Город Сызрань
Сызрань – старинный волжский город, раскинувшийся по берегам пяти рек - Волги, Кубры, Крымзы, реки Сызранки и Кашпира (Кашпирка). Он отличается историко-культурной уникальностью, неповторимым природным ландшафтом, выгодным географическим положением. Он стоит на перекрёстке транспортных артерий, а потому его невозможно объехать стороной, перемещаясь с юга на север или с запада на восток нашей страны.
Город сохранил традиционный архитектурный облик и имеет особую ауру намоленного места. Здесь находится более 140 памятников истории и культуры. Среди них – православные храмы, купеческие усадьбы, изумительные образцы деревянного зодчества.
ПАМЯТНИКИ ГЕОЛОГИИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
РОДНИКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
КЛАДЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО САМАРСКУЮ ОБЛАСТЬ - ТУТ!
ГЕОГРАФИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ!
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
Город Сызрань
Город имеет богатое культурное наследие и современную самодостаточную экономику. Её граждане – трудолюбивые и патриотичные люди, которые смыслом своей жизни считают созидательную деятельность на благо своей семьи, родного города и Великой России.
Территория, на которой река Сызранка делает красивый изгиб, а затем сливаясь с водами Крымзы пополняет величественную Волгу, издревле привлекала многие народы для поселения и освоения. Археологические раскопки указывают на то, что уже 3,5 тысячи лет до н.э. в здешних местах проживала высокоорганизованная цивилизация.
Закладка Сызрани приходится на XVII век, и связано это с расширением границ Российского государства на восток. Опустошительные набеги кочевников, ногайских и крымских ханов, нападения лихой казачьей вольницы на торговые караваны препятствовали развитию этих земель.
Необходимо было поставить города-крепости и организовать оборонительные линии. Так возникла и Сызранская засечная черта.
Указом царей Петра и Иоанна Алексеевичей от 4 июня 1683 года предписывалось симбирскому воеводе князю Григорию Афанасьевичу Козловскому набрать полк из симбирских и корсунских дворян, детей боярских и служилых татарских мурз, стрельцов и казаков и «иттить Сызранск строить».
Для новой крепости выбрали гористое место, вблизи которого пролегала дорога на Урал, на правом берегу Волги, между речками Сызраном и Крымзой. Таким образом, крепость с трёх сторон омывалась водой и контролировала транспортные артерии.
К середине сентября «город Сызран со всякими земляными и каменными и деревянными крепостьми сделали…», на что указывалось еще в одном царском указе – от 18 сентября 1683 года. Кстати, вторая российская столица – город Санкт-Петербург – была основана тем же Петром, но на двадцать лет позже Сызрани.
Вознесенский мужской монастырь Город Сызрань
Общая протяженность крепостной стены 290 сажен (около 630 метров). Углы её усиливались четырьмя бревенчатыми башнями. Пятая, с крепостными воротами в центре южной оборонительной стены, была каменной. С 1688 года она упоминается под названием Спасской. Это самое старое сооружение является ровесником Сызрани и визитной карточкой нашего исторического населенного места России.
Свое название город-крепость получил по названию реки, на которой был основан. В переводе с тюркского «сызран» – из оврага текущая, низменная.
Уже в XVIII веке военная функция крепости отодвигается на второй план, а затем и вовсе утрачивается. Город быстро завоевывает статус крупного торгового центра региона. В формируемом в эти годы общероссийском рынке Сызрани отводится роль торгово-перевалочного пункта правобережья Средней Волги. Здесь развивается посредническая торговля, формируется купечество, которое зарабатывает капитал перепродажей товаров. Скупали рыбу, икру, хлеб, калмыцкий скот в Заволжье, симбирских сёлах, а в самой Сызрани – ремесленные товары. Их везли на продажу в Москву, Петербург, Ригу, Нижний Новгород, Астрахань, Оренбург, Уральск.
В 1780 году Екатерина II учреждает герб Сызрани – чёрный бык в золотом поле – за успехи в торговле скотом и хлебом.
Город славился своими ярмарками, которые со второй половины ХIX века проводились четыре раза в год. Факт обширной торговли нашёл отражение и в названии улиц и площадей: Ярмарочная, Торговая, Хлебная площади, Торговая и Купеческая улицы.
К концу XIX века Сызрань становится самым крупным и богатым уездным городом России. Она занимает четвёртое место в Поволжье по переработке зерна, уступая лишь губернским городам – Нижнему Новгороду, Самаре и Саратову.Выгрузка хлебной баржи
Вдоль рек расположись здания мощных вальцовых мельниц купцов Чернухиных, Пережогиных, Стерлядкиных, Ильиных, Цветковых, Ревякиных и других известных в крае семей. Городская мельница и Закрымзенская слободаТорговля и мукомольное производство давали Сызрани немалый доход, и город стремительно развивался.
С момента основания Сызрани здесь стали возводиться православные храмы. В числе первых – Христорождественский собор, церкви Свято-Вознесенского мужского и Богородицкого женского монастырей, приходские храмы в честь пророка Илии, во имя Преображения Господня и Успения Божией Матери. Всего же в Сызрани было более двух десятков храмов, в том числе старообрядческие и единоверческие. Сегодня идет работа по восстановлению святынь, подвергшихся разрушению в годы советской власти. Город Сызрань
На ул. Большая разместились рестораны, гостиницы, питейные заведенияВ 70-е годы XIX века в Сызрани открываются библиотека, театр, учебные заведения с неполным средним курсом, позже – гимназии и реальное училище. А в начале XX века в городе начинается настоящий строительный бум. Возводятся здания мельниц, других промышленных объектов, банков, страховых обществ, учебных заведений, аптек и больниц. И, конечно же, богатеющие купцы не скупились на постройку жилых особняков, которые до сих пор украшают исторический центр города. Следует заметить, что современная улица Советская – бывшая Большая – мало чем отличается от начала прошлого века. Отстроенная практически заново после разрушительного пожара 1906 года, она до сих пор сохраняет дух благополучной купеческой Сызрани и придаёт городу неповторимый архитектурный облик. Кстати, старинный волжский город занимает второе место в Самарской области по количеству памятников истории и культуры, взятых под охрану государства.
Особый импульс к развитию город получил в последней трети XIX века в связи с прокладкой железной дороги. В 1874 году закончилось строительство Сызрано-Моршанской (позже переименованной в Железнодорожный вокзалАлександровский мостСызрано-Вяземскую) железнодорожной ветки. В 1898 году через город прошла Московско-Казанская железная дорога. Самой популярной в городе становится профессия путейца.
В 1880 году открыли для движения железнодорожный мост через Волгу близ Сызрани – Александровский. Тогда он был самым длинным в Европе и шестым в мире – 1 верста 195 сажен. Данное инженерное сооружение сравнивали с Суэцким каналом, так как оно стало для страны своеобразными воротами на Восток.
Разветвлённая транспортная сеть послужила поводом и для размещения в Сызрани многочисленных воинских частей. Ещё в годы русско-японской войны за железной дорогой был образован сборный пункт. В июне 1904 года Николай II посетил Сызрань для воодушевления войск перед отправкой на Дальний Восток. В память о тех событиях сохранилось и название района города – Манчьжурка. Да и другие окраины имеют старинные названия – Жареный бугор, Засызран, Горшки, Питер, Молдавка…
Прибытие в город царя Николая IIК началу XX века Сызрань стал крупным промышленным и транспортным центром страны. Местные предприниматели торговали не только хлебом, но и изделиями деревообработки, строительными инструментами, а также нефтью, керосином, асфальтом. Кстати, сызранским асфальтом в те времена мостились московские улицы. Причём этот материал оказался более конкурентоспособным, нежели заграничные аналоги. А небезызвестный Нобель поставил близ города резервуары для хранения нефти, потому и цены на топливо в здешних местах были относительно низкими, что приносило несомненную выгоду предпринимателям.
К 1916 году в Сызрани насчитывалось 15 крупных промышленных предприятий с доходами не менее 20 тысяч рублей, мелких – более ста.
После революции открываются крупные месторождения горючих сланцев, которые сначала используются как топливо, а затем и в медицинской промышленности, и нефти. Близ города началась промышленная добыча «чёрного золота».
вокзал в Сызрани
В годы Великой Отечественной войны промышленный потенциал Сызрани возрос в пять раз за счет эвакуированных предприятий, а численность населения удвоилась. На территории города разместились некоторые центральные ведомства, которым не нашлось места в Куйбышеве – военной столице государства.
В послевоенное время город развивался, благоустраивался, обрастал социальной инфраструктурой – школами, детсадами, больницами, профилакториями, кинотеатрами, базами отдыха, детскими оздоровительными лагерями.
Сегодня Сызрань – самодостаточный город. Это значительный промышленный, культурный, образовательный, научный центр Правобережья Волги в ее среднем течении.
Выгрузка эвакуированного оборудованияСызранская лукаЗдесь развиты такие экономические отрасли как промышленность, строительство, энергетика, транспорт и связь, торговля, банковский и страховой сектор. Развивается малый бизнес и предпринимательство.
Располагаясь на территории Сызранской Луки, имея неповторимый природный ландшафт, омываемый пятью реками и сохранивший исторический архитектурный облик, город Сызрань поистине является жемчужиной Самарского региона и всего Поволжья!
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПРО ГОРОД
Сы́зрань — город в Самарской области Российской Федерации. Административный центр городского округа Сызрань и Сызранского муниципального района (в состав района не входит). Население — 176 057 чел. (2014).
Город расположен на правом берегу Волги (Саратовское водохранилище), в устье реки Сызранки, в 137 км к западу от Самары вниз по течению.
Площадь города 117 км², в границах городского округа 136,06 км².
В конце 1950-х и начале 1960-х годов на шахте «Кашпирская» производилась селективная добыча фосфоритов, залегающих в кровле горючих сланцев для нужд сельского хозяйства. Ориентировочные запасы фосфоросодержащей руды составляют 7 млн тонн.
Месторождение залежей строительного песка и песчаника находится на юго-западной окраине Сызрани. Прогнозные ресурсы составляют 300 тыс. м³ и залегают на площади 9 га.
Водоснабжение Сызрани осуществляется из двух месторождений: Сызранского и Ивашевского. Водоотведение и водопотребление города обеспечивают восемь водозаборов. В районе посёлка Белый Ключ в карьере Лысая гора располагается месторождение карбонатных пород (камень).
Памятники природы Сызрани
На территории Сызрани в настоящее время находятся шесть охраняемых природных объектов, отнесённых к государственным памятникам природы местного значения.
Город получил своё название от реки Сызран (в настоящее время — Сызранка), на которой была основана крепость. В описании XVIII века гидроним указывается в формах Сыза, Сызан из татарского «сыза» «овраг, балка»; элемент — «ран» может объясняться, как показатель чувашского исходного падежа, соответствующий русскому предлогу «из». Исходя из этого, тюркское название означает «овражная река, текущая из оврага, низменная река».
Основание города
Археологические раскопки дают основание предполагать, что уже 3,5 тысячи лет до н. э. в здешних местах проживала высокоорганизованная цивилизация. Это неслучайно: Средняя Волга — пересечение транспортных и торговых артерий.
Город основан в 1683 году воеводой Григорием Козловским (князья Козловские), по одному из самых ранних указов царя Петра Алексеевича. В то время Россия продолжала прирост своих территорий на Востоке, и для обеспечения безопасности торгового пути требовались города-крепости.
Однако достаточно быстро военная функция отодвигается на второй план, а на первый выходит торговая. Уже в XVIII веке город превращается в крупный торговый центр региона. Здесь развивается посредническая торговля, формируется купечество.
В 1780 году Екатерина II учреждает герб города — чёрный бык в золотом поле — за успехи в торговле скотом и хлебом. В 1781 году Сызрань становится уездным городом Симбирского наместничества (с 1796 года — Симбирской губернии). Здесь развивается торговля хлебом, земледелие, кожевенное, сапожное, портняжное, деревообделочное ремёсла. Особый импульс к развитию город получил в последней трети XIX века в связи с прокладкой железной дороги.
XIX—XX века
На рубеже XIX—XX веков главная отрасль промышленности в Сызрани — мукомольная. Город занимал 4-е место в России по переработке зерна, уступая лишь Нижнему Новгороду, Саратову и Самаре.
В результате сильного пожара в начале июля 1906 года в Сызрани сгорело около 5500 строений, большая часть города была уничтожена. Общие убытки от пожара в ценах того времени составили примерно 18 миллионов рублей. Погибло не менее 1000 человек.
После пожара 1906 года, уничтожившего почти все деревянные строения, велась каменная застройка города. Купцы возводили для своих семей и общественных нужд особняки. На пожертвования горожан строились церкви. Ныне эти здания являются памятниками архитектуры, многие из них отреставрированы в последние годы[].
Промышленный переворот также нашёл отражение в Сызрани. К 1916 году в Сызрани насчитывалось 15 крупных промышленных предприятий с доходами не менее 20 тысяч рублей, мелких — более ста.
В годы советской власти на изменение структуры промышленного производства повлияло прежде всего открытие крупных месторождений — нефти и горючих сланцев. «Второе Баку» — это сказано про Сызрань. Неслучайно город буквально опутан нитями нефте- и газопроводов, магистральных продуктопроводов. В 1919 году началась промышленная разработка горючих сланцев, которые использовались в годы гражданской войны в качестве топлива, а затем было найдено их применение в медицинской промышленности. Сланец являлся исходным сырьём для производства ихтиола, альбихтола, тиокреолина и других препаратов. Продукция Сызранского сланцеперерабатывающего завода была востребована не только в СССР, она была знакома медикам Венгрии, Индии, Англии, Турции и многих других стран.
С 1928 года Сызрань - центр Сызранского округа Средне-Волжского края.
Около 39 тысяч сызранцев встали на защиту Родины в годы Великой Отечественной войны. 11300 человек сложили головы на полях сражений. 26 горожан за ратный подвиг удостоены звания Героя Советского Союза.
В ночь с 17 на 18 июня 1942 г. одиночный Не-111 совершил налёт на Сызрань, сбросив на город десять фугасных и одну тяжёлую зажигательную бомбу[].
В годы войны промышленный потенциал Сызрани увеличился в 4-5 раз за счёт эвакуированных предприятий. На территории города в те годы располагались некоторые центральные министерства и ведомства, так как вторая столица — Куйбышев (название Самары в 1935-1991 годах) не смогла вместить все эвакуированные из Москвы учреждения.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР № 742/19 7 августа 1956 года Октябрьский район был преобразован в город областного подчинения Октябрьск.
В послевоенное время в Сызрани развивалась нефтехимическая, химическая, энергетическая, лёгкая, деревообрабатывающая, пищевая промышленность, машиностроение.
Сызранский драматический театр им. А. Толстого Город Сызрань
Сызранский драматический театр им. А. Толстого основан в 1870 году — был открыт местным купцом летний театр под названием «Эрмитаж». В этот театр приезжали известные актёры того времени, что позволило говорить местным чиновникам о строительстве стационарного театра.
Но открытие театра произошло только 24 октября 1918 года. Первым художественным руководителем театра был актёр Глеб Ростов. Изначально репертуар театра был классическим, где особую любовь снискали спектакли по произведениям А. Н. Толстого. Театр располагался в двух зданиях.
Во время Великой Отечественной войны сюда был эвакуирован Сталинградский драматический театр, что позволило поднять уровень театра. В 1983 году театр получает имя Алексея Толстого. В 1994 году Сызранский театр уехал гастролировать в Москву, а с 1995 года являлся активным участником международных проектов. Первым, из которых была поездка в Финляндию. В 1996 году театр стал лауреатом международного фестиваля «Полёт Чайки» в Санкт-Петербурге.
Музей иконописной школы
В городе действует иконописная школа, ярчайшим её представителем был А. А. Бочкарёв. (1866—1934). В школе находится мастерская художников, где можно даже заказать икону «Сызранского письма».
Особняк мещанина М. В. Чернухина (в настоящее время городской выставочный зал)
Сызранский краеведческий музей Город Сызрань
Основателем был Н. В. Гурьев. Началось всё с организации 1923 году сельскохозяйственной выставки. В августе 1924 года в фонд музея передана территория кремля со строениями сторожевой башни и Христорождественского собора. К концу 1924 года в музее сформировались коллекция монет, археологическая коллекция, собрание фотографий революционного периода, иконописи и редких книг. В 1925 году фонд музея пополнился поступлениями из бывших дворянских усадеб: имения Гагариных в селе Заборовка, Усольской вотчины графов Орловых-Давыдовых, имения Насакиных в селе Губине. С момента основания музей ведёт активную поисковую, научно-исследовательскую, экспозиционную, методическую, культурно-просветительскую деятельность. Сегодня Сызранский краеведческий музей — современный культурный центр Самарской области, активный участник международных, всероссийских, областных и городских мероприятий. Музей ведёт активную работу по популяризации знания о прошлом и настоящем Сызрани.
Городской выставочный зал - особняк купца Чернухина Город Сызрань
В 1990 году городскому краеведческому музею был передан городской выставочный зал. Находится в старинном особняке общественного деятеля, купца первой гильдии Мартиниана Васильевича Чернухина. Примечательна деревянная резьба на фасаде. Здание является памятником деревянного зодчества регионального значения. Этот деревянный терем с усечённой шатровой крышей и тонким кружевом домовой резьбы по карнизам и наличникам окон ныне признан памятником архитектуры федерального значения. В Выставочном зале действуют четыре экспозиционных помещения, оформлен интерьер дворянской гостиной, представлена часть художественной коллекции Сызранского краеведческого музея. Также приезжают передвижные выставки. В выставочном зале можно приобрести сувениры и картины местных художников.
Христианство
Казанский собор,
Церковь Ильи Пророка,
Мужской Вознесенский монастырь,
Собор Рождества Христова в Сызрани.
Достопримечательности
Сызрань сохранила облик купеческого волжского города XIX века. До 2010 года город обладал статусом исторического населённого пункта России. С изданием указа Министерства культуры и Министерства регионального развития РФ от 29 июля 2010 г. № 418/339 город утратил исторический статус. На территории города расположено 143 памятника истории, культуры, архитектуры.
Достопримечательности и интересные места.
От площади Сызранского Кремля начинается главная и самая красивая улица города – Советская, или Большая, если вспомнить ее дореволюционное название. Пройдя по этой улице, воочию убеждаешься, что государство Российское, и правда, держалось на купцах. Их усадьбы и торговые дома, банки, в которых они хранили свое состояние, учебные и благотворительные заведения, построенные на их средства, – все это определило облик города, его дух, который до сих пор чувствуется в сохранившейся застройке. В определенном смысле, эта музейная улица, где почти каждый дом – уникальный экспонат из купеческой жизни прошлого века.
Сохранившаяся каменная Спасская башня Сызранского кремля, (1683) является главной достопримечательностью города — объект культурного наследия федерального значения, внутри которой сейчас находится музей кремля. На территории кремлёвском холма, располагается церковь Рождества Христова (1717).
Это единственный кремль на территории Самарской области.
От Сызранского кремля, изначально деревянного и имевшего четыре деревянных и одну каменную башню, сохранилась только каменная Спасская башня, признанная объектом культурного наследия федерального (общероссийского) значения. На территории кремля также расположена церковь Рождества Христова (1717).
Казанский кафедральный собор, (1872) с колокольней, виден с кремлёвского холма, главные святыни — иконы Фёдоровской Божьей Матери и Казанской Божьей Матери. 8 июля отмечается праздник в честь иконы Фёдоровской Божьей Матери, чудесно обретённой. Город Сызрань
Культурно-исторический комплекс «Вечный огонь»
Вознесенский мужской монастырь, (1685 год). От всего комплекса монастырских построек сохранился храм Вознесения (1738). Ведутся работы по восстановлению монастырских строений. На месте бывших монастырских угодий располагается самый большой район города — Юго-Западный (известен как «Монгора»), застроенный преимущественно многоэтажными домами.
Особняк купца Стерлядкина (ныне ЗАГС). Здание, построенное в стиле «модерн» является памятником архитектуры.
Городской Выставочный зал.
Он расположен в красивом старинном особняке купца Чернухина. Этот деревянный терем с потрясающей ажурной резьбой на фасаде признан памятником архитектуры федерального значения. В Выставочном зале действуют четыре экспозиционных помещения, где представлены картины сызранских художников, предметы из усадьбы графов Орловых, чучела животных и другие экспонаты. Сюда часто приезжают передвижные выставки. В Выставочном зале вы можете приобрести сызранские сувениры и уникальные картины местных художников.
Земская управа была построена во второй половине XIX в. Двухэтажное здание, центр которого немного выдаётся вперёд, является симметричным, оно характеризуется уравновешенностью, гармоничностью и соблюдением ритма и пропорций. В здании вплоть до 1917 г. собиралось земство всего уезда и решало его насущные проблемы. 4 марта 1917 года после Февральской революции 1917 г. в здании земской управы прошёл митинг, на котором был порван портрет царя Николая II.
С советских времён и по сей день в здании располагается Детская художественная школа имени И. П. Тимошенко.
Дом Елизарова (середина XIX века) — директора Общественного банка. Сейчас здесь магазины.
Дом мещанина С.И. Мясникова, построенный в 1909 году. Сегодня Сбербанк РФ.
Дом братьев Волгушевых ул. Советская, 5., где ранее располагались лавки кафедрального собора и гостиница «Батум». Построен в 1904 г. Архитектор С. П. Щербаков. В настоящее время в здании размещается Сызранский медицинский колледж
Усадьба купцов Сыромятниковых, они торговали хлебом, занимались выплавкой чугуна. Их белый с зеленым дом, с изящным угловым эркером, также в отличном состоянии. Сейчас тут располагается колледж искусств.
Дерево согласно местной легенде сохранившееся со времени основания города. Имеет обхват в несколько метров. Сейас ему около 300 лет.
Красное кирпичное здание, в западно-европейском стиле, было построено во второй половине XIX века для Общественного банка. Сейчас оно используется под нужды Госбанка. Любопытный факт: во время страшного пожара 1906 г. сотрудники банка явили высокий пример гражданского поведения, то есть бросились спасать не свое имущество, а документы, амбарные книги, деньги вкладчиков.
Эффектное ярко-синее здание с куполом соорудили из железобетона, на втором этаже располагалась контора Волжско-Камского банка, на первом – торговый дом Пермяковой. В застройке Сызрани трудно выделить преобладающий стиль, более всего городу свойственна эклектика. Сейчас внизу находится отделение почты россии.
ГЭС на реке Сызранке, первенец гидроэнергетики Поволжья, вступила в строй в 1929 году и работает до сих пор. Является единственным гидросооружением начала плана ГОЭЛРО, которое сохранилось в первозданном виде.
На соседних улицах, исторического центра города, встречаются здания выполненные в стиле бидермейер, а также образцы русского крепостного зодчества, деревянная резьба на улицах Свердлова, Ульяновской, Кирова, Интернациональной.
Необходимость в освоении этих земель возникла после присоединения Казани к Московии Иваном Грозным в 1552 году. Позднее царствующие Романовы решили активнее защитить свои волжские владения не только от набегов кочевников, но и от казацкой вольницы. Вверх и вниз по Волге дважды в год ходили торговые караваны по 500 судов каждый, постоянно подвергавшиеся нападениям и грабежам. Необходимо было обезопасить купцов, и в 1683 году появилась крепость Сызран.
Место для ее закладки выбрали удобное – на высокой стрелке, образованной реками Сызранка и Крымза и защищенной их водами с трех сторон. Основал крепость воевода Григорий Афанасьевич Козловский, на будущий год.
Город Сызрань
Постепенно крепость утратила свое военное значение, вокруг Кремля начал разрастаться посад с ремесленными мастерскими, складами, торговыми рядами. Верхний торг никогда не менял своего назначения, здесь и по сей день находится рынок, на Нижнем торгу шла торговля скотом.
К концу XIX века в Сызрани проживало 770 купцов-посредников, а в начале XX века стали открываться воинские части. Место это стратегическое, ведь через Сызрань проходит железнодорожная магистраль в шести направлениях, из города можно без пересадки уехать в любую точку страны.
Памятники, монументы
памятник В. И. Ленину.
Памятник в честь боевых и трудовых подвигов сызранцев в годы Великой Отечественной войны.(Вечный огонь).
«За власть Советов! Погибшим борцам за дело революции в 1919 году»
памятник великому танкисту Михаилу Ставрапольцеву.
монумент в виде объёмной пятиконечной звезды, установленный в честь 100-летия со дня рождения Г. К. Жукова
Парки, скверы
Дендропарк, расположенный в южной его окраине, на Саратовском шоссе. Площадь 8 га, около 110 видов различных растений.
Общественные мероприятия
«Сызранский помидор» — региональный фестиваль, проводится с 2001 года, в честь давних традиций. Помидор завезли много веков назад купцы из Астрахани. Климат и плодородная чернозёмная почва способствовали богатому урожаю. В голодные времена Сызрань снабжала им не только местных жителей, но ещё и торговала вплоть до Урала. Город Сызрань
«Серебряные трубы Поволжья» — международный фестиваль духовых инструментов, главное музыкальное событие города. Принимают участие ансамбли, оркестры и солисты Франции, Италии, России, в том числе музыканты Самарской области, концерты которых проходят с аншлагом прямо на улицах города. На празднике проводится культурно-развлекательная программа, включающая демонстрации, парад, путешествие на теплоходе по Волге, экскурсии по памятным местам Самарской области. В рамках фестиваля также проводят международную выставку детского рисунка «Мир вокруг нас». Завершается международный фестиваль «Серебряные трубы Поволжья» гала-концертом и церемонией награждения победителей в драматическом театре им. А. Толстого.
Военные и политические деятели
Давыдов, Денис Васильевич (1784—1839), село Верхняя Маза, Сызранский уезд, Симбирская губерния) — генерал-лейтенант, партизан, участник Отечественной войны 1812 года, русский поэт.
Болдырев, Василий Георгиевич (1875—1933) — русский военный и государственный деятель, русский военачальник, генерал-лейтенант. Участник Белого движения на Востоке России.
Матвеев, Пётр Фёдорович (1864 — ?) — ткач, депутат Государственной думы I созыва от Симбирской губернии, «выборжец».
Черноусов, Борис Николаевич (1908—1978) — советский государственный и партийный деятель, председатель Совета Министров РСФСР.
Белов, Евгений Иванович (род.1945) — российский государственный и политический деятель, мэр города Омска.
Писатели
Алтайский-Королёв, Константин Николаевич (1902—1978) — поэт, писатель, переводчик.
Аркадьев, Елпидифор Иванович (1856—1917) — библиограф, журналист, издатель.
Григорьев, Сергей Тимофеевич (1875—1953) — российский писатель, автор исторических, приключенческих и фантастических произведений для детей и юношества.
Косаговский, Юрий Юрьевич (род. 1941) — российский художник, поэт.
Толстой, Алексей Николаевич (1882—1883) — российский советский писатель и общественный деятель, граф.
Федин, Константин Александрович (1892—1977) — советский писатель, общественный деятель.
Синявский, Андрей Донатович (1925—1997) — российский литературовед, писатель, литературный критик, политзаключённый.
Галактионова, Вера Григорьевна (род.1948) — российский писатель.
Герои СССР и РФ
Бакулин, Михаил Фёдорович (1921—1944) — участник Великой Отечественной войны.
Волков, Михаил Ермолаевич (1913—1957) — участник Великой Отечественной войны.
Федотов, Владимир Иванович (1924—2011) — Герой Социалистического Труда
Кириллин, Алексей Юрьевич (1970—2000) — военный лётчик, участник второй чеченской войны., Герой Российской Федерации.
Корниенко, Михаил Борисович (род.1960) — лётчик-космонавт, Герой Российской Федерации
Интересные факты
2 апреля 2010 года на корабле «Союз ТМА-18», стартовавший, с космодрома Байконур, бортинженер Корниенко, Михаил Борисович, уроженец Сызрани,
«С собой на орбиту взял два вышитых на ткани символа города Сызрани — герб и кремль, а также эмблему отцовского СВВАУЛа. Обещал после полёта лично приехать на свою малую родину и вернуть землякам раритеты, побывавшие на орбите».
Военный корабль «Сызрань» Балтийский флот ВМФ России бороздит воды мирового океана.
Улица Сызранская имеется в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Оренбурге, Казани, Калининграде, Саранске, Саратове, Кузнецке, Вязьме и во многих других городах и посёлках.
В конце XIХ века Сызрань была самым крупным из уездных городов. По данным всероссийской переписи населения 1897 г., здесь проживало 32 377 человек.
Городская легенда гласит, что августа 4 года 1773 Екатерина II подписала указ о поставке к императорскому двору воду, в дубовых бочках, только с Сызранского источника. Продолжалось это вплоть до семнадцатого года. После революции про воду забыли.
В посёлке Сердовино городского округа Сызрань располагается второй по величине в России склад боеприпасов. В хранилищах, наполовину заглублённых в землю, главное ракетно-артиллерийское управление Министерства обороны хранит сотни тысяч тонн снарядов, гранат, мин, тротиловых шашек, патронов и других взрывчатых предметов вооружения.
Уникальным природным памятником, аналогичных которому во всём мире не более десятка, является находящееся глубоко под землёй в окрестностях посёлка Новокашпирского своеобразное кладбище ихтиозавров. Это одна из разновидностей ихтиозавридов — водных ящеров, живших в нашем крае более 100 миллионов лет назад. Палеонтологическая коллекция хранится в Самарском историко-краеведческом музее им. П. В. Алабина.
Торт «Паутинка» почти 40 лет является визитной карточкой Сызрани. Производство было освоено кондитерами местного хлебокомбината в 1972 году.
Впервые русский асфальт стали производить на Сызранском заводе в 1873 году (на правом берегу Волги выше Сызрани на 20 км).
Карьер в Юго-Западном районе Сызрани был выкопан немецкими военнопленными для нужд градостроительных организаций. Спустя десятилетия карьер использовали для проведения чемпионатов по мотокроссу. Сейчас объект заброшен.
ИСТОРИЯ СЫЗРАНСКОГО КРАЯ
1. Построил наш город князь Григорий Афанасьевич Козловский. Человек довольно известный в своё время. Один из историков написал, что его послужному списку мог позавидовать любой самый знатный вельможа. Тем более обидно, что мы, сызранцы, до сих пор упорно искажаем многие факты биографии князя. Из публикации в публикацию кочует история про то, что Козловский был отправлен сюда в ссылку после ссоры с боярином Львом Нарышкиным. Первым написал об этом ещё в конце позапрошлого века симбирский краевед Мартынов, а мы исправно повторяем.
В те тяжелейшие дни на российском пограничье он проявил незаурядную смелость и административный талант. Ему и посланному на воеводство в Казань боярину Шереметьеву удалось переломить ситуацию и остановить войну. На границе со степью встала крепость Сызран, одновременно с Дона две тысячи казаков пошли «промыслом» на калмыцкие улусы. Это помогло колеблющемуся калмыцкому хану сделать окончательный выбор. Он подтвердил свою верность союзу с Россией и ударил в тыл восставшим. Вскоре в Поволжье восстановился покой.
А уже в апреле 1684 года Козловскому «за сохранение спокойствия в Малороссии и за успешные действия против турок и крымцев пожалованы кафтан атлас золотной на соболях, кубок золочен с кровлею и денежной придачи 80 рублёв». В феврале 1685 года мы видим его в Москве в свите царя Ивана Алексеевича, а в 1689 году, в переломное время, когда утратила власть царевна Софья, Григорий Афанасьевич был членом Расправной палаты, специального высшего органа власти, выполнявшего функции Боярской Думы между её заседаниями.
После того, как Козловский построил город, здесь разместился постоянный гарнизон с собственным воеводой. Нам, конечно, интересно, кто же был самым первым? В документе 1685 года упоминается Никита Заборовский. Учитывая, что Сызрань заселялась всего за полтора года до этого, можно с большой долей вероятности предположить, что именно он и возглавил тогда местный гарнизон.
Кроме присланных царским указом солдат, получивших по четыре рубля на обзаведение и щедро наделённых землёй, перевели в Сызрань и священнослужителей. Первым упомянутым сызранским протопопом был Семён Мелентьев. Кроме него церковный причт состоял тогда из двух священников, дьякона, дьячка, пономаря и просфирни. Для пропитания выделялась пашня – 247 десятин по речке Малой Крымзе. Далековато, конечно, но по тем временам довольно безопасно. Поля лежали прямо возле станицы казаков под командованием Василия Жемкова, несших пограничную сторожевую службу. Платили и деньгами: протопопу 15 рублей в год, священникам по семь, дьякону – три, а дьячку два с полтиною. Кроме того, дали землю под огороды в самых низовьях Кубры и покосы на волжских островах. Вот из-за этих островов и попали вскоре сызранские пастыри в историю. В прямом и переносном смысле.
Участки в нашем пустынном краю выделяли тогда щедро. Земли было полно, хватало всем. Вот и писали приблизительно «от Воложки поперек Сызранского острова: на двух вязах грань, а те вязы вышли из одного корени, а от тех вязов, на ерик на девять осокорей, а оттуда на Лопатин остров на три дуба…» Такой вот кадастр. Писали по стандартному шаблону «и рыбные ловли, и с истоки, и с малыми озерки, и со всякими угодьи, и с зверовым зимним и летним ухожьи». Подьячий сызранской приказной избы Яков Басков так и написал в 1689 году. Жалко, что ли!
Только получалось, что Воложка попадала во владение сызранского протопопа. Здесь уже давно, еще до строительства Сызрани обосновались ватаги Саввы-Сторожевского монастыря, которому были пожалованы рыбные ловли на Волге.
Вроде, сызранцы были правы. Воложка не Волга. Но монастырские власти считали иначе. Рыбу тогда ловили учугами – перегораживали частоколом русло, оставляли проход, а там ставили снасти. Уловы были сказочные. Это не возня с неводами на основном русле. Уступать Воложку никто не собирался. Саввы-Сторожевского монастыря старец Боголеп уповал на царскую милость, а, сменивший Мелентьева сызранский протопоп Артамон Васильев на старую мудрость «до Бога высоко, до царя далеко». Не мудрствуя лукаво, сей пастырь в июне 1689 года «собрав все многолюдство нарядных человек со всяким оружием монастырских рыбных ловцов похватали, в спинах перевязали, и уловную рыбу, и соль, и хлеб, и струги, и лодки, и всякие ловецкие припасы пограбили». Сызранский воевода Иван Загоскин принял сторону протопопа и «пленных» посадил в тюрьму, а затем не желая быть замешанным во всю эту историю, отослал под конвоем в Симбирск.
Появились и первые добровольные переселенцы. На торговой площади поставил свою конторку некий Ивашка Хомуцкий. Откуда он прибыл, мы не знаем, уж не приходился ли родней тому самому самарцу Хомутскому, пострадавшему от разинцев еще в 1669 году? В Сызрани он стал площадным подьячим. Занимался составлением документов, их заверением, ходатайствовал по чужим делам. То есть был по сути дела первым сызранским адвокатом и нотариусом. Удивительно, как еще никто не додумался назвать его именем юридическое бюро? Должность эта требовала специального разрешения, которое получить было непросто. Имевшиеся «хлебные места» ревниво охранялись. Вот, видимо, Хомуцкий и попытал счастья во вновь основанном пограничном городе, благодаря чему и остался в истории. Именно он заверял подписи на прошении об отведении земель для Сызранского Вознесенского монастыря.
Основал эту обитель другой добровольный пришелец старец Кирилл. Он в 1684 году подал, вместе с группой переселившихся в Сызрань солдат во главе с Любимом Денисовым, прошение о постройке в городе мужского монастыря. В послании указывалось, что многие из них давали обет постричься в старости в монахи, а теперь не могут этого сделать, так как переведены вдаль от родных мест. Под монастырь предлагалось выделить пустующее место на стрелке рек Сызрана и Крымзы. В мае 1685 года разрешение было получено и специально выделенные люди произвели отмер земли под обитель.
С ними история сыграла забавную шутку. Почему-то всех посланных для определения места и размера участка современные краеведы упорно именуют основателями монастыря. Туда попал даже заверявший подписи, выполнявших роль свидетелей сенгилейских казаков, Иван Хомуцкий. Излишне говорить, что и сами свидетели тоже, ничтоже сумняся, причислены к благочестивым искателям монашеского чина. Нас же этот документ интересует, потому что донес имена первых жителей нашего города.
Сержанты Любим Денисович Глазунов, Максим Карпов, Степан Семенович Бородин, Григорий Михайлович Белоусов, Яким Прокофьевич Посников, Алексей Романович Калаганин, десятники Алексей Красулин, Иван Кинешемец, Яков Волк, Нестер Щербак, Василий Кузнец. Интересно, что среди сержантов был грамотен лишь один Посников.
Для пропитания монахов отвели около 3500 десятин земли за рекой Сызраном. Место это и поныне называется Монастырской горой. Все междуречье Сызранки и Кубры вплоть до устья реки Балашейки принадлежало тогда обители. Сам монастырь по сей день является украшением города.
Дворяне, получившие поместья в сызранской округе, тоже ставили свои дворы поближе к крепостной стене. Интересно, что среди прочих значится домовладение Александра и Ивана Львовичей Нарышкиных, сыновей того самого боярина ссора с которым погубила блестящую карьеру князя Козловского. Двоюродные братья самого царя Петра Алексеевича, получили земли в наших краях и обзавелись собственной усадебкой в Сызрани.
В крепости были нужны и более квалифицированные специалисты, чем простые солдаты: пушкари, воротники, служащие канцелярии. Они получали более высокие оклады и являлись своеобразной элитой тогдашнего городского общества. Между делом они ещё приторговывали, а канцеляристы, как водится, ещё и приворовывали. Во всяком случае, крупнейшие сызранские богатеи вышли именно из их среды.
Потянулся в новопостроенную крепость разный торговый и ремесленный люд. Они записывались в посад и военной службы не несли. Их главной обязанностью была уплата налогов и выполнение многочисленных хозяйственных повинностей. Эти люди ехали на свой страх и риск. Обслуживание нужд гарнизона вряд ли могло обеспечить хорошим доходом, а вот пограничная торговля была делом очень заманчивым. Сюда на край русского государства переселялись в первую очередь люди решительные, предприимчивые, не боящиеся трудностей. Именно из них и сложится со временем сызранское купечество, которое будет заправлять городскими порядками на протяжении двух веков.
2. Город был построен и заселен довольно внушительным, по меркам того времени, гарнизоном. Он надежно перекрывал путь к Симбирску и на Самарскую Луку крупным отрядам. Но для того, чтобы освоить весь край, требовалось создать пограничную сторожевую службу. В ее задачи входила борьба с мелкими шайками, приходившими за добычей из просторов Дикого поля и разведка на основных путях возможного нападения более многочисленных контингентов. Этим на Руси занимались казаки.
Сторожевая служба была создана еще в 1571 году после разрушительнейшего набега крымских татар, когда, впервые со времен Тохтамыша, была сожжена Москва, а в полон было угнано более полумиллиона человек. Тогда и был принят боярский приговор о станичной и сторожевой службе, на долгие годы определивший порядок охраны государственных границ.
В наших краях первые станицы начали выдвигаться на передовой рубеж еще до начала строительства крепости.
Казакам «новодостроеннаго города Сызрана Савве Богомолову с товарищи 192 (1684) года отведено в Синбирском уезде из порозжей земли в урочищах от новопостроеннаго города Сызрана до Самарской дороги от первой речки до Печерских гор до осми изб, и вверх по Волге реке до Татарского городища и до реки Усы, и вверх по Усе реке и до реки Киширека и до первой речки, что от новопостроеннаго города Сызрана». Они основали село Печерское.
В то же время отряд под командованием Василия Жемкова встал на правом берегу реки Крымзы. Станичникам были пожалованы земли до самой реки Сызранки. Основная их часть поселилась в селе, названном Жемковкой, а в самых низовьях Крымзы, почти у самой крепости они построили несколько крепких дворов, именуемых в документах слободкой. Отсюда было рукой подать до неспокойной степи, начинавшейся сразу за Сызранкой.
В одном из позднейших документов жемковцев назвали карсунскими казаками. Может, потому, что они пришли из под Карсуна, а может потому, что охраняли карсунскую дорогу. Упоминаются в самый год основания Сызрани и сенгилейские казаки. В частности, подписи пятерых из них заверял площадной подьячий Иван Хомуцкий при отведении места под Вознесенский монастырь.
Службы была тяжелой и очень опасной. Запасшись небольшим количеством съестных припасов, казаки малыми группами уходили в степь. В боярском приговоре говорилось: «А стоять на сторожах, с конь не сседая, переменяясь, и ездить по урочищам направо и налево по два человека. А станов им не делать, а огни класть не в одном месте, коли каша сварена, тогда в этом месте не ночевать, а где ночевали, там не полдничать. А в лесах им не ставиться, а ставиться на таких местах, где усторожливо». Когда археологи раскапывали древний курган недалеко от Уваровки, то обнаружили на нем следы какого-то деревянного строения, угли и кованый гвоздь, приблизительно XVIII века. Можно с большой долей вероятности предположить, что здесь стояла дозорная вышка казаков. Место возвышенное открытое, хорошо просматривается степь за Куброй, а совсем рядом в те далекие времена была густая дубрава.
Сызранские казаки того времени были явлением чрезвычайно интересным. Пёстрым был их национальный состав, разнообразным было и вероисповедание Детская кровать 120х60 . Вместе, плечом к плечу стояли православные, мусульмане, язычники. В Жемковскую станицу, например, поступил в 1689 году дозорным казаком мордовский мурза Шадрин. Его так и записали под языческим именем, наделили землей. Но не нужно думать, что принимали на службу любого желающего. Нужны были только профессиональные военные, в совершенстве владеющие оружием, умеющие держаться в седле и знающие много чего такого, без чего человек в дикой степи не жилец.
Вооружались казаки в основном холодным оружием, ружьям предпочитали луки. В поле, нередко под дождём это было надёжней. Предпочтение всегда было в пользу удобства, лёгкости. Вместо тяжёлых кольчуг и шлемов – куячный доспех: стёганая войлочная куртка и шапка. Запасшись сухарями и жареной овсяной мукой – толокном, казаки неделями, рыскали по безлюдной степи, высматривая неприятеля и рискуя в любой момент сложить голову.
Выше по Сызранке получили землю служилые мордовские мурзы. До этого они прикрывали российские рубежи чуть севернее, обосновавшись в лесном селе Еделево, теперь вышли к новой границе. Еще дальше служилые и ясачные чуваши под командованием Чинная Якшитова построили село Сайман. Места там были удаленные, и подьячие добрались в верховья Сызранки лишь в самом конце XVII века. Каково же было их изумление, когда в одной из долин они обнаружили целую татарскую деревню, о которой до сих пор никто не знал. Выяснилось, что называется она Ахметлей, и основали ее выходцы из темниковской округи уже лет десять назад.
Служилые татары, некоторые из которых гордились княжескими титулами и возводили свои родословные к ханам Золотой Орды, убрались подальше от царских воевод, когда началось насаждение христианства, как государственной религии. Местные власти подобной «находке» только порадовались и задним числом закрепили за переселенцами все занятые земли. В те трудные времена каждый человек на границе был на вес золота, особенно из профессиональных потомственных вояк.
В районе нынешнего Октябрьска еще до строительства Сызрани на горах стояли дозоры служилых чуваш и татар. Сами они жили на берегах Усы близ усольских владений.
«Вместо всяких других укреплений служил им убежищем и защитою в дачах их состоящей остров, окруженной рекою Усою, ее староречием и топкими болотами, именуемый Жилою Поляною. От онаго в шести верстах в дачах села Усы находящейся высокой и остро к верху оканчивающийся холм, называемой Караульным Шиханом, а напротив его пост в таком же расстоянии близ деревни Черемоховки и другой высокой курган, с которых видна заволжская часть, а на Лысой горе маяк из скорозагорающихся материй Фэтбайки schwinn купить эллиптический эргометр schwinn. . Жители во время перелазу неприятелей своих с луговой стороны Волги на нагорную, увидя служивший им тогда уверительным сигналом зажженный маяк на Лысой горе, с поспешностию вобравшись все в тот остров и подняв мост, безопасными оставались от неприятелей, которыя, тщетно употребляя ж такое старание, без успеху с досадою возвращались.»
Именно так описывалась их жизнь в летописи, которую показывали в деревне Малячкино в конце XVIII века симбирскому чиновнику Масленицкому. В том же манускрипте, писанном на русском языке, содержалось предание будто «есаул Иванко, по взятии Казани отправленной для удержания границ России, со своим начальником и войсками при Черемоховских горах сей округи и при Большом Едамасском лесу построил каменной город, соорудя тамо ж и равныя каменныя здания, где как он, Иванко, так подруга его Марья по смерти со всем своим богатством погребены». Надгробья их украшены изображениями, солнца и луны.
Так что, судя по всему, именно служилые чуваши были первопоселенцами нашего края. Царская администрация того времени к национальному вопросу относилась спустя рукава и зачастую писала мордву чувашами, и наоборот. Не исключено, что те самые «мордовские бортные ухожаи», упоминаемые на месте будущего строительства Сызрани, тоже были чувашами. У них этот промысел был чрезвычайно развит. Точно так же всех мусульман дьяки неизменно писали татарами. А ведь последователей этой религии было немало и среди чуваш. Нам же по прошествии 300 лет во всей этой национальной путанице не разобраться.
В государственном архиве Сызрани сохранились имена основателя деревни Малячкино (она почти столетие называлась Казанбаевкой) служилого татарина Казанбая Енбашева и его товарищей мурзы Байки Байдерякова, Енгача Матвеева, Тагая Чадаева, Телая Качебаева и других. Часть из них названа служилыми татарами, часть чувашами, некоторые имеют почетную приставку «мурза». Этот титул пришел еще из Золотой Орды и переводился с персидского, как «господин», «князь». Все они были потомками некогда могущественных и древних родов, уходящих корнями в седую древность.
В конце XVII века они еще помнили о своем знатном происхождении, считали своим призванием военную службу и ревностно отличали себя от простолюдинов. В приказной документации это отразилось, как разделение «инородцев», как тогда скопом называли татар, мордву и чуваш, на служилых и ясачных. Сами же они упорно требовали сохранения за собой древнего титула «мурза», а некоторые писались по-русски князьями. К одному из документов служилые чуваши Казанбаевки приложили свои родовые тамги, которые сызранский подьячий назвал «знаменами», но, тем не менее, аккуратно перерисовал при составлении копии.
Одних казаков для надежного закрытия границы не хватало, и правительство прибегло к традиционным административным методам. Сюда были переселены солдаты. Причем, это была самая элита тогдашней российской армии - Выборный полк Аггея Шепелева.
Герои Чигиринской войны и московского бунта очень быстро освоились на новом месте и скоро начали теснить соседей. Уже в 1694 году жители деревни Малячкино подписали с ними договор, согласно которому усинцам отходил солидный кусок смежных земель. Поняв, что это только начало и соседи так и будут оттяпывать у них кусок за куском, малячкинцы приняли хитрое решение. Они в том же году отдали свои земли, граничащие с усинскими симбирскому дворянину Семену Кушникову, отгородившись, таким образом, от беспокойных соседей. Через некоторое время, симбирянин и его наследники построят здесь две деревни: Кушниково на берегу Усы и Барановку на берегу Тишерека.
В наших краях было поселено несколько отрядов бывших солдат Выборных полков. Пройдёт немного времени и их, и казачков запишут в государственные крестьяне. О славном военном прошлом будут напоминать лишь названия приходских храмов. Покровителем воинов на Руси издревле почитался Михаил Архангел. Так что все солдатские слободы неизменно именовались Архангельскими. Казаки же всегда особо почитали Покров. Их сёла были Покровскими. Но, по прошествии времени и это забылось. Пришли новые названия: Усинское, Жемковка, Печерское.
3. Самым необычным событием времен основания Сызрани было, конечно, строительство уже через четыре года в семи верстах к югу от нее крепости Кашпир. Зачем понадобилось возводить рядом два города? О том, что Кашпир был отнюдь не небольшим укрепленным «городком», как тогда выражались, говорит его описание, составленное в 1703 году Разрядным приказом.
«Строение деревянное дубовое, в длину 76 сажен с аршином, поперек – 50 сажен, вкруг города 245 сажен, в вышину две сажени пол 2 аршина. По городу восемь башен. Около города с трех сторон вырыт ров. От города ж к речке Кашпирке вал и острог, по конец валу башня. По мере того валу и острогу 405 сажен. А от той башни надолбы до реки Волги, да от другой наугольной башни по горе до реки Волги надолбы ж. По конец надолб башня». Вооружение крепости включало четыре пушки, а гарнизон состоял из 188 солдат. Это, кончено, был не пограничный пункт, как писали в некоторых краеведческих изданиях, тем более, что в административном плане Кашпир был сразу поставлен едва ли не выше Сызрани. В дарственной надписи на евангелии, присланном в 1687 году от имени царей Ивана, Петра и царевны Софьи в здешнюю соборную Троицкую церковь, он сразу назван новопостроенным городом, а в 1708 году в указе об учреждении Казанской губернии Сызрань даже не упомянута. Ее отнесли к симбирским пригородам в отличие от Кашпира. Туда же к новой крепости, сразу после ее основания перебрался и Вознесенский монастырь. Что же произошло?
Строительство Сызрани было частью многолетнего правительственного плана по освоению Среднего Поволжья. Приводилось оно по заведенному порядку. На границе возводились крепости, которые соединялись укрепленной чертой, состоящей из рва и вала, что позволяло отгородить очередной район от неспокойного Дикого поля. Сначала в 1648-1649 годах был построен Симбирск и проложена Симбирская черта до реки Суры, затем в 1667 году Сенгилей с одноименной чертой, огородившей земли в верховьях рек Свияги и Барыш, а в 1683 году настал черед Сызрани. В полном соответствии с планами Разрядного приказа, выполнявшего в России XVII века роль Генерального штаба, после этого требовалось возвести укрепленную черту. Необходимые расчеты и чертежи пришлось делать уже сменившему Козловского на посту симбирского воеводы Матвею Головину. Он и получил 23 декабря 1685 года соответствующий указ.
"По досмотру и по описи и по чертежу стольника и воеводы Матвея Головина за старою Синбирскою и Корсунскою чертою за новопостроенные села и деревни для оберегания от приходу воинских людей строить новую черту ему стольнику и воеводе от Казачьих гор до Туруева городища и до речки Суры на 70 верстах 342 саженях и по той новой черте сделать 4 городка, чтоб старая Синбирская и Корсунская черта тех городков и пригороды и... пашня и села и деревни, которые за старою Синбирскою и Корсунской черты стали в черте. И служилые и всяких чинов и уездным людям было бесстрашно. И по Волге всяким людям от приходу воинских людей разорения не было".
План укреплённой черты составлялся летом 1685 года, о чём свидетельствует та же запись из послужного списка Сергея Куроедова: «в прошлом во 193 году был на нашей, великих государей, службе в полку столника нашего и воеводы Матвея Головина. Как он, столник и воевода, описывал и досматривал, где быть новой черте и городкам, а он, Сергей, у нашей, великих государей, казны, у пушечного наряду и у всяких пушечных припасов головою». Экспедиция, судя по всему, была масштабная, раз имелся особый начальник артиллерии.
Для строительства выделялось много людей из государственных крестьян и ясачных, которые должны были прибыть со своими инструментами, лошадями и припасами к первому мая. Однако 13 апреля 1686 года пришел новый указ, отменивший старый. Причиной стала резко изменившаяся политическая ситуация. Россия подписала «Вечный мир» с Польшей и обязалась в союзе с ней, Священной Римской империей и Венецией начать войну с Турцией. Огромное московское войско собиралось в поход в Крым, и в ближайшие годы можно было не опасаться набегов оттуда. Было чем заняться и донским казакам. Опасность с юга на некоторое время переставала существовать. Зато осложнялась ситуация за Волгой.
Калмыки, увидев, что Москва теперь надолго завязла в крымских делах, сразу стали вести себя вызывающе. Отношения с ними и раньше не были безоблачными, но, по крайней мере, внешние приличия соблюдались и хотя бы формально калмыки признавали себя российскими подданными. Теперь они поставили вопрос о равноправных отношениях. Тем более, что под это подводилась соответствующая международная правовая база. В 1690 году калмыцкий хан Аюпа был пожалован главой буддистов тибетским далай-ламой званием верховного хана и получил из Лхасы знамя и другие символы власти. Кроме того, с востока прикочевали еще несколько орд.
В Москве понимали, что в любой момент может потребоваться отправка подкреплений в низовья Волги, а поэтому стремилось укрепить речной путь. Кашпир был очень удобным местом, позволявшим перебрасывать сюда безопасным сухопутным путем войска и припасы, чтобы отправить их затем на судах. Построенная в удалении от реки и не имевшая защищенных пристаней Сызрань для этого не годилась.
Скорее всего, для строительства и для заселения новой крепости использовали сызранский гарнизон. Ведь работы можно было вести в относительной безопасности, под прикрытием соседней крепости. Это позволяло, например, использовать такой более прочный материал, как дуб, который брали, возможно, где-то в здешних лесах, что значительно удешевляло строительство.
Возводил Кашпир симбирский воевода стольник Матвей Головин. В его окружении мы вновь видим и Сергея Куроедова. Он уже сотник над «дворянами и детьми боярскими». Было это в 1687 году, так что скоро Кашпир отпразднует своё 325-летие.
Так начался очень своеобразный период в истории нашего города, когда буквально в семи верстах друг от друга существовали две крепости, действовали две воеводские канцелярии. Естественно, долго такое положение сохраняться не могло, один из соседей должен был поглотить другого.
4. Сызрань создавалась, как крепость. Основным населением был гарнизон, а все местные порядки починены военным нуждам. Но очень быстро стала развиваться и экономическая составляющая города, то, что на Руси именовалось посадом. Посад объединял ремесленников и торговцев. Именно они наполняли местную казну живыми деньгами и несли множество служб, требующих определённой квалификации, прежде всего финансовой. Поэтому власти с самого основания крепости всячески старались привлечь сюда именно посадское население.
Желающих оказалось немало. Уже в 1712 году в Сызрани насчитывалось 94 посадских двора. В этом она сильно опережала Кашпир, в котором на то же время было лишь девять дворов. Кого-то из переселенцев привлекали широкие возможности, открывавшиеся в новом неосвоенном краю, других привлекала слабость и снисходительность властей, остро нуждавшихся в людях и сквозь пальцы смотревших на их поведение. Поэтому Сызрань становилась привлекательной для тех же беглых крестьян, менявших постылое крепостное ярмо, на городскую жизнь.
Примером может послужить дело братьев Шанбаровых. Они были помещичьими крестьянами где-то недалеко от Симбирска, а потом в 1693 году переселились в Сызрань. Причём, с дозволения тогдашнего воеводы Артамона Борисовича Покукнязева. Им выделили места под дворы и записали в посад. Старший сын Якова Шамбарова Семён, когда началась Северная война со Швецией, в 1701 году ушёл искать счастья на военной службе, оставив отца и младших братьев тянуть нелёгкую посадскую лямку. Яков Клементьевич занялся крашеньем холстов. Их он с выгодой менял на рыбу яицким казакам. Кроме того, не обошёл он и традиционный сызранский промысел – торговлю хлебом. Его Шамбаров возил в Астрахань и другие низовые города.
Деловой сметке недавнего крестьянина можно только позавидовать. Он прекрасно выстроил довольно сложную товарно-денежную цепочку. Яицкую рыбу он продавал в хлебородных уездах, естественно не за деньги, а выменивая на традиционный крестьянский товар: хлеб и некрашеные холсты. Холсты красил и менял снова на рыбу, а хлеб отправлял в богатую Астрахань, где выручал за него живые деньги. Схема эта была достаточно выгодной. Шамбаров потихоньку обживался, расширял дело и после смерти оставил вдове с сыновьями уже собственный красильный завод.
Тут то и объявился бывший хозяин помещик Сергеев. В 1717 году по его челобитной обратили Шамбаровых снова в крепостных. Так бы и кончить им свои дни в барской неволе, но через десять лет объявился в Сызрани, давно всеми забытый старший брат Семён. Отслужив более четверти века государю, в пехотном Павловском полку, он по болезни отпросился на покой в родной город. Служивый был тёртым калачом. Едва добравшись до дома, он подал в воеводскую канцелярию заявление об освобождении родственников от крепостной зависимости, ссылаясь на соответствующий царский указ. К заявлению прилагалось свидетельство сызранского купецкого старосты Кузнецова, что Шамбаровы имеют в городе промыслы и исправно платят все подати. Бумаги дошли до самого Санкт-Петербурга, а 4 марта 1729 года тогдашний воевода майор Степан Обухов огласил строгий наказ, присланный из Сената: Шамбаровых записать в сызранский посад, а бывшему помещику «к ним никакими делами не вступаться».
Семья эта впоследствии была хорошо известна в Сызрани. Один из Шамбаровых был бургомистром, другой вожаком старообрядцев.
Несомненно, таких было среди сызранских посадских людей немало. Пётр I, остро нуждаясь в деньгах, всячески стремился увеличить доходную базу за счёт городского сословия. Опираясь на европейский опыт, он сделал ставку на развитие местного самоуправления. В 1699 году был издан указ об учреждении Бурмистерских палат, которым предстояло ведать сбором налогов с торговых и посадских людей и решать их судебные дела. Органы эти были выборными и не подчинялись местным воеводам. Немного погодя их переименовали в ратуши. Теперь посадские люди управлялись выборным земским бурмистром, который в свою очередь напрямую подчинялся московской ратуше.
В Сызрани новыми льготами распорядились очень умело. Едва вышел царский указ, как местное посадское население обратилось к правительству с просьбой о наделении его землёй. Дело в том, что прилегавшие к Сызрани угодья были ещё при основании крепости пожалованы пахотным солдатам. Прибывавшим позже посадским людям, негде было пасти их скот. Вот им и пришла в голову мысль попросить земли отдельно от гарнизона. Задумка оказалось успешной и сызранскому посаду выделили под покосы земли за Волгой. Там вскоре выросли хутора.
Полтора века спустя это создаст юридическую проблему. При образовании Самарской губернии к ней отойдёт всё Заволжье и станет непонятно, кому же принадлежат сызранские хутора. Ведь экономически они являются частью Сызрани, оставшейся в Симбирской губернии. Наконец, решили просто – объявили хутора частью города. В таком статусе они и пребывали вплоть до революции. А Сызрань, вполне официально, располагалась на обоих берегах великой русской реки.
Но общаться напрямую с Москвой пришлось недолго. Уже в 1708 году Россия была поделена на губернии и теперь делами на местах ведали губернаторы. С этого момента официально прекратило своё существование царство Казанское. Исчез и приказ Казанского дворца, которым оно управлялось. Юридически только теперь наш край стал частью государства Российского. До этого мы были с ним вроде как в унии.
В 1717 году Сызрань была передана во вновь созданную Астраханскую губернию. Вскоре пришло очередное нововведение. В городах стали создаваться магистраты. Это были выборные органы, призванные судить посадское население, но их вряд ли можно считать полноценным самоуправлением. Если в 1700 году предписывалось за вмешательство в дела земских бурмистров отдавать воевод под суд, то в 1727 году магистраты были прямо подчинены воеводскому правлению. За судейские ошибки и недоборы налогов бургомистров строго наказывали, так что желающих идти на эти должности не находилось. Тем более, что предполагалось одно время сделать сию службу пожизненной. В бургомистры и ратманы загоняли нередко под угрозой «разорения и батогов нещадных».
Однако, жизнь продолжалась. В Сызрани был создан магистрат, а при нём находился бургомистр и два ратмана. Быстро росло число посадского поселения. В списке дворов сгоревших при пожаре 1728 года числится уже 193 купеческих.
Главным источником сызранского богатства были батрацкие ярмарки. Одна была зимней, когда приезжали яицкие казаки с рыбой, вторая летней, она именовалась ещё калмыцкой меной. Тогда, сюда на летние кочевья приходили калмыки. Эти ярмарки были практически не подконтрольны властям, а, следовательно, давали широкие возможности для самой разной деятельности от торговли запрещёнными товарами, до уклонения от налогов. Много времени сызранские купцы проводили в разъездах. В Астрахани по данным местной таможни они в 1726 году совершили три сделки на сумму 855 рублей, а одиннадцать лет спустя уже восемь сделок на 3018.
Крупная торговля хлебом требовала специальных амбаров. Именно их владельцы были денежной элитой тогдашнего общества. В 1728 году оптовую торговлю зерном и мукой в Сызрани вели всего десять человек.
Оглашаю весь список. Семён Шлыгин, Василий Строгольщиков, Федот Веденисов, Леонтий Мясников, Степан Кузнецов, Иван Володимерцев, Никита Борцов, Алексей Шахматов, Сергей Лосев, Пётр Пусков. Именно они, да ещё упомянутые выше купцы гостиной сотни, становились бургомистрами, храмоздателями, родоначальниками знаменитых сызранских фамилий. Эти фамилии часто будут встречаться на протяжении всей нашей истории и не только городской.
Один из Володимерцевых станет пугачёвским атаманом, потомки Веденисова: один - уйдёт в юности из отчего дома по зову святого старца и окончит свои дни настоятелем монастыря, другой - ещё в царское время уедет в Италию, и, обосновавшись в славном городе Милане, станет там крупным предпринимателем.
____________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
История города Сызрань.
https://yoinfo.ru/
https://museum.samgd.ru/mo/syzran/
Сайт Википедия.
https://www.syzranhistory.ru
https://www.trip2rus.ru/
https://boris-mavlyutov.livejournal.com/56525.html
фото Бориса Мавлютова.
Туристская энциклопедия
«Река Сызрань» — информация об объекте в Государственном водном реестре
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Россия:
- Тэги:
- 15683 просмотра
Комментарии
Отправить комментарий