Клады Архангельской области
Сначала — немного северных поверий про клады. В Архангельской области издревле считали, что ни один клад не обходится без участия нечистой силы. И есть особый дух - «кладовик», который стережет клад.
Подручные «кладовика» назывались «кладенцами». Эти «кладенцы» существовали не просто так. По преданиям, они и добывают «кладовику» жертвы в виде человеческих жизней или душ. Вот так вот. Как избежать происков «кладенцов», повсеместно не разглашается, но, говорят, когда срок кладу проявиться подходит, то и «кладовик» и «кладенцы» сами найти клад помогают.
СТАТЬЯ ПРО ГИПЕРБОРЕЮ И АРКТИДУ - ТУТ!
СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО АРХАНГЕЛЬСКУЮ ОБЛАСТЬ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ТУРИЗМ В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ГОРОД АРХАНГЕЛЬСК - ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ - ТУТ!
МЕГАЛИТЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
клады Архангельской области
Поэтому у каждого есть шанс найти свой клад. Давайте посмотрим, где это можно сделать в Архангельской области. Сразу оговоримся, что несметных богатств, конечно, не отыскать: торговые пути по территории не проходили. Среди местного населения в ходу было больше серебро, чем золото. Однако намеки на кое-какие клады сохранились.
1. Биармские украшения.
Обратимся к древним источникам. Снорри Стурулсон, скальд, историограф, политик и просто автор книги, известной как «Младшая Эдда». Кроме того, написал множество других произведений, основанных на реальных событиях. Есть среди них и «Сага об Олафе Святом». В ней подробно описывается поход викингов в Бьярмаланд, за северные моря.
Если кратко, дело было так. Викинги поехали торговать. Затем Торир Собака выведал, что неподалеку от торжища есть храм бога Йомала. И еще кое-что узнал об обычаях местного населения: в случае смерти бьярма половина его денег относилось в этот храм! Викинг не смог пройти мимо богатств и пробраться мимо стражи.
Торир зацепился боевым топором за ограду, пролез внутрь, впустил подельников и они начали грабеж. Нашли много монет, забрали, сколько могли вытащить, а Торир прихватил драгоценную чашу. И цепь с изображения бога хотел утащить, но промахнулся, и вместо того, чтобы топром перерубить золотую цепь, отрубил идолу голову. Сбежалась стража, викинги рванули в леса.
Ториру и подельникам удалось выйти к своим кораблям и уплыть. На корабле, чтобы не делиться сокровищами, Торир убил подручных, с которыми грабил храм. Такая вот простая история.
Однако, все указывает на то, что дело происходило в той местности, которая сегодня называется «Русским Севером». И биармы — это местное население, чудь. И их скоровища точно существовали. Так что имеет смысл искать на побережье Белого моря, в 40-50 км от него по рекам. Там, кстати, часто находят большие клады с монетами 11-12 веков. Особенно в Холмогорских краях.
2. И снова чудь.
В Шенкурском районе старожилами до сих пор рассказывается история о враждебно настроенном чудском племени. «Черная чудь» или «чудь заволочская» проживала внутри холмов, и никогда они не пускали к себе чужаков. Тут как раз нагрянули ушкуйники из Великого Новгорода, и стали штурмовать поселение. Городище чуди было окружено. Осажденные, не желая сдаваться, подбили подпорки из бревен и погребли себя, со всем своим добром и сокровищами, внутри холма. Поскольку ушкуйники лопат с собой как-то не имели, на этом все и закончилось. Кладоискатели все еще обшаривают холмы.
3. Библиотека Ивана Грозного.
Легендарная коллекция книг и документов, последним владельцем которой предположительно был царь Иван IV Грозный, называется еще «Либерея» (от лат. «либер» - книга). Согласно легенде, библиотека изначально принадлежала византийским императорам и собиралась на протяжении многих веков. Последним из императоров, владевших библиотекой, называют Константина XI. После падения Константинополя книжное собрание было вывезено в Рим, а затем переместилось в Москву в качестве приданого византийской царевны Софьи Палеолог, выданной замуж за московского князя Ивана III. Последним владельцем чудесного собрания свитков в драгоценных футлярах считался Грозный.
Одним из главных доказательств существования Либереи считается свидетельство протестантского пастора Иоганна Веттермана из Дерпта, которого Грозный пригласил в 1570 году для перевода книг. Его слова приводит в своей «Ливонской хронике» Франц Ниенштедт (XVI век): «книги, драгоценное сокровище, хранились замурованными в двух сводчатых подвалах».
По одной из версий, знаменитое собрание книг может быть спрятано где-то в районе Сольвычегодска. Якобы купцы Строгановы по просьбе царя вывезли часть книг туда. Так или иначе, в 1995 году мультимиллионер Герман Стерлигов искал данную библиотеку на Русском Севере, но не нашел.
4. Золотой полой.
Многие в России ищут клад Ермака. У известного смутьяна наверняка было много золота. И вот, молва приписывает и ему клады, схороненные поблизости Красноборска. От остальных преданий архангельские отличаются тем, что Ермак якобы сбросил свои богатства в колодец — Золотой полой. Однажды эпидемия поиска клада Ермака накрыла целую деревню в Красноборском районе. Один из краеведов рассказывает, что, пытаясь отрыть колодец Ермака, несколько работников чуть не утопили трактор, под которым вдруг стала разъезжаться земля.
5. Деньги периода медных бунтов.
Распространены под Архангельском также легенды о кладах, относящихся ко времени Медного бунта XVII века. Русь тогда начала чеканить медную монету и выдавать ею жалованье, причем налоги собиралась серебром. Отсюда пошло резкое обесценивание рубля и копеек, и люди активно начали прятать серебро (чаще всего это серебряная «чешуя»). Не так давно клад чешуи был найден в Каргопольском районе.
6. «Пожертвования» паломников.
На Русском Севере было множество монастырей, скитов и прочих святых мест. При Совесткой бласти их порушили. Местные кладоискатели, работающие с архивными документами, знают немало мест — старых урочищ на бывших монастырских землях. Говорят, самое перспективное место для поиска монет — монастырские колодцы. Паломники много десятков (если не сотен) лет кидали туда монетки, радея за отпущение грехов. Такая была традиция. В колодцах могут встретиться настоящие залежи старинных монет. Хотя, как передают местные кладоискатели, сегодня довольно трудно что-то хорошее найти: с металлоискателями люди ходят по таким местам уже около десятка лет. И найти 7-8 царских монет — большая удача.
7. Сталинское наследие.
Известно, что в Сольвычегодске Иосиф Джугашвили (Сталин) был в ссылке два раза. Вроде бы, говорят, что он постоянно ездил за 20 километров в деревню Пожарище, где происходили соборы волхвов. Говорят, можно в лесах около этой деревеньки найти много чего интересного. В том числе и «ведовские» регалии будущего Вождя Народов (тогда, в 1910 году, он им еще не был).
8. Белое море и его тайны.
Здесь уже работа для подводных кладоискателей. В Белом море довольно часто плавали корабли викингов и прочих морских разбойников. А, поскольку воды холодные, остовы древних кораблей могли сохраниться очень хорошо: здесь нет корабельных червей, поедающих древесину.
Сюда же стоит отнести и сведения о кладе на Кузовском архипелаге. Его нашел в прошлом веке Николай Гумилев. Вот как описывал сам Гумилев эту находку: «Для раскопок мы выбрали каменную пирамиду на острове, который носит название Немецкий Кузов. К сожалению, пирамида оказалась пустой, и мы уже собирались закончить работу на острове, когда я попросил рабочих, ни на что особенно не рассчитывая, разобрать небольшую пирамиду, которая находилась метрах в десяти от первой.
Там, к моей неимоверной радости оказались плотно подогнанные друг к другу камни. Уже на следующий день мы сумели вскрыть это захоронение, сделанное в форме склепа. Викинги не хоронили своих умерших и не строили каменные усыпальницы, поэтому я сделал вывод, что это захоронение относится к более древней цивилизации. В могиле был скелет женщины, никаких предметов, кроме одного-единственного. Около черепа женщины находился золотой гребень удивительной работы, наверху которого девушка в облегающей тунике сидела на спинах двух несущих ее дельфинов».
Отметим, что сегодня за такую находку и за расхищение археологического памятника россиянину может грозить тюремное заключение сроком до 3 лет, а также большой штраф.
9. Самородное золото.
По утверждениям геологов, золото есть везде, вопрос только в его количестве, в проценте содержания. В Архангельской области, особенно на ее северо-западе, есть все признаки наличия золота. Кстати, в прошлом году в Карелии, совсем недалеко от границы с Архангельской областью, как раз было найдено золотое месторождение.
КЛАДЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Сам по себе клад – это и дар высшим силам природы, схоронка от чужого взгляда и мощный излучатель чужой ауры. Поэтому и поиск клада – вещь не безопасная. На голову человека, который пытался найти клад, всегда призывались различные напасти – болезни, смерть, различные напасти.
Но как бы то не было, каждая находка исторически обусловлена и исторически возможна.
Мы будем говорить о всяких кладах, но конечно более всего привлекают внимание клады сделанные лихими людьми – разбойниками.
Кто такой Кудеяр сказать сложно, по ряду легенд, которые имеют косвенное подтверждение в летописях, он был родственником самому Ивану Грозному. Хотя, кроме того атамана Кудеяра, по Руси ходило десяток-другой и прочих атаманов, носивших подобное прозвище. Так что, вряд ли, Кудеяр побывавший в Красноборских краях был именно тем знаменитым Кудеяром. Но, как бы то ни было, молва приписывает и ему клады, схороненные поблизости Красноборска. Так что со слухами про клады Красноборской сторонке повезло. Тут и колодец Ермака с предполагаемыми сокровищами, тут и Золотой полой, куда, еще по одной из версий Ермак сбросил излишки своего добра, перед походом в Сибирь.
Клады Архангельска
Надо полагать, что немало подобных капищ могло сохраниться не разграбленными в глубине наших северных лесов. Немало чудского серебра попало когда-то к владельцам города Сольвычегодска Строгановым.
Другой миф кладоискателей – Золотая Баба , которую искали многие, начиная с поморских краев до Урала. А по преданиям, в случае опасности для нее, статую могли перенести совсем в отдаленные места – в верховье Оби, районы Таймыра или Полярного Урала.
Далее закладыванию ценных вещей в “захоронки” могли поспособствовать походы новгородских ушкуйников. Так в Шенкурском районе рассказывается история о чудском племени, которое не пускало в свои края чужаков. И когда боевая дружина новгородцев окружила укрепления чуди сделанные внутри холма, то те, не желая сдаваться. Подбили подпорки из бревен и погребли себя, со всем добром, внутри холма.
Следующий период – это “смутные времена” и времена “раскола”. 17 век в Поморье мог породить большое количество кладов. Ну и самый основной период, про которых более всего рассказывают в районах Архангельской области – это 20 век, когда прятать деньги и столовое серебро заставляли перипетии гражданской войны, риск быть раскулаченным, разгромы монастырей. Чаще всего клады этого периода и находят, но в основном они представляют только историческую ценность.
Надо отметить, что поиски кладов – штука опасная. Ведь. При зарытии кладов всегда использовалось заклятие. Кроме курганов, могильников, пещер, старых крепостных руин излюбленным местом сокрытия кладов является вода. Клады прятали в речках, колодцах, омутах, ручьях, болотах. Естественными приметами делали одинокое дерево, камень или холм. Говорили, что время от времени над кладом может появляться свечение.
Чего только про клады не придумывают. Особенно придавая им волшебные свойства. А волшебные клады делятся по зароку. Отдельно идут клады, загаданные на число (явился тебе клад в виде человека – назови верную цифру, и клад твой); урочные – клад находится при выполнении какого-либо дела; именные (явится только человеку с определенным именем); на счастливого или “фартового” - клады игроков и авантюристов.
Бывало, эпидемии кладоискательства охватывали целые деревни. Такое происходило не раз и на поисках кладов Ермака в Красноборском районе. Рассказывали нам что, пытаясь отрыть колодец Ермака, несколько работников чуть не утопили трактор, под которым вдруг стала разъезжаться земля.
А в детстве, все в том же селе Слободчиково Ленского района , в подполье я обнаружил жестяной сундучок забитый царскими бумажными деньгами с небольшой добавкой серебряных и медных монет. Всего на сумму – около двух тысяч рублей. Очень, надо сказать, немалые деньги в дореволюционный период!
Прятали клады в лесные ключи и родники. Правда, с годами монеты оседают все глубже, а вода ключей становится просто серебряной. Разрушения полов церквей и монастырей в нашей области связанно, как с варварством людей, так и с попытками отыскать церковные сокровища. А попытки отыскать замурованные дары в закладных столбах – это святотатство. Бывало, и находили их горе-кладоискатели. Но с тех пор все в жизни шло у них наперекосяк.
Интерес к кладам велик во всем мире. Вот и мы, раскручивая тему Ермака на Севере , прибегли к историям о его кладах, чтобы заинтересовать людей. Чего и достигли.
А в Сольвычегодске собираются искать спрятанный где-то в окрестных лесах бюст, когда-то сосланного в эти края Сталина. В Холмогорских краях , где-то поблизости от деревни Побоище вероятней всего произошло сражение сторонников Новгорода со сторонниками Москвы, по другой же версии, именно там схватились в горячей схватке пришлые викинги с местной чудью. Не зря же в Архангельске нашли большой клад с монетами 11-12 веков.
Тем, кто вдруг пожелает позаниматься “диким” поиском кладов, стоит напомнить о 243 статье УК РФ, по которой любые раскопки и поиски на территории памятников архитектуры или храмов могут быть расценены как “Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры”. Изучение истории – это одно, а уничтожение ее в порыве алчности или глупости – совсем другое.
Сама наша северная природа – вот настоящий клад, который надо оберегать. А истории о кладах – это рассказы об одной из сторон жизни нашего края. Дай Бог, археологам открыть еще не одну тайну нашего Севера.
ДЕРЕВНЯ ШОЛОМЯ
Несколько лет назад Александр Тутов организовал две экспедиции в Красноборский район, где и находится заброшенная деревня Шоломя. Местные жители рассказали, что было время, когда люди целыми деревнями искали клад Ермака.
Однажды несколько рабочих попытались трактором разрыть Ермаков колодец и чуть не утопили технику, когда земля в этом месте вдруг стала разъезжаться и заполняться водой. Мужики связали вместе два шеста, но до дна так достать и не смогли…
Существует легенда, что клад Ермака — заговоренный (впрочем, то же легенды говорят про клады Разина, Кудеяра, Болотникова и других разбойничьих и казачьих атаманов. — Ред.). Якобы пятьдесят человек на поисках клада Ермака должны «головы сложити», только пятьдесят первому он дастся в руки.
Впрочем, как заявил сам краевед-кладоискатель, целью организованных экспедиций не был целенаправленный поиск клада. Александр Тутов использовал местную легенду больше для туристической раскрутки нескольких районов Архангельской области в качестве «родины Ермака». Проект медленно, но продвигается.
В деревне Шоломя Красноборского района в августе этого года планируют отмечать День деревни Шоломя, а по легенде о сокрытых богатствах атамана будет сниматься документальный фильм.
Большинство кладов в Архангельской области были найдены во второй половине прошлого века. Осенью 1957 года, к примеру, бригадир строительной бригады Кротов при возведении Архангельского мясокомбината наткнулся на шестикилограммовый клад. Свыше 12 тыс. гривен, алтын и копеек петровских времен попали в руки строителей, которые передали клад в краеведческий музей.
У церквей уже ничего нет, я в прошлый год провел там целый день, нашел только 2 копейки 1812 года и все там выбито. Надо искать в других местах. Мой знакомый из Архангельска был одним из первых кладоискателей в Архангельской области.
Он мне рассказывал, что с каждого выезда в Заостровье привозил больше 100 находок (монеты, крестики, печати, пломбы, медали, значки, кольца и т. д.) В свой первый выезд на картофельное поле у деревянной церкви в Заостровье осенью 2002 года он нашел более 50 царских монет и кучу Советов до 61 года.
По окончании копательского сезона на деньги, полученные от продажи, купил себе новенькую «Ниву». Сейчас, когда я говорю ему, что нашел за день 7-8 царских монет, он говорит, что это очень хорошо по нынешним временам и с грустью и улыбкой вспоминает прошлые годы.
ДРЕВНИЕ НАХОДКИ ПОМОРЬЯ
"Находка в 1990 г. в Новгороде берестяной грамоты № 724 однозначно подтверждает факт наличия княжеских поселенцев в северных владениях Новгорода во второй половине XII в. (Янин 1993. 117—119). Новгородские административно-фискальные пункты этого времени ориентировались на системы расселения местного населения. Весьма симптоматично, что рассматриваемый клад найден на речке Вихтуй. Дело в том, что пункт «у Вихтоуя» упомянут в перечне погостов князя Святослава Ольговича 1137 г. (Уставы 1976. 148). А. Н. Насонов полагал, что речь шла о д. Вихтово на р. Пи-неге (Насонов 1951, 105). По мнению А. М. Спиридонова, Вихтуй — это имя местного чудского старейшины (Спиридонов 1989 19). Однако находка клада на р. Вихтуй, притоке р. Тойнокурьи определенно свидетельствует о локализации пункта (Устав 1137 г.) именно здесь. Можно предполагать, что в группу нижнедвинских погостов входили Иван погост, «на Ракуле», «на Старкове», «у Вихтоуя» (Уставы 1976, 148).
Административный и военный центр Нижнего Подвинья в XII— XV вв. находился на Холмогорах, но поселенческие структуры активно развивались и в самой дельте Северной Двины. Например, в 1419 г., когда в устье Двины «пришедши Мурмане войною в 500 человек с моря, в бусах и в шнеках», то непосредственно в двинской дельте они сожгли Николо-Корельский монастырь, Конечный погост, Яковлю курью, Ондреянов берег, Кит-остров, Кяр-остров, Ми-хайло-Архангельский монастырь, Цигломень, Хецнему (Новгородская IV летопись 1848, 426). Михайло-Архангельский монастырь. давший впоследствии имя Архангельску, был основан в конце XIV в. (Андреев 1988, 68). Северную часть Подвинья историческая традиция начиная с конца I в. упорно связывала с Биармией (сводку литературы см.: Джаксон 1988, 58—67). Таким образом, симптоматично, что именно в районе Нижнего Подвинья был найден Архангельский клад — по существу, первый древнерусский памятник XII в. в Северном Поморье.
Клад был зарыт на первой подпойменной террасе, приблизительно на высоте 1,8 м над уровнем воды (на сентябрь 1989 г.), на правом берегу небольшого ручья, впадающего в р. Вихтуй (илл. 2). Эта речка является рукавом довольно крупного притока Северной Двины — р. Тойнокурьи. Можно предполагать, что место для сокрытия клада было выбрано не случайно, ибо оно расположено вблизи от тех водных дорог в районе двинской дельты, которые непосредственно примыкали к коренным берегам, где могли располагаться места временных или постоянных становищ.
Клад представляет собой «сокровище» из серебра общим весом 1632,57 г, состоящее из более чем 2000 западноевропейских денариев. трех саманидских дирхемов и вещевой части весом 270,67 г. Судя по составу монет, клад датируется 30-ми гг. XII в. (детальный анализ монет проведен В. М. Потиным: Nosov, Ovsyannikov, Potin 1992). По составу вещей клад не отличается от ранее найденных и учтенных древнерусских кладов: это набор женских украшений, как целых, так и в обломках, а также специально хранимые очень мелкие кусочки вещей, некогда бывших в употреблении.
--------
Первая публикация описи клада и анализ распространения кладов на Русском Севере были сделаны Е. Н. Носовым, В. В. Овсянниковым и В. М. Потиным в финском журнале на английском языке в 1992 г. (Nosov, Ovsyannikov, Potin 1992, 3—21). На русском языке подробное описание клада никогда не издавалось. Авторы ставят перед собой цель заполнить этот пробел в отношении вещевой части клада, отсылая для ознакомления с его монетной частью, изученной В. М. Потиным, к упомянутой выше статье.
1. Пластинчатый браслет (илл. 3). Серебро. Гравировка. Зернь. Длина браслета 15 см, ширина пластины 1,85 см, вес 51,05 г.
Предварительно можно считать, что происхождение этой вещи тесно связано с булгарским ремесленным производством. Близкий по облику браслет был найден в Новгороде в слоях конца XII в. (сообщение А. С. Хорошева). Попадание на Беломорское побережье предметов подобного облика из более южных районов не должно вызывать удивление, так как, например, в Вымских могильниках встречены отдельные серебряные украшения с аналогичными шато-нами в круглых подвесах, замкнутых лунницах. Общая датировка их определяется X—XIII вв., и происхождение связывается с деятельностью булгарских ювелиров (Савельева 1987, 122).
2. Витой браслет (илл. 5: 1). Серебро. Зернь. Каменные вставки. Размеры 6x7,6 см, вес 57,3 г. Браслет сплетен из трех толстых жгутов. Спаянные расклепанные концы браслета являются основаниями напаянных подтреугольных оправ с каменными вставками. В основании оправы имеют сканный жгут и ряд треугольников из крупной зерни. На концах браслета нет следов припайки петель замка. В средней части браслета — припаянная пластина длиной почти 3 см — следы ремонта изделия.
Сложные витые браслеты с накладными наконечниками, часто украшенными чернью, появились с конца XI в. и продержались в русской княжеско-дружинной среде вплоть до монгольского завоевания (Корзухина 1954, 63, табл. XIII и XIV). Браслеты, близкие входящим в данный клад, имеются в кладе из Старой Рязани, содержащем предметы, датируемые второй половиной XII — первой третью XIII в. (Даркевич, Монгайт 1978, 8, 11 (№ 28, 29), табл. XX). В Новгород-. такие браслеты, но из мягкой оловянисто-свинцовой проволоки, прс-исходят из слоев от рубежа XI—XII вв. до конца XIII в. (Седова 198'. 102). В инвентаре вымских могильников имеется два экземпляра серебряных дротовых щитковоконечных браслетов с каменными встав ками в обрамлении скани и зерни, которые датируются XI—XII вв. (Савельева 1987, 129, табл. 32: 13). Безусловно, они не являются полными аналогами архангельской находке, но свидетельствуют о распространении подобных предметов на крайнем северо-востоке Восточ ной Европы в первые века II тыс. н. э.
3. Подвеска петлеобразная с тремя петлями (или. 4: 1). Вес 22,3 г. Серебро. Гравировка. Сделана из толстой проволоки (диаметр до 4 мм). Петлеобразная часть подвески уплощена и украшена глазковым орнаментом. Высота подвески 8 см, максимальная ширина 7,5 см. Сохранилась лишь часть замка.
4. Подвеска петлеобразная с тремя петлями, составляющая пар> с предыдущей подвеской (илл. 4: 2). Серебро. Гравировка. Вес 21,1 г. Размеры: высота 7,85 см, ширина 7,2 см. Толщина проволоки 4 мм. Сохранилась часть замка.
В районе Архангельского Севера подобные подвески встречены еще в трех памятниках: в могильнике XII в. — устье р. Варзуги на южном берегу Кольского полуострова — 1 экземпляр (Овсянников 1984, 25, 26; 1985, 86; Овсянников, Рябинин 1989, рис. 5: 3; Ovsyanni-kov 1984, 102, fig. 4: 1), в Чудском могильнике конца XI—первой половины XII в. на р. Ваге, притоке Северной Двины, — 1 экземпляр (Назаренко, Овсянников, Рябинин 1984, рис. 5: 13) и на жертвенных местах на острове Вайгач — 3 экземпляра (раскопки Л. П. Хлобыстина). Вероятнее всего, подобные петлеобразные подвески попали из восточных областей угро-финского расселения. Находки из клада являются пока наиболее западным пунктом их распространения.
5. Топоровидная подвеска (илл. 4: 3). Серебро. Гравировка. Вес 26,1 г. Размеры подвески: высота 7,9 см, максимальная ширина 8,6 см. Подвеска сделана из серебряной пластины толщиной около 1 мм. В верхней части имеется петелька, приклепанная к пластине с двух сторон. Лицевая поверхность пластины имеет богатое гравированное орнаментальное украшение: края подвески оконтурены фризом из параллельных рубчиковых линий с заполнением треугольных вдавлений с кружками внутри треугольников (мотив «волчий зуб»), верхняя часть пластины отделена орнаментальным фризом от основной композиции, которая представлена «рогатым» изображением из нескольких гравированных орнаментальных полос. Нижняя, как и верхняя, часть пластины украшена рисунком типа «молнии». Среди элементов орнамента прослеживаются отдельные вдавленные линии — следы первоначальной разметки композиции. Особенно четко они видны на обратной стороне подвески, где на плоскости схематически повторена основная композиция изображения— линия, отделяющая верхнюю часть пластины и два «рога», спускающиеся вниз. Данное украшение относится к североевропейскому кругу древностей. В свое время Э. Кивикоски картографировала все известные привески подобного типа в количестве 16 экземпляров из 11 пунктов: на севере Норвегии — 6, в Швеции — 2, в Финляндии — 3, в Эстонии — 3, на северо-западе Новгородской земли— 1, в бассейне р. Ваги—1 (Kivikoski 1970, 88—94, Abb. 1). По мнению Кивикоски, топоровидные подвески, входящие в клады серебряных вещей, обнаруженных на лопарской территории, изменялись под влиянием образцов, изготовлявшихся на территории Эстонии. По характеру орнаментальных украшений подвеска из клада ближе всего к находкам из клада из Остерботнии, которые также имеют в своем декоре мотивы «рога» (Zachrisson 1984, fig. 52).
6. Височное кольцо так называемого «волынского» типа (илл. 5: 2). Серебро. Зернь. Вес подвески—10,48 г. Сохранилась часть украшения — его «бутылкообразное» тулово имеет высоту 3,7 см, максимальный диаметр 2 см. От верхней части предмета сохранился лишь фрагмент из спаянных рубчатых проволок. Тулово подвески завершается пирамидкой из напаянной крупной зерни, из такой же зерни напаяны блоки-треугольники на всех четырех горизонтальных зонах привески. Каждая из зон отделена двумя рядами рубчатых полосок. Дно привески уплощенное. Подобные находки встречены в кладах Среднего Поднепровья второй половины X — рубежа X— XI вв. (Толстой, Кондаков 1897, 64, 65, 67, 63, рис. 65—67; Корзу-хина 1954, табл. VI: 9; VII: 1, 3), в погребении второй половины X в. киевского некрополя (Каргер 1958, 209, табл. XXVIII). Массо вое производство подобных ювелирных изделий в IX—XII вв. су шествовало в булгарских ювелирных мастерских, откуда распространялось в Приуральские и другие северные территории вплоть до Югории (по данным, собранным А. М. Белавиным).
7. Фрагмент семилучевого височного кольца (илл. 5: 4). Серебро Литье. Сохранился лишь фрагмент украшения с тремя лучами и четырьмя внутренними зубчиками. Ширина фрагмента около 2 см, высота от каплевидного отростка до «зубчиков» — 2,8 см. Вес 1,58 г. Щиток орнаментирован прямоугольными вдавлениями. а центральные лучи имеют орнамент в виде треугольников. Датирс; ка такого типа колец — конец XI в. или рубеж XI—XII вв. (Равди на 1968, 138). Украшение подобно семилучевым височным кольцам радимичей V группы по классификации Е. Н. Шинакова, которые датируются XI—XII вв. (Шинаков 1980, 117, 121, 122, рис. 2; Соловьева 1978, 171—178). До настоящей архангельской находки самым северным из известных было радимичское лучевое височнс; кольцо, обнаруженное в Новгороде в слое второй половины XII в. (Шинаков 1980, 118, рис. 3; Седова 1981, 10, 12, 13, рис. 2: 2).
8. Фрагмент лунницы (илл. 5: 3). Серебро. Скань. Зернь. Ширина сохранившейся части 2,7 см, высота 1,3 см. Вес 4,98 г. Петелька сохранилась также фрагментарно. На плоскость лунницы напаяны скан-ные проволочки и треугольники зерни. Толщина пластины лунниць: приблизительно 0,7 мм. Подобные филигранно-зерненые крупные лунницы представлены в основном в кладах X—XI вв. и происходят из районов, расположенных вблизи городских центров Руси (данный тип украшения является продуктом городского ювелирного ремесла). или из местностей, которые находятся вдоль важных торговых магистралей (Корзухина 1954, 23, 64, 65; Успенская 1967, 99—102).
9. Крестообразная подвеска (илл. 6: 1). Серебро. Литъе. Подвеска дошла до нас не полностью — обломана одна из ветвей креста. В петельке сохранилось проволочное «переходное» кольцо, закр\-ченное сложным способом. Размеры креста 3,5 * 6,3 см. Вес 17,35 г. Привеска с кружком на перекрестье и тремя кружками на каждом конце относится к тому типу изделий, за которыми в литературе закрепилось название «крестики скандинавского типа», данное им в начале века А. А. Спицыным, рассматривавшим привески как импорт из Скандинавии XI—XII вв. (Спицын 1905, 117). Систематизация подобных находок М. В. Фехнер показала, что они встречаются на территории Северо-Западной и Северо-Восточной Руси, Северной Европы и Восточной Прибалтики в памятниках второй половины X — XII в. В пределах областей Древней Руси к середине 1960-х гг. было известно более 30 пунктов находок таких предметов. Как отметала Фехнер, хотя трудно решить вопрос, какой русский город являлся их родиной, ясно, что привески не привозились из Скандинавии (Фехнер 1968, 210—214, рис. 1, 2). В. В. Седов, составивший в 1984 г. более полную карту распространения привесок «скандинавского» типа, полагал, что они производились где-то вСеверной Руси (Sedov 1984, 16, 18, fig. 2).
Э. Мугуревич указывал, что в Латвию подобные четырехконечные привески импортировались с русских территорий (Mugurevics 1974, 224, 237). А.-Л. Хир-вилуото считает, что такие крестики, широко распространенные в Скандинавии, России и Прибалтике, первоначально появились все-таки у славян, а в XII—XIII вв. изготовлялись на территории Латвии и, может быть, Финляндии (Хирвилуото 1979, 107). На крайнем северо-востоке Европы пока известна лишь одна подобная находка — из жертвенного места на острове Вайгач.
10—15. Три наконечника плетеных цепочек и фрагменты плетеных цепочек (илл. 6: 3, 5). Серебро. Наконечники собраны на серебряном кольце, концы которого закручены своеобразным образом. Длина наконечников: 3,1, 3,2, 3,3 см соответственно, диаметр широкого отверстия около 1 см. Плетеные цепочки «связаны» из тонких проволочек, диаметр каждой около 0,5 мм, диаметр цепочки 0,8 см. Подобные цепочки использовались для крепления различного рода украшений.
16. Кусок серебряной проволоки, свернутый (илл. 6: 2). Диаметр проволоки 2 мм. Вес 4,6 г.
17. Фрагмент гривны, длиной 16 см (илл. 6: 4). Серебро. Вес 34,4 г. Толстая проволока имеет диаметр 6 мм. Представлен один из концов гривны — слегка уплощенный конец имеет своеобразный выступ, который можно рассматривать как одну часть замка.
Архангельский клад, как и большинство кладов на территории Древней Руси, неоднороден по своему составу, и его вещевая часть содержит несколько различных «пластов». В первую группу вещей можно выделить обломок семилучевого височного кольца, височное кольцо так называемого «волынского» типа и фрагмент лунницы. Эти вещи тесно связаны с древнерусской художественной и ремесленной традициями и относятся ко времени XI—XII вв. Витой серебряный браслет с припаянными для вставки щитками как бы замыкает эту группу украшений в хронологическом отношении.
Наличие в составе Архангельского клада вещей, происхождение которых связано с довольно отдаленными друг от друга областями, свидетельствует о том, что на широкой полосе северных территорий, примыкавших к Ледовитому океану, коренные обитатели которых были связаны с «производством» пушного товара, имели хождение железные изделия и бронзовые украшения, производство которых осуществлялось преимущественно в ремесленных центрах Северо-Западной Руси, и одновременно в руках отдельных наиболее богатых купцов скапливались «сокровища», подобные Архангельскому кладу."
Как сообщает Саксон Грамматик, в эпоху короля Гольтера Финляндией и Биармией правил некий Кузон. У него было дочь Тора. "Шведский историк Иоганн фон Страленберг, побывавший в русском плену, написал позднее несколько трудов, посвященных истории России. Так вот он, ссылаясь на забытую всеми "Шведскую библиотеку", издания 1728 года, позаимствовал от туда известие о том, что 14-й король Финляндии Кузо в свое время напал на Биармию, опустошил всю срану и три года владел ею"(А.И. Леонтьев, М.В. Леонтьева, "Походы норманнов на Русь",М.: "Вече", 2009)
"... Основываясь на информации, взятой из Каменной книги, Николай Гумилев организует экспедицию на острова Кузовского архипелага в Белом море, где находит древнее захоронение и золотой гребень,уникалыный по чистоте металла. Этот гребень получил название «Гиперборейский» и был утрачен вместе с другими сокровищами, принадлежавшими знаменитой балерине Матильде Ксешинской. А подарил ей этот гребень сам император.
Вот как описывал сам Гумилев эту находку: «Для раскопок мы выбрали каменную пирамиду на острове, который носит название Немецкий Кузов. К сожалению, пирамида оказалась пустой, и мы уже собирались закончить работу на острове, когда я попросил рабочих, ни на что особенно не рассчитывая, разобрать небольшую пирамиду, которая находилась метрах в десяти от первой. Там, к моей неимоверной радости оказались плотно подогнанные друг к другу камни. Уже на следующий день мы сумели вскрыть это захоронение, сделанное в форме склепа. Викинги не хоронили своих умерших и не строили каменные усыпальницы, поэтому я сделал вывод, что это захоронение относится к более древней цивилизации. В могиле был скелет женщины, никаких предметов, кроме одного единственного. Около черепа женщины находился золотой гребень удивительной работы, наверху которого девушка в облегающей тунике сидела на спинах двух несущих ее дельфинов».(из книги А.Попова "Древние тайны Карелии или гиперборейская традиция Карелии", Москва, 2008)
К.Тиандер, ПОЕЗДКИ СКАНДИНАВОВ В БЕЛОЕ МОРЕ, СПб 1906:
"Но важно то, что Тацит сообщает об этих ситонах. а именно, что ими управляет женщина33. Древнесеверное Kvenir Kvænir было произведено от древненемецкого quena, готского quens, древнесеверного Kvân, Kvæn и т.д., что означало “женщина”, но также и “царица”34. В этом упоминании Тацитом ситонов, которые управляются женщиной, мы имеем первое известие о населении Финляндии. Последняя называлась местными жителями kainu = болото или suomi с тем же значением. Первое — западное, второе — восточное название. Поэтому последнее и перешло к русским и дало Сумь, по аналогии с переходом Ruotsi в Русь. Kainu перешло в литературу. Дифтонг ai, чаще всего встречаемый в греческом языке, передавался на латинском через ae. В одном позднем дипломе я нашел еще Coen mare = Ботнический залив. В местных названиях35 слышишь еще основную гласную: Kainus, Koinalax, Käenoja (писалось — Kæghen oija); также и в фамилиях:36 Kaine, Kainila, Kainonen. Но под влиянием вышеприведенной народной этимологии, вскоре привыкли писать Kvenland и даже Gueneland37. У короля Альфреда находим Cvenaland, Cvensæ и Cvenas. Так как квены жили по обеим сторонам Ботнического залива, то Тацит ничуть не ошибается, помещая квенов-ситонов рядом со шведами.
....Теперь понятно, почему этнографы прибалтийских берегов у Адама не всегда отличались ясностью. Сперва Адам перечисляет народы, живущие на южном берегу Балтийского моря: Wilzi, Leuticii, Pomerani, Polani. Страна последних граничит непосредственно с Россией. Затем Адам от Дании направляется к северу и отмечает: норманнов, Сконе — Sconia, готов, шведов, страну женщин. Об этой стране Адам в другом месте рассказывает разные небылицы в роде следующей, что амазонки эти забеременивают от воды, но мы знаем, что поводом к этим басням послужил народ квенов = кайнов."
"Саги повествуют, что во времена викингских походов на берегах Биармии, или Древней Руси, побывали только два норвежских конунга. Один и них, Эйрик Бодек, по прозвищу Кровавая Секира, около 930 года совершил морской поход к устью Северной Двины и, напав на местных жителей с целью наживы, «убил множество народа, опустошил страну и взял несметные богатства». Это был один из сыновей короля Харальда Прекрасноволосого (Кстати, Гаральд Прекрасноволосый согласно сагам имел кормилицу (приемную мать) по имени Хейда (Heida), которая жила на берегу Белого моря( в стране у Гандвика)), после правления которого возглавил государство, став верховным норвежским вождем.
Как известно, Харальд из своих детей больше всех любил Эйрика и ставил его выше других. В сагах повествуется, что до двенадцати лет тот воспитывался во Фьордах, расположенных на западном берегу Дании, у некого Торира сына Хроальда. Через некоторое время король, посчитав его взрослым, дал сыну пять боевых кораблей и позволил ему участвовать в боевых походах в Восточных странах, Дании, в странах Фризов и Саксов.
Через четыре года Эйрик, овеянный славой, а ему только что исполнилось шестнадцать лет, вернулся в Норвегию. Потом он отправился на запад «за море» и воевал в Шотландии, Ирландии и Валланде, и этот поход также продолжался четыре года. После чего он направил свое судно на север в Финмаркен и дальше в страну Биармию, где и произошла большая битва, в которой викинг одержал победу. Об этом повествуется в «Круге земном» Снорри Стурлусона и в «Саге о Харальде Прекрасноволосом»:
Другой поход в Биармию Эйрик совершил, по мнению исследовательницы скандинавской истории Е.А. Рыдзевской, около 933 года, о чем есть упоминание в своде ear под названием «Красивая кожа» (Fagrskinna): «Он ходил на север в Финмаркен и до самого Бъярмаланда войной. В том походе увидел он в первый раз Гуннхилъд, она была тогда на воспитании и обучении у Маттула, конунга финнов, который был всех ученее в колдовстве. И после того, как Эйрик пришел в Англию, он грабил повсюду в западных странах. Поэтому его прозвали Эйрик Кровавая Секира».
Почему-то все составители саг всегда по-разному описывали результаты этого знаменитого похода в Биармию. По одной версии, как это видно из предыдущей саги, будущая жена Эйрика была дочерью финского короля Маттула, по другой (в «Саге об Эгиле Скаллагримсоне», сочиненной в XII в.) — дочерью некого Эзура Тоти, по третьей (в одноименной саге, сочиненной в XIV в.) — дочерью какого-то Эзура Длинноволосого. Хотя на самом деле «красивейшая и умнейшая из всех женщин и весьма опытная в волшебстве», как говорится в одной из саг, Гунхильд была дочерью датского конунга Горма Старого (умер около 950 г.).
Кстати, в «Саге об Эгиле Скаллагримсоне» утверждается, что это был не единственный поход Эйрика Кровавая Секира в Биармию. Он имел привычку «каждую весну предпринимать свои поездки в Бьярмаланд», в которых ему «сопутствовало много народу», и, естественно, всегда сопровождавшиеся грабежами и разбоями.
Еще один год он правил Норвегией по окончании последней поездки в Биармию, пока в Трандхейме не высадился его младший брат Хакон, воспитанник Адальстейна, прибывший из Англии. Почти все норвежцы сразу перешли на его сторону. Эйрик Кровавая Секира вынужден был бежать в Англию, где вместе с женой получил христианское крещение. Недолго он продержался в качестве мирного жителя на берегах туманного Альбиона; вскоре после смерти английского короля Этельстана собрал своих людей и отправился разорять гостеприимные берега. В 954 году Эйрик Кровавая Секира столкнулся с большой флотилией англичан и погиб в жестоком морском сражении.
Через шесть лет после смерти Эйрика Кровавая Секира его сын Харальд, презрительно прозванный в народе за свою жадность Серая Шкура (Haraldi Grafel), сумел победить конунга Норвегии Хакона и захватить власть.
Не мог успокоиться Харальд, ему нужна была пушнина, серебро, другие богатства, а взять все это можно было не в разоренной и бедной Норвегии и тем более в ставших сильными Англии или Франции, а, богатой мехами, серебром и моржовым клыками, уже хорошо известной тогда норвежцам — Биармии.
Именно для выполнения этой задачи был приурочен поход (ориентировочно в 965 г.) Харальда Серая Шкура на Северную Двину, где он «прославился» своими кровавыми подвигами, и, как воспето в сагах.
В 970 г Харальд во главе своей дружины последний раз побывал на берегах Биармии. Об этом можно узнать из «Саги о Кормаке» (написанной около XII в.), в которой идет речь о двух соперничающих командорих кораблей — Кормаке и Торвальде: « Той весной собирается Харальд конунг ехать в Бьярма-ланд с большой ратью. Кормак был рулевым в той поездке, а на другом корабле был Торвалъд, другие рулевые не названы... Вскоре при наступлении весны король Харальд, в сопровождении огромного войска, отправляется в путь в Биармию. В этом походе Кормак управлял одним, Торвалъд другим кораблем; имена остальных начальников кораблей не сохранились в памяти» (Перевод Е.А. Рыдзевской.)
По дороге к Биармии подручные Харальд а поспорили. Испытывая неприязнь в Торвальду, Кормак ухитрился ударить его ручкой руля по голове так сильно, что тот потерял сознание. Рассвирепев от такой наглости, подруга Торвальда по имени Стеингерд взяла управление судна на себя, пошла наперерез кораблю Кормака и ударила его в борт, чуть не потопив судно. Только сам король сумел помирить соперников. После чего они благополучно добрались до Биармии, а после грабежа мирного населения отправились обратно в Норвегию.
Следует еще раз отметить, что только Эйрик Кровавая Секира и его сын Харальд Серый Плащ являлись единственными королями Норвегии, которые непосредственно ходили в боевые походы на Северную Двину и грабили Биармию" (А.И. Леонтьев, М.В. Леонтьева. "Походы норманнов на Русь",М.: "Вече", 2009)
ПРЕДАНИЯ И ЛЕГЕНДЫ О ЗОЛОТОЙ БАБЕ
В самой сердцевине гор Северного Урала есть таинственное место – хребет Мань-Пупу-Нер. Горой Малых Богов называют его кочующие здесь оленеводы народности манси. И это название неслучайно. На ровной поверхности хребта возвышаются семь причудливых каменных фигур. Одна напоминает окаменевшую женщину, другая – льва, третья – умудренного старца с поднятой рукой.
Семь застывших великанов
Туристы из разных городов России спешат повидать знаменитых печорских «болванов» и торопливо проходят мимо одиноко стоящей высокой конической вершины горы Койп. По-вогульски Койп – это барабан. Одна из легенд народа манси связывает эту вершину с ее знаменитыми соседями. Некогда семь великанов-самоедов шли через горы в Сибирь, чтобы уничтожить вогульский народ. Когда они поднялись на хребет Мань-Пупу-Нер, их вожак-шаман увидел перед собой священную гору вогулов Ялпинг-нер. В ужасе бросил шаман свой барабан, который превратился в гору Койп, а сам он и его спутники застыли в страхе и стали каменными болванами.
Но существует и другая легенда, которую можно услышать тоже от манси, но гораздо реже. Конической горой выглядит Койп со стороны каменных болванов. Но если посмотреть на нее с небольшого безымянного хребта, расположенного к западу, то отчетливо увидишь лежащую на спине женщину с резкими чертами лица. Это окаменевшая шаманша, наказанная за попытку оскорбить одного из древнейших идолов, когда-то почитаемого всеми народами севера – Золотую бабу. Когда золотой идол перебирался через каменный пояс Уральских гор, шаманша, считавшая себя его хозяйкой, захотела задержать Золотую бабу. Страшным голосом закричал идол, и умерло от страха все живое на много верст кругом, а самонадеянная шаманша упала навзничь и обратилась в камень.
О криках, которые издает Золотая баба, свидетельствуют не только легенды манси, но и воспоминания иностранцев, побывавших на Руси. Вот, например, что писал итальянец Александр Гваньини в 1578 году: «Рассказывают даже, что в горах по соседству с этим истуканом слышали звук и громкий рев наподобие трубного».
Что же это за золотой идол, появление которого сопровождается страшным криком и ревом? Откуда он появился и куда исчез?
Великая Биармия
В России древнейшим письменным упоминанием о ней является Новгородская летопись 1538 года. В летописи говорится о миссионерской деятельности Стефана Пермского. Стефан ходил по Пермской земле, разрушал древние святилища и ставил на их месте христианские храмы. В летописи сказано, что сеял Стефан в Пермской земле веру Христову среди народов, которые прежде поклонялись зверям, деревьям, воде, огню и Золотой бабе.
Но предания о Золотой бабе, скрывающейся где-то на Севере, появились очень давно. Они связаны с легендарной, обширной страной, раскинувшейся в IX-ХII веках в лесах, покрывающих долины Северной Двины, Вычегды и верховья Камы. На Руси ее звали Пермью Великой, в скандинавских сагах могущественным государством Биармией или Биармалэндией. Населявшие ее народы поклонялись огромному золотому идолу – Золотой бабе. Ее святилище, находившееся по скандинавским сагам где-то неподалеку от устья Северной Двины, днем и ночью охраняли шесть шаманов. Много сокровищ было накоплено служителями идола, носившего в сагах имя Юмала. Богата была Пермь Великая шкурами ценных пушных зверей. Не скупясь, платили за них купцы из лежащей в низовьях Волги Хазарии и викинги из далекой Скандинавии.
На старинных картах Московии близ устья Оби часто встречается надпись «Золотая Баба». Иногда надпись сопровождает рисунок прекрасной женщины. Ей поклонялись обитатели Севера. Сибирский золотой кумир дразнил воображение, и путешествовавшие по Руси иностранцы охотно помещали рассказы о нем в свои книги.
Русские летописцы нравы древней Перми описывали так: «Поклоняются идолам, жертвы им приносят... издалека приходят, подарки принося... или соболей, или куниц, или горностаев... или лисиц, или медведей, или рысь, или белку... золото, или серебро, или медь, или железо, или олово». Золотом северные земли богаты. Но как быть с алмазами? После недавнего обнаружения под Архангельском месторождения этих драгоценных камней сомнения отпали.
Но шло время и окрепшие соседи Перми Великой протянули к этой богатой, но мало заселенной области свои цепкие руки.
Сначала новгородские ушкуйники, потом дружины московского великого князя все чаще стали пробираться в когда-то заповедные леса северные. Спасаясь от христианства, почитатели Золотой бабы прятали своего идола то в пещерах на Уральском хребте, то в непроходимой лесотундре реки Оби, то в недоступных ущельях гор Путоран на Таймыре.
Откуда же появилось у манси такое странное божество? Оно так нехарактерно для обычаев этого народа, что, кажется, упало к ним прямо с неба. Большинство ученых считают, что Золотая баба – это мансийская богиня Сорни-Эква, имя которой переводится на русский язык как «золотая женщина».
По поводу же вопроса, откуда появилась золотая статуя на Пермской земле, мнения разошлись. Исследователь истории Биармии Леонид Теплов предполагает, что золотую статую могли унести из горящего разграбленного Рима в 410 году нашей эры во время нападения угров и готов. Часть из них вернулась на родину к Ледовитому океану, и античная статуя, принесенная из далекого южного города, стала идолом северного народа.
Другие ученые ведут путь таинственной богини из Китая, считая, что это статуя Будды, которая в китайском буддизме сливается с образом богини Гуаньи. Есть защитники и «христианского» происхождения Золотой бабы. Они предполагают, что эта статуя Мадонны была выкрадена во время набега на один из христианских храмов.
Охота на Золотую бабу
Завладеть Золотой бабой пытались давно.
В поисках сокровищ викинги обшаривали самые отдаленные уголки Восточной Европы. Обычно они выступали при этом под видом купцов. Однажды викингам удалось напасть на след святилища биармов и ограбить его. В нем стояла деревянная копия Золотой Бабы. Подлинник остался для скандинавов недоступным. В XI веке Биармия была покорена русами. Русы в отличие от немцев чужих святилищ не разоряли. Их удовлетворяла обычная дань. Золотая Баба продолжала оставаться главной защитницей биармов. Чем больше крепло христианство, тем нетерпимее оно становилось к чужим богам и обычаям. В конце XIV века в Прикамье прибыл епископ Стефан Храп – будущий святой Стефан Великопермский. Это была личность выдающаяся по уму и образованности. Одновременно епископ был суров и непреклонен и горел стремлением искоренить язычество во вверенных ему землях. Летописец бесстрастно сообщает: «Разъярился владыко Стефан на кумирницы пермские поганые, истуканные, изваяные, издолбленные боги их. В конец сокрушил, раскопал, огнем пожег, топором посек, сокрушал обухом, испепелил без остатку и по лесам, и по погостам, и на межах, и на перепутьях».
Из жития св. Стефана мы знаем, что миссионер вел свою проповедь среди почитателей Золотой Бабы. Конечно, он много бы дал за обладание главной святыней язычников-пермяков. Но кумир исчез. Только позднее выяснилось, что его унесли за Уральские горы. В середине XV века московске воеводы начали покорять Северное Зауралье. Самый выдающийся поход они совершили в 1499-1501 годах. Крупная по тем временам рать из 4 тысяч человек во главе с Семеном Курбским и Петром Ушатым перевалила зимней порой через Приполярный Урал. Лыжники вышли в бассейн Северной Сосьвы и повоевали всю Югорскую землю. Они захватили 42 крепости и колонили 58 местных князьков. Но главной ценности остяков, кумира Золотой Бабы с храмовыми сокровищами, найти не удалось.
Границы Московской Руси все дальше и дальше отодвигались на восток и юго-восток. Такой же путь был и у Золотой Бабы. Чем позднее сообщение о ней, тем далее от древней Биармии мы ее находим. Позднее след кумира затерялся. Землепроходцы в XVII веке исколесили всю Сибирь вдоль и поперек, но таинственный идол в русских документах той эпохи не упоминается. В то самое время, когда иностранцы помещали Золотую Бабу на берегу Северного Ледовитого океана, ее знали значительно южнее.
В конце XVI века волжские разбойники разграбили плывший в Астрахань государев корабль с «казною денежной и пороховою». В схватке был убит царский посол. Терпению Ивана Грозного пришел конец. Казаки, спасая головы, бежали в приуральские окраины государства. Их охотно приняли камские купцы и солепромышленники Строгановы. За Каменным поясом лежало Сибирское царство хана Кучума. Этот потомок Чингисхана то и дело разорял камские селения, уводил жителей в рабство. Прибывшим казакам была поставлена задача – отбить у Кучума охоту к нападениям.
Поход за Камень возглавил Ермак Тимофеевич Аленин. К его казацкому отряду из 540 воинов Максим Строганов добавил 300 своих ратников. Армия сибирского хана во много крат превосходила численность пришельцев и даже имела пушки, привезенные из Казани. Но ничто не спасло ее от разгрома. После нескольких побед осенью 1582 года русские водворились в столичном граде Сибирь. К северу от города они столкнулись с остяцкими идолами. Ермак отрядил есаула Богдана Брязгу на захват Демьянских и Назымских городков. Городки эти лежали в низовьях Иртыша и близ его впадения в Обь. Защитники одной из крепостей оказали ожесточенное сопротивление. Три дня казаки штурмовали ее стены и уже хотели было повернуть обратно. Но тут они услышали рассказ об осаждении от местного чуваша, некогда приведенного воинами Кучума с Руси: «Молятся они Русскому Богу, и тот Русский Бог из литого золота в чаще сидит».
Новость о русском золотом идоле так поразила казаков, что об отступлении забыли. Чуваш вызвался похитить статую и проник в крепость. С нетерпением ждали его возвращения. Но лазутчик вернулся с пустыми руками. Крепкая охрана помешала исполнить задуманное. Когда городок захватили, идол исчез. Выйдя на Обь, Богдан и сотоварищи приблизились к священному для остяков Белогорью. Здесь было «мольбище великое богини древней». За несколько лет до покорения Сибири в Польше уже знали о том, что Золотая Баба – это женщина с ребенком на руках. Белогорский кумир выглядел так же: «нага, с сыном на стуле сидящая». Более поздние источники называют его Золотой Бабой.
Грозна была белогорская богиня. Вот что поведали о ней участники похода: «И дают ей долю от всякого промысла. А если кто этот закон нарушит, того мучит и томит. А кто принесет не от души и жалея, тот, пред нею упав, умрет. Имеет жрецов много и общину великую». Не убоялся Богдан потревожить священный покой, вошел в Белогорье. Тогда повелела владычица угров спрятать свой кумир, а огромное мольбище так укрыла, что пришельцы не смогли его отыскать. Вскоре по возвращении из похода казаки вместе с Брязгой попали в засаду и были истреблены.
Через год к Белогорью вышел хорошо вооруженный отряд Ивана Мансурова. В устье Иртыша воины срубили крепостцу и зазимовали. Большое остяцкое войско обступило укрепление и целый день ходило на приступ. Назавтра осаждавшие принесли богиню, поставили ее под деревом и начали молебен о победе. Русские не стали дожидаться окончания молебна, после которого Золотая Баба должна была явить свою силу. Чтобы не искушать судьбу, ударили по собравшимся из пушек. Одно из ядер достигло цели. Из летописей узнаем: «Древо оно, под ним же стоял бесурменский кумир, разбита на многие части, и кумир их сокрушиша».
Несмотря на заверения летописцев об уничтожении идола, сообщения о Золотой Бабе появлялись и позднее. В начале XVIII века за ней безуспешно гонялись Филофей и Григорий Новицкий, истреблявшие остатки язычества среди зауральских угров.
В XX веке борьба с язычеством была продолжена. Шел 1933 год. В компетентные органы поступил сигнал. Оказалось, что ханты, проживавшие по реке Казым (правый приток Нижней Оби), скрывают Золотую Бабу и поклоняются ей. Битва с «религиозным дурманом» была в самом разгаре. Казымского шамана схватили и бросили в застенок. Через какое-то время специалисты добились необходимых сведений. Предстояло убить двух зайцев сразу – ударить по религиозным пережиткам и пополнить бюджет страны изделием из драгоценного металла. К тайному капищу отправилась группа чекистов. Но тут таежные охотники взбунтовались и перестреляли непрошеных гостей. Расправа была скорой. Новый отряд атеистов уничтожил почти всех мужчин таежного племени. У оставшихся отобрали ружья, чем обрекли их на голодную смерть. Святилище разорили. Что сталось с казымским идолом Золотой Бабы до сих пор остается загадкой.
Хозяйка Медной горы
Верховную богиню угров знали под разными именами: Золотая Баба, Сорни-Эква (буквально «золотая женщина»), Калташ-Эква, Йоли и другие. Верховный бог Нуми-Торум был ей братом и мужем. Эта прародительница рода людского наделяла новорожденных душами. Угры считали, что души иногда принимают облик жука или ящерицы. В ящеровидное существо могла обращаться и сама их божественная повелительница.
Замечательные сказы Бажова описывают Хозяйку Медной горы. Фольклор уральских горнорабочих знает еще одно ее имя Золотая Баба. Владычица подземных кладовых Урала часто появлялась перед взором людей в виде огромной ящерицы со свитой из разноцветных ящерок. Горняцкая Золотая Баба, как и белогорская богиня, не любила жадных и криводушных.
Хозяйка предстает перед нами прежде всего как обладательница медных руд и малахита. Сама она носила малахитовое платье и звали ее Малахитница. Но все это означает, что идол Золотой Бабы, от которого произошла сказочная Хозяйка Медной горы, был медным. Зеленое же платье появилось потому, что от времени медь покрывается зеленой окисной пленкой.
Древняя богиня Белогорья была позеленевшей от времени медной статуей. Становится понятным, почему летописец умолчал о материале кумира и не стал называть его Золотой Бабой. В сказках находим воспоминание и о золотом Русском Боге. На Урале знали золотого Великого Полоза, то есть Великого Ужа. Уж жил под землей и мог принимать облик как змея, так и человека. Это существо обладало властью над золотом.
Среди угорских древностей много изделий из меди. На Урале часто встречаются следы давних горных разработок и металлургического производства. Ими, например, было испещрено Гумешевское медное месторождение. Гумешки находятся близ истоков реки Чусовой. Первые рудокопы появились здесь 35 веков назад. Именно в районе Гумешек протекали главные события бажовских сказов.
Русские горняки связывали своих подземных покровителей с эпохой «старых людей», среди которых были те же угры. Поэтому в тождестве подземных властелинов сказов и угорских богов нет ничего удивительного.
О том, что мы на верном пути, говорит свидетельство Юлия Лета. Этот итальянский историк XV века знал о медных статуях угров, живших близ Ледовитого океана. Лет полагал, что угры были в составе варварской армии Алариха и захватили скульптуры при разграблении Рима. Русские сказы дали нам путеводную нить, которая ведет к еще одной хозяйке медных гор. Как это ни странно, но при этом мы попадаем в места, удаленные от Урала на тысячи километров.
У живущих на Лене якутов есть мифы – олонхо. В них говорится о многих богах. Но особым могуществом наделяется Дьэс Эмэгэт («медная баба»). Медная идолица была богиней племени адьяраев. Эпические якуты то враждовали с адьяраями, то вели с ними мирную торговлю.
Страна адьяраев лежала на берегу Ледовитого океана на крайних западных пределах известного якутам мира. Правили в ней Дьэс Эмэгэт и кузнец Кюэттэнни. Географические ориентиры и имя кузнеца ведут нас к кетам. Кеты славились редким на Севере кузнечным мастерством. Кузнецы в древности были одновременно и рудознатцами, и металлургами. Сейчас кетов осталось совсем немного. Живут они в низовьях Енисея. Раньше кетоязычные племена были известны на обширных пространствах.
Из всех групп якутов только одна обитает у берегов Северного Ледовитого океана. Это так называемые долганы, занимающие значительную часть Таймырского полуострова. В прошлом долганы и кеты соседствовали. Именно от долган сведения о племени медной идолицы попали к остальным якутам. Кеты говорят на языке, не похожем на угорский. Но до революции их прозывали остяками, как и угров. Следовательно, несмотря на языковые различия, в культуре и тех, и других было много общего.
Судя по названиям норильских рек и озер на их берегах жили как кеты, так и ханты. Якуты всех их звали адьяраями. Интерес кузнецов-адьяраев к этому району не случаен. Здесь сосредоточены богатейшие медно-никелевые месторождения, а рядом с ними – запасы необходимого для плавки руды угля. Причем кое-где руды и уголь выходят на поверхность.
Культ Золотой Бабы сопровождали музыкальные инструменты. Приуральский манси Самбиндалов так передавал местные предания: «Страшно было близко гора ходи. Баба шибко кричал». Манси не читал исторических сочинений. Между тем задолго до него Александр Гваньини (1578 г.) писал: «Рассказывают даже, что в горах, по соседству с этим золотым истуканом, слышали какой-то звук и громкий рев, наподобие трубного».
Об этих же трубных звуках знал Сигизмунд Герберштейн, дважды побывавший в Московии в начале XVI века. В якутских олонхо медная идолица выглядит так:
На спине крутясь,
Одержимо вертясь,
Вскрикивая,
Подпрыгивая,
Как сверчок, звенеть начала.
Исследователи олонхо отмечали, что в песнях идолицы явственно слышится колокольный звон. Они даже отождествляли ее с колоколом.
Путешественники начала XVII века видели в районе Норильска огни и чувствовали запах серы, обычно сопровождающий плавку сульфидных руд. При этом они слышали колокольный звон. Следовательно, в царстве медной идолицы действительно были колокола, и данные олонхо точны. На Урале Золотую Бабу сопровождала роговая музыка, а на Енисее – колокольные перезвоны и звук трещотки.
Кеты на Севере были пришельцами. Их прародина лежала в Южной Сибири. Но и угры переселились в Приобье и Восточную Европу из Южной Сибири. Некогда оба народа соседствовали, что и объясняет их общие черты. Главный очаг медного производства Южной Сибири лежал в Минусинской котловине. Отсюда должна была начать свой путь на Север Хозяйка Медной горы.
Сибирские славяне
Самой жгучей тайной Золотой Бабы оказалось ее по-русски звучащее имя. У обских угров бытовало еще одно, и опять же славянское – Старуха. Белогорская Золотая Баба остяками называлась Словутес, то есть «славянка». Ее иртышский супруг Золотой Осирис прямо именовался Русским Богом. Кроме этого, страна почитателей русских богов называлась Сибирь. Название это средневековые авторы связывали со славянским словом «север». Но затем это правильное объяснение сочли невероятным и придумали иные.
Разгадка появления славянских имен содержится в известиях мусульманских писателей раннего средневековья. Ал-Масуди (X век) описывает три храма славян. Расшифровка его рассказа показывает, что один храм с кумиром «Сатурна» стоял в Минусинской котловине. Второй, с идолом из золота и статуей девушки, – в районе Таймыра, третий – на Урале.
О почитании в Минусинской котловине «Сатурна и Венеры» писал побывавший здесь Абу Дулеф (X век). Ибн-Мукаффа (VIII век) называл жителей этого места славянами. Под Сатурном восточных авторов скрывается бог подземного мира Велес – Осирис, а под Венерой – богиня любви Морена – Исида.
Славяне жили в Минусинской котловине с киммерийской эпохи. Им принадлежала так называемая тагарская археологическая культура. Тагарцы были талантливыми горняками, металлургами и кузнецами. Под напором кочевых орд смешанные потоки славян, угров и кетов уходили из района верховий Енисея на восток и на север. Разделившийся народ поделил и святыни. Золотой Осирис и Медная Исида оказались на Таймыре, оттуда попали в Прикамье, затем – в Западную Сибирь. Золотую Исиду перенесли на Урал. Медный Осирис остался на месте.
Минусинские славяне поселились в бассейне Иртыша и в южной части Урала, называвшегося в ту пору Славянскими горами. Со временем жестокие войны и смешанные браки привели к тому, что славянская речь перестала звучать в этих местах. Одна только Золотая Баба хранила тайну исчезнувшего народа.
Следы присутствия славян на сибирской земле ощущались очень долго. Еще в XIV веке Эломари знал светлых и голубоглазых сибиряков. Он писал: «Фигуры их совершенство создания по красоте, белизне и удивительной прелести; глаза у них голубые'.
Прорвавшиеся за Каменный Пояс казаки Ермака среди малорослых и монголоидных аборигенов к своему удивлению иногда встречали подлинных гигантов, а среди аборигенок – неописуемых красавиц.
Наследие Матери богов
Путешественники XIX века отмечали, что в их время у обских угров древних идолов уже не было, а в капищах хранились поздние копии. Делали их очень просто. Кумир закапывали в смесь песка с глиной и в полученную форму заливали расплавленный металл. Одну такую Серебряную Бабу вроде бы приобрел финский ученый Карьялайнен и увез к себе на родину. Видимо, еще один подобный идол попал в руки советских чекистов и погиб. Неужели правы летописцы, и пушечное ядро уничтожило Медную Исиду еще в XVI веке? Нет. Ядро ей вреда не причинило.
О сокрушении идола сообщают одни лишь поздние источники. Из более ранних и достоверных известно, что ядро раскрошило одно лишь рядом стоящее дерево. Позднее этот рассказ был несколько приукрашен.
Медная Исида и Золотой Осирис после падения царства Кучума были перенесены в древнее капище близ современного Норильска. Где-то в таймырских горах Путорана они сокрыты и по сию пору. След Золотой Исиды теряется близ истоков Чусовой и Исети. Сказы указывают на Азов-гору у современного города Полевского. Медный Осирис так и не покинул Енисея. Когда-нибудь заступ археолога наткнется на скульптуры, изготовленные в Египте почти 30 веков назад.
Сидит Золотая Баба среди своей бесценной казны. За столетия дорогие соболя и заморские ткани превратились в прах. Но уцелело главное – память о Великой Славянке, давшей жизнь роду людей и богов. В своем обновленном облике Богородицы ласково глядит она на нас со стен православных храмов.
Камни и клад из легенды "Девятибратское".
Находятся на холме в лесу в 3 км. от деревни Орлово Устьянского района Архангельской области.
Представляют из себя девять камней, лежащие на расстоянии друг от друга.
Сначала огромный камень, вросший в землю, и затем по убывающей. Расположены камни клином с севера на юг: в верхнем ряду четыре камня и пять в нижнем. Осколки камней на срезе блестят и даже в жару остаются холодными.
Данное место описано в легенде "Девятибратское" собирательницей устьянского фольклора М. Фёдоровой-Шалауровой.
Легенда гласит, что в камни превратились девять разбойников, державших в древности в страхе всю округу.
Местные жители боятся ходить этим местом. По местным Поверьям из Орлово когда-то давным-давно можно было увидеть на этом месте свет.
И кто его увидит и придет на это место - тому откроется клад, зарытый разбойниками.
_______________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
А.И. Леонтьев, М.В. Леонтьева. "Походы норманнов на Русь",М.: "Вече", 2009
https://www.pravda.ru/districts/northwest/arhangelsk/02-02-2007/211821-klad-0/
https://smartnews.ru/regions/arhangelsk/
https://www.mdregion.ru/o-kladoiskatelstve/26-o-kladah-v-rossii/3010-karta-kladov-arhangelskoi-oblasti.html
https://obzor-novostei.ru/627-o-kladax-v-arxangelskoj-oblasi.html
https://rossica-antiqua.livejournal.com/328956.html
К.Тиандер, ПОЕЗДКИ СКАНДИНАВОВ В БЕЛОЕ МОРЕ, СПб 1906:
Вложение | Размер |
---|---|
Клады Архангельской области | 313.69 КБ |
Клады Архангельской области | 90.78 КБ |
Клады Архангельской области | 81.14 КБ |
Клады Архангельской области | 75.08 КБ |
Клады Архангельской области | 121.4 КБ |
Клады Архангельской области | 137.49 КБ |
- Россия:
- Тэги:
- 8075 просмотров
Комментарии
Северные сокровища
Неплодородная северная земля весьма богата на клады. Самые старые монеты, найденные в Архангельской области, датируются XI–XII веками — это привет от викингов. Впрочем, краеведы и черные копатели ищут в Архангельской области совсем другое сокровище: заговоренный клад легендарного Ермака, который он, якобы, зарыл перед походом в Сибирь.
Самый крупный архангельский клад был найден в конце 80-х годов ХХ века на дачном участке в деревне Боры под Архангельском. Он включал около 2 тыс. серебряных монет, среди которых были деньги, отчеканенные в XI веке в Англии и на берегах Рейна.
Было немало и серебряных украшений. Ученые полагают, что оставляли такие клады викинги или варяги, вернувшиеся из набегов на города Западной Европы. Впрочем, немало в области и более поздних кладов.
В основном люди зарывали свои сбережения в землю в преддверии военной опасности, перед длительными торговыми поездками и т.д. К примеру, в регионе существует так называемое «Предание о панах». В начале XVII века польско-литовские отряды продвигались на север, планируя захватить Архангельск.
Жители деревень, расположенных по пути следования поляков вдоль рек Вага, Кулой и Северная Двина, пытаясь избежать разграбления, зарывали свои сбережения в курганах и уходили в лес. В 2005 году в деревню Маковеевская, что стоит на реке Кулой, приехали черные копатели, которые, очевидно, прослышали об этом предании. Они наняли местных жителей и вырыли несколько 8-метровых ям на кургане, который впоследствии оказался естественного происхождения. Но ничего не нашли.
Отправить комментарий