Усадьба Щелыково, А.Н. Островский
Щелыково (полное название государственный мемориальный и природный музей-заповедник А. Н. Островского «Щелыково») — музей-заповедник в Костромской области.
Усадьба расположена вблизи села Щелыково, в 120 км к востоку от Костромы в Островском районе Костромской области и в 15 км к северу от реки Волги и города Кинешмы Ивановской области.
В старину Щелыково называлось пустошь Шалыково. С XVII века оно принадлежало роду Кутузовых. В XVIII столетии Щелыково стало известным благодаря предводителю костромского дворянства отставному генералу Ф. М. Кутузову, который построил здесь большой каменный дом, службы, оранжереи, создал большой ландшафтный парк. По его заказу в соседнем селе Бережки выдающийся архитектор С. А. Воротилов построил храм св. Николая.
САМЫЕ КРАСИВЫЕ УСАДЬБЫ В РОССИИ - ТУТ!
МЕСТА СИЛЫ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
РОДНИКИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ПОЧИТАЕМЫЕ КАМНИ И МЕГАЛИТЫ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
КЛАДЫ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
В 1770-е годы кутузовский дом сгорел, и более на этом месте не восстанавливался. Его остатки можно было видеть в усадебном парке ещё в конце XIX столетия. На месте сгоревшего дома был сооружён большой парковый павильон, простоявший до 1820-х годов. Новый господский дом Ф. М. Кутузов выстроил на берегу речки Куекши, но река неожиданно изменила русло, и дом оказался на острове. Из-за постоянной сырости жить в нём оказалось невозможно.
Ф. М. Кутузов скончался в 1801 году. В 1813 году его обширное наследство было разделено между тремя его дочерьми. Щелыково досталось П. Ф. Кутузовой, а по её смерти в 1825 год усадьба перешла другой сестре — В. Ф. Сипягиной, урождённой Кутузовой. Её сын, А. Е. Сипягин, промотал имение, и в 1847 году Щелыково было куплено с торгов отцом писателя Николаем Фёдоровичем Островским.
Усадьба в то время состояла из главного здания («Старый дом») и трёх флигелей, в которых размещались дворовые люди. Также имелись и все необходимые подсобные помещения: большой каменный конный двор, двухэтажный амбар, кормовой сарай, мякинник, три погреба, баня, каменная кузница и т. д.
Щелыково и А. Н. Островский
Впервые А. Н. Островский посетил Щелыково 1 мая 1848 года, оставив запись в дневнике:
С первого разу оно мне не понравилось…
Нынче поутру ходили осматривать места для дичи. Места удивительные. Дичи пропасть. Щелыково мне вчера не показалось, вероятно, потому, что я построил себе прежде в воображении своё Щелыково. Сегодня я рассмотрел его, и настоящее Щелыково настолько лучше воображаемого, насколько природа лучше мечты. <…>
Что за реки, что за горы, что за леса!.. Если бы этот уезд был подле Москвы или Петербурга, он бы давно превратился в бесконечный парк, его бы сравнивали с лучшими местами Швейцарии и Италии.
После смерти отца в 1853 году права на усадьбу перешли к его жене Эмилии Андреевне, которая не смогла содержать хозяйство усадьбы на должном уровне. Из доходного, растущего поместья, каким оно было при Николае Фёдоровиче, Щелыково постепенно сокращалось и превращалось в запущенное, крепостные крестьяне были распущены.
В 1867 году Александр Николаевич вместе с братом Михаилом Николаевичем выкупили у мачехи отцовское имение за 7357 рублей 50 копеек в рассрочку на три года и привели его в порядок. С этого времени драматург проводит здесь по 4-5 месяцев. Щелыково стало главным местом вдохновения А. Н. Островского, здесь он работал над пьесами «Гроза», «Лес», «Волки и овцы», «Бесприданница», «Снегурочка» («Снегурочку» драматург писал в Москве, но обдумывал свой замысел, находясь в Щелыкове).
Весь… важнейший подготовительный процесс задуманной пьесы протекал обыкновенно у Александра Николаевича во время летнего отдыха в его любимом Щелыкове. Там, пока Александр Николаевич часами сидел на берегу реки, с удочкой в руке, пьеса вынашивалась, тщательно обдумывалась и передумывались её мельчайшие подробности…
— Из воспоминаний брата писателя П. Н. Островского:
Для брата, совладельца усадьбы М. Н. Островского был построен дом, впоследствии получивший название «гостевой», поскольку Михаил Николаевич приезжал в Щелыково нечасто, и в этом доме часто поселяли гостей (не сохранился). Кроме родных братьев М. Н. Островского и С. Н. Островского, частыми гостями были также единокровные братья Андрей и Пётр и сёстры Надежда и Мария. В дни именин хозяина усадьбы и членов его семьи устраивались театральные постановки, а дом и парк украшались иллюминацией.
Поначалу, в первые годы своего пребывания в Щелыково, А. Н. Островский с энтузиазмом окунулся в хозяйственную жизнь усадьбы. Он выписывал новые семена, племенных животных, приобретал сельскохозяйственную технику. Всё это делалось в надежде на то, что доходы от хозяйственной деятельности позволят не так сильно зависеть от гонораров за пьесы — денег драматургу не хватало. Но реальность оказалась не столь радужной: мало что смыслящий в сельском хозяйстве А. Н. Островский ежегодно либо оказывался в убытке, либо, при более удачном стечении обстоятельств, обнаруживал, что заработать удалось ровно столько, сколько было вложено собственных средств. И А. Н. Островский вскоре охладел к фермерским занятиям, переложив большую часть хозяйственных забот на свою супругу, а позднее — на управляющего. С местными крестьянами человеколюбивый А. Н. Островский жил в согласии (как представлялось самому драматургу), но в сентябре 1884 г., незадолго до отъезда Островских в Москву, кто-то в семи местах поджёг хозяйское гумно, где к тому времени скопилось 30000 снопов хлеба.
Расчёт поджигателей был на то, что при ветре огонь перекинется и на дом Островских. Ветер, к счастью, утих, дом уцелел, но А. Н. Островский был так потрясён вестью о преднамеренности поджога, что это сказалось на его здоровье. В письме к своей знакомой он позднее написал: «Я долгое время весь дрожал, у меня тряслись руки и голова, кроме того, совершенное отсутствие сна и отвращение к пище. Я не мог не только писать, но даже двух мыслей не мог связать в голове. Я и теперь ещё не совсем оправился и более часу или двух в сутки работать не могу». В последующем, до самой смерти, у драматурга дрожали руки и тряслась голова — он так и не смог оправиться от пережитого потрясения. И прожил после случившегося недолго.
В Щелыково, в своём рабочем кабинете, А. Н. Островский скончался 2 (14) июня 1886 г. и был похоронен на погосте Никольской церкви в Бережках.
Щелыковская летопись до 1918 г.
XVII в. В писцовых книгах впервые встречается упоминание ненаселённой «Шалыковской пустоши».
Конец XVII в. Возникает усадьба «Шалыки» помещика Ивана Матвеевича Куломзина.
Его вдова, Евдокия Афанасьевна, третьим браком сочеталась со стольником Михаилом Васильевичем Кутузовым и передала усадьбу в Кутузовский род.
1719 г. Первое упоминание усадьбы «Щелыково» во владении Ф.М. Кутузова (I).
Кутузов Фёдор Михайлович - капитан лейб-гвардии Преображенского полка.
1740-е г.г. «Щелыково» переходит по наследству во владение И.Ф. Кутузова.
Кутузов Иван Фёдорович – сын Ф.М. Кутузова (I), служил в Лейб-гвардии Преображенском полку, имел чин бригадира, а по отставке, в статской службе, чин статского советника.
Усадебный дом – каменный, с колоннами, был окружён с 3-х сторон глубокими оврагами. Постройки усадьбы тоже были каменные (конюшни, псарня, павильоны, гроты)
Начало 1770-х г.г. Усадебный каменный дом сгорел. Как временный построен двухэтажный деревянный дом.
1775 г. «Щелыково» переходит по наследству во владение Ф.М. Кутузова (II), племянника И.Ф. Кутузова.
Кутузов Фёдор Михайлович (II) - генерал-майор, кавалер ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия IV класса. С 1788 г. по 1801 г. Костромской губернский предводитель дворянства.
Построена церковь Святителя Николая Чудотворца, каменный дом на острове р. Куекша.
Начало XIX в. После смерти Ф.М. Кутузова (II) Щелыково переходит по наследству его дочерям – Прасковье и Варваре.
Кутузова Прасковья Фёдоровна – умерла девицей, оставив свою часть наследства сыну Варвары Фёдоровны.
Кутузова Варвара Фёдоровна – была замужем за Егором Григорьевичем Сипягиным, штабс-капитаном, галичским уездным предводителем дворянства.
1816 г. Пожар, сильно опустошивший Щелыково.
1820-е г.г. Разобран каменный дом на р. Куекша. Запустел парк. Последние хозяева жили в Галичском уезде. Щелыковская усадьба пришла в упадок.
1830-е г.г. Щелыково находится во владении последнего представителя рода Кутузовых – А.Е. Сипягина.
Сипягин Александр Егорович – служил мелким чиновником присутственного места. После смерти матери состояние пустил по ветру. Имение Щелыково было заложено и перезаложено им в Московском Опекунском совете. За злоупотребления по службе и мошенничество был судим, лишён дворянства и сослан в Сибирь.
1847 г. Усадьба Щелыково была продана за долги с аукциона и куплена Н.Ф. Островским.
Островский Николай Фёдорович – закончил Костромскую духовную семинарию и Московскую духовную академию. Затем вышел в гражданское сословие, занимался адвокатской деятельностью, получил дворянство. В Щелыковской усадьбе жил постоянно. Усадьба процветала, приносила хороший доход.
1848 г. Первый приезд в Щелыково Александра Николаевича Островского.
1853 г. Щелыково по наследству переходит к Э.А. Островской.
Островская Эмилия Андреевна (урождённая Фон Тессин) – вторая жена Н.Ф. Островского, мачеха драматурга. Эмилия Андреевна уехала на постоянное жительство в Москву. Имение постепенно перестаёт приносить доход.
1867 г. Э.А. Островская продаёт Щелыково братьям А.Н. и М.Н. Островским.
Островский Михаил Николаевич – брат драматурга, известный сановник, Министр государственных имуществ.
С 1867 года Александр Николаевич Островский ежегодно приезжает в Щелыково с женой Марией Васильевной и детьми: Александром, Михаилом, Марией, Сергеем, Любовью и Николаем.
Начало1870-х г.г. Близ мемориального дома А.Н. Островским построен флигель – «Гостевой дом»
1886 г. Александр Николаевич Островский скончался. Похоронен близ усадебной церкви св. Николая Чудотворца в фамильном склепе. Часть имения, принадлежавшая А.Н. Островскому, переходит по наследству М.В. Островской.
Островская Мария Васильевна (урожденная Бахметьева) – жена драматурга, в прошлом - актриса Малого театра.
1901 г. Скончался Михаил Николаевич Островский. Принадлежавшая ему часть имения Щелыково переходит по наследству М.А. Островской. Произведён раздел имения.
Островская Мария Александровна – старшая дочь драматурга, в замужестве – Шателен, литератор, художник.
1902 г. Закладывается усадьба Шателенов, получившая в дальнейшем название «Новая усадьба».
1903 г. В новой усадьбе из разобранного Гостевого дома по проекту М.А. Островской-Шателен построен «Голубой дом».
1906 г. Скончалась Мария Васильевна Островская, похоронена рядом с мужем. «Старая усадьба» по завещанию перешла к С.А. Островскому.
Островский Сергей Александрович – сын драматурга, камер-юнкер Высочайшего Двора, статский советник.
1913 г. Скончалась М.А. Шателен. «Новая усадьба» перешла во владение М.А. Шателена.
Шателен Михаил Андреевич – зять драматурга, действительный статский советник, из дворян, по профессии - энергетик.
1914 г. Известие о первой мировой войне застало всю семью в Щелыкове как в старой, так и в новой усадьбе. Сергей Александрович Островский, офицер запаса, был призван в армию. Михаил Андреевич Шателен с дочерью ушли на фронт добровольцами. Усадебные дома заколотили. Управляющим обеих усадеб служит Николай Николаевич Любимов.
В таком виде застала Щелыково революция 1917 года.
1918 г. В доме А.Н. Островского расположился волостной совет, затем – детский приют. Усадьбу Шателенов отдали под коммуну Кинешемской фабрики № 2, преобразованную вскоре в совхоз той же фабрики.
Объекты музея-заповедника:
Мемориальный парк в усадьбе А. Н. Островского «Щелыково»
Дом-музей А. Н. Островского («Старый дом»)
Мемориальный парк
Никольская церковь в Бережках и семейный некрополь Островских
Дом Соболева
Голубой дом
Литературно-театральный музей
Дом А.Н. Островского
Дом А.Н. Островского – сердце музея-заповедника.
Именно в этом доме жил А.Н. Островский, приезжая в усадьбу на лето. Впервые посетив Щелыково, драматург с восхищением отзывается о доме, отмечая, что он «удивительно хорош как снаружи оригинальностью архитектуры, так и внутри удобством помещений».
Выстроенный в стиле классицизма на высоком кирпичном цоколе, деревянный дом цвета дикого камня под красной крышей, изящно контрастирует с белыми колоннами и балюстрадами террас. Здание одноэтажное, по северной стороне которого расположен антресольный этаж, поэтому с севера дом выглядит двухэтажным. На северном фасаде два крыльца и открытая терраса между ними. На южном – крытая терраса с двумя лестницами в парк.
На первом этаже – анфилада комнат, в которых размещена мемориальная экспозиция, воссоздающая обстановку дома в последние годы жизни драматурга. Здесь немало подлинных предметов, особо ценные среди них - личные вещи Островского и его семьи.
Первая комната анфилады – столовая. В былые времена здесь, за большим обеденным столом-сороконожкой у тульского самовара, собиралась семья Островского и его многочисленные гости. Многое здесь напоминает о радушии и гостеприимстве хозяев.
В уютной гостиной – старинное фортепиано. Под его аккомпанемент нередко пела Мария Васильевна, жена Островского, актриса московского Малого театра. В погожие дни дружеские беседы переносились на южную террасу, с которой открывался дивный вид на окрестности. Здесь же иногда разыгрывались любительские спектакли по пьесам А.Н. Островского.
Просторный и светлый кабинет хозяина создает ощущение присутствия его творческой личности. За письменным столом драматург работал, не покладая рук. За работой он и скончался. На столе – книги, словари и авторские рукописи. Стены кабинета украшают деревянные ажурные рамки, мастерски выпиленные самим драматургом, фотоснимки родных Островского и его друзей, актёров и писателей.
По соседству с кабинетом – комната жены драматурга. На стенах – фотографии жены драматурга и их шестерых детей. Драматург необычайно любил своих детей, гордился ими, уделял особое внимание их воспитанию и образованию. Мария Васильевна, оставив актёрскую деятельность, всецело отдала себя заботе о семье и доме.
Одну из комнат дома занимает библиотека. Собранные книги отражают широкий кругозор А.Н. Островского: здесь и драматургия, и творчество современных ему прозаиков, и книги по фольклору, истории, сельскому хозяйству, и периодика. В библиотеке есть книги и журналы и на иностранных языках, которыми драматург хорошо владел.
В антресольном этаже дома располагались детские комнаты. Сейчас в двух комнатах – выставка «Гостиная А.А. Яблочкиной», где представлены подлинные предметы, принадлежавшие знаменитой актрисе Малого театра.
Музей производит впечатление обжитого уютного дома: обои, воссозданные по подлинным образцам 1847 года, некрашеные полы с домоткаными дорожками, белые изразцовые печи, комнатные цветы… Особый усадебный уют, милые детали интерьера, дух старины – дом никого не оставляет равнодушным, позволяя посетителям лучше понять личность Островского и его творчество.
Никольская церковь и семейный некрополь Островских в БережкахВозведение храма св. Николая в Бережках связывается с обетом, данным первым владельцем Щелыкова Ф. М. Кутузовым во время жестокого шторма в Эгейском море, когда тот командовал батальоном в составе средиземноморской эскадры графа А. Г. Орлова-Чесменского.
Двухэтажная каменная Никольская церковь была построена на месте деревянной. Авторство проекта обычно приписывается видному костромскому зодчему С. А. Воротилову. Храм строился в течение 10 лет и был освящен в 1792 году.
Внешний вид церкви очень гармоничен: она удачно «вписана» в окружающую природу и имеет стройные и строгие формы. Как во внешнем виде, так и во внутреннем убранстве храма проявляется эклектика стилей барокко и классицизма. Верхний летний храм отличается пышностью: богатый резной иконостас, яркая роспись стен и потолка в западноевропейских традициях с элементами масонской и морской символики. Зимний храм скромный, в нём отсутствуют настенные росписи, а собранные в храме иконы несут в себе традицию православной иконописи.
Кладбище при церкви окружено кирпичной оградой с восточными и западными воротами. Здесь, с южной стороны храма, в общей невысокой кованой ограде находится семейный некрополь Островских. Рядом с могилой драматурга похоронены его отец — Николай Фёдорович Островский, жена — Мария Васильевна Островская, дочь — Мария Александровна Шателен.
Храм св. Николая находится в совместном владении музея-заповедника «Щелыково» и Костромской епархии, является памятником федерального значения, охраняется государством. В настоящее время находится на реставрации.
Летом 2010 года широкий резонанс получила история, связанная с затянувшимися реставрационными работами на кладбище, в ходе которых прах А. Н. Островского и его родных несколько месяцев оставался непогребённым.
Санаторий
После смерти писателя имение Щелыково стало местом отдыха актёров московского Малого театра. С 1928 г. «Старый дом» Островского стал официально считаться домом отдыха при театре.
В 1970 г. в Щелыково был основан Дом творчества Всероссийского театрального общества. Интересно, что три жилых корпуса названы в честь героев произведений А. Н. Островского «Снегурочка», «Берендей» и «Мизгирь». В настоящее время действуют санаторий, детский оздоровительный лагерь, местное театральное общество.
Голубой дом
В начале XX века в Щелыкове появляется новая усадьба, что нехарактерно для русской усадебной культуры того времени. Устроенная дочерью драматурга М.А. Островской-Шателен, усадьба стала еще одной достопримечательностью Щелыкова, а со временем превратилась в редкий памятник усадебной культуры и садово-паркового строительства этого периода.
Центр новой усадьбы – Голубой дом, построенный в 1903 году из разобранного гостевого дома по собственному проекту Марии Александровны. Двухэтажный, бревенчатый, не обшитый ни внутри, ни снаружи, с фигурными наличниками на окнах и такими же балюстрадами террас, балконов и крылец, дом выполнен в стиле модерн. Впоследствии дом был выкрашен в голубой цвет, а его декоративное оформление – в белый.
