления которой китайские культура и искусство достигли высочайшего расцвета. Дуньхуан стал частью Танской империи в 619 году, и за время правления этой династии в горном храме было создано и украшено более сотни буддийских пещер. В 642 году была завершена первая танская пещера, построенная по указанию семейства Цуй (№ 220). За ней последовали другие, как правило, украшенные живописью и скульптурой. Среди правителей ревностной буддисткой была знаменитая императрица У Цзэтянь, узурпировавшая власть в танском Китае; по её приказу в Дуньхуане была построена большая пещера, которую украшала колоссальная статуя Будды высотой 33 метра.
К VIII веку Дуньхуан стал процветающим буддийским центром. В 758 году население уезда составляло 16 250 человек при числе дворов 4 265. Буддийская община города (сангха) разрослась до примерно 1400 человек и составляла порядка 5 % от состава населения, в то время как в остальном Китае буддийские монахи составляли 1 % населения. Это позволило некоторым современным исследователям назвать Дуньхуан «буддийской столицей того времени». Подобно тому, как это было в остальном Китае, буддистами в первую очередь становились представители зажиточной и влиятельной верхушки общества. Многие из них интересовались не только религиозно-культовой, но и философской стороной учения. По мере всё большего распространения буддизма в широких слоях населения, важную роль стали играть мирские объединения «шэ», которые основывались при буддийских монастырях (число монастырей в Дуньхуане в танское время колебалось от 16 до 18). Эти объединения брали на себя обязанность по поддержанию функционирования буддийских монастырей, обязуясь делать пожертвования, обеспечивать похороны согласно обряду, поддерживать чистоту монастырей, ремонтировать и т. д., так как всё это считалось делом в высшей мере богоугодным. Правда, стремление руководства сангхи окружить себя «армией» подчинённых мирян, вызывало беспокойство у правителей Китая (например, в 674 году вышел указ о запрете части подобных объединений).
Тем временем в Гималаях набрало силу тибетское государство, и в 760 году его армия двинулась по торговым путям на север. В 781 году тибетцы захватили Дуньхуан и правили им до 848 года. Их почти 70-летнее владычество ознаменовалось строительством более чем пятидесяти буддийских пещер в храме Цяньфодун. В 848 году местный генерал Чжан Ичао изгнал тибетцев. Он выразил подчинение Китаю, однако правил Дуньхуаном практически автономно. Такое положение продолжалось до 920 года, и за это время в храме Цяньфодун прибавилось более семидесяти пещер.
В 907 году пала империя Тан, и север Китая был быстро захвачен представителями киданьской империи Ляо, однако известия об этих переменах несколько лет не доходили до Дуньхуана. Только в 910 году местный правитель Чжан Хуайфэн узнал о произошедшем, и поспешил основать своё местное княжество, в которое вошёл Дуньхуан и окрестности. В 920 году правителем княжества стал Цао Ицзинь, семейство которого автономно правило Дуньхуаном более столетия. Это происходило потому, что когда 960 году в Китае установилась новая всекитайская Империя Сун, границы нового китайского государства оказались далеко от Дуньхуана. За время владычества клана Цао было построено 26 новых пещер и около трёхсот восстановлено, а один из представителей клана — Цао Юаньчжун в 966 году восстановил огромную статую Будды в пещере (№ 96).
В 1006 году исламские армии, продвинувшись далеко на восток, разгромили Хотан — буддийское государство, которое было союзником дуньхуанского княжества. В связи с мусульманской угрозой в 1010 году множество манускриптов было спрятано и запечатано в одной из пещер (№ 17). В 1038 году появилось тангутское государство Западное Ся, которое, подобно Тибету, исповедовала тантрический буддизм. В 1072 году оно установило контроль над Дуньхуаном и продолжило строительство пещер, которые оформлялись уже в тантрическом духе. Владычество Западной Ся продолжалось до тех пор, пока не набрали силу монголы. В 1227 году они разбили войска Западной Ся, после чего захватили и разрушили Дуньхуан. В течение последующих 130 лет в храме Цяньфодун было построено всего несколько пещер в тантрическом стиле.
После того, как в 1279 году в Китае окончательно установила власть монгольская империя Юань, хан Хубилай, принявший тибетский буддизм, и понимавший важную роль торговли, восстановил Дуньхуан (1280 год). Несмотря на это, город так и не оправился; своё значение как важный пункт в торговле с западными странами он всё более терял, так как монголы имели свой собственный трансазиатский путь в Европу — через юг Сибири и южнорусские степи, и когда к власти в Китае пришла империя Мин (1368 год) Великий Шёлковый путь был официально закрыт, поскольку торговля стала осуществляться преимущественно морским путём. После этого Дуньхуан, а вслед за ним и другие оазисы, расположенные вдоль Великого Шёлкового пути, пришли в упадок. В 1404 году Китай держал там только один военный гарнизон для охраны западных рубежей — Шачжоуский караул (沙州卫). По мере ослабления минского Китая Дуньхуан вновь оказался в руках Тибета (1516 год). Все эти годы город постепенно вымирал.
В 1644 году в Китае установилась новая империя — Цин, которая распространила свою власть и на район Дуньхуана. В 1725 году вновь был создан Шачжоуский караул, который выстроил свои здания к востоку от руин старого города. В 1760 году Шачжоуский караул был пробразован в уезд Дуньхуан (敦煌县). Тем не менее, святые буддийские места всё более приходили в запустение. В 1820 году туда приехал знаменитый китайский учёный, специалист по исторической географии Сюй Сун. На установленной стеле он оставил важные сведения о деталях основания города и его истории. В 1831 году китайский учёный-чиновник Сюй Найгу написал поэму «Ода Пещерам тысячи Будд», а в 1879 году в Дуньхуан приехала первая европейская экспедиция из Австро-Венгерской империи.
Дальнейшая история Дуньхуана в основном связана с изучением его богатого литературного и художественного наследия. В 1900 году даосский монах Ван Юаньлу нашёл в пещере № 17 тайник с манускриптами (пещера получила название «Пещеры рукописей»). В 1907 году Аурель Стейн в ходе своего второго путешествия в Центральную Азию прибыл в Дуньхуан и выкупил у Ван Юаньлу 24 коробки с документами и 5 коробок с живописью на шелку, которые отправил в Британский музей. В 1908 году туда прибыл французский синолог Поль Пеллио, и после просмотра оставшихся документов, часть из них отправил в Национальную библиотеку Франции в Париже. В 1909 году китайские власти спохватились, и все оставшиеся документы вывезли на хранение в Пекин, поместив их в Министерстве образования, однако в 1910 году часть из них была украдена прямо из министерства. Но из-за того, что в следующем году в Китае произошла революция, кража так и не была расследована. В 1911 году была организована экспедиция в Дуньхуан японским аристократом Отани, в результате чего Япония приобрела несколько сот манускриптов. В 1914 году Аурель Стейн совершил ещё одну экспедицию, в ходе которой выкупил в Дуньхуане 600 манускриптов. В 1914—1915 годах в Дуньхуане работала русская экспедиция под руководством профессора Ольденбурга. В результате в Россию из Дуньхуана прибыли различные артефакты, снятые со стен росписи, манускрипты и живопись на шелку.
Чуть позже, в конце гражданской войны в России, в районе Могао в 1920—1921 годах оказались остатки Белой гвардии в количестве примерно 900 человек, которые использовали храмовые пещеры в качестве жилищ: об этом периоде напоминают почерневшие от кухонного дыма статуи и сохранившиеся граффити на стенах. В 1939 году в Дуньхуане стояла армия Гоминьдана, в результате чего в храме Цяньфодун было повреждено множество росписей и статуй.
В 1949 году был образован Специальный район Цзюцюань (酒泉专区), и уезд Дуньхуан вошёл в его состав. В 1955 году Специальный район Цзюцюань и Специальный район Увэй были объединены в Специальный район Чжанъе (张掖专区), но в 1961 году Специальный район Цзюцюань был воссоздан. В 1970 году Специальный район Цзюцюань был переименован в Округ Цзюцюань (酒泉地区). В 1988 году уезд Дуньхуан был преобразован в городской уезд.
Постановлением Госсовета КНР от 18 июня 2002 года были расформированы округ Цзюцюань и городской уезд Цзюцюань, и образован городской округ Цзюцюань.
Дуньхуан
Дуньхуан (敦煌, dūnhuáng) — город-оазис, расположенный на севере китайской провинции Ганьсу (甘肃, gānsù), на окраине пустыни Такла-Макан. Когда-то в далеком прошлом это место было колыбелью буддизма и воротами Великого шелкового пути. А сейчас Дуньхуан — небольшой провинциальный городок, который, несмотря на свои размеры, считается одним из важных культурно-исторических центров страны и привлекает огромное количество туристов ежегодно.
