Город Коломна
Коломна - один из древнейших городов Подмосковья. Каждому человеку, посещающему город, бросается в глаза обилие памятников архитектуры, древнейшие из которых относятся к ХIV веку. Сохранившиеся до наших дней кремлевские башни, здания церквей и соборов, шпили колоколен, усадебные застройки создают неповторимый колорит русского провинциального города.
Все это возводилось не для потомков, а для удовлетворения определенных потребностей в соответствующее исторической эпохе время.
Восемьсот двадцать лет стоит город Коломна на столбовой дороге важных исторических событий в жизни государства Российского. Исторические судьбы города Коломны тесно переплетаются с судьбами Москвы.
РОДНИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ ГЕОЛОГИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ПОЧИТАЕМЫЕ КАМНИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ И МЕСТА СИЛЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
КЛАДЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
памятник Дмитрию Донскому, храм Архангела Михаила
Коло́мна — город в Московской области России, административный центр Коломенского района (в состав которого не входит), единственный населённый пункт городского округа Коломна. Один из древнейших и красивейших городов Подмосковья, крупный промышленный центр и транспортный узел, речной порт на Оке. Условно город упоминается в Лаврентьевской летописи под 1177 год как уже существующий, однако по последним раскопкам основание города относят к 1140—1160 гг. В городе частично сохранился редкий памятник древнерусского оборонительного зодчества — Коломенский кремль.
Коломна находится в центре европейской части России, на просторах Москворецко-Окской равнины. Город расположен у впадения реки Москвы в Оку, примерно посередине между Москвой и Рязанью. Расстояние от Москвы по автодороге — 100 км, по железной дороге — 117 км. Площадь города составляет 6 712 га, она совпадает с площадью городского округа. По территории города протекает несколько рек, наиболее крупные из которых Ока, Москва, Коломенка.
Город Коломна возник на живописном высоком берегу Москвы-реки при впадении в нее речки Коломенки. Древние поселенцы выбрали исключительно выгодное в стратегическом отношении место недалеко от слияния Москвы-реки с Окой, что позволило контролировать территории верхнего и нижнего течения Оки с бассейном Москвы-реки.
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПРО КОЛОМНУ
Герб и флаг Коломны
Геральдическое описание герба Коломны гласит: «В лазоревом поле на зелёном холме, тонко окаймлённом золотом, — серебряная колонна, увенчанная золотой короной, сопровождаемая по бокам двумя золотыми шестилучевыми звёздами (двумя лучами вверх)».
Флаг Коломны утверждён решением Совета депутатов г. Коломны от 07.08.2002 № 31/9. Флаг представляет собой прямоугольное полотнище с отношением ширины к длине 2:3, красного цвета с двусторонним изображением в верхнем ближнем к древку углу основных элементов герба г. Коломны — колонны, увенчанной золотой короной, с двумя золотыми шестилучевыми звёздами по бокам в лазоревом поле.
Соборная площадь
НАЗВАНИЕ КОЛОМНЫ
Происхождение названия имеет несколько научных и народно-этимологических версий:
Научные версии:
Историк Симеон Писемский определяет название города от окружения этих мест реками Окой, Коломенкой и Москвой. Коломна окаймлена, то есть окружена этими реками, откуда и происходит её название.
От рязанских слов коломень, коломенье — означающих границу, то есть Коломна — приграничный город или, согласно М. Фасмеру, от диал. коло́мень ж. «окрестность» (от коло; ср. польск. okolica — окрестность).
В. А. Никонов, автор «Краткого топонимического словаря», высказывал мнение, что название города произошло от финно-угорского слова kalma, означающего могилу, кладбище.
Краевед Савицкий М. Г. пришёл к выводу, что слово «Коломна» происходит от древних финно-угорских слов «кол» — рыба (ср. эрзян. — «кал», мокшан. — «кал», марийск. — «кол») и «колва» — река, то есть рыбная река. В результате языковой трансформации слово «колва» превратилось в «Коломна».
Первоначально название реки (отмеченное как гидроним в ряде других регионов Руси) родственно украинскому Коломыя и польск. kołomyje ‛глубокие колеи; выбоины, наполненные водой’. Конечная часть — мна объясняется как гиперкорректное преобразование *Коломъя > *Коломья > *Коломня.
Распространённость гидронима в западных областях допускает балтийское происхождение. В. Н. Топоров приводит ряд балтийских параллелей, позволяющих сопоставить основу названия с литов. kalmas «аир», kalmyne «заросли аира», прусск. kalmus «палка, трость». Этимология названия Коломна «река с зарослями аира» вполне реалистична и подтверждается рядом других гидронимов Подмосковья, образованных от названий водной растительности.
Э. М. Мурзаев сообщает о версии, отрицающей славянскую и финно-угорскую этимологии: эта версия предполагает половецкое происхождение названия — от «коллома» (охранение), так как Коломна, расположенная при впадении Москвы-реки в Оку, будучи городом-крепостью, преграждала дорогу к русским землям на севере.
Церковь Иоанна Предтечи
Народно-этимологические версии:
От слова каменоломня — рядом с городом добывали, по-старинному, ломали камень
Слово Коломна произошло от реки «Коломенка». На берегу её было место, где находился рынок, по-старинному — менок. То есть — река около мена — Коломенка
Есть предположение, что название города происходит от особенности протекания реки Оки, в районе города Ока ломается (Ока ломаная), отсюда и Коломна, подобно как Ока широка в районе города Кашира, Ока лугова в районе города Калуга.
Также есть мнение, что название города происходит от латинского «columna» — колонна, что соответствует его историческому и современному гербу.
В разговорном употреблении часто название описывается воинственным выкриком: «Колом НА!». Однако эта версия не рассматривается историками.
Крестовоздвиженская церковь - вид с Кремля
КОЛОМЕНСКИЙ КРЕМЛЬ
город располагался на стратегически-важных южных подступах к Москве и всегда первым принимал на себя удары неприятелей, покушавшихся на столицу. Поэтому было решено на месте деревянных укреплений построить мощную каменную крепость, которую за всю историю существования враги ни разу не могли захватить.
Строительство велось с 1525 г. по 1531 г. во времена правления князя Василия III. Коломенский кремль являлся одним из самых крупных и мощных оборонительных сооружений того времени. Ведь протяженность стен составляет почти 2 км, высота в некоторых местах достигает 21 м, а ширина 3–4,5 м. К сожалению, некоторые участки крепостных стен не сохранились до нашего времени. Также не удалось уцелеть многим башням: сейчас осталось 7 башен, ранее кремль включал 17 (из них 4 проездные).
Самая известная и таинственная башня кремля – Коломенская. В народе ее называют «Маринкина». Кстати говоря, под этим названием она более известна. Высота ее составляет 31 метр (самая высокая из сохранившихся башен), а диаметр 13 м (на самом деле при ближайшем рассмотрении башня не круглая, а двадцатигранная). Высота башни позволяла хорошо просматривать окрестности, в том числе и одну из главнейших дорог государства, соединяющую Москву и Рязань (так называемый Астраханский тракт). Но знаменита башня не этим.
Существует множество легенд связанных с ней и известным и загадочным историческим персонажем, полькой Мариной Мнишек. Она была женой Лжедмитрия 1, а затем Лжедмитрия 2. Долгое время жила в Коломне со своим сыном Иваном. Как сказано выше, ни разу за всю историю существования врагам не удалось взять Коломенский кремль. Однако во время Смутного времени путем обмана Марина Мнишек впустила в крепость поляков, приказав снять ворота с одной из башен, тем самым, открыв проход. Позже, если верить легенде, Марина Мнишек была заточена внутри Коломенской башни, там же она укрыла свои сокровища. Непонятно ее таинственное исчезновение. Народ верил, что полька была ведьмой и, перевоплотившись в ворону, улетела. Также считается, что ворона до сих пор летает около башни и охраняет спрятанные там сокровища.
Грановитая башня Кремля
Немало интересных достопримечательностей находится на территории Коломенского кремля. В центре кремля распложена Соборная площадь.
Самое главное и величественное сооружение этой площади – Успенский собор. В 1379 г. по приказу князя Дмитрия Донского был построен трехкуполный собор в честь первой победы русских войск над монголо-татарами.
Впоследствии был реконструирован. В 1672 г. на этом месте начинается строительство пятикупольного собора. Чуть позже была построена стоящая неподалеку колокольня собора (на самом деле колокольня существовала и ранее, но из-за своей ветхости также была реконструирована).
Примечательна она шатровой архитектурой, а также большими размерами. А недавно, в 2007 году, на Соборной площади был поставлен памятник создателям славянской азбуки – Кириллу и Мефодию. За свои заслуги в просвещении и проповедовании христианства эти два брата канонизированы и в православии считаются «святыми равноапостольными». Неподалеку от Соборной площади много веков назад князь Дмитрий Донской венчался с суздальской княжной. Происходило это в Воскресенской церкви, одной из древнейших церквей Коломны. В XIX в. на территории кремля был основан Новоголутвинский монастырь. Сейчас является действующим женским. Интересно, что монахини разводят редкую породу монголо-бурятских собак, а также лошадей.
вид с Москвы реки на исторический центр Коломны
В историческом центре Коломны
Административно-территориальное устройство[править | править вики-текст]
В 2007 году в генеральном плане городской округ Коломна был разделён на 11 районов:
Дубовая роща,
Запруды,
Ларцевы Поляны,
Митяево,
Окский,
Подлипки,
Репинский,
Сандыри,
Старая Коломна,
Центральный,
Колычево.
Тем не менее, административное деление на префектуры в городе на начало 2008 года не произведено. Кроме того, исторически жителями в городе выделялись следующие районы (в дополнение к перечисленным):
Бочманово,
Голутвин,
Городищи,
Щурово,
Старая Коломна,
Колычево.
Данные районы зачастую являются объединениями районов, определённых в генеральном плане.
Брусенский монастырь
ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ
Население Волго-окского междуречья раннего железного века относилось к финно-угорской языковой семье (меря-мещера).
Но уже со второй половины первого тысячелетия н. э. в среду финно-угров стали постепенно проникать древние славяне. Спустившись по реке Оке с ее верховьев , они через устье Москвы-реки стали осваивать обширный Москварецкий бассейн. Древнейшая русская летопись - “Повесть временных лет” отмечает на Оке племя вятичей: “А Вятко седе с родом своим на Оце, от него же прозвашася вятичи”.
Вятичи занимались земледелием и скотоводством до Х-ХI вв.. В ХI-ХII вв на земле вятичей возник ряд ремесленных городов - Москва, Коломна, Зарайск и др.
Во 2-й половине ХII века земля вятичей в результате процессов феодального дробления была поделена между суздальскими, черниговскими и рязанскими князьями. Все они стремились определить свои границы, захватить как можно более обширную территорию. На пограничье перечисленных княжеств оказался Москворецкий регион. Для того, чтобы упрочить свои рубежи, князья стали строить пограничные города - крепости. Некоторые историки полагают, что Коломну, позволившую поставить под контроль Рязани москворецкое устье, основал рязанский князь Глеб Ростиславич.
Это усиливало экономическое, политическое и стратегическое положение Рязани и повышало роль Коломны в ее жизни: многие товары во Владимир с юга шли главным образом через Коломну. Владимирский князь не мог мириться с усилением рязанского соперника. В связи с распрями этих двух князей в Лаврентьевской летописи впервые упоминается город Коломна.
Богоявленская церковь
ДОМОНГОЛЬСКАЯ ИСТОРИЯ
В 1177 г.. (по старому летосчислению в 6685 г.) рязанский князь Глеб совершил набег на Москву - “и пожже Москву всю”. В отместку Всеволод Юрьевич Большое Гнездо - могущественный владимирский князь, внук Владимира Мономаха и сын Юрия Долгорукого, герой бессмертного “Слова о полку Игореве”, крупный политический деятель, направился с дружиной в карательный поход на Рязанскую землю. Когда он подошел к Коломне, пришла весть, что его противник “другим путем” прошел к Владимиро-суздальским землям и уже стоит с ратью у стен стольного города княжества. Всеволод не ожидал такой дерзости от Глеба. Он тут же оставляет Коломну, идет опять в свою землю, разбивает войска рязанцев, а Глеба берет в плен. Именно в таком контексте, как небольшой городок, затерянный в бескрайних лесах, но стоящий на пересечении нескольких дорог, и вышла на историческую сцену Коломна. Первое упоминание Коломны в летописи 1177 г. условно считается датой основания города.
Только борьба против общего врага - камских болгар - заставила противников временно прекратить распри. В 1184 г. они заключили союз, к которому примкнули и черниговские князья, и встретились в Коломне, признанной наиболее удобной для сбора объединенного войска перед походом.
Но спустя всего два года, князю Всеволоду удается захватить город. “Седе в Коломне”, он превращает ее в опорный пункт для борьбы с Рязанью.
За ХII-ХIII века летописцы упомянули Коломну десять раз, в 14 веке - еще девятнадцать раз, что свидетельствует о возрастании роли этого города в жизни Русской земли. Особенно велико значение Коломны было в период борьбы русского народа с татаро-монголами.
Бобренев монастырь
МОНГОЛЬСКОЕ ИГО
Образовавшееся в начале ХIII века монгольское феодальное государство свою мощь основывало на завоеваниях. Первое столкновение русских князей с татаро-монгольскими завоевателями произошло в 1223 г. на реке Калке, а зимой 1237 года в северо-восточные русские земли вторглись несметные полчища татаро-монголов во главе с внуком Чингисхана - Батыем. Первым русским городом, который встал на пути этого войска, была Рязань.
Решив оказать сопротивление завоевателям, рязанский князь Юрий Игоревич обратился за помощью к князьям владимирскому - Юрию Всеволодовичу и черниговскому - Михаилу Всеволодовичу. Однако ни один из русских князей не пришел другому на помощь. Каждый думал собрать отдельно рать против безбожных. Такое поведение князей неизбежно обрекало их на поражение.
Рязань самоотверженно отбивала яростные атаки татар, но 21 декабря 1237 года, после пятидневной осады, пала. Город был сожжен, население истреблено, все ценности разграблены. Летописец пишет о Батые, что тот пленивши Рязань, направился на Коломну.
Великий князь владимирский Юрий Всеволодович еще до падения Рязани стал собирать военные силы, готовясь к защите своей земли на дальних рубежах. Таким рубежом была прежде всего Коломна. Через нее по рекам Оке, Москве и Клязьме шла дорога во Владимир из Рязани. Миновать ее татары никак не могли.
Эту водную дорогу известный советский историк академик М. Н. Тихомиров метко назвал в своих исследованиях “торным путем”, то есть ровной, гладкой, наезженной дорогой.
Город Коломна в то время была неплохая крепость. Город (от слова городить) - значит огороженное, укрепленное место. Территория Коломны, как и территория многих городов Руси. Делилась на кремль и посад. Кремль (более старое название детинец) представлял собою укрепленную часть города. По верху земляного вала шла бревенчатая стена с башнями. У подножия земляного вала со стороны луга подковой был вырыт глубокий ров, концы которого упирались в берега Москвы-реки и Коломенки. За рвом находились надолбы - лабиринты бревен с заостренными верхами, имевшие сходство с известными “ежами”. Среди бревен в тайне - волчьи ямы и железные капканы. Лишь единицы знали, как без риска пройти через надолбы. Внутри кремля находились оборонные, дворцовые и культовые сооружения. В случае неудачи в открытом бою в такой крепости можно было выдержать продолжительную осаду. Сами по себе укрепления мало что значили без защитников. В Коломне постоянно находился гарнизон профессионалов - дружинников, к которым в трудную минуту присоединялось ополчение из горожан и население ближайшей сельской округи. Посадские люди не только с отвагой шли на врага, но и сами ковали оружие, строили укрепления.
Великий князь владимирский направил в Коломну дружины код командованием своего старшего сына Всеволода Юрьевича и вместе с ним во главе сторожевого полка воеводу Еремея Глебовича, опытного военачальника. Его имя упоминается в летописи еще за 20 лет до описываемых событий.
Владимирцы расположились лагерем перед городскими надолбами, а вперед был выдвинут сторожевой полк Еремея Глебовича. Вскоре подошли войска уцелевших рязанцев с князем Романом Игоревичем, среди воинов, надо полагать, были и коломничи. Потом пришли дружины из Новгорода, Москвы, Пронска и других городов и земель. Таким образом в Коломне была сосредоточена грозная военная сила.
Русские стеной встали на пути татаро-монголов. Конница Батыя 1 января 1238 года по льду перешла Оку и лавиной обрушилась на сторожевой полк. Завязалась кровавая битва. Русские дрались отчаянно, но силы были неравные. Полк Еремея Глебовича был смят, враги врезались в расположение основных сил русского войска. Ценой больших потерь татаро-монголам удалось одержать победу. Они погнали русских к надолбам, убили князя Романа, воеводу Еремея и многих воинов и защитников.
Битва под Коломной была первой и самой крупной по масштабам и упорству битвой русских объединенных сил с главными силами Батыя. Татаро-монголы потеряли немало воинов, погиб знатный военачальник Кюльхан, младший сын Чингисхана, что говорит об ожесточенности сражения. В связи с этими историческими событиями Коломна упоминается в восточных документах того времени.
После Коломны Батый пошел на Москву. Сопротивление москвичей было сломлено. Город и окрестные села были сожжены, жители перебиты. Та же участь постигла Владимир. Татаро-монголы установили на Руси тяжелое иго.
В 14-15 веках на Руси происходил процесс преодоления феодальной раздробленности и складывания единого российского государства. Центром объединения русских земель и формирования единого государства стала Москва.
Не столько с экономической, сколько со стратегической целью нужна была Коломна молодому, растущему княжеству Московскому. Ему надо было укрепить свои позиции в бассейне рек Москвы и Оки, где как раз стояла рязанская Коломна. В связи с этим, как в свое время между Рязанью и Владимиром, так еще в конце 13 века между Москвой и Рязанью отношения резко обострились. Выбрав удачный момент, когда в Рязанском княжестве снова разгорелись межфеодальные страсти, московский князь Даниил Александрович, сын Александра Невского, в 1300 году спешно двинул свои войска на Рязань. В результате этого похода Москвы на Рязань Коломна с прилегающей к ней густонаселенной округой первой из всех русских городов в 1301 году была присоединена к московским владениям. С тех пор Коломна неразрывна с Москвой.
Москва постоянно заботилась об усилении оборонной мощи Коломны, зорко следила за ее самой беспокойной и опасной границей на Оке с Рязанским княжеством, которое никак не могло смириться с потерей Коломны. К тому же именно здесь, на Оке, всегда можно было ожидать появления алчных до наживы летучих отрядов татаро-монгольских конников, которые не раз действовали против Москвы заодно с Рязанью. Поэтому московские князья заново перестроили коломенский кремль. Они укрепили его стены и башни, построили новый дворец для великого князя Московского- государев двор.
Приезжал сюда великий князь, когда особенно назревала опасность вооруженных столкновений с татаро - монголами и рязанцами. Наместник князя - лицо должностное - жил здесь постоянно, выполняя поручения, главным образом, оборонного и судебно-административного порядка. В связи с открытием Коломенской епархии, рядом с дворцом князя в середине 14 века в кремле был построен владычный двор - двор коломенского епископа, на дворе - архиерейский дом. Основание в Коломне особой епархии подчеркивало политическое и церковное значение города..
Москва берегла свой стратегический форпост на юго-востоке, обладание которым обеспечивало и ее экономическое влияние на северо-востоке Руси. Московские князья не решались даже дать город “в удел” кому-либо из младших князей. И Коломна, как правило, переходит к старшему в роде сыну, к наследнику московского престола.
Коломна, расположенная на пути из плодородной Рязани в Москву, превращается в крупнейший торговый цент. Сюда из рязанских земель и из Камской Болгарии поступает не только хлеб, но и рыба, мед, соль и другие товары.
18 января 1363 года в Коломне князь московский Дмитрий Иванович (будущий полководец Дмитрий Донской) венчался в дворцовой церкви с княжной из Суздаля Евдокией. Свадьба носила политический оттенок: два сильных княжества - Московское и Владимиро - Суздальское скрепляли таким путем свои дружеские отношения.
Золотая Орда в августе 1382 г. внезапно напала на Русь. Новый хан Орды Тахтомыш сжег и разграбил многие города, в том числе и Москву и Коломну.
С середины 14 века Коломна становится центром большого каменного строительства, связанного с укреплением города накануне решительной борьбы с татаро - монголами. Было построено 6 каменных храмов и три монастыря. Возведенный Успенский собор превосходил по размерам все храмы Москвы и был несколько меньше Успенского собора во Владимире. Он символизировал собой торжество и могущество Руси, разгромившей полчища Мамая.
Мастера из народа были подлинными творцами всего прекрасного. Без них не могла успешно развиваться культура Коломны и других городов Руси. К сожалению летописи не называют по имени ни одного мастера.
С развитием каменного зодчества появилась живопись. Прекрасное творение неизвестного русского художника из Коломны 14 века - икон “Бориса и Глеба” - хранится ныне в Третьяковской галерее.
Осенью 1408 г. правитель Орды Едигей после неудачной попытки захватить Москву, поджег Коломну..
На рубеже 14 и 15 веков Коломна - самый богатый после Москвы город московского княжества. “Сей город сделался истиной столицей великого княжения и многолюдной и шумной” - рисует историк Н. М. Карамзин Коломну 1433 года. В это время в ней жил ВасилийII, получивший звание князя коломенского, сосланный из Москвы в результате борьбы за великокняжеский престол удельным князем звенигородским Юрием. Коломна служила центром объединенных сил, сочувствовавших великому князю в его политике “собирания Руси”. Но не долго сидел в Москве князь Юрий. Многие жители покинули город, отказавшись служить князю Юрию и направились в Коломну. Улицы Коломны были запружены подводами, город на некоторое время превратился как бы в столицу Руси почти со всем административно-хозяйственным и политическим штатом. Поэтому побежденный ВасилийII оказался победителем.
К середине 15 века крепостные стены были восстановлены. Иначе князю Василию Темному вряд ли удалось бы отразить нападение татар, собравшихся в 1450 г. снова пограбить Коломну и повторивших свою попытку через пять лет.
В последующее время на протяжении семидесяти лет лет Коломна ни разу не была взята врагами, хотя те время от времени появлялись у стен города.
Последний золотоордынский хан Ахмет летом 1472 года пошел на Русь, чтобы восстановить в прежней силе татарское иго. Когда об этом узнал великий князь ИванIII, он спешно выехал в Коломну. Ему вовремя удалось укрепить берег Оки. Ахмет увидев многочисленные полки, отступил. Но через восемь лет он снова пошел на Русь.
И снова ИванIII собрал большое войско на Оке и сам безвыездно находился в Коломне при войсках с 23 июля по 30 сентября 1480 года, то есть более 3-х месяцев. Но Ахмет побоялся вступить в бой с войсками ИванаIII. Это было концом татарского ига на Руси.
В более чем двухсотлетней борьбе с татаро-монголами Коломна, стоявшая на передовом участке обороны Руси, была надежным щитом и мечом, не раз принимала на себя удары врагов.
Спасская башня Кремля
ПОСЛЕМОНГОЛЬСКАЯ ИСТОРИЯ
С образованием централизованного русского государства Коломна, как и многие другие крепости, возведенные в период феодальной раздробленности, вошла в состав уже общерусской внешней обороны. Она стала одним из звеньев юго-восточной “засечной черты”, защищавшей молодое объединенное государство от набегов осколков Золотой Орды - Казанского и Крымского ханств.
В ХVI веке московское правительство планомерно ведет усиленное строительство каменных крепостей в городах,, входивших в систему этой оборонительной линии. В начале столетия были возведены были возведены каменные укрепления Нижнего Новгорода и Тулы. Разгром Коломны крымским ханом Махмет-Гиреем в 1525 г. ускорил замену деревянных городских укреплений каменными. Строили Коломенский кремль шесть лет и три месяца с 25 мая 1525 года по 15 авгуcта 1531 года в правление великого князя ВасилияIII. Кто составлял проект и кто руководил постройкой- неизвестно. Коломенский кремль - в какой-то мере подражание Московскому кремлю.. У обеих крепостей немало общего в инженерном, архитектурном и фортификационном планах.
После возведения каменных укреплений татарам уже ни разу не удавалось захватить город. Крепость в Коломне была не только непреступной. По свидетельству очевидцев того времени считалась красивейшим из кремлей Московского княжества.
За высокими стенами кремля стоял государев двор, заново перестроенный вместе с кремлем, а также находились дворы как светских, так и духовных феодалов. Здесь были дворы князей Василия и Андрея Ивановичей Шуйских. Голицыных, Шереметевых, Годуновых и других влиятельных лиц столицы. Среди дворов крупных феодалов встречались в кремле и дворы гостиные, владельцами которых были купцы (гости), широко торговавшие как внутри страны.
Соборная площадь
В ХVI веке в Коломне не раз бывал Иван Грозный. Первый раз молодой государь побывал в Коломне когда ему еще не исполнилось 16 лет. Получив известие о движении крымских татар в сторону Оки, великий князь в апреле 1546 года немедленно отправился в Коломну. 6 мая он прибыл сюда и расположился со своим полком под Голутвиным монастырем. Это были основные силы Москвы. Когда крымский хан узнал о сосредоточении русских войск под Коломной, он повернул обратно. Но Иван Васильевич не покинул Коломны, жил в своем дворце, с боярами весной пахал пашню, сеял гречиху.
В июле 1547 года ИванIV снова в окружении большого войска двинулся на Коломну. Он укрепил город своими войсками и начал готовиться к походу на Казань. Первые две попытки окончились неудачно. Третий поход состоялся в июне 1552 года. Но тут на Москву двинулись крымцы.
Повернув войска, царь поспешил вернуться в Коломну. 16 июня он уже был здесь и велел воеводам ждать и Крыму вести. Но крымцев разбили под Тулой и 1 июля Иван Васильевич устроил в Коломне военный совет из бояр и воевод. Совет утвердил план похода на Казань. 3 июля 1552 года 150-тысячная армия, во главе которой находился Иван Грозный, двинулась к волжским берегам. На этот раз Казань была взята. В честь победы над Казанью в Коломне был основан Брусенский монастырь и в этом монастыре строится церковь Успения.
Много бед Русскому государству причинили в ХVII веке польские интервенты. Используя обострение классовых противоречий на Руси и борьбу между отдельными группировками господствующего класса русских феодалов за власть, польские магнаты, подстрекаемые Ватиканом, выдвинули авантюристов-самозванцев Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, пытаясь с их помощью захватить власть в России.
Над Коломной тучи сгустились чуть раньше. Весной того же года отряды Лисовского взяли Зарайск и подошли к Коломне. Ее гарнизон был незначительным и полякам удалось взять Коломну. Но не долго здесь находились враги. Подошла помощь из Москвы и Лисовский был разбит когда переправлялся через Москву-реку.
В октябре 1608 г. поляки почти окружили Москву. Оставалась свободной лишь одна Коломенская дорога, по которой Коломна снабжала москвичей всем необходимым.
Но вскоре и Коломне стала угрожать опасность. Тот же Лисовский пошел на нее из Владимира, чтобы перерезать жизненно важную артерию Москвы.
На помощь были спешно направлены войска воеводы соседнего города Зарайска князя Д. М. Пожарского. Пожарский под прикрытием ночи внезапно напал на лагерь поляков возле села Высоцкого (ныне г. Егорьевск) и разбил их. Эта победа позволила и в дальнейшем снабжать продовольствием Москву по Коломенской дороге.
Кремлевская стена, Маринкина башня
18-19 ВЕК – ИСТОРИЯ КОЛОМНЫ
В 1773 г. вышел в свет “Географический лексикон”. В нем сообщалось, что в Коломне “купечества 1876 человек”, которые производят изрядный торг”. Кстати, тот же источник указывает, что в то время в Нижнем Новгороде было 1680 купцов.
14 октября 1775 года Коломну посетила императрица Екатерина II. Поездкой в город, теплым приемом жителей, богатыми подарками она была очень довольна. Но проезжая по Коломне, Екатерина Великая заметила, что город запущен и хаотично застроен. Городским властям было дано указание привести Коломну в порядок. Этому обстоятельству Коломна обязана тем, что в январе 1778 года сюда приехал великий русский архитектор М. Ф. Казаков с группой своих помощников. Зодчий составил план города и кремля, перестроил и возвел многие объекты.
8 сентября 1803 года Коломну посетил известный писатель и историк Н. М. Карамзин. В своем письме в Москву он сообщает, "давно известны коломенские фабрики кумашные, полотняные, шелковые, которые с некоторого времени размножились. Всего известнее в России коломенские сальные заводы: их более тридцати. Сало отправляемое за море, идет по большей части отсюда. Жители торгуют рогатым скотом, закупают его на дону, в Малороссии, солят мясо и продают как в Москве, так и в Петербурге: не удивительно, что имя мясника здесь почетнее, нежели где-либо. Коломна славится еще яблоками, вишнями и другими плодами: мы едим их в Москве. Не только в городе, но и в окрестных деревнях я видел очень хорошие сады”.
В июне 1812 года без объявления войны французская армия под командованием Наполеона I перешла русскую границу. Коломна становится местом формирования воинских частей, превращается в большой склад продовольствия, артиллерийский снарядов и пушек. В рядах русской армии было немало коломниыей. Ополченцем служил и девятнадцатилетний Иван Лажечников, будущий писатель, автор исторических романов “Ледяной дом”, “Последний новик”.
На другой же день после позорного бегства французов из Москвы Коломна первая из всех близлежащих городов привезла все необходимое для москвичей. Это вызвало у них большую радость. “Все воскресли духом” - свидетельствует очевидец.
20 июля 1862 года открыто движение по Коломенскому участку железной дороги Москва - Саратов. Многие жители пришли к металлическому мосту через Москву-реку, чтобы увидеть первый пассажирский поезд. Преимущества нового пути были очевидны. Поездка на лошадях из Коломны в Москву занимала от двух до трех дней ( в зависимости от погоды) и обходилась в 15...20 рублей на человека. А на “чугунке” весь путь занимал четыре часа, да и плата была в несколько раз меньше. Уже за первые 11 дней работы ( с 21 пл 31 июля) на участке было перевезено 5380 пассажиров, получено за проезд 6755 руб. 87 коп.. За это же время перевезено 49.788 пудов различного багажа, за что в кассу дороги поступило 3.833 рубля 5 копеек. Два раза в день поезда прибывали из Москвы и отправлялись обратно.
Ново-Голутвинский монастырь
СОВЕТСКАЯ ИСТОРИЯ
26 октября (8 ноября) 1917 г. на заседании Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов исполнительной властью в Коломне был объявлен временный революционный комитет и была провозглашена Советская власть в Коломне. Отряды Красной Гвардии из рабочих Коломны принимали активное участие в борьбе за установление Советской власти в Москве в октябре 1917 г..
За годы Советской властив результате социалистических преобразований Коломна превратилась в крупный промышленный, научный и культурный центр. В Коломне кроме выше перечисленных заводов успешно работали мебельная и швейная фабрики, заводы шиноремонтный и резинотехнических изделий, промышленность стройматериалов и пищевая. В Коломне расположены научно-исследовательский тепловозный институт, институт мелиорации и техники полива, педагогический институт, машиностроительный и сельскохозяйственный техникумы, медицинское и музыкальное училища.
В 1941-1945 годы Великой отечественной войны Коломна стала центром формирования артиллерийских частей и соединений. Кроме того в городе и окрестностях были созданы стрелковые соединения, отряды народного ополчения и другие части. Все предприятия Коломны, располагавшие станочным оборудованием, наладили выпуск снарядов для самых различных типов орудий. На полях Подмосковья сражался первый коломенский бронепоезд, который был построен на машиностроительном заводе и укомплектован рабочими этого завода.
4-го июля 1977 г. Коломна награждена орденом Октябрьской Революции. Как говорилось в Указе Президиума верховного Совета СССР за большие успехи, достигнутые трудящимися города в хозяйственном и культурном строительстве, отмечая заслуги в революционном движении и в связи с 800-летием со дня основания.
День славянской письменности и культуры 2007 года
C 22 по 24 мая 2007 года в Коломне проходили празднования, приуроченные ко дню славянской письменности и культуры. Впервые в новой истории праздника столицей был выбран районный центр.
При подготовке к празднику было отреставрировано 13 храмов.
Официальная церемония открытия дней славянской письменности и культуры началась с передачи вечевого колокола от Ханты-Мансийска — предыдущей столицы праздника.
В ходе празднования дней славянской письменности и культуры прошла международная научно-практическая конференция «Славянский мир: общность и многообразие», в которой приняли участие около 600 ученых-славяноведов, православных богословов со всего мира.
Во время торжеств был открыт памятник Дмитрию Донскому на площади перед пряслом между Маринкиной и Грановитой башнями Кремля и памятник Кириллу и Мефодию на Соборной площади. Завершилось празднование грандиозным торжественным музыкально-литературным действом под названием «В начале было слово…».
В празднованиях приняли участие Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, митрополит Коломенский и Крутицкий Ювеналий, министр культуры РФ А. С. Соколов, губернатор Московской области Б. В. Громов.
Православие
В середине XIV в. была учреждена Коломенская епархия. Это был ближайший к Москве епархиальный центр. Коломенская епархия просуществовала до 1799 года, когда существенная часть епархии была переведена в Тулу.
В настоящее время Коломенское благочиние является одной из крупнейших в Московской епархии. В Коломенское благочиние входит более пятидесяти православных храмов. Вот некоторые из них:
Храмы Старо-Голутвина монастыря
Бобренев монастырь,
Церковь Богоявления в Гончарах,
Церковь Иоанна Богослова,
Церковь Иоанна Предтечи,
Крестовоздвиженская церковь,
Церковь Михаила Архангела,
Троицкая церковь на Репне,
Храм иконы Божией Матери Тихвинская,
Церковь Троицы, Ново-Голутвин мужской монастырь,
Успенский кафедральный собор,
Успенская церковь
и другие.
Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий является одним из шести постоянных членов Священного синода. Кафедральным собором митрополита является Успенский кафедральный собор города Коломны.
Русская православная старообрядческая церковь
Храм Николы на Посаде (в начале 1990-х годов передан общине Русской православной старообрядческой церкви).
Достопримечательности
В Коломне расположено 420 памятников федерального и областного значения (из которых 70 памятников федерального значения).
На городской территории находятся здания церквей Иоанна Предтечи на Городище (начало XVI в.), шатровой Успенской (1522), Богоявленской (1680-е), Вознесенской (1799, арх. М. Ф. Казаков), Михаила Архангела (1833, арх. М. Ф. Шестаков), Брусенского (конец XVII в.) и Спасского (XIV в.) монастырей.
Из гражданских сооружений следует отметить пожарную часть с каланчой (XVIII в., в классическом стиле), дома купцов Шевлягина и Мещанинова (в стиле барокко), Торговые ряды (первая половина XIX века).
Неподалёку от Коломны находятся основанные в XIV веке Староголутвинский и Бобренев монастыри.
В Коломне работают краеведческий музей, музей боевой славы и литературно-художественный музей.
На сцене ДК «Тепловозостроитель» регулярно проходят спектакли Народного театра и Детского театрального коллектива.
Художественные выставки организуются в КЦ «Лига» и доме Озерова.
В центре города на площади Двух революций установлен памятник В. И. Ленину.
Улицы Коломны
В 2012 году некий коломенский краевед запустил проект — виртуальные экскурсии по улицам города — https://nasha-kolomna.ru/.
Выбираем улицу — и проезжаем её в двух направлениях. Некоторые улицы города, связанные с историческими именами и событиями:
улица Арбатская — на этой улице жили Петр Артемьевич Сарафьян, Василий Александрович Зайцев, Борис Андреевич Пильняк, Ковальский Николай Михайлович, Анна Андреевна Ахматова;
улица Береговая — Валентина Александровна Любимова;
улица Зелёная — Сергей Николаевич Луконин;
улица Лажечникова — Лозовский, Модест Александрович;
улица Москворецкая — Свешников, Александр Васильевич;
улица Октябрьской Революции — самая длинная улица города, на которой жили Перфилов, Лев Алексеевич, Лебедянский, Лев Сергеевич;
улица Посадская — работал Брушлинский, Борис Афиногенович;
улица Яна Грунта — Радищев, Андрей Павлович и многие другие.
***
Музей пастилы в Коломне
«Музей исчезнувшего вкуса» — самое задушевное и симпатичное место не только в Коломне, но и, пожалуй, во всём московском регионе. В старинном деревянном доме купца Суранова, расположенном в самом сердце древнего Посада, вот уже два года работает единственный в своём роде Музей коломенской пастилы, а по соседству совсем недавно открылась уникальная музейная фабрика. Здесь можно почерпнуть массу полезной информации об истории и технологии производства знаменитых яблочных пастилок, в 18-19 веках прославивших скромный подмосковный городок, лично поучаствовать в аппетитном процессе и увезти пару коробочек, скажем, пастилы Достоевского или душистых бонбонок маркизы де Помпадур.
Немного «сладкой» истории
Пастила — вкусная визитная карточка Коломны. Подобно тульским пряникам или суздальской медовухе, она владела умами и сердцами не только гурманов и сладкоежек Подмосковья, но и занимала почётное место на столах сильных мира сего — блестящая фаворитка Людовика XV, Антуанетта де Помпадур, например, регулярно получала лучшие сорта этого сладкого кушанья и, как знать, так ли был бы привязан к ней монарх, если бы не лакомился изысканными пастилками в обществе своей утончённой дамы! Коломенская пастила традиционно изготавливалась из яблочного пюре с добавлением мёда, сахара, орехов и ягод. Технология производства состояла из нескольких важных этапов: промывки яблок в специальном аппарате и вынимания сердцевинок, протирки яблочной мякоти в пюре, уваривания этого пюре в особом котле (вопреки названию, это делалось для увеличения объёма), взбивания уваренной массы в пастильное тесто, разливания его по формам и наконец сушения в русской печи. Так пастила производилась более двухсот лет. Перемены в российской действительности начала 20 века сказались на сладком производстве (как и вообще на всех тонких материях) весьма печально: фабрики по производству эфемерного удовольствия позакрывались, а само искусство было утрачено. Канул в лету и некогда знаменитый вкус коломенских пастилок. Возрождение старинной технологии произошло в 2009 году: по чертежам полуторавековой давности были восстановлены «пастильные» аппараты, в архивах нашлись древние рецепты — и пастила получила вторую жизнь. А осенью 2011 года заработала музейная фабрика «сладкой» Коломны.
Как добраться, где находится:
Музей пастилы в Коломне находится в доме 13а по Посадской улице. Адрес музейной фабрики — улица Полянская, дом 4. Осмотр лучше начать именно с Музея пастилы, и уже потом отправиться на фабрику. Выйдя на улицу со двора музея, нужно повернуть налево и пройти около 300 м до старинной Молочной площади. Здесь и располагается здание музейной фабрики.
Если вы добираетесь до Коломны на автобусе, лучше выйти на остановке «Старый город», после чего пройти пешком по старому городу до музея (около 10 минут). В качестве ориентира можно выбрать Воскресенскую церковь. От железнодорожной станции «Коломна» путь на своих двоих также займёт не более 15 минут.
Администрация музея настоятельно рекомендует заранее бронировать время посещения по телефону (985) 727-52-92 – «дабы уделить должное внимание и доставить удовольствие». Входной билет стоит 350 RUB для взрослых и 300 RUB для детей.
Что посмотреть
Музей коломенской пастилы, что в усадьбе Сурановых, представляет обширную экспозицию, посвящённую истории, традициям и технологии производства пастил: старинные рукописные рецепты и факсимиле «учебников» для кондитеров-пастильников, рекламные плакаты и упаковку 18-19 веков. Нарядные сударыни, одетые по моде того времени, проведут интересную экскурсию, в завершение которой гостям предлагается продегустировать различные сорта коломенской пастилы.
Неизменное любопытство посетителей вызывает пастила «Трезвость» - как обещает слоган на коробке – «отъ запоя и пьянства». А вы говорите рассол!
Помимо этого, в музее можно увидеть предметы старинного быта — кухонную утварь и скобяные изделия, вазочки и конфетницы, утюги, колокольчики и замки. Обстановка здесь очень приятная — кружевные накрахмаленные скатерти, окна с наличниками, скрипучие стулья, к которым неприменим термин «эргономичность», ажурные парасольки, изразцовая печь, комоды и буфеты с резными виноградными гроздьями и убиенными бекасами и вальдшнепами.
Также музей предлагает сезонные тематические программы-экскурсии с дегустацией — например, весенние «Амуры»: душещипательные любовные истории, подкреплённые «тематическими» вкусами помпадурских пастилок и пастилы из розовых лепестков.
Музейная фабрика пастилы действует в здании конфетно-пастильного заведения купца Петра Чуприкова — некогда лучшей «сладкой» фабрики Коломны. Благодаря обнаруженным чертежам и планам старинного производства удалось воссоздать точный интерьер фабрики, восстановить древние аппараты (чего стоит хотя бы моечный барабан Рейса или уварочный котёл Цемша — звучит почти как Большой андронный коллайдер!) и запустить процесс изготовления коломенской пастилы после векового забвения. При фабрике имеется собственный сад, где растут особые сорта пастильных яблок, а также вместительное плодохранилище.
Сохранять яблоки лучше всего в сене – они остаются сухими, не гниют и в достаточной степени соприкасаются с воздухом. Об этом и многом другом вам расскажет садовник музейной фабрики.
Посетителям фабрики предлагается принять самое непосредственное участие в производстве пастилы — собственноручно перетереть фрукты в пюре, взбить его особыми мешалками (движения сродни добыванию огня сухим прутиком), уварить в котле под чутким руководством пастильника и выложить в устланные пергаментом формы, после чего поставить на просушку в печь, кстати, тоже сложенную по архивным чертежам. Ну и конечно, вас ждёт дегустация пастилы.
Что увезти с собой
И при музее, и при фабрике работают фирменные магазины, где можно приобрести различные сорта настоящей коломенской пастилы. Все сладости упакованы в старинные коробочки — не стыдно поставить на стол или подарить. Цены — от 150-200 RUB за небольшие упаковки зефирной, клюквенной или медовой пастилы до 650 RUB за пресловутую «Трезвость» и 1100 RUB за пастильный тортик.
Для понимающих действует услуга «заказ пастилы» - любой вкус и объём по вашему желанию, самовывозом или с доставкой.
Кроме этого, при музейной фабрике открыт садоводческий магазинчик. Здесь продаются реплики старинного садового инвентаря и прочие полезные в хозяйстве и симпатичные мелочи.
Адрес: ул. Полянская, 4, Коломна.
____________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Коломна // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Булич О. П. Коломна. — М., 1928.
Фехнер М. В. Коломна. — М., 1963.
Афонасенко И. М., Ломако Е. Л. Русский провинциальный город екатерининской эпохи: Коломна во второй половине XVIII века. — М., 2010.
Сайт Фотосайт.
Голубева Е. П., Гужов А. И. Путеводитель по Коломне / Художник Ю. Жигалов. — Изд. 3-е, исправл. и дополн. — М.: Московский рабочий, 1970. — 104 с. — 30 000 экз.
Памятники архитектуры Московской области. — М.: Искусство, 1975. — Т. 1. — С. 226—263.
Ефремцев Г. П., Кузнецов Д. Д. Коломна. — М.: Московский рабочий, 1977.
Ефремцев Г. П. История коломенского завода. — 2-е изд., дораб. и доп. — М.: Мысль, 1984. — 366 с.
Вагнер Г. К., Чугунов С. В. По Оке от Коломны до Мурома. — М., 1980. — С. 184.
Кириченко В. Ю. Коломна: история в именах. — Коломна, 1993. — 102 с.
Мазуров А. Б. Археология Коломны. — М., 1994.
Подъяпольская Е. Н., Разумовская А. А., Смирнов Г. К. Памятники архитектуры Московской области, вып. 3. — М.: Стройиздат, 1999. — С. 8—94.
Города Подмосковья. Кн. 3. — М.: Московский рабочий, 1981. — 736 с., ил. — 35 000 экз.
Коломна и Коломенская земля: история и культура: Сборник статей / Составители А.Г. Мельник, С.В. Сазонов. — Коломна: Лига, 2009. — 424 с. — ISBN 978-5-98932-013-4.
Сайт Википедия.
https://www.egorov.narod.ru/kolomna.htm
- Регион путешествия:
- Тэги:
- 10178 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий