Музей-заповедник Лудорвай

Архитектурно-этнографический музей-заповедник «Лудорвай» - музей под открытым небом, расположен в живописном месте в 17 км. от г. Ижевска, столицы Удмуртской Республики.
Основной принцип застройки — создание микросел, где также будут представлены культовые и общественные постройки.
Хронологические рамки экспозиции — кон. XIX- нач. XX вв.
 

СТАТЬЯ ПРО ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ УДМУРТИИ - ТУТ!

 СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО УДМУРТИЮ - ТУТ!

     КЛАДЫ УДМУРТИИ - ТУТ!

     ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ УДМУРТИИ - ТУТ!

  СТАТЬЯ ПРО РЕКИ УДМУРТИИ - ТУТ!

   ПРО УДМУРТСКИЙ НАРОД - ТУТ!

Аномальные зоны и загадочные места Удмуртии - тут!

  СТАТЬЯ ПРО ГЕОГРАФИЮ УДМУРТИИ - ТУТ!

  

В настоящее время на территории  АЭМЗ «Лудорвай» функционируют три памятника: усадьба Вострикова (сектор «Центральные удмурты»), ветряная мельница шатрового типа , и усадьба Ямщикова Д.И. (сектор «Южные удмурты»), всего 23 постройки, общая экспозиционная площадь — 691 кв.м. Коллекция фондов музея на 01.01.2017 г. составила 4615 предметов основного фонда и 1.364 предметов научно-вспомогательного фонда.

Музей ведет активную исследовательскую, реставрационную, экспозиционную, просветительскую работу, ищет новые формы работы с посетителями, способствует сохранению и трансляции традиционной народной культуры. При музее работает фольклорный коллектив, к услугам посетителей предлагаются обзорная, тематические и интерактивные экскурсии, знакомство с удмуртскими национальными играми, и национальной кухней. Работает сувенирная лавка.

В течение года  АЭМЗ «Лудорвай» проводит различные мероприятия, календарные праздники ( Масленица, Петров день, Медовый спас, Новогодние колядки и др.), знакомящие жителей и гостей Удмуртии с традициями и обычаями народов, населяющих край.
  
 

Музей-заповедник Лудорвай

 Этапы становления музея
Дата основания музея 11 июля 1986 года, когда распоряжением Совета Министров Удмуртской АССР (№ 531-р) создан «Архитектурно-этнографический музей «Ильинка» - филиал Удмуртского республиканского краеведческого музея. 

Музей под открытым небом создавался с целью сохранения памятников народной архитектуры. Место для будущего музея было выбрано в 1984 году членами специальной комиссии, состоящей из представителей "заказчика" - Министерства культура Удмуртии, различных заинтересованных учреждений и ведомств республики и специалистов "подрядчика" – Всесоюзного Объединения «Союзреставрация». Комиссия осмотрела шесть земельных участков и остановила свой выбор на территории починка (небольшая деревня) «Ильинка» с окружающими его пахотными землями колхоза "Юбилейный" Завьяловского района. Местность, где создан музей, до революции входила в состав Старовеньинской волости Сарапульского уезда. Старейшие поселения волости, сохранившиеся до наших дней, были основаны удмуртами в XVII веке. Это деревня Лудзя (современная Непременная Лудзя) и Старая Венья (современная Большая Венья). Ближайшая (около 2 км) к территории музея удмуртская деревня Лудорвай возникла в XVIII веке, крупное поселение в 1890 году состояло из 114 крестьянских дворов с 815 жителями.

2016
Архитектурно-этнографический музей-заповедник «Лудорвай» является одним из динамично развивающихся учреждений культуры. В настоящее время на территории АЭМЗ «Лудорвай» нет полностью сформированных и заполненных секторов. Идет активная работа по реконструкции и музеефикации памятников народного зодчества в трех удмуртских секторах (северных удмуртов и бесермян; центральных удмуртов; южных удмуртов), в «русском секторе». Начато планирование татарского сектора.
2012
В 2012 г. БУК УР АЭМЗ «Лудорвай» предоставлен земельный участок площадью 20 га категории земель особо охраняемых территорий и объектов, с разрешенным использованием: «Под строительство музейно-парковой зоны с устройством фестивальной поляны в Завьяловском районе» в постоянное пользование (Постановление Администрации МО «Завьяловский район Удмуртской Республики» № 4490 от 14.12.2012.

16 ноября 2012 г. разработана и принята новая Концепция развития Архитектурно-этнографического музея-заповедника «Лудорвай» на период до 2025 года. Авторский коллектив, под руководством доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника Института истории и археологии УрО РАН А. В. Черных, представляют Концепцию документом долгосрочной стратегии, определяющим направление на сохранение и развитие уникальности музея в современном социокультурном пространстве региона, обозначение дальнейших приоритетов и перспектив его развития.
2003
13 октября 2003 г. распоряжением Правительства УР «Архитектурно-этнографический музей «Ильинка» выделился из состава Национального музея Удмуртской Республики им. Кузебая Герда, получил статус самостоятельного государственного учреждения культуры и был переименован в «Архитектурно-этнографический музей-заповедник «Лудорвай». Земли, площадью 39,9 га, занимаемые музеем-заповедником, переведены в статус особо охраняемых территорий.

 
1997
Музей открыл двери для своих первых посетителей.
с 1991 по 1996
На территорию музея перевезено, отреставрировано  и воссоздано девять объектов деревянного зодчества: ветряная мельница из д. Чем Куюк  Алнашского района; дом, клеть, хлев, амбар, ворота из д.Гамберово Селтинского района (усадьба Вострикова М.И.);  куала - семейное святилище -  из д. Средний  Постол Завьяловского района; ворота с усадьбы Гусевой З.Н. (д.Писеево, Алнашского района); баня по-черному.
1990
Новому музею выделены земли на месте нежилого починка Ильинка, и в соответствии с Реставрационным заданием специалистами ВО «Союзреставрация», Удмуртского республиканского краеведческого музея, Удмуртского научно-исследовательского института были организованы совместные экспедиции по обследованию сельских поселений Удмуртии. В результате были поставлены на учёт объекты деревянной архитектуры для дальнейшей музеефикации.
1988
26 декабря утверждена научная концепция Архитектурно-этнографического музея Удмуртской Республики, определившая генеральную линию   развития музея (автор И.Н. Шургин).
1984
Было выбрано место для будущего музея членами специальной комиссии, состоящей из представителей "заказчика" - Министерства культура Удмуртии, различных заинтересованных учреждений и ведомств республики и специалистов "подрядчика" - В/О "Союзреставрация". Комиссия осмотрела шесть земельных участков и остановила свой выбор на территории починка (небольшая деревня) "Ильинка" с окружающими его пахотными землями колхоза "Юбилейный" Завьяловского района.
1920
В 1920 году он состоял из 11 дворов с 78 жителями.  Трое жителей занимались оружейным промыслом.
1885
На территории, выбранной под музей, переселенцы из Ижевского завода в 1885 году основали починок Ильинский (современное название Ильинка). К 1890 году их численность была близка половине удмуртского населения волости.
с 1830
В Старовеньинской волости стали поселяться русские, в основном выходцы из сел и деревень вокруг Ижевского завода, основанного в 1760 годах.
 

Музей-заповедник Лудорвай

 ЭКСКУРСИИ В МУЗЕЕ
Обзорная экскурсия «Деревенька моя»

Посещение единственной сохранившейся ветряной мельницы на территории республики.  Знакомство с усадьбой центральных удмуртов, в которой представлен комплекс построек: дом, клеть, двухэтажный хлев, амбар, кеносы, куала - семейное святилище удмуртов, а также баня по-черному.
 
Русский починок Ильинка
Планировочной основой русского сектора с момента открытия АЭМЗ «Лудорвай» определена улица бывшего починка Ильинский Старовеньинской волости.  Из исторической справки  «С1830-х годов в Старовеньинской волости стали поселяться русские, в основном выходцы из сел и деревень вокруг Ижевского завода, основанного в 1760 году. К 1890 году их численность была близка  половине удмуртского населения волости.  Починок Ильинский в дореволюционный период входил в состав Старовеньинской волости Сарапульского уезда Вятской губернии. 
Образован в середине XIX века сельскими обывателями – русскими переселенцами из Ижевского завода. В починок в 1890 году переселилось 8 семей – в 6 дворах проживало 27 человек. Пять дворов обрабатывали землю собственными силами, одна семья использовала наемный труд. В починке в двух дворах три человека занимались оружейным промыслом и одна семья - пчеловодством. Из 27 человек грамотными были только трое мужчин, да ещё два мальчика обучались в ближайшей начальной школе. Во всем починке была лишь одна книга. В 1920 году он состоял из 11 дворов с 78 жителями». Исконным занятием местного населения являлось земледелие.  
Основными земледельческими культурами по данным конца Х1Х века были рожь, овес, ячмень и горох, значительно меньше земли отводилось под пшеницу, лен, коноплю. Некоторые хозяева на своих огородах помимо овощей разводили еще хмель. Наряду с земледелием важную роль в жизни крестьян Старовеньинской волости играло животноводство. Держали крупный рогатый  и мелкий скот, гусей, кур, уток. Больше всего было лошадей - единственной тягловой силы  хозяйства. Одним из источников средств существования для местных крестьян служили также промыслы.
 Среди них старейшим было пчеловодство: долбленые ульи (кряжи)  имелись почти в  каждом пятом хозяйстве волости. В дополнительный приработок к концу ХIХ века превратилось обслуживание Ижевского завода - первоначально «непременная»  повинность окрестных крестьян. Многие хозяева нанимались возить лес. В волости в каждой крупной деревне была своя кузница, на речках стояли водяные мельницы. По данным информантов, первым приехал на новую землю Кузьма Ильинский со своей семьей, построил двухэтажный дом, от его фамилии и происходит название починка. Все мужчины семьи Ильинских являлись работниками оружейного завода. В 1930-е гг. в починке Ильинский был открыт кирпичный завод, в 1950-е гг. открыли горшечную мастерскую. В это время в починке уже насчитывалось 20 дворов.
  
Лён-рубашка в поле выросла
Вы слышали когда-нибудь о том,что рубашка в поле выросла? Не верите? Ну, давайте,мы вместе с вам подумаем,из чего она могла вырасти? Что у нас растёт в поле изумрудно-зелёное,потом становится небено-голубого цвета,а потом-золотое? Это лён!"Лён тем силён,что всех одевает он!" Продолжительность 1,5 часа. 
  

Музей-заповедник Лудорвай

ВЫСТАВКИ
«Ойдолэ шудыны!» - «Пойдемте играть!»

Для удмуртского крестьянина дети — предмет особой заботы. В народе твердо знали: один ребенок — это еще не ребенок, два ребенка — только полребенка, три ребенка — это уже ребенок. Не ред¬костью было в удмуртской семье более десяти детей. И пусть не очень легкой была жизнь, но каждому хва-тало доброго участия и слова. Обычно детей называли "зарни бугоре" (мой золотой клубочек), дыдыке, гыдыке (мой голубочек), пичие, мусое, нуные (мой маленький, милый), нылы, пие (доченька, сынок). В хорошем доме часто слышались эти слова.
 Детство… У всех поколений оно разное, но всех объединяет то, что это самое счастливое и беззаботное время, наполненное чудесами и открытиями.
Сегодня в избе-читальне музея-заповедника работает выставка, которая предлагает взрослым вновь вернуться в это незабываемое время, а детям - познакомиться с миром детства удмуртов конца 19 начала 20 вв.
Для удмуртского крестьянина дети — предмет особой заботы. В народе твердо знали: один ребенок — это еще не ребенок, два ребенка — только полребенка, три ребенка — это уже ребенок. Не ред¬костью было в удмуртской семье более десяти детей. И пусть не очень легкой была жизнь, но каждому хва-тало доброго участия и слова. Обычно детей называли "зарни бугоре" (мой золотой клубочек), дыдыке, гыдыке (мой голубочек), пичие, мусое, нуные (мой маленький, милый), нылы, пие (доченька, сынок). В хорошем доме часто слышались эти слова.
В экспозиции представлены предметы из фондов Архитектурно-этнографического музея-заповедника «Лудорвай», игрушки, выполненные руками сотрудников и посетителей музея, а также игры, основанные на реальных рассказах жителей северных и южных районов Удмуртии.
 
«Музыкальный мир удмуртов» - «Удмурт крезьгур дуннеын»

Выставка предлагает познакомиться с традиционными музыкальными инструментами удмуртов из фондов Архитектурно-этнографического музея-заповедника «Лудорвай». Большую часть коллекции представляют музыкальные инструменты, изготовленные Степановым Анатолием Петровичем.
В экспозицию включены видеоматериалы концертных выступлений, дающих представление о звучании народных музыкальных инструментов.
 Традиционные удмуртские музыкальные инструменты – самое выразительное и самобытное явление в национальном искусстве. Удмурты использовали в своей практике более 20 инструментов. Им приписывались магические свойства, способность воздействовать на стихийные силы природы, зверей, людей, взывать к Всевышнему. Первые музыкальные инструменты удмуртов имели не собственно музыкальную, а сугубо сигнальную, магическую функции. 
Со временем эти простейшие инструменты приобрели и эстетическую функцию.
По способу звукоизвлечения можно выделить следующие группы музыкальных инструментов удмуртов: духовые (пеллянгумы, узьыгумы, шулан, чипсон, чипчирган, быз, тутэктон); струнные (крезь, быдзымкрезь, кубыз, пыж-крезь); ударные (дымбыр, бубен, тангыра); самозвучащие (печная заслонка, стиральная доска, коса, гребешки, чингыливазьытон, ымкрезь, пила).
Выставка предлагает познакомиться с традиционными музыкальными инструментами удмуртов из фондов Архитектурно-этнографического музея-заповедника «Лудорвай». 
Большую часть коллекции представляют музыкальные инструменты, изготовленные Степановым Анатолием Петровичем.
В экспозицию включены видеоматериалы концертных выступлений, дающих представление о звучании народных музыкальных инструментов.
 

Музей-заповедник Лудорвай

ОБЩЕСТВЕННЫЙ АМБАР
До начала ХХ века в каждом населенном пункте были общественные амбары «магазеи». Здесь хранились зерновые запасы деревни на случай непредвиденных ситуаций, таких как пожары, гибель семенного фонда, неурожаи и другие.
Такие амбары строились в складчину и отличались большими размерами. Каждое хозяйство деревни было обязано сдавать определенную часть урожая в страховой фонд. За исполнением данного обычая и за сохранность зерна отвечала специальная служба из выборных односельчан.
Начиная с 1916 г. жители удмуртских деревень отказываются от содержания общественных амбаров по причине больших убытков и принимают решение заменить зерновой фонд ежегодным денежным сбором.
Конец 20-х начало 30-х годов ХХ столетия в России время образования коллективных хозяйств. В 1929 г. вышло Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 01.07.1929 «О местных крестьянских страховых неприкосновенных семенных запасах (фондах)». На строительство нового общественного амбара выделялось 500 рублей.
Предположительно, что в это самое время, в 1930-е годы был построен данный зерновой амбар на территории учебного хозяйства Сельскохозяйственного института, сейчас Ленинский район г. Ижевска.
Строение одноэтажное, с тремя отсеками и сквозным проездом для повозок. Рублен в чашу. Крыша самцовой конструкции, двускатная, крытая тёсом. В 1950-е годы во время образования совхоза «Ижевский» амбар перевезён в д.Шудья Завьяловского района Удмуртской АССР.
На территорию Архитектурно-этнографического музея-заповедника «Лудорвай» общественный амбар перевезён в 2014 году. В 2015 году открыта стационарная экспозиция «Зерновой амбар».
 
УСАДЬБА ЮЖНЫХ УДМУРТОВ
Исторически сложились две большие группы удмуртов северные и южные. Земли южных удмуртов долгое время находились во владении Булгарского государства, Золотой Орды и Казанского ханства. Они в своем развитии испытали сильное тюркское влияние.
Материальная и духовная культура южных удмуртов имеет свои особенные черты: яркий многослойный женский костюм, сохранение традиций древне-удмуртских верований (язычества), обрядов и обычаев, традиционных крестьянских построек, из развитых промыслов хорошо сохранилось узорное ткачество.
У южных удмуртов в ходе полевых исследований ученых вычленены несколько этнографических групп: собственно-южные удмурты (удмурты проживающие в южных районах Удмуртской Республики), завятские (удмурты проживающие за рекой Вяткой на территории республик Татарстан и Марий Эл) и закамские удмурты (удмурты, проживающие на территории Пермского края, республик Башкортостан и Татарстан).
Южный тип застройки – это более рассредоточенное расположение жилых и хозяйственных построек, открытые покоеобразные дворы с симметричными или ассиметричными воротами, часто встречается общая угловая кровля нескольких надворных построек.
Ограда полей и огородов – заборы «прясло» или вертикальная плетень. Типичная для южных районов пропильная, домовая резьба на наличниках.
Жилище южных удмуртов относится к среднерусскому варианту трехраздельной планировки (изба, сени, клеть). Данная усадьба принадлежала Ямщикову Дмитрию Никифоровичу 1898 года рождения, жителю деревни Старая Игра Граховского района Удмуртии. Хозяйство по наследству перешло дочерям Дмитрия Никифоровича Атамановой Нине Дмитриевне и Раисе Дмитриевне.
Усадьба обнаружена и поставлена на учет в 1970-х годах Лебедевой Серафимой Христофоровной – заведующей этнографическим отделом Краеведческого музея Удмуртской АССР, в период этнографических экспедиций по южным районам республики.
В усадьбе сохранились все надворные постройки: изба (корка) с сенями и клетью, где можно познакомиться с гостевым обрядом южных удмуртов; спальная клеть (кенос), семейное святилище (куала), где проводились моления в честь покровителя рода и семьи «Воршуд», также куала служила летней кухней; хлев (коргид).
На подворье разводятся домашние животные и птицы: кролики, куры. Баня расположена за усадьбой. Ворота ксадьбы (капка) с узорными столбами в виде солярных знаков-оберегов перевезены с усадьбы З.Н. Гусевой из д. Писеево Алнашского района.


 
УСАДЬБА ЦЕНТРАЛЬНЫХ УДМУРТОВ
По типу заселения большинство поселений центральных удмуртов относилось к долинному типу. Селения располагались в долинах, низинах небольших рек, ключей.  Основные типы поселений, деревни, села, которые назывались гурт.
Большинство деревень были не крупными, в два-три десятка крупных крестьянских дворов или усадеб. Каждый двор- это участок земли, занятый постройками одного хозяина. Постройки стоят вплотную одна к другой по краям участка. В начале ХХ века заселения зачастую имели двустороннее расположение улиц, но были поселения с односторонним расположением улиц. Дворы строились возле оврага, речки. Жилые дома ставили на красной линии улицы. Со стороны улицы один из передних углов занимает дом, по другую сторону ворот- клеть- амбар (кенос). Стена избы, ворота и стены амбара расположены на улице по одной линии. Окна избы обрамлялись наличниками с разнообразным орнаментом. Между воротами и избой, между воротами и амбарами – глухой забор. Усадебные постройки удмуртов представляли собой единый комплекс, состоящий из жилого дома и хозяйственных строений.
          Усадьба (юртъер) была в виде вытянутой буквы «П», обращенная ножками к улице, т.е. подковообразная застройка. Изгороди были различны. Огороды, загоны для скота обносились пряслом (кенер). С улицы заборы встречались дощатые и в заплот (из бревен). Ворота у центральных удмуртов в большинстве случаев срубные: бревенчатые с двускатной крышей, ассиметричные – с одной калиткой. Во дворе: дом (корка), клеть – летняя изба (кенос), навес (липетул), хлев (коргидъес), семейное святилище (куала), амбар (кенос), коротник. Двор открытый.

           Жилой дом выходит фасадом на улицу. Все постройки срубные. Крыша имеет строительную конструкцию, но в клетях, амбарах, хлевах, в родовом  святилище сохранилась архаичная самцовая конструкция.(Фото №1)

           В хозяйстве середняка, в зажиточных хозяйствах строили специальные хлева для молодняка (шуныт гид), хлев двухкамерный, разделенный на две половины бревенчатой стеной (коргид) – своеобразное двухэтажное сооружение, внизу конюшня,  вверху – сеновал (коргид сиг). Под навесом (липет ул, лапас ул) хранились средства передвижения, дрова, орудия труда. Амбар (кенос) одноэтажный, однокамерный, с полом и потолком. Амбар двухэтажный(Фото№2): однокамерный низ, двухкамерный верх. Амбары с навесом, площадкой, верхняя галерея с перилами. Между амбарами коротник – место для хранения инструментария по пчеловодству.

           Рядом с одноэтажным амбаром располагается семейное святилище (куала) – срубное помещение без окон, пола и потолка с самцовой крышей. Поперек скатов крыши лежат две жерди, принимая доски, вместо охлупня, концы жердей связывает причудливого вида доска.(
 


 УСАДЬБА ВЕРХНЕЧЕПЕЦКИХ УДМУРТОВ
Дом и двухэтажный амбар перевезены из д. Стеньгурт Кезского района Удмуртской Республики.  Обе постройки примерно 1925-1926 годов, принадлежали зажиточным крестьянам, при коллективизации были раскулачены и перешли в собственность колхоза. Амбар стал использоваться как складское помещение колхоза, а жилой дом – как административное здание и жилье для рабочих.       

Дом пятистенный с четырехскатной крышей. Изба состоит из двух половин – зимней и летней. Зимняя половина сохраняла ту же планировку, что и однокамерная изба; летняя не имела печи и выполняла роль клети: служила местом летнего обитания и хранения одежды. Дом на высоком подклете.

Двухэтажный трех камерный амбар-клеть (кенос) на  усадьбе выглядит внушительнее, чем изба. Высокая, двухэтажная постройка одновременно выполняла жилые и производственные функции.  Каждое помещение амбара  отделено от другого капитальной срубной стеной и имеет отдельный выход на галерею первого и второго этажа. В помещения второго этажа вела пристроенная боком к стене лестница в 7-9 ступеней. Перед дверями - решетчатые галереи, которые являлись своеобразной женской производственной площадкой.    

Тип усадьбы – Г-образная планировка, при которой кенос, хлев для птиц с теплым хлевом образуют угол. Срублен из бревен, в обло, не декорирован. 
Надворные постройки: навес открытый, два хлева: теплый с закрытым навесом и для птиц, баня, 2-этажный амбар.
 Тип жилища – пятистенок на высоком подклете с четырехскатной крышей. Состоит из двух половин зимней и летней. Зимняя планировка сохраняла ту же планировку, что и однокамерная изба.
Интерьер жилища – внутренняя планировка имела общие черты с севернорусской.
Функционально изба разделена на кухню и избу. Одну четвертую часть избы занимала печь, которая обращена устьем во двор. Справа от печи располагаются хозяйственные полати. В полу прорубали дверь, ведущую в подполье (гулбеч), где хранились продуктовые припасы. У северных удмуртов дом не разделялся на мужскую и женскую части. По диагонали – угол с божницей (оброс сэрег). Вдоль статично пристраивали широкие лавки, одновременно служившие кроватью для взрослых членов семьи.
Передвижной мебели было мало: стол, стул, кровать. Интерьер жилища украшен изделиями домашнего производства, часто сшитые из фабричной ткани. Стол накрывали белой скатертью, на лавке – покрывала. На стену вывешены вышитые дорожки. Итак, весь интерьер был стационарным, малоподвижным, свидетельствующим об оседлом характере жизни крестьянского населения.
 

 ДЕРЕВНЯ ЛУДОРВАЙ
Лудорва́й — деревня и архитектурно-этнографический музей-заповедник, находящиеся в Завьяловском районе Удмуртии.
Деревня Лудорвай расположена в 12 км к юго-западу от центра Ижевска и в 18 км к западу от Завьялово. Через деревню протекает река Лудорвай, на которой устроен небольшой пруд, рядом с деревней проходят Нылгинский тракт и объездная дорога Ижевска. Входит в состав Пироговского сельского поселения.

АЭМЗ «Лудорвай» расположен приблизительно в 1 км к западу от деревни и отделён от неё ИКАД.
 

                                                       внутри мельницы                                                                         


История 
До революции Лудорвай входил в Сарапульский уезд Вятской губернии. По данным десятой ревизии в 1859 году в 58 дворах казённой деревни Лудорвай при речке Лудорвайке проживало 518 человек, работало 4 мельницы.

В 1921 году в Лудорвай переносится центр Старовеньинской волости, а сама волость переименовывается в Советскую. После чего она переходит в состав Ижевского уезда. Одновременно Лудорвай становится центром Лудорвайского сельсовета. В 1929 году волость ликвидируется и Лудорвайский сельсовет входит во вновь образованный Ижевский район.

В 1931 году район ликвидируется и Лудорвайский сельсовет присоединяется к Ижевскому горсовету, но в 1935 году Ижевский район создаётся вновь, куда входит Лудорвайский сельсовет. 20 марта 1936 года в ходе реформы по разукрупнению районов Удмуртии, ЦИК УАССР постановил разделить Ижевский район на Лудорвайскй район (западная часть) и Завьяловский район (восточная часть). В Лудорвайский район с центром в селе Лудорвай должны были войти Болшекияикский, Верх-Люкский, Козловский, Лудорвайский, Люкский, Никольский, Шабердинский и Юськинский сельсовет. Однако постановление президиума ВЦИК утвердило лишь создание Завьяловского района, в то время, как предполагаемый Лудорвайский район остался Ижевским районом.
 
В 1960 году Лудорвайский сельсовет присоединяется к Юськинскому, центром которого становится посёлок Совхозный. В 1965 году Юськинский сельсовет включается в состав вновь образованного Завьяловского района.

В 1984 году Лудорвай причислен в Пироговский сельсовет.
 
Лудорвайское дело 
В конце 1928 года прошёл судебный процесс, вошедший в историю как «Лудорвайское дело» и ставший известным за пределами Удмуртии.

26-27 июня 1928 года в деревнях Лудорвай, Юськи и Лудзе местная кулацкая верхушка с согласия некоторых членов сельсовета устроила массовые телесные наказания для деревенской бедноты, настроенной к ним оппозиционно. Общественный резонанс на это привёл к возбуждению уголовного дела.
 
Экономика и социальная сфера 
Значительная часть жителей деревни вовлечена в экономику Ижевска в форме маятниковой миграции. Крупнейшим предприятием деревни является СПК «Лудорвай».

В деревне работают МОУ «Лудорвайская средняя общеобразовательная школа» и библиотека.

Из Ижевска ходит автобус 310.
 
Улицы 
Вишневая улица
Дружбы улица
ЖСТ микрорайон
Заречная улица
Ильинская улица
Кооперативная улица
Лесная улица
Мира улица
Молодёжная улица
Полевая улица
Советская улица
Труда улица
Центральная улица
Школьная улица
Шудьинская улица
Южная улица
 
Архитектурно-этнографический музей-заповедник «Лудорвай 
АЭМЗ «Лудорвай» — уникальный музей под открытым небом с постоянно увеличивающейся экспозицией. В 2006 году стал победителем проекта «Меняющийся музей в меняющемся мире» с проектом «Тайны вукочи» («вукочи» — удм. «мельник»).

Музей-заповедник был создан решением Совета Министров УАССР в 1980 году. В 1990 году ему выделена земля на месте нежилой деревни Ильинка приблизительно в 1 км к западу от Лудорвая, а в 1997 году музей принял первых посетителей[9]. До 2004 года имел название «Архитектурно-этнографический музей „Ильинка“». Согласно научной концепции, музей будет состоять из 5 секторов: северных, центральных и южных удмуртов, русского и татарского. Основной принцип застройки — создание микросел, где также будут представлены культовые и общественные застройки. Хронологические рамки экспозиции — кон. XIX- нач. XX вв.

В настоящее время в АЭМЗ «Лудорвай» функционируют три памятника: усадьба Вострикова (сектор «Центральные удмурты»), ветряная мельница шатрового типа семьи Драгомировых и усадьба Атаманова (сектор «Южные удмурты»), всего 21 постройка, общая экспозиционная площадь — 691 м². Коллекция фондов музея в 2006 г. составила 2177 предметов. При музее работает фольклорный коллектив, к услугам посетителей предлагаются экскурсии, знакомство с удмуртскими национальными играми, баней по-чёрному. В течение года АЭМЗ «Лудорвай» проводятся различные мероприятия, календарные праздники (Святочные посиделки, Масленица, Петров день, Медовый спас, Новый год с Лопшо Педунем и др.), знакомящие жителей и гостей г. Ижевска с традициями и обычаями народов, населяющих край. 
     

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Достопримечательности Удмуртии
https://www.ludorvay.ru
 О жанровом и географическом своеобразии удмуртских преданий о батырах см., напр., Напольских В. В. Батыр пезьдэт: кто есть ху?
Белых С. К. История «древнеудмуртской государственности» как продукт мифотворчества
Макаров Л. Д. Древнерусское население Прикамья в X—XV веках. Автореф. дис. … д. ист. н. Ижевск, 2006.
 Белых С. К. К вопросу о формировании единого удмуртского этноса // Российская археология: достижения XX и перспективы XXI вв. Материалы научной конференции, посвященной 75-летию со дня рождения В. Ф. Генинга. Ижевск, 2000.

 

ВложениеРазмер
Музей-заповедник Лудорвай149.53 КБ
Музей-заповедник Лудорвай233 КБ
Музей-заповедник Лудорвай2.81 МБ
Музей-заповедник Лудорвай209.65 КБ
Музей-заповедник Лудорвай114.76 КБ
5654709 (6).jpg114.04 КБ
5654709 (7).jpg74.55 КБ

Комментарии

Отправить комментарий