Село Сорвижи, Троицкая церковь. Арбажский район, Кировская область.
На красивых горах и холмах Вятского вала расположено историческое село Сорвижи. Это высокий правый берег Вятки на дороге между Советском и Котельничем, в древности дорога эта называлась торговый Казанский тракт, так как вела из Казани через Алаты, Уржум, Кукарку в центр Вятского края – город Вятку.
В стародавние времена был тут дремучий лес, где промышляли звериным ловом и рыбалкой вотяки и черемисы. Примерно полтысячи лет назад с севера в этот край стали проникать русские переселенцы со стороны Новгорода и Костромы. Очень часто тут обосновывались беглые люди, дикий край, почти граница Руси с нерусью, а дальше на восток – бескрайняя тайга до Урала и Сибири.
По холодности климата и из-за бедности земли многие промышляли тут разбойным ремеслом. Так случилось и здесь: обосновался у подножья горы в глухом логу лихой человек по имени Сорви-голова, собрал он свою ватагу и стал промышлять разбоем на Вятке-реке, и на Казанском тракте. Много в те годы шалил здесь воровской народ, буквально недалеко на Вятке есть место под названием Разбойный бор (соседнее село).
На высокой горе следили дозорные – не пойдет ли по Вятке караван купеческих ладей. Если видели они такое, то по условному сигналу быстро спускались к реке, где на быстрых лодках окружали несчастных купцов, и грабили их суда. Всякое случалось под разбойничий посвист, много грехов было на Сорви-голове. Но под старость одумался он, покаялся, и решил замолить грехи перед Господом.
На награбленные деньги решил он построить на этой горе большой и красивый храм из камня, а другую часть награбленного добра раздать бедным да нищим людям.
От имени этого разбойника и пошло сперва название горы – Сорвижская, а потом и основанного тут села. А второе название селу было по имени храма – Троицкое.
село Сорвижи - вид с реки Вятка
Как и полагается древнему селу – у него много легенд и преданий. Поэтому бытует и вторая версия названия селения. Якобы в самые стародавние времена тут на высокой горе у Вятки основали деревню – Нагорское. Тогда Сорвижей еще и в помине не было. Крестьяне занимались тут разведением овец и выделкой овчин и других шкур. От этого и пошла главная тут фамилия – Овчинниковы. Но со временем селение разрослось, и часть людей захотелось выселиться в другое место, может быть, между ними не было согласия.
Построили они несколько изб у подножья горы – ближе к небольшой речушке, почти в самом лесу. А потом кричат они верхнему селу: «Сорвавшиеся иже есть?» - это потом как присказка превратилось в название – Сорвижи. То есть которые сорвались или спустились с горы. В настоящее время это срослось в одно селение, но до последнего момента в селе было всегда два конца: нагоряне и сорвижане. А еще в прошлом веке их называли «бережане», так как они жили на красивом правом берегу Вятки. В советское время там даже была построена Сорвижская пристань, но за неимением судоходства на Вятке – сейчас не используется.
По архивным же данным впервые это селение упоминается в 1678 году – в писцовых книгах обозначена как Васильевская вотчина на Сорвижских горах. Под горой в лесу течет речка Сервижанка (приток Вятки).
По данным 18-го века около сельского погоста располагался храм святого Василия, но после пожара она сгорела полностью.
местные жители - Копаковы - уборка лука
Троицкий храм был построен немного позднее – нынче памятник архитектуры барокко и классицизма. Это каменная церковь ярусного типа «восьмерик на четверике» расположена в центре села Сорвижи на пересечении главных улиц (тут сходились тракты). Вертикаль колокольни замыкает ось магистрали, протянувшейся от тракта Котельнич-Кукарка.
Сбор денег на строительство Троицкого храма шел всем миром. Начали строить церковь летом 1782 года. Строительство было окончено только в 1796 году, а через два года один из пределов освятили в честь святителя Василия Великого – вселенского учителя. Еще через два года второй предел освятили в честь святого Тихона Амафунтского. А главный престол – в честь святой Троицы освятили 20 июля 1808 года.
Что интересно - на колокольне храма в начале 20-го века был сделан особенный «механический звон» самоучкой-механиком Нолинского уезда Верхосунской волости Д.П.Иванцевым.
Сельская жизнь всегда кипела около храма. Сперва тут открылась церковно-приходская школа в три класса. Потом в 1900 г. при церкви была открыта первая в волости Сорвижская библиотека, а в 1907 г. передана в ведение земской управы и размещалась уже при начальной школе. Перед революцией - в 1916 году Сорвижский отдел Вятского епархиального братства Святителя и Чудотворца Николая организовал в селе пять кружков: лекторский, библиотечный, сельскохозяйственный и др. Библиотечный кружок, в свою очередь, основал в церковно-приходской школе библиотеку-читальню, которая должна была играть роль Народного дома.
река Вятка у села Сорвижи
Главное занятие селян до революции было земледелие, в малоземельных же прибрежных селениях люди занимаются бурлачеством и рыболовством, а также другими отхожими промыслами. В селе имелись фельдшерские пункты – медицинский и ветеринарный, библиотека-читальня, волостное правление, дом земского начальника. Пароходная пристань Сорвижская в 3 верстах от села; недалеко расположена железнодорожная станция в городе Котельниче.
Из древних и ценных предметов в церкви хранилось напрестольное Евангелие в медном окладе, издания 1784 г. – дар члена Св. Синода архимандрита Иоанна.
Революционные события 1917 года широко охватили Вятский край, коснулось это православия и храмов. Уже в 1926-27 годах храм несколько раз закрывался, потом службы в нем практически прекратились. Священник еще жил в селе и проводил службы и требы по домам местных жителей и в окрестных деревнях. А 1937 году, когда приход в силу малочисленности отказался содержать церковь, ее передали государству, как бесхозное и большое здание. В центральном пределе сделали колхозный склад. Потом храм переоборудовали в зернохранилище, но при этом машины и трактора никогда не допускались в здание церкви для разгрузки зерна. Далее тут была сооружена котельная. Здание содержалось на балансе государства и тем самым было спасено как от полного, так и от частичного разрушения.
Благодаря этому, весной 1983 года Троицкая церковь была включена в реестр памятников культуры и истории Кировской области СССР. Храм был взят под охрану государства, а в 1985 году государством были выделены средства на реставрацию церковного здания – там планировалось открыть музей.
В 1990 году здание храма передали молодой сельской православной общине. В настоящее время - настоятель Троицкой церкви – протоиерей отец Виктор (Негир).
Из истории села известно, что в годы Великой Отечественной войны сюда в 1941 году эвакуировали детей из Ленинграда, вокруг которого сжималась вражеская блокада.
Детей поселили в интернат, организованный при средней школе села Сорвижи. Дети прожили тут до конца войны, они учились и помогали взрослым в нелегком колхозном труде. Рвали и мяли лен, сажали и собирали картошку, заготавливали дрова, работали на огородах. В свободное время они под руководством учителей организовали свой интернатский театр. Именно в этом театре впервые на сцену вышел народный артист Кирилл Лавров.
В Сорвижском клубе, где ставили спектакли, было всегда полно народу. Дети даже ездили с выступлениями по окрестным селам и деревням.
Уже много лет спустя, летом 1995 года Кирилл Лавров снова посетил Сорвижи. Мальчиком был эвакуирован, прожил здесь несколько лет, считает Сорвижи второй родиной. И снова, как в детстве, выступал со сцены Сорвижского клуба. На ней Лавров сыграл свою первую роль в водевиле Соллогуба «Спичка меж двух огней».
Его слова в интервью из Арбажской районки: «Я еще раз убедился, что Россия, Русь – вот она где. Она не в Москве, не в Петербурге, она – здесь, настоящая, корневая Россия». Такова наша связь с Сорвижами, которая нам дорога, и мы сорвижан никогда не забудем.
Родник Ревун расположен в селе Сорвижи Арбажского района Кировской области.
Это восходящий ключ, бьющий на краю склона, с холодной и вкусной водой.
Арбажский район находится на территории Вятских увалов, которые проходят в меридиональном направлении (с севера на юг) вдоль правого берега Вятки. В недрах этих гор множество водоносных пластов, часть из которых пробивается под давлением на поверхность земли. Такой источник, который с силой выбивается наружу, называется восходящий, иногда его называют ключ или кипун. Иногда такой ключ пробивается наружу с журчанием и плеском, создавая прозрачный звук воды – часто народ такие кипуны называет «Ревун». То есть источник как бы ревет – издает звук при выходе на поверхность.
Такие ревуны часто встречаются на территории Вятского увала, например, есть в Уржумском районе у деревни Лопъял, есть в соседней Марий Эл (Куженерский район), есть и в других местах.
В селе Сорвижи этот ключик сперва не имел названия, а нашли его по маленькому ручейку, который и привел к этому источнику. Источник решили огородить и сделали слив в две огромные деревянные колоды, которые были приспособлены для полоскания белья и для других хозяйственных нужд. Источник расположен среди холмов и оврагов, вокруг него расположены живописные лесные урочища с осиной, сосной, березой и тальником. Тут в летнее время буйно цветет лесное высокотравье: встречается крапива, дудник, борщевик, чистотел, кислица, первоцветы, папоротники, есть мхи и лишайники.
Сам источник имеет дебет примерно два литра в секунду, вода выходит с температурой около 5 градусов, состав воды карбонатно-кальциевый и карбонатно-натриевый. Минерализация воды в пределах норм. Жесткость воды низкая, вода не имеет цвета и запаха.
В роднике в 2016 году брали пробы воды работники районной СЭС из поселка Арбаж. Они подтвердили после взятых анализов хорошее качество воды и пригодность её для питья и приготовления пищи (только есть небольшое превышение по нитратам).
Каждое лето в селе Сорвижи действует детский лагерь отдыха. Недалеко от источника проходит так называемая «Тропа здоровья», где каждый день гуляют дети на местной природе, они всегда умываются чистой родниковой водой и пьют её, особенно в жаркий день.
Как мы указывали выше, название «Ревун» произошло от журчания воды, которая с силой выталкивается из-под земли. Но есть у местных жителей и другие предания про происхождение названия этого источника.
По одной легенде в стародавние времена тут был похоронен новорожденный младенец, а молодая мать горько плакала у могилки от большой беды. Якобы потом голос плачущей матери несколько раз слышался людям у ключа, поэтому его и назвали – Ревун.
Вторая легенда указывает на кладбище, которое раньше лежало недалеко от источника, якобы, там раньше хоронили всех умерших, и было много пролито слез от горя.
Где находится, как добраться:
Арбажский район. Кировская область. Россия.
Село Сорвижи.
Координаты населенного пункта:
57.862251, 48.530441
Село Сорвижи - добраться можно по трассе Р-176
(Йошкар-Ола – Яранск – Тужа - Киров).
С трассы Р-176 следует повернуть у деревни Криуша в сторону села Сорвижи.
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
- Газета "Голос Вятки" за 1910 г.
- Произведения Татьяны Смертиной.
- История сел и деревень Вятской губернии.
- Официальный сайт Арбажского района.
- Фото Игоря Сергеева.
- Достопримечательности Кировской области.
СТАТЬИ ПРО АРБАЖСКИЙ РАЙОН - ТУТ!
РОДНИКИ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
- Россия:
- Тэги:
- 2393 просмотра
Комментарии
Отправить комментарий