Река Витим

Вити́м (бур. Витим мγрэн, эвенк. Видым) — одна из крупнейших рек Восточной Сибири, правый приток Лены, образуется слиянием Витимкана и Чины.
 Длина реки — 1837 км (с учётом реки Витимкан — 1978 км).
Начинается при слиянии реки Витимкан с рекой Чиной.

С запада на восток огромной дугой окружает в южной части Витимское плоскогорье, далее к северу прорезает Южно-Муйский и Северо-Муйский хребты, разделяет Северо-Байкальское и Патомское нагорья и впадает в Лену.
 

ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ - ТУТ!

РЕКИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ - ТУТ!

ГЕОГРАФИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ - ТУТ!

МЕГАЛИТЫ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ - ТУТ!

РЫБАЛКА В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ - ТУТ!

 

Река Витим

 
Протекает сначала по территории Баунтовского района Бурятии (также около 150 км по территории Еравнинского района), затем течёт по границе Баунтовского и Муйского районов Бурятии с Забайкальским краем, а в нижнем течении по территории Иркутской области (Бодайбинский и Мамско-Чуйский районы). Последние 50 км и устье Витима — на территории Якутии.
 
На реке Витим недалеко от посёлка Мамакан, в 17 км от города Бодайбо находится группа археологических стоянок каменного века «Коврижка». На стоянке «Коврижка-4» была найдена фигурка палеолитической Венеры.
 
Через Витим перекинуто всего 3 моста. В с. Романовка Баунтовского Эвенкийского района Республики Бурятия 16 июня 2009 года сдан в эксплуатацию единственный автомобильный мост, отвечающий современным требованиям (длина 240 м, ширина - 7 м, двустороннее движение для любого вида транспорта, грузоподъемность - 62 тонны). 
В районе пос. Куанда (граница Забайкальского края и Республики Бурятия) на Байкало-Амурской магистрали расположен единственный железнодорожный мост через Витим. Рядом с ним расположен мост, использующийся как автомобильный. Мост был построен из жестких металлоконструкций для железной дороги, но после переноса железнодорожной ветки не был разрушен. Официально мост в эксплуатацию никогда не сдавался, движение по нему не разрешено. 
Однако для местных жителей он является единственной возможностью перебраться с одного берега на другой, поэтому по нему передвигаются все виды автотранспорта, хотя для этого необходимо отличное самообладание и немалое водительское мастерство. 
В 2016 году этот автомобильный мост попал в список 10 самых опасных дорог мира, составленный газетой «Ouest-France». В мае 2018 года ледоход разрушил несколько опор моста, в результате чего он погнулся и движение по нему стало невозможным.

В советское время (вторая половина 80-х годов) планировалась постройка железобетонного моста через Витим в г. Бодайбо, однако после возведения нескольких опор строительство остановилось в связи с экономической ситуацией в стране.
 
Гидрология
Питание преимущественно дождевое. Средний годовой расход воды у города Бодайбо 1530 м³/с, в устье — около 2000 м³/с. Для Витима характерно растянутое половодье (с мая по октябрь) с подъёмом воды до 8—10 м. 
Наиболее многоводный месяц — июнь (до 4900 м³/с). С марта по апрель водоносность реки резко уменьшается (до 80 м³/с). 
Замерзает в начале ноября, вскрывается во 2-й декаде мая. На участке выше с. Калакан река часто перемерзает на 100—120 дней.
 

Река Витим

Притоки
Правые притоки: Куанда, Каренга, Калакан, Калар, Бодайбо, Таксима.
 
Левые притоки: Ципа, Муя, Мамакан, Мама.
 
Хозяйственное использование
Единственный город на Витиме — Бодайбо. Планируется строительство Витимского каскада ГЭС, первоочередной станцией которого является крупная Мокская ГЭС.
В бассейне реки — месторождения золота, нефрита, слюды.
Витим от Романовки до Бодайбо является маршрутом сплава для туристов-водников, самые сложные пороги — Парамский и Делюн-Оронский. В лоции 1976 года они названы «непроходимыми для туристских судов», однако по современной классификации они относятся к III категории сложности.
 
Населённые пункты
На берегах и долине реки Витим находятся населённые пункты Бурятии, Забайкальского края и Иркутской области (от истока к устью): Варваринский (на Витимкане), Усть-Джилинда, Романовка, Бугунда, Красный Яр, Витим, Усть-Муя, Муя, Неляты, Баргалино, Нерпо, Бодайбо, Мамакан, Большой Северный, Мусковит, Витимский, Колотовка, Тетеринск, Мама, Воронцовка. Напротив устья Витима, на левом берегу Лены, расположен посёлок городского типа Витим (Якутия).
 

                                                 устье реки Витим - река Лена - пос. Витим                                                             

Река Витим

  
ВИТИМСКОЕ ПЛОСКОГОРЬЕ
ВИТИМСКОЕ ПЛОСКОГОРЬЕ, получило назв. от р. Витим. На тер. Заб. кр. расположена только вост. окраина (от левобережья ниж. течения р. Калакан до правобережья низовьев р. Каренга и ее прав. притока р. Бугарикта). В указанных границах протяженность В. п. с сев. на юг составляет 100 км, с зап. на вост. – 60 км. Преобладающие высоты 900–1100 м, максимальная 1303 м.
В геол. отношении плоскогорье расположено в Селенгино-Витимской (Хилок-Витимской) структурно-формационной зоне. В вост. окончании сложено породами позднестанового комплекса (граниты, кварциты, сиениты и др.) и метаморфическими породами тунгирского комплекса (гнейсы, кристаллические сланцы, плагиогнейсы и др.) раннепротерозойского возраста, породами бичурского комплекса (граниты, гранодиориты и др.) среднепермского возраста и т.д.
В. п. представляет собой приподнятую до отметок 800–1200 м древнюю поверхность выравнивания, расчлененную долинами рек и их притоков и осложненную местами останцовыми формами, скальными выступами. В неотектоническом отношении В. п. входит в Предрифтовую зону умеренной активизации с максимальной силой вероятного землетрясения 7–8 баллов. Основной тип ландшафта – тайга.
 
  
ВЕНЕРА ПАЛЕОЛИТА
«Венеры палеолита» — обобщающее понятие для множества доисторических статуэток женщин, обладающих общими признаками (многие изображены тучными или беременными), датирующихся верхним палеолитом. Статуэтки встречаются главным образом в Европе, но ареал находок простирается далеко на восток вплоть до стоянки Мальта в Иркутской области, то есть на большую часть Евразии: от Пиренеев до озера Байкал.
Большинство западноевропейских находок относится к граветтской культуре, но есть и более ранние, относящиеся к ориньякской культуре, в том числе и «Венера из Холе-Фельс» (обнаружена в 2008 г. и датируется по крайней мере 35 тыс. лет назад); и более поздние, принадлежащие уже мадленской культуре.
Эти фигурки вырезаны из костей, бивней и мягких пород камня (таких как стеатит, кальцит, мергель или известняк). Существуют также статуэтки, вылепленные из глины и подверженные обжигу, что является одним из древнейших примеров известной науке керамики. В целом, к началу XXI века было известно более ста «Венер», большинство из которых сравнительно небольшого размера — от 4 до 25 см в высоту.
Первые статуэтки эпохи верхнего палеолита с изображением женщин были обнаружены около 1864 г. маркизом де Вибре (Marquis de Vibraye) в Ложери-Бас (департамент Дордонь) на юго-западе Франции. Вибре назвал свою находку «Венера распутная» (Vénus impudique), противопоставив её, таким образом, «Венере скромной» (Venus Pudica) эллинистического образца, одним из примеров которой является знаменитая «Венера Медицейская». Статуэтка из Ложери-Бас относится к мадленской культуре. У неё отсутствуют голова, руки и ноги, но сделан четкий надрез, изображающий вагинальное отверстие. Ещё одним обнаруженным и признанным экземпляром подобных фигурок стала «Венера Брассемпуйская», найденная Эдуардом Пьеттом (Édouard Piette) в 1894 году в пещерном жилище на территории одноимённого городка во Франции. Изначально термин «Венера» в отношении к ней не применялся. Четыре года спустя Саломон Райнах (Salomon Reinach) опубликовал описание целой группы стеатитовых статуэток из пещер Бальци Росси (Balzi Rossi). Знаменитая «Венера Виллендорфская» была найдена во время раскопок в 1908 г. в отложениях лёсса в долине реки Дунай, Австрия. С тех пор сотни подобных статуэток обнаружено на территории от Пиренеев до Сибири. Учёные начала XX века, занимающиеся изучением первобытных обществ, считали их воплощением доисторического идеала красоты и, поэтому, дали им общее название в честь римской богини красоты Венеры.
В сентябре 2008 г. археологи из Тюбингенского университета обнаружили 6-сантиметровую статуэтку женщины, сделанную из бивня мамонта — «Венера из Холе-Фельс», датируемую, по крайней мере, 35 тыс. до н. э. Она на данный момент является самым древним экземпляром скульптур подобного рода и фигуративного искусства вообще (происхождение намного более древней статуэтки Венеры из Тан-Тана является спорной, хотя и оценивается в 300—500 тыс. лет). Высеченная фигурка была найдена в 6 фрагментах в пещере Холе-Фельс, Германия, и представляет собой типичную палеолитическую «Венеру» с подчеркнуто большим животом, широко расставленными бедрами и крупными грудями.
 
Большинство статуэток «палеолитических Венер» обладают общими художественными характеристиками. Наиболее распространены ромбовидные фигурки, суженные вверху (голова) и внизу (ноги), и широкие в средней части (живот и бёдра). У некоторых из них заметно подчёркнуты определенные анатомические особенности человеческого тела: живот, бёдра, ягодицы, груди, вульва. Другие части тела, напротив, часто пренебрегаемы или вовсе отсутствуют, особенно руки и ноги. Головы также обычно относительно небольшого размера и лишены деталей.

В связи с этим возникли споры, касательно правомерности употребления термина стеатопигия, применительно к «палеолитическим Венерам». Этот вопрос был впервые поднят Эдуардом Пьеттом (Édouard Piette), обнаружившим «Венеру Брассемпуйскую» и некоторые другие экземпляры в Пиренеях. Часть исследователей рассматривают эти характеристики, как реальные физиологические черты, подобные тем, которые наблюдаются у представителей койсанских народов Южной Африки. Другие исследователи оспаривают эту точку зрения и объясняют их как символ плодородия и изобилия. Необходимо отметить, что не все палеолитические Венеры тучные и имеют преувеличенные фемининные черты. Также не все фигурки лишены лицевых черт. Тем не менее появление статуэток, похожих друг на друга по стилю и по определенным пропорциям, позволяет говорить о формировании единого художественного канона: грудь и бедра вписываются в круг, а всё изображение – в ромб.
«Венера Виллендорфская» и «Венера Лоссельская» были, по-видимому, покрыты красной охрой. Значение этого не до конца понятно, но обычно использование охры связывается с религиозным или ритуальным действом — возможно, символизируя кровь при менструации или рождении ребенка.
Все признанные большинством «палеолитические Венеры» относятся к верхнему палеолиту (в основном к граветтской и солютрейской культурам). В это время преобладают статуэтки с тучными фигурами. В мадленской культуре формы становятся грациознее и с большей проработкой деталей.
   

Река Витим

 
ГОРОД БОДАЙБО
Бодайбо́ — город (с 1903) в России, административный центр Бодайбинского района Иркутской области. Центр Бодайбинского муниципального образования.
Город расположен на правом берегу Витима у впадения в него реки Бодайбо в 1095 км к северо-востоку от Иркутска.
Существует две версии происхождения названия города. Согласно народной этимологии, поставив отвод (отведя и зарегистрировав участок), старатель молился, чтобы было золото («Подай, Бог»), что потом исказилось до «Бодайбо». Согласно другой, научной версии, с эвенкийского языка Бодайбо переводится как «это место».
 
История
Бодайбо основан в 1864 году как приисковая Бодайбинская резиденция (склад грузов), обслуживающая Стефано-Афанасьевский прииск, когда годом ранее поисковая партия иркутского купца Михаила Сибирякова обнаружила в бассейне реки Бодайбо золотоносную россыпь. 10 июня (23 июня) 1903 года в Петербурге по ходатайству жителей Бодайбинской резиденции Николай II подписал указ о присвоении поселку Бодайбинские резиденции статуса города.
С 1894 по 1967 годы Бодайбо был отправной станцией узкоколейной Бодайбинской железной дороги.
В 1912 году в районе Бодайбо произошёл массовый расстрел забастовки на приисках.
В 1925 году статус города был вновь подтверждён.
В 2007 году с большими недоделками сдана в эксплуатацию грунтовая дорога до ближайшей железнодорожной станции Таксимо на БАМе. По настоящее время дорога заканчивается недостроенным мостом через реку Витим. Поэтому автомобильное сообщение с городом носит сезонный характер (летом действует паромная переправа, зимой — ледовая). В 2017 директор ОГКУ «Дирекция автодорог» Иркутской области Иван Клочихин сообщил, что мост через реку Витим будет построен до 2025 года.
Климат
В Бодайбо резко континентальный климат с продолжительной морозной зимой и коротким жарким летом. Летом температура воздуха в Бодайбо может достигать почти 40 °C, что является уникальным случаем для столь высокой широты.
Город Бодайбо приравнен к районам Крайнего Севера.
 
 
ВИТИМСКИЙ ЗАПОВЕДНИК
Госуда́рственный приро́дный запове́дник «Вити́мский» организован 20 мая 1982 года. Территория заповедника находится в Саяно-Байкальской горной области на 240 км выше города Бодайбо по течению реки Витим. Площадь — 585 838 га. 
Речная сеть заповедника относится к бассейну Северного Ледовитого океана. На территории заповедника находится большое количество озёр: особую научную и культурную ценность представляет озеро Орон.
Положение заповедника в пределах умеренного пояса, большая удалённость от океанов и горный рельеф обуславливают главную особенность климата — резкую континентальность и высотную поясность климатических условий. Абсолютный температурный минимум достигает −60 °C. Зима наступает в первых числах октября. Средняя продолжительность её 7 месяцев. В целом за год продолжительность тёплого периода (t° выше 0 °C) составляет около 145 дней.
Флора и фауна
Под лесом находится около 12 % площади заповедника. Выявлено 1085 видов растений и 9 видов лишайников.
Сосудистые растения, включенные в Красную книгу РФ: родиола розовая, наяда гибкая, калипсо луковичная, бородиния байкальская (бородиния Тилинга).
В заповеднике зафиксировано более 220 видов птиц, рыбы — 23, земноводные — 3, пресмыкающиеся — 1, млекопитающие — 35. Снежный баран представлен изолированной популяцией. Из парнокопытных в заповеднике обычны северный олень, кабарга, лось. Одним из самых обычных зверьков заповедника является бурундук.
  
Туризм на реке
 Заниматься на Витиме можно различными видами активного и пассивного туризма, среди которых занятие экологическим туризмом, сплавы на байдарках и плотах, прогулки и экскурсии, рыбалки. Вдоль реки находятся базы отдыха, поэтому путешественники приезжают сюда, чтобы побыть наедине с природой. Самыми сложными участками пути для сплава считаются Парамский и Делюн-Оронский. В целом, сплав признан опасным занятием, поэтому тут не ходят туристические суда.
    
Интересные факты
 Река судоходна, но всего на протяжении 300 километров. Конечным пунктом является город Бодайбо.
Гидроэлектростанций не существует, но власти нескольких регионов планируют их тут возвести.
Берега богаты месторождениями ценных природных ископаемых, к которым относится золото, слюда, нефрит.
Возле одного из поселков археологи обнаружили комплекс стоянок, относящиеся к каменному веку. Ученые дали ему название – Коврижка, и находится их тут несколько штук. Именно тут была найдена каменная статуэтка Венеры.


 
ОПИСАНИЕ МАРШРУТА ПО РЕКЕ ВИТИМ
РЕКА ВИТИМ – 1200КМ ЗА 20 ДНЕЙ В ИЮНЕ–АВГУСТЕ – IV К.С.
Витим, одна из самых больших рек Восточной Сибири, начинается на склонах Икатского хребта, огромной дугой охватывает с востока Витимское плоскогорье и, перерезав Южно–Муйский и Северо–Муйский хребты, впадает в Лену.

В отличие от большинства рек, описанных в этой книге, на Витиме существует развитое судоходство, и при желании все 1200км можно проплыть на попутных баржах. В начальный пункт – село Романовку добираются на рейсовом автобусе из Читы, а также на самолете из Читы или Улан-Удэ. В Романовне найти лес для плота трудно.
Для сплава на туристских судах Витим удобно разделить на ряд участков. От Романовки до устья Каренги ширина реки не превышает 100м, валов почти нет, в русле много камней, опасных для оболочки байдарок. На этом участке имеется несколько шивер, среди которых выделяется Курлуктинская, расположенная перед впадением правого притока – Конды, и шиверы, объединенные общим названием "Шипишки" (они начинаются за 15км от поселка Бугарихта и тянутся 50км). На следующем 100-км отрезке Витима, до впадения Каренги, серьезных препятствий нет.
За устьем Каренги русло расширяется, появляются заросшие лесом острова, при высокой воде начинает чувствоваться вал. В пределах Бамбуйской котловины течение замедляется, в протоках между островами много неглубоких перекатов. За устьем Бамбуйки расположен одноименный поселок, связанный авиасообщением с Читой и Улан-Удэ. В 10км ниже поселка долина становится каньонообразной, русло сжимается до 200м, берега – скалы или уходящая в воду крупнокаменистая осыпь. Начинается самый трудный для сплава на туристских судах отрезок Витима.

Сложность препятствий здесь сильно зависит от уровня воды в реке, а уровень этот быстро и значительно меняется. Тут расположены мощные и длинные (более 1км) шиверы-пороги: Большая Коса, Широкая речка. Верхняя Тузалинская, Нижняя Тузалинская, Тулдунская, в 500м ниже старого прииска – Многообещающая Коса, Сивак, Таксимская и Ивановская. В центре всех перечисленных шивер крупный, беспорядочный вал, препятствия преодолеваются с края, легче в высокую воду, когда закрыты прибрежные камни и больше места для маневра.
Прорвавшись через Южно-Муйский хребет, Витим вступает в пределы Муйско–Куандинской котловины. Появляются далеко уходящие в сторону протоки, острова, течение замедляется. Здесь расположено несколько поселков, самые значительные – Неляты и Усть-Муя, на другом берегу. В этих местах Витим пересечет трасса БАМа. Станция получит название Витим.

 

                                                            мост через Витим - трасса БАМ                                                                

Река Витим

На выходе из котловины река прорезает отроги Северо-Муйского хребта. Примерно через 10км ниже левого притока — Парама непроходимый для туристских судов Парамский порог. Река с невероятной силой бьет в утес левого берега, затем, образовав гигантские валы, высотой более 3м, наваливается на скалы правого берега. Баржи через Парамский порог проводят катера, которые благодаря силе моторов успевают пересечь струю и миновать валы в центре. Обнести порог длиной около 2км можно по правому и левому берегу; по левому — путь длиннее (около 10км), но тропа лучше.
За Парамским порогом характер Витима опять меняется: возрастают уклоны, плесы отсутствуют, течение в основном плавное, но очень быстрое. Здесь имеются шиверы Чертов Заездок, Янгудская, Падоринская верхняя, Падоринская нижняя. Примерно в 18км ниже Падоринской шиверы Витим разделяется на 2 протоки. В конце левой расположено уникальное препятствие – Венчальное улово – 2 огромных, крутящихся в разные стороны водоворота.

Рассказывают, что плоты или безмоторные большие лодки могут сутками крутиться в этих уловах. Миновать Венчальное улово можно по маловодной правой протоке. 
Далее вплоть до Делюн-Оронского порога препятствиями являются высокие валы и несложные шиверы, которые в высокую воду почти не заметны. Справа, отделенное от Витима километровой протокой, остается крупное красивое озеро Орон. Делюн-Оронский порог представляет собой сброс с плиты по всему руслу реки (высота сброса 1,5–2м). У левого берега есть место шириной около 40м, где плита обрывается вниз менее круто, – здесь и проходят катера и баржи. Возможность сплава на туристском судне через порог сомнительна. В обход порога у левого берега имеется протока, пересыхающая только в очень малую воду.

За порогом расположена небольшая шивера. На обоих берегах раскинулось село Амалык. Далее вплоть до Бодайбо серьезных препятствий нет, река течет плавно и величаво, в русле много островов. От поселка Нерпо начинается регулярное пароходное сообщение с Бодайбо.
Город Бодайбо интересен тем, что в середине прошлого века был столицей огромного золотоносного района, здесь появилась одна из первых в России железных дорог и одна из первых гидроэлектростанций. В Бодайбо есть Краеведческий музей. Отсюда на самолете можно улететь в Иркутск или проплыть на теплоходе до Усть-Кута.
Витим – крупный правый приток реки Лена, одна из самых диких и своеобразных рек Восточной Сибири. Большой знаток края академик В.А.Обручев писал, что Витим гораздо своевольней, величественней и внушительней, чем ленивая Лена.
Полная длина реки 1978км. 
Рождается она на восточных склонах Икатского хребта. В самых верховьях носит название Витимкан. В переводе с эвенкийского "кан" – маленький, т. е. Маленький Витим. Собственно Витим образуется при слиянии Витимкана с рекой Чина, стекающей со склонов Ципиканского массива. Витим на пути к Лене, огибая Витимское плоскогорье и вкрест пересекая хребты Станового нагорья, несколько раз резко меняет направление течения: северо-восточное (в самых верховьях), южное (после впадения Чины), восточное (после слияния с рекой Заза)… ниже впадения Каренги река течет на север (с некоторыми отклонениями).

Прежде чем начать описание Витима, необходимо предупредить будущих путешественников – пусть их не обманывают его относительно малые удельные падения (в среднем 0,7м/км). Витим – река технически сложная, с разнообразнейшим набором естественных препятствий. Трудности плавания по нему рождены огромной массой воды, которая проносится во время летне-осенних дождевых паводков. Они следуют по Витиму один за другим, приходя то справа, то слева по его крупным притокам. Редко, когда паводок охватывает сразу несколько притоков. Можно с уверенностью утверждать, что плавание по такой реке, как Витим, интереснее, чем на многих других реках, имеющих большие удельные падения.
По своим физико-географическим характеристикам Витим может быть разделен на следующие участки: (1) истоки: 501 км; (2) верхнее течение: село Романовка – устье реки Каренга (411 км); (3) среднее течение: устье р.Каренга – город Бодайбо (776 км); (4) нижнее течение: г.Бодайбо – р.Лена (290 км).
 
Основной интерес для туристов–водников представляет верхнее и среднее течения Витима. Для более подробного ознакомления с рекой и установления границ, где происходит изменение ее характера, реку можно разделить, в зависимости от водной обстановки и условий плавания, на несколько участков: 
(1) село Романовка – устье реки Ингур; 
(2) устье Ингура – устье реки Каренга; 
(3) устье Каренги – устье реки Бамбуйка; 
(4) устье Бамбуйки – Парамский порог; 
(5) Парамский порог – Делюн-Оронский порог; 
(6) Делюн-Оронский порог – город Бодайбо.

Что касается участка от истоков до села Романовка, то Витим здесь имеет характер небольшой горной реки, режим которой целиком зависит от летне–осенних дождей. Общее падение на участке 835м, что дает среднюю величину уклона около 2м/км. Река очень узкая, маловодная. Русло стеснено крутыми склонами гор, часто сплошь покрытыми осыпями. Много прижимных утесов. Пересекающие реку скальные гряды образуют пороги, а россыпи каменей в русле – мелкие перекаты и шиверы.
 
От места слияния Витимкана и Чины в Витиме достаточно воды, чтобы плыть на байдарках или надувных судах. Но использование всего этого участка для туристских путешествий весьма проблематично из-за трудностей попадания в верховья реки и большой вероятности длительного маловодья.
У села Романовка Витим, подойдя к отрогам Яблонового хребта, сворачивает на северо–восток и становится более спокойным. Отсюда это уже надежная река для сплава на любых туристских судах. 
Здесь и дальше цифры в скобках после названия притока означают примерный километраж от устья основной реки.
 

СЕЛО РОМАНОВКА – УСТЬЕ РЕКИ ИНГУР (ЛЕВЫЙ ПРИТОК, 1359КМ) – 118КМ
Первые 35км туристы встречают только мелкие каменистые перекаты и небольшие шиверы. Берега круто спускаются к воде. Много живописных скальных обрывов. Река идет одним руслом, без островов. Ширина 80–100м. Плыть надо все время по главной струе.

На следующих 25км насыщенность шиверами растет. Проходы среди камней становятся уже, местами вообще невозможно разобраться в их лабиринте. Такие шиверы опасны для байдарок, катамаранов и надувных лодок, для людей здесь угрозы нет. Всегда вдоль берега можно осуществить проводку. Для плотов этот участок при малой воде непроходим (малой водой здесь называют расходы при горизонтах, лежащих на 1,5м и более ниже уровня, при котором начинается сплав карбазов).

В большую воду, при горизонтах, близких к сплавному, река преображается. Мелкие и несложные шиверы становятся бурными и опасными. Скорости на них достигают 15–17км/час. 
Дальше идут 25 наиболее трудных километров этого участка Витима. Здесь расположены 4 относительно сложные шиверы.

Первая из них – Жиктондинская (ш-1), длиной около 2км. Состоит из двух гряд камней. Расставлены они свободно, и проход определяется легко. Следом за ней через 4км идет шивера Маректинская (ш-2), занимающая в общей сложности около 5км. Она образована тремя грядами камней, пересекающих русло от берега к берегу. В малую воду волнение не более 0,5м. В 5км от последней гряды, за крутым левым поворотом реки идет третья, пожалуй, самая неприятная из-за множества камней, шивера Курлуктинская (ш-3). Хаотически загромождая русло, они образуют настоящие лабиринты, движение сквозь которые требует постоянного внимания и осторожности. Заканчивается участок несколькими грядами Ингурской шиверы (ш-4), лежащей прямо в районе устья Ингура.

Вся эта серия преодолевается в основном по главной струе. Для плавания через Курлуктинскую шиверу необходима предварительная разведка. Кроме перечисленных, на этом участке есть еще много небольших шивер длиной от 100 до 1000м, которые проходятся сходу, хотя на них возможны удары и посадки на камни. Все шиверы, как правило, разделены между собой глубокими неподвижными плесами, где плавание резко замедляется.

Для описанного участка Витима практически нельзя дать рецепта прохождения естественных препятствий. Все они настолько чувствительны к колебаниям горизонтов, что водная обстановка на шиверах может меняться в течение нескольких часов.

Намечать варианты и тактику преодоления препятствий участка каждой группе придется самостоятельно в зависимости от конкретных условий. Отметим только, что при большой воде, с горизонтами, близкими к сплавному, а тем более превышающими его, трудность плавания возрастает, и по главной струе шиверы становятся уже непроходимыми. 
Всего на участке насчитывается 32 шиверы разного достоинства и 11 перекатов.
 
УСТЬЕ ИНГУРА – УСТЬЕ РЕКИ КАРЕНГА (ПРАВЫЙ ПРИТОК, 1066КМ) – 293КМ
Ниже устья Ингура происходит резкое уменьшение падения дна реки. Витим становится глубже и спокойней. На первых 35км берега по-прежнему очень живописны и дики. 
В реке только быстрины и несколько мелких шиверок и перекатов, не нуждающихся в специальном описании.

Потом почти 25км сплошной плес, имеющий ровное, спокойное течение со скоростями до 5 км/час. Его гладь лишь в нескольких местах рябят небольшие быстрины. Плес заканчивается первым островным разбоем. В главной правой протоке, которая тянется почти на 4км, расположился длиннейший перекат Пуриконский. Он легко проходится по главной струе, несмотря на обилие торчащих камней.

Ниже переката снова начинается плес, растянувшийся на 25км. В русле дважды встречаются острова. Дальше еще около 50км в реке попадаются только небольшие шиверы и мелкие перекаты. 
Примерно за 15км до устья правого притока Хулугли начинается 50-км участок реки, занятый серией из 6 шивер под общим названием "Шипишки" (по-местному – шиповник… по другой версии, это название возникло от сравнения – "шипят, как кошки"). Первые 5 – Малые (ш-5-9)… а 6-я – Большая Шипишка (ш-10). Все 5 малых шивер при низких горизонтах каменисты и бурны, но более многоводны, чем предыдущие. Скорость потока незначительна, и потому основную опасность представляют разбросанные по галечниковому руслу надводные и подводные камни. Для прохождения Малых Шипишек их достаточно осмотреть с воды, чтобы наметить путь.

Последняя из этой серии – шивера Большая Шипишка расположена сразу за левым поворотом реки перед бывшим прииском Шипишка. Она имеет длину около 1км и образована двумя грядами камней. Наиболее трудна для прохождения вторая. Здесь из-за местного увеличения падения и, как следствие, возрастания скоростей очень сильное волнение. Стоячие волны, хотя и пологие, но достигают высоты 1м. Шивера преодолевается по главной струе, которая идет под правым берегом. Определяется она хорошо. Большинство камней даже при низких горизонтах залито водой, что облегчает плавание.

Ниже прииска на протяжении нескольких километров идут перекаты, образованные от выработок драги.

Последние 100 км, вплоть до устья Каренги, Витим не имеет серьезных препятствий. На пути встречаются только перекаты. Всего на этом участке 14 шивер и 32 переката. 
Здесь заканчивается участок верхнего течения реки. Витим устремляется к северу.
 
УСТЬЕ КАРЕНГИ – УСТЬЕ РЕКИ БАМБУЙКА (ЛЕВЫЙ ПРИТОК, 804КМ) – 262КМ
Сразу за устьем Каренги берега поднимаются. Однако горы выходят к воде только через 30км. Отсюда вдоль реки то справа, то слева встают отвесные скалы, как бы срезанные рекой на поворотах. Некоторые обрывы тянутся на километры. Противоположный берег в таких местах пологий, галечный. В русле много островов, которые, как правило, разбросаны группами. Они низкие, поросшие лесом, с крупновалунными изголовьями, реже голые – галечниковые. В островах ширина реки с 200–250 м увеличивается до 400м. При низкой воде малые боковые протоки пересыхают в верхней части, и вдоль островов образуются длинные и глубокие заводи, называемые на Витиме курьями.

На этом участке реки нет труднопроходимых препятствий. Его весь можно проплыть при разведке с воды. Осложнения возникают только при причаливании к берегам. Это можно сделать не везде. Мешают прибрежные кусты, скальные обрывы, отдельные камни. Наиболее удобны для коротких остановок и бивуаков острова.

При очень малой воде сплав осложняется камнями, "вырастающими" на шиверах и перекатах, а также прибрежными бычками, крутыми поворотами, которые дают отраженную волну. 
При высоких горизонтах река представляет собой сплошной быстроток–стремнину со скоростями от 15 до 18 км/час. В протоках у островов, к которым приурочено сосредоточенное падение, возникает сильное волнение со стояками до 0,75.

Важно отметить, что если до устья Каренги шиверы и перекаты шли часто и основная опасность заключалась в возможности "продраться" на камнях или сесть на одну из полузатопленных каменных "избушек", то ниже на реке начинают властвовать стоячие валы. Река приобретает необычную мощь. Характерным явлением среднего течения Витима становятся "улова" – круговороты воды с обратным течением в местах глубоких вогнутостей берегов или после шивер и перекатов по бокам их сливов.

Плавание по Среднему Витиму требует постоянной бдительности, так как стремительное течение и холодная вода любую, даже самую небольшую, аварию могут превратить в происшествие с весьма серьезными последствиями.

На этом участие Витим принимает свои наиболее крупные притоки… правые – Калакан (941км) и Калар (885км)… и левый – Ципу (851км от устья). 
Через 25км ниже устья Ципы горы отступают от реки, долина расширяется и Витим выходит в Бамбуйскую котловину. Теперь по обе стороны низкие заболоченные берега уступом в 1,5–2 м обрываются к воде. Река, сохраняя быстрое течение, приобретает спокойный характер. Обходя галечниковые косы, она выписывает плавные, широкие изгибы. Много низких залесенных островов. Почти у каждого из них образуется небольшой перекат.

Ещё 22км – и слева подходит широкая (до 4км) долина Бамбуйки. Недалеко от её устья расположен поселок Бамбуйка.

Всего на этом участке 15 шивер и 42 переката.

 


  
УСТЬЕ БАМБУЙКИ – ПАРАМСКИЙ ПОРОГ (655КМ) – 149КМ
Ниже устья Бамбуйки Витим еще около 12км течет по котловине. Река широкая, с бодрым, но спокойным течением. Берега низкие, залесенные. Много островов. 
Потом горы, замыкающие котловину с севера, снова вплотную подходят к воде: Витим вступает в пределы Южно-Муйского хребта. Скалы стискивают мощную, многоводную реку до 150–200м. Долина приобретает вид темного, глубокого ущелья, крутые, обрывистые берега которого сплошь покрыты осыпями разрушенных скал. Витим кипит и пенится на камнях, во многих местах заваливших русло. Такой характер река имеет на всем 50-км участке пересечения хребта.

Это наиболее сложная для плавания часть Витима, где туристам предстоит преодолеть 8 самых бурных и опасных шивер. Характер водной обстановки на них целиком зависит от уровня воды в реке и может резко меняться даже в течение суток. По своему строению и условиям прохождения каждая из шивер требует особого подхода. Но все они имеют одно общее качество – чем выше уровень воды, тем легче обойти стороной основное волнение в главной струе, по которой для туристских судов прохода нет. При низкой воде, когда обнажается масса камней, слагающих русло, и усиливается волнение, некоторые из шивер необходимо обнести.

Через 8км после вступления Витима в Южно–Муйский хребет – первая шивера на реке – Большая коса (ш-11), длиной около 600м. Здесь в русло вдается огромная галечно–валунная коса, огибая которую река делает большую петлю вправо. Шивера расположена в самой вершине поворота. Она имеет чистый проход от камней посередине поток даже в малую воду. При высоких уровнях шивера превращается в быстрину.

Через 2км вторая шивера – Широкая речка (ш-12), длиной 200–250м. Находится она у самого конца правобережной галечной косы перед сужением. В большую воду почти незаметна. Шиверы "Большая коса" и "Широкая речка" – самые простые на этом участке.

Через 5км следующая шивера – Большая, или Верхняя Тузалинская (ш-13). Она принадлежит к шестерке самых мощных Витимских шивер, стяжавших печальную славу среди сплавщиков и местного населения.

Шивера расположена на небольшом левом повороте реки. В среднюю воду Витим имеет здесь ширину около 150м. С правой стороны крутой высокий берег. Поток, отражаясь от скальных выступов, создает вдоль него сильное волнение. Оно постепенно затухающими валами прокатывается по всей ширине реки. Левый берег представляет собой большую галечно-валунную косу, на которую струя сильно наваливает. При спаде воды в русле обнажается много камней – "избушек". Они рассекают поток, создавая высокие (до 0,5м) косо идущие стоячие волны и еще более осложняя условия плавания.

Длина особенно опасного участка около 1км. При прохождении шиверы надо стараться прижаться к левому берегу, остерегаясь, однако, навала на прибрежные камни. Чем выше уровень воды, тем меньше камней, торчащих из нее, тем дальше удается отойти от русловых "избушек" и волнения, вызванного скалами правого берега, тем легче прохождение шиверы.

Шивера требует обязательной предварительной разведки. Для этого надо пристать к левому берегу в самом начале косы и, пройдя по ней, наметить путь, движение по которому было бы максимально безопасным. Опытная группа при большой воде может допустить прохождение этой шиверы с ходу, с наплыва.

Через 4км относительно спокойного плавания идет шивера Малая, или Нижняя Тузалинская (ш-14). По характеру она – точная копия своей "большой сестры", только в зеркальном отражении. Здесь происходит небольшой поворот в правую сторону, крутой скальный берег уже слева, а галечная коса справа. В малую воду коса, вдаваясь в реку, стискивает её до 100м. В русле из воды выступает много беспорядочно разбросанных каменных глыб. Волнение слабее, чем на Большой Тузалинской. Длина шиверы 600м. Проходить её надо вдоль галечной косы правого берега. Для этого после выхода из предыдущей шиверы нужно заблаговременно пересечь Витим. Совсем избежать волнения не удается. Уже на выходе придется преодолеть несколько невысоких, идущих от берега к середине, стоячих волн.

На следующих 6км скорость течения Витима 10–12 км/час. Вся поверхность реки, как оспинами, усыпана водяными "выпорами". По этим буграм в четверть метра высотой и диаметром от 2 до 3м можно составить представление об огромной силе, таящейся за кажущимся спокойствием реки. Мозаика "выпоров" всё время меняется. Поднимающаяся вверх вода с непреодолимой силой бросает туристское судно то вправо, то влево.

Бороться с её влиянием на курс безнадежно, и ничего другого не остается, как действовать сообразно воле потока, беря его в союзники.

Река с обеих сторон зажата крутыми склонами гор. Ширина всего 100–120 м. Почти всегда здесь дует сильный ветер. Если он встречный, то плавание здорово осложняется, особенно для надувных судов. Даже на байдарках с трудом удается держать нужный курс.

"Спокойная" вода заканчивается у устья реки Тулдунь (левый приток), впадающей в Витим двумя рукавами сразу за крутым поворотом вправо. В 0,5км ниже, напротив старого прииска "Многообещающая Коса", гремит шивера Тулдунская (ш-15). Длина ее около 1,5км.

 

Правый берег на всей длине шиверы – сплошные скальные обрывы. Под ними, занимая примерно треть реки, идет основная масса воды и образуется сильное волнение с большими пенистыми стоячими волнами высотой до 1,5м. Волнение вызвано несколькими донными грядами коренных скальных пород, выступающих в реку почти до середины. По правой части реки прохода нет ни для каких туристских судов. С другой стороны в русло далеко вдается огромная галечно–валунная коса, полузатопленные и подводные камни которой создают сложную водную обстановку и на левой части потока. Но она значительно менее опасна, чем на правой. При низких и средних горизонтах воды шивера проходится вплотную к левому берегу, вдоль кромки галечной косы. Для определения этого пути обязательна разведка. С этой целью надо пристать к левому берегу сразу же за устьем Тулдуни, в начале валунной косы.

При подъемах горизонтов воды картина несколько меняется. В то время как под правым берегом стихия продолжает бушевать, по центру русла выступавшие из воды и полузатопленные камни уходят под воду, и поток здесь выравнивается. А вот у левобережной косы волнение усиливается. Поток начинает отражаться от валунов, образуя большие, до 0,5–0,7м, косо идущие стоячие валы. 
Кроме того, если паводок идет и по Тулдуни, то вздувшаяся река, впадая в Витим, рассекает его мощным направленным потоком почти на треть ширины, что осложняет подход и причаливание к началу косы. Поэтому при высоких горизонтах воды Тулдунскую шиверу предпочтительной проходить посередине реки, хотя и придется попрыгать по волнам.

Через 5км на крутом правом повороте расположена самая опасная, по местным понятиям, шивера – Сивак (ш-16). Такую славу ей создали сплавщики, в течение многих десятилетий терявшие здесь свои грузы, а иногда и жизни. С точки зрения проводки больших судов и плотов это действительно так. Сивакская шивера – самая мелкая (глубина до 1м) и засоренная камнями. 
Фарватер извилистый. Скорости при паводках достигают 18–20 км/час. Длина ее около 1,5км. Для туристских судов, позволяющих обходной маневр мимо основного волнения, прохождение Сивакской шиверы не сложнее, чем Тулдунской.

Левый берег Витима в этом месте скальный, обрывистый, правый – низкая галечная коса, затопляемая по мере подъема уровня воды. Главный поток идет по центру, где и сосредоточено основное волнение.

Уже в среднюю воду с правой стороны открывается широкий проход, спокойный, но мелкий и сильно засоренный камнями. Здесь единственный путь через шиверу. Чтобы выйти к нему, нужно сразу же после Тулдуни пересечь реку и идти вдоль правого берега. Чем выше горизонты воды, тем дальше можно отойти от волнения основной струи, идущей посередине, тем легче прохождение шиверы. Но совсем избежать его не удается, так как конечные валы занимают все русло реки от берега до берега.

Через 3 км Витим делает крутой, почти на 900, поворот направо. Его воды, отражаясь от отвесной скалы высокого гольца на левом берегу, устремляются к следующей шивере – Благодатной, или Таксимской (ш-17), расположенной в 1,5км за поворотом. Перед ней Витим несколько расширяется, чтобы затем устремиться вперед в бешеной пляске волн. 
Левый берег у шиверы скальный, обрывистый, с несколькими "шпорами" – выступами в реку коренных скальных пород, от которых образуется целый ряд косо идущих стоячих валов. Точно такие же валы идут и от правого берега, где на поверхность выходят огромные плиты коренных скальных пород.

Шивера обманчива. На входе середина совершенно чиста и спокойна. Но всего через 800м косые валы, отраженные от берегов, сходятся, сшибаясь гривами, поднимают фонтаны брызг и пены. В этом хаосе волн, высота которых достигает 1–1,5м, на байдарке легко перевернуться.

В большую воду шивера преодолевается под правым берегом над затопленной косой. Плавание относительно не сложно, несмотря на обилие камней. При низких горизонтах надо идти там же, но головную часть шиверы – 5 гряд валунов, придется обнести. Обнос всего 350–400м. Однако путь по мокрым и скользким камням труден, и эта операция занимает 3–4 часа. 
Шивера Благодатная требует обязательной разведки. 2,5км река течет беспокойно, а затем туристов встречает последняя на участке пересечения Витимом Южно–Муйского хребта шивера Ивановская (ш-18).

Правый берег здесь высокий, обрывистый, левый – низкий, галечный. Основная струя идет под правым берегом. Слева довольно спокойно. Длина шиверы 600м. В малую воду проходится, как все предыдущие, вдоль галечной косы. В большую — все камни затопляются, и шивера превращаешься в быстрину. Для плавания она не сложена, и опытная группа может допустить ее прохождение с ходу. 
Через 3км окружающие горы, достигнув наибольшей высоты, неожиданно обрываются… и Витим из узкой каньонообразной теснины выливается на простор Муйской котловины. После постоянного сумрака, царившего над ревущей рекой, море света и тишина поражают путешественника.

9км река течет одним постепенно расширяющимся руслом, затем разбивается на три больших самостоятельных рукава. Основной (судоходной) является средняя протока. Ширина её 1200м. 
Левая, шириной до 0,5км, называется "Старым Витимом" и тянется параллельно основной почти на 20км, дробясь многочисленными островами. Вправо от главного русла отходит третья протока длиной около 10км. Она мелководна. Общий разлив Витима по низине достигает 5000м.

Муйская котловина относительно густо населена. Здесь находятся несколько селений. Основные из них: Толмачевакий (база сплавщиков и лесозаготовителей), Муя (колхоз и аэродром) и Неляты (бывшая складская база доставки грузов в Чару). Два первых расположены на левом берегу Витима, в районе устья Муи… последнее – на правом, в 20км ниже по реке. Остальные селения – Спицыно, Дагобчан, Баргалино и Парамское – небольшие, всего несколько домиков. В Муйской котловине воочию убеждаешься, что такое граница часовых поясов, которая здесь проходит по Витиму. На правом берегу реки всегда на час позже, чем на левом. Если вы опоздали в кино в Нелятах, то вполне можете успеть на тот же сеанс в Муе.

От устья Муи (левый приток, 716км) Витим делает огромную (более чем 20км), плавно очерченную петлю вправо. Течение совсем замедляется и становится незаметным. Река расширяется, местами до 1,5км. Поселок Неляты расположен на выходе из этой петли на высоком песчаном берегу, заросшем молодыми сосенками – и хорошо виден издалека. Селения Муя и Толмачевский с главной протоки не видны – так как расположены несколько в стороне от реки. Все Муйское расширение долины реки является участком подпора от Парамского порога. Он как бы узкое горлышко огромной "бутылки", которая наполняется тремя реками – Витимом, Муей и Куандой (Кондой). Во время паводков это происходит очень быстро. А уходит вода намного медленней – вытекая лишь в узкую щель порога. От этого в Муйской котловине часты наводнения с большим поднятием уровней воды.

От Нелят Витим направляется точно на север, но через 10км, упершись в склон Парамского хребта, круто сворачивает на запад. В 6км за поворотом река разливается на ширину до 2000м среди целой вереницы островов. Это расширение тянется 8км… после чего русло ненадолго суживается до 800м. Но скоро – вблизи впадения реки Парама (левый приток) – Витим снова расширяется почти до 2км. Течение здесь очень медленное – всего 0,8–1 км/час!

Протекая вдоль склона Парамского хребта, Витим ищет себе лазейку между скалами. Даже когда он ниже устья Парамы резко поворачивает направо, устремляясь в горы, прохода все еще не видно. Высокие обрывистые отроги Северо-Муйского хребта обступают реку с обеих сторон, и под их влиянием могучая 2-км ширины река сужается до 100м. В 3км ниже, уже на выходе из теснины, бушует Парамский порог – самое опасное препятствие на Витиме.

В отличие от описанных шивер, которые лучше проходить в большую воду, через Парам на плотах и карбазах проходят только в малую. При подъемах уровня плавание прекращается. У сплавщиков есть свои, проверенные опытом приметные знаки, определяющие состояние порога в данное время. Перед правым поворотом, на котором расположен порог, стоят "проводники" – пара каменных "избушек" в русле потока. Если "проводник" залит до половины – иди смело. Если выше половины – не всякий лоцман пойдет. Если валы перехлестывают – то идти нельзя. 
От "проводника" поток, проходя плавный поворот направо, набирает скорость, разгоняется и со всего маха обрушивается на встающий поперек пути прижимной утес левого берега – носящий имя Иоанна Кронштадтского. Длина утеса около 100м, при высоте 25–30м. Отразившись от него, поток делится на три струи. Крайние образуют обратные течения. 
Средняя (основная) – с бешеной скоростью пересекает обширный улов, размётывая огромные грязно–желтые водяные горы высотой до 3м. Не доходя 40м до правого берега, струя натыкается на второе грозное препятствие – подводную скалу "Бычок Запарамский", три зубца которой ещё раз перемалывают поток, прежде чем он выйдет в широкую долину. Суммарное падение на пороге около 9м на длине 2,2км.

Через Парам ежегодно ведется сплав. Все сплотки карбазов или бревен, идущие сверху, сопровождаются мощными катерами. Роль их заключается в том, чтобы перед входом в порог направить караван в середину основного потока. Сам катер после этого, дав слабину буксиру, должен успеть обогнуть валы стороной и, пройдя главный слив, пробиться под левый берег. Оттуда он оттягивает караван от встающего на пути "Бычка Запарамского".

Отчаянная работа! Скорость реки такая, что 8км от Парамского зимовья до выхода из порога караваны проносятся за 15 минут. В случае малейшей неисправности, перебоя в двигателе или оплошности людей стальная махина катера вместе с уже неуправляемым караваном в щепу разлетится об утес "Неистового монаха" или о Бычок. 
Сейчас уже нет самосплава через порог. Но старожилы помнят, что мало кто решался раньше проходить Парам с грузом. Чаще плоты или карбазы, шедшие сверху, пускали в порог самостоятельно, а потом ловили уже в подпорожце. Груз предварительно снимали и перевозили вьюками по конной тропе левого берега или переносили вручную по узкой прибрежной косе правого. По словам стариков, каждый третий плот разбивало в щепы.

Для байдарок и прочих туристских судов Парамский порог непреодолим. Обнос можно осуществить двумя путями.

Первый – по старой конной тропе левого берега. Она начинается от Парамского зимовья – небольшого поселка, притулившегося на берегу спокойного улова в месте выхода Витима из Муйской котловины. Это база лоцманов–сплавщиков, которые иногда неделями ожидают здесь спада воды. Тропа идет верхом над порогом и кончается у рыбачьего зимовья, стоящего на берегу Витима, ниже утеса "Иоанна Кронштадтского". Общая длина обноса около 10км. При хорошей погоде его можно осуществить за 2 дня.

Второй вариант обноса – по правобережной тропе. Она начинается из небольшой заводи в 0,5км от горла порога. Подплывать сюда надо осторожно, заблаговременно прижимаясь к правому берегу. Два взлета, ведущих на гребень гряды, затем крутой спуск вниз… и тропа через 1,5км выводит к протоке, которая ответвляется от Витима на второй половине порога. Она заполняется водой только при очень высоких горизонтах. В конце – озерко, смыкающееся с подпорожным уловом.

Дальнейший путь идет по неприятной курумной осыпи, сложенной из огромных обомшелых камней. Нижние ярусы их мокры от брызг прибоя. Для безопасности надо идти выше. Никакой тропы нет. Через 1,5км трудного пути волок заканчивается на песчаной косе ниже "Запарамского Бычка". Общая длина его 3км. Ширина и состояние основного участка тропы позволяют переносить байдарки не разбирая. На последнем (курумном) участке это зависит от физических возможностей группы. 
Обнос порога вместе с предварительной разведкой может быть осуществлен за день.

При разработке маршрута хорошо запланировать здесь дневку, чтобы совершить восхождение на вершину гольца, встающего над порогом на правом берегу.

Подъем на него труден из-за курумов, сплошь покрывающих крутые склоны. Зато сверху открывается редчайшая панорама. Витим далеко виден как вниз по течению, так и назад, в сторону Муйской котловины. Только с "птичьего полета" можно по-настоящему оценить всю красоту Парамского порога.
 

ПАРАМСКИЙ ПОРОГ – ДЕЛЮН-ОРОНСКИЙ ПОРОГ (519КМ) – 136 КМ
Это второй "горный" участок Витима. Река прорывает здесь Северо–Муйский хребет. По сравнению с предыдущим, долина ее шире и светлее. Но крутые склоны окружающих гольцов, как и там, спускаются прямо к воде. Береговая полоса очень узкая, местами ее нет совсем. Ниже Парамского порога резко меняется характер русла реки. Перекатов и шивер относительно немного, но возрастают уклоны (в среднем до 1,1 м/км), а потому полностью отсутствуют плесы. Река превращается в сплошной быстроток со скоростями от 10 до 15 км/час.

В малую воду плыть здесь намного легче, чем в большую. При подъемах горизонтов воды, сопровождающихся увеличением скоростей, каждый бычок, валун или остров, отражая поток, дает долго незатухающие стоячие волны или резкую зыбь. Постоянная борьба с ними выматывает. При паводках эта часть Витима становится, пожалуй, одной из самых трудных и опасных на маршруте. 
Как правило, все "неприятности" приурочены к островам. Везде, чтобы избежать их совсем или хотя бы частично, надо идти малыми несудоходными протоками.

Через 1,5км от порога туристы подходят к первой на запарамском участке небольшой шивере "Чертов Заездок" (ш-19). Она разместилась в протоках островного разбоя. Камни, создающие волнение, расположены только в левой, судоходной, протоке. Правая спокойна, но мелководна. В большую воду шивера почти незаметна. Прохождение её не сложно, и потому можно не делать разведки. 
Дальше Витим почти 15км течет сплошным быстротоком, не встречая никаких препятствий. Участок кончается двукратным расширением реки за счет группы островов, идущих один за другим. На всей длине проток образовался длинный перекат. Чтобы максимально избежать создающуюся здесь неприятную резкую зыбь, плыть надо малой левой протокой.

Через 6км шивера Янгудская (ш-20), Она представляет собой ряд отдельных больших камней, беспорядочно разбросанных в протоках у двух островов. Один из них – так называемый "Янгудский Бык" – расположен по главному фарватеру в правой протоке, и в межень поднимается из воды почти на 4,5м. Характер шиверы и количество торчащих камней целиком зависят от уровней воды. Однако во всех случаях они хорошо заметны издалека по сильным бурунам и серьезного препятствия не представляют. В малую воду шиверу предпочтительней проходить левой протокой. Но, чтобы увидеть Быка, можно идти и правой. При высоких горизонтах плыть можно практически везде.

Через 8км, чуть ниже устья реки Падора (левый приток) – очередной островной разбой. Здесь расположилась следующая шивера – Падоринская (ш-21). Река, разбитая островом, течет двумя протоками. Основная (левая) делает крутой левый изгиб в обход острова. Шивера состоит из двух частей – первой и второй гряд. Находятся они в 2,5км друг от друга… первая – в самом начале левой протоки, сразу за оголовком острова.

Сильное хаотическое волнение вызвано выходами в русло коренных скальных пород. Волнение сохраняется как в большую, так и в малую воду.

Чтобы обойти первую гряду, надо плыть малой правой протокой. Однако попасть в неё трудно, и чем выше горизонты воды, тем сложнее эта операция. Дело в том, что на подходах к шивере основная струя идет вплотную к правому обрывистому берегу, который весь завален камнями. Из-за сильного волнения и опасности навала идти приходится не ближе 15–20м от берега. 
Перед самым островом струя, отразившись от скального выступа, резко уходит от берега, проносясь мимо правой протоки. Скорости очень высоки. Поток мертвой хваткой держит все плывущее, неудержимо затягивая в главную протоку. Уход в правую будет невозможен, если плыть от берега дальше, чем на 25м. В самой протоке на входе и выходе тоже бурно. 
Вторая часть шиверы, вторая гряда Падоры, расположена на выходе из островного разбоя. По характеру водной обстановки она похожа на первую, но мощнее ее. Волнение хаотическое. Стоячие волны до 0,5–0,7м. Проходится нижняя гряда шиверы под правым берегом, где волнение несколько слабее. Сразу за ней большой улов с сильной зыбью. 
В 18 км от Падоринской шиверы – так называемое Венчальное улово. Здесь река разбивается большим островом на два потока. Основной (шириной около 300м) – идет под левым берегом. В нем почти на выходе образуются два огромных водоворота со встречным течением. Диаметр левого, более мощного из них, около 200м. Рассказывают, что плоты или карбазы, спускаясь самосплавом и попав в эти улова, крутились в них, "венчались", иногда сутками, причем часто в разных вальцах. В большую воду, при подъеме уровня воды, улова начинают клокотать и временами горбом выпучивать воду там, где только что была воронка.

Для байдарок это неприятное место. В большую воду оно, очевидно, непроходимо. Обходится Венчальное улово малой правой протокой, откуда оно не видно. Чтобы посмотреть это уникальное творение природы, надо пристать к острову и идти к нему пешком.

Потом 12 км Витым течет сравнительно спокойно. Только в нескольких местах на пути вдруг неожиданно встают идущие наискосок одиночные стоячие валы. Они, как правило, вызваны прибрежными каменными "избушками". Валы серьезным препятствием не являются, но заставляют постоянно быть начеку. 
В конце этого участка на входе в большой плавный поворот расположена Булдаковская шивера (ш-22). Здесь в реке крупный остров и в обеих протоках не сильное волнение. В высокую воду шивера почти незаметна, в низкую — ее надо проходить левой протокой.

Дальше в реке на протяжении 25км нет никаких серьезных препятствий, встречаются только 2 небольших переката у островных групп. 
После этой длинной быстрины русло Витима расширяется до 5км, разбитое на отдельные протоки множеством островов. Расширение носит название "Оронского Пузыря". Длина его – почти 10км. Основная судоходная протока идет под правым берегом. Здесь же раскинулось одно из красивейших мест всего Витимского края – озеро Орон.

Чуть ниже места воссоединения Витима в одно русло, после "Оронского Пузыря" – находится шивера Американская (ш-23). Она отличается от всех других тем, что образовалась на прямом участке без разбоя островами. Шивера короткая – 350–400 м. В русле отдельные камни. Дно сложено крупноглыбовым скальным материалом, что вызывает небольшое волнение на середине и под правым берегом. Шивера не трудная. Уже в среднюю воду она почти затоплена. Проходить надо под правым берегом, хотя и здесь зыбь высокая.

В 30км ниже расположен второй гигант Витима – порог Делюн–Оронский. Перед порогом, не доходя 5 и 1,5км – шиверы "Каменная" (ш-24) и "Чертова Деревня" (ш-25). Эти места реки начинают отвечать своему названию "шивера" только в очень малую воду. В среднюю и большую они совсем незаметны.

Делюн–Оронский порог находится на прямом участке. Ширина русла немного меньше 600м. Образован он плоской, горизонтально лежащей скальной плитой, перегораживающей реку под углом 450 к стрежню. С нее, как с уступа, по почти всей ширине реки образуется концентрированный слив высотой около 1,7м, после чего в русле царит хаотическое волнение со стояками до 2м. Общая длина порога 300м.

В перегораживающей русло плите под левым берегом образовался прорыв — "ворота" шириной около 40м. Они служат для прохода плотов и карбазов. Туда же устремляется почти вся масса воды. Для сплава порог менее опасен, чем Парамский, хотя камни на входе и выходе осложняют дело. Скорость на пороге до 20 км/час. Если Парам в большую воду непроходим… то для Делюн–Оронского порога – наоборот, чем выше уровень воды, тем лучше.

Подходить к порогу надо вдоль левого берега, заблаговременно прижимаясь к нему вплотную. Скорости реки даже здесь значительны.

В самом начале порога по левому берегу, в обход каменного утеса, ответвляется протока 15–18м шириной. В нее уже при средних горизонтах попадает небольшое количество воды. 
В голове обходной протоки маленький сброс, нашпигованный камнями. Здесь байдарки или надувные суда надо либо проводить, либо обносить. Проводка требует значительных затрат времени и сил… а главное, небезопасна для оболочек судов. Поэтому предпочтительней обнос. Приставать надо у стоящего на левом берегу, прямо у воды, одинокого домика. От него по дороге всего 200м до конца каменного завала в начале протоки. Обнос простой и легкий. Дальше почти 1км вода течет единым стремительным потоком. Дно валунное, много торчащих камней. Глубина переменная и зависит от уровней в Витиме. Выход из протоки захватывает лишь отголоски основного порогового волнения.
    
ДЕЛЮН-ОРОНСКИЙ ПОРОГ – ГОРОД БОДАЙБО (290КМ) – 229КМ
Ниже порога на обоих берегах расположено село Амалык (основная часть – на правом). Это база катерщиков – конец плеча сплавного участка. Здесь происходит передача "с рук на руки" караванов плотов и карбазов. Здесь же пережидают иногда по нескольку дней сильное обмеление реки.

В 1км ниже порога – Амалыкская шивера (ш-26), представляющая собой небольшое сосредоточение камней в основном с левой стороны русла. Шивера, шумливая и зубастая в малую и среднюю воду, при высокой почти совсем затопляется. Под правым берегом проход чистый при любых горизонтах. Волнение незначительно. Для преодоления шиверы необходимо, выйдя ниже порога из обходной протоки, сразу же идти под правый берег.

Дальше Витим течет спокойно, величаво. По берегам по-прежнему тянутся залесенные до половины гольцы. Ширина реки 350–400м. Много островов. Почти в каждом случае деления в протоках образуются перекаты. Редко в русле попадаются отдельные крупные валуны. Все они хорошо заметны.

В 48 и 72км ниже порога в реке небольшие скопления камней. Это соответственно шиверы "Сактолжинская" (ш-27) и "Балаганахская" (ш-28). На них волнение слабое уже в среднюю воду… а в высокую – они превращаются в быстрины.

Ниже Витим окончательно успокаивается. Даже в протоках у островов нет перекатов. Несколько замедляется и течение. Средние скорости на этом участке 6–8 км/час, Через 45км в вершине большого изгиба при устье речки стоит поселок Нерпо. Отсюда начинается регулярное пассажирское сообщение с Бодайбо. Речной трамвай ходит трижды в неделю. Но практически уплыть из Нерпо можно ежедневно: все лето сюда идет завоз грузов на небольших самоходных баржах. Обратно они возвращаются порожняком. 115км до Бодайбо вниз по Витиму самоходки покрывают примерно за 5 часов.

 
ОТ Г.БОДАЙБО ДО УСТЬЯ – 290КМ
В нижнем течении река продолжает сохранять свой суровый характер, Берега по-прежнему круты и обрывисты, хотя горы немного ниже. Скорость течения все еще высока. Но это уже обжитая и оживленная водная магистраль. По берегам много населенных пунктов (Мама, Мамакан и др.), расположенных в распадках между лесистыми горами, где в Витим впадают одноименные притоки. В нижнем течении река принимает их довольно много. Наиболее крупный из них – Мама (левый приток, 170км от устья Витима).
Самостоятельное плавание по нижнему течению спортивного интереса не представляет. Его лучше совершить на комфортабельном теплоходе.
 

                                                             устье реки Витим -  река Лена                                                                

 

______________________________________________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Ресурсы поверхностных вод СССР: Гидрологическая изученность. Т. 17. Ленско-Индигирский район. Вып. 1. Верхняя Лена / под ред. В. А. Виноградова. — Л.: Гидрометеоиздат, 1966. — 170 с.
 «Река ВИТИМ» — информация об объекте в Государственном водном реестре.
 Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 5. Вешин — Газли. 1971. 640 стр., илл.; 38 л. илл. и карт. 1 карта-вкл.
Водные маршруты СССР, 1976, с. 119.
https://www.liveinternet.ru/users/5013682/post345888256/
 ПЕРЕЧЕНЬ КЛАССИФИЦИРОВАННЫХ И ЭТАЛОННЫХ ТУРИСТСКИХ СПОРТИВНЫХ МАРШРУТОВ И ПРЕПЯТСТВИЙ
Владимиров В. Б. Туристские маршруты в бассейне реки Витим / Художник И. М. Пучков. — М.: Физкультура и спорт, 1971. — 136 с. — (По родным просторам). — 18 000 экз.
Русское географическое общество. Витим. Географическая книга о легендарной Угрюм-реке. — Москва: ИД "Комсомольская правда", 2016. — 158 с. — 1 000 экз. — ISBN 978-5-4470-0066-0.
Григорьев В. Н., Митрофанов В. В., Славинский О. К., Шишков Л. К., Плечко Л. А. Водные маршруты СССР. Азиатская часть. — М.: Физкультура и спорт, 1976. — С. 119-120. — 160 с.
Калашников Ю. Е. Рыбы бассейна реки Витим. — Новосибирск, 1978.
География СССР

 

ВложениеРазмер
Река Витим48.52 КБ
Река Витим39.27 КБ
Река Витим49.18 КБ
Река Витим252.28 КБ
Река Витим234.32 КБ
Witim1 (5).jpg441.53 КБ
Witim1 (7).jpg305.74 КБ
Witim1 (8).jpg301.3 КБ

Комментарии

Отправить комментарий