Исток реки Буй


Исток реки Буй мы посетили в ходе похода – ноябрь 2012 года
Побывав на Арборке, Шошме, Иреке, Уржумке, Нольке – мы хотели в этот световой день успеть ещё на исток реки Буй. Поэтому, проехав  мимо Мари-Турека, мы отправились к истоку этой реки, про которую написали несколько статей. 
Река Буй –  правый приток Вятки, живописная и родниковая речка, берущая начало на Вятских увалах.

 

СТАТЬЯ ПРО РЫБАЛКУ В МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО СПЛАВЫ ПО МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

РАЗДЕЛ НА САЙТЕ "РЕКИ МАРИЙ ЭЛ" - ТУТ!

САМЫЕ КРАСИВЫЕ ОЗЕРА МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ПОХОДЫ ПО МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

 

Два истока реки расположены западнее деревни Помосъял, при этом верхний исток проходит через две запруды, а начинается в заболоченном лесу, где бьёт несколько родников. Рядом в поле располагается священная марийская роща. 
Второй исток недалеко в полях.  Здесь речка Буй набирает свою силу благодаря многочисленным родникам и ключам.

 

Исток реки Буй

География:
Река Буй находится на территории Волго-Вятского водораздельно-возвышенно-равнинного района с эрозионным расчленением  и входит в Южно-таёжную область возвышенности Вятского увала. Глубина врезания речной сети составляет 100-150 м, достигая 170 м в районе Шургинского антиклинального поднятия.
Орография, то есть описание элементов рельефа по их конфигурации, размеров и направления, схожа с Русской равниной, но в миниатюре. На Вятском увале нет рек, текущих на запад, большинство их направлены на юг до Волги, а часть на северо-восток до Вятки, находящейся в Кировской области.

                                   ПРУД ОКОЛО ИСТОКА РЕКИ БУЙ
 

Исток реки Буй

 
По другим данным исток Буя расположен на границе Параньгинского и Сернурского районов РМЭ между деревнями Помосъял (Памашял) и Елеево, что, кстати, отражено в преданиях этих деревень.
Деревня Помосъял (Памашъял)  -  Согласно народным преданиям, деревня Помосъял основана более четырехсот лет назад переселенцами из Орворской волости Алатской дороги Казанского уезда (ныне Арборы Мари-Турекского района). Основатели деревни, поднявшись по р. Буй до самого ее истока, поселились на левом берегу реки, где впадала вытекающая из хвойного леса безымянная речушка. Вокруг были леса, вдоль реки - обильные луга, кругом журчали родники (слово "памашъял" в переводе с марийского языка означает "родниковая деревня").  

                                РОДНИКИ ПИТАЮЩИЕ ИСТОК РЕКИ БУЙ

Исток реки Буй

Ко второй половине XIX в. в деревне сформировались три улицы. Односторонняя улица Улыл урем (букв. "Нижняя улица") располагалась вдоль берега р. Буй по обеим сторонам. Две двусторонние улицы, разделенные речушкой, шли параллельно первой. Улица Эггерумбал (букв, "над речкой") находилась на правом берегу речушки, а на другом ее берегу размещалась улица "Кугурем" ("большая улица"). К концу XIX в. вдоль левого берега речушки, перпендикулярно существующим улицам, сформировалась четвертая улица "Лукан урем" (букв, "угловая улица").
Вокруг деревни находились рощи для проведения коллективных праздников "Агавайрем" (Агавайрем ото), "Семик" (Семык ото), общедеревенских (Кусото), семейных и родовых молений (Шем ото). На возвышенном месте располагался липняк (Пиштер ото), где вывешивались борти. С северной стороны селения находилось утопающее в зелени кладбище. В центре самой деревни до 1970-х годов стоял многовековой вяз, которая, согласно преданию, была посажена первооснователями селения. Помосъяльцы верили, что она оберегает деревню от несчастья.

                                    СВЯЩЕННАЯ РОЩА ОКОЛО ИСТОКА РЕКИ БУЙ 

Исток реки Буй

Село Елеево (Кугу Пумарий)
Происхождение названия села народное предание связывает с именем первого переселенца Эле, который с двумя сыновьями Маки и Костинка поднялся на лодке по реке Буй и облюбовал место будущего селения. Построив себе жилище на более возвышенном месте, ниже к реке он поселил старшего сына, а еще ниже - младшего. Так якобы было положено начало улицам Маки-урем и Костинкаурем. Из документов середины XIX века выясняется, что селение было расположено возле речки Элпамаш, правого притока реки Буй.

Ещё одна версия происхождения отражена в преданиях деревни - Пумарь (Иштыганово, Изи Пумарий):
Расположена на берегу реки Буй, марийское название которой Пу. Отсюда Пумарий, что означает "марийцы по реке Пу (Буй)". А наименование реки, очевидно, произошло от марийского слова "пуаш" - давать, дать. Дело в том, что начало этой реки (исток Буя) издавна считается "святым" местом, к которому и сейчас приходят женщины для излечения от женских болезней и, помолившись, попив, помывшись и взяв с собой эту "целительную" воду, оставляют, дают ("пу" - дай) хозяину родника подарки.

Исток реки Буй

Во многих регионах места таких приношений называют "пуымаш" - дача, отдавание. Исток же реки Пу (Буй), ставший таким местом, находится в селе Елеево, что в Параньгинском районе, которое до постройки здесь православной церкви марийцы называли (да и сейчас называют) Кугу (Большой) Пумарий. А деревню Пумарь, которая тоже стоит на Буе, марийцы называют Изи (Малый) Пумарий. Примечательно, что и здесь родник, вытекавший под горой и впадающий в Буй, почитается как святой, к нему в день "Девятой пятницы по Пасхе" совершается массовое паломничество со всей округи. К этому дню в селе Косолапово была приурочена большая ярмарка с каруселью, балаганным театром, бродячим цирком, богатейшим набором дорогих и дешевых товаров и веселым гвалтом, создаваемым многочисленными зазывалами, балалайками, гармониками, свистульками, бубенцами, трещотками, барабанами, частушками, шутками, прибаутками, перебранками, смехом.

 

Буквально через 15 км. после истока, около деревни Скрябино, Буй становится хорошей речкой, с поворотами и омутками. 
 


                                    РЕКА БУЙ ОКОЛО ДЕРЕВНИ СКРЯБИНО 

Свой путь мы продолжали вдоль левого берега реки Буй, и через некоторое  время выехали на старый Алатский тракт, соединяющий Казань и Уржум. 

ДЕРЕВНЯ ПОМОСЪЯЛ
Деревня Помосъял (Памашъял) расположена в 2,5 км северо-западнее центра сельсовета - села Елеево. В XVIII веке до 1782 года была в составе Сабатской волости Уржумского уезда. В XIX веке деревня Помосъял относилась к Мазарской, Косолаповской волостям Уржумского уезда Вятской губернии. В 1920 году она включена в состав Марийской Автономной Области, была в Сернурском, затем (с 1926 по 1935 гг.) - в Мари-Турекском кантонах В 1935-1959 годы деревня находилась в административном подчинении Елеевского сельсовета Косолаповского района. В 1959-1971 годы селение входило в состав Сернурского района. С 1971 года она находится в ведении Елеевского сельсовета Параньгинского района.
Согласно народным преданиям, деревня Помосъял основана более четырехсот лет назад переселенцами из Орворской волости Алатской дороги Казанского уезда (ныне Арборы Мари-Турекского района). Основатели деревни, поднявшись по р. Буй до самого ее истока, поселились на левом берегу реки, где впадала вытекающая из хвойного леса безымянная речушка. Вокруг были леса, вдоль реки - обильные луга, кругом журчали родники (слово "памашъял" в переводе с марийского языка означает "родниковая деревня").
Из трех прибывших семей две дали начало роду Озий (Калугины), Аймак (Аймаковы), Вараксины. В деревне кроме этих фамильных групп различались Ивановы, Поповы, Заболотских и др.
По архивным данным установлено, что селение основано в сороковых годах XVIII в. В материалах второй переписи (1747 г.) отмечается, что "в новопоселенном починке Памасъял" Сабатской волости Уржумского уезда проживали четыре души новокрещеных и 24 некрещеных марийца (около 60 человек обоего пола). Через семь лет в Уржумской городской Свято-Троицкой соборной церкви на исповеди и причастии побывали 15 семей из этой деревни.
Городскую церковь, находящуюся в 60 верстах от деревни, крещеные марийцы вынуждены были посещать до открытия в 1836 г. Николаевской церкви с. Косолапово. С освящением в 1862 года Ильинской церкви в селе Елеево помосъяльцы стали считаться прихожанами этой церкви.
Ко второй половине XIX в. в деревне сформировались три улицы. Односторонняя улица Улыл урем (букв. "Нижняя улица") располагалась вдоль берега р. Буй по обеим сторонам. Две двусторонние улицы, разделенные речушкой, шли параллельно первой. Улица Эггерумбал (букв, "над речкой") находилась на правом берегу речушки, а на другом ее берегу размещалась улица "Кугурем" ("большая улица"). К концу XIX в. вдоль левого берега речушки, перпендикулярно существующим улицам, сформировалась четвертая улица "Лукан урем" (букв, "угловая улица").
Вокруг деревни находились рощи для проведения коллективных праздников "Агавайрем" (Агавайрем ото), "Семик" (Семык ото), общедеревенских (Кусото), семейных и родовых молений (Шем ото). На возвышенном месте располагался липняк (Пиштер ото), где вывешивались борти. С северной стороны селения находилось утопающее в зелени кладбище. В центре самой деревни до 1970-х годов стояла многовековая вязь, которая, согласно преданию, была посажена первооснователями селения. Помосъяльцы верили, что она оберегает деревню от несчастья.
Жители занимались земледелием, охотой, выращивали скот. Часть марийцев оставалась некрещеной. Несмотря на религиозные различия, помосъяльцы регулярно проводили совместные языческие праздники и обряды, моления с жертвоприношениями. Вместе с этим отмечались и христианские праздники. Престольным праздником деревни считался день зимнего Николы (19 декабря). На этот праздник съезжались жители со всех окрестных деревень.
В целях христианского просвещения народа в 1897 году в деревне открывается миссионерская школа. Детей обучали священник села Елеево Александр Иванов Головин и учитель Михаил Иоаким Евфимов. В первый год школу посещало 23 мальчика. По сообщению учителя, местное население, особенно язычники, к школе относилось недоверчиво.


Село ЕЛЕЕВО (ПУМАРИЙ, КУГУ ПУМАРИЙ, ЭЛЕЕВО, БОЛЬШАЯ ПУМАРЬ, ВЕРХНЕБУЙСКОЕ)
 Село является центром Елеевской сельской административной территории. Расположено оно в 17 км севернее районного центра - п. Параньга на автотрассе Йошкар-Ола-Уржум, недалеко от места разветвления дороги в двух направлениях: в Мари-Турек и Косолапово.
Елеево в XVIII в. входило в Буйскую, Завятскую волости Уржумского уезда Казанской губернии, затем - в Буйскую, с конца 30-х годов XIX - начале XX в. - Ирмучашскую волости Уржумского уезда Вятской губернии. В 1920 г. в составе этой волости вошло в Сернурский кантон МАО. С 1926 по 1935 гг. село было в ведении Мари-Турекского кантона. В 1935-1959 гг. Елеевский сельсовет находился в административном подчинении Косолаповского района. В 1959-1963 гг. Елеевский сельсовет входил в состав Сернурского района. В 1963-1965 гг. с. Елеево стало частью Алашайского сельсовета Мари-Турекского района. С 1965 г. Елеево - центр Елеевского сельсовета Параньгинского района.
Происхождение названия села народное предание связывает с именем первого переселенца Эле, который с двумя сыновьями Маки и Костинка поднялся на лодке по реке Буй и облюбовал место будущего селения. Построив себе жилище на более возвышенном месте, ниже к реке он поселил старшего сына, а еще ниже - младшего. Так якобы было положено начало улицам Маки-урем и Костинкаурем. Из документов середины XIX в. выясняется, что селение было расположено возле речки Элпамаш, правого притока реки Буй.
В ранних исторических документах XVIII в. д. Елеево значится под названием Элеево, Пумари, Пуамари, Илеево, Верхнебуйское, Большая Пумарь, Кугу Пумарий. Слова "Пумарий", "Верхнебуйское" образованы от названия реки Буй, которая берет свое начало от селения. Аналогичное по названию селение Изи Пумарий (Малая Пумарь) расположено в Мари-Турекском районе. Д. Пумарь встречается и в Кировской области.
Первые архивные упоминания о д. Элеево Буйской волости относятся к 1719-1722 гг. В ревизских сказках, составленных в эти годы, отмечается, что в деревне было 10 дворов, крестьяне платили 5,875 ясака, имели сенные покосы в 600 копен. В 1747 г. в д. Елеево Завяцкой волости Казанской провинции было 4 души новокрещеных и 59 душ некрещеных (около 130 человек). Марийцы этой деревни были окрещены в период массовой христианизации (1740-1750-е гг.) и находились в пастырском попечении церковнослужителей Уржумской Казанско-Богородицкой церкви. В то время д. Елеево по численности населения ненамного отличалась от окружающих марийских деревень. Однако темпы роста количества жителей здесь были несколько выше. Так, в 1775 г. среди исповедывавшихся и причастившихся Петропавловской церкви с. Турек отмечены члены 22 семей д. Пумари. В 1830 г. в д. Елеево проживало 370 человек, в том числе крещеных 129 душ м.п. и 132 - ж.п. и некрещеных 47 душ м.п. и 62 - ж.п. Через 30 лет число жителей превысило 450 человек.
Деревня росла за счет переселенцев из других мест. Важную роль в истории селения сыграло открытие здесь в 1860 г. церковного прихода в честь святого пророка Ильи. Первоначально служба велась в часовне. Деревянная церковь была освящена в 1862 г., а 24 сентября 1903 г. (после 12-летнего строительства) состоялось освящение двуглавого каменного храма.
Строительство церкви велось при поддержке государства и Святейшего Синода в целях распространения православия. Однако елеевцы и марийцы окрестных деревень продолжали соблюдать свои языческие традиции, совершая моления в священных рощах, которых только вокруг самого села было четыре.
Село приобрело статус экономического и культурного центра. В нем кроме церкви существовали такие общественные заведения, как инородческое училище, питейное заведение, торговая лавка, кузница. Дважды в год: 14 сентября и 2 августа - в Елееве проходили ярмарки.
Елеевское одноклассное инородческое училище было открыто при непосредственном участии марийского просветителя С.А.Нурминского - директора народных училищ Вятской губернии. Первым учителем в селе стал священник Иоанн Левагин, который 4 октября 1870 г. собрав в своем доме 14 мальчиков, объявил об открытии одноклассного училища Министерства народного просвещения. Такие училища в то время считались образцовыми. В 1871 г. учителем стал выпускник Вятской духовной семинарии Николай Ушнурский. Однако он вскоре умер и его заменил Иван Кордемский, мариец, получивший образование в Вятском духовном семинарии. В 1876-1877 учебном году здесь уже учились 54 ученика, в т.ч. 3 девочки. В 1885 г. было построено типовое здание школы с тремя учебными классами, канцелярией и квартирой для учителя. Классы обогревались круглыми голландскими печами.


Деревня СКРЯБИНО (починок МЕЩАНСКОЕ ЗАЙМИШЕ, СКРЕВЫН)
 Деревня Скрябино расположена в 4 км восточнее центра сельсовета -д. Русская Ляжмарь. В XIX - начале XX в. она относилась к Сабатской, Мазарской и Косолаповской волостям Уржумского уезда Вятской губернии. В 1920 г. в составе Косолаповской волости вошла в МАО. Была в Сернурском кантоне, с 1924 г. - в Русско-Ляжмаринском сельрайоне Мари-Турекского кантона. В 1959 г. в составе Русско-Ляжмаринского сельсовета переведена в Сернурский, в 1977 г. - в Параньгинский районы.
Основали селение в конце XVIII в. переселенцы из д. Скрябине близ города Уржум. Согласно преданию, первыми сюда переселились 4 семьи. Поднявшись вверх по реке Буй, в 40 км от Уржума, в лесочке они поставили 4 дома, образовав Мещанское Займище. Несколько позже, облюбовав более красивое место, поставили 8 домов на берегу реки Буй. Река, перегороженная плотинами и мельницами, была глубокой и полноводной. В ней водилось много рыб. Деревню пересекала еще одна река - Сереньгинка, впадающая в реку Буй.
В память о прежней деревне крестьяне назвали свое селение Скрябино. Переселенцы были старообрядцами, соблюдали свои обычаи и традиции. Посреди деревни построили молельный дом, где проводили свои богослужения.
Первое упоминание о "вновь поселившемся починке Мещанское Займище" относится к 1799 г. В числе первых поселенцев в документе называется 72-летний Иван Абрамов сын Ивашкин. Было первоначально 2 двора, в которых жили 22 человека (7 душ м.п. и 15 - ж.п.) ясачных русских крестьян.
В 1859 г. в Мещанском Займище (Скрябино), состоявшем из 8 дворов, насчитывалось 140 человек государственных крестьян. Подворная перепись 1884 г. выявила здесь 42 двора, 58 ревизских душ, 251 человек (121 душа мужского и 130 - женского пола), т.е. по 6 душ на каждый двор. Крестьяне имели надельной земли 572 десятины. На каждую ревизскую душу приходилось по 6,4 десятин пашни. Жители держали 47 рабочих и 10 нерабочих лошадей, 60 дойных коров, 28 голов крупного рогатого и 244 - мелкого скота.


Трудолюбивые крестьяне Скрябина сполна использовали дары природы: почти в каждом доме были свои лодки. Ловили рыбу на реке Буй. Построили три водяные мельницы: одна в конце деревни, на пруду, а две другие - по реке Буй: Забычева и Татарская. Деревня располагалась на тракте Сернур-Косолапово. Крестьяне занимались выделкой шкур. Наладили торговлю, выезжая в Уржум, Царевококшайск, Вятку. В самой деревне были открыты три частные лавки.
Семьи крестьян были большие: у торговца Т.С.Курбатова семья состояла из 11 человек, в том числе из трех сыновей. Он имел плуг, веялку, владел 6,9 десятинами земли. Г.А.Шишкин обрабатывал 9,1 десятину земли, держал 3 лошади, 2 коровы. В его семье было 12 человек. Другой торговец Т.А.Трапезников имел 3 сыновей, столько же дочерей. П.И.Трапезников был извозчиком, держал две лошади, корову, владел 6,9 десятинами земли, имел свой плуг. Пчеловодством занимался Ф.Ф.Григорьев, у него было 15 ульев. Г.М. Курбатов был портным, а Никифор Дербидонтович Трапезников - плотником, обрабатывал 9,2 десятин земли. 90 жителей деревни были грамотными.
К концу XIX в. зажиточные крестьяне построили кирпичные дома, толщина стен которых составляла один метр. Некоторые из этих домов сохранились до сих пор.
В деревне любили отмечать старинные праздники и обряды. В Троицу парни срубали березку, девушки украшали ее лентами, шелковыми шарфами, цветами. Парами несли украшенную березку по деревне, собирая народ на праздник. В конце деревни на поляне устраивались хороводы, игры, пляски.

 

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
http://www.12rus.ru/

ВложениеРазмер
Исток реки Буй35.96 КБ
Исток реки Буй55.56 КБ
Исток реки Буй45.89 КБ
Исток реки Буй84.9 КБ
Исток реки Буй73.3 КБ
река Буй194.96 КБ
BuiReka (6).JPG162.94 КБ
BuiReka (7).JPG79.93 КБ
BuiReka (8).JPG155.75 КБ
BuiReka (9).JPG102.2 КБ
BuiReka (10).JPG53.13 КБ