Деревня Алмаметьево (моркинские татары)
На окраине Моркинского района располагается ещё одно татарское село – Алмаметьево, точнее, раньше там было несколько татарских поселений, но потом они слились в одно село.
Места здесь очень красивые – буквально рядом Вятский вал распадается на несколько гор – самых высоких точек Марий Эл. Самая большая из них – гора Чукша, именно с неё самые красивые виды в сторону Алмаметьево, Семисолы, Шоръяла и ЯдыкСолы. Лесные дали, луга и поля, речные долины – всё это живописно располагается на восток от Чукши.
С горы виден и древний тракт, что пролегал от села Морки в сторону Параньги, сейчас про эту дорогу почти забыли, но туристы знают, что именно она ведет в сторону известной деревни Визимбирь и в сторону Каменной горы!
Рядом протекает река Ировка!
школа в Алмаметьево
Точнее было указать, что это был не тракт в полном понимании слова, а дорога, связующая Царевококшайский Торговый тракт (ведущий из Казани через Морки в Царевокшайск, а потом в Царевосанчурск) и Уржумский тракт (ведущий из Казани через Параньгу в Уржум). Про историю этих двух известных трактов мы уже писали несколько статей, отметим только, что село Морки по стародавним временам было очень оживленным в плане торговли. В разгар сезона через него проходило 100, а то и 200 подвод в день. Часть торгового движения проходило в сторону Алмаметьево.
Участок дороги до Параньги был достаточно глухой и опасный, предания помнят атамана лесных разбойников – Ашнака, в честь которого было названо лесное урочище недалеко от Алмаметьево, около Шургинской горы.
вид на Алмаметьево с горы Чукша
Согласно одной из существующих легенд, деревню основал некий Элмэт или Алмамет, приезжий татарин, в первой половине XVIII века, который построил водяную мельницу. И люди селились рядом с рекой Ировка.
По другим преданиям, их рассказывали старожилы из д. Кульбаш – татары в Моркинском районе появились после подавления восстания Пугачёва. Они бежали целыми селами из нынешних Высокогорского и Зеленодольского районов РТ, чтобы избежать наказания за поддержку восставших. Движение их проходило по трактам и дорогам, ибо перемещаться в глухих лесах не было возможности.
То есть время появления тут татарских поселений можно отнести даже ко второй половине 17 века.
Край был глухой и незаселенный, и местное начальство втихую поощряло появление новых деревень, такие экономические понятия как «мзда, откаты, взятки и чёрный нал» - появились гораздо раньше пресловутой перестройки…
Отдельно отметим, что в Моркинском районе было целое поселение беглых пугачёвцев, недалеко от деревни Юрдур, там, кстати, до сих пор сохранилось древнее кладбище, где их и хоронили. По возможности расскажем и про эту страничку истории Марийского края.
Статус: деревня Алмаметьево.
Дата основания: 17 век.
Муниципальное образование: сельское поселение Семисолинское
(входит в состав муниципального образования)
Входит в: Моркинский район
Субъект Федерации: Республика Марий Эл
Подчинение: Семисолинское поселение.
Население (чел.): 377
Территория (кв.км.): 3,8
Координаты: 56°29'29"N 49°4'7"E
Код ОКАТО: 88232860002
Почтовые индексы: 425140
Телефонный код: +7 83635
Автомобильные коды: 12.
Глава сельского поселения Семисолинское: Назаров Александр Иванович
Адрес администрации: 425141, Республика Марий Эл, Моркинский район, д. Семисола, ул. Ленина, д. 1
Ближайшие города: Чебоксары, Киров, Ижевск
Алмаметьево (Кушна, Тат-Кушна), деревня
Деревня Алмаметьево расположена на берегу реки Ировка в 2 км к югу от д. Семисола. Деревню часто называют Тат-Кушня. В настоящее время в состав деревни входит и бывший населенный пункт Тат-Юрдур (Юрдур).
С юго-западной стороны до юго-восточной деревня окружена лесом. Севернее по р. Ировка находится озеро "Изер".