Где находится. Как добраться до Дуньхуана
Как я говорила, город находится на севере провинции Ганьсу, на противоположном конце страны от Пекина или Шанхая. Добраться до него достаточно непросто и затратно, но, тем не менее, возможно. Есть несколько способов, о которых я сейчас вам поведаю.
Самолетом
В городе есть небольшой аэропорт, который обслуживает только внутренние рейсы. Прилететь в Дуньхуан можно из:
Пекина,
Шанхая,
Ланьчжоу,
Урумчи,
Сианя.
Из минусов только то, что билеты стоят совсем не дешево, а скидки на это направление бывают редко. К тому же многие рейсы летят либо с пересадкой, либо с остановкой в других городах, и путешествие получается довольно долгим по времени. Цены на направления выглядят примерно так:
Пекин-Дуньхуан — от $200 в одну сторону за прямой рейс (3 часа 30 минут);
из Шанхая рейсы с пересадкой от $150, рейс с остановкой в Сиане около $300;
из Урумчи от $100 ( 1 час 40 минут в пути);
из Сианя от $120 ( 3 часа 30 минут с остановкой в Ланьчжоу);
из Ланьчжоу от $60 ( 1 час 40 минут).
Мне кажется, что по цене выгоднее будет брать билет до Ланьчжоу, а не до самого Дуньхуана.
Из аэропорта до города ходит шаттл (маршрут я изобразила на карте выше), который обойдется в $0.92 (6 юаней), или можно взять такси за $4.6 (30 юаней). Чтобы после посадки уехать сразу к одной из достопримечательностей, придется однозначно брать такси: до пещер Могао – около $9 (60 юаней), озеро Полумесяца – $6 (40 юаней).
Поездом
Не смотря на развитую систему железных дорог в Китае, до Дуньхуана на поезде добираться достаточно проблематично, к тому же дело это, как и в случае с самолетом, долгое и утомительное. Город расположен в стороне от главных железнодорожных магистралей, а отдельную ветку ж/д путей до него проложили всего 10 лет назад. За исключением туристических маршрутов особой популярностью это направление не пользуется, поэтому Дуньхуан принимает поезда всего из нескольких городов:
из Пекина – 39 часов, $76 (497 юаней)*/ $118 (772 юаня) **;
из Сианя – 24 часа, $ 62 (406 юаней)*/$89 (584)**;
из Ланьчжоу – 13-15 часов, $40 (261.5 юаня)*/$ 61 (398.5)**;
из Чжанъе – 7-8 часов, $ 12 (81)***/ $23.5 (154)*/$36 (234)** ;
из Цзяюйгуаня – 4.5 -6 часов, $8 (53.5)***/$ 16.5 (107.5)*.
Из других городов поездов я не видела. Звездочками я обозначила цену за: * - плацкарт, ** - купе, *** - сидячий вагон.
Если вы решили ехать в Дуньхуан на поезде, тогда вам нужно знать, что железнодорожный вокзал находится не в самом городе. Он расположен рядом с аэропортом, расстояние между ними меньше 2-х км, до центра города 12 км, а до Гротов Могао – 16 км. Добраться до города и Могао можно двумя способами: на такси, или автобусе (маршрут я показала на карте ниже).
Если вы отдаете предпочтение бюджетному варианту, можно воспользоваться автобусом, который идет по маршруту Центр (отель Дуньхуан) – Гроты Могао (с заездом на ж/д вокзал). Такой рейс курсирует с 8.30 утра с интервалом в 30 минут и стоит $1.2 (8 юаней), но, если я не ошибаюсь, то доступен он только в высокий сезон (с мая по конец октября). Последний автобус из Могао отправляеся в 18 вечера. Такси до аэропорта обойдется в $1.5 (10 юаней), до центра города – $4.6 (30), а до храмового комплекса в пещерах – около $6 (40 юаней), что тоже не особо дорого.
Автобусом
В городе есть всего одна автобусная станция и называется она 敦煌汽车站 (dūnhuángqìchēzhàn).
Есть разные типы автобусов: лежачие (спальные) и обычные. Стоимость билетов и расписание нужно узнавать непосредственно в кассе.
На карте ниже отмечено расположение аэропорта, автостанции и железнодорожного вокзала относительно центра города.
Где остановиться
Хоть Дуньхуан город и небольшой, но в большинстве своем он ориентирован на туристов, поэтому найти ночлег здесь не проблема. Для ограниченного бюджетом путешественника в городе есть хостелы, цены в которых стартуют от $6 за койку или $12 за двухместный номер. Есть и дорогие отели, где номер обойдется в $100. Все зависит от ваших финансов и пожеланий. Подобрать номер вы можете на сайте компании Booking.
В провинциальных городах Китая я предпочитаю останавливаться в хостелах, но не только потому, что там дешевле, а потому, что они лучше приспособлены для путешественников. Кроме ночлега там можно получить карты и советы по поводу посещения достопримечательностей и осмотру города, персонал более общительный, да и атмосфера дружелюбная. А вот отели ориентированы, к сожалению, на китайских туристов, и нам не часто удавалось получить в них толковую информацию.
Останавливаться я бы советовала в центре, тогда в пешей доступности будут рестораны, кафе и магазины, кроме того можно будет с легкостью взять такси к основным достопримечательностям или найти автобусы.
Условия посещения
Поехать к гротам Могао прямиком от вокзала или аэропорта будет ближе, но не всегда возможно по одной причине, о которой я сейчас расскажу. Для желающих посетить пещеры есть один важный нюанс, о котором нужно знать. Общее количество посетителей в день здесь ограничено до 6000, поэтому билет необходимо резервировать заранее, особенно если речь идет о высоком сезоне. Забронировать можно на официальном сайте, но он к сожалению только на китайском. Если вы знаете китайский, то за 15 дней до планируемой даты посещения можете сделать это. После вы забираете билет, предъявив документ, на который была оформлена заявка. Если вы не владеете китайским, тогда лучше купить билет в городе, но хотя бы за день до предполагаемого посещения. Есть два пункта выдачи, они же и являются кассами для тех, у кого нет предварительного бронирования. Одна из них находится в городе, недалеко от автовокзала и отеля Yingbin Grand Hotel (迎宾大酒店, yíngbīn dà jiǔdiàn). На китайском ее название выглядит следующим образом: 莫高窟参观咨询预约售票中心 (mògāokū cānguānzīxún yùyuē shòupiào zhōngxīn). Более точное ее расположение можно посмотреть на карте ниже.
Еще одна касса расположена непосредственно в выставочном центре Могао, что рядом с самим храмовым комплексом. Но туда хорошо ехать, если у вас уже есть предварительное бронирование на эту дату. А если вы отправитесь прямиком от аэропорта или вокзала к пещерам без предварительных манипуляций, вы не можете быть уверенны, что у них еще остались билеты на сегодня, и нет гарантии, что эта поездка будет не напрасной.
__________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Чугуевский Л. И. «Мирские объединения шэ при буддийских монастырях в Дуньхуане» в сб. «Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Восточной Азии в Средние века», М. 1982, стр. 63-97
Скарпари М. Древний Китай, Китайская цивилизация от неолита до эпохи Тан. М. 2003, стр. 262—269
Духовная культура Китая. Энциклопедия. т.6, М. 2010, стр. 575—579
R. Whitfield, S. Whitfield, N. Agnew, Cave Temples of Dunhuang. Art and History on the Silk Road, The British Library, 2000, pp. 10–49
Китайские документы из Дуньхуана. Вып. I. Факсимиле. Изд. текстов, пер. с кит., исслед. и прил. Л. И. Чугуевского, М. 1981
Китайские рукописи из Дуньхуана. Памятники буддийской литературы. Изд. текстов и предисловие Л. Н. Меньшикова. М.1963
Чугуевский Л. И. Хозяйственные документы буддийских монастырей в Дуньхуане. Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. VIII годичная научная сессия ЛО ИВАН, Л. 1972.
Грицак Е. Н. Древний Китай. — М.: Вече, 2005. — 272 с. — (Памятники всемирного наследия). — 5000 экз. — ISBN 5-9533-0778-0. (в пер.)
Дуньхуан // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
Археология и этнография Китая. — Новосибирск, 1978.
Книга Китая. Альманах библиофила. XXIV. — М., 1988.
Майдар Д. Памятники истории и культуры Китая. — М., 1981.
Вложение | Размер |
---|---|
peshchery-mogao (1).jpg | 289.42 КБ |
peshchery-mogao (2).jpg | 119.58 КБ |
peshchery-mogao (4).jpg | 217.08 КБ |
peshchery-mogao_24.jpg | 259.12 КБ |
- 2697 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий