Зюрейская дорога, Мамадышский тракт
Продолжение рассказов про древние дороги и тракты Казанского края.
Как указывал казанский краевед Сергей Саначин в своей статье про Казанские дороги, что в сторону Мамадыша из Казани вел Мамадышский тракт, который ранее назывался Зюрейской дорогой, по имени села Зюри на реке Мёша (рядом с п. Тюлячи).
Именно тут проходил некогда оживленный тракт на восток нашей республики (Казанского ханства, Казанской губернии), а в селе Зюри был огромный постоялый двор, который упоминается ещё в произведениях Аксакова вместе с рекой Мёша, когда он ехал в родовое поместье из Казани.
СТАТЬИ ПРО МАМАДЫШСКИЙ РАЙОН РТ - ТУТ!
РОДНИКИ И ИСТОЧНИКИ ТАТАРСТАНА - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО ПРИРОДУ ТАТАРСТАНА - ТУТ!
ОБЩАЯ СТАТЬЯ ПРО МАМАДЫШСКИЙ РАЙОН - ТУТ!
С.Т.Аксаков знаменитый русский писатель создатель книги “Заметки об ужении рыбы” конечно не мог не отметить изобилие рыбы в этом крае.
Вот что он пишет о р.Мёше:
"…Наконец мелькнула полоса воды это было Мёша не очень большая но глубокая и чрезвычайно рыбная; по ней ходил довольно плохой плот. Мы переправлялись долго; лошадей ставили только по одной паре а карету едва перевезли; ее облегчили от сундуков и других тяжестей, и несмотря на то плот погружался в воду.
Мы с матерью переехали прежде всех на другой берег. Цветущая и душистая урема покрывала его. Я не помнил себя от восхищения. Запасливый форейтор страстный охотник удить взял с собой из деревни совсем готовую удочку с удилищем которая и была привязана под каретой к дрожине; её сейчас отвязали и покуда совершалась переправа я уже удил на хлеб и таскал плотву.
Кроме Дёмы я не видывал реки рыбнее Мёши рыба кипела в ней как говорится и так брала что только успевай закидывать. На оставленном нами берегу находилась чья-то господская деревня там достали овса, сена, курицу, яиц и все нужные припасы. Какой обед на дорожном тагане приготовил нам Евсеич который был немножко и повар. Сковорода жаренной рыбы также показалась очень вкусным блюдом..."
Что интересно, село Зюри имеет чувашское происхождение, поэтому ещё более древнее название тракта – Човашская даруга, что отмечают казанские краеведы. В более поздние времена чуваши в этом селе приняли ислам и отатарились. Также часть чувашей мигрировала по этому тракту на восток, спасаясь от поборов и налогов. С развитием торговли на Вятке – важное значение приобрел городок Мамадыш, где была пристань и переправа. Поэтому Зюрейская дорога стала называться Мамадышским трактом.
Старинный Мамадышский Тракт лежал буквально на современных улицах: Ершова, Патриса Лумумбы и на улице «Мамадышский тракт» (выезд из Казани на трассу М-7 или на Челнинскую дорогу), потом уходил через Кощаково и Шигалеево на всемирно известное село Ленино-Кокушкино, далее шли Пановка и Тюлячи, мост через реку Мёша – здесь располагается село Старые Зюри – это середина тракта.
От села Зюри - Мамадышский (Зюрейский) тракт некоторое время располагается вдоль русла реки Мёша, проходит через Баландыш, Кибячи, около села Абди, Никифорово, Ишкеево (рядом село Тавеля, знаменитое церковью и иконой Николы Чудотворца).
Далее тракт уходил на село Ошма и на Мамадыш (к реке Вятка). После Вятки тракт шел на Елабугу, Сарапул, и через Каму на Урал.
Современный Мамадышский тракт — это магистральная автодорога города Казани, расположенная в Советском районе города. Является продолжением улицы Аграрной. Является одной из основных городских магистралей к объездной дороге с выездом на восток Татарстана. На всём протяжении улицы на сегодняшний день ведутся работы по расширению проезжей части. Название получила благодаря своему направлению.
Мамадышский тракт пролегает с запада на восток на протяжении примерно 6 км от двухуровневой развязки Аграрной улицы и проспекта Победы. Заканчивается тракт у развязки на объездную дорогу (налево), в Пестрецы (прямо) и М-7 (направо).
МАМАДЫШСКИЙ ТРАКТ - ОКОЛО КАЗАНИ
(Казань, Мамадышский тракт)
Вернемся к статье краеведа Сергея Саначина, где указывается:
Самая ранняя достоверная картография пришла к нам лишь из XVIII века. Подчеркиваю – достоверная – поскольку и ранее имелись мировые и региональные, составленные, как правило, путешественниками, карты, а, также, локальные «чертежей земель». Язык и тех и других в топографическом отношении условный. А из приемлемых и ранних наиболее наглядной, в русле обсуждаемой темы, явилась «Геометрическая карта…большим дорогам, лежащим по Казанскому уезду» конца XVIII века.
Выделенные на ней 8 «больших дорог» сохранили свое главенство до настоящего времени, хотя промежутки со временем все застроились, и в них появилась своя новая сетка улиц.
В составе этих основных казанских трактов указывалась:
- Проезжая дорога, называемая Зюрейская в город Мамадыши (сейчас: ул. Н.Ершова, П.Лумумбы, Мамадышский тракт).
Мало того, ранее этот тракт упоминается:
- Чювашская дорога (это был пучок дорог на восток, сохранившийся позже в виде Зюрейской дороги, а потом Мамадышского тракта).
УЛИЦА ЕРШОВА В КАЗАНИ - ТУТ НАЧИНАЛСЯ МАМАДЫШСКИЙ ТРАКТ
Далее делаются выводы по вопросу происхождения слова «Даруга»:
«А можно ли считать эти дороги и годонимы еще более ранними? Конечно же. Хотя не сохранились документы, подтверждающие это, но невозможно представить, чтобы новая московская власть за какие-то 12-15 лет протянула столь длинные вылетные дороги и, к тому же, придумала им именно такие названия. Архитектура Казанского ханства постепенно полностью исчезла, в отличие от нее планировка и топонимия оказались более живучими.
Если сомнительно использование термина «дорога» для обозначения административно-территориальной единицы уезда «после казанского взятья», то еще более сомнительно наличие термина «даруга» для обозначения таковой в предыдущую эпоху. Последний термин также не встречается в документах, а введен в оборот Д.А.Корсаковым в 1908 году, и устойчиво закрепился в местной историографии. В ярлыках же ханов Ибрагима и Сахиб-Гирея провинции Казанского ханства обозначались иначе - терминами «вилайет» и «ил». Да и Галич Мерьский, давший имя одной из наших дорог, расположен в центре далекой Костромской области и известен еще с дозолотоордынского времени».
СЕЛО ТЮЛЯЧИ НА МАМАДЫШСКОМ ТРАКТЕ
(село Тюлячи, Мамадышский тракт)
ТАКЖЕ СТАТЬЯ ПРО ЧУВАШСКУЮ ДАРУГУ ИЗ ЧУВАШСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ:
ЧУВАШСКАЯ ДАРУГА – управленческий и податный округ в Казанском ханстве, после присоединения к России переименована в «Чувашскую дорогу». До 1552 управлялась наместником хана, в 1781 как единица административно-территориального деления была отменена. По этим территориям были проложены сухопутные пути, получившие наименование по той административ. дороге, на к-рой располагались. В «Писцовом описании Казани и Казанского уезда 1565–1568 годов» (Казань, 2006) названы: Чувашская дорога, Чувашская верхняя дорога, Чувашская средняя дорога. По-видимому, в быв. Ч.д. в то время имелись 3 сухопутные дороги: основная, верхняя и средняя. В «Писцовой книге Казанского уезда 1602–1603 годов» быв. Ч.д. переименована в Зюрейскую дорогу, по названию чувашской д. Зюри, через к-рую проходила основная сухопутная дорога. В 17 в. она начиналась от Казани и проходила через селения Зюри, Шингалеево, Знаменское, Малая Ерыкла, Сокольи Горы и др. В 18 в. следовала из Казани через Мамадыш до Мензелинска, далее – в глубь Оренбург. губ.
УЧАСТОК МАМАДЫШСКОГО ТРАКТА У СЕЛА АБДИ
С сер. 16 в. Ч.д. входила в Казан. уезд, в 17 в. часть Ч.д. передана Уфим. у., в 1708 вошла в состав Казан. губ., в 1719 в состав Казан. и Уфим. провинций. Ч.д. была расположена к Ю и ЮВ от Казани, южнее Арской даруги и севернее Ногайской даруги. В неё входили земли по обеим сторонам р. Кама, бассейнов её притоков Мёша, Мензеля, Уратьма, Ик, Шильна, Мелекеска, Челна, Биклянь, Иж, Танайка, Тойма, Бетька, Агрыз и др.; частично по р. Вятка и рекам её бассейна (Шошма, Ушман, Норма, Нурминка, Секинечь и др.), частично по обеим сторонам р. Казанка и её притокам (Нокса, Сула, Ия и др.). В Ч.д. входили чуваш. деревни, жители к-рых переселились сюда из Закамья и с территории нынешней Самар. обл. после опустошения Болгарской земли в кон. 14 – нач. 15 вв.: Чермыш, Старый Чермыш, Большой Чермыш, Новый Чермыш, Угречь (Атречь), Кебечь, Малая Кебечь, Ишеры (Старая Ишера), Алведин, Барлычи (Барлыкли), Большая Сия, Меньшая (Малая) Сия, Кебатчи, Бустырь, Малые Бустыри, Малая Кобек (Тобек)-Козя, Енасалы, Культары, Тулубаевская, Шибалеева, Кульсары, Бакрыля, Барынлер, Кокча, Большие Мятески, Верхние Мятески, Тямти, Балыкли, Старый Чермыш, Малые Шигали, Бустым, Малый Малкас, Малые Шали, Нырсывар, Коробян, Ячи (Ачи), Зюри (Терези тож), Изма, Савруш, Кебекова, Карашерма (Хура çырма), Меретяк, Кулсара, Бимерь, Верхняя Ия, Нижняя Ия, Средняя Ия, Бимерь Товалева, Коваль (Ковали), Большая Елань, Нурьма, Шармаши, Кебековская, Кобяк, Иеки Юрт, Трюктямти, Мертеки, Большой Термерлик, Мемер, Алан (Барыклы тож), Чаллы, Мамли, Арняш, Ошма, Воня, Икшерма (Ик çырма), Дюдин, Тарловка, Елабуга (д.), Терси, Назарбаш, Аккозина, Кучюкова, Позяр (Назяр тож), Агрыз, Малые Терси, Малая Черемша, Ишери, Терегулова, Сарбеева, Кудашева, Мааметь, Чеча, Отрачь, Шигалеева, Шатьша, Азбердеева, Камышлы (Хăмăшлă), Ожмяк, Большой Ус, Старый Кобыккопыр, Аксарина (Миева тож), Ардяш, Енасалы, Селенгуш, Полведеи, Кадылеи, Малая Селенгушь, Малая Черемшана, Бешегли, Меньчи, Ирыклы, Нижняя Уратьма, Бетки и др. В Казан. ханстве Ч.д. населяли глав. образом ясачные и служилые чуваши, а также ясачные марийцы. Многие чуваш. селения заселялись мурзами и служилыми татарами. Большая часть чувашей Ч.д. в 16–17 вв. была отатарена после принятия ими ислама. Данные из «Писцовой книги Казанского уезда 1647–1656 гг.» свидетельствуют, что земли многих чуваш. деревень были заняты рус. помещиками, монастырями. Население части чуваш. деревень в 17 в. переселилось в Закамье и правобережную Чувашию. С сер. 16 в. в Ч.д. начало проживать рус. население. Служилые чуваши во 2-й пол. 16–17 вв. приняли крещение, стали служилыми новокрещенами и впоследствии обрусели. До сер. 16 в. видами землевладения здесь являлись: ханское, татар-феодалов, служилых чувашей, чуваш. и марийских ясачных людей, добавились русское дворянское, церковно-монастырское и казачье. В 15–18 вв. население занималось хлебопашеством, скотоводством, бортничеством, охотой, рыболовством, кустарными промыслами и ремёслами.
ТРОИЦКИЙ ХРАМ В СЕЛЕ АБДИ - НА МАМАДЫШСКОМ ТРАКТЕ
УЧАСТОК МАМАДЫШСКОГО ТРАКТА ОКОЛО ЛЕНИНО-КОКУШКИНО
ВЕСЕННЯЯ ЯРМАРКА В ГОРОДЕ МАМАДЫШ
Далее хочется представить интересное путешествие по этому старинному тракту от казанского краеведа Иске-Казанер:
… вначале посетили Тюлячи, Абди, Никифоровку и Тавели, а потом проехали проселком до села Верхняя Сунь, оттуда до «камазовской трассы» (участка трассы М7 от Казани до Набережных Челнов), и уж потом проехали через Усали и Верхний Берсут до Теплого болота, откуда вернулись в Казань по «камазовской трассе».
Причина, по которой внесли изменения в маршрут – возникший интерес к Мамадышскому тракту, точнее к остаткам старинной Зюрейской дороги, проходившей от Казани до Мамадыша и далее в направлении Сибири. Пытаясь найти в инете сведения о качестве дорожного покрытия на участке Тюлячи – Мамадыш и найдя некоторую информацию об этом здесь: https://offtop.ru/speleo/v18_499350__.php - обнаружил интересную запись пользователя AAGG2: «Знаю что один тракт проходил через Мамадыш, там на участке Тюлячи-Ишкеево-Ошма до сих пор сохранились участки с брусчаткой. Еще он известен как "старая казанская дорога". Далее он шел на Сарапул и через Каму на Урал».
Разматывая клубок сведений о «старой казанской дороге», наткнулся на сообщения, почерпнутые из предисловия Д.А.Корсакова к книге «Список алфавитный Казанской провинции дворянам и прочим владельцам. 1771 – 1773 гг.» (Казань, 1908) (https://baza.vgdru.com/3/45860/ ): «… «Список» является весьма важным источником для местной истории среднего Поволжья в пределах территории Казанской провинции, составлявшей в 70-х гг. 18-го века незначительную часть тогдашней Казанской губернии и равняющейся половине теперешней [на 1908 год] Казанской губернии… «Список» сообщает интересные исторические данные о Казанской провинции 70-х годов 18 века.
Данные эти могут быть сведены в следующие группы: 1). Количество крепостного крестьянского населения. 2). Административное разделение Казанской провинции на пять дорог (правильнее: даруг = округов): Галицкую, Алатскую, Арскую, Зюрейскую и Ногайскую – разделение, сохранившееся еще от времени Казанского татарского царства {в примечании написано: «Даруга – слово монгольское = правитель. Монголо-татарские улусы разделялись на округа, подчиненные даругам. Слово «даруга» при русском владычестве стало отождествляться с дорогой, то есть путём, который вёл от Казани в тот или другой округ Казанского улуса»}.»
Обратим внимание, что в период XVI-XVII в.в. известны «Московская дорога», «Галицкая дорога», «Арская дорога», «Ногайская дорога», «Алацкая дорога» и «Зюрейская дорога» (С.П.Саначин называет ее одной из «Чювашских дорог»; Капитон Невоструев в работе «О городищах древняго Волжско-Болгарскаго и Казанскаго царств» (1871) указывает, что уже в 1618 году «били челом Государю Казанские служилые Татары Ишей Хозяшев и другие, чтобы Государь в их поместье пожаловал их по Зюрейской дороге», «а в ясашных хлебных книгах написано: прошлого 121 (1613) года дана грамота Зюрейской дороги деревни Чаллов Чувашенину Сатышу».
Кроме того, в «списке населенных мест периода Казанского ханства» составленном известном историком Е.И.Чернышевым по писцовым книгам XVI-XVII вв. с привлечением других возможных источников, значится «село Елабуга-Алабуга, Зюрейской дороги на р. Каме».
Что касается Зюрейской дороги, то А.А.Бурханов пишет: «Уже давно исследователи ищут остатки былого города-крепости центра Зюрейской даруги, одного из важнейших столичных поселений ханства. Известно, что татарская территория Казанского ханства в административном отношении разделялась на несколько «даруг», которые в русских источниках отождествляются с дорогами: из Казани в Галич, Алат, Арск, Зюри и Ногайскую землю. Центрами этих трех «даруг» (в Заказанье – А.Б.) служили Алат, Арск и Зюри. Алат находится у современных сел Старый Алат и Казаклар в Высокогорском районе Татарстана. Остатки Арска (Арча) – центра Арской даруги расположены на территории современного Арска, где нами в 1996 г. проводились раскопки и получены убедительные аргументы в пользу этого факта.
Еще в 1977 г. в своей известной книге «Древние города и другие булгаро-татарские памятники в Казанской губернии» С.М. Шпилевский писал: «Около деревни Старые Зюри есть остатки рва, концы которого примыкают к реке Меша. На берегу реки земляная насыпь, на которой подставлен камень довольно величины с высеченными будто бы арабскими буквами. По сим приметам полагают, что там был в древности столичный город какого-то хана» (https://www.tataroved.ru/institut/arheolog/publ/7).
Таким образом, все указанные «дороги» вели в «подраги», где властвовали «даруги».
Капитон Невоструев указывает, что «Зюрейская дорога, так названная в Казанских писцовых, переписных и других книгах по селу Зюрям, на восток от Казани шла в эту восточную сторону, направляясь и нынешнему городу Мамадыш». Со временем с ростом численности населения и экономики Мамадыша, вследствие активизации торговли по Вятке, Зюрейская дорога обрела новое название – Мамадышский тракт, который активно функционировал до постройки «камазовской трассы». Но с той поры он (так и не став заасфальтированной дорогой на всем протяжении) фактически перестал функционировать, превратившись после села Абди в направлении Мамадыша в обычную проселочную дорогу.
Правда, как сообщают некоторые интернет-пользователи, возможно со временем, когда полностью сделают камазовскую трассу на участке от Казани до Мамадыша многополосным шоссе (за бюджетные деньги), ее (камазовскую трассу) сделают платной (в карман сами-знаете-кого), а «альтернативный бесплатный путь», предусмотренный федеральным законодательством, аккурат пройдет по Мамадышскому тракту, который для этих целей «наконец-то заасфальтируют полностью».
В общем, такой вот экскурс в историю Мамадышского тракта.
1. После Абди (точнее - у поворота с Мамадышского тракта на Абди) асфальт заканчивается. И далее до Никифорово ведет грунтовая дорога:
2. Это, конечно, не очень хорошо для городских машин, но именно это позволило нам обнаружить древнюю Зюрейскую дорогу. В густом лесу, по которому вьется тракт между селами Абди и Никифорово, мы обнаружили участки старой дороги:
участок Мамадышского тракта
3. Виды на пути в Никифорово:
4. Однопрестольный деревянный Никольский храм в Никифорово
5. Вообще, храм находится на центральной площади Никифорово, рядом с памятником погибшим в Великой Отечественной войне и основными зданиями (сельсовет, клуб и т.д.):
6. После Никифорово началась опять асфальтовая дорога, правда до Ишкеево она была вся в ямах и ухабах, так что приходилось уворачиваться от них, петляя по всей ширине дороги (благо встречного транспорта практически не было).
Конец участка Абди - Никифорово:
7. Выезд из Никифорово:
8. Вновь асфальт в направлении Ишкеево:
У Ишкеево сходились ответвление Сибирского тракта (от Арска до Мамадыша) и Мамадышский тракт. Удивительно, но сегодня от Ишкеева в направлении Арска ведет хорошая асфальтовая дорога, а вот в направлении Мамадыша асфальта опять нет.
9. Вернулись из Тавели к Ишкеево и поехали далее по Мамадышскому тракту:
____________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
https://iske-kazaner.livejournal.com/9700.html
https://sobory.ru/photo/
сайт Википедия.
https://www.business-gazeta.ru/readblog/
https://offtop.ru/speleo/
https://enc.cap.ru/
Писцовое описание Казани и Казанского уезда 1565–1568 годов / Сост. Д.А. Мустафина. Казань, 2006; Писцовая книга Казанского уезда 1602–1603 годов. Казань, 1978; Писцовая книга Казанского уезда 1647–1656 годов. Казань, 2001; Документы и материалы по истории Мордовской АССР. Т. 1. Ч. 2. Саранск, 1951; Мустафина Д.А. Зюрейская даруга // Татарская энциклопедия. Т. 2. Казань, 2005.
Вложение | Размер |
---|---|
Зюрейская дорога, Мамадышский тракт | 29.84 КБ |
Зюрейская дорога, Мамадышский тракт | 84.38 КБ |
Зюрейская дорога | 47.48 КБ |
Мамадышский тракт | 37.46 КБ |
Зюрейская дорога | 52.42 КБ |
Мамадышский тракт | 56.29 КБ |
Човашская даруга | 36.24 КБ |
Мамадыш | 41.77 КБ |
Елабуга | 29.73 КБ |
Зюри | 34.97 КБ |
Казань | 44.4 КБ |
Тюлячи | 150.3 КБ |
тракт | 156.1 КБ |
- Регион путешествия:
- Тэги:
- 16844 просмотра
Комментарии
В Н.Челны через Мамадыш!
в последнее время ходят большие слухи, что когда пройдет полная реконструкция трассы М-7,
тогда М-7 станет платной дорогой,
а вот альтернативу ей сделают Мамадышский тракт - эта дорога будет бесплатной!
Так что, кто хочет в Елабугу и Н.Челны ездить бесплатно -
то придется ездить по Мамадышской дороге, что поделать...
Отправить комментарий