В центре деревне имеются два пруда - "Зур арык" и "Кечкенэ арык", что в переводе с татарского означает большой и малый пруды. Малый арык в засушливое лето почти полностью пересыхает. Большой пруд пополняется из подземных источников, поэтому вода здесь холодная. Глубина пруда составляет 7 метров. Эти два пруда разделены от реки плотиной (дамбой). Далее, вниз по реке, прибрежный участок называется "Чапар суы".
Долина реки, где в Ировку впадает родник, называется "Трашал борлыны" (болын - луга), восточнее, вверх по течению родника, на склоне горы находится колхозная пасека, а еще выше, луга - Степан корем. Участок колхозного леса от Ировки до границ гослесфонда называется "Наречке".
справа вдалеке - деревня Алмаметьево - вид с Чукши
Согласно одной из существующих легенд, деревню основал некий Элмэт или Алмамет, приезжий татарин, в первой половине XVIII века, который построил водяную мельницу. И люди селились рядом с рекой Ировка.
В 1763 году в д. Алмаметьево проживали 15 мужчин и 4 женщины. В 1782 году насчитывалось 66 человек. В 1859 году количество дворов составляло 16, проживали 45 мужчин и 46 женщин.
Население занималось сельским хозяйством, скотоводством, смолокурением. В 1810-1830 годы действовал стекольный завод. В 1872 году число домов составляло 19, селение состояло из 6 околотков, расположенных улицами. В 1895 году население составило 168 человек, по сословию крестьяне, принадлежавшие к государственным. В 1919-1921 годы в д. Алмаметьево Моркинской волости в 44 дворах проживали 378 человек, 182 мужчин и 196 женщин.
Самой старой постройкой и историческим памятником в деревне является здание мечети, построенное в начале XX века. Разрешение на строительство которого было дано Казанским губернским правлением 4 апреля 1899 года.
Первым имам-хатибом был назначен Валиулла Мункин. В дальнейшем в здании размещалась начальная школа, а до 1997 года - сельский клуб. Строительство новой мечети началось в апреле 1996 года, а 30 августа установлен минарет. Официальное открытие состоялось 2 сентября 2001 года.
1 апреля 1922 года было основано Алмаметьевское сельскохозяйственное общество "Бедняк", численностью 40 человек.
В деревне первоначально было организовано два колхоза: " Тураш" и "Ярыш". Колхоз "Тураш" организован в 1931 году, председателем которого был избран Ефремов Василий. В 1934 году организована сельхозартель "Ярыш", первым председателем которой стал Хасанов Шарифзян. В 1938 году появился первый трактор, на котором работал Хатиуллин Сагдулла.
В 1935 году организован промколхоз им. Кирова на базе колхоза "Тураш", а в 1937 году от промколхоза отделился колхоз "Интернационал", председателем которого стал СТ. Антонов.
В 1941 году в деревне появился телефон.
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. из деревни был мобилизован 51 человек, из них не вернулись - 40. Уроженец деревни Хасанов Хаким Хусаинович посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза. Во время боя уничтожил 37 вражеских солдат.
В 1949 года в составе колхоза "Ярыш" были 58 дворов, 246 человек. Имелось 14 голов крупного рогатого скота, 8 лошадей.
В 1950 году колхозы "Интернационал" и "Ярыш" объединились. Деревня вошла в состав колхоза "Интернационал". В 1959 году жители деревни входили в состав колхоза "Большевик". С 19 ноября 1970 года на территории сельсовета образован совхоз "Моркинский". После 1995 года статус данного предприятия менялся несколько раз. В ходе реформ земли совхоза были разделены на паи. В деревне имеется одно фермерское хозяйство.
Деревня была электрифицирована в конце 50-х гг. XX века, до этого времени снабжалась электроэнергией при помощи локомобиля, свет включался на несколько часов только в темное время суток. В 1957 году в деревне появилось радио.
Первая школа в деревне открылась в 1870 году. В 1919 году Алмаметьевская школа 1 ступени насчитывала 50 учащихся. В 1924 в школе обучались 23 мальчика и 25 девочек в возрасте 8-11 лет. В этом же году были организованы курсы школьных работников по ликвидации неграмотности, обучалось 7 человек. Школа также обслуживала жителей д.Тат-Юрдур и Туранча. В настоящее время школа размещена в новом здании, построенном в 1987 году.
В 1964 году в деревне появился первый телевизор. Снабжение водой производится по водопроводной сети, построенной в 1984 году. Сельский клуб размещался в здании бывшей мечети. После реконструкции клуб переведен в здание детсада.
В 1993 году был организован ВИА "Ялкын", которому в 1995 году было присвоено звание народного коллектива. Коллектив и солисты неоднократно становились лауреатами и дипломантами республиканских конкурсов татарской песни. В настоящее время в сельском доме культуры работают три творческих работника. В этом же здании находятся библиотека и медпункт.
В 2004 году в деревне имеется 151 дом, из них - 133 жилых, проживают 445 человек, из них 218 мужчин, 227 женщин, большинство татары. На улицах им. Чавайна и Дорожная проживают марийцы. Большинство жителей общаются на марийском и татарском языках.
Средний размер приусадебного земельного участка составляет около 50 соток. Население выращивает в основном картофель и другие овощи, многолетние травы, садоводство развито слабо. В своих хозяйствах содержат 136 голов крупного рогатого скота, 84 овец, 5 лошадей и домашнюю птицу.
Дороги в деревне грунтовые, единственная деревня, которая не имеет въездной дороги с твердым покрытием. В 2002 году установлена новая водонапорная башня взамен устаревших двух. Скважину пробурили в 1983 году, ее глубина составляет 63 метра, забор воды производится с глубины 37 метров, вода имеет повышенное содержание извести.
Жители пользуются привозным сжиженным газом. В 2002 году прошла волна телефонизации, на сегодня установлено 12 телефонов, до этого было всего лишь три телефона на всю деревню. Из деревни оттоко населения не наблюдается. Две семьи вернулись из Республики Узбекистан.
Жители трудятся в основном на промучастке им. Чапаева, в ООО "Леспром", "Семисола" и бюджетных учреждениях. В зависимости от сезона 7-10 человек трудятся на малом предприятии по выработке древесного угля, которое открылось в 2003 году. Часть граждан работает в поселке Морки. Временно незанятые выезжают на заработки за пределы республики.
Ежегодно традиционно в деревне проводится национальный народный праздник Сабантуй. В мечети проводятся пятничные молитвы и религиозные праздники Ураза и Курбан байрам. Марийское население посещает священные рощи, часовню в деревне Семисола и церковь в п.Морки. Погребение мусульман производится в деревне Алмаметьево, христиан - на кладбище д. Семисола, а приверженцев язычества - на кладбище в д. Большой Шоръял.
Самыми распространенными фамилиями на сегодня являются Гинатуллины, Хасановы, Садыковы. До центра сельской администрации жители добираются в основном пешком, до райцентра - на рейсовых автобусах.
ТАТАРСКАЯ КУЛЬТУРА
Вокальные студии «Ялкын» Алмаметьевского КДЦ и «Яшьлек» Тат-Чедрояльского СДК активную работу ведут по пропаганде татарских песен. Организовывают выездные концерты и в республику Татарстан. Ежегодно участвуют в республиканских мероприятиях «Рамазан», «Сабантуй». Тесно сотрудничают с Республиканским Центром татарской культуры.
________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО
Команда Кочующие.
https://aboutmari.com/
Сайт Моркинского района
https://adm-morki.ru/
История сел и деревень Республики Марий Эл. Моркинский район. 2006 г.
- Республика Марий Эл:
- Тэги:
- 8327 просмотров
Комментарии
снова про Ировку!
недалеко от деревни Алмаметьево протекает река Ировка и есть пойменные озера!
Берега Ировки в тех местах очень живописны!
вокруг сосновые боры, лиственные леса, родники, карстовые провалы!
Часть фото есть в статье про Ировку, часть скоро будет добавлена!
Отправить комментарий