Мавзолей Хаджи Хусейн-бека

По башкирским преданиям – ислам стал проникать на Южный Урал в 7-8 веках, то есть сразу после распространения на Аравийском полуострове. Якобы даже сам Мохаммед посылал в эти края своих учеников, чтобы распространить тут мусульманство и кораническое учение. Однако основная масса башкир в тот период еще была язычниками, и жили родоплеменным строем. 

 

 РОДНИКИ И ИСТОЧНИКИ БАШКИРИИ - ТУТ!

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ БАШКИРИИ - ТУТ!

ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ БАШКИРИИ - ТУТ!

ОЗЕРА БАШКИРИИ - ТУТ!

АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ БАШКИРИИ - ТУТ!

  
Большое влияние на распространение ислама в Башкирии оказало принятие ислама в качестве государственной религии в Поволжской Булгарии в 944 году.
Также особую роль в распространении мусульманства сыграли проповедники из Бухары и Багдада, а также тесные торговые связи со странами Азии, а этот процесс начался именно после распространения мусульманства в Поволжье, так как основные религиозные, экономические и культурные связи с исламским миром происходили по реке Волге (Итиль) - главной транспортной артерии Волго-Уральского региона.
Многочисленные случаи проповеди ислама зафиксированы в этих краях в 12-13 веках (возможно, что и раньше), так именно к 12-му веку относится проповедь и гибель святого Аулии Рамазана (чья могила расположена на горе Ауштау). Но в те года башкиры все еще оставались язычниками и предавались разным суевериям, тем более, что на Урале обитали и другие языческие народы и племена.

Мавзолей Хаджи Хусейн-бека

Начиная с 13-14 веков башкиры уже массово стали принимать ислам, и в тот период первым духовным лидером башкирской земли бы назначен легендарный Хаджа Хусейн-бек. В эти края его направили из Туркестана (примерно нынешний Узбекистан), он был определен первым имамом Башкирии, а также духовным судьей. Авторитет Хаджи среди верующих башкир был очень высок, его почитали за святого еще при жизни. Перед своей смертью он совершил хадж по святым местам – был в Мекке и Медине, поэтому к своему имени получил приставку – Хаджа, то есть мусульманин, который совершил хадж. После хаджа авторитет его среди местных последователей ислама еще более увеличился (напомним, что хадж в святые места относится к пяти столпам ислама, но эта заповедь исполняется в зависимости от финансовых возможностей верующего человека).
А когда Хаджа Хусейн-бек умер, то почитаемой стала его могила.
Слава и авторитет его были так велики, что когда на башкирские земли пришел великий азиатский завоеватель Тамерлан (Тимур), то он распорядился возвести вокруг захоронения большую каменную гробницу (мавзолей). Также Тамерлан заказал для своего земляка каменную плиту с коранической надписью, по преданию из Туркестана эту плиту везли 12 волов в течении целого года.
По надписи на плите (если перевести с арабского) Хаджа умер 15 сентября 1339 года (летоисчисление указанное на плите, конечно, мусульманское).


Отряд Тамерлана остался в этом краю на всю зиму. Климат Урала был такой суровый, что несколько воинов не перенесли зиму и умерли от болезней и сильных морозов,  их похоронили тут же около могилы Хаджи, неподалеку от мавзолея. Так на этом месте появилось первое мусульманское кладбище Акзират (с тюркского: «белое кладбище»).
У башкир существуют предания, что около мавзолея происходят разные чудесные явления. Так, однажды в ночное время над мавзолеем засиял столб небесного света. 
Также около захоронения Хаджи Хусейн-бека появился колодец с целебной водой, который также почитался как святой.
 Но со временем и колодец, и мавзолей были разрушены, осталась лишь одна надгробная плита с арабской вязью – сейчас она хранится в краеведческом музее.
В 1911 году по решению уфимского муфтия в честь памяти первого имама – мавзолей был восстановлен, был возведен сферический купол и сделаны ограждения.
К могиле святого и на белое кладбище приезжают паломники-мусульмане из Башкирии и Татарстана, чтобы почтить память первого имама.
 


В 1985 году Г.Н. Гарустович проводил археологические раскопки на месте захоронения. В ходе исследований археологи нашли внутри мавзолея Хусейн-бека  девять захоронений. В трех из них были взрослые люди, а в шести – дети. Все они размещались в гробу-табуте головой на запад, лицом на юг – в Мекку. В одном из детских погребений найдены зубы лошади. В середине захоронения покоился сам Хусейн-бек. Рост Хусейн-бека оказался примерно 160-163 сантиметра, возраст примерно 30-35 лет.  На основе черепа был восстановлен портрет Хусейн-бека. Скорее всего, рядом с ним были похоронены родственники Хусейн-бека. Материалы археологических исследований в настоящее время хранятся в Музее археологии и этнографии города Уфы.
Рядом с мавзолеем сохранилось старинное кладбище, где находятся 6 плит с коранической вязью, считается, что это первые могилы, захороненных тут умерших воинов Тамерлана (считается, что произошел мор).
Также в окрестностях поселка Чишмы находится еще одна мусульманская святыня – мавзолей Тура-хана.
   
Где находится, как добраться:
Республика Башкортостан, поселок Чишмы, Чишминский район.
Мавзолей и захоронения расположены недалеко от города Уфа:  примерно 2 километра от поселка Чишмы. Найти его можно на территории местного действующего кладбища.

До Уфы из Казани можно добраться по трассе М-7, ехать в сторону Набережных Челнов, потом в сторону города Уфа, расстояние примерно 630 километров, время в пути около 6 часов, по дороге можно посмотреть много интересных мест, например, Кирмянское городище, Мамадыш и мост через Вятку, город Елабугу и прочие места вдоль трассы М-7.
     
Памятка для посещения святых мест:
Следует напомнить, что у могил святых и в прочих подобных священных мусульманских местах недопустимы языческие элементы почитания и ритуалов, такие, например, как повязывание ленточек, платочков,  «заряжание энергией», набор земли, камней, прочих предметов и т.д. Следует помнить, что чудеса, знамения,  исцеления и всякая иная сила дается только от Всевышнего. Соответственно, молиться нужно только Богу. Люди, приходящие к святому месту должны быть в подобающей одежде (женщины в платочках), в таких местах нельзя курить, пить спиртное или сквернословить. Помыслы у человека должны быть чисты. Только тогда это может принести пользу человеку, в противном случае, такие "паломничества" могут навредить.
     
 
________________________________________________________________________________________________________________________
 ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
 Реестр наименований географических и исторических объектов на территории р. Башкортостан по состоянию на 22.05.2019 // Государственный каталог географических названий. 
 Информационно-поисковые системы | Электронная база данных "Топонимия Башкирии".
Автор фото И.Минахметов.
Урал // Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002. Т. 2: З—О. — 720 с.: ил.
Памятники истории Урала. Энциклопедия краеведа.

Религиозно-культурные традиции башкирского народа. Статья Э.Исмагилова.

 

ВложениеРазмер
Мавзолей Хаджи Хусейн-бека129.89 КБ
Мавзолей Хаджи Хусейн-бека76.15 КБ
Мавзолей Хаджи Хусейн-бека105.64 КБ

Комментарии

Отправить комментарий