Сплав на катамаранах, техника гребли, безопасность

Сплавы на катамаранах - это самый популярный вид водного туризма в нашей стране.
Катамаран - уникальное судно в мировой практике водного туризма и спортивного сплава. Рождённый в середине 1970-х (автором идеи является москвич С.П.Папуш), через 10-15 лет ставший самым массовым судном в походах высоких (начиная с 4-й) категорий, не сдавший своих позиций даже в условиях массовой экспансии полиэтиленовых каяков (и связанной с ними совершенно новой культуры сплава по бурной воде), сплавы на катамаранах уверенно и вполне оправданно занимают одну из лидирующих позиций в ряду сплавных судов. Универсальность концепции обеспечивает судам этого класса весьма широкий диапазон применения - от семейных прогулок по низкокатегорийным речкам до организации рекордных прохождений суперпрепятствий.

СПЛАВЫ ПО РЕКАМ - ТУТ!

 

СТАТЬИ ПРО ВОДНЫЙ ТУРИЗМ И СПЛАВЫ - ТУТ!

Естественно, что внутри своего класса катамараны - весьма специализированы в зависимости от назначения.
Сплавной катамаран — судно, состоящее из двух, как правило, надувных корпусов — гондол, соединённых каркасом (рамой). Гондолы обычно состоят из внешней оболочки – силовой и внутренней – воздуходержащей. Применяются различные виды тканей при изготовлении той и другой. Наиболее распространены двух - и четырёхместные катамараны. Также встречаются шести - и восьмиместные версии. Основное назначение сплавного катамарана - сплав по бурным, порожистым рекам.
Гребцы обычно располагаются на специальных сидениях — пирамидках на гондолах поровну с обоих бортов. При сплавах на катамаране - поза гребцов — коленная посадка лицом вперёд. Реже встречаются конструкции в которых места для гребцов устроены в раме катамарана между гондолами. Существуют так же другие формы посадок, но в последнее время они почти не применяются.

В отличие от плотов у катамаранов есть собственная скорость, что и определяет технику прохождения препятствий на них. Наиболее универсальным является четырёхместный катамаран, на котором в последнее время проходятся самые сложные маршруты с препятствиями, ранее считавшимися непроходимыми. Также на них удобно и эффективно выполнять страховку. Они отлично подходят для отдыха на простых речках, коммерческих сплавов, соревнованиях по водному слалому и хорошо зарекомендовали себя в длительных туристских походах. Сплавы на катамаранах – самое удачное сочетание безопасности, скорости, манёвренности, удобства и цены.

                                                          сплав по реке Тумча                                       Сплав по рекам Тунтсайоки и Тумча

Говоря о коммерческом использовании судов, целесообразно сравнить сплавы на катамаранах с рафтингом, так как это два наиболее популярных вида коммерческого водного туризма. Мы несколько лет водим туристические группы по горным рекам. Наблюдения не одного года показали, что катамаран ведёт себя на бурной воде лучше, чем рафт. Использование рафта в коммерческих целях рационально и практично на несложных маршрутах. Можно и на мощных порогах с сильными бочками, если они короткие и локальные. Адреналина много и переворот не страшен. А более серьёзные вещи следует оставить катамаранам. Почему мы так считаем?

Рафт имеет большое лобовое сопротивление. А у катамарана великолепная форма для скольжения по воде. В результате катамаран более ходкое судно, чем рафт. А это одна из самых важных характеристик, от которой зависит манёвренность. Говорят, что рафт судно манёвренное. Точнее будет, если сказать поворотливое. Его форма обеспечивает хорошую вращаемость относительно своей оси, которая выше чем у катамарана. Но неудачная посадка гребцов значительно компенсирует это преимущество не в пользу рафта. 
Слаженная команда катамарана с помощью мощных гребков в состоянии развернуть судно не медленнее гружёного рафта. А главное хорошая поворотливость не значит хорошая маневренность. После быстрого разворота нужно ещё успеть разогнаться. Нужна хорошая ходкость. А рафт в этом «профан».
Рафт – полужёсткая, а не жёсткая конструкция. Нормальную жёсткость имеет катамаран, которую обеспечивают продольные элементы. А размякший в холодной воде рафт на мощной бурной воде выглядит как жирная гусеница, которая вся извивается, трясётся, в общем колбасит его. А следовательно колбасит и тех, кто в нём находится.
Также говорят, что у рафта мгновенная система самоотлива. Конечно, но только после выхода из бочек, а не в них. Заливающаяся в мощной бочке вода не успевает покинуть рафт, наполняет его, деформирует, неравномерно нагружает. Другими словами готовит к перевороту. Если рафт успел пролететь бочку, то всё хорошо. А если застрял ненадолго, то могут возникнуть проблемы. У катамарана вообще эта проблема отсутствует, так как наливать воду некуда. И притопленный катамаран имеет гораздо больше возможностей вырваться из цепких лап бочки, благодаря эффективной работе экипажа.
А эффективная работа экипажа катамарана обеспечивается, как уже говорилось, удобными для этого посадочными приспособлениями. Экипажу рафта очень сложно работать в мощной бочке по причине неудачной посадки. Им хотя бы удержаться. Рафт пусть сам думает, как порог проходить. Он ведь большой.
В случае переворота разгруженный катамаран можно перевернуть назад, а на нагружённый легко забраться прямо на перевёрнутый. У экипажа рафта, как я уже упоминал, с этим большие проблемы.

Практика показала, что рафты лучше подходят для группового отдыха и развлечений на несложной бурной воде. Рафт как пароход. Он большой. По его дну можно ходить как по палубе корабля. На бортах удобно сидеть (не грести) и любоваться красотами. Ещё лучше лечь на дно и облокотиться о борт. Обедать можно прямо на рафте, не причаливая к берегу. Туда можно посадить много людей, напихать кучу груза и приятно провести время на природе с друзьями, любуясь местными красотами. А для более спортивных маршрутов, даже если они и коммерческие, сплавы на катамаранах подходят гораздо больше.

 

                                             сплав по реке Коргон - Алтай                                 Река Коргон, водопад Спартак

Сплав на катамаранах, техника гребли, безопасность

Безопасность сплава на катамаранах
1. Сплав на спортивных надувных катамаранах для людей, не имеющих предварительного опыта и технической подготовки мы предлагаем по рекам, имеющим препятствия не выше III к.с.  Отличительная особенность таких рек – это достаточно теплая вода и локальный характер препятствий, которые заканчиваются обширными участками спокойной воды (плесами). При таких условиях не сложно организовать страховку участников на случай переворота катамарана в пороге или падения участника с судна.
2. Обязательным требованием к участникам катамаранных сплавов является умение плавать и отсутствие водобоязни.
3. При прохождении порогов все участники должны иметь на себе спасательные жилеты, надетые и застегнутые по всем правилам.
4. При преодолении быстрых участков реки с множеством камней в русле (шиверы), необходимо, для начала, внимательно слушать команды капитана и быстро и точно их выполнять.
5. В случае выпадения участника с катамарана в воду при прохождении порога, необходимо:
  а) Не выпускать из рук весло;
  б) Постараться удержаться за свой катамаран;
  в) Если и это не удалось, то надо без паники, не спеша, плыть к ближайшему от вас берегу

 6. Во время сплава и на берегу необходимо всячески предохранять катамаран от контактов с твердыми и острыми предметами, которые могут повредить его оболочку и надувные емкости.
 7. Перемещаться по катамарану необходимо осторожно, наступая, по возможности, на раму.

 

                                                   сплав по рекам Чирко-Кемь                                      

СЛАЛОМНАЯ ТЕХНИКА 
при сплаве по горным рекам
Ныне спортивный сплав по горным рекам осуществляется на плотах и гребных судах. Плот управляется гребями спереди и сзади, что позволяет ему смещаться вдоль своей поперечной оси и поворачиваться вокруг вертикальной. Гребное судно управляется с помощью весел, которыми гребет каждый член экипажа. Оно имеет собственную скорость вдоль продольной оси, поворачивается вокруг вертикальной, может смещаться вдоль поперечной, а на одно-двухместных судах управляться поворотами продольной оси (креном).

