Аджанта
Аджа́нта (маратх. अजिंठा लेणी) — преимущественно буддистский храмово-монастырский пещерный комплекс в Индии в штате Махараштра.
Представляет собой утес в виде подковы с 29 пещерами. Они подразделяются на два основных типа — чайтья (молельные залы, продолговатые в плане, с двумя рядами столбов, апсидой в торце) и вихара (квадратных в плане залов, окруженных с трех сторон кельями или святилищами со статуями Будды, имеют при входе портик-террасу) — общежитие буддийских монахов.
СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО ИНДИЮ - ТУТ!
ОБЩАЯ СТАТЬЯ ПРО БУДДИЗМ - ТУТ!
Настенная роспись пещер всемирно известна. Живопись, сохранившаяся во фрагментах, — иллюстрации к буддийским легендам и мифам, но по сути она раскрывает панораму общественной жизни во всем её разнообразии.
Храмы высекались в скалах в течение нескольких столетий — с I века до н. э. по VII век н. э. (подлинный расцвет живописи падает на период V—VI веков). Наиболее интенсивное строительство велось в конце V—пеpвoй пoлoвине VI века при царе могущественной дравидийской династии Вакатаков Харишене (475—500 годы), правителе Декана и ряда областей Западной Индии. В это время созданы наиболее совершенные образцы скульптур и росписей Аджанты.
В XIII веке буддизм теряет своё значение в Индии. Монахи, численность которых к этому времени значительно снизилась, постепенно покинули Аджанту. В 1983 году храмовый комплекс «Аджанта» был объявлен памятником Всемирного наследия.
Общая информация, стоимость экскурсии
индиец/иностранец 10/250 рупий;
видеосъемка 25 рупий;
09.00-17.30 вт-вс;
Лицензированные гиды проведут для вас экскурсию за 600 рупий.
Ревностно охраняя целую сокровищницу бесценных художественных артефактов из прошлого тысячелетия, буддийские пещеры Аджанта находятся в 105 км от Аурангабада. Их запросто можно назвать Лувром древней Индии. Это место гораздо старше, чем Эллора, и тоже занесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Пещерные храмы Аджанты были созданы во II в. до н. э., во времена династий местных правителей. Пещеры оставались нетронутыми в течение тысячи лет, пока в 1819 г. их случайно не обнаружили британские солдаты, охотившиеся на тигров. Пещеры в Аджанте сохранились лучше, чем в Эллоре, где они постоянно использовались в качестве жилищ.
Первые пещеры имели форму продолговатых помещений, в конце которых находились монолитные ступы. Помещения назывались чайтъи и служили кельями для буддийских монахов школы хинаяна («малая колесница»). Однако к IV в. н. э. на их место пришли монахи школы махаяна («большая колесница»). Эти монахи были более склонны к роскоши, и, поселившись в пещерах, вырубили в скалах храмы (вихары), щедро их украсив. Монахи и жили, и молились в этих огромных залах, расписывая их стены образами Будды и сценами из связанных с ним мифов, в то время как их предшественники были склонны к абстрактным символам.
Это одни из самых первых религиозных сооружений в стране. По иронии судьбы, расцвет Эллоры принес упадок Аджанте, а историки считают, что место было покинуто потому, что внимание переключилось на новые пещеры Эллоры. После того, как их покинули люди, пещерами завладела дикая природа. О них забыли до 1819 г., когда британские охотники под руководством Джона Смита случайно наткнулись на них.
Из этих 29 буддийских пещер Аджанты, пять — храмы, а остальные — монашеские кельи. Они выдолблены в утесе подковообразной формы, расположенном на 75 м выше ущелья, по которому бежит небольшая речка.
Первоначально у каждого храма была своя лестница, спускающаяся к воде. Пещеры пронумерованы от 1 до 29, с запада на восток. Осмотрев всего девять из них, вы получите представление о храмовом комплексе в целом. Начните с середины, с самой старой пещеры, затем идите на восток, а потом возвращайтесь к пещерам более позднего периода, куда можно попасть с западного входа.
Пещерные храмы Аджанты стоит посетить, в первую очередь, чтобы увидеть отреставрированные «фрески» - живопись темперой, украшающую многие интерьеры пещер. Хотя несколько других примеров древнего мастерства не уступают этим картинам в художественной ценности и красоте исполнения, эти картины, безусловно, ценятся как культурное наследие. Считается, что натуральные пигменты краски смешивали с клейкими веществами животного и растительного происхождения, чтобы приклеить их к сухой поверхности. Во многих пещерах есть небольшие дыры в полу, похожие на кратеры, которые во время рисования служили палитрой.
Несмотря на свой возраст, рисунки в большинстве пещер неплохо сохранились. Многие считают, что они сохранились благодаря тому, что пещеры находились в относительной изоляции человеческого влияния в течение нескольких веков. Но, как бы там ни было, нельзя сказать, что рисунки ни капельки не сгнили. Указатели на входе в комплекс содержат целый набор запретов и разрешений, созданных для того, чтобы уменьшить влияние человека на уязвимые места. Пожалуйста, придерживайтесь их. Аджанта
Пещеры Аджанты
Тридцать пещер Аджанты устроились на отвесной скале подковообразного ущелья, внизу которого протекает река Вагхора. Все пещеры последовательно пронумерованы, за исключением пещер 29 и 30. Нумерация не имеет ничего общего с хронологией пещер; самые древние пещеры находятся в середине, они окружены более новыми с обеих сторон.
Пещеры 3, 5, 8, 22 и с 28 по 30 либо закрыты, либо в них нельзя попасть. Другие пещеры могут быть иногда закрыты на реставрацию. Например, во время нашего посещения пещера 10 снаружи была полностью облеплена строительными лесами. В высокий сезон посетителям можно находиться в пещерах по 15 минут. Во многих пещерах приходится разуваться (можно ходить в носках). Пять пещер - это чайтьи, остальные 25 -вихары. Пещеры 8, 9, 10, 12, 13 и часть пещеры 15 - это древние буддийские пещеры, все другие датируются примернс V в. (периодом Махаяны). В ранней, более строгой и более простой школе буддизме Будду никогда не изображали прямо - его присутствие обозначали символом, например, отпечатком ноги или «колес) закона».
Пещера 1 махаянская вихара, была найдена одной из последних во время раскопок и украшена красивее прочих. Здесь вы найдете версию Боттхисатвы Падмапани (Bodhisattva Padmapani) - самое известное и иконическое произведение искусства в Аджанте. Веранда в передней части пещеры ведет в большой зал для собраний, где находятся многие скульптуры и настенная роспись, знаменитые благодаря роскошной перспективе и впечатляющей детализации одежды, предметов обихода и выражений лиц. Все цвета на картине, за исключением ярко-синего (который получили из лазурита, добытого в Центральной Азии), появились благодаря местным минералам. Обратите внимание на потолок, где изображены четыре оленя с одной на всех головой.
Пещера 2 - тоже махаянская вихара с украшенными колоннами и капителями и с несколькими рисунками. На потолке - геометрический и растительный орнамент. На фресках изображены сцены из сказок Джатаки (Jataka), в том числе сон матери Будды: слон с шестью бивнями, который ознаменовал просветление ее сына.
Пещера 4 - самая большая вихара в Аджанте, ее потолок поддерживают 28 колонн. Хотя пещера так и не была завершена, здесь находится много впечатляющих скульптур, в том числе люди, убегающие от «восьми великих зол» под защиту Авалокитешвары.
Пещера 6 - единственная двухэтажная вихара в Аджанте, но нижний этаж частично обвалился. Внутри есть статуя сидящего Будды, а дверь в храм украшена сложным узором. Наверху зал окружен кельями с рисунками на дверных проходах.
Пещера 7 отличается необычным дизайном с крыльцом перед верандой, которая ведет к четырем кельям и красиво украшенному храму со скульптурами.
Пещера 9 - одна из самых древних чайтья в Аджанте. Хотя она датируется периодом раннего буддизма, две фигуры возле входа, вероятно, установили позднее, уже в эпоху Махаяны. По обеим сторонам пещеры и вокруг трехметровой дагобы стоят колонны. Сводчатая крыша хранит следы деревянных балок.
Пещера 10 считается самой старой (200 г. до н.э.). Именно ее первой обнаружили британские охотники. По оформлению она похожа на пещеру 9; это самая большая чайтья. Фасад сильно ослабел, и многие рисунки пострадали, в некоторых местах - от надписей, оставленных после открытия пещер. На одной из колонн вырезано имя Смита, которое он оставил для потомков.
Пещера 16 - это вихара с лучшими рисунками в Аджанте. Пещера служила входом для всего комплекса. Самый известный рисунок - «умирающая принцесса» - изображает Сундари, жену сводного брата Будды, Нанды. По легенде, Сундари умерла, когда узнала, что ее муж отрекся от земной жизни (а значит, и от нее), чтобы стать монахом. Резные фигуры поддерживают потолок, чьи архитектурные детали имитируют дерево. Здесь есть скульптура учителя Будды на троне со львом, который учит благородному восьмеричному пути.
Пещера 17 с гномами, окружающими колонны, содержит лучше всего сохранившиеся и самые разнообразные рисунки в Аджанте. Среди других знаменитых изображений есть принцесса, которая наносит макияж, принц, который пытается соблазнить свою возлюбленную, спаивая ее вином; Будда, который приходит домой после просветления, чтобы извиниться перед женой и изумленным сыном. Детальная картина повествует об экспедиции принца Симхалы (Simhala) в Шри-Ланку: он с 500 товарищами потерпел кораблекрушение возле острова, где живут людоедки, которые превращаются в прекрасных девушек, чтобы поймать и съесть своих жертв. Симхала спасается на летающем коне, а после этого возвращается, чтобы завоевать остров.
Пещера 19 - потрясающая чайтья с очень детальной резьбой на фасаде; главная особенность пещеры - окно в форме подковы. Две прекрасные статуи Будды находятся по обе стороны входа. Внутри расположена тройная дагоба, впереди нее находится изображение Будды. Снаружи пещеры - потрясающее изображение царя Нага (Naga king), обращенное на запад. Его шею обвивают семь змей. Его жена, у которой на шее красуется только одна кобра, сидит рядом.
Пещера 24, если бы она была закончена, стала бы самой большой вихарой в Аджанте. Зато можно увидеть, как строили эти пещеры: в скале вырезали огромные галереи, а затем обрушивали скалу между ними.
Пещера 26, огромная, разрушенная чайтья, теперь отлично освещается. В ней несколько скульптур, которые нельзя пропустить. На левой стене находится огромная скульптура «отклоненного назад Будды», который готовится отправиться в нирвану. Среди других изображений есть искушение Будды злым божеством Майя.
Пещера 27 - фактически вихара, которая соединена с пещерой 26 - чайтьей.
Камера хранения рядом с туалетами возле главной кассы - надежное место, где можно оставить технику на хранение за один предмет на четыре часа) в том случае, если вы приехали в Аджанту по пути из Аурангабада в Джалгаон или наоборот. Пещеры находятся в конце крутого короткого подъема,который начинается возле кассы; люди старшего поколения могут заказать четырех носильщиков, которые поднимут их наверх на кресле (400 рупий).
По трудно объяснимым причинам на момент написания книги власти затеяли строительство нового комплекса возле Т-образного перекрестка. По слухам, они собираются воспроизвести основные пещеры под современными куполами с климат-контролем!
Где находится, как доехать, Дорога в пещеры Аджанты и обратно
Добраться до пещер Аджанты можно двумя способами и все они исключительно автомобильные. Основная часть туристов приезжает посмотреть на пещерные храмы из города Аурангабад, но есть и альтернативный транзитный пункт - город Джалгаон. Ввиду отсутствия какой-либо туристической привлекательности Джалгаона, туристы предпочитают ехать через Аурангабад, к тому же в Аурангабаде есть локальный аэропорт, в который совершаются регулярные авиарейсы из остальных городов Индии.
Дорога на общественном автобусе из Аурангабада длится несколько часов, но отправляясь с автовокзала в Аурангабаде обязательно предупредите кондуктора что вы едете в пещерный город. Альтернативный способ добраться из Аурангабада — это такси, таксисты прекрасно знают маршрут и требуют за него 2 000 рупи, обязательно торгуйтесь.
Выйдя из автобуса, вы оказываетесь на Т-образном перекрестке, от которого ходят автобусы к пещерным храмам. Расстояние от Т-образного перекрестка до пещер не более 5 километров, автобусы ходят очень часто и стоят 10 рупи.
Автобусы из Аурангабада или Джалгаона останавливаются на Т-образном перекрестке (где трасса пересекается с дорогой к пещерам), в 4 км от пещер. Отсюда, заплатив символические 7 рупий, поспешите к месту отправления экологически чистых автобусов, которые можно узнать по зеленому цвету (с конд./ без конд. 12/7 рупий). Они довезут вас до самых пещер. Автобусы регулярно возвращаются к Т-образному перекрестку (каждые полчаса, последний автобус в 18.15).
Все автобусы MSRTC, которые идут через Фардапур, останавливаются на Т-образном перекрестке. После закрытия пещер вы можете сесть в автобус до Аурангабад или Джалгаон рядом с MTDC Holiday Resort в Фардапуре, в одном км от главной дороги на Джалгаон. В Фардапуре есть такси; за 900 рупий вас довезут до Джалгаона.
________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Аджанта – на карте Индии
Индия // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
Тюляев С. И. Глава VIII. Живопись Аджанты, живопись пещер периода искусства Гуптов 4—7 веков // Искусство Индии. III-е тысячелетие до н. э. — VII век н. э. / Под. ред. Е. Н.Галкиной. — М.: Искусство, 1988. — С. 249—250.
Аджанта / Е. А. Сердюк // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
Бонгард-Левин Г. М., Ильин Г. Ф. Глава XIX. Южная Индия // Индия в древности. — М.: Наука, 1985. — С. 370.
Тюляев С. И. Глава VIII. Живопись Аджанты, живопись пещер периода искусства Гуптов 4—7 веков // Искусство Индии. III-е тысячелетие до н. э. — VII век н. э. / Под. ред. Е. Н.Галкиной. — М.: Искусство, 1988. — С. 250.
Индия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Индия. Географическая энциклопедия.
География Индии.
Вложение | Размер |
---|---|
ajanta-caves-india (1).jpeg | 509.28 КБ |
ajanta-caves-india (1).jpg | 245.42 КБ |
ajanta-caves-india (2).jpg | 223.71 КБ |
ajanta-caves-india (3).jpg | 402.55 КБ |
- 3329 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий