Пещера Кашкулакская (Чёрного дьявола)
Кашкула́кская пещера (также Кошкулакская, от искажённого хак. Хосхулах — карстовая пещера на территории России (Республика Хакасия, Ширинский район) в массиве горы Кошкулак (Кашкулак, Хосхулах), расположенной в северных отрогах Кузнецкого Алатау.
Имеет три яруса, соединённых вертикальными колодцами глубиной около 20 метров. Глубина пещеры — 49 метров, общая протяжённость ходов — 820 метров. В верхнем ярусе (комплекс гротов «Храмовый», «Мракобесы», «Погибшей пагоды») встречаются кальцитовые натёчные образования.
Нижний ярус (грот «Обвальный») и даже частично средний ярус (гроты «Скелет» и «Энтузиастов») в сильные паводки периодически затапливаются. Категория сложности пещеры — 2Б.
Пещера Кашкулакская (Чёрного дьявола)
Привходовая часть пещеры в течение последних двух тысяч лет использовалась как культовое место шаманами. Пол пещеры завален костями жертвенных животных, втоптанными в глину, углём от жертвенных костров. Стены покрыты окаменевшей копотью. Основным местом для жертвоприношений служил Храмовый грот и располагающийся там сталагмит.
Во время Гражданской войны пещера использовалась в качестве одной из баз отрядом белых партизан под командованием Соловьёва.
Впервые Кашкулакская упоминается в литературе, вероятно, в работах А. М. Зайцева в 1904 году, под именем пещеры Туримской (по названию ручья Тюрим).
В 1950-е — 1970-е гг. была предметом научных исследований спелеологов, археологов и палеонтологов.
Пещера Кашкулакская (Чёрного дьявола)
За последние полвека пещера приобрела противоречивую известность. В популярной литературе приводятся мнения, что люди с высокой чувствительностью якобы могут видеть здесь галлюцинации, об этой пещере говорят как о «месте силы» и «научном феномене».
С начала 2000-х гг. Кашкулакская пещера — туристический объект. Здесь работает несколько туристических фирм, регулярно совершающих рейсы с курорта «Озеро Шира».
С пещерой связано множество скандалов. Так, в 2000—2002 гг это место было предметом культового почитания непостоянной группы индуистских шиваитских священнослужителей во главе со Свами Сатья Саи Даас, основавших здесь неофициальный монастырь — «Саи Лингешвара Ашрам» (санскр.: Обитель Истины и Вселенского благосостояния и покоя).
Для них это место представляло интерес как природный храм. По словам «брахманов», это место было указано свыше как святое и требующее ухода и охраны от разрушительного воздействия человека.
После трёх лет борьбы с негативным отношением местной администрации и населения неофиты были вынуждены оставить место. До сих пор здесь проводят ритуалы хакасские шаманы и русские колдуны, проходят тренинги среди «эзотериков». Пещера Кашкулакская (Чёрного дьявола)
Экскурсии в Кашкулакскую пещеру
В настоящий момент существует несколько туристических фирм, организующих экскурсии в Кашкулакскую пещеру (как правило, только по верхнему ярусу). Чаще всего они организуются на курорте «Озеро Шира» или в посёлке Жемчужный.
Пещеру также посещает большое число самостоятельных групп спелеотуристов. Примерное описание пути: посёлок Шира — трасса на Коммунар — аал Топанов (асфальтированная дорога); далее в горы уходит обсыпная дорога 1980-х — 1990-х гг. Через 10 км от неё отходит хорошо наезженная полевая дорога, однако передвижение по ней крайне затруднено в дождливую пору (июль — начало августа). По этой дороге — ещё 5 км до самой пещеры.
Пещера Кашкулакская (Чёрного дьявола) - схема
ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ
История изучения пещер
(Исторический обзор с 1722 по 1979 годы)
Первые печатные сообщения о пещерах Алтае-Саянской горной области появились в начале XVIII века – в 1722 г. Ф.И. Страленберг посетил пещеру на берегу Енисея выше Красноярска и дал ее описание, которое считается первым описанием пещер Сибири...
И.Г. Гмелин в период с 1735 по 1740 год произвел осмотр пещер на берегах Енисея в районе г. Красноярска. Им были осмотрены 2 грота возле д. Овсянки и еще 2 полости – в окрестностях д. Бирюса (ныне затопленной водохранилищем Красноярской ГЭС). Так же он осмотрел несколько пещер по р. Мане и одну полость "в высокой горе по дороге на Базинский рудник"...
В 1771 году П.С. Паллас описал пещеру на р. Белый Июс, вблизи поселка Ефремкино (улус Тохзас), в которой в ХVIII веке было добыто 16 пудов селитры. Он сообщил о пещерах и исчезающих речках в бассейне р. Чарыш. В одной из пещер на правом берегу р. Ини в трех верстах от Тигирецкого форпоста Паллас обнаружил человеческие ("калмыцкие") черепа и ..."при том еще некоторые из дерева и кости вырезанные безделицы". По речке Ханхаре, в 10 верстах от устья Паллас отмечает наличие "ям" с костями...
В 1831 году Ф.В. Геблер открыл две пещеры на р. Чарыш, около д. Усть-Чагырка. Он описал местоположение и форму полостей и отметил, что верхняя пещера сильно изрыта кладоискателями. Им обнаружены кости носорога, лошади, осла, быка, ламы, кошки, гиены, собаки, волка, медведя, сурка, крысы, хомяка, зайца, нетопыря, пищухи, летучей мыши, неопределенных грызунов, мелких птиц, а также останки животных ископаемых видов: оленя и пещерного медведя...
В том же году А. Кулибин обследовал 2 пещеры на р. Чарыш близ д. Чагырской. Он указал местоположение, ориентировку, размеры, натечные образования пещер и отметил наличие большого количества костей в одной из них. Позже их определили как кости ископаемых животных родов Eguus, Huaeana, Ursus, Rhinoceros...
В 1833 году И. Пестов сообщил о Комской пещере долины Енисея, в которой он обнаружил кости крупных животных плохой сохранности...
В 1834 году Строльман описал пещеры, расположенные на правом берегу реки Белый Июс, отметив в одной из них выделения "горной смолы" (мумие)...
В первой половине XIX века о пещерах Приенисейской местности сообщались в основном полулегендарные сведения. А. П. Степанов в 1835 году описал находящуюся вблизи д. Черной пещеру, из которой выходит густой пар с адским серным запахом. Газета "Санкт-Петербургские Ведомости" в ноябре 1949 года писала о недоступной пещере в утесе по р. Туба. На самом деле здесь имеется лишь простой грот в песчаниках девона. В "Северной Пчеле" 10 ноября 1850 года была помещена заметка Я. Щукина о пещере у с. Комы, якобы проходящей под Енисеем с одного берега на другой. Нами установлено, что речь шла о небольшой полости в песчаниках...
Пещера Кашкулакская (Чёрного дьявола)
В 1844 году Г.Е. Щуровский обратил внимание на большое количество пещер по рекам Кие и Невольной в Кузнецком Алатау. Он считал, что пещеры образовывались путем размыва трещин, возникших в известняках в результате "сотрясения"...
В 1849 году А.Г. Влангали отметил большое количество пещер в долинах Ини и Ханхары (Алтай). Он сообщил, что пещеры часто представляют собой низкие полости, идущие наклонно, а кости древних животных встречаются редко...
Со второй половины ХIХ в. в связи с упадком горного дела на Алтае, несколько ослабевает интерес к северо-западной части Горного Алтая и начинаются исследования менее изученных и более труднодоступных центральных и южных частей этой горной области. При геологических и географических исследованиях пещеры обнаружены в бассейнах Катуни и Ануя...
В 1871 году И.Ф. Брандт опубликовал список останков из алтайских пещер. Он содержит 37 названий животных, часть из них является вымершими формами: пещерная гиена, исполинский олень, шерстистый носорог, мамонт и др...
Примерно в это время появляются сообщения о наличии пещер в верховьях Томи и о крупной пещере с капельниками в устье р. Шор-Су (Шорская пещера)...
В конце XIX столетия предпринимаются попытки выявления и исследования культурных слоев в привходовых частях пещер долин Енисея, Абакана, Белого Июса и в окрестностях г. Ачинска...
И.С. Боголюбский в 1881-1883 годах опубликовал результаты обследования «пещер» (преимущественно простых гротов) по р. Енисею выше г. Красноярска и в устье р. Бирюсы. В некоторых из них обнаружено значительное число костей животных, принадлежащих ныне живущим млекопитающим. Кроме того, Боголюбским исследована Узунжульская пещера в бассейне р. Камышты, притока Абакана, в 6 км от прииска Михайловского. В пещере обнаружены кости домашних и диких животных. Боголюбский указал на множество пещер в бассейне Хемчика выше устья Джиртака. В одной из них найдены человеческие кости...
В 1883 году Д.А. Клеменц обследовал полости в горе Тюлис-Тарахан на Сыро-Базинском междуречье Кузнецкого Алатау, где обнаружил кости человека, домашних и диких животных, следы кострища, предметы материальной культуры...
В 1886-1888 гг. А. Еленевым обследовано 58 "пещер" по берегам Енисея и левого его притока р. Бирюсы. Большей частью это не пещеры в современном понимании, а простые гроты. Раскопки велись в двух полостях – Костяной и Мамонтовой.
Здесь обнаружен культурный слой эпохи железа. В нем собрано 2 медных, 55 железных, 80 костяных предметов, много черепков, каменных кибасьев (грузил для рыболовных сетей). Найдены кости животных и человека. В северной галерее пещеры Мамонтовой обнаружен бивень мамонта. Так как эта находка не сопровождалась предметами палеолита, Еленев сделал вывод, что бивень был занесен в полость людьми железного века. В 1890 году Еленев сообщил о 17 «пещерах» по левому берегу Енисея и его притоку р. Караульной. В результате раскопок обнаружены: каменный топор, изделия из кости и железа, куски тканей и кож. Еленев сделал общее описание обследованных пещер и предположил о причинах их возникновения, одной из которых является «выдалбливание известняка Енисейской водой».
