Святилище Савин
Святилище Савин находится в 1,5 км к северо-востоку от с.Бузан Белозерского района, Курганской области. Объект датируется эпохой энеолита.
В качестве объектов археологического наследия, обладающих уникальным историко-культурным потенциалом, можно рассматривать святилище Савин – древнюю обсерваторию, с помощью которой люди эпохи энеолита могли измерять время и предсказывать сезонные изменения в природе.
Святилище располагается возле деревни Бузан Белозерского района. Памятник находится в районе широкой поймы р. Тобол на песчаном возвышении высотой около 2 м от уровня воды. На площади раскопа 1 (1104 кв.м) выявлено сооружение из двух примыкающих друг к другу колец с внутренним диаметром 14 – 16 м, в форме восьмерки, образованных рвом глубиной 0,6 – 0,8 м и шириной 0,9 – 1,8 м. В заполнении рва слои углей, прокала, костей животных, фрагменты керамики. Культовое место Савин-1 является уникальным историко-культурным объектом, имеет большое значение в изучении истории индоевропейцев и их контактов с другими этническими группами, зарождения мифологии, древней астрономии и астрологии, становления производящего хозяйства, в частности, приручения лошади.
История открытия Савина характерна для многих археологических памятников. Заметное в пойме реки Тобол возвышение (350 х 60 м), окруженное заболоченной старицей, издавна вызывало страх у населения ближайших деревень. Взрослые сами туда не ходили и детям категорически запрещали — пугали "громовыми стрелами", "злыми духами". Однако любопытство оказалось сильнее страха. В начале 80-х годов местный житель Василий Бабушкин посетил запретное место и нашел там глиняные черепки и изделия из камня. Находки были переданы в областной краеведческий музей.
Уже в ходе первых раскопок, которые были организованы Курганским краеведческим музеем и Курганским пединститутом совместно с Институтом археологии РАН в 1982-1985 годах, стало понятно, что в этом месте располагалось некое культовое сооружение, святилище.
Сооружения святилища представляли собой два соприкасающихся круга диаметром 14 и 16 м, очерченных рвами шириной до 1,5 м, в плане напоминающих восьмерку. Во рвах, вокруг кругов и в центре находилось более 100 ям, в которых, как предположили ученые, когда-то стояли столбы. В таком же порядке располагались кострища и ямы, заполненные костями жертвенных животных вперемешку с черепками и каменными орудиями. Были проведены масштабные археологические работы, а потом и астрономические расчеты. Выяснилось, что столбы и скопления находок привязаны к конкретным солнечным и лунным ориентирам, и тогда возникли весомые основания утверждать, что Савин — это древняя обсерватория, подобная Стоунхенджу и относящаяся к тому же времени. Но российские археологические круги отнюдь не спешили признать эту новость, выглядевшую совершенно нетрадиционно и, можно сказать, сенсационно.
Прошло 12 лет, прежде чем Институту археологии совместно с Курганским университетом удалось (на средства Курганской администрации) организовать новую экспедицию к Савину. Работа летней экспедиции 1997 года была захватывающей и неординарной. Задача ставилась так: попытаться максимально приблизиться к условиям и методам наблюдения за солнцем и луной, практиковавшимся во времена функционирования этого святилища. Заново и предельно точно было размечено расположение рвов, столбов-мет, основных скоплений находок. Затем поставили и сами столбы. После чего с тех же точек, что и в древние времена, наблюдали восходы и заходы солнца и луны в дни, близкие к летнему солнцестоянию.
Прослеживали работу "солнечных часов" и многое другое, стараясь понять, что и как происходило здесь 4500 лет назад. Впервые за много лет раскопок члены экспедиции смотрели на небо и землю глазами древнего человека. И смогли увидеть то, чего не видели раньше. Прежде всего — два земляных вала (больший из них — длиной 150 м и высотой 1 м), которые указывали направление на восход солнца в дни равноденствий. Эти валы были сооружены на более поздних этапах существования святилища для получения более точных, устойчивых и заметных линий визирования. Примерно такие же валы давно уже были обнаружены в Стоунхендже. Савин был не только святилищем, но и обсерваторией — после обнаружения валов отрицать это стало уже невозможно.
Неспециалисту нелегко понять масштаб этого открытия, но для археологов и историков это прозвучало как гром среди ясного неба: валы для астрономических наблюдений на территории Руси в каменном веке! До сих пор наиболее ранние валы на нашей территории, по крайней мере в Поволжско-Урало-Сибирском регионе, были известны только на памятниках бронзового века, где они использовались как укрепления.
Савин на Зауральской земле уже не один. Спустя несколько лет километром западнее курганские археологи обнаружили сходный памятник Слободчики и его исследование привело к следующим выводам: здесь, несомненно, находится площадка, очерченная кольцевым рвом, с земляночным сооружением в центре, ямами от столбов, с костями жертвенных животных и следами многократного разведения огня во рве.
Где находится, как доехать:
Святилище Савин (ударение на «И»). Это святилище, называемое порой — «Зауральский Стоунхендж», находится в Белозерском районе Курганской области в Зауралье (400 км от Екатеринбурга). Это древняя обсерватория, датируется серединой третьего тысячелетия до нашей эры. Похоже, что в древности у нас на Южном Урале эти обсерватории стояли, как грибы после дождя.
Святилище расположено в широкой пройме реки на возвышении длиной 355 метров и шириной 60 метров, занимающей господствующее положение на местности. Вокруг этого холма — болото!
Святилище Савин находится в 1,5 км к северо-востоку от с.Бузан Белозерского района, Курганской области.
Эта местность издавна вызывала страх у местного населения окружающих деревень. Люди старались туда не ходить. Боялись злых духов. Но в начале 80-х годов прошлого века любопытный местный житель Василий Бабушкин пришел туда и нашел глиняные черепки и изделия из камня. Находки дошли до областного краеведческого музея. И с этого момента Савин начали исследовать археологи.
Святилище построено по типу мандалы — квадрата, вписанного в круг, который четко ориентирован по сторонам света. Жертвоприношения здесь сопровождались магическими обрядами. Поклонялись Солнцу. И это понятно. Солнце — это свет, а свет — это Бог. Без Солнца нет жизни на Земле.
Интересно, что у разных народов мира было солнцепочитание. Например, у древних славян РА — бог солнца. И даже, как всем известно, река Волга+Кама+ЧусВа, берущая начало недалеко от священной горы Ирий, называлась РА.
УРАЛ — буквально означает – «Стоящий у солнца». А на одном меридиане с ним, но много южнее, в «стране полуденной» находится озеро АРАЛ. Это название переводилось как соединение огня земного и небесного. Наверное, потому и нельзя жить там, где смыкаются два огня. Не зря же не советуют попадать между ними…
В немецком есть слово URALT (УРАЛЬТ), означающее «древний, очень старый». И вряд ли современные немцы знают, что нам здесь перевод не нужен: УРАЛЬТ = УРА — Л(Е)Т(А), — т.е. это было «во времена Ура». И на немецком, если вдуматься, это слово означает то же самое.
НОВОСТИ АРХЕОЛОГИИ – РОССИЙСКИЙ СТОУНХЕНДЖ
В конце ноября на международной конференции "Древняя астрономия: небо и человек", прошедшей в Государственном астрономическом институте им. Штернберга, прозвучало сообщение, вызвавшее огромный интерес. Мировым археологическим и астрономическим кругам были предъявлены неоспоримые доказательства того, что на территории России примерно 4,5 тыс. лет назад существовали сооружения, которые можно назвать древними обсерваториями, напоминающие знаменитый английский Стоунхендж. Даже наиболее скептически настроенным специалистам придется теперь признать, что уровень знаний об окружающем мире у народов, населявших территорию России в древние времена, был несравненно выше, чем это предполагалось до сих пор. О том, как в пойме реки Тобол был открыт российский Стоунхендж — Савин, нам рассказала сотрудник Института археологии РАН ТАМИЛА ПОТЕМКИНА, руководитель экспедиции в Сибирь 1997 года.
Первое, что узнает заинтересовавшийся археоастрономией человек,— это история находящегося на юге Англии комплекса Стоунхендж, одного из наиболее древних и интригующих исторических памятников.
Стоунхендж — это круг диаметром 98 м, образованный мощным земляным валом и двумя рвами, в центральной части которого расположены в несколько рядов каменные вертикальные глыбы весом в несколько десятков тонн каждая. Упоминание о нем впервые встречается в римских источниках. Его изучение началось с конца XVII века и все еще продолжается. Были созданы десятки теорий о назначении этого сооружения, но только в 60-х годах XX века известный английский астроном и математик Джеральд Хокинс доказал, что каменные блоки и арки Стоунхенджа — это громадные визиры, которые с погрешностью до 1° отмечают восходы и заходы солнца и луны в дни солнцестояния и равноденствия. Стоунхендж оказался святилищем для ритуальных церемоний и одновременно огромной обсерваторией, использовавшейся для определения ключевых моментов в хозяйственной жизни.
Джеральд Хокинс также дал астрономическую интерпретацию нескольких других древних памятников, что послужило воодушевляющим примером для специалистов в других странах Европы и Америки. В 70-80-х годах были исследованы десятки памятников с замкнутой круговой планировкой, получивших название хеджей на Британских островах и рондел в Европе. В США и многих странах Европы появились специализированные центры археоастрономических исследований. В начале 90-х годов были созданы Международное общество по археоастрономии и Европейское общество астрономии в культуре. Россия до последнего времени оставалась в стороне от этого процесса. Только в 80-е годы ряд специалистов обратились к археоастрономической тематике. Были заново изучены старые раскопки некоторых ранних славянских городищ, курганов железного века, открыты памятники, имеющие явные признаки астрономического предназначения. В России появились свои "Стоунхеджи". Среди них особое место занимает Савин — пока единственный подробно изученный российский аналог хеджей.
Нехорошее место
История открытия Савина характерна для многих археологических памятников. Заметное в пойме реки Тобол возвышение (350 х 60 м), окруженное заболоченной старицей, издавна вызывало страх у населения ближайших деревень. Взрослые сами туда не ходили и детям категорически запрещали — пугали "громовыми стрелами", "злыми духами". Однако любопытство оказалось сильнее страха. В начале 80-х годов местный житель Василий Бабушкин посетил запретное место и нашел там глиняные черепки и изделия из камня. Находки были переданы в областной краеведческий музей.
Уже в ходе первых раскопок, которые были организованы Курганским краеведческим музеем и Курганским пединститутом совместно с Институтом археологии РАН в 1982-1985 годах, стало понятно, что в этом месте располагалось некое культовое сооружение, святилище.
Сооружения святилища представляли собой два соприкасающихся круга диаметром 14 и 16 м, очерченных рвами шириной до 1,5 м, в плане напоминающих восьмерку. Во рвах, вокруг кругов и в центре находилось более 100 ям, в которых, как предположили ученые, когда-то стояли столбы. В таком же порядке располагались кострища и ямы, заполненные костями жертвенных животных вперемешку с черепками и каменными орудиями. Были проведены масштабные археологические работы, а потом и астрономические расчеты. Выяснилось, что столбы и скопления находок привязаны к конкретным солнечным и лунным ориентирам, и тогда возникли весомые основания утверждать, что Савин — это древняя обсерватория, подобная Стоунхеджу и относящаяся к тому же времени.
Но российские археологические круги отнюдь не спешили признать эту новость, выглядевшую совершенно нетрадиционно и, можно сказать, сенсационно.
Солнце всходит и заходит, как пять тысяч лет назад
Прошло 12 лет, прежде чем Институту археологии совместно с Курганским университетом удалось (на средства Курганской администрации) организовать новую экспедицию к Савину. Работа летней экспедиции 1997 года была захватывающей и неординарной. Задача ставилась так: попытаться максимально приблизиться к условиям и методам наблюдения за солнцем и луной, практиковавшимся во времена функционирования этого святилища. Заново и предельно точно было размечено расположение рвов, столбов-мет, основных скоплений находок. Затем поставили и сами столбы. После чего с тех же точек, что и в древние времена, наблюдали восходы и заходы солнца и луны в дни, близкие к летнему солнцестоянию. Прослеживали работу "солнечных часов" и многое другое, стараясь понять, что и как происходило здесь 4500 лет назад. Впервые за много лет раскопок члены экспедиции смотрели на небо и землю глазами древнего человека.
И смогли увидеть то, чего не видели раньше.
Прежде всего — два земляных вала (больший из них — длиной 150 м и высотой 1 м), которые указывали направление на восход солнца в дни равноденствий. Эти валы были сооружены на более поздних этапах существования святилища для получения более точных, устойчивых и заметных линий визирования. Примерно такие же валы давно уже были обнаружены в Стоунхедже.
Савин был не только святилищем, но и обсерваторией — после обнаружения валов отрицать это стало уже невозможно.
Неспециалисту нелегко понять масштаб этого открытия, но для археологов и историков это прозвучало как гром среди ясного неба: валы для астрономических наблюдений на территории Руси в каменном веке! До сих пор наиболее ранние валы на нашей территории, по крайней мере в Поволжско-Урало-Сибирском регионе, были известны только на памятниках бронзового века, где они использовались как укрепления.
Солсберийская равнина в пойме Тобола
Савин на Зауральской земле уже не один. Несколько лет назад километром западнее, на таком же возвышении курганские археологи обнаружили сходный памятник Слободчики и начали его исследование. Целенаправленные раскопки экспедиции этого года подтвердили предварительные выводы: здесь, несомненно, находится площадка, очерченная кольцевым рвом, с земляночным сооружением в центре, ямами от столбов, с костями жертвенных животных и следами многократного разведения огня во рве.
Кто знает, не окажется ли район широкой поймы Тобола своего рода Солсберийской равниной, где вокруг Стоунхенджа найдено множество святилищ, могильников и других памятников той же эпохи.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Достопримечательности Курганской области.
// Энциклопедический словарь — СПб.: Брокгауз — Ефрон, 1893. — Т. X. — С. 43.
Науменко, Н. И. География Курганской области : справочно-методическое пособие / Н. И. Науменко, А. В. Зырянов, Н. А. Огнева. – Курган, 2001. – 150 с.
Особо охраняемые территории Курганской области : справочник / под. ред. И. Н. Некрасова. – Курган, 2014. – 188 с.
[Фотографии] [Электронный ресурс] // Про Зауралье : достопримечательности, памятники природы, культурное наследие, охота, рыбалка в Курганской области / проект Вадима Осадчего и Андрея Вагина.
Капустин В. Г., Корнев И. Н., «География Курганской области» (учебное пособие). Курган, 1996г.
Вложение | Размер |
---|---|
savin1 (1).gif | 144.19 КБ |
savin1 (1).jpg | 76.03 КБ |
savin1 (2).jpg | 70.06 КБ |
savin1 (3).jpg | 108.82 КБ |
- Тэги:
- 2222 просмотра
Комментарии
Отправить комментарий