ГРЕБНЫЕ СУДА различаются типом гребли. Так, на байдарках одиночках и двойках применяется байдарочная гребля, а в каноэ одиночках и двойках и в четырехместном катамаране - канойная. Использование в пределах одного судна только одного типа гребли необходимо, чтобы каждый член экипажа оказывал одинаковы, по динамической и временной характеристикам, воздействия на судно, поскольку такие воздействия наиболее эффективны.
Слаломная техника открывает особенно широкие перспективы при сплаве по горной реке именно на перечисленных типах судов.
Техника управления всеми пятью типами судов строится на одних и тех же принципах; в основе управления любым судном лежит лишь несколько первоначальных технических правил. Слаломная техника предполагает обязательную жесткую фиксированную посадку гребца в байдарке, в каноэ одиночке, двойке и четырехместном катамаране гребец стоит на коленях, охватываемых жесткими упорами, и одновременно сидит на сиденье (на катамаране в простейшем случае - мешок с вещами) высотой 18-24см.

В катамаране длина весла равна росту гребца. Ширина хвата (расстояние между кистями, державшими весло) чуть меньше расстояния между локтями разведенных в сторону рук - правило, одинаково для всех судов.

 

                                                сплав по Оке Саянской -  ущелье Орхо-бом                              

УПРАВЛЕНИЕ СУДНОМ БЕЗОТНОСИТЕЛЬНОГО ВОДНОГО ПОТОКА
I. Гребля. При спортивном сплаве на гребных судах она аналогична гребле на байдарках и каноэ на гладких дистанциях и описана в учебниках по гребному спорту. Но при спортивном сплаве возникают ситуации, когда необходим задний ход. Назад гребут в обратном порядке, по сравнению с греблей вперед, тыльной стороной весла (это, кстати, характерно для всех кормовых гребков).
а)     Для поворотов вокруг вертикальной оси судна применяются дугообразные гребки. В отличие от прямых, используемых для придания хода лодке и производимых ближе к борту, дугообразные гребки делаются по возможности более широкой дуге, дальше от борта. На одиночке такие гребки начинаются от самого носа (или кормы) (24) лодки и заканчиваются у кормы (носа). На двух - четырехместном (3,4) судне рабочем полем будет нос (корма) - уровень туловища гребца т.е. носовой гребец гребет от носа до своего уровня либо (в обратную сторону) от своего уровня до носа лодки, а кормовой для своего уровня или наоборот.
При дугообразном гребке от носа туловище наклонено в сторону лопасти и как бы следует за ней, поворачивая весло. Рука, тянущая весло (нижняя), выпрямлена и идет как можно дальше от туловища, а верхняя сильно согнута, кисть ее всегда на уровне носа гребца. При дугообразном гребке от кормы позвоночный столб гребца наклоняется к борту, но ни в коем случае не вперед и не назад; обе руки почти выпрямлены (чуть согнуты в локтевых суставах). В начальный момент весло горизонтально и лежит на воде, кисти обеих рук находятся на уровне воды. Когда же производится гребок, ни одна рука не должна быть согнута больше другой. Гребок как бы выполняется телом гребца, а руки служат передаточным звеном между основным двигателем - телом и опорой о воду - веслом. Дугообразные гребки выполняются тыльной стороной лопасти.

б)   ПРИТЯЖЕНИЯ. Предназначены для боковых смещений судна и поворотов, особенно при большой разности скоростей судна и воды. Чтобы свободно пользоваться многообразными вариантами притяжений, достаточно научиться двум элементарным упражнениям.
- Притяжение простейшего типа. (5). Лопасть весла погружается в воду на уровне туловища. Нижняя рука вытянута в сторону, верхняя, сильно согнутая, кистью касается носа гребца. Из этого исходного положения и осуществляется притяжение - подтягивание лопасти к борту. Работает в основном туловище, руки лишь способствуют этому: нижняя сгибается (как бы тянет за ручку дверь, открывая ее;, а верхняя толкает весло прямо от носа гребца в сторону. В общем, обычный гребок, только не вперед , а в бок. За счет такого притяжения судно будет смещаться вбок.

- Притяжение "восьмерками" (6). Весло опускается вертикально, лопасть образует некоторый угол атаки в направлении движения судна. Затем лопасть протягивается в перед к носу (угол атаки при этом выдерживается неизменным),разворачивается кистями и протягивается к корме. В результате постоянно повторяемого движения возникает сила, обслуживающая боковое параллельное смещение судна. При движении лопасти к носу нижняя рука должна постоянно с самого начала движения) опережать верхнюю. Обе руки на участке от локтя до весла составляют прямой угол с веслом. Верхняя кисть все время находится на уровне носа гребца, в поле его зрения. Мнение, что эта кисть может находиться над головой, а тем более за головой гребца, ошибочна.

в)   ЗАЦЕП - боковое притяжение носа (кормы) при движении судна вперед (назад)(7). Эта фаза сходна с фазой движения лопасти вперед в упражнении "восьмерка", только здесь лопасть вместе с руками гребца, гребцом и судном не протягиваются вперед, а неподвижны относительно друг друга и вода набегает спереди. В такой ситуации эффект "зацепа" аналогичен эффекту первой фазы "восьмерки" - происходит подтягивание носа (кормы) к лопасти.
Если весло в упражнении "восьмерка" ставить не вертикально, а как можно ближе к горизонтальному положению (нижняя рука вытянута, кисть верхней по- прежнему перед носом гребца)(8), возникает подъемная сила, используемая в качестве опоры на весло. Аналогичный эффект возникает и при дугообразных гребках как от носа, так и от кормы, если лопасти придать соответствующий угол атаки.
Отметим, что каноэ-одиночке (реже - двойке и катамаране, у передних гребцов) применяются гребля, притяжение, дугообразные гребки от носа до своего уровня, дугообразные гребки от своего уровня до носа со стороны, противоположной той, с которой гребет спортсмен, и без изменения хвата весла - на перехвате.

 

                                   косая бочка в пороге Окинский (Бурятия, Саяны, Ока Саянская)                     

г)   ОТТАЛКИВАНИЕ. Выше описывались приемы, используемые при работе как байдарочным, так и канойным веслом. Однако техника каноэ имеет в своем распоряжении еще одну разновидность бокового смещения судна - отталкивание, овладеть которым необходимо.
В каноэ (одиночке, двойке, катамаране) гребец может смещать вбок судно на свою руку (т.е.в сторону, с которой он гребет) путем притяжений (9). На не "свою" руку он может делать это путем притяжения, осуществляемых на перехвате, и отталкиванием. Отталкивание основано на том, что гребец как бы отодвигает лодку вбок веслом, как рычагом подцепляя воду лопастью, а серединой упираясь в край судна.

Лопасть, параллельная продольной оси лодки, вертикально погружается в воду у самого борта (и даже заводится под судно). Нижняя рука прижимает гриф весла к борту, жестко фиксируя центр вращения рычага. Туловище развернуто и наклонено в сторону весла. Верхняя рука немного согнута, кисть перед носом гребца. Затем гребец разгибается, верхняя рука, помогая туловищу, резко тянет рукоятку весла в направлении, перпендикулярном к борту. При этом весло давит в борт и смещает лодку вбок. Движение можно повторить, для чего в заключительной фазе отталкивающего гребка лопасть повернуть на 90 градусов в исходное положение, затем произвести отталкивающий гребок.
Как и описанные выше типы притяжений, такое отталкивание редко применяется в чистом виде. Чаще всего оно используется в комбинации с другими управляющими гребками и имеет большое значение для корректировки курса судна

д)   Связующим элементом между различными движения служит так называемая безопорная проводка весла(111), являющаяся при маневрировании соединительным элементом между различными гребками, если они проводятся с одной стороны. Владение безопорной проводкой важно для слитности и быстроты действий при разворотах судна, когда рациональнее производить все необходимые движения, не вынимая весло из воды: это повышает остойчивость и мобильность судна. Наиболее употребительна безопорная проводка лопасти весла вдоль борта от уровня своего туловища ребром вперед и внутренней стороной к судну к точке начала нового гребка. При этом необходимо расслабить кисть нижней руки, ведущей весло, толкать веретено весла вперед ладонью (локоть расположен параллельно борту), лишь слегка схватывая его пальцами. Тогда лопасть занимает положение, при котором сопротивление воды ее движению минимально и не затрудняет управления веслом, а готовность гребца перейти к любому действию, максимальна. Часто весло проводят, несколько развернув лопасть внутренней стороной вперед, осуществляя при проводке лёгкое параллельное притяжение. При этом риск затягивания лопасти встречным потоком воды под судно минимален. Весло при проводке почти вертикально, что достигается позицией верхней руки у головы гребца, как при параллельном притяжении.

 

                                                             сплав по реке Аргут                                           Река Аргут

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТЕХНИКИ ГРЕБЛИ
II. Приводим упражнения, которые следует проводить на гладкой воде (озеро, пруд, медленно текущая река). Освоив их, гребец в более сложных условиях должен использовать весь арсенал слаломных приемов соответственно ситуации.

 

1. Прямолинейная гребля вперед. На судах спортивного сплава, где лодка уходит то влево, то вправо, - упражнение не простое. Для изменения курса на байдарках следует применять гребки по дуге от носа и обратный крен. В идеале лодка идет прямо без подправляющих воздействий. На каноэ - одиночке невозможно плыть по прямой, не подправляя курса: судно все время будет поворачивать в сторону, противоположной той, с которой работает гребец. Для компенсации поворота используется отталкивание, производимое сразу в конце гребка, чуть сзади гребца. Выгоднее, чтобы таких отталкиваний было как можно меньше. Опытные гребцы отталкивают (или, как иногда говорят, отруливают) на 3-4-й гребок. На каноэ - двойке и катамаране возможно движение по прямой без отруливания.
На катамаране нельзя задавать крен - там курс изменяется дугообразными гребками и отруливанием. Заметим, что на катамаране и каноэ - двойке для корректировки курса отруливают только задние гребцы. И еще очень важно, чтобы все гребки (в том числе и подправляющие) гребцы выполнили синхронно.

2.Прямолинейная гребля кормой вперед. Все сказанное по отношению к предыдущему упражнению остается в силе. Только отруливание у каноэ - одиночке делается не у кормы, а у носа; у двойки же и у катамарана отруливают передние гребцы.

3. Движение носом вперед и плавные повороты без использования притяжений. Упражнение сходно с первым, но ехать надо не по прямой, а по заданной криволинейной линии движения (окружность, «восьмерка» подходящих размеров), которую на гладкой воде можно предварительно разметить поплавками. При этом используются только крен, дугообразные гребки и отруливание.

4. Движение кормой и плавные повороты без использования прижяжений.

 

                                                       сплав по реке Казыр - Тофалария                         

5. Повороты на месте. 
Катамаран - уникальное судно с точки зрения техники гребного слалома. Поскольку гребцов здесь четверо, можно делать все вышеописанные элементы одновременно, что позволяет катамарану быстро поворачиваться и смещаться. Особенно это сказывается на бурной, мощной воде, где катамаран более маневрен, чем байдарки и каноэ, гребцы которых не могут в один и тот же момент поворачивать судно всеми способами сразу да к тому же следить за правильным креном.

Катамаран, как и байдарка - симметричное судно, поэтому повороты в обе стороны делаются одинаково, однако гребцы работают здесь как в каноэ - двойке. Так, каноэ - двойку образуют задний правый и передний левый гребцы, вторая каноэ - двойка - это задний левый и передний правый гребцы.
Таким образом, при повороте вправо (20) левый передний и правый задний делают дугообразные гребки, а правый передний и левый задний - притяжения. Из сказанного следует, что только задний правый вынимает весло из воды между гребками, остальные соединяют их проводкой.
Самое трудное на катамаране (не только при поворотах, но и при любых других перемещениях) достижение слаженности гребцов и синхронности передачи усилий на катамаране.

6. Боковое смещение (чисто автоматическое упражнение, которое необходимо делать на начальной стадии обучения).

7. Повороты в движении. Делаются с помощью "зацепа". Принцип поворота одинаков для всех лодок: ближайший (или единственный) к точке поворота гребец осуществляет "зацеп", в результате судно поворачивается вокруг весла этого гребца.
Катамаран (28). Передний гребец, вокруг которого производится поворот, делает "зацеп". Его функция в этом повороте - основная. Кроме отличного технического выполнения от него требуется большая физическая сила, чтобы удержать такую махину возле весла, не дать ей сползти в направлении движения. Помочь ему в этом должен весь экипаж. Противоположный повороту борт выполняет дугообразные гребки от носа, не вынимая, как правило, весел из воды. При этом задний дает силовой акцент на окончании гребка, а передний - на отруливание у носа катамарана (в момент наиболее резкого поворота он может только отруливать). Задний гребец стороны поворота гребет или подкручивает катамаран дугообразными гребками либо отталкиваниями.

8. 3адать произвольную линию движения и выполнить ее, используя умения, накопленные в упражнениях 1-7. Для байдарок и каноэ лучше всего подойдет трасса из ворот, как в соревнованиях по гребному слалому; для катамарана трассу можно разметить поплавками. По сути дела, это упражнение - логический итог всего изучения слаломной техники - обязывает применять все элементы управления судном.

 

                                         обнос завалов на реке Чирка - Карелия                                 

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ СИТУАЦИИ НА БУРНОЙ ВОДЕ
На бурной воде судно управляется, как и на гладкой, добавляется только правило накренения судна (исключая катамаран). Судно нужно кренить от струи, подставляя потоку днище. Подчас лодка оказывается в месте, где на нее набегают сразу две или более струй (или даже невозможно разобраться в массах воды, стремящихся перевернуть лодку, - воронки, "бочки", сбои струй и т.п.). В таких случаях лодку нужно откренивать от более мощной струи. Так, при попадании в валы, "бочки" лодку необходимо кренить на вал, "бочку". Это правило, пожалуй, самое главное для плавания по бурной воде.
Приведем элементарные ситуации на бурной воде, которые, заметим, исчерпывают запас компонентов, необходимых для решения произвольной задачи по сплаву в пороге.

1. Выход из улова на струю и заход обратно в улов. 
Это упражнение на бурной воде подобно описанному выше повороту в движении с помощью "зацепа", добавляется лишь правило крена.
Катамаран (30) не нуждается в крене, и поворот из улова на струю происходит, как и на гладкой воде. Отметим, что угол крена тем больше, чем больше разность струи и улова. Обратный заход в улов и струя меняются местами.

2.Траверсирование. 
Бывает необходимо, выйдя в струю, не разворачиваться вниз носом, а переехать от улова на струю дальше, возможно, переплыть на другой берег. Переплывание с одного края струи на другой с сохранением угла между продольной осью лодки и струей в определенных пределах называется т р а в е р с о м. Этот очень важный элемент нужно специально тренировать. У траверса есть характеристики (для катамарана - одна): 1) (31) угол между осью лодки и струей - угол траверса; 2) (32) крен лодки (от струи).
При увеличении скорости потока крен лодки необходимо увеличивать. Угол траверсирования уменьшается при возрастании и увеличивается при ослаблении скорости потока. Выбирать угол следует таким образом, чтобы совершить траверс за минимальное время и с минимальной потерей расстояния (т.е. чтобы расстояние по реке от начала до конца траверса было минимальным).
Бывает, что траверсируют - "по валу" - когда судно находится во впадине между валами и появляется составляющая сила тяжести, из-за которой судно как бы соскальзывает с вала против течения. В этом случае и крен лодки и угол траверса делаются очень большими, тогда удается "проехать" по валу без гребли и совсем без потери расстояния.

3. Прохождение сливов. 
Общее правило прохождения сливов, для всех судов - входить в середину языка и держаться перпендикулярно гребню слива. Однако это правило трансформируется, в особенности для байдарок, в зависимости от высоты и крутизны слива. Чем выше и круче слив, тем выше поперечный вал, стоящий за сливом. В какой-то момент он приобретает обратный гребень. При большой крутизне, когда слив превращается в водопад, перед обратным валом возникает бочка. Широкие пологие водосливы не выше I м на байдарке можно преодолеть лагом, разворачивая судно на сливе, (телемарк). Судно нужно откренивать в сторону слива и поддерживать опорой на весло со стороны слива (З6).Также можно преодолевать более высокие пологие сливы, пересекая слив наискось и уходя вбок от нижнего вала при наличии, сбоку свободного пространства (37). Если свободного пространства нет, байдарка может проходить сливы до 2 м высотой напрямую, как и другие суда, разогнавшись для протыкания нижнего вала. Плоты, катамараны и длинные надувные суда (ПСН, НДЛ) достаточно хорошо проходят вал, стоящий под сливом, при достаточной скорости, запасе плавучести и приемлемой высоте слива. Реальная опасность переворота через корму возникает при прохождении вала под сливом более короткими и жесткими надувными судами типа ЛАС и СП. За счет набора скорости на сливе опорная поверхность дна при входе на вал уменьшается, и ударом обратного гребня лодка может быть опрокинута. Чтобы избежать переворота, при входе на вал рекомендуется уменьшить скорость, передним гребцам вывеситься вперед, чтобы проломить гребень вала. Необходимо также проходить вал строго перпендикулярно его гребню.

4. Прохождение водопадов. 
При прохождении водопадов нужно тщательно взвесить возможности судна и экипажа, мощь потока и бочки, тип слива - прямой, косой или винтовой, наличие препятствий ниже по течению. Суда должны проходить водопад, направляя нос строго перпендикулярно гребню слива. После прыжка суда сильно погружаются в пенную бочку и тормозятся в ней. Поэтому уже на заходе должен быть максимально облегчен нос и приобретена скорость. В бочке необходимо энергично грести вперед, глубоко погружая весла. Перед самым прыжком на плоту следует убрать носовую гребь. В бочке весьма вероятно смывание гребцов, поэтому перед прыжком всем необходимо застраховаться. При преодолении водопада на байдарке нос ее лучше направлять под небольшим (не более 30°) углом к гребню, иначе она может встать свечой. Байдарка разворачивается на нужный угол непосредственно перед прыжком. Сразу после прыжка делается первый гребок со стороны, нижней по течению, с целью удержаться о воду и вытащить судно из-под слива. В бочке очень важно правильно держать крен, сообразуясь с ее нестационарными струями. В момент прыжка и погружения в бочку гребцы должны отклониться назад, при выходе из бочки - вперед. Оценить возможность прохождения водопада можно только на основании опыта. Плоты проходят иногда водопады высотой до 4 м, байдарки - до 2 м, катамараны и надувные суда - 2,5-Зм.

5. Прохождение вала. 
Гребные суда и плоты могут преодолевать стоячие валы значительной высоты. Крутые валы преодолеваются перпендикулярно гребню вала, при этом гребные суда развивают скорость для протыкания гребня вала. Если есть возможность, лучше идти краем струи, где высота валов меньше. При преодолении крутых косых валов судно должно быть перпендикулярно гребню вала на самом гребне, между валами оно может быть под углом, доворот производится в последний момент. Плоты катамараны и надувные суда преодолевают крутые валы высотой немного меньшей, чем длина судна, байдарки - высотой до 1,5 м. Пологие валы можно проходить перпендикулярно гребню, не развивая скорости, гребные суда проходят пологие валы лагом, задавая крен к валу и опираясь на него лопастью весла, воткнутой в вал горизонтально. Так же байдарка может удерживаться от переворота в крутых валах, если вошла в них лагом. На гребне вала притяжениями обоих гребцов, выполняемыми в разные стороны, байдарку легко развернуть перпендикулярно гребню. Пологие валы преодолеваются без ограничения высоты. Короткие, более жесткие надувные суда типа ЛАС и СП при входе на крутой вал резко поднимают нос, а при переходе через гребень - корму, что может привести к выбрасыванию гребцов в воду. Более длинные надувные суда изгибаются, принимая форму вала.

6. Прохождение бочки. 
Это такое препятствие, которое лучше обойти, если для этого есть возможность. Если такой возможности нет, например, при прохождении водопадов, бочку следует проходить на скорости, перпендикулярно гребню того слива, за которым она образовалась. Грести в бочке нужно, глубоко погружая весла, чтобы достать до глубинного плотного слоя воды, текущего в направлении течения. В момент входа в бочку гребцам следует отклониться назад, в момент всплывания судна в пене бочки нужно наклониться вперед. Бочка может надолго задержать судно, а в случае попадания его параллельно гребню слива, образующего бочку, и перевернуть его.

7. Прохождение каменистых участков. 
На участках с большим количеством камней при движении сходу гребные суда прежде всего уменьшают скорость наплыва на препятствие. Для ухода от камней используются притяжения для разворотов и смещений используются "тени" больших камней. Катамаран может использовать траверс, а также наезды на небольшие камни одним из баллонов с целью торможения или разворотов. Небольшие камни можно пропускать между гондолами. Плот на таких участках движется по основной струе, где относительно меньше камней и также использует для смещения "тени" больших камней, забрасывая в них корму или нос (при движении с разворотами). Иногда приходится проходить ворота между мелко сидящими подводными или полуподводными камнями, ширина которых меньше ширины плота или катамарана. Такие ворота проходятся с   открениванием на один борт.

8. Прохождение прижима. 
Для прохождения неосложненных камнями прижимов производится смещение судна к внутреннему в повороте краю струи, например параллельным притяжением для надувных судов, кормовым траверсом для байдарок и катамаранов. Мощные прижимы на байдарках и надувных судах можно преодолевать, заранее развернув судно и сплавляясь кормой вперед, чтобы в нужный момент уйти от прижима. Катамаран можно поставить в струе кормой к прижиму "корабликом" (38). При выборе соответствующего угла к течению струя будет выталкивать катамаран к внутреннему берегу поворота за счет более сильного давления на корму, находящуюся в более сильной струе, чем нос. Экипаж должен поддерживать нужный угол. При прохождении прижима плотом плот смещается на внутренний край струи обеими гребями. Самое главное - поддерживать правильный угол, чтобы ось плота была параллельна струе, то есть плот нужно ориентировать не относительно прижима, а относительно струи.
Если прижим осложнен камнями у выпуклого берега, то гребные суда маневрируют от камня к камню, используя траверсы и "тени" камней. Для плота в этом случае остается мало места и времени и его нужно использовать наиболее эффективно. Плоты и надувные суда могут пройти прижим и по отбойному валу, если заранее уйти от него не удалось. Непосредственно у прижима судно нужно развернуть параллельно отбойному валу, а нос чуть отвернуть в струю. Наиболее опасны прижимы без отбойного вала, с подсосом воды под берег. Если есть сомнения в прохождении такого прижима, суда лучше провести или обнести.
 

___________________________________________________________________________________________________

Источник информации и фото:
Команда Кочующие
Энциклопедия водного туризма
http://www.2828.ru/pro/splav-katamaran
сайт Весло.ру

Сплав на катамаранах, техника гребли, безопасность.

 

Комментарии

аватар: Кэп

байка о превосходстве катамарана!!!

(ИЗ ЭПОСА КОЧУЮЩИХ - АЛАНИАНА):

 Берет карачаевское телевиденье интервью у Боцмана:

  - Можно узнать: на чём и как вы сплавляетесь по рекам?

  - Плаваем мы только на катамаранах: всё остальное - это извращение! - Бодро отвечает Марат. - Наша Концепция признает только коллективный сплав!!

  - Марат Азатыч, тогда скажите, пожалуйста, как вы относитесь к байдарочникам?

  - Байда - полный изврат! Фу! Даже говорить не хочется!!! - презрительно морщится Боцман. - Постоянно мешаются на воде, загораживают обзор, лезут под судно - нет от них покоя! Не зря их среди водников так и зовут - БАЙДАРАСТЫ! А по-моему, так и вообще конченные пид..ой, то есть тарантасы!!! Собрать бы все эти байдарки и сжечь к едрённой фени! А СПЛАВ НА БАЙДАХ ПРИЗНАТЬ УГОЛОВНЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЕМ !!!

  - Ну, насчет байдарочников всё понятно, - перебивает его журналистка, - А как вы относитесь к каякерам?

  Лицо Боцмана кисло скривилось, он взял паузу, а потом извинительным голосом отвечает:

  - Знаете... Насчет байдарочников я что-то тут погорячился, в общем неплохие они парни, водники как-никак, помогут, чем могут, мы даже на Юшуте один экипаж в прошлом году спасли, да и водку потом вместе пили у костра...

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru