Сказание про Сталинские луга (поля) – Нульмари – Кленовая гора
Упоминание про Сталинские луга - снова уносит меня в далекое детство, когда я с родителями ездил туда на большой орешник. Орешник этот рос на южных склонах Кленовой горы и располагался вдоль дороги, которая вела со Сталинских лугов на Алексеевский хутор. Длина лещинника в те времена была более 4 километров, и в хороший год там можно было собрать не один короб отменного лесного ореха! Местные часто наведывались в эти места, но орешнику это нисколько не вредило. Но уже в начале 90-х годов про это место узнали в близлежащих городах, и, например, с Волжска приезжали сюда даже на автобусах. В те годы орешник сильно потрепали, а сам орех начинали обирать ещё до его полной зрелости. К сожалению, люди нисколько не берегли кусты лещинника, его гнули, ломали, и вообще вели себя так, как будто это был одноразовый лес. Так пострадала ещё одна чудесная кладовая Кленовогорья!
В те годы я стал ездить на орешники Катай-горы и Керебеляка, которые до сих пор малопосещаемые, и известны только местным жителям…
Поселение на Кленовой горе было с незапамятных времен, по архивным данным его называли – Нульмари. Однако по причине полной лесной глуши, или по причине малости селения – на многих картах эта деревня отсутствовала. По одной версии, мол, сюда переселились мари с речки Нолька, поэтому такое название.
Места эти привлекали обилием дичи, в озерах и в Илети было много рыбы, но особенно удачным тут было пчеловодство, так как на скатах Кленовогорья росло много прекрасных медоносов. Малолюдность этих мест сочеталась с удобным подходом к Старому Казанскому (Галицкому) тракту, который позволял выгодно продавать меха и мёд заезжим купцам.
Также в этих местах было очень развито добыча смолы и производство древесного угля. Работники санатория рассказывали, что до начала 70-х годов прошлого века в лесах Кленовой горы ещё сохранялись смолокурные землянки, где ещё недавно гнали смолу.
Был период в истории Нульмари, когда сюда ссылались опальные и неблагонадежные люди. Было это в 18-19 веке, и тогда Марийский край был настоящей глухой стороной. Именно ссыльные стали по-настоящему расчищать и корчевать лес, чтобы иметь поля под земледелие, ибо к охоте и рыбной ловле они были не приучены. Благодаря им, и появились вокруг лесной деревушки – «Нульмарийские поля». До них земледелия здесь практически не знали, а люди питались только от того, что даст им Лес.
Есть данные, что земля в этих местах была очень скудная и малоурожайная, так как подзолистая лесная почва была бедна перегноем. Поэтому ссыльные приложили очень много трудов, чтобы буквально на руках принести сюда чернозем и торф из близлежащих болот. Труд этот был очень тяжек, так как никаких машин тогда не знали. После этого поля стали давать терпимый урожай. Однако как ни работай – своего хлеба никогда не хватало до следующего урожая, точнее сказать, по скудности почв и малости пашен – хлеба хватало только на пол года. А кушать хотелось круглый год. На помощь пришёл наш старый знакомый – ДУБ!!! Кленовогорские дубравы по осени давали обильный урожай желудей, которые србирали и добавляли в муку, в достаточной пропорции. Тогда хлеба хоть как-то хватало до весны. Такая традиция была почти во всем Марийском крае, добавлять в хлеб жёлуди, древесную кору и лебеду было делом обычным. Например, про это писал марийский классик Сергей Чавайн в одном из своих рассказов.
По архивным данным власти всячески поощряли расселение крестьян и ремесленников в малообжитые районы Российской империи. Ибо в центральных губерниях земли не хватало, а на востоке было много дикой необжитой площади. По этой причине тем государственным крестьянам, кто селился в новых местах, и самостоятельно расчищал от леса пашню, давали освобождение от налогов на срок до пяти лет.
Так бы и жил этот Богом забытый уголок в полной неизвестности, если бы не восстание Емельяна Пугачева, которое прокатилось по всему Поволжью. По народному преданью, после поражения у Казани и бегства в леса, Пугачевский отряд с Казанского тракта свернул к деревне Нульмари, где на опушке леса стоял настоящий лесной исполин – огромный Дуб.
И сейчас хорошо сохранилась лесная дорога, которая обходит озеро Конан-ер с южной стороны, и, поднимаясь на Кленовую гору, выводит на Сталинские поля (луга). Как мы уже писали в статье про Старый Дуб Пугачёва – Дуб располагался на западной части полей, в лесной чащице, рядом с дорогой, которая ведет на Казанский тракт.
По легенде Пугачев после поражения у Казани очень боялся погони, поэтому, оторвавшись от преследования, он свернул с Казанского Тракта в глухой лес, чтобы дать передышку коням, и чтобы идущие царские войска не смогли бы их застать врасплох. Чтобы не рисковать пугачевский отряд некоторое время двигался глухой тайгой параллельно Казанскому тракту, в это время воз с казной попал в карстовую воронку, на дне которой было глубокое озерцо! Это было недалеко от озера Конан-ер. Воз был настолько тяжёл, что лошади не могли его удержать, подоспевшие, было, казаки пытались остановить гибель казны, но бездонное болото не удержно поглощало в себя воз и лошадей.
Тогда попытались хотя бы разрезать упряжь и спасти лошадей, но и этого не успели – бездонное озеро поглотило воз вместе с лошадьми за считанные секунды!
Пугачев был очень рассержен и взволнован – на эту казну он очень рассчитывал, что сможет купить множество оружия, припасов и лошадей, и заново наберет войско, когда вернется к Волге. Он приказал казакам достать этот воз или часть сокровищ! Но сколько смельчаки не ныряли в воду – никто не мог даже нащупать в бездонном провале саму казну, а не то, чтобы что-то достать! Делать было нечего, всё, что было добыто лихим путём – лихим путём и пропало, и отряд Пугачёва добрался до Конан-ера, где напоил лошадей. Обогнув озеро, они выбрались на Сталинские луга, где и располагался настоящий Дуб-богатырь, с которого обозревалась вся сотнурская и казанская сторона.
Залезши на Дуб – Пугачев долго смотрел в эту сторону, прежде всего он наблюдал за Казанским Трактом, который тут виделся до деревни Петьялы. Действительно, даже с самого луга в некоторых местах и сегодня видно Сотнурское нагорье. Пугачев наблюдал: нет ли за ними погони, ибо любой конный отряд в то время поднимал бы с большака целые клубы пыли, которые можно было летом наблюдать на многие вёрсты. Также издали было видно, как горят казанские посады и сам город.
Поняв, что погоня отстала, и ему никто не мешает – отряд Пугачёва остановился на ночлег под сенью лесного великана на обширной луговине. Именно здесь к нему пришла с поклоном и хлеб-солью делегация местных крестьян из деревни Нульмари. В довоенных трудах (до 1941г.) краеведа Айзенворта сохранилось такое местное предание про встречу пугачевского отряда. Мол, жил в той деревне злобный кулак по имени Пюкыла. Был он самый богатый в округе, много у него имелось ульев и скота. Большая часть деревни батрачила на него с утра до позднего вечера. Ему принадлежал и постоялый двор с пасекой на Кленовой горе. Пюкыла был очень жаден, он давал в долг под большие проценты и до нитки обирал бедных односельчан. А кто не мог рассчитаться – попадал в фактическое рабство к кулаку. Деревня была глухоманная, никому до неё дела не было, и Пюкыла имел здесь полную власть, так как был старостой деревни. Своей рукой он судил и наказывал местных жителей, и никто не мог пожаловаться на него!
Однако, когда народное восстание докатилось до Марийского края, и сам Пугачёв с отрядом проходил по Казанскому тракту, то крестьяне решили суд и правду искать у «народного царя Петра III», который везде слыл заступником бедных и угнетенных! Они схватили Пюкылу и привели его на поляну к Дубу, где расположился стан Пугачёва. И, поклонившись, просили «его царскую милость» совершить справедливый суд над злодеем. По легенде Пугачев выслушал множество обвинений в адрес Пюкылы, и совершил свой царский суд. Кулака повесили в лесу на осине, а его богатство – по указанию «царя» - разделили между собой обиженные и притесняемые им крестьяне, которые имели все права на это.
После этого Пугачев назначил нового старосту этой деревни, а жители Нульмари пригласили «народного царя» на свадьбу, где его просили благословить молодую пару.
Так изложил легендарную встречу Пугачева и жителей Нульмари марийский поэт В.Ю. Лапин в поэме «Царский Дуб и простой человек», вот отрывок из 2 и 3 части:
Но из дум его тревожных
Возвратил желанный вид:
Есть поляна попросторней,
Рядом с нею дуб стоит.
Он величествен и строен,
Словно царь лесных глубин!
И к нему по чьей-то воле
Пугачев коня пустил…
Но толпятся рядом люди,
В лентах, платьях в серебре,
Хлеб и соль несут на блюде
С парой славной во главе.
«Где ты, наш защитник сирых,
Где царь Пётр наш, душа?
Подскажи, народ казацкий, -
Молвил старый голова, -
Может, ты казак достойный,
Что идёшь всех впереди?
Так за это честь по чести
От нас хлеб и соль прими!»
И, привыкший к почитанью,
Царь казацкий слез с коня,
И его, вождя повстанцев,
Пока держит мать-земля.
На ответ поклон поклоном,
Руки друг у дружки жмут,
И подарки за хлеб-солью
Пугачеву в дар несут.
Емельян отведал хлеба:
Прикусил и присолил,
И младую пару цепким
Взглядом царским оценил!
Но старейшина вниманья
К себе требует взамен,
И к нему народ выводит
Кулака тех деревень.
«Посуди его, царь-батька,
По три шкуры с нас дерёт!
Постоишь за нас сегодня,
То придёт и наш черёд!» -
Крик несется из толпы –
«Мы поможем, призови,
А сегодня своим царским
Ты судом его казни!»
И казацкий и крестьянский
«Царь» браду свою не мял,
И как прежде самосудом
Милость с вольностью не дал…
Рядом с Дубом, у осины,
Ветвь вожжами оплели,
И повешен был прилюдно
Тот кулак от сей земли…
А народ ликует, пляшет:
«Сгинул мертвый супостат,
Петру Фёдоровичу слава,
Царствуй, батюшка, опять!»
И, на радостях подвыпив,
Делегаты от крестьян
Просят снова Пугачёва,
Чтоб он пару обвенчал.
Ну, а где приметней место:
Дуб – столетний великан,
Символ стойкости и веры…
И «царь Петр» к нему позвал.
Но веселья час! И снова
Емельян сыграл «царя»,
И на месте прошлой казни
Он предстал для сватовства.
Ну, а Дуб – мудрец столетний,
Затаив листву, не спит
Ждет свершения обряда,
Что в легендах сохранит!
«Царь-отец», благословляя,
Молодых к себе подвел,
И по полному согласью
Он назвался им сватом.
И пошло опять веселье:
Где отряд и пришлый люд?
Доливая только «зелье»,
Бабы шустрые снуют.
Ну, а «царь», душой тоскуя,
Обрести покой не смог,
И пошёл он к Дубу ближе,
В его царский уголок.
Как родные братья вместе
Повстречались в кой-то век
Дуб, отметивший столетья,
И дел буйных человек.
Как мы уже писали в предыдущих статьях - этот Дуб был настоящий старец, по разным оценкам ему было около 600 лет, а может, и больше! Чтобы его обхватить, нужно было 4 взрослых человека, поскольку по окружности в нем было около 6 метров. Высота же его было под 30 метров (а то и более). Однако из-за жестоких морозов в 40-е года прошлого века (и, возможно, раньше) - Дуб стал трескаться и сохнуть. В него несколько раз била молния, как в самое высокое дерево. Поэтому в 50-х годах он полностью засох, и Мушмаринский Лесхоз (МЛХ) выделил бригаду лесорубов, которые спилили этого лесного великана.
Совершенно неожиданно обнаружился и гигантский пень, оставшийся от Старого Дуба Пугачева на Сталинских лугах. Когда я расспрашивал работников Санатория про историю Дуба Пугачева, то заведующая культмассовым сектором Кириллова Ирина Анатольевна вспомнила и рассказала, что, действительно, пень гигантского Дерева существует! Этот пень ей показал в детстве её отец (тоже, кстати, бывший работник Мушмаринского МЛХ), когда они ходили на Сталинский орешник. Было это в 80-е годы, и сам пень находится недалеко в лесу от большака в том месте, где он выходит на Сталинские луга. Большак этот знают многие: он соединяет Сталинские луга и дорогу на Дуб Пугачева, немного восточнее перекрестка, откуда идет шоссе на Санаторий. По словам Кирилловой И.А. - пень от Старого Дуба Пугачева уже в те годы выглядел прогнившим, но явно узнаваемым по своим огромным размерам.
Немного о том – почему эти поля (луга) стали называться Сталинские!
Когда началась коллективизация, то в этой деревне был организован колхоз, его-то и решили назвать в честь товарища Сталина. Есть слухи, что и деревню Нульмари также переименовали (или предлагали переименовать) в честь народного вождя, но эти данные ничем не подтверждаются. Так или иначе, но в хрущёвские времена началась пресловутая «десталинизация» (которая весьма рьяно продолжается творцами нынешней «перестройки»), и этот колхоз переименовали по-другому. Самое интересное, что нового названия колхоза никто не помнит и не помнил! Народная память сохранила именно то, что было связано со Сталиным, поля после этого - так и остались Сталинские! Вот маленький пример того, какова была настоящая народная любовь к вождю!
Сейчас, даже смешно представить себе, что где-то в народной памяти какой-то знакомый и родной уголок своей земли (леса, озера, реки) народ назовет Ельцинским, Горбачевским или Чубайсовским – разве, что назовут так ту легендарную осину, на которой был повешен пугачёвцами кулак Пюкыла, душитель и грабитель своего же народа…
Но вернемся снова к имени жадного и злобного старосты - с именем Пюкыла также связана легенда о кладе, который был зарыт на Кленовой горе, в районе Сталинских полей. Эту легенду мы изложим позднее, но она также будет тесно связана с историей Кленовогорья и Казанского тракта.
Деревня и колхоз на Сталинских полях просуществовали не долго, во время хрущёвских «укрупнений колхозов» – она была признана нерентабельной. Мало того, деревня стояла в глухих лесах – в стороне от крупных деревень, и присоединить её земли к другим колхозам и совхозам было невозможно, поэтому колхозное хозяйство там практически перестала существовать. Народ активно стал переезжать в растущие поселки Красногорский и Илеть, перевозили туда свои дома и утварь. Где-то в 60-х годах на Полях практически перестали сажать сельхоз культуры, а чтобы земля не пустовала – там организовали сенокосные угодья для работников Мушмаринского Мехлесхоза, Кленовогорского лесничества и для местных жителей. С тех пор эти поля стали ещё называть и Сталинскими лугами, так дошло и до наших дней – эти два названия параллельно используются у местных жителей.
Уже в 70-е годы 20 века в деревне остались только одни старики, а в 80-е годы уже в одиночестве там постоянно жила известная тётя Фёкла. Думаю, многие бывалые туристы помнят её, так как через Сталинские луга проходили популярные туристкие (как зимние, так и летние) маршруты. По рассказам многие туристы поддерживали с тётей Фёклой хорошие отношения, и даже ночевали в её доме во время зимней стужи и непогодья, а также оставляли ей продукты. Родственники приезжали к Фёкле только в летнее время – на сенокос, а также там содержали 2 пасеки. Сама Фёкла никуда переезжать не хотела, хотя многочисленные потомки пытались уговорить её переехать жить к ним.
К большому горю туристов – она умерла в 1998 году, и после этого Сталинские поля и деревня стали безлюдными. Однако недавно я узнал, что на Сталинских лугах поселился дядя Сергей. Он бывший уроженец этой деревни, но в молодости покинул её и жил в Волжске. Сейчас он на пенсии, и переехал жить в опустевший дом. Заодно он смотрит за пасекой, а также частенько (я видел, что через день) по вечерам приезжает к Санаторию «Кленовая гора». Там у выхода он продает душистый Кленовогорский мёд, который пользуется большим спросом у отдыхающих санатория! Интересный факт: за одним столом с нами в Санатории питались муж и жена. Эта женщина уже не раз покупает у дяди Серёжи по несколько килограммов мёда на целый год. Но этот мёд не для питания, а чтобы делать косметические маски для лица – 2 раза в неделю. Как она утверждает (что и было видно по ней) косметические свойства этого мёда дают прекрасный результат, женщина выглядела лет на 15 младше своего возраста!
Такая вот небольшая история про ещё один примечательный уголок Марийского края, который связан с историческим местом и с памятником природы. Надеемся, что пень Старого Дуба Пугачёва еще сохранился и его можно найти. Также было бы интересно поискать спрятанный на Сталинских полях клад кулака Пюкылы, только трудность в том, что точное его место неизвестно. А легенду про клад мы напишем в следующем рассказе!
Видео про дуб Пугачева и Сталинские поля
ФОТО КОЧУЮЩИХ.
В СТАТЬЕ ТАКЖЕ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ОТРЫВКИ КНИГИ ОЛЕГА ЧУБАРЁВА «ЛЕГЕНДЫ И БЫЛИ КЛЕНОВОГОРЬЯ».
Вложение | Размер |
---|---|
картина Бубнова - Пугачев в Чувашии | 125.45 КБ |
картина Перова - Пугачев | 153.89 КБ |
Сталинские луга - поля | 255.86 КБ |
Сталинские луга - поля | 173.29 КБ |
Сталинские луга - поля | 180.46 КБ |
- Республика Марий Эл:
- Тэги:
- 13803 просмотра
Комментарии
Спасибо!
Спасибо за прекрасные фото полей! Бывал в тех местах 1979-80 годах,хорошо помню Феклу и мужа ее Николая,ходили дальше на пасеку,было дело, ночевали зимой у них, в бане парились, рядом с домом стояла на ручье.Хорошие люди были,добрые.
баня
к сожалению, после смерти Фёклы какие-то шаромыжники, говорят что из Волжска,
приехали и с пьяну сожгли баню...
баня была конечно знатная и ручей при ней был!
а пасеку туда вроде бы на лето привозят, потом увозят, зимой там никто не живет...
История продолжается
Держится ещё хуторок,Вести и привет всем шлёт.Пасеки ещё в бою,хотя часть кочуют- дед самый пожилой, один из пасечников-слаб, но в строю.Баньки уже других хозяев обновлённые. Вот пожалуйста: "Будете в наших краях-милости к нам на Колыму"
Ещё есть,рассказ О Гордеевых лугах,но в следующий раз.
Всем спасибо.
ждем!
с нетерпением ждем рассказа и фото про Сталинские луга!
как-то вышло это из рассказа,
как-то вышло это из рассказа, а я задумался - и не смог найти нигде информации. а на каком языке говорил Кленовогорский хутор, и кем себя по национальности считали жители?
как-то так...
изначально жители деревни были конечно, марийцы,
но по архивным данным и по рассказам библиотекаря Кленовой горы -
туда также определяли ссыльных за какую-то провинность,
скорее всего в деревне говорили как на марийском, так и на русском языках,
тем более что рядом проходил Казанский тракт,
так что владение двумя языками это было дело обычное.
Вероятно, что кто-то знал и татарский язык.
спасибо! а уже в 20 веке, на
спасибо! а уже в 20 веке, на памяти живущих? на каком между собой общались? если конечно живущие застали деревню более чем с одним жителем...
наверно...
там говорили по-русски, редко по-марийски...
хотел еще спросить про
хотел еще спросить про "старый дуб" на старом большаке. дело в том, что с западной части полей я на карте нашел 2 дороги, одна хорошо разъезжана, но есть и вторая, почти заросшая, которая как-то идет почти "над Конан-ером" (соответственно начинаяся в поле севернее первой). очень подозреваю, что пень был или даже есть у первого варианта, но на всякий случай хотел бы уточнить. поэтому прикладываю ссылки на карты для уточнения, о какой из дорог идет речь.. бегло пробежался как-то я по ее окрестностям, не углубляясь более 30 местров от ее в месте выхода ее к полю, никаких пней конечно же не нашел... 1) https://www.openstreetmap.org/export#map=18/56.12163/48.47077 2) https://www.openstreetmap.org/export#map=19/56.12573/48.47285
Думаю что вторая
Думаю что вторая, на первой мы в прошлом году смотрели - пенька не было. Но мы торопились - уже темнело.
Отчет о походе здесь - http://komanda-k.ru/отчет-о-походе/ноябрьские-2017-или-если-с-другом-вышел-в-путь
Первая очень подходит по части набора высоты, но ее скорее всего в те времена не было.
про пенёк...
сам дуб стоял - как уже писалось на сайте -
на дороге что вела от перекрестка на курортстрой на Сталинские поля,
пенек был слева от места подхода дороги к Сталинским полям, по рассказам буквально в 30-50 метрах,
последний свидетель, кто реально видел этот пенёк - это работник культмассовик санатория Кленовая гора -
я с ней говорил летом 2010 года, но она видела пенёк в юности, то есть лет 30-35 назад, может больше,
то есть в 70-80-х годах прошлого века.
Кто знает, может сейчас от пня ничего не осталось или его почти не видно???
а "перекресток на
а "перекресток на курортстрой" - это где? кстати само слово "курортстрой" впервые вижу тут в комментах ) доагдываюсь, что это просто стройплощадка санатория, но все же лучше уточнить )
перекресток
санаторий строили достаточно долго, строили и городок при нем,
поэтому перекресток на Кленовой горе, недалеко от мушан-ера потом долго называли перекрестком на курортстрой,
сейчас конечно просто на санаторий...
ой, тогда я прямо решительно
ой, тогда я прямо решительно не пойму, что за дорога, о которой речь. потому что из того, что я сейчас знаю напрямую от перекрестка ничего не идет ровно на Сталинские поля. одна дорога ответвляется от щебенки от перекрестка-поворота до тракта где-то в серединке, уходя направо (довольно раскатанная, видимо любимая дорога Нульмарийских жителей). вторая дорога сильно южнее, идет в юго-западное ответвление Сталинских полей практически от Мушан-Ера, а тоже не от перекрестка. вот поэтому когда сказали, что от перекрестка, меня этот ориентир очень поставил в тупик.
кстати, может быть вы знаете, почему к югу от перекрестка какой-то асфальтированный аппендикс в сторону Мушана существует? это объясняется каким-то рациональным объяснением?
читайте Внимательно!
читайте текст статьи внимательно!
там указано:
"Большак этот знают многие: он соединяет Сталинские луга и дорогу на Дуб Пугачева, немного восточнее перекрестка, откуда идет шоссе на Санаторий".
то есть не от самого перекрестка, а метров 400 примерно восточнее - по дороге к Дубу,
там уходит торная дорога вправо!
Зачем выдумывать то, чего в статье нет?
вот наконец-то теперь все
вот наконец-то теперь все стало понятно )
но в любом случае, слева по
но в любом случае, слева по любой из двух дорог дан довольно узкий ориентир, и если прочесав слева от обеих их дорог никакой пень или его остатки не будут найдены, то, наверное, тему можно будет закрыть...
и вот опять же интересно -
и вот опять же интересно - работники Кленовой горы, они реально так недалеко и без интереса гуляют, что за 30 лет так и ни разу не дошли до полей? )
Абсолютно все Сталинские поля
Абсолютно все Сталинские поля теперь стали чей-то частной собственностью. По кадастровой карте это четко видно. Причем один владелец. Интересно - кто это?
Отправить комментарий