Марийский писатель Дмитрий Орай
Дим. Ора́й (псевдоним, настоящее имя — Богосло́вский Дми́трий Фёдорович, 5 [18] сентября 1901, деревня Мари-Пижай Уржумского уезда Вятской губернии — 22 января 1950, село Косолапово Мари-Турекского района Марийской АССР) — марийский советский писатель, журналист.
Классик марийской художественной литературы.
ПУТЕШЕСТВИЕ КОЧУЮЩИХ
Осенний день очень короток, и тем более в ноябре (поход-ноябрь 2012г.). Как раз под вечер мы выехали на знаменитый Алатский тракт, точнее на Уржумскую ветку Алатского тракта, что вел из Казани в Вятскую губернию.
Мы уже писали про эту дорогу, что начиналась с нынешней улицы Декабристов в Казани, а также рассказывали про деревни (сёла) вдоль тракта:
Большая Атня, Ключи-Сап, Шоруньжа, Илеть, Параньга, Косолапово, Мари-Сола, Буйское, Уржум, Сернур, Новый Торъял, Мари-Турек – эти населенные пункты располагались на разных ветках этого тракта.
И сейчас некоторые водители ездят в Киров короткой дорогой - всего 391км: Казань - Калинино - Большая Атня - Кошар - Ключи-Сап - Илеть - Параньга - Сернур - Кукнур - Советск – Киров (это первая ветка).
Вторая ветка тракта от Параньги вела через Мари-Турек и Косолапово в сторону Уржума. Границу Марий Эл тракт пересекал около д. Ключи-Сап. Границу с Кировской областью тракт пересекал около села Буйское (на Уржум). Тут же недалеко располагалось старинное село Косолапово, рядом с рекой Буй, а недалеко от него находился известный Ляминский (Никольский) источник.
Косолапово – примечательное торговое село, имеет свою историю. На главной улице сохранилось несколько старинных домов, здание волостного управления, ну, и украшение села – Никольский храм.
В центре села находится могила и памятник марийскому писателю Дмитрию Ораю.
Следует отметить, что родом из Косолапово – бывший Президент Республики Марий Эл В.А. Кислицын.
Посреди села красуется Никольская церковь, построенная в честь святителя Николая Чудотворца. Сначала она была деревянной, построена и освещена в 1838 году. В 1880 году вместо нее был построен каменный храм на средства прихожан длиной 37 саженей, шириной 10 саженей, высота колокольни составляла 18,5 саженей. Церковь окружала железная ограда с решетками и каменными столбами.
Престолов в каменной церкви было три: правый - во имя Св. Николая Чудотворца, левый - во имя преподобного Сергия Радонежского и холодный придел - во имя Успения Пресвятой Богородицы. Кроме прихожан, на территории прихода имелись язычники и старообрядцы.
ПО ГЛАВНОЙ УЛИЦЕ СЕЛА ПРОХОДИЛ АЛАТСКИЙ (УРЖУМСКИЙ) ТРАКТ
Историческая справка - Село КОСОЛАПОВО (БОЛЬШИЕ ТОШКЕМЫ, ВЕРХОБУЕВСКОЕ)
Русское село на левом берегу реки Буй в 18 км от районного центра - села Мари-Турек. Как селение оно зафиксировано в архивных документах в XVIII веке под названием Большие Тошкемы. Марийское слово "тошкем" означает задворки. Вначале это было марийское поселение, сохранились даже имена глав родов - Поксимет и Эльбахт. В 1795 году в деревне насчитывалось 30 ясачников.
В эпоху неолита здесь жили первобытные люди, об этом говорят найденные поблизости находки: каменные топоры и железные копья.
ПАМЯТНИК ГЕРОЯМ ВОЙНЫ, РЯДОМ МОГИЛА ДМИТРИЯ ОРАЯ
Название Косолапово появилось лишь в начале XIX века. То, что селение находилось на пути следования обозов из Казани в Вятку, обусловило его быстрый рост (Алатский тракт). В 1811 году зафиксирован приезд Аверьяна Аниевича Сырина из Нолинского округа. В деревне тогда было 12 дворов, 45 мужчин. Позднее приехали Поповы из-под Уржума и Машковцевы из-под Нолинска. Из Орловского уезда Вятской губернии в 1834 году прибыли М.С. Овечкин, Х.Я. Лабастов, А.Х. Лаптев, из Нолинского уезда - Ф.В. Буйских, А.Я. Жданухин, Т.С. Питиримов, СЕ. Ендальцев, П.Е. Окулев, З.Я. Кашин. Было 18 дворов, 73 мужчины, 90 женщин.
Помещиков в этих краях не было, земля принадлежала государству, распределяли ее по ревизским душам - отцу и сыновьям. Кормились за счет своего крестьянского хозяйства. Основными орудиями труда были соха, плуг, веялка, молотилка. Конные жатки появились только в начале XX века. В 1891 году в селе числилось 67 дворов.
Родился в деревне Мари-Пижай (ныне — д. Малый Пижай, Сернурский район, Марий Эл) в бедной крестьянской семье. Семья Дмитрия была бедной: отец Федор Алексеевич работал у зажиточных людей, был плотником, впоследствии работал на уральском заводе вблизи п. Богословск (ныне г. Карпинск Свердловской области), а мать Прасковья Васильевна воспитывала детей, трудилась в родной деревне.
В 1913 году Дмитрий, окончив Удельно-Пижайское начальное училище, стал работать переписчиком волостного правления, после 1917 года служил в советских учреждениях секретарём, статистиком.
В детстве будущий писатель носил фамилию отца Иванов, но когда его отец после жизни рядом с поселком на Урале, где он работал на заводе, поменял свою фамилию на фамилию Богословский, мальчик также стал носить фамилию отца.
В 1920 году Дмитрия Богословского призвали в ряды РККА, но в 1921 году он был комиссован по болезни. Затем работал в Сернурском и Мари-Турекском волостном и кантонном земотделах, в Шляпинском сельсовете и кантисполкоме, один год преподавал в начальной школе.
Женился в 1922 году, жена Мария Михайловна Савельева родом из д. Токтамыж (ныне — Сернурский район), в семье было 3 дочери: Зинаида, Ираида, Нина.
В 1929 году Д. Богословский в родной деревне создал колхоз «У Пижай» («Новый Пижай»), стал его председателем.
В 1930 году с учреждением Сернурской районной газеты «Коммунар» Дим. Орай стал её ответственным секретарём, возглавлял литературный кружок при редакции газеты. С 1936 года — сотрудник Косолаповской районной газеты «Сталин корно» («Путь Сталина»).
Во время Великой Отечественной войны осенью 1941 года Дим. Орай ушёл на фронт, сражался в частях Волховского и Ленинградского фронтов, был участником обороны Ленинграда. Дослужился до старшего лейтенанта интендантской службы запаса.
После войны с 1946 года вплоть до последних дней жизни работал ответственным секретарём Косолаповской районной газеты «Путь Сталина», собкором газет «Марийская правда» и «Марий коммуна».
БИОГРАФИЯ В ДАТАХ
В 1909 году маленький мальчик пошёл в начальное земское Удельно – Пижайское училище. В восемь лет пошёл в школу. В 1913 году окончил четыре класса.
Этапы карьеры:Этапы карьеры:
В 1915 - году четырнадцатилетний мальчик начинает работать. Его принимают в Кузнецовское волостное правление на должность переписчика. Его работа – писать деловые бумаги. После смены власти он работает в различных учреждениях. Вся его последующая работа связана с оформлением документов.
В 1918 году - Дмитрий Фёдорович начинает работать в волисполкоме в земельном отделе секретарём.
В 1919 году работает в Уржумском уездном статбюро статистиком.
В феврале 1920 года - писателя призвали в ряды Красной Армии, но вскоре болезнь прервала его военную службу. Возвратившись в родные края, он работал в волостном и кантонном земотделах.
Дмитрий Фёдорович много читал русских классиков. Постепенно он начал писать.
В 1925 году – в различных марийских газетах были опубликованы первые заметки и статьи.
В 1929 году – напечатаны его первые рассказы.
В 1930 году – перешел на журналистскую работу. В Йошкар-Оле отдельной книгой издается его повесть «Отступник».
Семья:
Отец – Богословский Фёдор Алексеевич
Мать – Прасковья Васильевна
Дети: Зинаида, Ириада, Нина.
Творчество
Как журналист стал известен с 1925 года, после публикации серии заметок и статей в газета «Йошкар кече» («Красное солнце»).
Дим. Орай — член Союза писателей СССР с 1939 года. Занимался поэзией и прозой, но в историю марийской литературы вошел прежде всего как автор очерков, рассказов и повестей из жизни колхозной деревни «Йотештше» («Отступник», 1930), «Карш корно» («Крутой подъём», 1935), «Оляна» (1935), сборника рассказов «Пиалан колхоз илыш» («Счастливая колхозная жизнь», 1940) и др. В своих произведениях идеализировал крестьянский быт, прославлял национальное самоопределение марийцев.
Перу Дим. Орая принадлежит повесть «Чолга шÿдыр» («Немеркнущая звезда») о воинском подвиге уроженца д. Большая Вочарма Мари-Турекского района республики, первого Героя Советского Союза из народа мари С. Р. Суворова.
Самым значительным произведением писателя является его эпический роман «Тÿтыра вошт» («Сквозь туманы»). Но Дим. Орай успел написать лишь одну книгу романа из трёх задуманных, она была издана уже после смерти писателя в 1951 году. Роман и в незавершённом виде стал значительным явлением в марийской литературе. В нём Дим. Орай показал себя большим знатоком национальных традиций, мастером эпического повествования.
Произведения Дим. Орая включались в школьные программы, печатались на луговом и горном наречиях марийского языка, переводились на другие языки (русский, венгерский и др.). Его творчеству посвящены книги, статьи, обзоры марийских литературоведов, методические пособия учителей марийского языка и литературы.
Всю прозу писателя отличают злободневность, обращенность в настоящую жизнь современной ему марийской деревни, её тяготы и заботы. В одном из писем своему другу, писателю и журналисту А. Айзенворту Дим. Орай сам отмечал эту особенность своего творческого почерка:
«Мы пишем больше о прошлом, но мало о сегодняшнем дне, почти ничего о завтрашнем. Это потому, что мы отстаём от жизни. Надо, чтобы мы заговорили художественным языком, особенно в прозе, о сегодняшнем и завтрашнем нашем дне».
В своей прозе он отмечал строительство новой советской эпохи, признавал его необходимость, в этом смысле Орая можно назвать писателем переломного времени, описывающим именно те его детали, типичные особенности, которые были незаметны другим писателям того поколения. Литературовед С. Ибатов-Эман в этом контексте подметил:
«Его творчество сыграло важную роль в строительстве новой жизни и новой культуры. Он был одним из тех прозаиков, которые отразили в своем творчестве процесс духовного возрождения марийского народа».
Основные произведения
Список основных произведений:
На марийском языке
«Ача-ава кумыл» («По милости родителей») — рассказ (1929) о бесправии марийской женщины и насилии кулаков над бедняками.
«Йотештше» («Отступник») — повесть (1930) про выдвиженца на советской работе. Автор повести критиковался за то, что «отметив лишь отрицательные стороны работы выдвиженца, он пришел к неправильным политическим выводам, выразившимся в резком противопоставлении городу деревни, в идеализации крестьянского быта и националистических тенденциях».
«Ойлымаш-влак» («Рассказы») (1933).
«Карш корно» («Крутой подъём») — повесть (1935).
«Оляна» — повесть (1935).
«Пиалан колхоз илыш» («Счастливая колхозная жизнь») — рассказы (1940).
«Чолга шӱдыр» («Немеркнущая звезда») — документальная повесть (1950) о первом Герое Советского Союза из народа мари С. Р. Суворове.
Онар-калык" («Народ-исполин») — избранные произведения (1951).
«Тӱтыра вошт» («Сквозь туманы») — первый роман из задуманной трилогии (1951) о духовном возрождении марийского народа в первые годы Советской власти.
«Осып Ваня» — рассказ, фельетон, повесть (1974).
«Немде кугыза» («Старик Немда») — повесть рассказ, очерк (1991).
На русском языке
Семья рассказ / пер. К. Ильяшенко // Марийские писатели. Йошкар-Ола, 1941. С. 64—73.
По воле родителей: рассказ / пер. А. Кременского // Родник: рассказы марийских писателей. М., 1961. С. 76—88.
Немдинский старик: рассказ / пер. А. Кременского // Солнце над лесами. Йошкар-Ола, 1984. С. 200—211
На венгерском языке
По воле родителей: рассказ / пер. И. Макаи // Фюрраш. Будапешт, 1963. С. 108—125.
Память
Его именем названы улицы в Йошкар-Оле, п. Сернур, Летниковская школа Сернурского района Марий Эл (с 2001 по 2004 годы), где есть музей имени писателя.
На родине Дим. Орая в д. Малый Пижай Сернурского района на месте дома, где родился и провёл детские годы писатель, к 100-летию со дня его рождения в 2001 году был установлен памятный камень.
На могиле Дим. Орая в саду им. С. Р. Суворова в с. Косолапово Мари-Турекского района республики после смерти писателя был установлен памятник-бюст, в 2013 году ввиду изношенности он был заменён на современный памятник.
В Сернурском и Мари-Турекском районах Марий Эл каждый год проводятся конкурс чтецов «Орайские чтения», вечера воспоминаний, тематические занятия и другие мероприятия, посвящённые Дим. Ораю.
В с. Косолапово, где жил и работал Дим. Орай и где он был похоронен, по традиции проводится праздник, посвящённый писателю и журналисту.
Награды
Медаль «За оборону Ленинграда».
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
Почётная грамота Президиума Верховного Совета Марийской АССР (1941, 1945, 1946).
________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:
Команда Кочующих
Орай // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
А. М. Александров, Г. Е. Беспалова, К. К. Васин. Дим. Орай // Писатели Марийской АССР: биобиблиографический справочник. — Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1976. — С. 219—221. — 368 с. — 5000 экз.
Г. Е. Беспалова, К. К. Васин, Г. З. Зайниев. Дим. Орай // Писатели Марийской АССР: биобиблиографический справочник / Отв. А. В. Селин. — Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1988. — С. 209—212. — 376 с. — 5000 экз.
Дим. Орай // Писатели Марий Эл: биобиблиографический справочник / Сост. А. Васинкин, В. Абукаев и др. — Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2008. — С. 456—458. — 752 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-7590-0966-5.
Орай (Богословский Дмитрий Фёдорович) // Марийская биографическая энциклопедия / Сост. В. А. Мочаев. — Йошкар-Ола: Марийский биографический центр, 2007. — С. 265. — 2032 экз. — ISBN 5-87898-357-0.
Вложение | Размер |
---|---|
54657573 (1).jpg | 27.46 КБ |
54657573 (2).jpg | 60.21 КБ |
54657573 (3).jpg | 50.99 КБ |
54657573 (4).jpg | 65.27 КБ |
54657573 (5).jpg | 36.3 КБ |
- Республика Марий Эл:
- Тэги:
- 5519 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий