Качи-Кальон

 Качи-Кальон (Монастырь (киновия) святой Анастасии Узорешительницы)— крымский средневековый пещерный монастырь, расположенный в долине реки Качи.

Он находится в скалах Внутренней горной гряды над дорогой Бахчисарай — Синапное, между сёлами Предущельным и Баштановкой Бахчисарайского района Крыма.  

  

ПЕЩЕРНЫЕ ГОРОДА КРЫМА - ТУТ!

ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ КРЫМА - ТУТ!

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ КРЫМА  - ТУТ!

КЛАДЫ И СОКРОВИЩА КРЫМА - ТУТ!

ЧЕРНОМОРСКОЕ ПОБЕРЕЖЬЕ - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО ГЕОГРАФИЮ КРЫМА - ТУТ!

МЕГАЛИТЫ И ДОЛЬМЕНЫ КРЫМА - ТУТ!

  
Первый период его существования приходится на VI—XVIII века, вплоть до выселения христиан Крыма в Приазовье в 1778 году. Возрождён в 1850 году архиепископом Иннокентием (Борисовым). Монастырь существовал до 1932 года и был закрыт решением Постоянной комиссии при Президиуме ЦИК КрАССР во время гонений на религию. 
Современный одноимённый скит возрождён в 2005 году на небольшом отдалении от исторического места. Сейчас объект входит в Бахчисарайский историко-культурный заповедник. В Российской Федерации, контролирующей спорную территорию Крыма, является объектом культурного наследия федерального значения. Полное название объекта охраны - Ландшафтно-рекреационный парк регионального значения Республики Крым "Бахчисарай", пещерный монастырь "Качи-Кальон", VIII - конец XIX века.
 
 

Качи-Кальон

История Качи-Кальон
Образование пещерного монастыря св. Анастасии Узорешительницы в Качи-Кальоне не имеет точной датировки. Предполагается, что это произошло в VIII веке. Сохранились высеченные греческие кресты в пещерах монастыря, характерные для этого периода. В переписке св. епископа Готфского Иоанна со св. Стефаном упоминает обитель. Во время иконоборчества монахи эмигрируют из центра империи в Таврику, основывая здесь пещерные обители. 
Почитание святой великомученицы Анастасии Узорешительницы в период VI-VIII веков из Константинополя распространяется на греческие острова, юг Италии, в Сицилию и на Кипр, в Сардинию и на Ближний Восток, появляются монастыри во имя этой святой. Не сохранилось письменных источников о жизни монастыря в этот период, однако известно, что монастырь принял устав св. Феодора Студита (826), поборника иконопочитания.

Что до истории ближайших поселений и их топонимики, то по выводам историка Веймарна, скифо-сарматское поселение на месте Баштановки существовало уже в V веке. На мысе Бурун-Кая, к юго-западу от села, имеются остатки построек, датируемые X—XI веками, основным видом деятельности упоминается виноделие, сохранились вырезанные в камне цистерны и давильни. Первое упоминание деревни — в джизйе дефтера Лива-и Кефе (османской налоговой ведомости) 1652 года, как Качи Калйан, где перечислены крымские греки — подданные султана и указано, что деревня находится на земле Крымского ханства (в XV-XVIII веках тут проходила граница: к юго-востоку располагался кадылык Османской империи, к северо-западу владения Крымского ханства).
 
 
Во времена Крымского ханства
Обитель действовала во времена Крымского ханства, где имелся определённый уровень веротерпимости. Монастырь был почитаем русскими царями. По жалованной грамоте царя Бориса Годунова 1598 года церкви св. Анастасии выдавалась милостыня. Царь Михаил Фёдорович также оказывал денежную поддержку монастырю. Неясно, являлась ли киновия святой Анастасии отдельным образованием или подчинялась Успенскому Анастасиевскому пещерному монастырю, который находится в непосредственной близости и где в XVIII находилась резиденция митрополита Готского. К концу XVIII века киновия приходит в упадок, монастырские постройки обветшали, в скиту остался единственный пустынник. Имеется церковное предание на его счёт, не лишенное фактических оснований.
В 1774 году по результатам русско-турецкой войны Крымское ханство был объявлено независимым от Порты и получило право избирать себе ханов. Под давлением России после обращения церковных иерархов к Екатерине II должен был быть осуществлён вывод христиан Крыма (греков, армян, итальянцев) в Приазовье, что подрывало экономику ханства. Духовным и гражданским главой православной конфессии в Крыму в этот период был митрополит Игнатий, возглавлявший Крымскую Гото-Кафскую епархию. 
Он происходил из древнего итальянского рода Гозадино. В детстве был отвезён на Афон для воспитания, вступил в монашество, прошёл все степени духовной иерархии до сана епископа. В Константинополе он вошёл в Вселенский патриарший синклит и удостоен сана архиепископа с назначением на Крымскую кафедру. Он и выступил инициатором вывода христиан. Узнав об этом, татарская знать, которая теряла источники дохода, стала преследовать митрополита Игнатия с целью убить. Владыка нашёл себе укрытие именно в урочище Качи-Кальон, где его полтора месяца прятал грек-отшельник. Выход христиан проходил в том числе через Качинскую долину. Они забрали чудотворную икону святой Анастасии Узорешительницы. Монастырь опустел, постепенно приходила в упадок церковь и другие монастырские постройки.
 

Качи-Кальон

 
В Российской империи
Возрождение скита произошло в XIX веке, благодаря трудам святителя Иннокентия (Борисова). Осенью 1849 года он после обращения протоиерея Михаила Родионова подал в Святейший Синод «Записку о восстановлении древних святых мест по горам Крымским», где предлагает скитский вид монашества, как на самый целесообразный для Крыма, принятый на горе Афон и хорошо знакомый в России. Император Николай I собственноручно утвердил «Записку…», в 1850 году скит был возрождён. Он подчинялся Успенскому Анастасиевскому пещерному монастырю. 13 августа 1850 года архиепископ Иннокентий посетил Качи-Кальон, источник и освятил в церкви святой Анастасии второй предел во имя Страстной иконы Божией Матери.
Страстная икона Божией Матери, на которой изображены Ангелы с орудиями Крестных страданий Спасителя по обеим сторонам лика Богородицы символизирует Страстную неделю перед Воскресением Христовым. Икона была принесена в Москву в 1641 году по воле первого царя из дома Романовых. У Тверских ворот Белого города была встречена царём, его сыном, патриархом и Священным собором при большом стечении народа. Икона, по преданию, остановилась перед воротами. Михаил Фёдорович повелел возвести на «месте сем» Страстной собор. 
Он был построен в 1646 году Алексеем Михайловичем. В 1654 году был основал девичий Страстной монастырь при соборе.

Московские богомольцы из этой общины периодически совершали паломничества в Анастасиевскую обитель. В 1888 году на их средства, при участии монахинь того же монастыря была возобновлена вторая древняя церковь, высеченная в гигантском отдельном камне, отвалившемся от скалы. 
Освящена во имя мучениц Софии и её дочерей — Веры, Надежды и Любови. Размеры храма не более 4 м на 2,5 м. Он сохранился до наших дней, находится на горе в 350 метрах от Анастасиевской церкви, ныне разрушенной. Ориентирован пещерный храм на юго-восток и имеет два входа. Над одним из них были высечены желобки для отвода дождевой воды, а в нише над входом – равноконечный крест. В южной и северной стенах устроены ниши для икон. Стены обработаны косыми ударами кирки и оштукатурены. Были высечены скамьи для прихожан, а в полу южной части храма находилось захоронение, закрытое каменными плитами. Вокруг храма сохранились древние захоронения, костницы.
В Престольный праздник 30 сентября, богомольцы располагались под открытым небом вокруг пещерной церкви. К началу XX века Анастасиевская обитель была известна как крымским христианам, так и паломникам.
 
 
Закрытие обители во время СССР
Волна гонений на христиан после прихода к власти в России большевиков затронула и Анастасиевскую обитель. 20 июня 1932 года протоколом заседания №9 Постоянной комиссии при Президиуме ЦИК КрАССР по вопросам культа постановили: «Монастырское подворье и церковь ликвидировать, ввиду требования трудящихся окружающих деревень, а подворье и церковь передать хутору № 2 совхоза «Коминтерн» под культурные нужды». Монастырское подворье в д. Пычки было ликвидировано. Церковное имущество конфисковано, а судьба выселенных монахов неизвестна. Позднее здание церкви и кельи были взорваны и разобраны практически до основания, якобы для строительства дороги.
  
  

Качи-Кальон

Достопримечательности Качи-Кальона
Пещеры Качи-Кальона интересны и разнообразны. 
Возрождение обители и сопутствующих храмов началось только в новейшее время, преимущественно силами братии Свято-Успенского Бахчисарайского мужского монастыря. Ее можно разделить на следующие составные части:
 
Два первых грота, по-видимому, никогда не принадлежали монастырю. Они являли собой винодельню с хозяйственными постройками, ямами и давильнями винограда. Сохранились скальные помещения на разных уровнях, с пазами для деревянных подпорок.
В пространстве между вторым и третьим отделом пещер не было,
здесь, на относительно ровном участке, только давили виноград. Немного отвлекаясь, можно заметить, что по оценкам специалистов, хозяйство это могло перерабатывать за сезон до 250 тонн ягод.
Третий грот, по всей видимости, выполнял функцию храмово-погребального. В нем до сих пор прослеживаются останки трех маленьких церквей.
Следуя от третьего к четвертому, можно обнаружить более трех десятков небольших пещерок, бывших местом обитания монахов. Здесь встречаются надписи на греческом и вырезанные в скале кресты, в том числе увитые виноградной лозой.
Четвертый грот самый большой, он напоминает купол огромного готического храма с высотой потолка до 40 м. Вероятно, некогда площадь этого естественного «собора» была еще больше, часть скальной стены обвалилась под воздействием землетрясения. Рядом располагаются десятки пещер и углублений, как церковного, так и хозяйственного предназначения.
Есть еще пятая полость, но сегодня добраться до нее можно только с помощью альпинистского снаряжения.
На полуострове Крым пещерный монастырь Качи-Кальон гордится важнейшей своей достопримечательностью храмом великомученицы Анастасии Узорешительницы, украшенным изнутри бисером. Рядом располагается целебный источник, известный в этих местах с незапамятных времен. К сожалению, воды в нем становится все меньше. Бисерную церковь можно увидеть чуть ниже четвертой пещерки. У подножия городища, в юго-восточной части, возле тропинки, сохранилась маленькая церквушка святой Софии, вырубленная внутри отдельно стоящего останца. Ее возраст оценивают в 12-14 веков.
  
 
Восстановление монастыря в виде Скита Анастасии Узорешительницы
Возрождённый скит св. Анастасии находится на склоне горы Фыцки, слева и выше по склону от своего прежнего исторического месторасположения 44°41′47″ с. ш. 33°52′56″ в. д.HGЯO в глубокой балке. В 2005 году работы начал иеромонах Дорофей из Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря, по благословению настоятеля архимандрита Силуана. 
Спустя 2-3 месяца появились первые насельники. 28 мая 2005 года день основания возрождённого скита. В одной из пещер был создан храм во имя святой Анастасии Узорешительницы, убранство которого выполнено из бисера. 
Оборудован источник на территории скита, он освящён во Имя Софии, Премудрости Божией. Скит возглавляет игумен Дорофей, на 2018 год имелось десять человек братьев и до 20 человек трудников. Возводится храм во имя иконы Пресвятой Богородицы «Троеручица».

28 января 2018 года в ските произошло возгорание. По словам монаха Исидора, огонь вспыхнул в кочегарке, а затем перешел на другие постройки. Сгорела кухня, девять келий, хозяйственные строения. Огонь уничтожил почти половину построек, однако люди и бисерный храм не пострадали.
 
   
Каи-Кальон, где находится, как добраться
Ближайший город к нему – Бахчисарай. 
Качи-Кальон расположен рядом с поселком Баштановка, другие населенные пункты поблизости – Машино и Предущельное. 
Через трассу, напротив городища, протекает живописная речка Кача. 
Неподалеку расположена база отдыха «Алимова балка».
 Сперва вам потребуется доехать до Предущельного – автобусы от Бахчисарая и Симферополя сюда ходят регулярно. Если вы будете добираться пешком, то рекомендуется проехать чуть дальше – скажите водителю, чтобы остановил на повороте «Подъем к роднику».
 Из самого же села тоже можно дойти, но расстояние будет больше.
 
Туристу на заметку
Адрес: п. Предущельное, Бахчисарайский район, Крым, Россия.
Координаты: 44.694638, 33.887129.
Сегодня обрывы пещерного города Качи-Кальон облюбовали любители бейсджампинга — рискованных прыжков с парашютом. Разгоняясь, смельчаки прыгают прямо в бездну, а через несколько мгновений, открыв парашют, приземляются в широкой долине Качи, возле шоссе. У каждого свои мотивы посетить это места, но отзывы туристов однозначно подтверждают – городище достойно осмотра!
 
  

______________________________________________________________________________________________________________________ 

ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Ландшафтно-рекреационный парк регионального значения Республики Крым "Бахчисарай". ООПТ России. Официальный сайт (2015).
 Государственный природный заказник регионального значения Республики Крым "Качинский каньон". ООПТ России. Официальный сайт (2015).
 Веймарн Е.В. От кого могли защищать готов в Крыму «Длинные стены» Прокопия // Античная древность и средние века. Античные традиции и византийские реалии : Сборник научных трудов. — Екатеринбург: УрФУ, 1980. — Т. 17. — С. 19—33. — ISSN 2310-757X.
Из джизйе дефтера Лива-и Кефе 1652 г. (Османские налоговые ведомости). Азовские Греки.  Гроздов, 1888, с. 90.  Калиновский, 2014.
 Скит Анастасии Узорешительницы. Сайт Скит Анастасии Узорешительницы skitanastasii.church.ua (2014-2019).
Е. В. Веймарн, М. Я. Чореф. Корабль на Каче. — Археологические памятники Крыма. — Симферополь: Таврия, 1976. — 92 с.
Гроздов А. В. Записка о восстановлении древних святых мест по горам Крымским (рус.) // Издание Таврической ученой архивной комиссии, Симферополь. — 1888. — № 5. — С. 87-97.
Калиновский В. В. У истоков восстановления колыбели христианства на Руси: архиепископ Иннокентий (Борисов) и Херсонесская обитель (рус.) // Пространство и Время. — 2014. — № 2(16). — С. 207—215.
Могаричев Ю. М. Пещерные церкви Таврики. — Симферополь: Таврия, 1997. — 384 с.
В. Г. Ена Заповедные ландшафты Крыма, научно популярный очерк, Издательство «Таврия», Симферополь, 1983
Богданова Н. М. Проблемы истории византийского города // Причерноморье в Средние века. — М., 1991. — С. 8—172.
Щеглов А. Н. Полис и хора. Серия «Археологические памятники Крыма». — Симферополь: Таврия, 1976. — 175 с.
Очерки истории и культуры. — Харьков: Майдан, 2004. — 732 с.
Достопримечательности Крыма
Крым; путеводитель. // Моисей Яковлевич Олинский. Крым, 1966.

 

 

 

ВложениеРазмер
Качи-Кальон260.03 КБ
Качи-Кальон175.66 КБ
Качи-Кальон145.89 КБ

Комментарии

Отправить комментарий