Агавайрем, праздник пашни
Агавайрем – древний земледельческий праздник, посвящен божествам плодородия, земли и силам природы, имеет важное религиозное значение. Им завершается весенний цикл праздничной обрядности марийцев.
«Агавайрем» День Творения Всевышнего в создании Земной жизни. Слово «Ага» в переводе обозначает пространство, «Вайрем» - творение. Марийская философия связывает все происходящие силы c Ветром, с Облаком, с Водой.
Они находятся непрерывном в движении за счет Творца. Всевышний создатель для этого использует силы светлого Солнца, Звездного мира и Луны. Агавайрем - Творец Всевышней силы всей Вселенной. В своих объятиях является держателем благоденствия всех живых существ на космическом пространстве.
состязания и игры , праздник Агавайрем
В своей книге «Юмын йўла» автор Попов А.И. отмечает, что божество «Агавайрем» является держателем человеческих творений. Художники, кузнецы, ремесленники, вышивальщицы, писатели, поэты - создатели произведения искусств. Раньше на этом празднике выставлялись работы всех вышеназванных профессий. Меценатами обществом влиятельных людей оценивались самые лучшие работы награждались по достоинству золотыми и серебряными монетами.
В настоящее время Агавайрем проходит на Дубовой поляне в районе Сосновой рощи г.Йошкар-Олы. На открытой поляне располагаются качели и различные сооружения для проведения национальных марийских игр и ритуала для обрядовых блюд (каши, варенные яйца, квас).
Предварительно расстелив полотно на землю, возле мирового дерева «Онапу» ставят национальные блюда, которые варятся из различных видов круп, символизирующий дружбу марийского народа. Яйца, сваренные вкрутую, являются началом жизни. Хлебный квас олицетворяет могущество и народную силу.
Карт и все присутствующие на празднике обращаются к богу праздника «Агавайрем Юмо» и божествам сил природы, просят творческой энергии, силы духа, благоденствия и счастья.
После моления устраиваются различные игровые обрядовые действия с яйцами, почитаемыми как символ жизни.
Для присутствующей молодежи проводятся традиционные игры «Солык пуэн» (Давая полотенце), «Вўд йоген» (Ручеек). А самыми характерными для праздника является качание на качелях, игры возле источника воды, метание лука.
По окончании всех обрядовых игр, карт читает благодарственную молитву. В завершении праздника каждая семья уносит оставшиеся освещенные блюда домой. Так завершается праздник Агавайрем.
Локальные названия праздника
Ныр пыразнык (нижегородские марийцы),
Сабантуй (так называют Агавайрем восточные марийцы, проживающие по соседству с татарами в некоторых районах Башкортостана, Татарстана и Удмуртии).
Распространение.
Распространен у луговых, восточных марийцев, с соблюдением традиционных форм отмечается в основном марийцами северо-восточных районов РМЭ.
Отдельные группы восточных марийцев отмечают и традиционный Агавайрем, и татарский Сабантуй.
С начала 1990-х годов праздник справляется в столице РМЭ Йошкар-Оле.
Сроки и время проведения.
Агавайрем не имеет точно установленной календарной даты проведения. Его отмечают перед весенним севом, но большей частью — после него в период между летним Николиным днем (кенеж Миколо — 22 мая) и Духовым днем (Мланде шочмо кече, через 50 дней после Пасхи). Время и день праздника заранее выбираются картами, при этом желательно его проведение на новолуние.
Всемарийское моление Оно Морко Агавайрем в Республике Марий Эл (Сернурский район), завершающее празднование Агавайрема, проводится через 8 недель после Пасхи в субботу — за 6 дней до Девятой пятницы (Индеш кугарня).
Значение праздника.
Агавайрем — древний земледельческий праздник, посвящен божествам плодородия, земли и силам природы, имеет важное религиозное значение. Им завершается весенний цикл праздничной обрядности марийцев. Агавайрем прежде считался одним из почитаемых и уважаемых марийцами календарных праздников и отмечался с большой торжественностью. Приуроченный к важнейшему этапу сельскохозяйственных работ— весеннему севу, праздник представлял собой сложный комплекс обрядов, пронизанный аграрной тематикой. Основными функциями обрядов были обеспечение своевременного посева зерновых, достижение плодородия земли и содействие росту растительности, обеспечение в будущем ее обильного плодоношения.
Обряды.
В содержание праздника входят аграрно-магические обряды и коллективное моление с жертвоприношением из блинов, яиц и пива, народные увеселения. Моление проходит поэтапно — в рамках одной деревни, группы деревень и территории (мирское моление).
К Агавайрему тщательно готовятся: производят уборку дома, двора, улицы, заранее запасаются продуктами для приготовления ритуальных блюд, прежде в большом количестве набирались яйца, которые считались обязательными в праздничной обрядности Агавайрема.
В день праздника моются в бане, надевают чистую одежду, готовят обрядовые кушанья — блины, ватрушки с картофелем, сырники, вареники с творогом, варят пиво.
На моление в рощу Агавайрема или в специально отведенное место шелык выходят в нарядной одежде. Во время моления, обращаясь к богу праздника Агавайрем юмо и божествам сил природы, молящиеся во главе с картом просят у них плодородия полей, хорошей погоды для своевременного проведения весенне-полевых работ, предохранения будущего урожая от бурь и града, от вредителей, благополучия и счастья всем присутствующим.
После моления устраиваются различные магические действия с яйцами, почитаемыми как символ плодородия. Их дарят молодушкам, чтобы имели много детей, зарывают в поле, надеясь получить зерна крупными, как яйца. Дети играют, катая яйца по лубу, бросают через деревья с целью воздействия на урожайность полей. Победителям в беге, конных скачках, совершаемых после моления, вручаются вышитые полотенца и яйца. Прежде старейшины во главе с картом совершали обходы полей с волынкой, звуки которой якобы способствовали росту и увеличению урожая.
Восточные марийцы во время Агавайрема проводили в прошлом обряд изгнания злых сил сурем мужо, очищая свои жилища, селение.
На второй день праздника проводили подворный обход домов с молитвой и угощением пива. Молодежь играла в традиционные игры «Солык пуэн» (Давая полотенце), «Вуд йоген» (Ручеек) и т.д. Характерными для праздника являлись качания на качелях, игры возле источников воды.
В праздничные дни соблюдались запреты, нельзя было красить нитки, стирать белье, устраивать шум.
Агавайрем (Сабантуй) у восточных мари (Урал)
В Башкортостане после завершения посевных работ порайонно отмечается праздник Сабантуй. В переводе с татарского сабан - плуг, туй - празник, свадьба. Место проведения сабантуя называется майдан. Чаще всего это ложбина, луг, поляна, удобные для проведения состязаний, имеющие ровные, хорошо просматриваемые площадки, окруженные деревьями, кустарником. Средства для проведения сабантуя собираются у населения, так молодушки (незамужние) вышивают полотенца.
Собранные подарки от населения крепили на шест. Самое красивое полотенце расположено на самом верху. Подарки для победителей распределяли заранее. Полотенца вывешивались на шесте по красоте, качеству исполнения: самое лучшее красовалось на самом верху шеста, ниже - чуть похуже. На особых шестах выставляются полотенца и другие подарки, предназначенные для одаривания победителей скачек, победителей и участников бега и других состязаний.
В марийской интерпретации праздник называется Агавайрем. Ага-плуг, Пайрем-праздник, дословно – праздник плуга.
Отмечается этот день еще до начала посевных работ в первых числах мая. Со временем, праздник Агавайрем отмечают одновременно с сабантуйем. Многие уже забыли про само название Агавайрем, или Ага пайрем.
День праздника Агавайрем назначают заранее и ожидают как великоторжественный праздник, готовят пиво, мед, вино. Чуть свет топят баню, моются, одевают чистую одежду. Женщины пекут праздничные блюда. К полудню все выходят на поле и выносят с собой угощенье. Все принесенные кушанья ставят по порядку. Церемонией руководит карт, проводит моление, просит благополучия, здоровья, хорошего урожая, приплода скота. По окончании молитвы - угощение.
Если между пришедшими на праздник есть молодушки, вышедшие замуж после прошлогоднего Агавайрем, то они подходят одна за другой к "картам", подносят к старшему из них ковш пива и 2 яйца. Он берет яйца и кладет в кучу, а вместо их дает другие и говорит свое благословение.
После угощений - состязания в беге. Прибежавшему первым, карт дает полотенце и 10 яиц, вторым - полотенце и 5 яиц и т.д.
В день Агавайрем устраивают соревнования: бег на лошадях, борьба, лазание на шест, песни, пляски, соревнование костюмов и пр.
После состязаний все идут в деревню, где ходят из дома в дом, говорят благопожелания: "... дом ваш да будет богат, да будет в семействе вашем прибыль, да будет в хлебе вашем прибыль...", поют песни, пляшут. А в это время парни на гумне играют в яйца, сбивая их мячиками. Есть поверье, если играют в яйца, то зерна посеянного хлеба будут полны как яйца.
Земледельческий праздник Агавайрем характерен и для других нерусских народов. У мордвы - это кереть озкс, акатуй - у чуваш, у татар и башкир - сабантуй, у удмуртов - акаяшка.
______________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
https://www.mari-tyrek.ru//
Яковлев Г. Религиозые обряды черемис. Казань, 1887г.
Справочник "Марийские праздники". Калинина О.А.
https://aboutmari.com/wiki/Агавайрем
https://finugor.ru/node/14663
https://mariez.ru/tradicii-i-obryady/agavayrem
- 14593 просмотра
Комментарии
Агавайрем ото
между селом Семисола и горой Чукша - в Моркинском р-не -
есть уникальная роща Агавайрем ото,
в прошлом веке она использовалась только для празднования праздника Агавайрем,
хотя в частном порядке помолиться там можно было весь летний цикл,
так как в основном просили хорошего урожая, и за это же благодарили.
В те времена роща была известна по всему району и в соседних районах!
Местные мари никогда не пропускали моления здесь!
Сечас делаются попытки восстановить моления в этой легендарной роще!
Отправить комментарий