Вознесенский монастырь, город Сызрань
Вознесенский монастырь - действующий мужской православный монастырь, располагающийся в городе Сызрани Самарской области.
Основан 25 мая 1685 года, то есть двумя годами позже Сызранской крепости. По древнему обыкновению благочестивого русского народа одновременно с возведением крепости Сызран первые строители и первые жители (а это были «служилые люди», солдаты) захотели устроить монастырь. Позволительная грамота царей Иоанна и Петра Алексеевичей на основание Вознесенского монастыря была дана 2 мая 1685 года симбирскому стольнику и воеводе Матвею Головину. В 1686 году завершилось возведение первых построек.
ПАМЯТНИКИ ГЕОЛОГИИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
РОДНИКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ!
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
В 1691 году стали возводить деревянную Вознесенскую церковь. Из-за недостатка средств завершено сооружение деревянного храма Вознесенского монастыря было только в 1694 году.
Каменный храм Вознесения Господня был построен в 1738 году.
В 1928 году Вознесенский монастырь был закрыт. Монашеская жизнь возродилась с июня 1996 года, ведётся реставрация храмов.
ИСТОРИЯ МОНАСТЫРЯ
История Вознесенского мужского монастыря в Сызрани начинается с перевода солдат и сержантов из Симбирска, Казани, Тетюш в новостроящуюся крепость Сызран. Жизнь людей того времени была неразрывно связана с православным храмом. В то время службе Отечеству военные отдавали 25 лет своей жизни. Оставшись без родственников, без семьи многие солдаты уходили в монастыри. Как свидетельствуют хроники тех лет «…Многие из солдат «стары и дряхлы», собираются постричься в иноческий чин, а постричься им негде, монастыря у них нет, а другие города удалены, и помирают многие без пострижения …». Поэтому в мае 1685 г. по указу царей была дана грамота старцу Кириллу на постройку монастыря Вознесения Господня, Пречистой Богородицы Смоленской и Архистратига Михаила «против города Сызрана по другую сторону реки Крымзы на порожней земле, прозвище стрелка». Весной 1687 года старец Кирилл перенес монастырь в город Кашпир, который находился в 8 верстах от Сызрана.
На прежнем месте при часовне остались только несколько человек под начальством старца Филарета. Благочестивые жители города Сызрани никак не хотели оставаться без святой обители. В 1691 г. оставшаяся братия и горожане попросили благословение у Патриарха Адриана на постройку обители в честь Вознесения Господня и от Кашпирского монастыря возвратить Сызранскому первоначально данную землю. Получив благословение, старец Филарет возобновил строительство монастыря. В 1691 году началось возведение деревянной Вознесенской церкви, на которую по просьбе старца Филарета была даже пожалована небольшая сумма денег от царского двора. В 1694 году появилась деревянная церковь во имя Вознесения Господня. Из других настоятелей особо известен игумен Михаил. Он в 1711 году основал невдалеке от Сызрани Жадовскую пустынь. В 40-х годах ХVIII столетия здесь, в этой тихой обители, доживал свой век знаменитый архимандрит Иона (Саникеев). Он был некогда одним из 9 иерархов, подписавших проект петровского Духовного Регламента (Закона о церкви). При Екатерине II архимандрит Иона стал членом Святейшего Синода, но потом оступился на скользких тропах власти и был сослан в далекий Свято-Вознесенский Сызранский монастырь.
По докладу Святейшего Синода Высочайшим Указом в 1832 году состоялось учреждение обособленной Симбирской епархии с отделением ее от Казанской митрополии. Первым управляющим самостоятельной Симбирской епархии стал архиепископ Симбирский и Сызранский Анатолий, который последние два года своей жизни провел в Сызранском Вознесенском монастыре на покое, где умер и похоронен.
Подробные сведения о настоятелях появились с 1834г., когда сюда наместником был переведен из Алатырского Троицкого монастыря архимандрит Герман, до пострижения Иоанн (Похвалинский). Он вел широкое капитальное монастырское строительство, начав с ограждения территории в границах жалованных земель. Возвел здание Сызранского духовного Правления, построил каменный двухэтажный богодельный дом с переходом к Феодоровскому храму. Самый же большой вклад в развитие обители внес архимандрит Августин, который являлся настоятелем с 1848 года. В период его управления было построено большинство построек. В 1852 году был построен каменный холодный Вознесенский храм. Именно при нем в 1855 году Сызранский Вознесенский монастырь был переведен из обители третьего класса в первый. В эти же годы построен игуменский дом с домовой церковью, освященной в честь св. Петра и Павла, братский корпус, а в 1857 году каменная одноэтажная пекарня и каменная баня для братии. О том, как была построена теплая церковь во имя иконы Феодоровской Божией Матери, свидетельствует следующая история.
В деревянном храме Вознесения Господня хранилась главная сызранская святыня — икона Феодоровской Божией Матери, перенесенная сюда в середине ХУIII столетия из Кашпира. На тот ключ, где она явилась ежегодно шел крестный ход. Икону носили по домам, окрестным селам и деревням. Вскоре по переносу иконы случилось чудо. Жил тогда в Сызрани отставной дворянин Иван Васильевич Борисов. Был он человеком в годах и страдал сильной болезнью глаз, из-за которой временами лишался зрения. Будучи глубоко верующим, несколько лет упорно молился о выздоровлении образу Феодоровской Божией Матери. Вскоре он полностью излечился и в благодарность он дал обет выстроить вместо деревянного Вознесенского храма каменный, что и осуществил. Позднее в 1825 году новая церковь была расписана крепостным художником Никифором Андреевичем Резниковым, а в 1855г. она получила свое нынешнее название: во имя иконы Феодоровской Божией Матери.
В 1885 году наместником монастыря был назначен иеромонах Антоний (Никольский). В 1891 году ему пожалован сан игумена, а в 1895 году – архимандрита. При нем на монастырские средства в 1895 году построено двухэтажное здание Сызранского духовного училища с общежитием для учащихся и домовой церковью.
В XIX веке в Вознесенской обители процветало собственное монастырское хозяйство. Обитель владела тремя мельницами. На территории обители хозяйственной части обители размещались хлебные амбары, скотный двор, квасоварня, пекарня и другие постройки. Монастырскими средствами поддерживались духовное училище Сызрани. В обители имелась библиотека , в которой находилось около 300 томов,
Вознесенский монастырь также являлся и местом первого некрополя города Сызрани. Существовал благочестивый обычай: погребать горожан на монастырском кладбище за вклады на помин души.
Последним настоятелем монастыря был архимандрит Александр, в миру Вахатов Сергей Флегонтович. Согласно архивным данным именно он в 1923 году подписал акт о роспуске монастыря. 19 февраля 1938 года в городе Куйбышеве архимандрит Александр был расстрелян.
По постановлению Средне-Волжского облисполкома от 17 декабря 1928 года была закрыта Вознесенская церковь, а в начале 30-х- Феодоровская.
Но милостью Божией после тысячелетия празднования Крещения Руси вновь стали возрождаться из руин храмы и монастыри Русской Православной Церкви. Все возвращается на круги своя. 24 июня 1996 г. архиепископ Самарский и Сызранский Сергий вновь освятил соборный храм монастыря и совершил в нем Божественную Литургию. В монастыре поселились монахи, послушники, трудники, которые стараются вернуть обители первоначальный облик и возродить в ней истинную монашескую жизнь. Открыт Вознесенский храм, где ежедневно проходят богослужения и Таинства церкви. Здесь совершают молебны перед иконой Божией Матери «Неупиваемая чаша», для страдающих недугами пьянства и наркомании, а также покаянный молебен для женщин, совершивших грех детоубийства во чреве своем, читается «Неусыпаемый Псалтырь». В 2002 году Священным Синодом на должность настоятеля монастыря утвержден иеромонах Марк (Алексеев), а в 2004 году архиепископом Самарским и Сызранским Сергием возведен в сан игумена. Именно игумен Марк начал активную деятельность по возрождению святыни Сызранского края – Вознесенского мужского монастыря. Он лично руководит всеми строительно-реставрационными работами. При монастыре действует православная библиотека. работают швейная и иконописная мастерские. Монахи обители ведут большую просветительскую деятельность. Ими реализуются различные социальные и просвятительские проекты.
С Божием благословением, трудами и молитвой насельников помощью доброхотов эта святая обитель возродится в своей первозданной красоте.
СВЯТОЙ ИСТОЧНИК
В 1713 году около источника в селе Кашпир была обретена чудотворная икона Божией Матери именуемая Феодоровская. Вблизи этого родника часто отдыхали со своими стадами местные пастухи. Однажды они увидели у источника святую икону Божией Матери и, осмотрев ее с благоговением и душевной радостью, тотчас дали знать об этом местным жителям. Икону перенесли в приходской храм села Кашпир.
Через несколько лет жители Сызрани возымели желание перенести ее в свой город. С молитвой взяли они образ Божией Матери и поставили в собор. К общему удивлению, на следующий день по перенесении, икона оказалась на прежнем месте своего явления.
Узнав об этом чуде, сызранцы исполнились еще большим благоговением и решили снова с крестным ходом перенести икону в свой город, но поместить уже не в соборном храме, а в Вознесенской мужской обители, что и было ими исполнено. При перенесении чудотворного образа было много исцелений. А источник люди также не забыли. Многие годы святая вода подавала людям исцеление душевных и телесных недугов.
В 30 годах XX века многие стали забывать про Бога. Церковь и ее святыни были поругаемы. Однако по рассказам сторожилов поселка Новокашпирский на источник продолжали спешить люди, помолиться Господу, Царице Небесной и испить святой воды. И тогда для того чтобы отлучить людей от родника , было принято решение осквернить его- залить мазутом. Но благоволением Божиим, родник самоочищался.
В 1997 году по благословению благочинного Сызранского округа протоиерея Григория Коберника было принято решение благоустроить святой источник Феодоровской иконы Божией Матери. Сначала был поставлен колодец. Со временем построены часовня и купальня. Все чаще на этом святом месте слышались молитвы к Божией Матери «Пришествием честные твоея иконы Богоотроковицы обрадованный днесь богохранимый град сей». С восстановлением святого родника сызранцы еще больше почувствовали заступничество и покровительство Царицы Небесной. Для многих посещение источника Феодоровской иконы Божией Матери стало знаменательным. Потому что именно здесь многие чувствуют любовь Господа к нам грешным и недостойным, именно здесь многие обрели веру и встали на путь покаяния и исправления своей жизни.
ГДЕ НАХОДИТСЯ, КАК ДОЕХАТЬ, КОНТАКТЫ
Адрес: Россия, 446013, Самарская область, г.Сызрань, ул.Монастырская, 2
Телефоны:
8 (8464) 33-29-22 — настоятель игумен Марк (Алексеев)
8 (927) 614-31-18 или 91-31-18 — казночей игумен Дионисий (Беседа)
8 (927) 614-31-06 или 91-31-06 — благочинный иеромонах Даниил (Митин)
8 (960) 848-78-18 — администратор сайта иеродиакон Стефан (Карпов)
8 (8464) 36-10-60 — бухгалтерия
E-mail: info@vozmon.ru
Официальный сайт: https://vozmon.ru
Доехать до Вознесенского мужского монастыря:
от вокзала Сызрань1, на автобусе № 1,4
Остановка «ВОЗНЕСЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ»
МОНАСТЫРЬ В 19 ВЕКЕ
Монастырь получал огромные доходы от мельницы и сдачи земли в аренду, число братии было довольно невелико, поэтому монахи широко использовали наёмный труд, оставив себе единственную обязанность — посещение богослужений.
В силу малограмотности большинства монахов они вместо религиозных трудов и размышлений предавались пьянству. Так, в списках братии за 1836 год, при настоятеле Иннокентии, при штате в 10 человек только про трёх монахов не упомянуто, что они имели взыскания, прочие же были штрафованы за пьянство и обман. Послушники в основном были исключёнными из училища, а один был и вовсе «по тупости понятий ничему не обучавшийся»[43].
Квартальный надзиратель регулярно сообщал игумену:
«Сего числа полицейскими за р. Сызраном у питейного дома безобразно лежащий, почти неодушевлен ведомства вашего дьякон Никифоров взят и представлен ко мне, который через разные способы приведён в чувства, При сем к вам посылается».
Он же писал, что во время объезда нашёл «мёртво-пьяным и на спрос ничего не отвечающим, валяющимся у двери питейного дома иеродьякона Досифея, коего приказал взять в часть, но оный иеродьякон и по приводе на вопросы был бессловесен, а потому, вытрезвя, препровождаю к вам, о. игумен»[43]. За этим же иеродьяконом числились избиение священника, угрозы убийством, неоднократные покушения на самоубийство. И такие случаи были не единичны:
Иеромонах Иона до такой степени был пьян, что по приходе к игумену не мог стоять на ногах и упал… Священник Ягодинский в братской трапезе за ужином пьяный прибил дьякона за напоминание, чтобы он не утаивал братских денег. На другой день Ягодинский был отправлен в ход с иконой с предупреждением, тем не менее у него отобрали три рубля братских денег и привели в монастырь пьяным.
При этом, несмотря на существенные доходы, монахи пропивали не только их, но даже монашеское одеяние. Городничий, отобрав у владельца питейной лавки заложенные вещи, сдавал их монахам под роспись: «Колпак и два носовых платка получил иеродиакон Феодосий», «Получил два платка и колпак послушник Игнатьев», «Получил три платка да колпак иеродьякон Досифей», «Хотя были мною заложены перчатки, два платка, но из представленных продавцом вещей сих моих не оказалось».
ИМУЩЕСТВО МОНАСТЫРЯ
На территории монастыря находились 6 жилых корпусов, а также хлебопекарня, квасоварня, хлебные амбары, скотный двор, надворные службы. Также имелись баня, богадельня для престарелой братии и лишённых сана священников. Кроме этого монастырь в начале XX века пустил часть своих капиталов на приобретение 12 каменных торговых лавок, сдававшихся в аренду горожанам.
Действовала библиотека, в которой было около 300 томов, половину из которых приобрёл наместник архимандрит Августин[24], выписывались религиозные журналы. При библиотеке был архив, в котором хранились монастырские документы начиная с 1776 года[].
Вознесенский монастырь владел тремя водяными мельницами на реке Сызрани, две из них которых были просообдирными], а третья была крупнейшей в губернии водяной мукомольной мельницей на 27 поставов[10]. Эти мельницы служили источником дохода монастыря, на них за плату мололи зерно сызранские купцы. Так, только в 1895 году было размолото хлеба и обработано проса на сумму в 29 тысяч рублей. Имелись у монастыря сады и огороды.
Средства к существованию монастырь получал из следующих источников:
обработка монастырских земель;
доходы от мельницы;
доход от сдачи внаём принадлежащего монастырю недвижимого имущества в Сызрани;
проценты на капитал, помещённый в ценные бумаги;
денежный оклад, положенный монастырю третьего класса;
плата за молебны, акафисты, просфоры, поминовения за здравие и упокой.
Доходы от ценных бумаг и кружечные поступления в 1900 году составили 8655 рублей, в 1903 — 10 329 рублей. Куда более весомы были доходы от использования монастырского имущества, в первую очередь мельниц, достигавшие 60 тысяч рублей в год. На 1 января 1906 года монастырь располагал капиталом в 99 877 рублей в процентных бумагах, к 1916 году капитал достигал уже 200 тысяч рублей.
Треть монастырских доходов перечислялась Симбирскому епископу. Так, епископ Никандр за время своего управления епархией с октября 1895 года по апрель 1904 года получил из доходов монастыря отчислений 100 823 рубля, то есть около 12 тысяч рублей в год. Одна шестая часть доходов отходила наместнику, оставшаяся половина делилась между братией: монах или послушник получали одну часть, иеродиакон — 1,5 части, иеромонах — 2 части, казначей — 2,5 части. Доля каждого монаха могла увеличиваться или уменьшаться по усмотрению игумена. Но братия была довольно малочисленна, так что каждому доставались довольно солидные суммы, например в 1905 году иеромонах получал около 600 рублей в год, при том, что отопление, освещение, проживание и еда были за монастырский счёт.
ХРАМЫ МОНАСТЫРЯ
Первый монастырский храм был построен в 1695 году. Это была холодная деревянная церковь во имя Вознесения Господня. В 1718 году упоминается о наличии у храма придела во имя Рождества Пресвятой Богородицы. При храме имелась деревянная колокольня с четырьмя небольшими медными колоколами. В 1738 году этот храм был упразднён, так как в монастыре был построен новый — каменный.
Вознесенский храм 1853 года постройки
Это был тёплый двухпрестольный храм во имя Вознесения Господня с приделом во имя Феодоровской иконы Божией Матери. Он был построен на средства дворянина Ивана Васильевича Борисова[22], который страдал тяжёлой болезнью глаз, но, согласно преданию, полностью излечился после молитв находившемуся в монастыре образу Феодоровской Божией Матери. Тогда И. В. Борисов дал обет выстроить вместо деревянного храма в обители каменный, что и исполнил[1], несмотря на продолжавший действовать запрет Петра I на сооружение каменных зданий за пределами Санкт-Петербурга[26]. Позднее Борисов сам был пострижен в монахи[22]. С алтарём и папертью размеры храма составляли 10,5 на 6 саженей[29]. В 1796 году в храме был устроен четырёхъярусный иконостас столярной работы[45]. В 1811 году в приделе, а в 1812 году в главном храме были проведены значительные ремонтные работы с расширением окон, заменой полов и заменой каменных сводов на накатные потолки. Оба раза престолы заново освящал архимандрит Покровского монастыря Евстафий[46]. В 1825 году храм был расписан крепостным художником Никифором Андреевичем Резниковым[1] (по другим данным, это произошло ещё в 1796 году[46]). В 1839 году он был покрыт железом, иконостас частично позолочен. В 1849 году иконостас был заменён на новый, весь позолоченный[45], а роспись как снаружи, так и внутри, была замазана.
В 1790 году в правой части трапезы храма, в юго-западном углу, была похоронена Екатерина Дмитриева, сестра писателя и министра Ивана Дмитриева, в левой стороне в северо-восточном углу в 1844 году был похоронен первый симбирский епископ Анатолий, а в 1847 году в ногах у него — настоятель монастыря, архимандрит Герман.
В 1853 годах была освящена новая церковь, из-за чего престол храма сменил название, вместо Вознесенского став именоваться во имя Феодоровской иконы Божией Матери, а престол в приделе был переименован во имя Архангела Михаила. В настоящее время Феодоровская церковь считается старейшим зданием Сызрани.
В 1851—1853 годах был построен и освящён каменный холодный однопрестольный храм во имя Вознесения Господня[22]. Автором проекта стал архитектор сызранской удельной конторы И. А. Бенземан. Храм размерами 16 на 10 сажен был пятиглавым, с восьмериковыми главами[27], покрытыми белой жестью. На главном куполе находился позолоченный крест, на малых — деревянные кресты, обитые железом. Потолок, стены внутри храма и алтаря были расписаны масляными красками. При храме была построена колокольня. В 1894 году в храме был устроен пятиярусный иконостас столярной работы из липового дерева, иконы для которого были написаны в Москве.
В 1854 году был построен холодный однопрестольный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Он размещался над святыми вратами монастыря. Но этот храм просуществовал недолго и в 1867 году был разобран, а на его месте началось строительство пятиярусной колокольни общей высотой 53 метра, в которой должен был разместиться храм[22]. Однако в 1869 году недостроенная колокольня рухнула, в связи с этим храм был упразднён.
В 1859 году в монастыре была освящена каменная домовая однопрестольная церковь во имя святых апостолов Петра и Павла. Иконостас в храме был небольшой, столярной работы, украшенный резьбой, иконы в основном новой живописи были вставлены в рамы, позолоченные на полименте.
В 2009 году уже в воссозданном монастыре был построен храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Он находится на монастырском подворье, рядом с источником, где некогда была явлена икона Феодоровской Божией Матери. Одной из прихожанок в храм была пожертвована старинная икона «Живоносный источник», до революции находившаяся в храме села Радищево.
СВЯТЫНИ МОНАСТЫРЯ
В монастыре находилась особо почитаемая икона Феодоровской Божией Матери. Образ, считающийся чудотворным, почитали и старообрядцы, которых было довольно много в Сызрани[40]. В настоящее время она находится в Казанском соборе Сызрани.
В современном монастыре также имеются свои святыни. Это икона великомученицы Варвары с частицей мощей; ковчежец с частицами мощей преподобных Антония Великого, Пахомия Великого, святителя Павла I Константинопольского; икона преподобного Серафима Саровского с частицей покрова с мощей.
Феодоровская икона Божией Матери
Икона Божией Матери «Феодоровская», по преданию, была написана самим евангелистом Лукой. Названа так по её нахождению в храме Феодора Стратилата в Городце. После нашествия Батыя икона была повторно обретена, по настоящее время хранится в Костроме и почитается как чудотворная.
Примерно в начале XVIII века под Сызранью был обретён список с этой иконы. По легенде это случилось в 1713 году на источнике около села Кашпир. Местные пастухи стали замечать некое сияние над источником, пропадавшее при приближении людей. В одну ночь сияние было ярче обычного и не погасло. Подойдя ближе, пастухи увидели образ Богородицы, стоявший на камне. На следующий день икону перенесли в приходской храм, откуда она ночью чудесным образом перенеслась на прежнее место. После отслуженного молебна крестным ходом икону принесли в Христорождественский собор Сызрани, но через несколько дней образ вновь вернулся на источник. Тогда сызранцы совершили крестный ход с иконой в Вознесенский мужской монастырь, откуда уже икона не исчезала. Тогда же были описаны первые чудеса, произошедшие от образа: умывшись водой из источника, где был обретён образ, исцелилась прокажённая, а на Волге внезапно утихла буря, грозившая погубить много лодок с людьми. Существуют и другие варианты истории об обретении иконы. Так, по некоторым сведениям, икона 17 лет находилась в Кашпире и лишь затем была перенесена в Сызрань.
Однако сызранский краевед Рыжков в своей антирелигиозной книге «Чудотворная икона Сызранского монастыря» раскритиковал церковную легенду[43]. По его данным, в монастырском архиве было три различных дела с описанием обретения иконы: авторства архимандрита Евстафия (написанное в 1803 году), авторства монаха из мещан Василия Ревякина (написанное в 1860—1870-х годах) и анонимное (созданное около 1850 года). Евстафий источником сведений указывает некого солдата, который пересказывал слова своего уже умершего столетнего отца. Анонимная рукопись ссылается на монастырских монахов, которые в 1817 году ходили в Кашпир и расспрашивали там местных старожилов, а Ревякин вовсе не указывает источников информации. По Евстафию икона появилась до 1705 года, а по анонимному автору и вовсе «в половине ХVI в.». Рыжков отмечает, что все монастырские источники сильно путают даты иных исторических событий, датировка которых известна из документов, что делает их ненадёжными, и что ещё в 1853 году на запрос властей об иконе монахи отвечали, что «ни о времени явления, ни о перенесении в Сызран иконы никаких письменных фактов не сохранилось»[43].
По мнению Рыжкова, точная датировка легендарного события была проведена задним числом и была связана с приближавшимся юбилеем — трёхсотлетием царствования дома Романовых: чем ближе была дата празднования, тем ближе дата обретения образа сдвигалась к 1713 году[43]. Рыжков также отмечал, что все сведения о подробностях обретения иконы, об её исчезновениях из храма и возвращении на источник впервые были записаны более чем сто лет спустя после предполагаемого события, при том, что монастырский архив сохранил копии документов ещё конца XVII века[43]. По мнению краеведа, автором «чудесного явления» был некий «костромской иеромонах Иоанникий», осознававший выгоду для монастыря от наличия чудотворного образа. Потому и образ является копией с костромской иконы, и не пожелал он оставаться ни в Кашпире, ни в соборе, а только в монастыре, где и подвизался в то время Иоанникий. Критике подверглись и сведения о чудесах, происходивших от иконы. Отмечалось, что их описания никем не заверены и даже преимущественно не подписаны, большей частью представляя собой либо обычные события, не имеющие ничего чудесного в основе, либо исторически недостоверные, а некоторые описания прямо копируют чудеса, приписываемые оригинальному костромскому образу[43].
Так или иначе, на источнике, на месте явления иконы, был установлен памятный знак. Ежегодно 12 июня к источнику совершался крестный ход с иконой[39]. Образ находился в Феодоровском храме монастыря до его закрытия[40]. Она помещалась в резной вызолоченной раме на треугольном аналое, пожертвованном в 1889 году княгиней Екатериной Васильевной Урусовой[39]. Монахи монастыря собрали сведения о пятнадцати происходящих от образа чудесных явлениях. Чудотворный образ стал весьма почитаем в народе. После закрытия храма икона была сохранена верующими и в 1944 году принесена во вновь открытый Сызранский Казанский собор, где находится по настоящее время. Ежегодно 8 июля и 27 марта в Казанском соборе проходят торжественные богослужения в честь чудесного явления Феодоровской иконы.
НАСЕЛЬНИКИ МОНАСТЫРЯ
Первые годы после основания монастырский штат был весьма невелик. Так, даже в 1739 году в нём проживало 14 человек, в том числе игумен-настоятель, три иеромонаха, один иеродиакон, четыре монаха, два священника, один диакон, один пономарь и один отставной дворянин на пропитании.
Спустя столетие, в 1839 году, в монастыре числился 21 человек. В 1854 году по штату первоклассного монастыря в монастыре должны были быть: настоятель, наместник, казначей, 8 иеромонахов, 4 иеродиакона, 8 монахов служебных, 5 монахов больничных, 2 пономаря, просфорник и ключник, он же чашечник и хлебодар — всего 33 человека[48], однако штатного расписания монастырь почти не придерживался. Так, в 1863 году в монастыре было 93 человека: наместник-архимандрит, 7 священников, 4 иеродиакона, 2 диакона, 16 монахов, 2 послушника и 62 человека братии[24]. А в 1870 году — настоятель, наместник, казначей, 6 иеромонахов, 1 священник, 1 иеродиакон, 1 дьякон, 1 монах, 1 рясофорный послушник и 5 послушников. Кроме того в богадельне проживали иеродиакон, два священника и два убогих сироты[48].
Сызрань – старинный волжский город, раскинувшийся по берегам пяти рек - Волги, Кубры, Крымзы, реки Сызранки и Кашпира (Кашпирка). Он отличается историко-культурной уникальностью, неповторимым природным ландшафтом, выгодным географическим положением. Он стоит на перекрёстке транспортных артерий, а потому его невозможно объехать стороной, перемещаясь с юга на север или с запада на восток нашей страны.
Город сохранил традиционный архитектурный облик и имеет особую ауру намоленного места. Здесь находится более 140 памятников истории и культуры. Среди них – православные храмы, купеческие усадьбы, изумительные образцы деревянного зодчества.
Город имеет богатое культурное наследие и современную самодостаточную экономику. Её граждане – трудолюбивые и патриотичные люди, которые смыслом своей жизни считают созидательную деятельность на благо своей семьи, родного города и Великой России.
Территория, на которой река Сызранка делает красивый изгиб, а затем сливаясь с водами Крымзы пополняет величественную Волгу, издревле привлекала многие народы для поселения и освоения. Археологические раскопки указывают на то, что уже 3,5 тысячи лет до н.э. в здешних местах проживала высокоорганизованная цивилизация.
Закладка Сызрани приходится на XVII век, и связано это с расширением границ Российского государства на восток. Опустошительные набеги кочевников, ногайских и крымских ханов, нападения лихой казачьей вольницы на торговые караваны препятствовали развитию этих земель.
Необходимо было поставить города-крепости и организовать оборонительные линии. Так возникла и Сызранская засечная черта.
Указом царей Петра и Иоанна Алексеевичей от 4 июня 1683 года предписывалось симбирскому воеводе князю Григорию Афанасьевичу Козловскому набрать полк из симбирских и корсунских дворян, детей боярских и служилых татарских мурз, стрельцов и казаков и «иттить Сызранск строить».
Для новой крепости выбрали гористое место, вблизи которого пролегала дорога на Урал, на правом берегу Волги, между речками Сызраном и Крымзой. Таким образом, крепость с трёх сторон омывалась водой и контролировала транспортные артерии.
К середине сентября «город Сызран со всякими земляными и каменными и деревянными крепостьми сделали…», на что указывалось еще в одном царском указе – от 18 сентября 1683 года. Кстати, вторая российская столица – город Санкт-Петербург – была основана тем же Петром, но на двадцать лет позже Сызрани.
Общая протяженность крепостной стены 290 сажен (около 630 метров). Углы её усиливались четырьмя бревенчатыми башнями. Пятая, с крепостными воротами в центре южной оборонительной стены, была каменной. С 1688 года она упоминается под названием Спасской. Это самое старое сооружение является ровесником Сызрани и визитной карточкой нашего исторического населенного места России.
Свое название город-крепость получил по названию реки, на которой был основан. В переводе с тюркского «сызран» – из оврага текущая, низменная.
Уже в XVIII веке военная функция крепости отодвигается на второй план, а затем и вовсе утрачивается. Город быстро завоевывает статус крупного торгового центра региона. В формируемом в эти годы общероссийском рынке Сызрани отводится роль торгово-перевалочного пункта правобережья Средней Волги. Здесь развивается посредническая торговля, формируется купечество, которое зарабатывает капитал перепродажей товаров. Скупали рыбу, икру, хлеб, калмыцкий скот в Заволжье, симбирских сёлах, а в самой Сызрани – ремесленные товары. Их везли на продажу в Москву, Петербург, Ригу, Нижний Новгород, Астрахань, Оренбург, Уральск.
В 1780 году Екатерина II учреждает герб Сызрани – чёрный бык в золотом поле – за успехи в торговле скотом и хлебом.
Город славился своими ярмарками, которые со второй половины ХIX века проводились четыре раза в год. Факт обширной торговли нашёл отражение и в названии улиц и площадей: Ярмарочная, Торговая, Хлебная площади, Торговая и Купеческая улицы.
К концу XIX века Сызрань становится самым крупным и богатым уездным городом России. Она занимает четвёртое место в Поволжье по переработке зерна, уступая лишь губернским городам – Нижнему Новгороду, Самаре и Саратову.Выгрузка хлебной баржи
Вдоль рек расположись здания мощных вальцовых мельниц купцов Чернухиных, Пережогиных, Стерлядкиных, Ильиных, Цветковых, Ревякиных и других известных в крае семей. Городская мельница и Закрымзенская слободаТорговля и мукомольное производство давали Сызрани немалый доход, и город стремительно развивался.
С момента основания Сызрани здесь стали возводиться православные храмы. В числе первых – Христорождественский собор, церкви Свято-Вознесенского мужского и Богородицкого женского монастырей, приходские храмы в честь пророка Илии, во имя Преображения Господня и Успения Божией Матери. Всего же в Сызрани было более двух десятков храмов, в том числе старообрядческие и единоверческие. Сегодня идет работа по восстановлению святынь, подвергшихся разрушению в годы советской власти.
_____________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:
Команда Кочующие
https://vozmon.ru/
Церкви и монастыри Самарской области
святые места Самарской области
Монастыри Самарского края (XVI—XX вв.): Справочник / Сост. B. C. Блок, К. А. Катренко. — Самара: Самарский Дом печати, 2002. — С. 36—40. — 216 с. — 1000 экз.
И.А. Мудрова. Сызранский Вознесенский мужской монастырь // Великие монастыри. 100 святынь православия. — Центрполиграф, 2010. — 400 с. — 4000 экз. — ISBN 978-5-227-02076-5.
Рыжков Н. Чудотворная икона Сызранского монастыря. — Сызрань, 1926. — 10 000 экз.
Яхонтов А. К. Город Сызрань и его достопримечательности: (Ист.-церк.-археол. описание). — Симбирск: типо-лит. А.Т. Токарева, 1901-1902. — С. 37—75. — 96 с.
Вложение | Размер |
---|---|
Вознесенский монастырь, город Сызрань | 134.56 КБ |
Вознесенский монастырь, город Сызрань | 141.78 КБ |
Вознесенский монастырь, город Сызрань | 200.07 КБ |
Вознесенский монастырь, город Сызрань | 128.79 КБ |
251008 (5).jpg | 56.28 КБ |
251008.jpg | 244.91 КБ |
- Россия:
- Тэги:
- 4228 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий