Сплав по реке Кутсайоки

 Команда Кочующие - Кутсайоки

 

       ВНИМАНИЕ!

       выставляем отчеты для планирования похода на лето 2012 года!!!

      комы оставляйте здесь!!!

 ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Кутсайоки — река на юго-западе Мурманской области России. Протекает в незаселённой местности вблизи российско-финской границы. Расход воды у истока приблизительно 15 м³/с, при впадении в Тунтсайоки около 25 м³/с. Длина реки 44 км. Площадь бассейна 1350 км². Ширина 20-60 м. Глубина — 0,2-1,5 м (максимально до 6 м). Скорость течения — 0,2-2 м/сек. Дно песчано-каменистое. Берега, в основном, песчано-супесчатые или каменные с валунами и гравием, высотой 1-4 м, крутизной 10-30°. Местами обрывы до 30 м. Поймы прерывистые, местами заболоченные. Берет своё начало из озера Ниваярви, в месте слияния рек Онтонйоки и Вуоснайоки. Сливаясь с рекой Тунтсайоки образует Тумчу. Тумча в свою очередь впадает в Тумчозеро (Иовское водохранилище). Ближайшие к реке населённые пункты: село Алакуртти и нежилой посёлок Вуориярви.

 

 

Кутсайоки имеет множество порогов и шивер, образованных скальными выходами, и 2 крупных водопада Малый Янискенгас, высотой около 10 метров, и Большой Янискенгас, высотой около 20 м. В туристических отчётах и справочниках эти водопады называются соответственно «Оба-На» и «Маманя». Река является популярным местом посещения для туристов-водников (3 категория сложности с элементами 6-й). Обычно маршрут проходят за 10 дней.

 

Кутсайоки замерзает в первой половине ноября и вскрывается в первой половине мая. Толщина льда в конце зимы достигает 0,7-1 м. Порожистые участки не замерзают. Во время половодья (вторая половина мая — первая июня) уровень воды повышается на 2-3 м. Период межени длится с конца июля по сентябрь. Во время летних дождевых паводков уровень воды в реке может повышаться на 1 м.

 Река протекает в заказнике Кутса (для посещения номинально требуются пропуска) и на территории пограничной зоны (для посещения последней требуются пропуска, которые необходимо заранее заказывать в селе Алакуртти).

                                                              Сплав по реке Кутсайоки

 

1.Распространено заблуждение, в котором Кутсайоки переводится с финского как «река смерти». На самом деле Кутсайоки — «зовущая река». Название же расположенной неподалёку реки Тунтсайоки, действительно, в переводе с финского означает а «река смерти».

2.Часто в описаниях можно встретить следующую ошибку. Тумчой называют либо Тумчу и Тунтсайоки, либо Тумчу и Кутсайоки. На самом деле, Тумча образуется от слияния Кутсайоки и Тунтсайоки.

 Кутсайоки богата рыбой, хотя и не богата её разнообразием, что типично для северных олиготрофных водоёмов. Здесь встречаются 11 видов рыб, относящихся к 8 семействам:

 

Семейство лососёвые:

Кумжа.

Голец.

Семейство сиговые:

Европейская ряпушка.

Сиг.

Семейство хариусовые:

Хариус.

Семейство щуковые:

Щука.

Семейство карповые:

Гольян.

Семейство окунёвые:

Окунь.

Ёрш.

Семейство налимовые:

Налим.

Семейство колюшковые:

Колюшка девятииглая.

                                                              Сплав по реке Кутсайоки                                

 

К водотоку реки непосредственно прилегают моренные холмы, встречаются озы и зандры. Необходимо отметить, что данный участок отличается мелкоконтурностью ландшафтных урочищ, обусловленной в первую очередь сложным рельефом даже без больших перепадов высот. Мелкоконтурность урочищ определяет ландшафтное своеобразие описываемой местности, её высокую природоохранную и рекреационную ценность.

 

СПИСОК  ПОРОГОВ

Порог Сомнительный — 4[2] к. с.

Порог Муравей — 3 к. с.

Порог БСТ — 2 к. с.

Водопад Оба-на — 6 к. с.

Водопад Маманя — 6 к. с.

Порог Тесный — 3 к. с.

Мощная шивера — 2 к. с.

Порог Ступенька — 4 к. с.

Порог Струя (Малый Каньонный) — 2 к. с.

Порог Водопадный — 4+ к. с.

  

                                                                    Сплав по реке Кутсайоки

  

ВВЕДЕНИЕ – ЛОЦИЯ  РЕКИ

Река Кутсайоки (или ее приток) вытекает из озера Юрхямяярви, имеет длину около 84 километров, расход воды в истоке около 8 куб. м/с, при впадении в Тумчу - 25 куб./с.

 Реку можно условно разделить на три участка - "Карельский башкаус", средний и нижний. Заехать можно на любой.

                                                       Сплав по реке Кутсайоки                                            

 

Карельский Башкаус. От "чертова моста" до оз. Пюхяярви. Уклон до 10 м./км. (в каньонах - до 20 м./км.). Маловодный и каменистый, с ОЧЕНЬ большим (для Карелии) падением. СОВЕРШЕННО НЕПРИГОДНЫ каркасные суда. Полностью проходим на катамаранах -2, полиэтиленовых каяках и (при не совсем малой воде) - на кат-4. Почти полностью - на "Егерях"("Скаутах"). Остальные суда тащить туда нет смысла - обносы длинны и утомительны.

средний участок. От оз Пюхяярви до остатков моста в получасе после "Тесного". Уклон до 5 м/км, основное падение приходится на пороги и водопады "Оба-на" и "Маманя". Препятствия разделены короткими плесами. Можно начинать маршрут с него, заехав на мост через лесной ручей, впадающий в Пюхяярви. От моста около 3 часов сплава по длинным живописным озерам. Пригодны все суда (отличие - в количестве обносимых препятствий). Пороги локальны и обносы относительно удобны. На большинстве судов проходимо ВСЕ КРОМЕ ВОДОПАДОВ.

нижний участок имеет уклон 2-3 м/км и состоит из отдельных порогов, разделенных многокилометровыми плесами. Заезжают туда через Вуориярви, обычно - по ошибке, лишаясь удовольствия посмотреть на водопады.

Оставшийся участок маршрута, проходящий в нижнем течении Тумчи, имеет уклон и распределение перепадов, аналогичные нижнему участку Кутсайоки.

 Расход Тумчи в устье 50-40 куб. м, длина участка от впадения Кутсайоки до Тумча-озера - 35 км, длина маршрута по озеру около 50 км.

  

 

ЗАБРОСКА

Любым поездом до станции Кандалакша. Далее два варианта - сразу на Кутсайоки грузовиком (легковушка там по лесу не проедет) или легковушками в Алакуртти, а там искать местный грузовик.

 Я пробовал оба, и принципиальной разницы нет. Для большой группы дешевле сразу грузовиком (1200рублей с группы в 1999 до "чертова моста"). Зато легковушками приятней - дорога красивая. Хорошо идет под Queen в автомагнитоле, захватите кассетку - рекомендую.

 

Итак,

грузовиком. Звоните (81533)-3-21-82 Рыбалову Валерию и он вас встретит к поезду, на привокзальной площади. У него ЗИЛ-131 с кунгом. Человек до пятнадцати с вещами точно войдет. Ехать 4-5 часов.

легковыми. Находите прямо на привокзальной площади - у них там тусовка. Или заранее звоните (81533)-3-49-50 Зубареву Евгению и заказываете нужное число машин С ВЕРХНИМ БАГАЖНИКОМ. В одну машину лезет 3-4 человека с вещами. Некоторые водители знают кого искать в Алакуртти (у них там кооперация) - посоветуйтесь.

Ещё свежие (2004) координаты полного сервиса для Тумчи и Кутсайоки: Телефон 8 (81533) 52427 и E-mail sozidanie@alakurtti.ru - УДЦ "Созидание" - полный прайс и список услуг смотрите тут. Лично я пока не пользовался.

 Примечание: я уже слышал много разных противоречивых версий откуда начинается Кутсайоки и что такое Голубые озера, в том числе и от местных. Они сами путают. Если хотите оказаться там где нужно - суйте шоферу СХЕМУ. Чтобы далее не путаться я НЕ БУДУ называть Кутсайокой НИ ОДИН из притоков ДО озера Пюхяярви. Факты таковы: в озеро Пюхяярви впадает ДВА притока - один бурный ("Карельский Башкаус", он же - Красный ручей, он же Красненькая) вытекающий из оз. Юрхямярви, а другой спокойно-озерный (Онтонйоки). Мост через Онтонйоки находится РАНЬШЕ по дороге чем мост через "Башкаус". Слова "Голубые озера", "Кутсайоки", "чертов мост" понимаются всеми по разному и их лучше, как выяснилось, НЕ ПРОИЗНОСИТЬ.

 

.Оба моста отмечены на схеме сиреневыми стрелками. Первый мост - над относительно спокойным ЛЕСНЫМ РУЧЬЕМ (Онтонйоки), который вскоре (но от моста не видно) впадает в ДЛИННОЕ озеро. Второй ("чертов мост") - над ПЕРЕКАТИСТОЙ КОРОТКОЙ ПРОТОКОЙ МЕЖДУ НЕБОЛЬШИМИ ОЗЕРАМИ, ОБА ОЗЕРА ВИДНО С МОСТА. 

  

ЛОЦИЯ

0-00 перекатик 0-00 0-00 0 виден с моста - - -

0-05 порожек 0-05 0-00 1 на выходе из озерка - - по струе

0-10 перекат 0-05 0-00 1 - - - по струе

0-15 Каньон "Короткий"

 

   0-05 3-00 4 Сужение русла, скальные берега Обязателен, ПБ 2 ступени по три слива в каждой, между ступенями мелкая шивера. На ней возможны и чалка и страховка.

 

Ia - мелкий слив под ЛБ, заход вдоль ЛБ.

 

Ib - узкий высокий слив. Катамараны влезают впритык.

 

Ic - небольшой прижим к скале ПБ.

 

IIa - широкий водопадный слив неправильной формы, "лапы". Проход по правой "лапе" или между ними.

 

IIb,c - сливы-языки с прижимом вправо под скалы. Стараться идти по левому их краю.

 Очень эффективна страховка морковкой сразу за "лапами", перед входом в слив IIb. В конце каньона есть стоянка на две-три палатки. За каньоном - разлив.

3-30 порожек 0-15 0 1 на выходе из разлива - Остров, чистый проход по струе в правой протоке. Слева криво и мелко - лучше не ходить. выход из разлива - по правому берегу, малозаметен, на мысу - стоянка

3-45 порог "Каменистый" 0-15 0-45 3 заметное падение с подковообразной гряды Желателен, ЛБ. Для НЕкатамаранов - обязателен. Подковообразный слив с гряды в чашу, набитую камнями. Все криво и каменисто... между этим и предыдущим - несложные шиверки

4-50 порог "Островной"

 0-20 0-30 1 Шиверка уходит вправо за угол, конца сразу не видно, справа - каменистая отмель Желателен, ПБ За углом оказывается камень-остров. Справа - чистый проход. Слева - крутое падение с острых камней, опасное даже для катамарана (рвет шкуру). Задача - вовремя уйти в правую протоку. После просмотра уходится без проблем. Между этим и предыдущим - простые шиверки.

5-25 две шиверы 0-05 0-15 1 сразу за "Островным" - первая - с поворотом влево и сужением русла, вторая - просто шивера. Начинается каньон "Крутой".

