Таинственное плато Укок
Плато Укок всегда было окружено ореолом священности, здесь даже кричать считается святотатством и оскорблением духов.
Для местных жителей Укок означает «конец всего», и по их поверьям пастбища Укока лежат в преддверии небесного свода. Этой земле древние люди доверяли тела своих предков, отправляя их в последний путь с великими почестями; с великими жертвами просили богов о милости.
Здесь всегда ждали посланцев небес, сигнализируя им о месте прибытия гигантскими рисунками небо.
Таинственное плато Укок
На самом юге Алтая, на стыке границ России, Казахстана, Китая и Монголии, среди скалистых гор затерялось плоскогорье Укок. Плато стало особенно известным после того, как на нем были открыты скифские курганы с замерзшими погребениями. Укок суров. Высота более 2000 м над уровнем моря, резкие внутрисуточные перепады температуры, каждодневный дождь с ветром, иногда снег даже в июле. Район здесь безлюдный — лишь изредка можно встретить стоянку чабана или отару овец. Можно сказать — забытое богом и людьми пространство. Но, оказывается, это не так. Плоскогорье издавна притягивало к себе скотоводов, ведущих кочевой и полукочевой образ жизни. Несмотря на суровые условия, Укок — прекрасное зимнее пастбище. Сильные ветры сносят снег в овраги и лощины, давая животным возможность добывать корм для вполне сносного пропитания. Весной же, когда открываются перевалы, скот на все лето сгоняли вниз, в долины. Замкнутость и оторванность от мира способствовали тому, что Укок был всегда чрезвычайно богат зверьм, птицей, рыбой. Летом укокские озера дают пристанище уткам, гусям, журавлям. Кроме того, не только пастухи и охотники оставили на Укоке следы своего пребывания, но и волны миграций, неоднократно прокатывающиеся по этой пограничной территории оставили неизгладимый след в материальной и духовной культуре этносов, когда-то населявших Укок. Очень важно, что памятники дошли до исследователей в совершенно не потревоженном состоянии. Но, пожалуй, самое главное это то, что суровые условия Укока сохранили в ряде курганов мерзлоту, этот природный консервант, благодаря которому до нас дошли уникальные предметы эпохи раннего железного века из кожи, дерева, войлока и шерсти, которые в других условиях просто не сохраняются.
Плато Укок - это суровое место. Погода здесь непостоянная и капризная: то ярко светит солнце, то вдруг небо покрывается тучами и начинается дождь с сильным ветром, может даже в июле пойти снег. Суровая и дикая красота этих мест поражает впервые попавших сюда, ведь до недавнего времени плато Укок являлось закрытой для туристов зоной.
Плато принадлежит к тем немногим территориям Южного Алтая, которые в меньшей степени подверглись изменениям с древних времен, а потому и сохранили в малоизмененном виде ландшафтную структуру ледниковой эпохи. Отсюда берут начало такие крупные сибирские реки, как Бухтарма и Ак-Алаха, несущие свои воды в Иртыш и Катунь. Укок богат зверем и рыбой. Здесь можно встретить не только медведя и волка, лисицу и сурка, марала и косулю, но и экзотического снежного барса, сибирского козерога и черного грифа.
Возвышающаяся громада Табын – Богдо – Олы завораживает взгляд. Это самый мощный горный комплекс оледенения в Сибири, во много раз превосходящий Белуху. Здесь находятся наиболее крупные ледники Алтая. В массиве выделяются пять основных вершин плоской и куполообразной формы. Главная из них – гора Найрамдал (Кийтын 4374м) является второй по высоте на Алтае. По преданию, Чингисхан во время очередного похода проезжал мимо и увидел за Найрамдалом райское сияние — что-то вроде нимба. Тогда он велел назвать весь массив «Пять святых вершин» (то есть именно «Табын-Богдо-Ола»), а над Найрамдалом, говорят, чудесные лучи встают до сих пор.
На Укоке были открыты сотни разных по типам и культурам археологических памятников, включающих погребальные, культовые, поселенческие комплексы, наскальные изображения, каменные геометрические выкладки, оленные камни и древнетюркские изваяния. Самыми интересными местонахождениями, открытыми и изученными на Укоке, являются, пожалуй, курганы Пазырыкской культуры с мерзлотой. В них сохранились великолепные уникальные предметы пластического и декоративно – прикладного искусства из дерева, войлока, ткани и кожи, возраст которых составляет 2,5 тыс. лет.
Табын-Богдо-Ол
ПЛАТО (ПЛОСКОГОРЬЕ) УКОК - ГЕОГРАФИЯ
Уко́к — плоскогорье на крайнем юге Республики Алтай, на стыке государственных границ Казахстана, Китая, Монголии и России.
В целом Укок является реликтом высоко приподнятой холмисто-западинной и грядово-западинной поверхности выравнивания с преобладающими абсолютными высотами в 2200—2500 м, над которой в среднем на 500—600 м возвышаются горные хребты.
Максимальная абсолютная отметка горного обрамления (г. Куйтэн-Уул, прежде именовавшаяся Найрамдал) достигает 4374,0 м. Гора Куйтэн-Уул является после Белухи второй по высоте вершиной Алтайских гор.
Южная граница плоскогорья Укок проводится по линиям водоразделов хребтов Сайлюгем (западного окончания), Табын-Богдо-Ола, Южный Алтай. С севера Укок ограничен южным подножьем Южно-Чуйского хребта, по тальвегу р. Джазатор до устьевой части долины р. Коксу-Аргутская (Самахинская котловина).
В южной части плоскогорья находится Природный парк Укок.
Морфологический облик Укока позволяет отнести его к плоскогорьям или нагорьям (по мнению географа А. Н. Рудого). В неспециальной и популярной литературе территория Укока чаще всего обозначается термином «плато».
Монгольское «ухэг» — буквально «удлинённый шкаф», «ящик»; «массивная гора» или крупная возвышенность с плоским верхом. По устному свидетельству С. Умурзакова, «укок» в киргизском употребляется для обозначения плосковерхих гор, то есть плоскогорий.
на слиянии Калгуты и Ак-Алахи
ТАЙНЫ И ЗАГАДКИ ПЛАТО УКОК
Таинственное место Горного Алтая
Это, наверное, самое красивое и в то же время таинственное место Горного Алтая, именно тут в 1993 году во время археологических раскопок было обнаружено возможное место расположение инопланетной базы древних покорителей или исследователей нашей планеты.
Высокогорное плато давно привлекало к себе внимание археологов, но искали тут в первую очередь скифские стоянки, захоронения и уникальные каменные алтари древней кочевой цивилизации. Даже мегалиты, являющиеся своеобразными воротами в Укок, находящиеся в месте, где река Тархата, вырывается из лабиринтов ущелий в Кош Агачскую степь, причисляются к культуре Скифов. По преданию эти валуны были привезены сюда древними скифами за 500 километров и датируются 8-6 веком до нашей эры. Один из них в форме кресла, строго выверенный по сторонам света, как говорят местные жители, излечивает от бесплодия. Аналогичные, но меньшие по размерам камни – алтари, неизвестной религии разбросаны по всему плато, многие из них хранят на себе петроглифы, знаки древней письменности, которой владели древние скифы.
И вот летом 1993 года археологами Института археологии и этнографии СО РАН в скифском захоронении на высокогорном плато Укок начались раскопки, как предполагалось рядового каменного кургана, расположенного в бассейне реки Ак-Алаха. Однако, как показали дальнейшие события, раскопки не только не были рядовыми, а напротив привели к череде уникальных открытий. Первое, что обнаружили ученые в вечной мерзлоте, оказалось захоронение скифского мужчины.
Таинственное плато Укок
Как было принято в древности, в мир иной уважаемого и очевидно богатого скифа сопровождали «предметы первой необходимости»: три лошади, железные ножи и глиняная утварь. Ученые, стали бережно вынимать содержимое гробницы, и тут неожиданно под первым захоронением показалось второе, и вот тут ученых ждала настоящая сенсация, под настилом находились останки 6 лошадей в богатейшей сбруе, а под ними в саркофаге лежала женщина европейской внешности, не свойственной местным жителям. Но не это поразило исследователей, перед ними была самая настоящая мумия, причем прекрасно сохранившаяся. Удивлению не было предела, ведь раскопки велись не в Египте, Индии или Тибете, а на трудно доступном плато горного Алтая. На теле принцессы «Кадын», как ее окрестили ученые, была изображена татуировки грифона, выполненная в скифском зверином стиле.
К сожалению, по неясным причинам раскопки пришлось прекратить, возможно, из-за возмущения местных жителей утверждающих, что был потревожен прах их прародительницы. Хотя это утверждения крайне спорно, ведь современные Алтайцы, относятся к тюркским народам, а принцесса обладает классической европейской внешностью. Однако, не смотря на прекращения раскопок, уникальная мумия была увезена с Алтая и доставлена в Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской Академии Наук, позже ее восстановлением занимались ученые Научно- исследовательского центра биологических структур (Института Мавзолея) в Москве.
культовые места на плато Укок
Где родина принцессы?
Но кем была при жизни эта удивительная женщина, ведь ее находка в корне разрушила представление ученых о прошлом жителей горного Алтая, оказывается, здесь жили не дикие отсталые племена, а судя по находке принцессы Кадын, существовала сильная развитая цивилизация. Ведь возраст принцессы, ученые оценивают в 3000 лет, получается, что в 1000 году до н.э., жители труднодоступных высокогорных плато Алтая ходили не в шкурах с каменными топорами, как это считалось ранее, а имели одежду из тончайшего шелка, умели изготавливать золотые и бронзовые украшения и орудия труда. Вглядываясь в черты Алтайской правительницы, поражаешься насколько она отличается от современных жителей Алтая: высокий рост, тонкие, аристократические черты лица.
И все-таки, откуда появилась в этих краях эта удивительная женщина, да и женщина ли? Последнее время все больше ученых склоняются к версии, что происхождение людей или как минимум обучение их азам цивилизованной жизни связано с посещением Земли пришельцами с других планет, а возможно и со звезд. Причем местом высадки звездного десанта называют несколько, но довольно конкретных мест Земли: Египет, Кольский полуостров, Чили (Ацтеки) и Китай. Неизвестно почему тысячелетия эта информация замалчивалась, ведь если собрать и проанализировать памятники архитектуры и древние легенды, то в правдивости приведенной теории сомневаться не приходиться. Плато Укок и легендарная принцесса Кадын, которую, кстати местные жители считают прародительницей человечества, находится на пересечении границ четырех крупнейших мировых государств: России, Китая, Казахстана и Монголии.
При этом в местом фольклере задолго до открытия гробницы существовал древняя легенда, рассказывающая о принцессе Кадын: «…на высокогорном плато Уток, на юге Алтая, расположившееся на высоте около 3 километров над уровнем моря, издревле считающимся сакральной территорией, у подножия великих гор Табын-Богдо-Ола, находится горний мир, «второй слой небес», населяемый сынами неба». Далее легенда рассказывает, как по информации скифов пришедших на эти земли многие тысячелетия назад, до них здесь жили существа пришедшие со звезд и обладающие сверхъестественными способностями. А где-то среди вершин Табын-Богдо-Ола жил таинственный Хуанди со своей «командой». Возможно, этот «человек» был капитаном корабля, доставившего на Землю команду инопланетных ученых, поскольку, как рассказывают скифские предания, после нескольких лет проживания на Земле, Хуанди и часть его команды вошли в огнедышащий дракон, отлитый из меди, и улетели домой к звездам.
Бетсу-Канас Таинственное плато Укок
Загадки плато Укок.
Однако, оставшаяся часть команды, возможно, прожила какое то время среди землян и умерла своей смертью. Многие исследователи считают, принцессу Кадын, одним из членов звездного экипажа. Кроме того, даже если закрыть глаза на разительное отличие принцессы от рас, обитавших на Алтае, как в древности, так и сейчас, то объяснить, почему за тысячелетия мумия принцессы осталась в первозданном виде, как будто ритуал проходил вчера, до сих пор остается загадкой. Конечно, можно возразить, что согласно моде на космические теории происхождения Землян, таинственную принцессу просто за уши притягивают к этой версии, но тут на защиту сторонников космической версии встают китайские исследователи и даже знаменитый Геродот.
Так среди археологов Китая, которых, при их политической системе сложно заподозрить в мифотворчестве, стала известна находка, сделанная на Алтае в непосредственной близости от Российской границы в китайской провинции Цзычжоу. Во время раскопок была открыта гробница некого Чи Ю, которого китайские археологи на полном серьезе считают помощником Хуанди, только вот если команду Хуанди все-таки скорее можно причислить к людям, то Чи Ю, по мнению китайских специалистов оказался полу гуманоидом полу киборгом.
Правда, возраст находки пять тысяч лет, что на два тысячелетия старше предполагаемого возраста принцессы Кадын. Таким образом, плато Укок и близлежащая местность, среди местных жителей с незапамятных времен считалось «пристанищем богов», а недавно Юнеско объявило эту территорию «Зоной покоя» и внесло в список всемирного наследия Земли. Факт совпадения научной и легендарной версии происхождения принцессы Кадын ставит точку в спорах о происхождении человечества. А спустя, всего несколько месяцев, после вскрытия гробницы в исторических архивах было найдено еще одно косвенное подтверждение внеземного происхождения Алтайской мумии: древнегреческий историк Геродот, современник загадочной принцессы, писал о населяющих горный Алтай племенах скифов, которые могут обращаться в грифов, «стерегущих золото».