В 1889-1891 годах П.С. Проскуряков сообщил о результатах археологических изысканий в долине Белого Июса. Из обследованных 18 "пещер" (преимущественно простых гротов) наибольший интерес представляет Тохзасская пещера. В ней обнаружено огнище, рунические надписи, глиняные черепки, костяные орудия, кости диких и домашних животных. В 1893 году Проскуряков опубликовал результаты обследования одной из пещер Торгашинского хребта в окрестностях Красноярска (ныне пещера неизвестна, возможно она исчезла в карьерах цементного завода). В них обнаружены кости ископаемых животных – мамонта, носорога, первобытного быка, пещерной гиены. В 1897 году Проскуряков предпринял раскопки Айдашинской пещеры близ г. Ачинска. Об этой пещере в 1889 г. сообщал Каргополов, указавший на находки здесь каменных, костяных и медных предметов. Проскуряковым в пещере собрана коллекция костяных наконечников стрел, изделий из бронзы и железа. Судя по более поздним раскопкам, в пещере были и золотые предметы, разграбленные кладоискателями...
В 1904 году А.М. Зайцев описал крупную Туримскую (Кашкулакскую) пещеру по р. Тюриму, правому притоку Белого Июса (Хакасия). Отмечается наличие в ней ледяных кристаллов, известняковых сталактитов и сталагмитов...
зал Крест
В 1905 году К.И. Аргентов сообщил о пещерах с натечными отложениями в долине р. Узунжула, притока Камышты (Минусинский уезд)...
В 1908 году А.А. Андриановым была обследована пещера-щель в красном девонском песчанике на горе Тепсей ниже устья р. Тубы в Минусинской впадине. В донных осадках обнаружены следы кострища, череп лошади, кости человека, овцы и волка, предметы материальной культуры. В одном месте на стенах пещеры имеются рисунки (антропоморфные изображения)...
В статье П.Ф. Красникова (1935) отмечены карстовые воронки, провалы и пещеры в среднем течении р. Ануя...
В 1950 г. П.П. Хороших опубликовал первую сводку о пещерах Хакасии, в основном небольших, легкодоступных, интересных для археологии. В сводке приведены описания и упоминания более 100 пещер, в ней упоминается и крупная Тюримская (Кашкулакская) пещера по р. Тюрим...
Определенный прогресс в изучении карста связан с развертыванием промышленного и гражданского строительства на юге Средней Сибири в 50-60-е годы, разведкой и разработкой месторождений полезных ископаемых. В 1950-1952 гг. геологи П.П. Сиротенко, Н.С. Николаева и др. провели поиски минерального сырья более чем в 53 пещерах Хакасии и Минусинского района Красноярского края. Ими в самом общем виде были составлены планы и краткие списания обследованных пещер.
В 1951-1953 годы отряд геологов, возглавляемый К.П. Черняевой, провел исследования 151 пещеры Горного Алтая по рекам Чарыш и Ануй...
Потребность в сырье для цементной промышленности бурно развивающегося г. Красноярска покрывается за счет Качинского и особенно Торгашинского известняковых месторождений.
В 1955 году Г.Г. Гудалин определил возраст карста как додевонский...
Спелеологическое изучение Красноярского края по существу началось в 1958 году, когда группа туристов-столбистов заинтересовалась гротами, видневшимися в живописных скалах низовий реки Базаихи. Хотя интересных пещер здесь не было обнаружено, это только подогрело интерес к продолжению поиска. Случайно ребята узнали, что на Торгашииском хребте есть пропасть, из которой выходит якобы голубой газ, а сброшенные бревна выплывают в Енисее. Началось исследование пропасти, которая полностью была пройдена уже в 1959 году. Тогда же были обнаружены остальные пещеры хребта...
Вначале группа энтузиастов пещерных походов была небольшой и насчитывала около 15 человек Из них следует отметить И. Ефремова, В. Бикеева, Ю. Шемякина, В. Ишимова, составивших ядро первой в крае спелеологической секции...
моление и радение в пещере
ЛЕГЕНДЫ И МИСТИКА ПЕЩЕРЫ ЧЕРНОГО ДЬЯВОЛА
Кашкулакская пещера (Пещера черного дьявола)
Упоминание о Кошкулакской пещере в интервью с " белым " шаманом Татьяной Кобежиковой заинтересовало многих читателей, живущих за пределами Хакасии, но уже слышавших о загадочном подземелье. Их просьба - рассказать о нем подробнее. Внештатный корреспондент "АиФ на Енисее" Виктор Мельников уже давно собирает любопытные наблюдения посетителей таинственной пещеры.
Об этом месте знают во всем мире. Оно официально включено в пятерку "самых страшных" мест на земном шаре. Ученые-аномальщики называют эту загадочную пустоту в горном массиве несколько высокопарно: пещера черного дьявола. Географическое ее название звучит не так грозно - Кошкулакская пещера. Имя ей дала одна из вершин отрогов Кузнецкого Алатау - Кошкулак. От поселка Шира до нее - немногим более 20 километров.
место черных обрядов
Юная «старушка»
Впервые об этой пещере я услышал лет 15 назад от моих знакомых спелеологов, братьев Николая и Владимира Савченко. Вернувшись из очередного похода по пещерам Кузнецкого Алатау, они рассказали мне жуткие истории о найденных в пещере полуистлевших человеческих костях, о тенях и звуках бубна шамана, о беспричинном ужасе, который они испытывали, проходя определенный участок этой пещеры. Поведали братья также историю, которую они, в свою очередь, услышали в походе:
"В 1960-х годах группа студентов из 20 человек полезла в эту чертову дыру. Вышли из нее только две студентки. И то одну девушку в буйном невменяемом состоянии подобрали охотники неподалеку от пещеры. Она кусалась и кричала что-то бессвязное. Ее сразу упрятали в "психушку". Вторая же студентка помешалась "тихо". Ночью ее обнаружил наряд милиции поселка Шира. Седовласая, с мертвенным лицом, с искусанными в кровь губами, она шла по темным улицам поселка. В руках девушка сжимала какую-то фигурку из камня, которую ни за что не хотела отдавать. Не останавливаясь ни на секунду, она что-то очень быстро и горячо шептала. И эту девушку определили в дом скорби, где она в течение месяца "сгорела" от какой-то загадочной болезни.
Врачи так и не смогли установить причину смерти - стремительно худевшая пациентка была хоть и безумна, но абсолютно здорова. Под матрацем испустившей последнее дыхание юной "старушки" медсестра обнаружила маленькую каменную фигурку..."
Пещера Кашкулакская (Чёрного дьявола)
Лисья шапка с рогами
Признаюсь - не поверил я тогда рассказчикам. Даже издевался над ними, сопровождая их рассказ остроумными, как мне казалось, комментариями: сколько, мол, братья выпили перед тем, как слушать такие байки. Однако прошло около полугода, и мои знакомые вновь отправились в очередной поход на Кошкулак. В группе из 30 человек в основном были школьники - шли ноябрьские каникулы. Провели наши туристы близ пещеры около трех дней. Первые две экспедиции под землю прошли спокойно.
Наслышанные об ужасах Кошкулака и мечтавшие об острых ощущениях школьники были разочарованы. На третий день, перед сворачиванием лагеря, они упросили взрослых в последний раз "пробежаться по пещере". После того как обошли все гроты, в том числе грот Скелетов, где обычно, если верить очевидцам, и происходит невероятное, ребята уже собрались подниматься наверх.
В этот момент все вдруг почувствовали леденящий приступ ужаса. Школьники кинулись к выходу, расталкивая не менее напуганных родителей и учителей...
Уже при свете солнца, когда страх отпустил, пионеры и их провожатые наперебой начали делиться тем, что им причудилось в глубинах пещеры. У каждого, как выяснилось, ужас имел свое "обличье". Одни видели жуткое чудовище с туловищем медведя и с окровавленным человеческим черепом вместо головы, другие увидели огромных ворон, сидящих на груде костей, третьим "явился" (моим знакомым спелеологам в том числе) отвратительный старый шаман в замызганной лисьей шапке с рогами, бьющий в бубен и производящий замысловатые телодвижения. Жестами он как будто звал к себе...
Через некоторое время после возвращения группы домой одного из участников похода, шестиклассника, нашли повешенным на чердаке собственного дома. Он оставил посмертную записку весьма странного содержания. Мальчик писал о каком-то каменном дьяволе, о темных норах и безумии. А в конце: "... умри, но помни камни". Родители ушедшего из жизни мальчика утверждали, что эта фраза написана другим почерком.
Пещера Кашкулакская (Чёрного дьявола)
Обжигающий взгляд
Ещё в 1980-х годах Кошкулакской пещерой, слухами о привидениях, обитавших в ее недрах, заинтересовались ученые из Новосибирского института клинической и экспериментальной медицины. Были снаряжены экспедиции для изучения феномена пещеры.
Пожалуй, тогда впервые ученые признали, что видения - это не просто фантазии испугавшихся темноты экскурсантов. В 1985 году сотрудник института Константин Вакулин с группой спелеологов обследовал гроты. После нескольких часов работы люди потянулись к выходу. Константин шел последним. Закрепил веревку на специальном поясе, приготовился к подъему. И вдруг почувствовал на себе пристальный взгляд. Ученого обдало жаром. Первое побуждение - бежать! Но ноги не слушались. Посмотреть, что творится за спиной, было безумно страшно. И все же, будто в состоянии гипноза, повинуясь чьей-то чужой воле, он повернул голову и увидел метрах в пяти от себя... пожилого шамана.
Того же самого, из рассказов моих друзей-спелеологов: развевающиеся одежды; мохнатая шапка с рогами, горящие глаза и плавные, зазывающие движения руками - мол, иди, иди за мной!.. Бакунин безотчетно сделал несколько шагов вглубь и тут же, словно сбросив темные чары, начал отчаянно дергать веревку. Не поддавшись на "уговоры" пещерного шамана, он, вполне возможно, и избежал участи когда-то погибших или тронувшихся умом.
Свидетелем почти тех же видений стал еще один участник экспедиции - Николай Каманов.
Обобщив полученные свидетельства, ученые предположили, что все эти галлюцинации, безотчетный, панический страх, разумеется, не происки темной силы, а результат вполне материального внешнего воздействия. Известно, например, что инфразвук с частотой около 6 герц может вызвать чувство неописуемого ужаса.
В одном из гротов пещеры черного дьявола была развернута специальная лаборатория. Исследователи ставили там опыты, проводили различные измерения. В результате была установлена геомагнитная аномалия. Электромагнитное поле в пещере постоянно колеблется. Еще на начальной стадии исследования ученые заметили, что среди прочих сигналов устойчиво пробивается строго определенный импульс. Иногда его фиксировали как одиночный, бывало же, что он шел "пучками". Причем всегда с одинаковой амплитудой. Случалось, сигнал пропадал на два-три дня, а то и на неделю, но потом неизменно возвращался.
Священный сталагмит
Таинственный маяк
Учёные задались вопросом: откуда берутся эти странные импульсы? После серии экспериментов было установлено, что пробиваются они из глубины пещеры. Было решено проверить, не связаны ли эти импульсы с жуткими видениями, являющимися тем, кто оказывался в пещере. Время фиксации импульсов в точности совпало с моментом появления у людей нервозности, подавленного состояния, переходящего в панический ужас.
Импульсы, как и предполагали ученые, оказались низкочастотными. Теми самыми, которые не воспринимаются человеческим ухом, но оказывают воздействие на все живое, в том числе и на психику человека. Вот только откуда они идут? У сотрудников института нет сомнений, что такой частоты импульсы с устойчивой амплитудой колебаний способен генерировать только искусственный излучатель. Но откуда ему взяться в глухой тайге, глубоко под землей? Ученые обследовали всю пещеру, спускались в самые потаенные уголки - тщетно. Поиск искусственного излучателя не увенчался успехом. Таинственный маяк, если он только существует в природе, находится еще глубже.
Что касается галлюцинаций (а ученые считают жуткие видения всего лишь безобидными "глюками"), участники исследования сошлись на такой версии: восприятие несуществующих объектов в качестве реальных может вызываться какой-нибудь необычной химической смесью, присутствующей в воздухе, наполняющем пещеру. Однако что это за смесь и насколько она изучена - пока не известно. Остался открытым и такой вопрос: почему ко многим видение "приходит" именно в облике шамана? С галлюцинациями так быть вроде бы не должно - это, как и сны, явление "эксклюзивное". Впрочем, разовые экспедиции и не могли, наверное, развеять все мифы. Начавшаяся в то время перестройка задала куда более животрепещущие вопросы. Так что разгадка тайн пещеры черного дьявола, наверное, впереди. А пока, за неимением материалистического обоснования происходящего в подземелье, из уст в уста, вместе с душераздирающими рассказами, передаются древние легенды.
Месть шамана
ОДНОЙ из них в предыдущем номере "АиФ на Енисее" поделилась "белый" шаман Татьяна Кобежикова. Когда-то неподалеку от этой пещеры был похоронен шаман. Люди нарушили его покой, и он наказывает их тем, что является им во сне, а то и наяву в образе человека в диковинных одеждах, увлекая за собой. Если верить местной молве, дух древнего хакасского шамана обитает в гроте Призраков, что по соседству с гротом Скелетов.
По другой легенде, Кошкулакская пещера была у древних хакасов местом культовым. Здесь язычники поклонялись не только фаллосу как символу продолжения рода - вокруг естественного сталагмита в форме фаллоса сохранилось древнее кострище. Здесь же, по преданию, предки хакасов поклонялись черному дьяволу, приносили жертвы своим богам, в том числе и человеческие. В пользу этой легенды говорит сохранившийся до наших дней древний жертвенник. Кто верит в эту легенду, считает, что пещера за столетия впитала в себя темную энергию древних шаманов, которая, остерегая свои тайны, выплескивается от случая к случаю на излишне любопытных гостей пещеры.
грот Скелет
Золото Колчака
Мифы, связанные с Кошкулакской пещерой, не только не умирают, но и рождаются. В буклетах для туристов с вами, например, поделятся предположениями о том, что в одном из гротов пещеры черного дьявола спрятано золото Колчака, что здесь затерян тайный склад оружия "батьки" Соловьева. Верных же ленинцев не может не тронуть такая версия: молодой командир ужурских чоновцев Аркаша Голиков именно у входа в эту пещеру получил свое легендарное прозвище Гайдар.
Дорога в ад
Одно из самых загадочных мест Хакасии - пещера Кошкулак. Это таинственное место находится высоко в горах недалеко от глухой таежной деревушки Топаново Ширинского района . Без опытного спелеолога или местного проводника в пещеру соваться опасно - шутка ли - почти вертикальный спуск около трехсот метров . Да и добраться до пещеры не так просто — плохонькую гравийку осилит не каждый автомобиль . Потом пешочком по тайге в гору потопать надо. А в местах тех живности всякой - навалом . Душу шамана встретишь или нет - еще вопрос , а вот бурого мишку - запросто .
Пыталась уговорить кое - кого из местных жителей проводить к этой пещере - бесполезно. Никаких денег не надо. Говорят, черный шаман если затянет, уже не отпустит.
Кошкулак считается культовым местом. Одни рассказывают, что когда - то в этой пещере приносили в жертву людей (детей там убивали или молодых женщин - точно сказать никто не может), и сейчас у этого места очень дурная слава. Мол, души загубленные покоя найти не могут и мстят живым за свое безрадостное существование .
Там побывала не одна научная экспедиция, некоторые даже видели этого самого черного шамана, про которого говорят местные. Один научный сотрудник, не пожелавший назваться , рассказал такую историю:
«Наша группа спускалась в Кошкулак , чтобы проверить . Пещера не самая глубокая, в Ширинском районе есть и поглубже , и покрасивее. А эта, действительно, черная какая - то , человеческих костей мы там, правда , не нашли , зато костей животных там очень много . Может, они сюда умирать приходят. Ощущения в этой пещере не из приятных, но никаких явных проявлений чего - то особенного мы не заметили . Почти вся наша группа поднялась наверх. Я в цепочке был последним и на какое - то время остался в пещере один. Вдруг почувствовал на себе чей - то взгляд. Обернулся и обомлел: от стены отделилось существо - то ли человек, то ли зверь - тело вроде человеческое , на лице что - то вроде черной маски , а на голове витые рога. Смотрит на меня это существо и пальцем манит. Я, как завороженный, потянулся к веревке, чтобы развязать узел . В это время кто - то сверху меня окликнул , я очнулся и изо всей силы дернул веревку . Что это было - сон или явь? Но под впечатлением я ходил еще долго. Иногда этот шаман ( именно так местные жители описывают черного шамана ) мне потом снился. Нет, больше я в эту пещеру не полезу».
ТАЙНА КОШКУЛАКСКОИ ПЕЩЕРЫ
- Как вы относитесь к рассказам о Кошкулакской пещере ? Многим ее посетителям являются кошмарные видения и, что интересно , абсолютно разные люди свидетельствуют об одном и том же: что якобы видели шамана . Это явление по - разному пытались объяснить с научной точки зрения , что скажете вы?
- Кошкулакская пещера считается родовой пещерой Чустеевых, Кобежиковых , Обдиных , Коковых . Сейчас туда приходят с шумными экскурсиями , отсюда все неприятности . Когда - то неподалеку от этой пещеры был похоронен шаман . Люди нарушили его покой , и поэтому его дух стал все чаще являться в последние годы . Пещера - это вход в чрево матери земли . А мы пользуемся ее силой неправильно . В пещере можно совершить обряд перерождения : представить себя маленькой - маленькой яйцеклеткой , а затем попытаться «родиться» другим человеком , с теми качествами , какие вы хотели бы иметь , а все негативное оставить в «старой жизни» . Разумеется , это нужно делать одному , а лучше - с помощью шамана . В эту пещеру нельзя идти с плохими мыслями , страхами . Она вернет вам ваши же чувства : каждый видит и ощущает в ней именно то , из чего состоит сам.
На севере Хакасии находится и Кашкулакская пещера ... Настя Чустеева , жительница Абакана , детство которой прошло в Ширинском районе , вспоминает :
- На эту пещеру у всех местных жители было наложено своеобразное табу - туда никогда не ходили. Взрослые нам еще с пеленок объяснили , что находиться рядом с этим местом опасно. Смельчаков испытать на себе эту опасность не находилось даже среди самых отчаянных пацанов . Мы не знали точно, почему люди боятся находиться вблизи этих мест - просто слышали разговоры о том, что духи могут утащить и про черного шамана . Но нам, естественно , этого хватало , и мы никогда не нарушали запрет .
Да , местные жители относятся к Кашкулакской пещере по - особому , нейтрально : «Духов не трогаешь , и они не тронут» . Однако легенды , с ней связанные , носят всегда устрашающий характер.
Старожилы из уст в уста передают историю о том том, как убили в этой пещере шамана , но дух его так я остался здесь , чтобы мстить людям - и с тех пор пещера эта стала проклята» . Но легенды легендами ... Сколько их было создано за время существования человечества - не перечесть . И процентов семьдесят носят характер таинственный , мистический , устрашающий . Однако ученым пещера известна с начала века , и как - то никто особенно не торопился ее изучать . Лишь около 20- ти лет назад здесь стали практиковаться спелеологи . И что же ? Может , так подействовали рассказы и суеверный страх , окружающий Кашкулакскую пещеру , но многие из спускавшихся сюда спелеологов испытывали при этом острые ощущения . Одни говорили , что на нижних этажах пещеры ощущали чье - то присутствие , чувствовали за спиной чей - то недобрый взгляд . И практически все отметили необъяснимое чувство страха , возникающее спонтанно и заставляющее как можно быстрее покидать этот «адский» уголок . Все вышесказанные наблюдения подвигли ученых из Новосибирского института клинической и экспериментальной медицины Сибирского отделения Академии Наук организовать экспедицию в Кашкулакскую пещеру. В 1985 году пещера была обследована , и то , что написано ниже , зафиксировано в архивах этой экспедиции . Впечатления одного из участников экспедиции : «И вдруг мне становится как - то не по себе , возникает неясное чувство тревоги . Дальше - больше , волнение нарастает . И вот я , который никогда не был трусом , трясусь весь , как осиновый лист . Панический страх . А чего боюсь , сам не знаю » . Но были и более сенсационные открытия : «Обследовав гроты на глубине почти сотни метров , исследователи начали подъем наверх . Последним готовился к выходу Константин Бакулин . Он уже закрепил пояс к общей веревке - связке . Неожиданно ученый почувствовал на себе чей - то тяжелый , пронизывающий взгляд в спину , Константина обдало жаром . Ноги словно онемели , и он оцепенел . Как бы повинуясь чужой воле , он повернул голову и увидел метрах в пяти от себя ... шамана . Развевающиеся одежды , мохнатая шапка с розами , горящие глаза и плавные , зазывные движения руками - мол , иди за мной . Бакулин безотчетно сделал несколько шагов вслед за шаманом , но потом , очнувшись от его чар , начал отчаянно дергать веревку , которая связывала его с друзьями , находившимися наверху . Они немедленно вытащили Константина на поверхность . Бакулин был в состоянии , близком к обмороку , и некоторое время не мог произнести ни слова . Больше в пещеру он не спускался , но долго во сне видел шамана , манящего его за собой ... » Разумеется , всю эту мистику можно было бы списать на расстройство нервной системы , а видения - на усталость глаз из - за долгого нахождения при ограниченном свете . Но тогда же было установлено , что электромагнитное поле в пещере постоянно колеблется , а среди прочих сигналов устойчиво проявляется импульс , совпадающий с появлением у испытателей неприятных ощущений . Свидетельства приборов - это уже не эмоции отдельного человека . А приборы беспристрастно показывали , что когда на дневной поверхности электромагнитное поле изменяется незначительно , то в пещере в это время бушует настоящая магнитная буря . Но и этого мало - выявилось , что источник появления импульсов находится в глубине земли , и эти сигналы не имеют никакого отношения к природным . Новосибирские ученые пришли тогда к ошеломляющему выводу : импульсы такой частоты с устойчивой амплитудой колебаний способен сгенерировать только искусственный излучатель ! Возникло даже мнение , что это радиомаяк космических пришельцев.
Но на этом изучение уникальной пещеры было приостановлено. И все , что мы имеем сейчас , - всего лишь версии и догадки:
Тот же Константин Бакулин выдвинул гипотезу, базирующуюся на посылке , что памятью обладает не только человек , но и все окружающее его пространство . Известно , что Кашкулакская пещера была ритуальным святилищем , в котором приносились многочисленные жертвы , по одним преданиям - Черному дьяволу , по другим - фаллосу ( на верхнем этаже пещеры , примерно в 100 метрах от входа , практически в центре грота , возвышается сталагмит , имеющий форму фаллоса , высотой в 1 метр).
Случались здесь и человеческие жертвоприношения . Каменные стены пещер запечатлели некогда происходящие здесь действа , и при определенных гелиографических условиях они могут проявляться .
Геофизик Олег Шмидт, изучавший геофизические особенности пород в районе пещеры Кашкулакской и в ней самой , высказал вполне логичную версию о том , что особенности геологии пещеры как бы многократно увеличивают силу изменяющегося электромагнитного поля . Этим и пользовались шаманы более двух тысяч пет назад ( дата установлена в результате радиоуглеродного анализа угля из кострища вокруг сталагмита ). Шмидт также поддерживает атеистическую версию того , что подземные стены пещеры могли запечатлеть деяния шаманов , и при определенных геофизических условиях сегодня проявляют объемные изображения картин - видений тех времен . Но , повторяю , это лишь версии . Однозначно одно - шаманы тех далеких времен , без сомнения выбрали эту пещеру не случайно , прекрасно зная ее исключительное воздействие на психику человека . Но тайна этой пещеры так и остается неразгаданной , а Черный шаман по - прежнему , как и две тысячи лет назад , ждет гостей ...
ПЕЩЕРА САЛИ-БАБЫ
Масса сенсационных сообщений , появившихся в прессе после экспедиции Новосибирских ученых , делала Кашкулакскую пещеру самой известной пещерой Хакасии . Сюда потянулись люди , не боящиеся ни Бога , ни черта - нервы себе пощекотать . Не так давно туда был организован и туристический маршрут , Вот как описана Кашкулакская пещера в рекламном проспекте : « 38 километров подъезда от Малой Сыи на вездеходе и 300 метров пешего хода . Это культовая пещера , которую могут посещать все в возрасте от 15 до 55 лет . Вы увидите место культового обряда, который совершался более 2 тысяч лет назад, и красивые карбонатные отложения. Проверите себя во время спуска на дно по веревке и подъема по трассовой лесенке. Пещера овеяна легендами о Видениях духа шамана и на страницах печати известна под названием «Пещера Черного дьявола». Путешествия круглый год».
Потянулись туристы - а вслед за ними, как это часто бывает, и люди, желающие получить с них легкие деньги. На самом деле - еще Остап Бендер пытался организовать продажу билетов для туристов возле Пятигорского провала. И ему безропотно платили и не обращали внимания - ведь члены профсоюза и милиция посещали, как мы помним, провал бесплатно. В Хакасии эта хрестоматийная история повторилась до мелочей - администрации районов, где находятся природные достопримечательности, сдают эти земли в аренду предпринимателям, получая свой навар. Сколько же «денег из воздуха» осядет в карманах предприимчивых арендаторов, вообще не поддается учету. Кашкулакская пещера не избежала печальной участи - администрация поселка Шира сдала ее в аренду Григорию Артеменко , и на данный момент она вполне может называться не Пещерой Черного дьявола , а ... Пещерой Сали - бабы .
- В начале августа наша группа (20 человек ) решила съездить в Кашкулакскую пещеру . Каково же было наше удивление , когда в этих практически девственных местах мы увидели следы цивилизации . Причем индусской . Некий товарищ в индийской одежде сидел возле входа пещеры и бормотал речитативом разные мантры , с ним были еще мальчик лет десяти и сорокалетний мужчина . Неподалеку от пещеры вкопаны столб , на котором висит портрет Сали - бабы , и православный крест . В общем , всем сестрам по серьгам ... Товарищ В индусской одежде , оказавшийся очередным миссионером новой религии , просветил приехавших туристов - Сали - баба , оказывается , очередной сын божий , и поклоняться теперь должны все только ему - и русские , и хакасы . Сам Сали - баба - колоритный , заросший во всех местах волосами индусский мужик - бесстрастно глянул на нас со своего портрета . Экскурсия в Пещеру Черного дьявола , как сказал нам его адепт - новый «индусско - подданый» , стоит 135 рублей с человека . Когда мы ответили , что таких денег платить не будем , и находимся здесь по праву коренных жителей ( в нашей группе был и шаман ), он резюмировал , что в пещеру мы зайти не можем , потому что , якобы , действия и помыслы у нас нечистые , так как мы употребляем в пищу мясо . Но тут и дураку было ясно - если бы у нас нашлись деньги заплатить за экскурсию ( а с 20 человек - 2 тысячи 700 рублей ), то никаких препон нам бы не чинилось.
Вот такая история про Сали - бабу и его адептов, потеснивших в пещере даже Черного шамана. Афера и мошенничество чистой воды. «Шанс» попытался выяснить у Николая Волкова (помощника председателя правительства Реслублики Хакасия по делам религии), что это за религия такая - салибабизм, и как вообще можно к этому относиться. Как ответил нам Волков, такого течения в Хакасии не зарегистрировано, вероятнее всего, это неовосточная религия индуистского толка, но известно о ней немногое. По некоторым сведениям , последователи этой секты общаются с нижними мирами . Никакого права находиться возле культовых мест Хакасии салибабисты не получали , и администрации районов также не имеют права сдавать в аренду природные культовые места , археологические памятники . Тем более проводить какие - либо обряды здесь имеют право только организации традиционных хакасских верований . В настоящий момент необходимо паспортизировать все культовые места Хакасии , определить порядок пользования и закрепить их за научными либо религиозными учреждениями.
__________________________________________________________________
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Энциклопедия Республики Хакасия : [в 2 т.] / Правительство Респ. Хакасия; [науч.-ред. совет.: В. А. Кузьмин (пред.) и др.]. — Абакан : Поликор, 2007. Т. 1 : [А — Н]. — 2007. — 430, [2] с. : ил., портр. — Библиогр. в конце слов. ст. С. 350
«История изучения пещер Алтае-Саянской горной области», Бурмак У. В., вестник «Столбист», 1(25), 2000 г.
Энциклопедия Республики Хакасия : [в 2 т.] / Правительство Респ. Хакасия; [науч.-ред. совет.: В. А. Кузьмин (пред.) и др.]. — Абакан : Поликор, 2007. Т. 1 : [А — Н]. — 2007. — 430, [2] с. : ил., портр. — Библиогр. в конце слов. ст. С. 148.
https://www.stolby.ru/Mat/Stolbist/25/08-09.asp
В. Н. Дублянский, В. В. Илюхин. Крупнейшие карстовые пещеры и шахты СССР. М. : Наука, 1982. — 137 с. : ил.
https://vision7.ru/
В.Н.Дублянский, А.Б.Климчук, В.Э.Кисилев и др. Крупные карстовые полости СССР. III. Спелеологические провинции Большого и Малого Кавказа. Киев, 1987. Деп. в ВИНИТИ ЦИОНТ, №1112-В87.
Сайт Википедия.
https://abakan-news.ru/
https://aks.m-ten.ru/reestr/b/1/a/28/Kash.jpg
https://cl-abakan.ru/
- Регион путешествия:
- Тэги:
- 13906 просмотров
Комментарии
Очень интересные статьи и
Очень интересные статьи и рассказы. После прочитанного очень хочется там побывать. А после того как прочитаешь истории очевидцев, это гора наводит страх и ужас. Спасибо за хорошую статью, узнала очень много нового!!!
Я была в Кошкулакской пещере.
Я была в Кошкулакской пещере. Находится она совсем не высоко в горах, вход на высоте около 1000 метров, подьехать на уазике можно непосредственно ко входу; а Топаново не похожа на "глухую деревню" - там вполне современные дома - сайдинг, пластиковые окна.
Глубина вертикального хода не 300 метров, а 30. Я была в составе группы неподготовленных любопытных отдыхающих на курорте озеро Шира. В составе группы были дети.
Температура там около +3 градусов круглый год. Мы были в летней одежде и быстро замерзли. На одном из сделанных там фото я увидела не только сталагмит, который собственно и фотографировала, но и очень жуткое что-то, как лицо демона.
вы невнимательно прочитали...
вы невнимательно читаете статью -
там было указано длина пешего подхода (хода) к пещере 300 метров - от места заброски -
а не длина вертикального хода в пещеру, это первое,
а во-вторых - 1000 метров для большинства россиян - это вполне хорошие горы,
так например на Урале многие вершины и хребты немногим больше 1000 метров!
Красотища! Просто супер.
Красотища! Просто супер. Авторам большое спасибо за материал, прекрасные снимки. Замечание по схеме: просьба указывать координаты главного входа, иначе пещера не привязана к местности.
Отправить комментарий