Унженская кереметь
7 августа, в Макарьеве на Унже-реке праздновали день преподобного Макария Унженского. Чудотворец Макарий, знаменит, в первую очередь, своими исцелениями.
К старцу всегда тянулись люди за телесной помощью, советом.
Согласно житию, преподобный Макарий, «обходясь ласково и беседуя с приходящими иноверцами», обратил в православие немало мордвы, татар, марийцев и чувашей. Ну и галичских мерян конечно же.
Люди тянутся к нему и по сей день.
МЕСТА СИЛЫ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
РОДНИКИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ПОЧИТАЕМЫЕ КАМНИ И МЕГАЛИТЫ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
КЛАДЫ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
На Унже, как и в других местах нашей земли, христианство вобрало в себя древнее финно-угорское язычество и стало русским православием. Как это происходило конкретно, видно из жития святого Стефана Пермского, современника преподобного Макария.
Родившись в Великом Устюге, он получил прекрасное образование в Ростове Великом. В 1379 году отправился в пермские земли крестить коми-зырян по Вычегде и Северной Двине. Он создал для них алфавит на основе греческих букв и местного зырянского рунического письма, перевёл на их язык Священное Писание, нарисовал знаменитую Зырянскую Троицу.
Никто не усомнится, что он был большой просветитель, но главный его подвиг состоит в том, что в Усть-Выми он срубил священную «прокудливую берёзу», которой пермские финны поклонялись как божеству, и поставил на её месте церковь.
Словарь Даля объясняет слово «прокудливый» как проказливый, бедокуренный, шаловливый, пакостливый. Понятно, что всё касаемое народной веры, для церкви прокудливо. Сколько таких священных берёз срубили миссионеры, вроде Стефана… Рубили, рубили да недорубили.
Потому, что политика духов нашей земли (воплощённая в народе) была сдержанной (правда, преемников того же Стефана и многих других миссионеров убивали) и мудрой: проникать в само христианство. И вот результат: священные березы опять повырастали, к ним идут потоком люди, берёзу на Троицу вносят во все храмы, священные родники и камни почитаются... Почему? А потому, что религия наших предков вошла в саму кровь русского православия.
Финно-угорский сакрум пришлось ввести в круг православного культа. Языческие Архетипы вещь вечная, с ними бесполезно бороться...
Прокудливая береза с Унжи-реки
Одна такая священная береза, прозванная в народе "Черной" живет на роднике "Поток" в пяти километрах от деревни Шемятино Макарьевского района Кострома кундем. Береза и источник, образующие единый комплекс посвящены Богородице. Каждый год в праздник Владимирской иконы Божьей Матери (6 июля) священник села Унжа батюшка Константин проводит здесь службу...
До сих пор в народе существует предание о его возникновении. …Когда-то в старину, давным-давно, местные меряне нашли в густом лесу у источника на древе икону Богородицы. Как она туда попала, никто не знает. Священники отнесли икону в ближайшую Ануфриевскую церковь, но на следующий день она оттуда исчезла. Обнаружили икону на старом месте в лесу. И решили тогда построить там часовню, а место стали называть «святым». Можете не сомневаться, святым это место было за долго до явления иконы и даже самого преподобного Макария. Явление иконы - часто связано с желанием окрестить тот или иной языческий объект и вести его в круг православного культа.
В далекую мерянскую старину из каждой деревни вели лесные тропы к этому месту. Шли люди сюда бесконечно, как бы потоком, (отсюда и название места «Поток») полечиться, умыться святой водой, побыть наедине с Духами. В годы Советской власти власти запрещали ходить на «Поток», комсомольцы сожгли часовню, сам источник заравнивали, закапывали землёй, но он снова обретал жизнь и живет по сей день. Он будет жить вечно как и наш народ.
Сейчас сюда по-прежнему идут люди лечиться, молиться, умыться святой водой. Часовню отстроили заново, внутри уютно, чисто и светло.. Всё здесь напоминает деревенскую избу: занавески на небольших окнах, коврики, стол, множество икон, обетные платки. Чистая и прозрачная бьет из земли живительная вода.
Говорят, святая вода Великой Матери, Богородицы все болезни лечит. Её набирают рядом с избушкой. Купаются здесь немного ниже по течению ручья, рядом с Черной березой. Омоются святой водой и на ветви вешают одежду в которой пришли, тряпицы. Таким образом оставляют все свои хвори. Вековая "Черная" береза словно рвется в небо и тоже считается в народе целебной. Попробуйте прислониться к её стволу и почувствуете теплоту, которая от нее исходит...
Вера народа в исцеляющую силу дерева и воды живет тысячелетия. В ней воплощён жизненный опыт цепи поколений наших предков — сперва язычников, а потом и христиан...
СТАТЬЯ ИЗ ВИКИПЕДИИ ПРО КЕРЕМЕТЬ И КЕРЕМЕТА (история происхождения названия):
Кереметь, Керемет, Киремет - термин, обозначающий ряд связанных понятий у разных народов в период язычества.
- духи Добра и Зла высшего разряда;
- жертва богам и предкам всех категорий;
- священная местность (гора или возвышенное место, родник и дерево, чаще всего старый дуб), символизирующая Первосушу-Первогору с Древом и Водой потопа.
Членами экспедиций Росс. имп. Академии наук (XVIII в.), миссионерами, путешественниками Кереметь были названы "священными рощами", что и вошло в русскую литературу как термин. В период насильственной христианизации Керемети подверглись жестокому уничтожению, чаще всего путем сожжения.
Классическая форма Керемети: по сторонам света располагалась прямоугольная ограда с воротами на запад, в ней - постройка-святилище. Внутри помещения, впереди, на восточной части находилось объемное изображение бога или богов, а посередине - длинный столб (ось мира) с кругом (Солнце) на верхнем конце. Кереметь, включающий в себя постройки, скульптуру, природное пространство со специально выбранным ландшафтом, представлял собой сложную структуру. В ней сосредоточивались произведения народного зодчества, скульптуры, их связь с окружающей средой, происходил процесс реализации формы мышления, многих сторон верований и религии. Вместе с участниками жертвоприношения, жрецом и его помощниками, по их представлениям, сходились сюда боги и посредники между ними - предки.
Одно из направлений учения Заратуштры гласило, что земля, сама природа под сводом Неба - это и есть храм. Этому принципу подчинялись и выбор местности Кереметь с определенным ландшафтом и строительство святилища. По марийской и чувашской религии Кереметь являлся как церковь в православии или мечеть в магометанстве. Каждая деревня могла иметь по несколько священных мест. В то же время на одно священное место, отличающееся определенным образом, собирались из множества деревень, с разных мест.
УСТРОЙСТВО:
Кереметь обычно находилась на западе от деревни (запад мир мертвых). Есть на нем дерево или столб или куст Кереметь остается киреметью. Дело в том, что дерево символизировало некую ось мира и осуществляло связь между мирами. Это один из древнейших культов берущих начало еще в шаманизме. Столб также символизировал эту ось. Кереметь могла иметь один или три входа.
Если в керемети было три входа, то с западного входа входили карты, старейшины деревни, мужчины и женщины; с северного входа в Кереметь вносили жертвенное животное (обычно баран или теленок); с южного входа в Кереметь заносили холодную воду. Вылив холодную воду на животное, смотрели: если животное стряхнуло с себя воду, это символизировало сытость богов, то животное отпускали, если же нет - его приносили в жертву. Животное убивали, надрезав аорту. Сварив в котле мясо, часть его съедали, часть оставляли в жертву богам, шкуру животного вешали на дерево.
Керемет обычно находится на каком то возвышенном месте возле которого обязательно находится источник. Часто для этого выбирали защищенное со всех сторон место.
Рассказы о Киремети
Старые люди могут рассказать о киреметях много интересного. Вот что рассказал один: Во время войны, в сороковые годы, возле деревни Асхва Канашского района стали строить аэродром. Но по среди поля на керемет выране стояло дерево которое местные жители наотрез отказались сносить. Тогда для этих целей наняли татарина. Тот на бульдозере снес дерево, но его в этот момент парализовало. Он прожил около месяца, а потом умер.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
https://merjamaa.ru/
Описание из книги Бакка С.В. Киселева Н.Ю. Особо охраняемые природные территории Костромской области. Аннотированный перечень. Кострома, 2008.
Буклет экологического фонда. Авторы-составители: Л.Шляпугина, В.Лыков
Шаронов А. М. Эрзя, мокша, русь в историографии России. — Саранск, 2013. — 259 с.
Памятники природы Костромской области.
Вложение | Размер |
---|---|
Унженская кереметь | 258.59 КБ |
Унженская кереметь | 239.5 КБ |
Унженская кереметь | 196.6 КБ |
Унженская кереметь | 327.13 КБ |
2342435689 (5).jpg | 209.51 КБ |
- 1976 просмотров
Комментарии
самое интересное
самое интересное, что местные как правило не употребляют слово киреметь, обычно говорят святое место или святое дерево, скорее всего, либо такое значение керемети не использовалось, либо само слово было сакральным и его вслух не произносили. При этом господствующая идеология как в царской России так и СССР всегда боролась с "неформальными" идеологиями и религиями, по этой причине вырубали эти рощи и сжигали церкви. На то она и империя, чтобы приводить все по возможности к одному знаменателю, в противном случае при ослаблении идеологии - держава разрушается, как мы это видели при Горбачеве. Неизвестно что первично - идеология или экономика, но в середине 80-х идеология явно отставала от времени... Вопрос: что же будет при путине в современной России - какие новые идеи даст нам Русь???
Отправить комментарий