Деревня Портчара, праздник Сабантуй
Портчара расположена в 3,5 км северо-восточнее центра сельсовета - деревни Алашайка. До начала XX века деревня относилась к Параньгинской, затем Турекской волостям Уржумского уезда Вятской губернии. В 1920 году в составе этой волости вошла в Марийскую Автономную Область. Была в Сернурском, с 1924 года - в Мари-Турекском кантонах, с 1931 года - в Параныинском районе.
Селение основано более 250 лет тому назад приписанными к адмиралтейству татарами на пустоши, известной под названием "Портчара" (в переводе с марийского языка слово означает "голое место оставшееся от дома"). Легенда гласит, что здесь до прихода татар жили марийцы, которые, отказавшись от крещения, покинули свои жилища. Татары построили дома на высоком берегу реки Койла, расчистив лес под пашни. Деревня расположена в 5 км от Мари-Турека.
на Сабантуе в деревне Портчара
В "Экономических примечаниях Уржумского уезда", составленных в конце XVIII - начале XIX века, упоминается "дача Параньгинской волости починка, вновь заведенного по речке Кул... Ванатов тож, владения крещеных ясачных татар". В починке, состоящем из двух дворов, жили 6 человек мужского и 4 - женского пола.
По архивным данным 1836 года, в починке Портчара проживало 22 семьи, 163 человека (89 лиц мужского и 74 - женского пола). В 1859 году Портчара названа деревней Лашманской при речке Койле. В ней насчитывалось 17 дворов, проживало 117 мужчин, 140 женщин. Здесь были деревянная мечеть и писчебумажная фабрика Маматова. В архивном документе за 1858 г. говорится: "Бумажная фабрика купца Сулеймана Юсупова Маматова находится в д. Портчара Ирмучашской волости.
пруд в д. Портчара на реке Койла
Строение деревянное в длину 4, а в ширину 3 саженей. При фабрике находится 1 черпальный амбар и 1 подкатер. В ней возделывается бумага 3-4-х сортов, которой в 1858 году было выделано и сбыто на местах и в г. Казани: 3-го сорта по 1 руб. за тонну - 200 т на сумму 200 рублей серебром, 4-го сорта по 70 коп. за тонну (всего 300 тонн на сумму 210 рублей), белой чайной по 50 коп. - 100 тонн - 50 руб., оберточной по 30 коп. - 700 тонн - 210 рублей. Всего 1300 тонн - 670 рублей."
В 1869 году при мечети работала частная школа, где местный мулла Сагитдин Абдул Насыров обучал детей чтению, Корану, арабскому письму. Школа помещалась в собственном доме муллы, содержалась за его счет, обучались дети бесплатно. Всего учащихся было 30, в том числе 14 мальчиков, 16 девочек.
За последующие 1859-1884 гг. население деревни возросло в 1,7 раза, а количество дворов - более четырех раз. Подворной переписью 1884 года в деревне было зафиксировано 73 двора, 106 ревизских душ, 436 человек населения.
Жители деревни владели 1253,3 десятинами земли, содержали 74 лошади, 88 дойных коров и 63 головы крупного рогатого скота, 214 овец и коз. Была построена водяная мукомольная мельница, которая принадлежала крестьянину Г.Порфирьеву, имевшему земли в личной собственности в 24 десятины 1900 саженей около деревни Портчара.
Деревня развивалась быстрыми темпами. К 20-м годам XX века она превратилась в довольно крупное селение. В 1923 году здесь насчитывалось 146 дворов. В 1926 году проживали 402 мужчины, 419 женщин - всего 821 человек, все татары.
В начале 30-х годов жители деревни объединились в колхоз "Чулпан". В 1939 г. в селении числилось 659 человек, в том числе 290 человек мужского и 369 - женского пола.
Развивалась культура сельчан. В начале 1930-х годов усилиями приехавшей из Параньги Ф.Ирмашевой открывается школа первой ступени. В 1932 году после окончания Казанского педучилища сюда был направлен директором школы 17-летний Адгам Гарипович Сабиров, который позднее стал прокурором района. Впоследствии он работал председателем райисполкома, первым секретарем райкома партии. В 1935 году школа стала семилетней. В 1933 году в деревне открыли клуб со зрительным залом на 100 человек. Клуб имел патефон, здесь выписывали 3 наименования газет, 4 - журнала. Радиотрансляция в деревне стала вестись с 1938 года. В 1940-е годы открывается трахоматозный пункт, который просуществовал до 1963 года.
55 человек из деревни ушли на фронт, многие из них не вернулись. Один из них - Ахметсафа Гайсин. Он родился в 1918 году в семье Газиза и Тарифы Гайсиных. Рос отчаянным парнем. В 1938 г. был призван на действительную военную службу. В начале войны стал офицером. При форсировании Днепра заменил погибшего командира роты, которая под его командованием отбила 13 яростных атак немцев, удержала рубеж. Лично уничтожил свыше 20 солдат и офицеров врага.
Героически погиб 27 ноября 1943 году. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1944 года А.Гайсину посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Его имя носит одна из улиц поселка Параньга, бюст Героя установлен у обелиска павшим в центре поселка.
памятник Героям Советского Союза
В 1946 году в колхозе "Чулпан" насчитывалось 130 дворов, 66 мужчин, 146 женщин трудоспособного возраста, 39 подростков (всего населения было 580 человек). Работали подсобные предприятия: водяная мельница, кузница, мастерская транспортного инвентаря. Весь инвентарь хозяйства состоял из 25 конных плугов, 26 дисковых борон, 4 культиваторов, 2 сеялок, 1 конной грабли, 2 жаток, 1 молотилки, 3 зерновых сортировок, 2 соломорезок, 1 сепаратора, 22 повозок, 26 саней, 28 сбруй, 1 весов. В тот год на трудодень выдали 300 граммов зерна, 500 граммов соломы. Председателем колхоза работал М.Тимуршин, счетоводом - Х.Замилова.
К началу 1952 года в деревне осталось только 119 дворов, на 80 человек уменьшилось и население. За колхозом было закреплено 1672,7 га земли, из них пахотных - 1475,5 га. В 50-е годы хозяйством руководили Х.Т.Тимурханов, М.Ш.Шарафеев, Г.И.Шайхиев.
Более интенсивнее колхоз стал развиваться в 1960-е годы. В 1963 году его возглавил В.Н.Мухаметгалеев. На Портчаринской молочно-товарной ферме впервые в районе были механизированы все процессы производства молока, внедрена двухсменная работа доярок. Развернулось строительство: было построено здание правления, обновлены животноводческие помещения. На ферме трудился комсомольско-молодежный коллектив. Колхоз оснастился техникой. Трактористами, шоферами стала работать молодежь.
Больше внимания стало уделяться вопросам образования, медицинскому обслуживанию населения и повышению его культуры. В 1961 году построили новое деревянное здание школы, в тот период школой руководил В.Г.Гайсин. В этом же году в доме М.Ахметовой открылся фельдшерско-акушерский пункт. Фельдшером работала Нурия Имамовна Мухаметова. Спустя пять лет было построено новое здание клуба с большим зрительным залом, репетиционной комнатой, со стационарной киноустановкой. Учителя школы с сельской молодежью начали ставить концерты, спектакли. Приезжали сюда артисты из Казани, райцентра.
В 1956 году несколько детей портчаринцев были приняты на учебу в Параньгинскую школу-интернат. Все они со временем получили высшее образование. В их числе - Радик Хайбрахманович Тимурханов, бывший редактор районной газеты, Магсум Гилазов, полковник, служил военным советником во Вьетнаме, Таки Хафизов, инженер-механик и другие.
В 1970 году колхозы "Чулпан" и "Танк" были объединены в коллективное хозяйство им. Ленина. Его председателем стал В.Н.Мухаметгалеев, впоследствии - первый секретарь Параньгинского райкома КПСС, затем - заместитель министра сельского хозяйства МАССР.
В семидесятые годы жители деревни Портчара стали уезжать в Алашайку, Мари-Турек, Советский, г. Йошкар-Олу. Но самый большой отток населения из деревни начался после закрытия Портчаринской неполной средней школы. Она пользовалась большим авторитетом сельчан. В послевоенные годы здесь работали учителями Х.С. Садриев, Х.С. Саляхутдинова, Г.И. Шайхиев, Р.К. Зиадиева, Р.Х. Сафин и многие другие.
В 90-х годах вся техника, в том числе принадлежащая и Портчаринской бригаде, была сконцентрирована на центральной усадьбе. В 1998 году на Алашайские фермы перевели дойное стадо, а осенью 2002 года - откормочный скот. Трудоспособные жители Портчары остались без работы.
В начале 2003 года в деревне насчитывалось 47 дворов, 85 человек, в т.ч. мужчин - 32, женщин - 53, все татары. Жили здесь, в основном, пенсионеры, в 27 дворах - лишь одинокие. X.Тимурханов, Н.Зиадиев, З.Хабибуллин являются участниками Великой Отечественной войны.
Все сельчане имеют подсобное хозяйство, приусадебную землю в размере 0,3 га. 5 семей держат лошадей, 43 - коров, домашние птицы имеются почти в каждом личном подворье. Произведенная продукция используется на питание, а также на продажу. Дома сельчан, в основном, деревянные, каменных домов только четыре. Железом покрыты 4 дома, тесом - 6, шифером - 36. На улице установлены 12 водопроводных колонок. Жители с 2001 года пользуются радиоприемниками. Телевизоры имеются почти в каждом доме. Работает торговая точка частного предпринимателя.
В деревне на средства населения и спонсоров построена деревянная мечеть. Открытие состоялась 05.11.2011 года.
Портчару с Параньгой и Мари-Туреком соединяют асфальтированные дороги. Часть улицы деревни заасфальтирована.
В летнее время Портчара является излюбленным местом отдыха жителей Параньгинского и Мари-Турекского районов, так как после строительства плотины на реке Койла здесь завели рыб.
14 июня в деревне Портчара Параньгинского района Республики Марий Эл прошел татарский национальный праздник Сабантуй.
Хотя сабантуи проходят во многих татарских селах.
А здесь в деревне Портчара всего 12 домов, живут около 28 человек. Несмотря на это приехали на Сабантуй около 350-400 человек , родственники и знакомые, друзья тех , кто раньше родился и вырос в этой деревне из Моркинского, Мари-Турекского, Параньгинского районов РМЭ, из городов и районов Татарстана , Ярославля, Петербурга, Москвы. Встретили представителей Республиканского центра татарской культуры с большим татарским радушием и гостеприимством. Стол поставили на берегу большой плотины на очень живописном месте . Пели соловьи , на берегу плотины ходили и летали журавли .На столах стояли дымящиеся самовары, оладьи, жаренная картошка , варенья, фрукты и овощи. Мы были потрясены таким приемом.
На празднике было много призов – мультиварки , ковры, соковарки , микроволновки , постельные принадлежности, разные игрушки ,полотенца и так далее.. Все заранее знают когда пройдет сабантуй и с собой привозят подарки. Конечно же победителя по татарской национальной борьбе «Корэш» ждал баран, который был помещен в своеобразную красивую клетку с бантиками. Сабантуй начался немножко с опозданием в 11.30, потому что не было электричества , концерт открыли песнями под гармошку , на которой играл заслуженный работник РМЭ Гарай Магсумьянов .
Хорошо и вдохновенно с большим чувством на майдане пели Фарит Хайруллин, Илтузэр Тагиров , Аделия Мифтахутдинова, Аделя Нугуманова. А танцоры из ансамбля «Булгар» весело и задорно отплясывали татарские танцы. Праздник от начала до конца непринужденно и весело с шутками и прибаутками вели Равия Мусина и Равиль Шарафутдинов. На майдане всем желающим давали микрофон : кто поздравлял с праздником ,кто то танцевал ,кто то пел ,и читал стихи .Непринужденно и душевно сабантуй длился до 16.30 .
На майдане проходили состязания :битье горшка с завязанными глазами .по армрестлингу, бой с мешками на буме, срезание ножницами подвешенных призов , бег с ведрами с водой ,бег с яйцом, перетягивание вожжей , доставали из тазика до краев заполненного катыком золотое кольцо и яблоки. На игровых аттракционах большую помощь при проведении оказал Рамай Юлдашев. Пришедшие на праздник стар и млад с гиперэнергией участвовали на состязаниях.
Но кульминационной точкой сабантуя ,конечно была борьба «корэш».
Нашей дружной творческой группе, организаторы подарили мультиварку « Марта» за активное участие в проведении праздника..
После сабантуя наша творческая группа ознакомилась с деревней , после этого накормили нас татарским пловом и душистым чаем с молоком и мы отправились обратно в Йошкар-Олу, делясь впечатлениями увиденными в течении дня на сабантуе.
(Рамай Юлдашев – методист ГАУК РМЭ «Республиканский центр татарской культуры»)
________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО
Команда Кочующие.
https://www.12rus.ru//
https://www.paranga.ru/
https://mincult12.ru/
- Республика Марий Эл:
- Тэги:
- 7694 просмотра
Комментарии
про Ахмедсафу Гайсина!
В книге "Наши герои". 2-е изд., доп., перераб. Йошкар-Ола, 1985. - рассказано про Героя Советского Союза - нашего земляка!
Только в одном бою он лично уничтожил 20 вражеских солдат, это было при форсировании Днепра!
Отдельно надо указать, что фашистское руководство считало Восточный вал - непреодолимым препятствием - со 100% вероятностью! А ведь немцы знали толк в инженерных укреплениях!
И всё же Восточный вал пал очень быстро!
мало того, потери с обеих сторон были вполне соизмеримы! Это факт!
Информация к размышлению - так как воевали советские солдаты - числом или умением...
Здравствуйте. Я очень горжусь
Здравствуйте. Я очень горжусь своим прадедом(двоюродным) Гайсиным Ахмедом Саффой. Случайно узнала из вашего сайта, что ему установлен бюст в поселке. Надеюсь, что когда-нибудь мне случится побывать в ваших местах. Его родственники живут в Пермском крае.
память героям!
Всё это наши общие герои - и советские и татарские!
тогда Родина была одна на всех!
кстати, большинство наших земляков получило звание Героя за освобождение Украины!
и у некоторых память ныне совсем отшибло... к сожалению...
Отправить комментарий