5-45 порог "Прыжок"

 0-05 1-00 3 Видно падение, высокий скальный ЛБ, на выступе ПБ два бревна скреплены крестом "Х". Обязателен, ПБ. Высокий каменистый слив водопадного типа, около 1,5 метров. Проходим, но неприятен. Торчат камни. Удобный обнос-проводка по канализации у ПБ. За порогом - плес.

6-50 порог "Щечки"

 

   0-05 1-30 3 Входная шивера видна от "Прыжка". Рекомендую посмотреть в фотоальбоме фото под названием "Пролезем?" - ни с чем не спутаете. Обязателен, ПБ Длинная входная шивера, сужение русла между скал до нескольких метров, небольшой слив со слабым прижимом к ЛБ, затем резкий поворот в узкую щель (2м) - основной слив. Идется всеми судами. Чалка между шиверой и основной частью ювелирна, а обнос шиверы длинен и опасен (скалы) - разумно сразу идти весь порог гружеными. Он не так страшен, как кажется, а плес за ним достаточен для любых спасработ.

8-25 порог "Кавказский"

 0-05 4-00 5 Сразу за Щечками, после небольшого плеса. Строго обязателен, ПБ Длинная (более200м) непрерывная цепочка порогов (сливов, бочек, прижимов), заканчивающаяся сливом, бьющим в зуб.  Успешно проходился разгруженными катамаранами. Через короткий плес между "Кавказским" и "Горкой" удобно перекинуть косую веревку над водой для уверенного зачаливания в аварийном случае. Вещи можно носить сразу вниз, за "Горку".

12-25 порог "Горка"

 0-00 2-00 4 Сразу за "Кавказским" Обязателен, ПБ Мощный трехметровый слив-водоскат с прижимом (после небольшой бочки) к скале правого берега. На выходе мощная каменистая выходная шивера. Катамарану нужно начинать уходить от прижима заранее. Есть возможность частично провести "слабые" суда под ЛБ мимо основного слива и затем идти только шиверу.

14-25 озеро Пюхяярви 0-00 0-05 - - - Конец "Карельского Башкауса". Сюда же можно приплыть по красивым озерам если высадиться на мосту через ручей не доезжая где-то полчаса до "чертова моста" (около 3 часов сплава). Справа сразу у впадения "Карельского Башкауса" - стоянка, куда удобно при необходимости снести вещи с "Кавказского" и "Горки".

14-45 порог "Сомнительный"

                                                                  Сплав по реке Кутсайоки

 

   0-15 1-30 4 На выходе из озера - шивера, через 5мин - еще одна, через 10мин от нее - "каменные ворота", затем сужение, начинается правый поворот(за ним сразу левый - уже в порог), на дереве слева автомобильный знак "Прочие опасности"("!"). К нему и надо чалиться, не дожидаясь левого поворота - вход в порог СРАЗУ за ним. Обязателен, ЛБ Два последовательных мощных слива около метра каждый, затем поворот и более мелкий и отлогий третий слив. После первого слива прижимает вправо к скале, а на входе в третий сильно тащит влево - лучше отдохнуть и развернуться в улове перед третьим сливом, а затем траверсировать струю под максимально острым углом. 

16-25 порог "Муравей"

 0-10 1-00 3 На резком повороте влево лесистый островок. Желателен, ЛБ Горка, проход ближе к ЛБ, затем слив в сужении - проход по центру. Небольшие суда (КНБ,КНК), расслабившиеся после первого слива, легко кладет косым валом во втором.

17-35 порог "БСТ"

 

  0-10 1-00 2 Русло перегораживает гряда камней.  Обязателен, ПБ Вход слева в слив, затем уход под ПБ - мелкая шивера. Под ЛБ - второй слив, затем третий очень косой и навал на камень "убийца". Катамараны успевают уходить вправо после второго слива (после первого справа мелко), более мелкие суда могут уходить и после первого. НЕ НУЖНО идти в третий! Плохо там... (см памятник на ЛБ). В большую воду открывается вход у ПБ и можно легко идти хоть на надувном матрасе - шивера полуторной КС.

18-40 Водопад "ОбаНа"

 

 0-05 1-00 6 Сразу за углом после "БСТ" Обнос - ПБ. В правой части - маловодный водопад ~6-7м, слева - мощный но мелкий водоскат под углом около 35градусов. Известны случаи прохождений кат-2 и каяков. При выходе из улова после обноса соблюдать осторожность - у берега сильно наваливает на камни, а ближе к сливу есть места, где подсасывает в бочку... Чалиться осторожно! УВ указано для обноса. Прохождение требует обработки и страховки. При аварии в верхней половине до низу одни уши доедут...

19-45 Водопад "Маманя"                                                                                                    

 

 

   0-05 2-00 - Сразу за "Оба-На" Обнос ЛБ Водоскат ~15м высотой. Непроходим. Внизу есть стоянка для трех палаток, влажно (водяная пыль). Чалиться осторожно! Суда можно спускать на веревках по камням, в узком месте внизу навешивать перила. В дождливую погоду или при маленьких судах можно использовать верхнюю тропу обноса.

22-20 порог "Тесный"                                   Сплав по реке Кутсайоки

 

 0-35 1-30 3 Река "кончается". Обязателен, ПБ Два узких слива с небольшим прижимом, затем уход от камней и "мышеловки". Лучше СПРАВА. Налево успеть практически не получается (хотя с берега кажется очевидным). За 15мин ДО - перекат. Есть тропа обноса и комариная стоянка. В среднюю и малую воду кат-2 пролезает в сливы, хотя они и кажутся негабаритом. В супермалую воду, участившуюся последнее время,- уже нет (ширина становится порядка 140-150см).

24-00 три шиверки 0-10 0-20 1 - - первые две - мелкие, между ними журчит левый приток, третья - длинная, с поворотом 

24-55 четыре шиверки 0-25 0-20 1 после длинного прямого плеса- - первые две - короткие мелкие, затем - в двух протоках (справа глубже), затем - в трех (слева глубже) последняя заканчивается у остатков моста и дороги. Слева от третьей и четвертой шиверки неплохие места для стоянок.

25-15 мощная шивера 0-25 0-10 2 На выходе из озерка, сужение, падение Возможен для "слабых" судов по ПБ, но малоэффективен. Первая часть - мощная (валы, бочки, камни). Вторая - мелкая, с островом. Мы шли слева. После шиверы еще несколько мелей и перекатиков, затем начинаются длинные спокойные плесы. С берега мощность недооценивается, да и валов так много, что траекторию расчитывать бессмысленно. Рекомендую даже Ласточкам идти сходу, позаботившись только о взаимостраховке с воды. 

27-00 локальный порог 1-35 0-10 2 Перед правым поворотом, видно падение Желателен для байдарок и т.п., ПБ. Остальные - сходу. Слив сложной формы через всю реку. -

27-15 порог "Ступенька"

 0-05 1-00 4 За углом после предыдущего. Видны каменные плиты у ПБ. Обязателен, ПБ. Чалка сначала заранее, после краткого осмотра - перечалка поближе, к плитам. Шивера на входе, затем сложной формы система сливов с плиты, перегородившей реку ("ступеньки"). Выходы основных сливов перегорожены ниже камнями. Затем мощная длинная выходная шивера. Катамараны шли разными путями, и все - успешно. Имеет смысл не разгружать - шивера очень длинная. Напротив главного слива - стоянка на ПБ.

28-20 три шиверы 0-05 0-05 1-2 - - Три шиверы подряд. Две из них - мощные с солидным падением. -

28-55 порог "Струя" или "Малый Каньонный" 0-20 0-30 2 На левом повороте. Ускорение течения, сужение.  Желателен, ЛБ. Три гряды в каньончике с мощной струей, чистые проходы первых двух - под ЛБ. Мощные валы. После порога, за поворотом, есть стоянка на ЛБ

31-05 перекат у моста 1-40 0-00 1 разрушенный мост - - От "Струи" плес с меандрами почти без течения.

31-15 шиверка 0-10 0-00 1 - - - -

31-30 локальный порог 0-15 0-00 1-2 - - - -

31-35 локальный порог 0-05 0-00 2 сразу за предыдущим, видно падение Для байдарок и т.п. желателен. Кат. и "Егерь" - можно сходу. Остров. Высокий кривой слив.  Правые протоки, кажется, получше.

31-40 порог "Водопадный"                                                                                                

 

   0-05 3-00 5 правый поворот, река упирается в скалу ЛБ Строго обязателен, ПБ, чалка ДО поворота. 4 ступени. 1ая - высокая длинная горка (h~3м, L>10м) пересеченная валами и бочками. Очень мощная вода. 2ая - мощная бочка в сужении. 3,4 - локальные высокие кривые мелкие сливы с плит, "за углом" относительно 1 и 2 ступеней. 3 ступень идется справа налево, 4 - ближе к ЛБ. Есть стоянки: перед порогом, у 2 и у 3 ступеней. 2ая ступень ходится отдельно, можно кататься - обнос вверх короткий.

35-10 порог "Лесенка" 0-30 0-00 2 перекат, за ним - островок и поворот налево Только для очень "слабых" или сломанных судов - по ЛБ, чалка лучше ДО переката. Кривой слив, косой вал/бочка.  За порогом на ПБ - лесенка к воде.

35-40 порог "3 протоки" 0-30 0-00 2-3 Остров, шум. Для байдарок и т.п. желателен. Кат. и "Егерь" - можно сходу. Несколько проток. Совсем правая - канализация для проводки (или в большую воду - для байдарок). В левой - слив хитрой формы, косая бочка и раздвоение опять на две протоки. В центре - опять все кривое, но воды побольше. Слева - попроще, помельче, но туда еще можно и не попасть. На "Егере" сходу (без просмотра) слева, затем в центр - кайф! Удовольствия и воды полные штаны.

36-00 река Тумча 0-20 0-00 - развилка - - -

 

 

 

 

 

ВЫБРОСКА

В Зареченске (если вас сами не нашли) ищете КИРПИЧНЫЙ дом (там все знают).Спрашиваете Аполлонова, у него Жигули с верхним багажником и он сам наберет остальных. Адрес: Зареченск, ул Нивская 8А кв 11, тел 60-447(через 81533 если межгород). Цена в 1999 - 350-400руб с легковушки.

 

Если облом (что маловероятно) - с почты или из чьей-нибудь квартиры звоните в Кандалакшу по одному из двух телефонов, указанных в "Заброске" - они приедут и вас заберут.

 

 

 

Дневник группы М.Афанасенкова, 6 человек ( один "Егерь" и 2 кат-2 ), 27июня-11июля 1999 года.

Заброска

Заранее созвонились с водителем ЗИЛа-кунга в Кандалакше ( тел. 3-21-82) и сообщили день и время приезда. Договорились ехать до "Голубых озер", то есть первым порогом для нас должен быть "Сомнительный". Так и время планировали. И лоции я взял только от "Сомнительного"... Ехали на "Арктике" (поезд 16), выехали 27 в 0-28 ночи (в ночь с 26 на 27), прибыли в Кандалакшу с опозданием, около 7-30 утра в понедельник, 28июня. Машина нас уже ждала и мы быстро в нее загрузились. Подождали попутчиков, которые тоже созванивались с водителем и ехали на следующем поезде.

 

В 8-25 выехали из Кандалакши. Перед постом ГАИ двух человек из девяти высаживали - обходить пешком (есть какая-то норма для этих машин - 7человек). Перед Алакуртти пограничник проверил паспорта и что-то говорил, что сплав по этим речкам запрещен... На письмо от турклуба сказал заехать в погранотряд в Алакуртти... Я уже приготовился к долгой волоките с поисками начальства, ожиданием и упрашиваниям разных майоров и капитанов, но машина все никак не останавливалась (мы ехали в кунге и дороги не видели). Через час нас высадили подышать и выяснилось, что водитель НЕ ПОЕХАЛ в отряд, а везет нас на реку - типа никому мы особо не нужны, десятки групп возил и ничего не было. Время подтвердило его правоту.

 

Наконец в 13-45 нас выгрузили у моста между двумя озерами, под мостом и сразу после - перекатики. Это было совсем не то, откуда мы начинали в 1997. И тут я понял, что это - чертов мост. "Карельский Башкаус?" - спросил я у водилы - "Да, его так кажется называют," - ответил он, - "а это - Голубые озера".

 Еще в поезде Вася показывал пару лоций с "Карельским Башкаусом", группа у нас была довольно мобильная (5м+1ж, не чайники) - и мы решили не упускать шанс. Так мы СЛУЧАЙНО оказались на "Карельском Башкаусе".

 Водитель взял со всех вместе 1500 рублей (900 дали мы и 600 - попутчики). С одной группы он брал обычно 1200 рублей.

 

 

Примечание: я уже слышал много разных противоречивых версий откуда начинается Кутсайоки и что такое Голубые озера, в том числе и от местных. Они сами путают. Если хотите оказаться там где нужно - суйте шоферу СХЕМУ. Чтобы далее не путаться я НЕ БУДУ называть Кутсайокой НИ ОДИН из притоков ДО озера Пюхяярви. Факты таковы: в озеро Пюхяярви впадает ДВА притока - один бурный ("Карельский Башкаус" или Красненькая) вытекающий из оз. Юрхямярви, а другой спокойно-озерный (Онтонйоки). Мост через Онтонйоки находится РАНЬШЕ по дороге чем мост через "Башкаус". Слова "Голубые озера" и "Кутсайоки" понимаются всеми по разному и их лучше, как выяснилось, НЕ ПРОИЗНОСИТЬ.

 - огромный фотоальбом, более 400 фотографий. Аналогичные пиктограмки в тексте дневника ссылаются на соответствующие страницы этого альбома.

 

"Карельский Башкаус"

Понедельник, 28 июня

За пять часов справились со стапелем, обедом и укладкой вещей.

 

19-00 - отплыли от моста.Сразу за мостом - перекатик, затем небольшое озеро. На выходе - короткий порожек-горка, валы. Шли с ходу по струе. Вскоре за ним еще один - более отлогий и длинный, за ним опять озерко.

 

19-15 - сужение реки, скалы, чалимся на ПБ и осматриваем каньон "Короткий". Две ступени по три слива в каждой, разделенные короткой мелкой шиверой. Первую ступень прошли два катамарана и "Егерь", один из катамаранов порвал баллон. Вторую ступень успешно прошел оставшийся катамаран."Егерь " успешно прошел по правой "лапе" первого слива второй ступени, не успел уйти от каменного штыря, наехал лагом, откренил, спрыгнул, но не удержал равновесия - киль. Грамотная морковка - между первым и вторым сливами выловлены и люди и судно.

 23-00 - встали на ночевку над концом второй ступени. Проблема с ровными площадками. Три небольших нашлось (соседи наши по машине идут за нами, взаимно снимая и страхуя).

 

Вторник, 29 июня

11-40 вышли с "Короткого". Выход из озерка - малозаметная протока в ПБ, а не в торце. В протоке - остров. Шли справа - перекат. Слева от острова - кривой тесный неприятный порожек. Далее цепочка порогов и шивер, разделенных короткими плесами. Среди них выделяются: 1) "каменистый" - заметное падение через подковообразную гряду камней в чашу, набитую камнями. Катамараны прошли сходу, поерзав по камням. "Егерь" об камни кильнуло. 2) "островной". Шивера уходит направо за угол, выхода с наплыва сразу не видно. За углом оказывается большой камень-остров. Слева - крутое падение с острых камней. Один из катамаранов зацепился рамой и люди сплыли отдельно, страхуемые снизу успешно прошедшим катамараном. Справа - чистый проход, но туда с ходу очень трудно уйти. "Егерь" после киля в "каменистом" стал осторожнее и просмотрел по ПБ, после чего легко ушел в правую протоку. Сразу за "островным" - мощная шивера, вскоре - еще одна и сразу за ней - видно большое падение, высокий скальный левый берег, а на выступе ПБ - топляк, скрепленный крестом (два бревна в виде буквы Х). Это - "Прыжок". Крутой каменистый слив более метра.

 

14-40 - встали на обед на "Прыжке", на ПБ. Почесав репу, решили обнести - больно каменист. Это не значит, что он сложнее последующих (которые шли), - причина в том, что обнос у него соблазнительно простой - полупроводка под ПБ.

 

 

17-00 - закончили обед, обнос и ремонт неожиданно обнаруженной дырки - результат сидения катамарана в "островном". Начали прохождение "Щечек" - следущего порога, его входная шивера видна уже от "Прыжка". Осмотр с ПБ. После шиверки небольшой слив и за ним основной слив "вбок" зажатый между высокими скалами. Катамараны планировали разгрузить, перечалившись в улов ПБ почти перед сливами. Одному из них (Леша+Вова) чалка не удалась и он ушел в порог груженым, и прошел успешно. Другой (Лев+Вася) зачалился, разгрузился, и прошел тоже успешно. "Егерь" сразу прошел груженым. По моим ощущениям - один из редких случаев, когда вода оказывается "мягче" чем с берега.

 

19-00 - посмотрели "Кавказский", начали обнос вещей по ПБ к его концу. Тропа длинная и прыгающая по камням - отнимает много сил.

 

20-00 - встали на ночевку над концом "Кавказского" - пришлось карабкаться наверх в поисках ровных площадок (ну не совсем наверх, а так, на "балкончик"). Ужин варили внизу, у воды. Наверх тащили только палатки и спальные шмотки.

 

Среда, 30 июня

11-00 - обносим вещи вниз (к озеру) и начинаем прохождения/съемки/страховки "Кавказского" и "Горки". "Кавказский" представляет из себя длинную СПЛОШНУЮ цепочку порогов со сливами, небольшими (иногда косыми) бочками, прижимчиками. Финальный слив выносит на зуб. При правильном прохождении столкновение с зубом удается смягчить или даже избежать. Хотя для "Егеря" каждая ступень в отдельности проходима (вероятностно!), с учетом их количества и закона умножения вероятностей перспектива идти финальную ступень самосплавом не радует. Обнесли. Катамараны прошли успешно. Предварительно в улове между "Кавказским" и "Горкой" с помощью "Егеря" натянули между берегами косую веревку над водой - принудительную чалку или страховку для плывущих отдельно. Егерь также страховал первый из проходящих катамаранов. "Горка" - мощный трехметровый слив с прижимом к скале ПБ и мощной каменистой шиверой на выходе. Катамараны все прошли успешно, "Егерь" провели мимо главного слива вдоль ЛБ, а шиверу шли успешно также вдоль ЛБ.

 

17-00 - обед на стоянке ПБ сразу у выхода в озеро.

 

Кутсайоки

19-05 - вышли от впадения "Карельского Башкауса". Сразу - шиверка.

 

19-10 - еще одна шиверка, подлиннее.

 

19-20 - порог "Сомнительный" сразу после "каменных ворот" - чалка на ЛБ, автомобильный знак "Внимание". Прохождения отложили до завтра.

 

Четверг, 01 июля

13-00 - начали прохождения "Сомнительного".Первый слив шли у ЛБ, второй - по центру. Третий слив все пытались идти справа, но только у "Егеря " это в какой-то степени получилось. Остальные "шуршали" по центру.

 

14-30 - вышли с "Сомнительного".

 

14-40 - порог "Муравей". Осмотр с ЛБ, фотовидеосъемка, успешное прохождение.

 

 

 

15-40 - вышли с "Муравья".

 

15-50 - порог "БСТ". Мелко. Чалка и осмотр с ПБ. Уходили под правый берег: "Егерь"- после первого же слива, в самом начале порога, катамараны - в середине порога. Сидели на камнях на выходе.

 

16-45 - вышли с "БСТ".

 

16-50 - сразу за углом - водопад "Оба-на". Чалились на ПБ. Обнос. Обед.

 

19-00 - вышли из под "Оба-ны". Если идти под берегом - сильно наваливает на камни. Если уходить к сливу - подсасывает в бочку! Осторожно!!! Так или иначе попались все, но все кончилось хорошо.

 

19-05 - чалка ЛБ перед "Маманей". Осторожно! Вещи обнесли вниз и заночевали.

 

Пятница, 02 июля

Дневка на "Мамане". Обнесли суда, спуская их на веревках вдоль слива. В узком месте навесили перила.

 

Суббота, 03 июля

11-20 - вышли с "Мамани". Красивые плесы с высокими берегами.

 

11-35 - справа из кустов шумит ручей. Поднялись посмотреть и не пожалели - в узком каньоне цепочка из по крайней мере трех водопадов (дальше просто не дошли). Очень красиво.

 

12-10 - вышли от ручья

 

12-15 - перекат

 

12-30 - река "кончается" - порог "Тесный". Чалка и осмотр с ПБ. Вода малая. На вид настолько узко, что кажется - катамаран не влезет. ВЛЕЗАЕТ! Не верьте отчетам! Катамараны после двух первых сливов уходили вправо от "мышеловки". Груженый "Егерь" решил уйти влево, но не успел. Застряли прямо над ней. С помощью морковок судно удалось спихнуть в правый слив, а высадившуюся на камень команду выдергивали морковками.

 

14-45 - вышли с Тесного

 

14-55 - мелкая шиверка, 10 минут перекура.

 

15-10 - слева журчит приток, за ним - мелкая шивера.

 

15-20 - длинная шивера с поворотом.

 

15-50 - после длинного прямого плеса - короткая мелкая шивера, вслед за ней - еще одна. Затем шиверка в двух протоках (справа глубже), потом сразу - в трех (слева - глубже) и мы увидели

 

16-10 - остатки моста. Дорога. Здесь и пообедали.

 

 

18-10 - вышли от моста после обеда.

 

18-35 - на выходе из озерка - сужение реки, падение - это очень мощная шивера с валами/бочками/камнями. Шли сходу. На выходе мелкие шиверы в двух протоках (остров) - шли слева. Затем несколько шиверок и мелей и начинаются длинные спокойные плесы.

 

20-20 - локальный порог (слив сложной формы через всю реку) - шли сходу примерно по центру, маневрируя по обстановке.

 

20-25 - порог "Ступенька". Чалились к ПБ сначала до камней, затем, просмотрев, перечаливались к плитам у самого главного слива. Прямо у порога - стоянка. На ней и заночевали.

 

Воскресение, 04 июля

Дождь всю ночь и все утро. Вылезли в 16-00 завтракать и сделали дневку.

 

Понедельник, 05 июля

11-00 - начали прохождения "Ступеньки". Главный слив шел только один наш катамаран. Второй катамаран уже накануне оказался обнесенным в результате спасработ - вытаскивали с камня Женю из параллельной группы. "Егерь" обнес главный слив и шел шиверу.

 

11-30 - вышли со "Ступеньки".

 

11-35 - 11-40 - три шиверы подряд, две из них довольно мощные.

 

12-00 - на левом повороте - порог "Струя" или "малый Каньонный". Просмотрели с ЛБ и все вместе пошли (без съемок и страховок). Очень мощные там валы оказались. А с берега не скажешь...

 

12-30 - вышли с "малого Каньонного". Длинный плес. Меандры. Почти нет течения.

 

14-10 - перекат у моста.

 

14-20 - шиверка.

 

14-35 - локальный порожек - сходу.

 

14-40 - локальный порог. Высокий кривой слив. Шли сходу.

 

14-45 - порог "Водопадный". Чалка на ПБ. Обед.

 

16-45 - начали прохождения "Водопадного" катамаранами. Успешно прошли все четыре ступени (главную, бочку и две "за углом"). "Егерь" обнесли. Для него первая ступень слишком мощна, а 3-4 ("за углом") - мелковаты - везде камни.

 

19-50 - вышли от "Водопадного"

 

20-20 - порог "Лесенка". Сходу.

 

20-50 - порог "три протоки". Шли сходу сначала по левой, затем в центр. Фактически две ступени с косыми бочками. Егерь прошел успешно, хотя его изрядно залило. Катамараны, конечно, тоже успешно прошли, но один из них нашел там себе "пьедестал".

 

21-10 - Тумча. Повернули налево - вверх по течению.

 

21-30 - порог "Котел". Обнесли (вверх).

 

21-50 - порог "Яма" - встали на ночь.

 

 

 

ОТЧЕТ РЫБОЛОВА НА КУТСАЙОКИ:

Состояние водоема: Течение сильное, много порогов, как небольших перекатов, так и водопадных сливов, перемежающихся плесами. Уровень воды выше среднего. Вода очень прозрачная. Пили прямо из реки.

Способ ловли: Спиннинг

Моя снасть: Спиннинги 5 – 17 и 15 – 40. Плетёнка Spider 0.2.

Мои приманки: Из воблеров, которые выжили выделю: Sebile Flatt Shad 54SK, Sebile Koolie Minnow SL, Sebile Acast Magic Swimmer 95 SK. Из утопленных, но отличившихся: Sebile SPIN SHAD, ZipBaits Calibra. Цвета ближе к естественному.

Насадка: - не указано - 

Прикормка: - не указано - 

Какую рыбу ловил : щука, форель, окунь, хариус, кумжа

Активность клева/рыбы: На мой взгляд, равномерно в течение суток. Ловили главным образом в порогах и под ними.

Мой улов: больше 10 килограмм

Самая большая рыба щука, 2,5 кг.

Замечания по технике ловли, лучшие приманки. При ловле в пороге, поклёка форели или хариуса была, как правило, при проводке в тени большого камня или скалы, где рыба поджидает свою еду, не особо тратя силы. Щука и окунь ловились за порогом, где течение намного слабее. Заброс обязательно диагонально по течению или хотя бы перпендикулярно иначе приманка запутывается в камнях, и достать её от туда уже невозможно.

Как успехи у других рыболовов? - не указано - 

Подробный отчет о рыбалке Вообще говоря, поездка Мурманскую область планировалась не как рыболовная и не мной. Задумывалась она моими друзьями туристами водниками с большим опытом сплава по рекам высшей категории сложности, хотя и я в этом деле не новичок. Реки Красненькая и Кутсайоки одни из самых сложных для сплава в Карелии и на Кольском полуострове, поэтому неподготовленным экипажам противопоказаны. Радовала меня труднодоступность реки для автотранспорта, а это верный признак, что рыба там есть. На место начала нашего водного маршрута доставили нас из приграничного посёлка Алакуррти на ГАЗ-66.

 

Рыбалка довольно трудовая, но очень результативная после того как подберёшь подходящую снасть, место, проводку и т.п.. Поэтому нужно уметь вовремя остановиться и не брать от реки больше чем можешь съесть.

За пять дней пути мной было поймано около 50 рыбёшек разных видов и разного калибра. В основном это была форель с кумжой в среднем около 400 гр. Хотя встречались и по 500 – 700 гр. А один экземпляр потянул на 2.2 кг. Хариус стал ловиться ближе к концу путешествия, причем довольно крупный, около 0.5 кг. Несколько щук (две по 2.5 кг) Много окуня.

В конце маршрута нас ждала баня, которую содержат местные из Алакурти для проплывающих по реке туристов. Здесь река уже не такая бурная и подъезд к ней намного доступней. Видели двух местных, приехавших на Жигулях. Ловили они нахлыстом. Не скажу что очень успешно, но результат был. Дежурный по бане тоже ловит на мушку, только с поплавком сбирулино. Домой рыбу брать не стали. Смысла везти её из такого далека, когда можно в магазине купить, я не вижу. Да и вещей у нас много было.

 

 

Отчет о рыбалке: 12 июня 2011 - 18 июня 2011, Кутсайоки, река

Место - область/район: Мурманская обл.

Подробное описание места: Реки Красненькая и Кутсайоки

Погода: Переменная облачность. Днём до +15 ночью холодно (+3), хотя ночи как таковой нет (полярный день)

Состояние водоема: Течение сильное, много порогов, как небольших перекатов, так и водопадных сливов, перемежающихся плесами. Уровень воды выше среднего. Вода очень прозрачная. Пили прямо из реки.

Способ ловли: Спиннинг

Моя снасть: Спиннинги 5 – 17 и 15 – 40. Плетёнка Spider 0.2.

Мои приманки: Из воблеров, которые выжили выделю: Sebile Flatt Shad 54SK, Sebile Koolie Minnow SL, Sebile Acast Magic Swimmer 95 SK. Из утопленных, но отличившихся: Sebile SPIN SHAD, ZipBaits Calibra. Цвета ближе к естественному.

Какую рыбу ловил : щука, форель, окунь, хариус, кумжа

Активность клева/рыбы: На мой взгляд, равномерно в течение суток. Ловили главным образом в порогах и под ними.

Мой улов: больше 10 килограмм

Самая большая рыба щука, 2,5 кг.

Замечания по технике ловли, лучшие приманки. При ловле в пороге, поклёка форели или хариуса была, как правило, при проводке в тени большого камня или скалы, где рыба поджидает свою еду, не особо тратя силы. Щука и окунь ловились за порогом, где течение намного слабее. Заброс обязательно диагонально по течению или хотя бы перпендикулярно иначе приманка запутывается в камнях, и достать её от туда уже невозможно.

Подробный отчет о рыбалке Вообще говоря, поездка Мурманскую область планировалась не как рыболовная и не мной. Задумывалась она моими друзьями туристами водниками с большим опытом сплава по рекам высшей категории сложности, хотя и я в этом деле не новичок. Реки Красненькая и Кутсайоки одни из самых сложных для сплава в Карелии и на Кольском полуострове, поэтому неподготовленным экипажам противопоказаны. Радовала меня труднодоступность реки для автотранспорта, а это верный признак, что рыба там есть. На место начала нашего водного маршрута доставили нас из приграничного посёлка Алакуррти на ГАЗ-66. 

      

      Рыбалка довольно трудовая, но очень результативная после того как подберёшь подходящую снасть, место, проводку и т.п.. Поэтому нужно уметь вовремя остановиться и не брать от реки больше чем можешь съесть. 

      За пять дней пути мной было поймано около 50 рыбёшек разных видов и разного калибра. В основном это была форель с кумжой в среднем около 400 гр. Хотя встречались и по 500 – 700 гр. А один экземпляр потянул на 2.2 кг. Хариус стал ловиться ближе к концу путешествия, причем довольно крупный, около 0.5 кг. Несколько щук (две по 2.5 кг) Много окуня. 

      В конце маршрута нас ждала баня, которую содержат местные из Алакурти для проплывающих по реке туристов. Здесь река уже не такая бурная и подъезд к ней намного доступней. Видели двух местных, приехавших на Жигулях. Ловили они нахлыстом. Не скажу что очень успешно, но результат был. Дежурный по бане тоже ловит на мушку, только с поплавком сбирулино. Домой рыбу брать не стали. Смысла везти её из такого далека, когда можно в магазине купить, я не вижу. Да и вещей у нас много было.

 

 

______________________________________________________________________________________________________________________

 

Источник материала:

http://www.afanas.ru/myreport/kutsa/

http://fion.ru/Maked/

Википедия.

Фото

Елена Карпухина

http://club.vengrov.ru/

http://www.photosight.ru/

http://fedor58.narod.ru/

 

 

Комментарии

аватар: Кэп

глядите!

вот Кутса!

жду ваших ответов!

аватар: Сергей 808

Да!!!Круто!Сплошной

Да!!!Круто!Сплошной адреналин!

аватар: Лоцман

Ага

 В этом году надо было идтить - в 2011.

 Аномально жаркое лето, теплая вода - никаких комаров и мошки (вообще никаких, даже местные э... удивлялись) и МНОГО ягод, грибов и т.д.

 

 Надо у Чебоксарцев отчет попросить.

 

 Ахат, а я чей-та не понял а это отчет он к чему? Вроде хотели весной на Кавказ идти? Я опять все пропустил?

аватар: Кэп

есть такая партия на свете...

во-первых, активизировались опозиционные партии:

рыбаков,

неэкстрималов и

пешеходников...

во-вторых, организаторы пока отказываются идти на Кавказ, а туда просто так не пойдешь...

это же 5-6 к.с.

аватар: Лоцман

неэкстрималов ???

 Кавказ 5-6???

 А Кутса какая стесняюсь спросить? 

аватар: Кэп

Лоцману!

Андрей, не убирай пож-та отчеты (план 2012 года) до обсуждения их на Командном совете!

думаю, что на следующей неделе соберемся у Марата!

там поговорим...

можно в эту субботу  съездить на Голубое...

аватар: Лоцман

Эх, не успел.

 Хорошо - не буду.

аватар: ВлАрШар

Бывали мы там...

С 27 июля по 6 августа 1996 года. Сплавлялись группой 10 человек на четырёх "Тайменях" и катамаране-двойке. Стартовали от "Верхнего моста", финишировали в Алакурти. "Оба на" и "Маманю" обносили. Остальное штурмовали. На БСТ разбили один "Таймень". Порог с виду лёгкий, манёвренный, но с "подляной": по центру слива огромный "жандарм", и два пути его обхода - слева, почти по прямой и справа с двумя виражами. Первая байда пошла слева и наткнулась на притопленый ствол дерева, невидимый с берега, который развернул лодку поперёк течения. "Таймень" кильнулся и половина лодки попала в нишу, выбитую веками водой, в жандарме. К счастью, ребята успели "одстрелиться". Кильсон лодки переломило пополам. На левом берегу нашли остатки снаряжения, оставленного летом 95-го. Позже узнали, что их оставила группа, потерявшая девушку, которая попала в эту-же ловушку, что и мы, но не смогла покинуть лодку, и утонула в этой нише, не справившись с напором воды.

аватар: Кэп

согласны!

речка классная! самое то для покатушек!

аватар: ВлАрШар

Да! А если ещё и с погодой

Да! А если ещё и с погодой повезёт, вдвойне... Даже вынужденное купание доставляет удовольствие:) Нам повезло - ниже +25 не было дней. Потом махнули на неделю в Хибины. От Кандалакши до Апатит на поезде, потом на автобусе до пос. Рудник. Далее пешком до Верхнего Вудьявра. Там лагерем встали и каждый день тренировки по скалолазанию. Вот такой комбинированный поход у нас был тогда, в 96-м...

аватар: Кэп

???

а где ещё были в Карелии?

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru