Буддизм

Будди́зм (санскр. बुद्ध धर्म, buddha dharma IAST; пали बुद्ध धम्म, buddha dhamma, «Учение Просветлённого»; кит. 佛教 fójiào) — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее в середине 1-го тысячелетия до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.
Сами последователи этого учения называли его «Дхарма» (Закон, Учение) или «Буддхадхарма» (Учение Будды). Термин «буддизм» был создан европейцами в XIX веке. Различные исследователи определяли буддизм по-разному, — как религию, философию, этическое учение, культурную традицию, цивилизацию, образование, как «науку о сознании».
 
 

Буддизм — мировая религия, признанная многочисленными народами с разными традициями. По замечанию Е. А. Торчинова, «Без понимания буддизма невозможно понять и великие культуры Востока — индийскую, китайскую, не говоря уж о культурах Тибета и Монголии, пронизанных духом буддизма до их последних оснований».
  
                                                                             древнейшая статуя Будды                                                                                              

  История буддизма
Буддизм возник в середине 1-го тысячелетия до н. э. на территории Индии. Согласно решению ЮНЕСКО, повлиявшему на празднование 2500-летия буддизма в 1956 году, условной датой возникновения буддизма является 543 год до н. э., когда Будда вступил в паринирвану. Большинство современных исследователей считает, что Будда умер в 486 году до н. э. Также поднимается вопрос о сдвижении периода жизни Будды таким образом, чтобы год его смерти относился к периоду 430—350 годов до н. э.
В настоящее время буддизм распространён в странах Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока и насчитывает сотни миллионов последователей. Традиция связывает возникновение буддизма с именем принца Сиддхартхи Гаутамы. Отец скрывал от Гаутамы плохое, тот жил в роскоши, женился на любимой девушке, которая родила ему сына.
Толчком к душевному перевороту для царевича, как гласит предание, послужили четыре встречи. Вначале он увидел дряхлого старика, затем страдающего проказой и похоронную процессию. Так Гаутама узнал старость, болезнь и смерть — удел всех людей. Потом он увидел умиротворённого нищего странника, которому ничего не было нужно от жизни. Всё это потрясло царевича, заставило его задуматься о судьбах людей. Он тайно покинул дворец и семью, в 29 лет он стал отшельником и пытался найти смысл жизни. В результате глубоких размышлений в 35 лет он стал Буддой — просветлённым, пробуждённым. 45 лет Будда проповедовал своё учение, которое кратко может быть сведено к учению о четырёх благородных истинах.
В 781 году указом цэнпо (царя) Тисонга Децэна буддизм был объявлен государственной религией Тибета.
   
 
Кто такой Будда
В 560 году до нашей эры на северо-востоке Индии, на территории современного штат Бихар, в роду Шакья у правителя родился сын. Его назвали Сиддхартха Гаутама.
Мальчик рос во дворце в роскоши, не знал бед, но при этом был очень одаренным и добрым. Когда он повзрослел, то влюбился в прекрасную девушку и женился на ней. Скоро у них родился наследник.
Когда Сиддхартхе было 29 лет, он вышел за пределы дворца. Нечто страшное полоснуло его сердце – за одну прогулку он увидел больного, старца и похороны. В этот день он понял, как велики страдания людей.
Эта мысль не давала Сиддхартхе покоя, и он был полон решимости найти истину и избавить людей от бесконечных тягот и лишений. Тогда он оставил жену, ребенка, отца и подданных и ушел в странствие.
В скитаниях он провел шесть лет. За это время Сиддхартха общался со многими мудрецами, пробовал разные техники, вел аскетичный образ жизни вплоть до самоотречения, но так ни к чему не пришел.
Почти в отчаянии он сел под дерево и стал размышлять, молиться и снова размышлять. Так он провел 49 дней и наконец испытал состояние, которое теперь называют просветлением – ощущение полной ясности и понимания, абсолютной радости и светлого ума. Он нашел истину бытия, а это самое дерево назвали «деревом Бодхи».

Сиддхартха стал будто другим человеком. Он направился в долину, где встретил людей, желавших следовать за ним, слушая речи молодого человека, в которых заключалась истина. Так принц Сиддхартха Гаутама стал Буддой Шакьямуни – Пробужденным из рода Шакья.
Много лет Будда проповедовал, делился учением со своими последователями, которых становилось все больше. Вместе они постигали дхарму, занимались духовными медитациями.
Уже будучи глубоким стариком, Будда ушел в паринирвану – в окончательную нирвану, покинув наш мир и избавившись от страданий. А его учение спустя 25 столетий все распространяется по нашей планете.

  
                                                         статуя Будды в Индии где по преданию было просветление Гаутамы                                                      

Развитие учения
Появившись в Древней Индии и растекаясь по Востоку, буддийская мысль за все время существования была свидетелем многих событий и вынесла разные перипетии истории: возникновение в Индии индуизма, набеги арийцев, притеснение со стороны мусульман, установление могущественной империи Моголов, современное время с его глобализацией.

Однако дхарма продолжает распространяться по миру – сегодня насчитывается порядка 500 миллионов приверженцев.

В основном это, конечно, юг, юго-восток Азии и дальневосточные регионы: тайские, бутанские, вьетнамские, китайские (особенно тибетские), японские, камбоджийские, лаосские, корейские, шри-ланкийские, мьянманские, непальские, монгольские территории.

В Индии, которая является родиной буддизма, с распространением индуизма учение утратило свое значение – здесь его исповедуют менее одного процента всего населения.

Буддийских взглядов традиционно придерживаются также некоторые национальные республики в России: Калмыкия, Тува, Бурятия, часть алтайских районов. Минуя их, мысль движется все глубже на Запад: в Москву, Санкт-Петербург, в европейские страны и на американский континент.
 
 
Основы учения
После нескольких лет наблюдения за своим сознанием Будда Шакьямуни пришёл к выводу, что причиной страдания людей являются они сами, их привязанность к жизни, материальным ценностям, вера в неизменную душу, являющаяся попыткой создать иллюзию, противостоящую всеобщей изменчивости. Прекратить страдания (вступить в нирвану) и достигнуть пробуждения, в котором жизнь видится «такой, какова она есть», можно путём разрушения привязанностей и иллюзий устойчивости с помощью практики самоограничения (следования пяти заповедям) и медитации.
Будда утверждал, что его учение не является божественным откровением, а получено им через медитативное созерцание собственного духа и всех вещей. Учение не является догматом, и результаты зависят от самого человека. Будда указывал, что принимать его учение необходимо только посредством проверки через собственный опыт: «Не принимайте моё учение просто из веры или из уважения ко мне. Подобно тому, как купец на базаре при покупке золота проверяет его: нагревает, плавит, режет — чтобы убедиться в его подлинности, так же проверяйте и моё учение, и только убедившись в его истинности, принимайте его!».

 
За две с половиной тысячи лет в процессе распространения буддизм впитал множество различных верований и обрядовых практик. Одни последователи буддизма делают упор на самопознание через медитацию, другие — на благие деяния, третьи — на поклонение Будде. Различия в идеях и правилах в разных буддийских школах вынуждают «признать „буддизмом“ любое учение, считавшееся буддийским самой традицией». Но все они, как отмечает Е. А. Торчинов, базируются на следующих доктринах:

Четыре Благородные Истины:
Существует дуккха («всё есть дуккха») — страдание (не вполне точный перевод в духе христианского понимания). Более точно под дуккхой понимают: неудовлетворённость, беспокойство, тревожность, озабоченность, страх, глубокую неудовлетворённость непостоянством, «неполноту», фрустрацию[].
У дуккхи есть причина (тришна или жажда: чувственных удовольствий, существования или несуществования, изменения, а также желание, основанное на ложном представлении человека о неизменности своего «Я»).
Существует возможность освободиться от дуккхи (прекратить действие её причины.
Существует путь, который ведёт к избавлению от дуккхи (восьмеричный путь, ведущий к нирване).
учение о причинно-зависимом происхождении и карме,
доктрина анатмавады (принцип бессущностности, «не-души»),
доктрина кшаникавады (учение о мгновенности),
буддийская космология.
Последователи буддийского учения полагают, что эти принципы указал сам Будда, однако трактовки доктрин в разных школах могут сильно отличаться. Так последователи тхеравады считают данные доктрины окончательными, а последователи махаяны указывают на их условность и считают их промежуточным этапом в познании учения. Доктор философских наук В. Г. Лысенко выделяет другой список основных элементов учения, которые являются общими для всех школ:
история жизни Шакьямуни,
признание кармы и перерождений (сансара),
Четыре благородные истины и Восьмеричный путь,
доктрины анатмавады и взаимозависимого происхождения.
Трактовка данного списка элементов в разных школах также неоднозначна. Так в отдельных текстах махаяны данные элементы характеризуются лишь в качестве искусных средств для привлечения внимания к буддизму «людей с обычными духовными возможностями».
 
Всё учение Будды неразрывно связано со срединным путём, который последователю необходимо находить заново в каждой новой ситуации. Согласно данному пути, Будда не приемлел ни аскетизма, ни его противоположности, гедонизма, выраженного в чрезмерном следовании наслаждениям. А в доктрине взаимозависимого происхождения с помощью данного пути Будда указывал как на ошибочность веры в кармический детерминизм (криявады), так и на ошибочность веры в случайность всех событий (ядриччхавады). Учение о срединном пути в виде «снятия всех оппозиций и их растворения в пустоте всего сущего» в дальнейшем развил Нагарджуна, основавший школу мадхьямаки (букв. «срединная»).

В буддийской «Сутре развязывания узла глубочайшей тайны» (Сандхинирмочане] провозглашается известная доктрина о трёх поворотах колеса Дхармы, согласно которой:

Во время первого поворота Будда проповедовал учение о Четырёх Благородных Истинах и причинно-зависимом происхождении (данный поворот связан с учением Хинаяны);
Во время второго поворота Будда проповедовал учение о пустоте и бессущностности всех дхарм (данный поворот связан с учением праджня-парамиты школы Мадхьямака, считавшей сутры праджня-парамиты окончательными, а сутры третьего поворота лишь промежуточными);
Во время третьего поворота Будда проповедовал учение о природе Будды и учение о «только лишь сознании», согласно которому «все три мира суть только лишь сознание» (данный поворот, который сутра характеризует как наиболее полный и окончательный, связан с учением школы Йогачара).
Невозможно стать последователем учения «по рождению», стать буддистом можно только через осознанное принятие «прибежища», под которым понимают три драгоценности:
 
Будду (под буддой в разное время понимали как Будду Шакьямуни, так и любого будду или просветлённого);
Дхарму (учение Будды, включающее в себя как опыт таковости «так как оно есть» или опыт буддовости, так и методы, ведущие к данному опыту, различные для разных людей. Кратким изложением Дхармы являются Четыре Благородные Истины);
Сангху (буддийское сообщество, под которым понимают как небольшую группу буддистов, так и всех буддистов вообще).
 
Наиболее важной драгоценностью буддийские учителя считают Дхарму. Не все буддийские наставники однозначно трактовали принятие прибежища. Например, шестой чаньский патриарх Хуэйнэн рекомендовал: «Советую тем, кто понимает, найти прибежище в тройной драгоценности собственной природы». После принятия прибежища мирянину также рекомендовалось соблюдать пять буддийских заповедей (панча шила): воздержание от убийства, воровства, распутства, лжи и опьянения[]. При проповеди Будда не акцентировал внимание на наказании за несоблюдение заповедей, опираясь не на страх или совесть своих последователей, а на здравый смысл, согласно которому при выполнении данных заповедей станет более возможной «личная и социальная гармония». В целом, методы борьбы со страстями, созданные Буддой, отличаются от методов более ранних аскетических школ. Будда указывал на необходимость не подавления чувств, а на необходимость развития непривязанности к вещам и явлениям, необходимость сознательного контроля и практики самонаблюдения (пали сати, санскр. смирти).

                                                                  буддийские монахи в Таиланде                                                                                             


 
Для получения умения помогать живым существам в прекращении их страданий, что является главной целью буддизма, буддисты в первую очередь пытаются уничтожить «три яда»:
неведение относительно истинной природы, являющееся, согласно двенадцатичленной формулы бытия, «корнем сансары»;
страсти и эгоистические желания;
гнев и нетерпимость.
В учении раннего периода и в последующее время важную роль занимала буддийская медитация. В широком смысле она представляет собой совокупность методов физического и духовного самосовершенствования, связанных с тремя группами практик восьмеричного пути. В узком смысле под буддийской медитацией понимается бхавана или «культивирование», состоящее из практики самонаблюдения смрити, концентрации внимания (самадхи и дхьяны) и интуитивного прозрения (праджни) истинности основ буддийского учения.

Жизнь, согласно буддизму, представляет собой проявление сочетаний или «потоков» дхарм, являющихся нематериальными частицами или «индивидуализированными атомарными событиями, составляющими опыт живых существ». Это в равной степени относится как к человеку, так и, например, к камню. В случае, когда сочетание дхарм распадается, считается, что наступает смерть. После чего дхармы формируются в новое сочетание, тем самым запускается процесс реинкарнации, на который влияет полученная в прошлой жизни карма. Отрицая какую-либо «неизменную духовную субстанцию», существующую при перерождении, буддисты часто поясняли процесс перерождения при помощи следующей «процессуальной» модели: когда горящая свеча соприкасается с негорящей, пламя не передаётся, но является причиной, из-за которой начинает гореть вторая свеча. Бесконечный процесс перерождений, в ходе которого индивид испытывает страдания, возможно прекратить с достижением нирваны — «состояния покоя, блаженства, слияния с Буддой как космическим Абсолютом».
 
Человек в буддизме представляет собой динамическую психосоматическую систему из взаимодействующих дхарм, которые делятся на пять групп (скандх): рупа — тело и органы чувств; ведана — ощущение (приятное, неприятное и нейтральное); санджня — восприятие, распознавание, идентификация объектов (зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания и мысли); санскары — намерение, благоприятные и неблагоприятные кармические или волевые импульсы, выражающиеся в речи, поступках, мыслях и влияющие на формирование новой кармы[]; виджняна — шесть чувственных сознаваний или типов восприятий (сознавание слышимого, видимого, осязаемого, обоняемого, вкушаемого и ментального)[]. Скандхи сочетаются в единую серию дхарм с помощью упаданы или привязанности к «я» и тем самым создают иллюзию индивида и условия для дальнейших рождений и смертей. Прекратить череду рождений и смертей можно только устранив приверженность «понимать всё в терминах „я“, „моё“ и научившись рассматривать свою психику как объективный процесс чередования дхарм». Для помощи в устранении приверженности была создана специальная система упражнений, к которой относилась медитация над 32 элементами тела, в ходе которой практикующий созерцает каждый элемент и говорит «это не я, это не моё, это не моё я, я не содержится в этом, это не содержится в я».
Буддизм концентрируется на сознании, психологии и освобождении. К прочим вопросам, не связанным с поиском освобождения и просветлением, буддизм, по выражению Торчинова, «относится весьма прохладно». Будда считал бесполезными вопросами метафизические вопросы вида «Вечна ли вселенная?» или «Существует ли Татхагата после смерти?» и отказывался отвечать на них, храня «благородное молчание».
 
                                                                      древнейший деревянный храм Будды в Японии                                                                                 

Ступени Восьмеричного пути
Правильное понимание, мировоззрение. Наши действия — результат наших мыслей и умозаключений. Неверные действия, приносящие нам боль, а не радость — результат неправильных мыслей, поэтому надо развивать осознанность, следить за своими мыслями и поступками. 
Правильные стремления, желания. Нужно ограничить свой эгоизм и все, что причиняет боль. Жить в мире со всеми живыми существами.
Правильная речь. Не сквернословить, избегать сплетен, злых выражений!
Правильные действия, поступки. Не вредить миру и всему живому, не совершать насилие.
Правильный образ жизни. Правильные поступки приведут к праведному образу жизни: без лжи, интриганства, обмана.
Правильные усилия. Сосредотачиваться на хорошем, следить за своими мыслями, уходить от негативного образа сознания.
Правильное мышление. Оно исходит из правильных усилий.
Правильное сосредоточие. Чтобы достигнуть спокойствия, отказаться от мешающих эмоций, нужно быть осознанным, сосредоточенным.
 
 
Понятие Бога в буддизме
Как мы с вами уже увидели, буддизм — очень необычная для нашего менталитета идеология. Поскольку в любой религии одним из основных понятий является понятие Бога, давайте разберемся, что означает это в буддизме.
В буддизме Бог — это все живое, что окружает нас, божественная сущность, которая проявляется и в человеке, и в животном, и в природе. В отличие от других религий, здесь нет очеловечевания Бога. Бог есть все, что вокруг нас.

Это религия или даже духовное учение фокусируется на психологическом состояние человека, его духовном росте, нежели на ритуальных или символических действиях, в процессе которых мы  почитаем главное божество. Здесь же вы сами можете достичь божественного состояния путем работы над собой.
 
 
Направления буддизма
Буддизм разделяется на три основные ветви, о которых мы сейчас и поговорим:
Хинаяна (Тхеравада), или Малая Колесница — это южный буддизм, распространен на юго-востоке Азии: Шри-Ланка, Камбоджа, Таиланд, Лаос, Вьетнам. Считается наиболее ранней школой этого религиозного учения. Суть Тхеравады заключается в индивидуальном духовном просветлении, т.е. нужно пройти восьмеричный путь, стать освобожденным от страданий и, следовательно, достичь нирваны.
 
Махаяна, или Большая Колесница — северный буддизм. Получил свое распространение на севере Индии, в Китае, Японии. Возник как противостояние ортодоксальной Тхераваде. С точки зрения Махаяны, Тхеравада довольно эгоистичное учение, т.к. предусматривает путь просветления отдельной личности. Махаяна же проповедует помощь другим в достижении состояния осознанности, божественности. Каждый, кто избирает этот путь, может достичь состояния Будды и может рассчитывать на помощь.
 
Ваджраяна, или тантрический буддизм образовался внутри махаяны. Его исповедуют в гималайских странах, Монголии, Калмыкии, Тибете. Способом достижения просветленного сознания в Ваджраяне являются: йога, медитация, чтение мантр и поклонение учителю. Без помощи гуру невозможно начать свой путь осознания и практики.
 

                                                                            золотая обитель Будды в Калмыкии                                                                              


 
Уникальность дхармы
Буддизм как религия уникален в своем роде, потому что имеет много отличий от других вероисповеданий. Он вобрал в себя черты как религии, так и философии. Именно поэтому буддизм правильнее назвать религиозно-философским учением.
Буддистское учение отличается от других конфессий множеством черт:
в центре не стоит Творец, Единый Бог или несколько богов;
нет понятия мироздания – его никто не создавал и никто им не управляет;
количество миров бесконечно;
отсутствуют грехи и их искупление – есть лишь карма, которая считается законом жизни;
нет безоговорочных догматических правил;
Будда завещал, что не может быть слепой веры – все истины стоит пропускать через себя и проверять собственным опытом;
учение Будды не считает себя единственно верным – буддисты могут одновременно принимать другое вероисповедание, не нарушая правил дхармы;
учение не избавляет от «божьей кары», которая есть в других верах – оно ведет к познанию собственной природы и духовному развитию.
В отличие от индуизма, который также строится на законах кармы, сансаре, перерождениях, буддийская философия считает всех людей равными, вне зависимости от положения в обществе и происхождения – в противовес этому в индуизме варны и касты.
 
Однако буддийская философия, распространяясь на все новые и новые земли, переливалась в разные течения и принимала разные формы. Каждая школа обретала собственные черты, и некоторые направления становились больше похожи на религию, например тибетский буддизм.
В этом случае Будда обожествляется: ему делают подношения, сооружают алтари, изготавливают статуи, делают изображения, похожие на иконы. Появляется пантеон будд и бодхисаттв – просветленных, которые помогают другим людям обрести освобождение. 
Становится все больше храмов, которые также называются дацанами, хуралами, ватами, монастырями. Монахи в особом одеянии, службы в храмах, праздники, медитации с чтением мантр, обряды – в некоторых направлениях прослеживаются все составляющие религиозного течения. Таким образом, буддизм относится к философии и религии одновременно – все зависит от школы дхармы.
 
 
Буддийские монахи
Первым буддийским монахом был сам основоположник учения – Будда Шакьямуни. По образу жизни и внешнему виду он был чем-то похож на аскетичных мудрецов, которые относились к ранним религиозным течениям и странствовали по восточным просторам.
Вслед за Буддой из числа его учеников появились другие монахи, которые знакомили с дхармой мирян. Буддийское монашество существует до сих пор – наверняка в фильмах, на фотографиях или даже вживую многие видели их, облаченных в оранжево-красную одежду.
Нынешние монахи не ведут отшельническую жизнь – они обычно поселяются в монастыре целой общиной и тесно взаимодействуют с мирянами – буддистами, которые ведут привычную современную жизнь. Монахи проповедуют мирянам дхарму, учат духовной жизни, а миряне дают им одежду, еду, а во время несчастных случаев – кров.
Монахи мужского пола зовутся «бхикшу», а женского – «бхикшуни». Они живут по строгим законам и ограничениям, которые могут меняться в зависимости от направления буддийской мысли и священных писаний, предписывающих правила монашеской жизни.
Жизнь монахов может быть разной также из-за климата, особенностей природы. К примеру, монахи, которые живут на тибетских высокогорьях или в монгольских степях, могут иметь больше предметов одежды. А в монастырях, которые находятся вдалеке от поселений мирян и поэтому не могут принимать подаяния от них, может быть собственная кухня, где монахи сами готовят для себя еду.


 
Школы буддизма
С течением времени буддийская мысль распространялась по всей Азии и дальше, на Запад. В каждой местности она накладывалась на менталитет местного населения, религиозные верования, укоренившиеся там до прихода буддизма, поэтому существует множество его направлений.
 
К трем основным школам буддийской философии относятся:
1. Хинаяна – Малая Колесница
В современности чаще употребляется название Тхеравада – учение старейшин. Она считается древнейшей и самой ортодоксальной школой. Распространена в юго-восточном азиатском регионе, поэтому ее часто называют «южным буддизмом».
Страны: Таиланд, Лаос, Камбоджа, Шри-Ланка, Вьетнам.
Тхераваде присущи следующие черты:
Достичь нирваны может только монах, следуя строгим догмам.
Освобождение зависит только от самого человека, от его поступков – никто ему не может помочь.
Нет пантеона будд и бодхисаттв.
Нет ада и рая – есть только сансара и выход из нее – нирвана.
Отсутствуют обряды, скульптуры, иконопись, поклонение им.
 
2. Махаяна – Большая колесница
Она менее консервативна, чем хинаяна. Считается «северным буддизмом» из-за своей географии.
Страны: Япония, Китай, Южная Корея, северные районы Индии.
Отличительные черты:
Достичь нирваны может как монах, так и мирянин.
Помочь в этом людям могут будды и бодхисаттвы.
Святые выстраиваются в пантеон.
Появляются их изображения, скульптурные изваяния.
Им делают подношения, устраивают обряды, службы, праздники, молятся.
Есть своеобразное понятие рая и ада – существа с хорошей кармой в следующей жизни воплощаются на высших, райских планетах, с плохой кармой – в низших, адских мирах.
 
3. Ваджраяна – Алмазная Колесница
Она появилась как ответвление от Махаяны. Также известна под названием «тантрический буддизм».
Страны: тибетская часть Китая, Непал, Монголия, буддийские республики России – Бурятия, Тува, Калмыкия.
Особенности:
направленность на самосознание;
большое значение учителя, гуру – его почитают и поклоняются перед ним;
медитативные и йогические практики;
чтение мантр;
разнообразные обряды, праздники, службы.
Главный учитель в тибетском буддизме – Далай-лама.
В каждой из перечисленных школ может быть еще несколько ответвлений. Также буддизму знакомы направления, которые не относятся ни к одной из главных школ.
Ответвления, в которых прослеживаются элементы учения Будды, но которые не относятся к традиционным школам, объединяются в название «необуддизм». Чаще всего они распространены в «небуддийских» странах Европы и Америки.
 
4. Очень популярное сейчас на Западе направление – дзен-буддизм. Однако оно уже много веков практикуется на японских, корейских и особенно китайских территориях – здесь оно зовется «чань». 
К главным чертам дзен-буддизма можно отнести:
неприятие религиозных ритуалов, обрядов, атрибутики, пантеона святых;
отсутствие священных сутр, проповедей;
цель – открыть природу Будды с его состраданием и милосердием.
Этой цели можно достичь с помощью практики созерцания. Она выполняется в падмасане – позе лотоса. Закрывая глаза, приверженцы дзен сосредотачивают внимание лишь на собственном дыхании, отрешаются от происходящего вокруг и как бы заглядывают внутрь себя.
  
 

                                                         священное буддийское место в Бурятии                                                                                              

Аномалии, загадки и места силы озера Байкал

БУДДИЗМ В РОССИИ
Россия — страна огромная! На её территории преобладает христианское вероисповедание (православие). Однако это отнюдь не единственная религия, которую официально исповедуют в России. Одной из широко распространённых религий является также буддизм. В одних регионах страны эта религия распространена меньше, но есть и такие регионы, где буддизм является основной религией.
Стоит отметить, что в плане мировой распространённости буддизм занимает также одно из лидирующих мест (III–IV) в главном списке религий.
На территории Российской Федерации буддизм начал развиваться довольно давно. Эта восточная религия для русского человека вовсе не является диковинной и новой. Но стоит отметить, что популярность её с течением времени растёт. И, если можно так сказать, мода на буддизм в России действительно прочно закрепилась. И не без оснований. Буддизм интересен, многогранен, красочен. Узнать об этой религии будет любопытно даже тем, кто исповедует другое религиозное учение или придерживается атеистических взглядов.
 
 
Народы России, исповедующие буддизм
Особенно широко буддизм распространён в Бурятии, Калмыкии и Республике Тува. Народы, проживающие в этих субъектах РФ, в основном проповедуют эту религию. На территории республик есть буддийские храмы. Например, главный буддийский храм, расположенный в Элисте, является местом паломничества, к которому съезжаются люди со всех концов России и из других стран. В Бурятии имеется несколько священных дацунов. В Республике Тува есть действующие буддийские монастыри.
Но эта религия распространена не только в указанных регионах. Храмы-пристанища буддистов есть в Москве, Санкт-Петербурге, в Свердловской, Иркутской областях.

Конечно, в основном буддизм исповедуют такие народы России, как буряты, калмыки, тувинцы. Однако традиционные носители этой религиозной культуры в России не единственные приверженцы этого вероисповедания. Сегодня всё больше можно встретить людей, исповедующих буддизм в средней полосе страны, южном регионе, центральной России. В основном это представители молодёжной прослойки, интеллигенции.
 
                                                                                      Иволгинский дацан                                                                                                              


История буддизма в России
Если верить историческим справкам, буддизм в России зародился в далёком VII веке. Первые упоминания об этой религии на земле российской встречаются в исторических справках о государстве Бохайском. Располагалось это государство на землях, сегодня именуемых Приамурьем или Приморьем. Считается, что большая часть бохайского народа исповедовала шаманизм. Однако бохайская знать проповедовала Махаяну (одно из главных буддийских учений).

Например, знаменитый бохайский поэт Хайтэй нередко посвящал свои строки теме шести перерождений (Дхарме).
Археологические раскопки на землях, где раньше проживал бохайский народ, указывают на то, что буддизм был одной из основных религий, которую исповедовали на этих землях. При раскопках были найдены многочисленные статуэтки Будды, бодхисаттв и прочие предметы, имеющие прямое отношение к этой культуре.
Немалую лепту в развитие буддизма на российской земле внесли калмыки. Считается, что калмыки – — это последователи буддизма с плотно сформировавшимся и исторически закрепившимся мировоззрением. Для них эта религия не нова, привычна и по-настоящему основополагающая. Буддизм прочно закрепился на землях Калмыкии ещё задолго до присоединения республики к России. История гласит и об Уйгурском буддизме.

Бурятия также является прародительницей этой культуры на российской земле. В далёкие времена сотни духовников из Монголии и Тибета долгое время проживали в Бурятии. Они принесли туда своё учение, которое прочно закрепилось на этих землях.
Давно исповедуют эту религию и народы Алтая. Но стоит отметить, что шаманизм и христианство внесли свою отметку в алтайский буддизм.

В 1964 году буддийское учение признали в России. В этот период была официально введена должность Пандито хамбо-ламы, который был призван главенствовать в забайкальской и восточносибирской области.
С тех пор религия официально признана в стране. Буддизм исповедует довольно высокий процент жителей современной России.
 

                                                                                             буддийская ступа в Саянах                                                                 


 
Распространение буддизма в России: наше время
Буквально в XIX веке была основана и получила развитие буддийская община в Санкт-Петербурге. По сути, Северная столица стала центром российского буддизма. Но XIX–XX век – — это период, когда религия то развивалась и процветала, то, напротив, развитие этого направления затихало из-за влияния политической сферы.
Только к концу XX века буддизм воспрянул в России с новой силой и начал динамично развиваться. Сегодня эта религия полноценно существует в нашей стране и приобретает всё больше последователей. Молодёжь активно интересуется буддийским учением. Много приверженцев этого учения и среди представителей средневозрастной категории людей (30–40 лет).
Кто-то приходит к этому вероисповеданию сознательно в зрелом возрасте, А для кого-то это основополагающая религия, которая изначально принята в семье.
  
 
Буддизм в России: основы, особенности
В основе этой религии стоит уникальное учение Будды, который, как и многие другие Святые, считается человеком, который некогда реально жил на земле.
В основе учения лежит четыре благородные истины. Следуя учению, человек должен исцелиться от душевной боли и сможет прожить счастливо  и благодатно в этом мире.
Существует несколько действующих школ буддизма. И в зависимости от того, к какой школе относится человек, исповедующий эту веру, у него преобладают особые взгляды на мир и жизнь. Однако разница в принципах и познаниях невелика. В центре этой религии всегда лежит добро, любовь и путь избавления от страданий.
Особенности буддийских взглядов меняются в зависимости от того, где распространён буддизм в России. Например, это может быть консервативная школа Тхеравады, а может быть учение Махаяны. Школа Махаяны представлена в России двумя основными течениями: Дзэн и Сон.

Приверженцы Дзэн-буддизма изучают глубину человеческого сознания. Они хотят познать природу ума. Приверженцы учения Сон практикуют медитации, гипнотические практики, монашество, аскетизм.
 
 
Буддизм в России: где и какой
Больше всего представителей этой религии в нашей стране исповедуют учение школы Гэлуг. Так же очень много в РФ представителей школы Карма Кагью.
В Центральной части России широко распространено учение Махаяны. Последователей Дзэн на территории страны значительно меньше. В основном Дзэн-буддизм на российской территории представлен корейской школой Кван Ум.
На территории Алтая, Калмыкии, Бурятии широко распространён тибетский буддизм. Немало последователей тибетской школы и в Москве, Санкт Петербурге, южной части РФ (Ростов-на-Дону, Краснодарский край).
 
 
Русские буддисты
Считается, что эту религию в нашей стране исповедует уже более 1 % населения. Среди приверженцев есть так называемые этнические буддисты. Это те люди, которые родились на территории республик, где буддизм в России имеет давние исторические корни и является основной религией. Также в нашей стране очень много молодых буддистов, которые пришли к этой вере благодаря изучению и принятию восточной культуры.

Если каких-то сотню лет назад русские буддисты казались православным людям чудаками и были по-настоящему в диковинку в южных, центральных регионах страны, то сегодня такое вероисповедание никого не удивляет. Напротив, в наше время восстановлено множество некогда разрушенных буддийских храмов. Помимо Элисты, Бурятии, Тувы, буддийский дацан можно найти в Свердловской области, В Санкт-Петербурге есть сразу несколько храмов, имеется молельное место в Иркутске.
В различных городах нашей страны существуют буддийские общины, где люди, исповедующие религию, находят информационную и духовную поддержку. Сегодня найти специальную литературу можно в любом книжном магазине. Сеть также пестрит различными тематическими материалами. Получить информационное насыщение в этом направлении несложно даже самостоятельно, без помощи каких-то организаций и общин.
  

                                                                            священное буддийское место в Хакасии                                            


 
ЦЕНТР СОВРЕМЕННОГО БУДДИЗМА В МИРЕ
Бодхгая — центр буддийского мира
      Для буддистов со всего мира Бодхгая — это своеобразный пуп земли, центр, вокруг которого вращается их мироздание, место, сконцентрировавшее вокруг себя память о Будде Шакьямуни. Место, хранящее память о событиях прошлого… Память о том моменте, когда Сиддхартха Гаутама, наследный принц рода Шакьев, смог осознать себя как Будду — полностью просветлённое существо.

И память эта заключена в храмах, зданиях, деревьях, улицах… Мы можем говорить об истории… Это то, что запечатлено на бумаге, записано в манускриптах. Да, конечно, это составляющая важна. И о памяти — это другое, это то, что витает в воздухе, это атмосфера и тишина места, это то, чем мы дышим…
Даже тогда, когда сам храм Махабодхи был в запустении (потому что Индия находилась под властью мусульман), эта память не исчезала. О дереве Бодхи, о его связи с центральным событием в жизни Будды помнил весь мир. Это видно из писаний, многочисленных буддийских текстов, художественной литературы. Даже тогда эта память не прервалась, об этом месте думали тысячи и тысячи буддистов, наполняя его своей энергией. Чтобы прикоснуться к чистой и светлой энергии этого места, чтобы погрузиться в неё, сюда и приезжают паломники со всего мира.
Бодхгая – это небольшой городок. Само это название появилось не так давно, всего лишь в XVIII веке. Прежде всего для того, чтобы отличить священное место около дерева Бодхи, под которым Сиддхартха достиг просветления, от достаточно крупного города Гая, расположенного недалеко.

До этого место просветления Будды Шакьямуни имело разные обозначения. Чаще всего в сутрах мы встретим упоминания, что Будда отправился в Урувеллу, что он достиг просветления в роще Урувелла. К примеру: «Однажды Благословенный жил в Урувелле на берегу реки».
Так называлась деревушка, расположенная неподалёку. Согласно комментатору V века Дхармапале, это название было дано из-за большого количества песка (vela), накопленного в этой области. Другие источники говорят, что деревня (и одноимённая роща) получила название из-за близлежащего дерева вилва.

Ко II тысячелетию до н. э. это название было забыто, и появились другие, звучащие, как музыка:
 
Бодхимандал — место, где достигается просветление. 
Самбодхи — проницательность, мудрость, необходимая для достижения высших степеней архатства. 
Ваджрасана — алмазный трон. 
Махабодхи — великое просветление.
 
Но ни одно из этих мелодичных названий не закрепилось как наименование для городка, и нам он известен как Бодхгая.
Первоначально это место было малоизвестным, но паломники, на протяжении веков посещавшие дерево Бодхи, превратили его в живой центр буддийской культуры. Нет указаний на то, что Будда когда-либо возвращался сюда после просветления. Но его учение распространялось и привлекало всё больше последователей. Многие из них хотели увидеть то место, где их учитель достиг просветления. Понимая, что это может вызвать веру или ещё больше подпитывать веру, уже пробуждённую, Будда поощрял такие посещения. Так началась буддийская традиция паломничества. Конечно же, в первую очередь в Бодхгае паломники направляются к дереву Бодхи, сейчас окружённому храмовым комплексом Махабодхи.
 


Махабодхи
Бесспорно, культурным, духовным, да и вообще, смыслообразующим центром города является храмовый комплекс, выстроенный на том самом месте, где Будда Шакьямуни достиг просветления. Здесь же постигали собственную природу и Будды предыдущих эпох: Дипанкара, Канакамуни и другие, сюда же через многие тысячи лет придёт и Будда Майтрея.

Согласно буддийским представлениям, это место содержит в себе столько духовной энергии и столь значимо, что оно будет последним разрушено в конце времён и первое возродится в новом мире. По другим версиям, оно переходит неразрушаемым из кальпы в кальпу.
Нынешний комплекс храма Махабодхи в Бодхгае включает в себя величественный храм-ступу высотой 50 м, Ваджрасану (алмазный трон), священное дерево Бодхи, множество маленьких ступ и памятных мест, расположенных на этой территории.
 
 
Дерево Бодхи
Для многих буддистов именно Дерево Бодхи, место где Будда достиг просветления, является центром мира. Оно имеет и священное, и символическое значение. 
В раннем Буддийском искусстве дерево Бодхи было одним из образов, используемых для представления Будды.
На протяжении веков паломники развозят семена и отростки дерева Бодхи в свои дома и монастыри. Так потомки священного дерева распространились и по всей Индии, и по окрестным странам. В надписи XIII века, сделанной в Бирме приверженцем местных верований, упоминаются паломники, возвращающиеся из Бодхгаи с такими семенами. Сегодня принято сажать дерево Бодхи в каждом буддийском монастыре, чтобы символизировать присутствие дхармы (буддийского учения).

В Бодхгайе Дерево Бодхи является излюбленным местом для практики медитации. Многие также оставляют здесь ритуальные пожертвования. Особенным благословением считается, если на практика падает сорванный ветром лист с кроны дерева. Это знак того, что человеку суждено достигнуть просветления. Многие привозят такие листья домой, как лучшую память о Бодхгае.
Дерево Бодхи, существующее сегодня, не является именно тем, которое помогало в медитации Будде Шакьямуни, но это прямой потомок того дерева.
 
                                                                               буддийский храм в Непале                                                                                                     

Ваджрасана
Ваджрасана (Алмазный трон) — это плиты из отполированного песчаника, примыкающие к храму. Они были установлены императором Ашокой, чтобы отметить то место, где сидел и медитировал Будда. Балюстрада из песчаника когда-то окружала этот участок под деревом Бодхи, но лишь некоторые из оригинальных столбов балюстрады всё ещё находятся на месте; они содержат скульптурную резьбу: изображения человеческих лиц, животных, декоративные детали.
 
 
Храм Махабодхи
Великий пятидисятиметровый храм Махабодхи — это один из самых ранних буддийских храмов, полностью построенных в кирпиче, всё ещё стоящих, начиная с позднего периода эпохи Гуптов. Выполненный в традиционном для этой эпохи стиле, храм оштукатурен и богато украшен орнаментом, содержащим рельефные изображения буддийских и некоторых индуистских сцен, и символов буддизма. Цветок лотоса — символ чистоты и просветления можно найти в этом комплексе повсюду. Храм окружён специальным дорожками для совершения ритуальных обходов. Интересно, что весь комплекс распложен на 5 метров ниже уровня земли вокруг.
За оградой храма действительно открывается немного иная, отличная от нашей реальность. Те, кто пробовал практиковать на территории храма, говорят о том, что практика здесь проходит действительно по-другому. Не так сильно чувствуется дискомфорт в ногах, а уровень концентрации становится намного выше. Действительно, какая-то неведомая сила помогает здесь тем, кто старается развиваться, как когда-то она помогла и Будде Шакьямуни. Именно здесь у многих получается погрузиться в свой внутренний мир, услышать голос собственной души, понять собственные желания и стремления. Очень многие чувствуют, что с территории комплекса не хочется уходить, настолько тихая и благостная энергия царит здесь.
 
 
Парк для медитаций
На территории Махабодхи обычно шумно, что иногда мешает начинающим практикам сосредоточиться. Парк медитаций создан недалеко от храма Махабодхи. Он предназначен специально для практики, чтобы посетители храма могли в тишине получить опыт в медитации.
12-акровый участок земли примыкает к восточному углу храмового комплекса. Два больших колокола размещены внутри беседок для медитации, защищающих посетителей парка на случай дождя. Вход на территорию парка платный (хоть сумма очень небольшая), именно поэтому здесь почти всегда тишина.
 
 
Об известных паломниках
Есть записи о паломниках, прибывающих в Бодхгаю со всей Индии и почти с каждой земли и региона, где распространился буддизм.
Первым свидетельством о визите паломника из-за пределов Индии является надпись монаха по имени Бодхиракшита, написанная в I веке до н. э. Согласно Расавахини, монах по имени Кулла Тисса и группа паломников проделали свой путь в Бодхгаю примерно в 100 году до нашей эры. Король Силакала из Шри-Ланки (518–531) провёл свою юность в качестве новичка в одном из монастырей Бодхгаи. Это мы перечислили всего лишь нескольких паломников из Шри-Ланки.
Фа-сянь — один из самых известных китайских путешественников, посетивших землю Будды, был здесь в 399—414 гг. н. э. Отправившись в путь из Чанга, древней китайской столицы, он прошёл через Такшашилу, Шравасти, Вайшали, Паталипутру и достиг Бодхгаи — основной цели своего путешествия. Фа-сянь хотел привести в Китай тексты, фиксирующие монашеские правила, а также другую каноническую буддийскую литературу. Именно благодаря его записям исследователи смогли идентифицировать множество мест, связанных с жизнью Будды. Его «Записки о буддийских странах» были первым письменным рассказом очевидца о буддизме, написанным на китайском языке.
В 402 году два вьетнамских монаха Хуй Сун и Минь Вин, достигнув на корабле западного побережья Индии, отправились оттуда пешком к святой земле…

Таких свидетельств множество, а ещё больше тех безымянных паломников, о которых мы никогда не узнаем. Но именно благодаря им Бодхгая стала важным центром Буддизма (хотя традиция паломничества и прерывалась на некоторое время из-за мусульманского нашествия).
 
 
Современный облик Бодхгаи
Именно это паломничество и определяет современный облик Бодхгаи. Здесь издревле собираются люди разных культур, каждая из которых несёт своё представление о Буддизме, немного отличающееся от остальных. Пройдясь по улицам Бодхгаи, можно увидеть храмы абсолютно разных традиций. Каждая культура чуть иначе представляет, как выглядел Будда (и это можно понять по статуям в храмах), чуть иначе интерпретирует его слова.
В тени храма Махабодхи выросло множество монастырей, храмов. Они поддерживают центральную святыню и способствуют распространению учения. Ещё знаменитый китайский паломник Сюань-цзан описывает пребывание в огромном монастыре, основанном королём Мегаванной из Шри-Ланки в IV веке, который, как полагают, существовал в Бодхгае более девятисот лет.
В целом можно сказать, что храмы и монастыри стали появляться вокруг Бодхгаи преимущественно во времена Ашоки. Но эти древние храмы не сохранились до наших дней. Те, что мы имеем возможность наблюдать сейчас, построены в основном в ХХ веке.

Сейчас в Бодхгае насчитывается более сорока буддийских храмов, многие из которых представляют собой уникальные архитектурные и художественные сооружения в стилях разных стран. Многие из них — великолепные достопримечательности, на которые действительно стоит посмотреть. К тому же все буддийские комплексы на территории Индии отличаются чистотой и ухоженностью.
 

 

____________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Альбедиль М. Ф. Буддизм: религия без бога. — М.: Вектор, 2013. — 272 с. — (Особый взгляд). — ISBN 978-5-9684-2072-5.
Арвон А. (фр.)русск.. Буддизм. — М.: Астрель, АСТ, 2005. — 159 с. — (Cogito, ergo sum: «Университетская библиотека»). — ISBN 5-17-027796-2, ISBN 5-271-10370-6.
Андросов В. П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних текстов.. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. — 508 с. — ISBN 5-02-018236-2.
Дандарон Б. Д. Буддизм. Сб. статей. — СПб: Дацан Гунзэчойнэй, 1996. — 144 с. — ISBN 5-87882-007-4.
Дюмулен Г. Глава 3. Основы махаяны // История дзэн-буддизма. Индия и Китай. — СПб.: ОРИС, 1994. — 336 с. — ISBN 5-88436-026-6.
Ермакова Т. В., Островская Е. П. Классический буддизм. — СПб.: Азбука-классика; Петербургское Востоковедение, 2004. — 256 с. — (Мир Востока). — ISBN 5-85803-268-0 (Петербургское Востоковедение). ISBN 5-352-00735-9 (Азбука-классика).
Иванов Б. А. Основные идеи и направления буддизма // История религии. В 2 т. Т. 2 / под общей ред. И. Н. Яблокова. — М.: Высшая школа, 2004. — С. 9—11. — 676 с. — ISBN 5-06-004508-0.
Конзе Э. Буддизм: сущность и развитие. — СПб.: Наука, 2003. — 288 с. — ISBN 5-02-026855-0.
Лестер Р. Ч. Буддизм: Путь к нирване // Религиозные традиции мира. В двух томах. Том 2 / пер. А. Н. Коваля. — М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. — С. 264—394. — 640 с. — ISBN 5-232-00311-9, ISBN 5-232-00313-5 (Том 2).
Лысенко В. Г. Буддизм // Большая российская энциклопедия. Т. 4. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2006. — 752 с. — ISBN 5-85270-333-8.
Лысенко В. Г. Буддизм // Индийская философия: Энциклопедия / Отв. ред. М. Т. Степанянц. — М.: Вост. лит.; Академический Проект; Гаудеамус, 2009. — С. 169—177. — 950 с. — ISBN 978-5-02-036357-1, ISBN 978-5-8291-1163-2, ISBN 978-5-98426-073-2.
Лысенко В. Г. Буддизм // Новая философская энциклопедия. — 2-е изд., испр. и дополн.. — М.: Мысль, 2010. — Т. 1—4. — ISBN 978-5-244-01115-9.
Лысенко В. Г. Опыт введения в буддизм: Ранняя буддийская философия. — М.: Наука, 1994. — 159 с. — ISBN 5-02-013517-8.
Лысенко В. Г. Ранний буддизм: религия и философия. Учебное пособие. — М.: ИФ РАН, 2003. — 246 с. — ISBN 5-201-02123-9.
В. Г. Лысенко (Махаяна), В. В. Малявин, Е. А. Торчинов (Буддизм в Китае), Л. Б. Карелова (Буддизм в Японии), В. П. Андросов (Буддизм в Тибете), М. В. Есипова (Музыкальная культура). Буддизм // Большая российская энциклопедия : электронная версия. — 2018. — Дата обращения: 05.09.2018.
Стрелков А. М., Торчинов Е. А., Монгуш М. В. Буддизм. Каноны. История. Искусство. Научное издание / Ответственный редактор Н. Л. Жуковская. — М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2006. — 600 с. — (Ars Buddhica, том 2). — ISBN 5-287-00373-0, ISBN 5-287-00033-2 (серийный).
Терентьев А. А. Буддизм // Энциклопедия религий / Под ред. А. П. Забияко, А. Н. Красникова, Е. С. Элбакян. — М.: Академический проект, 2008. — С. 203—212. — 1520 с. — ISBN 978-5-8291-1084-0 ISBN 978-5-98426-067-1.
Терентьев А. А. Буддизм: как вписать его в определение религии? // Свеча-2013. Том 23. Религия, religio и религиозность в региональном и глобальном измерении. Сборник докладов Международной конференции «Религия и религиозность в глобальном измерении» / отв. ред. Е. И. Аринин. — Владимир: ВлГУ, 2013. — С. 217—225. — ISBN 978-5-9984-0404-7.
Торчинов Е. А. Введение в буддологию. Курс лекций. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. — 304 с. — ISBN 5-93597-019-8.
Торчинов Е. А. Философия буддизма Махаяны. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2002. — 320 с. — ISBN 5-85803-197-8.
Урбанаева И. С. Специфика буддизма как философии и религии // Вестник Бурятского государственного университета. — Улан-Удэ: Бурятский государственный университет, 2009. — № 8. — С. 61—69. — ISSN 1994-0866.
Щербатской Ф. И. Избранные труды по буддизму. — М.: «Наука», 1998.
Элиаде М. История веры и религиозных идей. В 3 т. Т. 2. От Гаутамы Будды до триумфа христианства. — М.: Критерион, 2002. — 512 с. — ISBN 5-901337-07-7.
Буддизм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Абаева Л. Л., Андросов В. П., Бакаева Э. П. и др. Буддизм: Словарь / Под общ. ред. Н. Л. Жуковской, А. Н. Игнатовича, В. И. Корнева. — М.: Республика, 1992. — 288 с. — ISBN 5-250-01657-X.
Торчинов Е. А. Буддизм: Карманный словарь. — СПб.: Амфора, 2002. — 187 с. — ISBN 5-94278-286-5.
Индийская философия: Энциклопедия / Отв. ред. М. Т. Степанянц. — М.: Вост. лит.; Академический Проект; Гаудеамус, 2009. — 950 с. — ISBN 978-5-02-036357-1, ISBN 978-5-8291-1163-2, ISBN 978-5-98426-073-2.
Философия буддизма: энциклопедия / отв. ред. М. Т. Степанянц;. — М.: Вост. лит.,ИФ РАН, 2011. — 1045 с. — ISBN 978-5-02-036492-9.
Берзин А. Буддизм и наука.
Берзин А. Положение буддизма в современном мире.
Берзин А. Привлекательность буддизма для современного мира.
Рерих Ю. Н. Буддизм и культурное единство Азии (Сборник статей, выпущенный к столетию со дня рождения ученого)
Дхаммавирантха Ньяка Махатхера. Введение в буддизм. — Ассоциация «Буддизм в Интернете».
Пятигорский А. М. 4 лекции по философии буддизма

 

 

ВложениеРазмер
Buddha_Bodhgaya (1).jpeg214.04 КБ
Buddha_Bodhgaya (1).JPG361.47 КБ
Buddha_Bodhgaya (2).jpg121.21 КБ
Buddha_Bodhgaya (3).jpg179.45 КБ
Buddha_Bodhgaya (4).jpg31.23 КБ
Buddha_Bodhgaya (5).jpg61.9 КБ

Комментарии

Лоцману - вопрос!

товарищ Лоцман!

где же фильм про центр марийского буддизма в Морках???

где легендарная ступа?

уже и буддизм есть, а вот ступы все нет!

Отправить комментарий