Эти неведомые существа отличались высоким ростом и «неземной» внешностью. Ни тебе раскосых глаз, ни широких скул, как у китайцев или алтайцев. «Портреты» их опять же очень близки к древнекитайским описаниям «сынов неба». Геродот пишет, что у скифов были свои «цари», во главе которых стояла «праматерь», «владычица скифов». В могилах этого периода найдено множество изображений ушастых грифонов – мифологических существ, стерегущих золото. На плато Укок их, кстати, особенно много. Но только один из них, причем самый крупный, был нанесен на человеческое тело. Таким образом, почти не остается сомнений, что принцесса с грифом на плече и была той самой Великой жрицей. Ведь в загадочном захоронении, кроме мумии женщины была захоронена шестерка коней рыжей масти, украшенных металлическим предметами неизвестного предназначения. Если верить китайской мифологии, подобные кони именовались «цилинь» – небесные, способные вознести человека к самим облакам. Они представляли собой помесь с грифоном и ассоциировались с образом Богини – матери, породившей весь род людской, прах которой тревожить крайне нежелательно.
Кстати местные жители, были очень обеспокоены обнаружением и вскрытием гробницы, справедливо считая, что археологи потревожили покой богов. И правда вскоре после находки принцессы Кадын, в 2003 году по Алтаю прокатилась волна землетрясений, которые местные жители связывают с перевозом праха принцессы в Новосибирск и Москву.
Таинственное плато Укок
История изучения плоскогорья
Первые публикации об Укоке относятся ко времени так называемого Чугучакского договора (1864), которым была демаркирована граница между Россией и Китаем. В конце 1860-х годов плоскогорье Укок посетила экспедиция И. Ф. Бобкова. Этот путешественник сделал описание своих наблюдений от с. Чингистай вверх по р. Бухтарме через Укок до верховьев р. Ак-Алахи. В этой работе была изложена общая характеристика природы и даны рекомендации по её хозяйственному использованию.
В 1878 году Укок пересекла экспедиция М. В. Певцова, которая направлялась из юго-восточного Казахстана в Северо-Западную Монголию и далее в Китай. М. В. Певцов выполнил первое полное физико-географическое обследование местности. Он также произвёл оценку высоты снеговой линии и попытался определить абсолютные высоты господствующих вершин горной группы Канас и Табын-Богдо-Ола. Экспедиция собрала по пути первую для территории плоскогорья Укок зоологическую коллекцию млекопитающих, птиц, рыб и пресмыкающихся. Собранный гербарий насчитывал около 200 видов цветковых, а минералогическая коллекция состояла из 100 образцов минералов и горных пород.
Через 10 лет маршрутом экспедиции М. В. Певцова прошёл П. К. Козлов. В отчёте об этом предприятии была дана попутная характеристика территории плоскогорья от русского Укока до г. Кобдо (Ховд). Одним из первых П. К. Козлов предпринял попытку географически обосновать южные границы плоскогорья Укок.
Экспедиции первой половины ХХ века
В конце XIX — начале XX веков на юге Алтая начинают работу гляциологические экспедиции Б. В. и М. В. Троновых. Результаты этих исследований стали основой для первой каталогизации открытых братьями Троновыми ледников на хребтах Южный Алтай и Табын-Богдо-Ола. Их отец, В. Д. Тронов, в своё время первым изучил оледенение верховьев р. Ак-Алаха. Его заслуги перед российской наукой были отмечены двумя серебряными медалями Русского географического общества. Большой золотой медали РГО в 1972 году был удостоен и М. В. Тронов, открыватель и исследователь большинства известных сегодня ледников Алтая. К середине XX века трудами томских гляциологов были обнаружены и обследованы крупные горно-ледниковые центры Алтая: Катунский и Биш-Иирду. Однако именно М. В. Тронов отмечал, что главным ледниковым центром всей Алтайской горной страны остаётся по-прежнему горный узел Табын-Богдо-Ола.
Почти одновременно с Троновыми на территории плоскогорья работали географо-ботанические экспедиции профессора Томского университета В. В. Сапожникова.
«Я не люблю писать о своём настроении, но теперь позволю себе заметить, что такие дни, полные напряжённой работы, сопровождаемой новыми открытиями, чувствуются не даром прожитыми. Несмотря на крайнее физическое утомление, где-то глубоко внутри живёт и радуется существованию другой, бодрый и не уставший человек. Эту здоровую радость бытия и исследований завещаю моим молодым друзьям и ученикам» — В. В. Сапожников. Запись в полевом дневнике 5 июля 1905 г., массив Табын-Богдо-Ола
Хотя Укок никогда не являлся главной целью В. В. Сапожникова, он произвёл наиболее полное для своего времени описание физико-географических и этно-демографических особенностей этого малонаселённого и неосвоенного края. Во время полевых работ на Укоке В. В. Сапожников открыл и описал крупнейшие ледники горного массива Табын-Богдо-Ола со стороны Китая и Монголии. На протяжении десятилетий, вплоть до начала ледниковых экспедиций профессора В. С. Ревякина, исследования В. В. Сапожникова оставались наиболее исчерпывающими, а в ряде позиций остаются таковыми и сейчас.
Собственно массив Табын-Богдо-Ола, как предполагали в своё время М. В. Певцов и В. В. Сапожников, получил своё название («Пять святых гор») от пяти господствующих заснеженных вершин, которые отчётливо просматриваются с севера, от истоков р. Жумалы и Калгутинского перевала. Именно В. В. Сапожников дал название самой высокой точке массива «пик Кийтын», что означает «Холодный». Остальные четыре пика получили название Белый шатёр, Снежная церковь, Пётр Петрович (в честь великого русского географа П. П. Семёнова-Тян-Шанского, в течение более 40 лет возглавлявшего Русское географическое общество), и Красавица.
Самый крупный ледник массива, ледник Потанина, залегает в верховьях р. Цаган-Сага-Гол. Потоком длиной около 11 км и площадью около 40 км² этот, тоже открытый В. В. Сапожниковым, ледник стекает в Монголию. Другие большие ледники верховьев Цаган-Сага-Гола носят имена Александры (правый приток ледника Потанина) и Гранэ.
В двадцатые-сороковые годы XX века объём полевых исследований был сокращён. В горах Алтая в этот период работали редкие отдельные экспедиции в основном изыскательского, узкотематического направления. Территория же юга горной страны практически вообще не посещалась.
ЗАГАДКИ АЛТАЙСКОЙ ПРИНЦЕССЫ
Высокогорное плато Укок на юге Алтая, расположенное на высоте около 3 километров над уровнем моря, издавна считается сакральной территорией. Именно здесь, у подножия великих гор Тавын-Богдо-Ола, считают коренные алтайцы, находится горный мир, второй слой небес. Добраться сюда довольно сложно с вертолета открывается потрясающе красивый и одновременно жуткий вид гигантских, неприступных валунов, крутых голых скал, изрезанных рекой ак-Алахи. Пожалуй, на Алтае нет места более фантастического и неземного. Именно здесь, неподалеку от границы с Китаем, ученые обнаружили захоронение мумии молодой женщины, которую при жизни почитали богиней. На ее левом плече хорошо сохранившаяся татуировка изображала сакральный знак – так называемого алтайского грифона. Удивительную даму назвали Алтайской принцессой.
Уникальность захоронения еще и в том, что вместе с женщиной была захоронена шестерка коней рыжей масти… Согласно китайской мифологии, такие кони именовались цилинь- небесные, способные вознести человека к заоблачным высотам. Они представляли собой смесь с грифоном и ассоциировались с образом Богини- матери, породившей весь род людской.
Облачение скифянки весьма необычно. Одежда из тончайшего шелка, в этих краях материала практически не применявшегося, обрамлена толстым красным поясом. Археологи считают, что такой пояс- знак воина и посвященного. Высокий головной убор с золотыми накосниками сложной формы говорит о магической силе Принцессы Алтая, богини, которая, согласно древним поверьям хранила тайны Сотворения Мира и бессмертия.
Кто же она такая? Местные жители утверждают, что они всегда знали о захоронении на плато Укок своей прародительницы по имени Кадын, но не смели тревожить ее священный сон.
Древнегреческий историк Геродот, современник загадочной принцессы, писал о населяющих Горный Алтай племенах скифов, которые могут обращаться в грифов, стерегущих золото. Эти неведомые существа отличались высоким ростом и неземной внешностью.
Геродот пишет, что у скифов были свои цари, во главе которых стояла праматерь, владычица скифов. В могилах этого периода найдено множество изображений ушастых грифонов- мифологических существ, стерегущих золото. На плато Укок их, кстати, особенно много. Но только один из них, причем самый крупный, был нанесен на человеческое тело. Возможно, женщина с грифом на плече была той самой Великой жрицей скифов. ( Н. Лескова)
на развалинах Бертека
… Удивительно было то, что «замерзшее» погребение не было нарушено, как обычно бывало. Это позволило впервые увидеть в неприкосновенности древнее захоронение, со всем комплексом вещей, более двух тысяч лет назад положенных в могилу. Кроме того, никто не ожидал, что в среднем по размеру кургане захоронено особым образом мумифицированное тело, покрытое татуировкой… На левом плече изображено фантастическое животное: олень с клювом грифона, рогами оленя и козерога. Рога украшены стилизованными головками грифонов: подобная же головка помещена на спине животного, с перекрученным туловищем. Ниже в такой же позе изображен баран с закинутой назад головой; у его ног- сомкнутая пасть пятнистого барса с длинным закрученным хвосом. Под барсом расположен фантастический зверь; у него когтистые лапы, длинный полосатый хвост тигра, туловище лежащего оленя, а из спины вырастает голова грифона. На запястье хорошо видна голова оленя с большими ветвистыми рогами… ( Экспедиционный дневник, 1993, Наталья Полсьмак)
Укок – название древнее; собственно, оно и означает "массивная возвышенность с плоским верхом". Издавна плато служило точкой пересечения путей многих племен и народов; это в полной мере подтвердили археологические изыскания. Здесь найдены памятники эпох палеолита, бронзы, железа и так далее. Многие из находок позволили пролить свет на проблемы населенности Алтая в каменный век, международных связей кочевых племен, особенностей быта и культуры народов скифского и гунно-сарматского периодов. Но действительно сенсационную находку, прославившую Укок (и в очередной раз Алтай!) на весь мир, сделала летом 1993 года молодой новосибирский археолог Наталья Полосьмак.
Работа экспедиции Новосибирского института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской Академии наук была в самом разгаре. Уже обнаружилось довольно много интересных находок, когда Наталью Полосьмак заинтересовал один из курганов, причем явно давным-давно ограбленный. В кургане располагалось погребение воина, относящееся к эпохе раннего железа, последним векам перед нашей эрой. Воин, вероятно, принадлежал не к самой бедной прослойке (предположительно, кара-кобинской культуры): в погребальной камере даже после ограбления сохранилось железное оружие, изящно сделанная посуда; нашлись и скелеты трех коней с железной сбруей, носящей явные следы золотой отделки. Принадлежность к знати подтверждала и татуировка воина. В общем, ничего особенного нового... Но при тщательном исследовании обнаружилось, что ниже находится еще одно, более раннее погребение, которое грабители кургана просто не нашли.
Получилось так, что вскрытое верхнее погребение пропустило в могилу воду, и образовавшийся лед сохранил содержимое в первозданном состоянии. Надо заметить, что могильники на плато Укок, в зоне вечной мерзлоты высокогорной тундры, и так отличаются завидной сохранностью. Очень осторожно археологи приступили к раскопкам. В яме нижнего погребения был установлен сруб из лиственницы, перекрытый плотно пригнанными бревнами. В лед, заполнявший камеру, был вморожен деревянный же саркофаг, забитый бронзовыми гвоздями и украшенный кожаными аппликациями. В саркофаге, на подстилке из черного войлока, лежала мумия женщины. Прекрасно сохранилась вся одежда: шелковая рубаха, шерстяная юбка, плетеный пояс с кистями, бело-красные войлочные чулки, шуба. Буквально поражал воображение парик женщины - сложная конструкция из конского волоса, шерсти, войлока, ткани, кожи, резных украшений, золотой фольги, с высоким деревянным каркасом. Руки мумии от запястий до плеч покрывала искусная голубая татуировка; на рисунках сплетались реальные и мифические животные, в том числе и легендарный грифон. Запястья женщины были украшены жемчугом, в уши вдеты золотые серьги.
В кургане хранились изделия из дерева, оленьего рога, глины серебра: зеркало, различные сосуды, резные фигурки фантастических и реально существовавших животных и птиц. Рядом с камерой были погребены и шесть оседланных коней в богатой сбруе. Возраст погребения определили около двух с половиной тысяч лет, то есть середина I тысячелетия до нашей эры. Предположительно, женщина относилась к скифской высшей знати, возможно, к клану жрецов и шаманов, "избранников духов".
Найденная мумия тут же получила имя "алтайской принцессы"; действительно, такого богатого погребения не находили давным-давно. С огромными предосторожностями мумия и прочие находки были извлечены из могилы и перевезены в Новосибирск, в Музей института археологии и этнографии.
С этого момента реальная история приобретает ярко выраженный мистический ореол. Почти сразу после обнародования сделанной находки пошли слухи (от разговоров среди местного населения до публикаций в периодической печати) о том, что на плато Укок найдена прародительница алтайских народов, хранительница и защитница Алтайской земли. В алтайском эпосе сохранились отголоски древних преданий о том, что именно в районе Укока, у подножия высотного горного узла Табын-Богдо-Ула, находится один из слоев Небес, где живут Сыны Неба. Они наделены многими сверхъестественными свойствами, могут летать, быть невидимыми, повелевать любыми духами. Дети Неба, как правило, покровительствовали людям; случалось, они даже вступали в браки с отдельными выдающимися личностями, в результате чего рождались великие герои и люди с огромными магическими способностями.
Основание для возникновения такой легенды поймет любой, хоть однажды побывавший на плато Укок. Почти с любого открытого места здесь видна величественная панорама горных пиков, укрытых вечными снегами; ощущение порой такое, что кусок зеленой земли вознесен неведомыми силами высоко вверх и парит среди сверкающего ледяного царства. Но вернемся к нашей принцессе. Вслед за слухами начался ропот, что покровительницу земли нельзя увозить с Алтая, что это грозит многими бедами. Когда вертолет, на котором перевозили мумию, совершил вынужденную посадку, это было воспринято как знак, как первое предупреждение.
Затем начались новые сюрпризы. Исследовав неплохо сохранившиеся ткани мумии, ученые вроде бы сделали вывод, что женщина не принадлежит к монголоидной расе и не может относиться к скифской народности. У "алтайской принцессы" немедленно появилось множество биографий, одна загадочней другой: представительница неизвестной науке расы, живое воплощение легендарных Детей Неба и даже инопланетянка, прародительница человечества, прилетевшая с далеких звезд.
Тем временем мумию провезли с выставкой по стране и окончательно определили в музей Новосибирского института археологии и этнографии. Возможно, шум вокруг принцессы со временем бы затих, уступив место чисто научным исследованиям, если бы не сильное землетрясение, случившееся в сентябре 2003 года. Мощные подземные толчки хорошо встряхнули весь Алтай, докатившись до всех соседних регионов, в том числе и Новосибирска. Эпицентр землетрясения находился в районе Чуйской степи, совсем близко от плато Укок.
Среди местного населения заговорили о том, что катаклизм напрямую связан с разоренной могилой "алтайской принцессы", и если ее немедленно не вернуть, то случится настоящая катастрофа. Разговоры переросли во вполне реальные многочисленные требования, направляемые в адрес властей Республики Алтай: возвратить утраченную мумию на родную землю! Правда, как именно это сделать, мнения расходились; достаточно ли поместить ее в Горно-Алтайский музей, или организовать заповедную музейную зону прямо на плато, или же необходимо вновь положить принцессу в могилу и привести погребение в первоначальный вид. Видимо, споры и гипотезы, касающиеся "алтайской принцессы", будут еще долго занимать умы людей.
перевал Теплый Ключ - Альпийские луга
Рельеф, оледенение и климат
Рельеф
Обширные всхолмленные понижения поверхности плоскогорья в целом образуют две господствующие депрессии, именуемые в литературе котловинами, — Тархатинскую и Бертекскую.
Тархатинская котловина является изометричным, вытянутым субширотно в плане понижением длиной около 25 км и шириной от 10 км на западе до 3 км на востоке. Общее падение днища котловины на восток превышает 50 м, в целом же абсолютные отметки днища изменяются от 2400 до 2310 м.
Контуры Бертекской котловины имеют более сложное очертание. По морфологическим и морфометрическим признакам эта котловина может быть подразделена на два понижения (или впадины): восточное — Калгутинское и западное — Акалахинское. Калгутинская и Акалахинская впадины разделены местным водоразделом, описанным ещё в 1878 году М. В. Певцовым. Относительное превышение этой водораздельной гряды, имеющей ЮЗ-СВ простирание, около 150—170 метров.
Днище Калгутинской впадины относительно выровненное, слабо заболоченное, с незначительным развитием термокарстового микрорельефа. В южной части впадины развит ледниково-аккумулятивный рельеф, местные водоразделы везде перекрыты «прозрачным» чехлом хорошо окатанных эрратических глыб. Средняя высота днища Калгутинской впадины — 2200—2400 м при ширине от 5 км на северо-западе до 3 км на востоке. Общая длина котловины соответствует простиранию долины р. Калгуты и достигает от ущелья последней около 40 км.
Акалахинская впадина имеет общее ССВ простирание и протягивается в этом направлении до устья р. Ак-Кол почти на 40 км при ширине около 15 км в своей широкой части. Плоское днище этой впадины характеризуется холмисто-западинным моренным рельефом с участием водно-ледниковых форм. Широко представлены также термокарстовые образования. Средняя высота днища Акалахинской депрессии на 100—200 м меньше, чем Калгутинской. Обращает на себя внимание большое количество озёр, занимающих, как правило, понижения в моренном рельефе. Наибольшее количество озёр и самые крупные из них приурочены к днищу Акалахинской впадины. Ограничивающие Бертекскую впадину с востока на запад юго-западные отроги хр. Сайлюгем начинают приобретать здесь, в отличие от его основной, восточной, части, многие черты альпийского рельефа: увеличивается густота расчленения и углы падения склонов, подножья крутых склонов завуалированы обвально-осыпными шлейфами, водосборные воронки на средних гипсометрических уровнях носят черты настоящих каров и цирков. Осевая часть хребта, по выражению Н. Н. Михайлова и А. Г. Редькина [1997], имеет на этом участке S-образный в плане рисунок, а максимальные высоты Сайлюгема превышают 3500 м. Однако, как и в целом для хребта Сайлюгем, для западной его ветви характерно очень небольшое по сравнению, например, с хребтом Южный Алтай, вертикальное расчленение и в целом сглаженный, плоский облик водораздельных пространств. Крутизна склонов в среднем не превышает 15˚, а относительное превышение над днищами внутригорных депрессий составляет максимум 1000 м. Здесь, в самой высокой части хребта Сайлюгем, в правых истоках р. Аргамджи, обнаружено несколько небольших висячих ледников общей площадью 1,5 км².
Таинственное плато Укок
Массив Табын-Богдо-Ола, ограничивающий плоскогорье Укок с юга и юго-востока, представляет собой своеобразный морфоструктурный «замок» на стыке Сайлюгема и хребтов Монгольский и Южный Алтай. Этот массив является частью Великого мирового водораздела, который разграничивает реки бассейна огромных бессточных котловин Центральной Азии и бассейна Северного Ледовитого океана.
«Верстах в пятнадцати от ур. Калгуты возвышаются снежные горы Табын-Богдо-Ола (пять святых), образующие мощную группу, связанную с горами Канаса промежуточными высотами… Обе эти соединённые группы — горный узел»
Хребет Южный Алтай представляет собой крайний южный форпост плоскогорья Укок. Этот хребет в целом ниже массива Табын-Богдо-Ола, его средние абсолютные высоты находятся в интервале 2800-3000 м, и лишь отдельные вершины достигают высоты 4 тыс. м. Несмотря на меньшую высоту, в отличие от Табын-Богдо-Ола, хребет Южный Алтай имеет яркий альпинотипный облик с присущими последнему гребневидными водоразделами, глубокими, часто — сквозными долинами-трогами и крутыми, около 45˚, обвально-осыпными и лавинными склонами. Верховья речных долин венчаются хорошо развитыми ледниковыми цирками и карами.
Ак-Алаха
Климат и ледники
Географическое положение плоскогорья Укок почти в центре Евразии, на значительном удалении от океанов, большие абсолютные высоты и сложный характер рельефа определили большую континентальность климата территории. Однако горные поднятия находятся в основном под влиянием атлантических воздушных масс. Благодаря своему южному положению, плоскогорье характеризуется значительными величинами суммарной солнечной радиации, которые составляют 110—120 ккал/см2/год, что превышает эти значения в Барнауле. Для территории также отмечается большое количество часов солнечного сияния, особенно с апреля по сентябрь, когда оно приближается в сумме к 1450 часам. Зимний режим циркуляции атмосферы устанавливается с ноября по март, хотя переход к зиме заметен уже в сентябре. Для зимних условий характерно развитие западного отрога Азиатского антициклона. В связи с этим в нижней тропосфере преобладают южные и юго-западные ветры, которые приносят незначительное количество осадков. В холодное время их выпадает 15-20 % от годовой суммы. С началом весны, в апреле, под влиянием учащения выноса воздушных масс с юга западный отрог Азиатского антициклона начинает разрушаться, однако существенного увеличения осадков в это время не происходит. Особенно неустойчивая погода характерна для мая — первой половины июня, когда происходит перелом в сторону летнего циркуляционного режима с присущей ему циклонической деятельностью. В целом весна сухая и холодная с быстрой сменой синоптических процессов и резкими изменениями погоды.
Лето на Укоке короткое и прохладное. Для него характерно отсутствие ясно выраженного периода с устойчивой температурой воздуха выше +10˚С. В это время года преобладает западный и юго-западный перенос воздушных масс, с которыми связан летний максимум осадков (до 50 % от их годовой величины), выпадающих как в виде дождя, так и снега. Летом на всей территории возможны заморозки из-за вторжения холодного воздуха с севера. Адвекция уже из Средней Азии, Китая и Монголии приводит к повышению температуры воздуха.
Осенью, как и весной, происходит увеличение интенсивности атмосферной циркуляции. Приходящие с запада циклоны приносят пасмурную погоду с дождями и усилением ветра. С середины октября часты снегопады. Усиленная циклоничность постепенно сменяется преобладанием антициклональной погоды.
Реки и озёра
Реки плоскогорья Укок относятся в основном к водотокам с летним половодьем. Практически все они в верховьях принадлежат нивально-гляциальной и перигляциальной зонам и имеют преимущественно ледниковое и снеговое питание, а также питание от таяния погребённых льдов. Все они расположены (кроме нижних частей долин) на абсолютных высотах 2300—2500 м и выше. Максимальное количество талых вод, в сравнении с другими водотоками, получает р. Аргут, к бассейну которого относится большинство рек плоскогорья. Самой крупной водной артерией здесь является р. Ак-Алаха, которая вместе со своими крупнейшими притоками рр. Калгуты и Ак-Кол дренирует весь бассейн Бертекской впадины. Левые истоки Ак-Алахи начинаются от больших ледников хребта Южный Алтай — это рр. Укок, Алаха, Канас и Бетсу-Канас. Истоки правого крупного притока Ак-Алахи р. Калгуты находятся на северном склоне массива Таван-Богдо-Ула и на западной оконечности хр. Сайлюгем. Они протекают, как правило, по хорошо оформленным троговым долинам с плоскими водоразделами, симметричными склонами и широкими, обычно заболоченными, днищами, по которым меандрируют слабо разработанные русла.
Ниже Ак-Кола р. Ак-Алаха вступает в узкое глубокое (более 300 м) ущелье, которое изометрично расширяется в устьях притоков Ак-Алахи рр. Кара-Алаха, Кальджин, Кара-Булак и т. д. Эпигенетический участок долины р. Ак-Алахи расположен непосредственно перед выходом реки в долины р. Джасатер. Можно здесь отметить, что такие ущелья в приустьевых частях долин характерны для всех крупных левых притоков р. Джасатер. Например, при выходе в Самахинскую межгорную впадину р. Коксу-Аргутской, водоток прорезал новую узкую долину, прижавшись к левому коренному склону. Старая разработанная доледниковая долина р. Коксу оказалась блокированной системой ледниковых и водно-ледниковых образований.
Все водотоки плоскогорья Укок относятся к горному и среднегорному типу рек. Их максимальные расходы имеют, как правило, снеговое, ледниковое и смешанное происхождение. Определяющими же факторами при формировании максимальных расходов на реках плоскогорья являются величина снегозапасов к началу периода абляции и приход тепла, причём солнечная радиация является решающим фактором таяния льда и снега. Минимальные расходы на всех реках Укока наблюдаются зимой. Большинство же малых рек зимой промерзают полностью.
Днище и плоские местные водоразделы плоскогорья Укок усеяны множеством озёр различного размера. Всего здесь насчитывается до 800 озёр, в основном термокарстовые и морено-подпрудные. И те, и другие располагаются, в основном, на днищах впадин, в заболоченных поймах рек и среди холмисто-западинного моренного рельефа. Самыми крупными озёрами плоскогорья являются озёра Красное в истоках р. Жумалы, Кальджин-Коль-Бас, Укок, Гусиное, Музды-Булак, Белое, Кара-Коль-Нур и др., располагающиеся в западной части плоскогорья на выровненных площадках днища Бертекской впадины.
Современная сейсмическая активность
Она на Алтае очень велика. В пределах Алтае-Саянской горной области, начиная с 1963 г. (то есть — с началом мониторинга землетрясений региона) надёжно регистрируются все землетрясения энергетических классов К τ 10 (магнитуда τ 3.5) Точность определения местонахождений очагов землетрясений достаточно высока: ± 15 км. За период с 1963 по 1991 годы на территории Алтая и Саян было зарегистрировано 1485 землетрясений с магнитудой более 3,5.
В 2003 году произошло сильнейшее Бельтырское землетрясение, афтершоки которого ощущаются и поныне.
Современные экзогенные процессы
Физико-геологические, гидроклиматические и гляциологические условия всей территории плоскогорья достаточно сложны. Район плоскогорья Укок суров и имеет в наличии практически весь известных набор катастрофических и опасных природных процессов, присущих внутриконтинентальному высокогорью. Это, прежде всего, «лавинная» солифлюкция, оползни и обвалы, лавины ледниковых участков, «лавинный» термокарст, высокая сейсмичность.
Значение плоскогорья для алтайского народа и археологические находки
Горный узел Табын-Богдо-Ола является священным для монгольских и китайских буддистов. Как сакральное место плоскогорье Укок фигурирует и у алтайцев, придерживающихся других религиозных взглядов, в том числе языческих. Впервые о сакральности плоскогорья представителями алтайской интеллигенции было заявлено после того, как в 1993 году группа новосибирских археологов под руководством Н. В. Полосьмак обнаружила в кургане Ак-Алаха-3 в долине реки Ак-Алаха хорошо сохранившуюся в ледовой линзе мумию молодой женщины. Ныне эта мумия известна как «принцесса Укока», или Алтайская принцесса, хотя в действительности женщина происходила из средних слоев пазырыкского общества. В настоящее время мумия находится в музее Института археологии и этнографии СО РАН в Новосибирске. В 1995 году в ходе раскопок академик В. И. Молодин обнаружил также мумию мужчины. Всего же на плоскогорье Укок расположено свыше 150 археологических памятников — курганных захоронений различных хронологических периодов.
Как заявлял в одном из интервью местной прессе В. Молодин, мумии принадлежат представителям скифских племён, проживавших на Алтае в так называемый пазырыкский период (V—II века до нашей эры). При исследовании ДНК мумий учёные пришли к выводу, что наиболее «близкими родственниками» людей, проживавших на плоскогорье Укок в тот период, сейчас являются селькупы. Также обнаружена генетическая близость к казахам и уйгурам.
Специалисты предполагают, что так принцесса Укока выглядела при жизни
Однако представители алтайской интеллигенции выражают категорическое несогласие с выводами междисциплинарных исследований мумий. Так, председатель общества «Эне Тил» Владимир Кыдыев неоднократно заявлял, что алтайцы — прямые потомки населявших плоскогорье Укок в древности племён. В. Кыдыев считает, что заявления В. Молодина о том, что ближайшими генетическими родственниками «принцессы Укока» являются селькупы, оскорбительны для алтайского народа.
После обнаружения на плоскогорье мумий алтайская общественность под предлогом прекращения «варварства со стороны археологов», «осквернения национальных святынь» потребовала от алтайского парламента — Госсобрания — наложить мораторий на осуществления на плоскогорье археологических раскопок. Госсобрание поддержало это требование и наложило соответствующий 10-летний мораторий. Его действие закончилось в 2006 году. Авторы обращения утверждали, что плоскогорье всегда было для алтайцев священным местом и что алтайцы якобы знали о месторасположении кургана «принцессы», которую во все века чтили как принцессу Кадын. В связи с этим сразу после раскопок они стали требовать возвращения мумии в Республику Алтай, а некоторые даже настаивали на перезахоронении мумии.
Учёные настаивают на продолжении раскопок на плоскогорье Укок, поскольку археологическим памятникам угрожает опасность, связанная с таянием подпочвенного льда, консервировавшего памятники, что, в свою очередь, связывается с глобальным потеплением.
Природный парк Укок
С начала 1990-х годов усилиями российских учёных и алтайской общественности, в первую очередь докторов философских наук, профессоров М. Ю. Шишина и А. И. Иванова и доктора географических наук, профессора В. В. Рудского и др., начались работы по обоснованию включения ряда территорий Алтая в почётный список Всемирного наследия ЮНЕСКО В 1998 г. проект «Золотые горы Алтая» получил поддержку ЮНЕСКО. Бо́льшая часть территории плоскогорья Укок также вошла в список этой международной программы.
Согласно своему новому статусу, территория плоскогорья Укок должна пользоваться особым вниманием учёных, общественности и правительств, на ней должна быть исключена промышленная и хозяйственная деятельность.
В августе 1994 г. южная часть плоскогорья Укок общей площадью 2542 км² была объявлена Зоной Покоя (Природным Резерватом) «Укок». 23 мая 2005 г. охраняемая территория была воссоздана в форме природного парка.
В пределах территории парка полностью расположена Бертекская котловина. На востоке граница парка совпадает с государственной границей между Российской Федерацией и Монголией (хребет Сайлюгем), на юге она идёт по границе с КНР (хребет Южный Алтай), на юго-западе — с Казахстаном. На северо-западе территория природного парка ограничена рекой Чиндагатуй от истоков до впадения в Кара-Алахинское озеро, далее по западному побережью озера граница природного парка идёт до истоков р. Кара-Алаха и вниз по ней на северо-восток до её впадения в р. Ак-Алаха, затем на восток по течению р. Ак-Алаха вверх до истоков, а отсюда — на восток к границе с Монголией по водоразделу между бассейнами рек Джазатор и Калгуты.
В Положении о природном парке «Укок» выделены три функциональных зоны:
зона заповедного режима площадью 26800 га, в пределах которой запрещено любое хозяйственное и рекреационное использование территории. В пределах этой зоны разрешается научно-исследовательская деятельность, не противоречащая законодательству;
зона с ограниченным режимом пользования площадью 39200 га, обеспечивающая условия сохранения природных комплексов, объектов и памятников историко-культурного наследия, в пределах которой допускается строго регулируемое посещение и ограниченное ведение хозяйствования. Здесь запрещена деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств территории парка;
рекреационная зона площадью 186904 га, в пределах которой допускается ведение регулируемой парком экскурсионной, туристской и хозяйственной деятельности[13].
Чокпартас
Транспорт
С внешним миром Укок связывают грунтовые труднопроходимые дороги через перевалы Укок (граница России и Казахстана), Улан-Даба (граница России и Монголии) и перевалы Тёплый ключ (абс. высота 2 907 м) и Калгутинский. До этих перевалов непосредственно в долину р. Калгуты можно доехать из пос. Кош-Агач, который легко достигается по сейчас относительно благоустроенному Чуйскому тракту. Однако далее на юг этот путь, особенно в последней его части, для обычного автотранспорта непроходим и возможен только на внедорожниках или военизированных автомобилях, например, ГАЗ-66, «Урал», ЗИЛ-131, трёхосные КАМАЗы и т. п., а также на тракторах. Однако, и эти сильные автомобили в долине р. Калгуты могут очень прилично утонуть в болоте, особенно вечерами, после солнечного дня, когда подтает мерзлота. Большую же часть года перевалы закрыты снегом и лавиноопасны. В короткий же летний период все склоны подвержены солифлюкции, часто — «лавинной». Нередки камнепады.
Единственный населённый пункт на крайнем северо-западном краю плоскогорья Укок — село Беляши (Джазатор) Кош-Агачского района. Он расположен в горной лиственнично-кедровой тайге на берегу одноимённой реки. Зимние стоянки, находящиеся на севере плоскогорье, используются жителями Джазатора в качестве зимних пастбищ для скота.
Помимо чабанов из Джазатора постоянными жителями плоскогорья можно назвать пограничников. Учитывая, что здесь проходят границы трёх государств, на плоскогорье функционируют две заставы — «Аргамджинская» и «Челябинская казачья» (бывшая Бертекская). Последняя расположена в месте слияния реки Кара-Булак и Ак-Алаха, то есть как раз почти в том месте, где находилась первая русская погранзастава перед границей с Китаем. Она контролирует пограничную с Китаем территорию в районе перевалов Канас и Бетсу-Канас и с Казахстаном в районе перевала Укок.
хребет Табын-Богдо-Ол
ЭТНОГРАФИЯ ПЛАТА УКОК
Кош-Агачский район, где расположен природный парк «Зона покоя Укок», характеризуется сочетанием пограничных культур нескольких народов: алтайцев, казахов и русских. Исторически коренным народом данной территории являются алтайцы, а представители русского и казахского населения заселили ее, в основном, в XIX веке. Поэтому освоение и обустройство историко-культурного ландшафта связаны с алтайской традиционной культурой, хотя наблюдается определенное влияние и русской, и казахской культур, что создает колоритную картину своеобразного синтеза культурных традиций нескольких народов.
Обращаясь к краткой характеристике местного населения Кош-Агачского района как носителя традиционной культуры, мы уточняем, что этническом плане речь идет о культуре теленгитов, которые представляют один из основных субэтносов алтайского народа. Теленгиты, на сегодняшний день имея доминирующие позиции в развитии алтайской культуры в целом, тем не менее и сейчас сохраняют свою локальную самобытность, которая выражена в проявлениях материальных и духовных форм традиционной культуры, а также в языковых особенностях местного наречия. Самоназвание теленгитов восходит к этнониму одного из этнообразующих племен хуннов и тюрков (IV-VIII в.в. )-теле (доланьго - с кит., телек - с монг.), проживающих на территории Центральной Азии (Потапов, 1966; Самаев, 1991; 1993). Поэтому формирование самой традиционной культуры имеет весьма древние истоки, вобрав в себя историко-культурные взаимовлияния хуннов, тюрков, уйгур, монголов и ойротов.
Анализируя алтайскую традиционную культуру в целом, следует отметить, что культурная самобытность коренного населения Кош-Агачского района относится к числу наиболее полнокровно сохранившейся и мало подвергшейся нивелировке под влиянием общих тенденций советского и постсоветского периодов.
I. Местным населением сохранен ряд мировоззренческих и религиозных обрядов, который тесно связан с микрокосмосом данной территории. К их числу относятся: 1. обряд «Восхваления Алтая» в начале лета и осенью; 2. обряды поклонения родовым местам (т.е. представители отдельных родов совершают моления своей родовой горе или местности); 3. обряд посещения целебных источников-аржанов с соблюдением целого комплекса ритуалов и процедур религиозного, экологического и оздоровительного характера; 4. культы почитания гор, перевалов местностей, рек, родников, зверей и птиц и рассказы о священных местах и т.д.
Проведение почти всех этих обрядов и соблюдение культов сопровождаются микрообрядом повязывания освященных лент – дьалама на березу (лиственницу, тальник - в степной местности) или сооружением обо из камней.
озеро Гусиное, плато Укок
Особое место в мировоззренческих и религиозных обрядах занимает понятие «байлу jер» - «запретная территория», которое связано с целым рядом запретов на: охоту, изменение ландшафта, раскопки археологических курганов на обозначенной территории в связи с ее сакральностью. В обычной правовой и религиозно-этической практике «табу» (запрет) соблюдается без обсуждения.
II. Местным населением сохранены яркие образцы локального фольклора: мифы, песни, сказки, сказания, предания (со всеми их жанровыми разновидностями) и т.д. Многообразие фольклорной культуры может стать базой для ее широкого и активного применения в научной и просветительской деятельности парка. Например, большой интерес для туристической деятельности парка могут представить предания о горах и камнях, тотемистические рассказы о названиях мест и гор.
III. В Кош-Агачском районе было возрождено древнее календарно-обрядовое празднование нового года – Чага-Байрам, который приобрел статус республиканского праздника. В связи с проведением этого праздника стал «реанимироваться» архаический пласт фольклорных знаний: сакральных текстов благопожеланий, молитвенных заклинаний, а также стали возрождаться шитье и ношение национальной одежды в традиционной и стилизованной формах.
IV. Местным населением сохранены основы народных промыслов и ремесел: по шитью национальной одежды, ковров, войлока, конского снаряжения, строительства традиционного жилья и т. д.
V. Среди носителей традиционной культуры есть современные талантливые исполнители: песенники М. Абулова, В. Челтуев, К. Сапо, молодые сказители: Э. Тадыкин, Л. Отуков, А. Турлунов – участники республиканских, региональных, международных праздников, фестивалей, конкурсов по народному творчеству. На районном уровне учреждены центры алтайской и казахской культур, работают фольклорные ансамбли: «Чуя», «Тандак».
Анализ и оценка состояния культурно-исторического наследия парка, проблемы сохранения и угрозы
Памятники древней истории, пережившие тысячелетия, – хрупкое и невосполнимое культурно-историческое наследие нашей страны. Объекты, расположенные на территории природного парка подвергаются воздействиям как природного, так и, в большей мере – антропогенного характера. К природным относятся: естественная эрозия почв, отслоение скальных поверхностей с наскальными рисунками. В последние годы учеными высказываются серьезные опасения о возможном таянии подкурганной мерзлоты в результате глобального потепления климата. Это может привести к исчезновению уникальных предметов из органики, сохраняющихся уже почти 2,5 тыс. лет только благодаря мерзлоте. Данный тревожный факт требует серьезной проверки и проведения комплексных исследований, так как предметы из дерева, кожи и тканей, полученные из курганных погребений Укока уникальны не только в общероссийском, но и в мировом масштабе.
К антропогенным видам воздействия на археологические памятники Укока относятся: разрушение объектов при строительстве автодорог, стоянок и контрольно-следовых пограничных полос, археологические раскопки, древние и современные грабительские раскопки. Увеличивающийся поток туристов на территорию плоскогорья Укок, автомобили высокой проходимости – все это негативно воздействует на состоянии объектов археологического наследия и требует принятия мер со стороны дирекции парка.
Анализ традиционного культурного наследия, носителем которого является местное население территории природного парка «Зона покоя Укок» и близлежащих ему населенных пунктов района в контексте традиционной культуры и религиозно-мировоззренческой системы позволяет оценивать его состояние многогранным и перспективным для включения в практическую деятельность парка. Но работникам парка необходимо в дальнейшем выработать отдельные рекомендации и методику для обеспечения государственного и общественного контроля за сакрально-мировоззренческими, культурными объектами на Укоке и близлежащих территориях со стороны парка, района, республики; принять возможные дополнительные решения (нормативные документы на муниципальном, республиканском или федеральном уровнях). В настоящее время наблюдается ряд нарушений традиционных обрядов на территории парка из-за отсутствия знаний, особенно со стороны представителей некоренного и приезжего населения, туристов, что составляет угрозу и требует просветительской работы в этом плане.
_____________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Рудой А.Н, Лысенкова З. В., Рудский В. В., Шишин М. Ю. Укок (прошлое, настоящее, будущее). — Барнаул: Алтайский государственный университет, 2000.
Сапожников В. В. По Алтаю. — М.: Географгиз, 1949. — 579 с.
Галахов В. П., Мухаметов Р. М. Ледники Алтая. — Новосибирск: Наука, 1999.
Рудой А. Н., Кирьянова М. Р. Научное и рекреационное значение великих геологических памятников Алтая: к созданию Алтайского ледникового парка // Известия Русского географического общества, 2004. — Вып. 5. — С. 61-69.
Молодин В. И., Черемисин Д. В. Древнейшие наскальные изображения плоскогорья Укок. — Новосибирск: Наука, 1999. — 160 с.
Полосьмак Н. В. Всадники Укока. Новосибирск, 2001. 336 с.
Рудой А. Н. «Обратная сторона Луны?» // Алтайский вестник, 2002. — № 2.
Укок — алтарь Евразии (историко-культурологический анализ). (главы из монографии: Рудой А. Н., Лысенкова З. В., Рудский В. В., Шишин М. Ю. Укок (прошлое, настоящее, будущее): Монография.- Барнаул, изд-во Алт. гос. ун-та, 2000.- С. 35-59).
https://www.altai-photo.ru/
https://www.platoukok.ru
https://putevoditel-altai.ru/
https://www.znaxar.com/
- Регион путешествия:
- Тэги:
- 23260 просмотров
Комментарии
Всем привет. :)
Всем привет) Принимайте в свои ряды . )))
Добро пожаловать!
У природного парка "Зона покоя Укок" сменился адрес в интернете - http://ukok-park.ru/
Отправить комментарий