Азелинский могильник

Рядом с деревней Азелино Малмыжского района Кировской области находится интересный могильник, который пролил свет на историю и культуру древних племен, из которых потом образовались предки удмуртского и марийского народов. Формирование этой культуры происходило в Волго-Вятском регионе в самом начале 1-го тысячелетия нашей эры.

 

ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

СТАТЬИ ПРО МАЛМЫЖСКИЙ РАЙОН - ТУТ!

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО ГОРОД МАЛМЫЖ - ТУТ!

   
Азелинский могильник представляет из себя несколько мужских и женских погребений, которые относятся к 4-му веку нашей эры, археологи указывают на период раннего железного века. Памятник археологии находится в долине небольшого ручья (притока реки Шошма – бассейн Вятки) – на высоком берегу. Азелинский могильник расположен севернее деревни Азелино, он занимает стрелку, образованную береговой полосой и небольшим оврагом с восточной стороны.

                                                  окрестности д. Азелино - Азелинский могильник                                

Азелинский могильник

Материалы, обнаруженные при исследовании Азелинского могильника (а также Суворовского могильника) дали начало так называемой Азелинской культуре – периоду формирования и этногенеза некоторых финско-пермских народов Вятского края. Ученые считают, что азелинские племена – это предки племен пьяноборской культуры, который переселились с долины реки Кама на реку Вятка в самом начале 1-го тысячелетия.
 
Азелинский могильник был совершенно случайно найден при земляных работах на прокладки линии электропередачи в 1929 году. Этим же летом на это место срочно приехал ученый из Казани М.Г. Худяков (кстати, он сам родился в городе Малмыж), чтобы провести археологические раскопки. Срочность была нужно потому, что и в те времена, местные жители могли раскопать могильники и забрать оттуда ценные вещи. Худяков исследовал два могильника, собрал различные вещи, и установил, что этот памятник относится к древним погребениям местного пермского племени.
Дальнейшие раскопки и изучение могильника было произведено только после Отечественной войны. В летний сезон 1955 года под руководством ученого В.Ф. Генинга тут были произведены раскопочные работы на территории более тысячи квадратных метров. Тогда комплексное исследование могильника производилось экспедицией Казанского филиала АН СССР. Было изучено всего 19 погребений, при этом было найдено одно парное захоронение. Руководитель экспедиции в своем научном отчете выделил три погребения: воина, охотника и кузнеца. Каждый погребенный характеризовался своими предметами быта, которые были найдены в могилах. Все найденные экспонаты были переданы в краеведческий музей города Киров.

 


В.Ф. Генинг (известный советский археолог, много работал в Удмуртии и в Кировской области) дал характеристику этому могильнику: захоронение грунтового типа, совершены по способу ингумации, в сопровождении различных предметов: украшений одежды, орудий труда, оружия, амулетов и т.д.
В составе Азелинского могильника – присутствуют два ряда захоронений, которые расположены с востока на запад. Могилы образованы прямоугольными ямами с глубиной от полуметра до метра (максимум – 1,2 метра). Всего найдено девять одиночных захоронений, и пять совместных, скорее всего, семейные могилы. Похороненные люди были уложены головой на север, спиной на земле, некоторые были положены в некоторых подобиях гробов. Большая часть захоронений сопровождалась находками: элементы одежды, украшений, ожерелья, бусы, орудия труда. Особенно интересны находки при раскопке женских захоронений, тут было обнаружены: головные уборы, височные наборы, налобники, браслеты, перстни, застежки, прочие элементы одежды. Также интересны были находки в могиле «кузнеца» - туда были положены клещи, молот, резчики, выкованные изделия. 
Было отмечено, что в одних могилах встречался более богатый набор вещей, а в других могилах – довольно скудный, сделан вывод об имущественном расслоении людей раннего железного века. Также захоронения можно разделить по семейно-возрастному принципу. На Азелинском могильнике практически не найдена керамика и изделия из глины, также не обнаружены животные (кроме собаки). Археологи считают, что материалы этого захоронения показывают историю этногенеза южных и западных племен древней удмуртской нации (праудмурты).

Как среди мужских, так и среди женских захоронений фиксируется группа погребений с богатым вещевым комплексом, с полным набором всех известных типов украшений, оружия и орудий труда; группа с менее значительными комплексами и погребения с единичными вещами или полным их отсутствием, что связано, вероятно, не только с семейно-возрастными различиями, но и с имущественным положением умерших. На памятнике не встречена керамика, не характерны кости животных (кроме скелета собаки в погребении 19). Материалы могильника отражают процесс формирования западных групп древней праудмуртской общности.
При исследовании черепов из могильника было установлено, что они принадлежат к смешанному расовому типу, такой переходный тип называется «уральская раса». При этом европеоидные свойства в них заметны больше, чем монголоидные, также было отмечено, что типично монголоидных черепов в серии нет. Некоторые монголоидные признаки встречаются рассеянно на разных черепах. Например, на женском черепе из погребения № 4 (Азелинского могильника) очень слабое выступание носа и уплощенность сочетаются с очень низким лицом, что не является характерным для монголоидной расы. 
 


Итогом исследований ученого Владимира Генинга стала классификация Азелинского могильника – как примера Азелинской культуры – то есть открыта археологическая культура 3-5 веков в Волго-Вятском регионе, на базе которой происходил этногенез праудмуртов и прамарийцев. Считается, что азелинская культура- это следующий этап развития пьяноборской культуры, при этом происходило смешение вятских (местных) племен с племенами, которые пришли с верховий и среднего течения реки Кама. Основные (базовые) объекты исследований – это Азелинский и Суворовский могильники. Также интересно в плане изучения Буйское городище (Буйский Перевоз), где был найден огромный клад, состоящий из двух сотен железных мотыг и копий.
 Места обитания азелинских племен чаще всего представлены селищами и городищами. Всё натуральное хозяйство этих племен основано на примитивном земледелии, животноводстве, охоте, собирательстве и рыболовстве. Для Азелинской культуры свойственны круглодонные сосуды с узором из насечек или шнуровых отпечатков. Также для культуры свойственны грунтовые захоронения, которые ориентированы головой на север.

 
Азелинская культура в Татарстане:
Соловцовское городище в Высокогорском районе имеет около 6 тыс. кв.м. Жилища преимущественно деревянные, наземные.
На территории Татарстана также памятники азелинской культуры выявлены у сёл Айша Зеленодольского района, село Сюкеево Камско-Устьинского р-на, Нармонка, Рождествено Лаишевского района, возле города Тетюши, в районе бывшего речного порта в Казани и др. (всего 48 памятников, из них 13 городищ, 3 селища, 11 могильников).
  
 
Где находится, как добраться:
Деревня Азелино,
Малмыжский район, Кировская область, Россия
Координаты деревни:
56.515950, 50.587152
Памятник археологии находится севернее деревни Азелино.
Деревня Азелино расположена около трассы Казань – Арск – Балтаси – Малмыж, 
Номер трассы 33Р-001, примерно в 2-х километрах на западе от г.Малмыж.
     

________________________________________________________________________________________________________________________________________
Источник информации и фото:
Команда Кочующие.
Худяков М.Г., 1934. Азелинский могильник // Проблемы истории докапиталистических обществ. №7-8. М.-Л. С.168-169.
Смирнов А.П., 1949. Могильники пьяноборской культуры (к вопросу о дате) // КСИИМК. Вып. ХХV. М.-Л. С.22-32.
Краеведческий сайт города Малмыж.
Энциклопедия Земли Вятской, Том 1, Книга 2, Села, Деревни. 2002 год.

 

 

ВложениеРазмер
Азелинский могильник115.76 КБ
Азелинский могильник77.07 КБ
Азелинский могильник140.64 КБ
Азелинский могильник53.9 КБ

Комментарии

Отправить комментарий