После революции судьба пощадила эти «обетованные места». Значительную роль в этом сыграло положение зятя А.Н. Островского М.А. Шателена (одного из авторов плана ГОЭЛРО). Щелыково было передано Наркомпросу с целью организации музея.
Дальнейшая судьба усадьбы на протяжении многих десятилетий связана с Малым театром и Союзом театральных деятелей России. С 1928 года сюда ежегодно приезжали известные актёры: Вера Пашенная, Варвара Рыжова, Евдокия Турчанинова, актёры из династии Садовских, Михаил Царёв, Сергей Юрский, Никита Подгорный и многие другие.
В 2001 году Голубой дом был отреставрирован. В нём открылся культурно-образовательный центр с видеозалом, литературно-музыкальной гостиной, замечательной библиотекой с уютным читальным залом. Здесь же расположена касса музея. С Голубого дома начинаются экскурсии по музею, а в зимний период здесь открыты резиденция и мастерская Снегурочки.
Литературно-театральный музей
В 1973 году,в год 150-летнего юбилея со дня рождения А.Н. Островского, был открыт литературно-театральный музей. Целью его создания стало знакомство посетителей с творческим наследием драматурга. За 40 с лишним лет существования музея в нем сменились десятки экспозиций и выставок.
В настоящее время в музее действуют три стационарные выставки:
«Театр А.Н. Островского» знакомит посетителей с личностью драматурга в ее развитии, реалиями современной ему жизни, его окружением. Здесь представлены личные вещи писателя, предметы быта, живописные портреты современников Островского, журналы XIX века, где впервые были опубликованы его произведения.
Представлена сценическая история пьес А.Н. Островского, постановки XIX-XX веков. Посетители могут увидеть работы театральных художников: эскизы костюмов и декораций, макеты к спектаклям. Важное место в экспозиции занимают пьесы, над которыми Островский работал в Щелыкове, и шедевры его литературного творчества: «Гроза» и «Бесприданница».
«Сказочный мир Снегурочки» раскрывает роль пьесы А.Н. Островского в формировании всеми любимого новогоднего персонажа.
Сказка драматурга о Снегурочке, юной дочери Мороза и Весны, неразрывно связана со щелыковскими реалиями. Могучая природа, колоритные крестьяне, праздничные гуляния, народные сказки, песни и предания непосредственно повлияли на замысел А.Н. Островского.
Сценическая судьба «Снегурочки» была непростой. Ее постановка оказалась слишком сложна для драматической сцены. Самой известной считается постановка К.С. Станиславского 1900 г. Пьеса вдохновила композиторов. Музыку к «Снегурочке» написали П.И. Чайковский и Н.А. Римский-Корсаков.
Сказка пришлась по вкусу и деятелям кинематографа. В 50-е годы вышел мультфильм режиссера и художника И.П. Иванова-Вано, в 1968 году режиссер П.П. Кадочников снял полнометражный художественный фильм, в 2006 году, художник-режиссер М.В. Курчевская создала еще один мультфильм про Снегурочку. На выставке можно увидеть фотографии, эскизы декораций и макеты к этим фильмам.
«Поэтика усадебной жизни» – предоставляет возможность погрузиться в духовный мир наших предков, в атмосферу и быт XVIII – начала XX века, ощутить себя наследниками богатой культурной традиции.
На выставке представлены подлинные материалы из жизни трех провинциальных усадеб: усадьбы рода Чалеевых – Готовцево, усадьбы Покровское, которой во времена А.Н. Островского владела помещица Н.Н. Молчанова и Новой усадьбы в Щелыкове, построенной при непосредственном участии дочери драматурга М.А. Островской-Шателен в начале XX века, в то самое время, которое принято считать закатом усадебной культуры.
Кроме постоянных экспозиций в литературно-театральном музее регулярно открываются временные выставки по различной тематике, в том числе выставки выдающихся деятелей культуры и искусства, приезжающих на отдых в Щелыково.
"Дом Соболева"
Село Николо-Бережки непосредственно связано с семьей Островских на протяжении нескольких поколений. Дорога к нему от усадьбы проходит через глубокий живописный овраг с деревянными лестницами и мостиком.
А.Н. Островский часто бывал в Николо-Бережках. Он прикипел сердцем к этому тихому и уединенному селению не только потому, что здесь похоронен его отец. Известен глубинный интерес писателя к народной культуре и языку. Александр Николаевич душевно и непринужденно общался с селянами, заводил среди них хороших знакомых и друзей. Таким другом был и Иван Викторович Соболев, замечательный столяр-краснодеревщик.
И.В. Соболев, из бывших крепостных крестьян, стал искусным мастером, самостоятельно обучившись столярному ремеслу. После 1861 года он поселился в Николо-Бережках, поставив избу поодаль от домов церковного причта. Расположенный на околице, дом первым встречает прохожих, эффектно начиная перспективу короткой улицы с вековыми березами и белой церковью. Сам дом – заурядный крестьянский, с двускатной деревянной крышей, простенькими белыми резными наличниками небольших окон – естественно вписывается в окружающий пейзаж.
Соболев часто бывал у Островских, изготавливал мебель по их заказам, ремонтировал ее и даже учил Островского столярному делу.
В настоящее время в доме Соболева размещена этнографическая экспозиция «Быт и традиции наших предков», на которой представлены промыслы, ремесла, быт и традиции крестьян XIX века, характерные для наших мест. Многие из представленных предметов были собраны во время этнографических экспедиций, проходивших на протяжении нескольких десятилетий.
Побывав в этом небольшом уютном музее, многое можно узнать о народной жизни, выпить чай со сбором целебных трав, поучаствовать в традиционных обрядах и праздниках.
Мемориальный парк
Щелыково расположено на высоком левом берегу реки Куекши, изрезанном многочисленными живописными оврагами. По традиции усадебный дом окружен парком, с вековыми соснами, берёзовыми, еловыми и липовыми аллеями, по которым «читается» история его развития на протяжении более двух веков.
Усадебный парк был заложен первыми владельцами Щелыкова Кутузовыми в середине XVIII века. От того времени сохранились лишь немногочисленные уголки парка: пруд с островком, пруд-садок и элементы регулярной планировки с южной стороны усадебного дома.
В формирование усадебного парка внесли свою лепту и три поколения семьи Островских. По сей день здесь стоят деревья, посаженные отцом драматурга Николаем Фёдоровичем, самим писателем и его братом Михаилом, а также детьми А.Н. Островского.
При Островских пейзажный парк с элементами регулярной планировки делился на «Верхний» и «Нижний». Нижним парком называли территорию по южному склону от усадебного дома. Верхний парк расположен вокруг усадебного дома, западная его часть при братьях Островских получила название «Парк Овражки».
Братья Островские постоянно заботились о парке: прокладывали там грунтовые дорожки, в самых красивых местах ставили скамейки, разбивали клумбы, на крутых склонах устраивали «дерновые диваны». По проекту архитектора С. Елагина из Москвы были возведены беседки и «горбатые» мостики. Одну из беседок, двухэтажную, дети Островского называли «Снегурочкиной»: именно здесь писатель обдумывал свою знаменитую сказку.
Александр Николаевич любил цветы. Усадебный дом буквально утопал в зелени, южная сторона и терраса были увиты диким виноградом. Цветочные клумбы окружали дом с трёх сторон. Растения подбирались согласно моде и вкусу владельца имения: разноцветные флоксы, астры, георгины, душистые пионы, лилии, петунии, анютины глазки, настурции. Все эти виды и сейчас служат обрамлением усадебного дома.
Разнообразные перспективы и виды, восхитительные панорамные пейзажи, которыми в былые времена любовался Александр Николаевич, и сегодня волнуют душу, радуют глаз. Излюбленным местом гостей Щелыкова и по сей день остаётся обрыв, где во времена Островского располагался Гостевой дом. Открывающийся отсюда великолепный по своей красоте многоплановый вид на заливной луг, пойму извилистой речки Куекши и пруд с островком – главное украшение парка.
Насаждения парка и окружающие его естественные леса, органично сливаются в единый ансамбль, придавая особую привлекательность и живописность щелыковским пейзажам. Пение птиц, суета любопытных белок, ароматы цветов летом, девственно чистый снег, морозное кружево спящих берез, снежные шапки сосен и елей зимой, как и во времена А.Н. Островского, продолжают радовать гостей Щелыкова.
Парк "Овражки"
К западу от усадебного дома, раскинулся «Верхний» парк. Он перерезан сетью глубоких оврагов, покрытых густым естественным лесом. Во времена Николая Фёдоровича Островского западная часть парка представляла собой первозданный лес, тянувшийся до реки, вдоль берега которой протоптана тропинка. По ней семья ходила в церковь, в погост Николо-Бережки, чтобы избежать переходов через глубокие овраги.
Нижний парк
Нижним парком в семье Островских называли территорию по южному склону от усадебного дома. Западной границей парка являлся прогон для скота и аллея, ведущая к купальне, на севере – край откоса площадки перед домом и берёзовая аллея от «старого» дома к Гостевому, на востоке парк тянулся по склону в сторону Гостевого дома и был ограничен забором.
Аллеи усадебного парка
Аллеи - неотъемлемый атрибут русского сада. Они не требовали сложного ухода и были прекрасно приспособлены для прогулок и дружеского общения.
Традиционно аллеи высаживали при въезде в усадьбу, оформляли берега прудов, защищали ими от ветров фруктовые сады, порой устраивали на просеках, превращая в парк участки леса. Часто аллеи выводили за границы парка, на просторы окрестных лугов и полей. Контраст тенистого свода с ярко освещенными далями создавал ощущение камерности собственной усадьбы.
Липы в щелыковской усадьбе
На южном склоне вблизи усадебного дома растут липы-старожилы. Начинаясь у средней части лестницы, от небольшой площадки в обе стороны отходят дорожки, обсаженные липами (липовая аллея). Они дугообразно плавно спускаются вниз на запад и восток по склону на соединение с дорожкой у низа лестницы. Чуть выше этой аллеи высажен липовый ряд.
Берёзы в щелыковской усадьбе
Берёза – типичная порода, культивируемая в усадьбах во второй половине XIX - начале XX века. Более половины берёз в щелыковской усадьбе искусственного происхождения: обсадка Красного двора, аллея к Гостевому дому, посадки по границе Нижнего парка, а в начале XX века – большая берёзовая аллея и берёзовый клин у Голубого дома.
Ели в щелыковской усадьбе
Западной границей Нижнего парка считалась дорожка к реке Куекше, ведущая к купальне. Одна сторона её (восточная) была засажена берёзами, другая (западная) - елями.
Начинаясь от липовой аллеи на склоне у дома, деревья ели обыкновенной были посажены через 3м, а в приречной части шли сближенными в ряду группами по 2-5 деревьев с промежутками 3-5 метров для раскрытия вида на долину реки и её живописные береговые пейзажи. Некоторые деревья этой «аллеи» имеют возраст 130-150 лет.
Душистые кустарники в щелыковской усадьбе
К концу XIX века в парках дворянских усадеб особую популярность приобрели душистые кустарники: сирень, акация, жимолость, ирга, боярышник и т.д. Александр Николаевич, как большой любитель цветов, также украшал свой сад цветущими ароматными растениями.
Цветники в щелыковской усадьбе
Сад в Щелыкове, примыкая к дому, служил естественным переходом от архитектуры к природе. В бытность Островских, когда липы в аллее на южном склоне регулярно подстригались, сад был залит солнцем.
Цветник - едва ли не самый важный и распространённый элемент русского сада, непременный спутник усадебного дома. При разбивке цветников Островские следовали правилу: сажать цветы вблизи дома, чтобы из окон можно было любоваться ими, а дивный цветочный аромат проникал бы в комнаты.
Плодовый сад в щелыковской усадьбе
В 60-80-е годы XIX века в России всё заметнее стала проявляться тенденция к замене чисто декоративных представительных усадебных парков так называемыми экономическими садами, имевшими хозяйственное назначение. При создании «экономического» сада хозяин редко следовал какой-то наперёд задуманной схеме и больше полагался на своё разумение. Основную площадь при этом занимали различные плодовые насаждения.
Пихтовый круг в усадьбе «Щелыково»
К господскому дому непременно вела подъездная аллея, завершающаяся, как правило, объездным кругом. К нему выходил парадный фасад барского жилища.
В усадьбе «Щелыково» и ныне существует объездной круг - типичный элемент оформления усадеб периода второй половины XIX - начала XX века. Он расположен с северной стороны дома Островских.
СХЕМА ПАРКА-ЗАПОВЕДНИКА
-----------------------------
1
Мемориальный дом-усадьба А.Н. Островского
2
Памятник А.Н. Островскому
3
Лестница и нижняя беседка
4
Голубой дом
5
Двухэтажная беседка Островского
6
Литературно-театральный музей
7
Пруд с островком
8
Церковь и некрополь Островских в Бережках
9
Музей народного быта "Дом Соболева" в Бережках
10
Административный корпус санатория
11
Жилые корпуса санатория
12
Лечебный корпус санатоия "Шале"
13
Голубой ключик
Как доехать, где находится, контакты:
Адрес:
157925, Костромская область, Островский район, п/о Щелыково
E-mail:
schelykovo@mail.ru
Директор:
Орлова Галина Игоревна.
Тел.: 8 (49438) 23-253
Зам. директора:
Тугарина Нина Семёновна.
Тел.: 8 (49438) 23-244
Главный хранитель:
Дьяченко Евгения Михайловна.
Тел./факс: 8 (49438) 23-193
Секретарь директора:
Смирнова Лариса Константиновна.
Тел./факс: 8 (49438) 23-117
Экскурсионный отдел:
Тел./факс: 8 (49438) 23-245
Бухгалтерия:
Тел./факс: 8 (49438) 23-149
Транспорт:
От г. Костромы:
автобусы : «Кострома – Заволжск»; «Кострома – Островское», далее автобусом «Островское – Кинешма».
От г. Кинешмы Ивановской области:
автобусы: «Кинешма – Островское», «Кинешма – Кострома».
Дополнительная информация:
на территории музея-заповедника находится
Санаторий "Щелыково" СТД РФ.
Телефоны:
Приёмная: 8 (49438) 23 148;
Администратор: 8 (49438) 23 252
Памятные даты и ежегодные мероприятия
14 июня — День памяти А. Н. Островского.
Ежегодные «Щелыковские чтения» в сентябре
А.Н. Островский в Щелыкове
Александр Николаевич Островский впервые посетил Щелыково в возрасте 25 лет. Тогда, в мае 1848 года, имение принадлежало отцу Островского, а сам писатель приехал сюда провести отпуск и был очарован усадьбой. В дневнике драматурга появляется восторженная запись: «Что за реки, что за горы, что за леса!… Если бы этот уезд был подле Москвы или Петербурга, он бы давно превратился в бесконечный парк, его бы сравнивали с лучшими местами Швейцарии и Италии».
Островскому бесконечно нравится всё: и природа, и водящиеся здесь в изобилии зверье и рыба, и местные жители, о которых он отзывается «земляки мои возлюбленные», и красивый, удобный дом. Со временем чувство восторга писателя к этому краю не исчезло, более того – переросло в глубокую привязанность.
А.Н. Островский становится частым гостем Щелыкова, а в 1868 году, уже после смерти отца, вместе с братом Михаилом выкупает поместье у своей мачехи Э.А. Островской. Вот как отзывается он об этом в письме к другу: «Мы с братом купили … наше великолепное Щелыково; вот мне приют…». С той поры писатель регулярно приезжает сюда со своей семьёй и живёт в Щелыкове три-пять месяцев в году.
Будучи стеснённым в средствах, Островский надеется поправить своё материальное положение, занявшись хозяйством. Он серьёзно берётся за новые для себя дела: ремонтирует постройки, сооружает маслобойню, обзаводится сельскохозяйственной техникой, покупает семена, разводит породистый скот…. Стремясь освоить новую область знаний, драматург читает издания о сельском хозяйстве: «Земледельческую газету», «Сельское благоустройство» и т.п.
Однако имение так и не смогло обеспечить большого дохода. Радость писателю приносили только сад и огород. Выращенные в усадьбе овощи, ягоды, тепличные артишоки, арбузы и дыни были хорошим подспорьем для большого семейства Островских. Урожай собственного сада-огорода также служил угощением для многочисленных гостей усадьбы. Несколько охладев к сельскому хозяйству, драматург поручает заниматься имением жене Марии Васильевне и управляющему.
Жизнь в усадьбе шла на пользу писателю. Здесь он восстанавливал силы, поправлял здоровье. Так, Островский писал: «Приехал я сюда в очень незавидном положении…. Теперь, благодаря хорошему воздуху, а главное, купанью, я чувствую себя свежее». Отдыхая в Щелыкове, драматург любил гулять по окрестностям, охотиться, собирать грибы и ягоды и, конечно, рыбачить. Рыбалка была страстью Островского: ужение в реке Куекше, ловля острогой в Сендеге, а иногда, в составе большой компании, - неводом на Мере. Писатель знал все тонкости рыболовства и почти всегда возвращался домой с уловом. Отдыхал Островский и за столярным верстаком: выпиливал лобзиком тонкие ажурные рамки, мастерил шкатулки, изготавливал ножи для разрезания бумаг…
Радушный Островский, любивший общение с друзьями, страстно желает поделиться с ними впечатлениями от своей щелыковской усадьбы и настойчиво зовёт их в гости: «У нас такой обычай: чем больше гостей и чем дольше гостят они, тем лучше». Друзья же с удовольствием принимают его предложение. Неудивительно, что чаще прочих в Щелыкове гостили артисты. Здесь бывали актёры московского Малого театра Михаил и Ольга Садовские, Николай Музиль, Надежда Никулина, а также артисты петербургского Александринского театра Иван Горбунов и Фёдор Бурдин, провинциальный актёр Константин Загорский. Приезжали в Щелыково и писатели Егор Дриянский и Сергей Максимов, и драматурги Пётр Невежин и Николай Соловьёв, и композитор, профессор Московской консерватории, Владимир Кашперов. По семейным преданиям, в Щелыкове бывал поэт Николай Некрасов.
Гостям отводился для проживания целый дом, который так и называли «гостевым». Этот небольшой деревянный дом мезонином строился для брата Островского Михаила Николаевича, совладельца усадьбы. Однако брат редко бывал в Щелыкове, и в его доме размещали гостей. Тут же находились библиотека и столярная мастерская.
Живя в Щелыкове, Островский активно участвовал в общественной жизни Кинешемского уезда. Он являлся почётным мировым судьёй и гласным Кинешемского уездного земского собрания. Писатель выполнял свою работу столь усердно и хорошо, что был избран местными дворянами на должность уездного предводителя. Островский отказался занять этот почётный пост по причине занятости.
Приезжая сюда в первые годы, Александр Николаевич уделял один-два месяца отдыху, а затем приступал к работе. Однако постепенно его творчество стало занимать всё больше и больше времени. В своём письме драматург сообщает: «Я езжу не из Москвы в деревню и обратно, а из кабинета в кабинет и природу вижу только проездом».
Природа Щелыкова служила ему источником вдохновения, а общение с людьми позволяло найти сюжеты и образы для пьес, обогащало их язык. Драматург общался с жителями окрестных сёл и деревень, гулял на крестьянских праздниках, внимательно слушал живую народную речь, а крылатые выражения, пословицы, поговорки и редкие слова - записывал.
Известно, что Островский работал в Щелыкове над 19 произведениями. Здесь целиком создана пьеса «Поздняя любовь» (1873 г.). Почти полностью написаны «На всякого мудреца довольно простоты» (1868 г.), «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (1871 г.), «Последняя жертва» (1877г.), «Бесприданница» (1878 г.), «Сердце не камень» (1879 г.). Начата работа над пьесами «Горячее сердце» (1868 г.), «Лес» (1870 г.), «Правда – хорошо, а счастье – лучше» (1876 г.), «Таланты и поклонники» (1881 г.), «Красавец-мужчина» (1882 г.), «Без вины виноватые» (1883 г.).
Писатель работал в соавторстве с драматургами Николаем Соловьёвым и Петром Невежиным, трудился над переводами и переделками европейских пьес, писал оперные либретто.
Тяжёлый труд полностью подорвал здоровье писателя. 2 июня 1886 года в одиннадцатом часу утра сердце Островского не выдержало: он скончался за письменным столом от приступа грудной жабы (так в старину называли стенокардию). В последний день своей жизни писатель переводил трагедию Шекспира «Антоний и Клеопатра» и читал журнал «Русская мысль».
Александр Николаевич Островский похоронен недалеко от любимой усадьбы, на погосте храма Святителя Николая в Бережках.
Общественная деятельность А.Н.Островского в Кинешме
А.Н. Островский много и плодотворно трудился на благо кинешемского уезда. В 1872 году Кинешемское уездное земское собрание единогласно избирало его почетным мировым судьей, на эту должность Островский избирался на три трехлетия.
С 1874 года Островский был избран гласным Кинешемского земства, контролировал деятельность его исполнительных органов, отвечавших за поддержание дорог, развитие сельского хозяйства, торговли, промышленности, а также состояние народного образования, здравоохранения, работу почты. Гласным Кинешемского земства он избирался на два трехлетия.
С 1879 года Островский состоял членом Кинешемского общества сельского хозяйства и участвовал в сборе сведений о сельской поземельной общине. Участвовал в обсуждении насущных проблем жизни Кинешмы и уезда, ходатайствовал об удобной переправе через Волгу, открытии общества взаимного кредита, создании телеграфной станции.
В 1883 году при содействии и материальной поддержке Островского в селе Панарьино было построено начальное училище, попечителем которого драматург оставался до конца жизни.
Памятники А.Н. Островскому
Всех приезжающих в Музей-заповедник встречает памятник А.Н. Островскому, расположенный на аллее неподалеку от усадебного дома. Александр Николаевич изображён отдыхающим на скамье, на коленях лежит раскрытая книга, взгляд задумчиво устремлён вдаль…
Открытие памятника было приурочено к 150-летнему юбилею драматурга. Этот бронзовый на гранитном пьедестале монумент – зрелая работа ленинградского скульптора Алексея Тимченко, которому в день памяти писателя 14 июня 1973 года исполнилось 60 лет.
В Щелыкове это уже третий по счету памятник. Первый был воздвигнут к 125-летию со дня рождения Островского в 1948 году. Гипсовый бюст, выполненный художником-бутафором Малого театра Надеждой Марковой, был установлен на кирпичном постаменте рядом с домом драматурга, на том месте, где раньше располагался скотный двор. Позднее бюст перевезли в село Островское Костромской области, где он находится и поныне.
Другая юбилейная дата, 70-летие со дня смерти Островского, была отмечена установкой памятника работы скульптора Николая Саркисова. Бронзовый бюст на круглой колонне из тёмного лабрадора находился перед пихтовым кругом у дома драматурга до 1968 года. Затем он был перевезён в Кострому и украсил бульвар у драматического театра им. А.Н. Островского.
Память писателя увековечена и в других местах России, связанных с его жизнью и творчеством. 27 мая 1929 года состоялось открытие памятника у Малого театра в Москве, созданного по проекту скульптора Николая Андреева. Бронзовая фигура драматурга расположилась на низком массивном постаменте из тёмно-зелёного полированного гранита. Памятник был решён реалистически. Островский изображён задумчиво сидящим в кресле, с непокрытой головой, в домашнем халате, знакомом по знаменитому портрету В. Перова. Драматург показан в момент творческого процесса: в правой руке – карандаш, в левой – листы бумаги.
В 1953 году в Москве, во дворе дома, в котором родился будущий драматург (ныне Дом-музей А.Н. Островского), был установлен памятник работы скульптора Георгия Мотовилова.
Бронзовый бюст на высоком четырёхугольном постаменте, облицованном красным гранитом (скульптор Николай Иванов), разместился в 2004 году у Кинешемского драматического театра, также носящего имя А.Н. Островского. При создании бюста скульптор отталкивался от портрета работы Аркадия Рылова, стремясь подчеркнуть значимость Островского для Кинешмы не только как драматурга, но и как общественного деятеля, мыслителя.
К 155-летию пьесы "Гроза"
Непосредственная работа над «Грозой» началась в 1859 году. Черновые наброски драмы датированы 19, 24, 28, 29 июля. Но обдумывалась пьеса значительно ранее. В результате двух поездок по Верхней Волге в 1856-1857 годах, организованных «Морским сборником» (так называемая «Литературная экспедиция»), Островский задумал цикл пьес под названием «Ночи на Волге», о чём сообщал в письме Н.А. Некрасову 25 сентября 1857 года. Вероятно, «Гроза» должна была быть пьесой этого цикла.
Начиная работу, Островский явно не имел в виду трагической развязки и называл пьесу «комедией». В первой редакции, помимо знакомых нам по окончательному тексту лиц, должны были действовать Юлий Петрович Лядов, помещик, со слугой Карпом и Ксанфиппа Дуловна, помещица. Можно предположить, что место Лядова занял в пьесе Борис, племянник Дикого, а помещица Ксанфиппа Дуловна превратилась в безымянную «сумасшедшую барыню». Дальнейшая работа над пьесой заключалась в тщательной разработке бытового фона и, главным образом, усилении трагизма положения Катерины, выявлении поэзии её характера.
Работа над черновой рукописью «Грозы» была закончена 9 октября 1859 года, но Островский вносил поправки в пьесу и позднее. Сразу же после окончания пьесы драматург прочёл её на квартире Никулиной-Косицкой в присутствии артистов Малого театра. Тогда же были распределены роли, и автор принял участие в репетициях.
Почти три месяца работы над рукописью, - достаточно много для Островского. «Вообще, как можно видеть, «Гроза» далась автору сравнительно нелегко…», - замечал исследователь творческой истории драмы (Кашин Н.П.). Действительно, были пьесы, причём из лучших, на которые Островский тратил месяц, три недели, даже десять дней. Всё дело в том, что основная часть работы Островского проходила «в уме». Пётр Николаевич Островский, сводный брат драматурга, рассказывал: «Сюжет, сценарий, действующие лица, их язык – всё сидело полностью внутри до самого написания пьесы…
Весь этот важнейший подготовительный процесс задуманной пьесы протекал обыкновенно у Александра Николаевича во время летнего отдыха в его любимом Щелыкове. Там, пока Александр Николаевич часами сидел на берегу реки с удочкой в руках, пьеса вынашивалась, тщательно обдумывались и передумывались её мельчайшие подробности… Сижу я как-то возле него на траве, читаю что-то – вижу, сильно хмурится мой Александр Николаевич. «Ну что, - спрашиваю, - как пьеса?» - «Да то, пьеса почти готова… да вот концы не сходятся!!» - отвечает он, вздыхая».
Дальше всё пошло быстрее. 31 октября 1859 года пьеса разрешена драматической цензурой. 16 ноября её уже смотрят москвичи в Малом театре, в бенифис С.В. Васильева, игравшего роль Тихона. В роли Катерины выступила Л.П. Никулина-Косицкая, поразившая публику искренностью и глубиной исполнения. В ансамбле, тщательно выверенном самим автором, выделялись Кабанова – Н.В. Рыкалова, Варвара – В.В. Бороздина, Дикой – П.М. Садовский.
Премьера в Александринском театре в Петербурге 2 декабря 1859 года, в бенифис Ю.Н. Линской, исполнившей роль Кабановой. Роль Тихона принесла огромный успех А.Е. Мартынову. Катерина – Фанни Снеткова по общему мнению была привлекательна красотой и молодостью, но уступала в глубине московской исполнительнице.
Катерина в «Грозе» стала притягательнейшей для крупнейших русских актрис ролью текущего репертуара. Ещё при жизни Островского эта роль с огромным успехом исполнялась Г.Н. Федотовой, М.Н. Ермоловой и П.А. Стрепетовой.
Наконец, в январском номере «Библиотеки для чтения» за 1860 год появляется и текст «Грозы». В том же году «Гроза» вышла отдельным изданием в петербургской типографии Карла Вульфа. Таким образом, примерно за полгода пьеса была написана, представлена на сцене и опубликована – скорость невероятная по нынешним временам.
Ни одно из произведений Островского не вызвало в печати такой ожесточённой полемики, какая началась вокруг этой пьесы. Наиболее глубокое истолкование идейного смысла и художественных особенностей «Грозы» дал Н.А. Добролюбов в своей статье «Луч света в тёмном царстве», появившейся в октябрьском номере «Современника» за 1860 год.
25 сентября 1860 года на четвёртом году существования Уваровской премии (три тысячи рублей серебром) её первыми лауреатами-драматургами стали А.Н. Островский за «Грозу» и А.Ф. Писемский за «Горькую судьбину».
О «Грозе» труднее всего говорить, потому что эта пьеса, может быть, самая знаменитая у Островского. Она представляет как бы эмблему его творчества, зашла речь об Островском – так не миновать «Грозы». За более 150- летнюю жизнь пьеса стала поводом для различных сценических версий, критических толкований, литературоведческих трактовок.
Реальным источником «Грозы» послужила вся совокупность жизненного опыта драматурга, т.е. все его познания о России, в особенности же его наблюдения и впечатления, связанные с поездками в Кострому, с путешествием по Верхней Волге и, в частности, с пребыванием в Кинешме. Но эти наблюдения и впечатления изображались им не фотографически, а в художественном преображении. «Гроза» представляет собой поэтическое обобщение дореформенной провинциальной России, данное в жизненной и художественно-конкретной форме верхневолжского бытового уклада и пейзажа. Вот почему Островский, как бы подчёркивая обобщённый характер места действия своей пьесы, и назвал его вымышленным именем – город Калинов.
«Гроза» удивляет не совершенством постройки, не гармонией частей и целого. Известно, что, перечитав пьесу в 70-е годы, сам Островский был не удовлетворён ею со стороны драматической техники. Он даже готов был переписать её заново – хорошо, что этого не случилось. Удивительна пьеса другим: могущественной новизной замысла, поэзией и свежестью основного характера, стихийной силой трагической развязки.
Пьеса «Гроза» прочно вошла в репертуар как столичных, так и провинциальных театров. На протяжении более 150 лет ставится на сцене как профессиональных, так и народных театров. Пьеса А.Н. Островского «Гроза» издаётся и переиздаётся во многих книжных издательствах.
______________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
https://www.museumschelykovo.ru
https://konturism.ru/
Кудрявцев Ф. Ф. Золотое кольцо. — Л., Аврора, 1974. — 232 с. (Переславль-Залесский, Ростов, Борисоглебские слободы, Никола-Улейма, Углич, Тутаев, Ярославль, Кострома, Красное-на-Волге, Плёс, Суздаль, Боголюбово, Владимир, Юрьев-Польский, Александрова слобода, Загорск).
Достопримечательности Костромской области.
Биография Островского.
Вложение | Размер |
---|---|
Усадьба Щелыково, А.Н. Островский | 1.1 МБ |
Усадьба Щелыково, А.Н. Островский | 347.1 КБ |
Усадьба Щелыково, А.Н. Островский | 1.66 МБ |
Усадьба Щелыково, А.Н. Островский | 1.05 МБ |
Усадьба Щелыково, А.Н. Островский | 919.22 КБ |
Усадьба Щелыково, А.Н. Островский | 119 КБ |
44966246 (6).jpg | 91.64 КБ |
44966246 (7).jpg | 959.95 КБ |
44966246 (8).jpg | 249.65 КБ |
44966246 (9).jpg | 111.54 КБ |
9_06e616a374a2c0323ed8bd318886cc62.jpg | 102.79 КБ |
- Тэги:
- 11855 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий