Путешествие по Башкирии

Путешествие на Южный Урал – часть первая!
С 15 по 23 июля 2020 года Кочующие совершили поход-путешествие на Южный Урал, основной целью которого было посещение озер этого региона и Национального парка Таганай.
Поскольку в первой половине июля стояла жаркая погода, то планировалось посмотреть 4-5 озер, а потом уже побывать в НП Таганай, в принципе, примерно так и получилось, но, конечно, природа Урала  внесла свои особенные коррективы в нашу поездку.
    

СТАТЬЯ ПРО ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ТРАССЕ Р239 - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО СВЯТОЙ ИСТОЧНИК ДМИТРИЯ СОЛУНСКОГО - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО РЕКУ ИК - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО ОЗЕРО КАНДРЫКУЛЬ - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО ОЗЕРО АСЛЫКУЛЬ - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО ОЗЕРО ТУРГОЯК - ТУТ!

СТАТЬИ ПРО БАШКИРИЮ - ТУТ!
    

  
Экипажи машин:
Куяр: Марат, Ахат, Дима, Булат.
Алан: Сергей, Александр, Гузель, Ангелина.
Берсут: Ринат, Оксана, Эмиль.
Виагра: Искандер, Амир, Эрик.

 
Выехали из Казани 15 июля, экипаж Виагры присоединился к нам уже 16 июля в Челябинской области. 
Поездку из Казани начали по трассе Р 239 (Оренбургский тракт), так как решили сперва посетить озера в степной части Башкортостана (Кандрыкуль и Аслыкуль).

 Оренбургский тракт, трасса Р239
 

Маршрут:
 Казань – река Кама – мост Сорочьи горы – объездная Чистополь – село Ленино (река Шешма).
Первая остановка село Ленино, на берегу реки Шешмы (Новошешминский р-н РТ).              

родники
На живописном правом берегу Шешмы находится святой источник Дмитрия Солунского, есть родник, купель, симпатичная беседка со столиком, удобная лестница для спуска.
День был достаточно жаркий, поэтому Кочующие искупались в купели и сразу пообедали – отличное место для отдыха в дальнем путешествии.

 
Далее поехали в сторону Альметьевска:
Альметьевск – Бугульма – Бавлы – река Ик (Башкортостан) – Октябрьский.
Заехали на полчаса в город Октябрьский, закупились в магазине «Пятерочка», полюбовались на долину реки Ик, так как город расположен на высокой горе.
Кстати, один из вариантов ночевки в летнее время – это пойменные озера в долине реки Ик.
Со стороны Татарстана переехать мост через Ик, далее будут стоянки и кафешки, примерно через 1,5 км. после моста будет съезд направо в сторону озер (их хорошо видно на карте). 
Там несколько направлений движений, озера расположены рядом, есть стоянки и заходы в воду, также замечены рыбаки.
После Октябрьского переходим на трассу М-5 и двигаемся в сторону озера Кандрыкуль.


Минут через 20 справа от трассы М-5 видно скопление машин, а потом через перелесок видно озеро Кандрыкуль.

Стоянку или остановку на озере не планировали, так как там в летнее время народу не просто много, а ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ МНОГО!!!
Если учитывать летнюю жару, которая длится уже 3-ю неделю, то решили сразу двигаться на  озеро Аслыкуль, так как на этом озере делать было нечего.

 
Тем не менее, следует указать, что Кандрыку́ль ( башк. Ҡандракүл) — второе по величине озеро Башкортостана (после Аслыкуля), расположено в Туймазинском районе в 25 км к юго-востоку от районного центра — города Туймазы, в пределах лесостепной зоны Башкирии.
Средняя глубина озера – 7,2 метра, а максимальная достигает 15,6 метра. Площадь зеркала озера – 15,6 квадратных километров. Объём воды в озере - 113 млн. м3.

 
Далее двинулись на Буздяк, там свернули с М-5 на пос. Канлы-Туркеево.
Перед поселком остановились около озера Канлы-куль, что располагается справа от дороги.                           
Это типичное степное озеро, которое расположено в полях и лугах, лесных массивов около озера очень мало, берега заросли тростником, камышом и рогозом.

 
Далее едем по маршруту Кидрячево – Чапаево, асфальт кончается и начинается щебеночная дорога вполне нормального качества.  В Чапаево заезд с северного конца деревни (там есть мост) на улицу Победа.

Примерно в середине деревни с ул. Победа есть поворот в сторону озера. Тут примерно до озера 3-4 км., эта дорога делится на второстепенные, по ней можно проехать верхом (тут с горы видно все озеро), если ехать низом, то выезжаешь на окружную дорогу (вокруг Аслыкуля). 

                                                            западные окрестности озера Аслыкуль                                      

                                                      озеро Аслыкуль с западной стороны                                  

Сразу отметим, что к оз. Аслыкуль удобнее доехать через д. Ивановка (что с севера от озера), там нормальная грунтовая дорога (по сухой погоде). Но так как нам объясняли именно этот путь, то заехали мы через Чапаево, а выезжали с озера через д. Ивановка.

Вокруг озера Аслыкуль стоит ограждение в виде железной трубы, но в некоторых местах есть заезды.

Вокруг озера очень высокая трава и местами встречаются кусты ивы и тальника.
С севера озера Аслыкуль расположена гора, частично покрытая лесом. Ближе к этой горе около озера появляются стоянки, некоторые стоянки в зарослях ивы, березы и ветловника. Как правило, леса вокруг озера очень мало. Но около горы все стоянки уже были заняты, летом озеро очень популярно! Поэтому заняли стоянку недалеко от самой горы в маленькой рощице на берегу озера.

                                                       стоянка на озере Аслыкуль                                      

Подходы к озеру были в камышах и тростнике, зато народа тут не было.
А около горы вполне хороший заход в воду с песком и мелкой галькой. В принципе это достаточно протяженный пляж, куда можно было встать и с палатками (но там уже было полно машин и людей-!).
Следует указать, что на озеро с собой желательно взять дрова и воду (или газовый примус). Дрова можно купить в окрестных деревнях за 100 руб., а вода в озере Аслыкуль имеет определенную минерализацию и едва уловимый горьковатый привкус.

В принципе эту воду можно употреблять при готовке пищи, но если вы на машинах, то взять с собой воду не представляет труда.

 
Озеро Аслыкуль:
Аслыкуль (Аслику́ль, Аслыку́ль, Асылыку́ль)
- самое большое озеро Башкирии. Площадь озера достигает 23,5 квадратных километров. Длина озера – 8 километров, а ширина – 5-6 километров. Глубина при этом небольшая – максимум 8 метров, а средняя – 5,5 метров.
Расположено в широкой котловине между северо-восточными отрогами Белебеевской возвышенности и окружено горами: Табулак, Улу-Карагач, Улутау, Бэлекей-Карагач, Большой Нор, Малый Нор, Зайтуляктау.
Снова следует указать, что жара, которая длится уже 3 недели, просто выдавила людей из городов на озера, поэтому даже в рабочие дни на всех озерах было много народа.  А у нас была отдельная стоянка, заход в воду был илистый и пологий, но вода в озере была теплая и прозрачная, особенно, если отплыть подальше от берега.
Вечер был с прекрасным летним закатом,  мы наблюдали комету Неовайс, которая с наступлением темноты была видна все лучше (примерно на северо-западе под созвездием Большая Медведица – Большой ковш). На озере, словно на море был даже маленький прибой от вечернего бриза.

Ещё один огромный плюс Аслыкуля - комаров и мошки на озере не было совсем!

Купались в озере и ночью - вода была словно парное молоко!
    

 
16 июля 2020:
Утром встали очень рано, так как нужно было добраться до озера Тургояк в Челябинской области.

Следовало учитывать и то, что уральское время было на 2 часа раньше, чем московское, поэтому встали в 7 утра по-местному времени (то есть в 5 утра по московскому времени).
Быстро позавтракали, собрали вещи и палатки, и искупались на пляже озера Аслыкуль  около горы.

                                                    Стоянки на Аслыкуле около горы                               
С озера выезжали через Ивановку – дорога легко читается, в сухую погоду проходима для всех типов машин.
Далее держали путь в сторону трассы М-5 через Давлетканово – Чишмы.
По М-5 проехали реку Белая и город Уфу, после Уфы на трассе М-5 была пробка из-за аварии. По отзывам водителей на М-5 очень часты пробки, так как летом тут проводят ремонты, а зимой часто заторы машин из-за погодных условий. 
В отличие от М-7 – трасса М-5 имеет всего по 1 полосе в каждую сторону, поэтому при планировании путешествий следует закладывать возможность таких пробок и остановок на М-5.

 
После обеда пересекли границу Челябинской области, вскоре стали появляться горы, горные хребты и перевалы. Виды стали живописные и вполне уральские!
Стали появляться красивые панорамы Южного Урала, например, мы остановились около г. Сим -  на смотровой площадке, где открывался прекрасный вид на горный Урал.
Уже ближе к 18.00 доехали до Златоуста – на озеро Тургояк лучше ехать именно через Златоуст – так путь короче.
В Златоуст заехали на полчаса, посмотрели город и закупились в магазине. Рядом с кольцом на въезде в Златоуст есть родник, его видно с дороги, там можно набрать воды.
При подъезде к пос. Тургояк стало понятно, что на это примечательное озеро в такую жару едет почти весь Урал (или весь Челябинск). Центральный пляж был забит народом до отказа, автостоянки были также переполнены.
Наш курс лежал на западный берег озера Тургояк, где находится остров Веры, на который мы очень хотели сходить.
Трек нам дали ещё в Казани, а также объяснили маршрут движения вокруг озера.
По пос. Тургояк следует выезжать по ул. Туристов, потом перед стоянкой у санатория будет поворот направо и дорога пойдет по лесу, нужно будет обогнуть Золотой пляж, объехать с севера озеро Инышко.

Озеро Тургояк
Далее следует по главной дороге объехать озеро Тургояк с севера, дорога там щебеночная вполне проезжаемая для городских паркетников (мы там видели даже разные модели ВАЗ, которые недоприводы).
Ехать нужно по основной дороге, и пропустить два левых поворота (которые ведут на турбазы Сосновый бор и Мыс Кораблик).
Далее проезжаете речку Липовку, и буквально после неё будет 1-ая развилка:  дорога уходит вправо на горный перевал – там плакат с большой картой Тургояка. Ехать нужно прямо по основной дороге.

Метров через 500-700 будет вторая развилка, там тоже плакат с Противопожарной надписью.

Тут нужно ехать по правой дороге (левая дорога идет прямо к озеру Тургояк). Эта дорога огибает Тургояк уже с северо-запада и ведет вдоль западного берега до Бобровой курьи (Бобровый залив или Заозерный залив – в разных местах название разное – это самый большой залив  с запада озера Тургояка около острова Веры).


Тут самый сложный участок дороги:  есть два больших спуска с камнями и промоинами, туда лучше ехать на полноприводах и на внедорожниках (хотя мы видели, как там проезжают ВАЗ 15-ой модели), все это по сухой дороге.

В период дождей и распутицы туда лучше ехать на подготовленных внедорожниках.
Прямо перед заливом будут уходить влево боковые дороги к озеру – это дороги к стоянкам и бивакам, уже тут можно искать место для ночевки на Тургояке.

                                                            Ночевка на озере Тургояк                                        

                                                                ночевка на озере Тургояк                          
   

 

ПУТЕШЕСТВИЕ НА ЮЖНЫЙ УРАЛ – ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ!
  
  
   

______________________________________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие описание и фото.
Сайт «Особо охраняемые природные территории Челябинской области» (Министерство по экологической безопасности Челябинской области) 
Сайт «Красная книга Южного Урала» (при содействии УрО РАН)/Челябинская область/Особо охраняемые природные территории 
Сайт «Природопользование Урала» (Институт минералогии УрО РАН г. Миасс)/Список особо охраняемых природных территорий
Сводный список особо охраняемых природных территорий Российской Федерации (справочник). Часть II.//Потапова Н. А., Назырова Р. И., Забелина Н. М., Исаева-Петрова Л. С., Коротков В. Н., Очагов Д. М./М.: ВНИИприроды, 2006 г., 364 с. ISBN 5-7640-0031-9. Стр. 203.
«Особо охраняемые природные территории Челябинской области». В. А. Бакунин, В. Н. Воронцев, А. С. Матвеев, Ю. Н. Разумов, Н. К. Шапкина, Н. Т. Матвеев. Под общей редакцией А. С. Матвеева. Челябинск, «АТОКСО», 1992 г.
Постановление Законодательного собрания Челябинской области от 20 марта 1997 года № 57 «О порядке использования памятников природы Челябинской области». (в редакциях постановлений Законодательного собрания области от 30.03.2000 г. № 820; от 27.09.2001 г. № 269; от 25.03.2004 г. № 1165; от 27.04.2006 г. № 99).
// Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
Объединённый государственный архив Челябинской области: путеводитель. Том 2 / Под ред. Финадеева А. П. // Челябинск: Дом печати. — 2005. — 630 с. ISBN 0-123-45678-9.
Энциклопедия / Сост.: В. С. Боже, В. А. Черноземцев. — Издание исправленное и дополненное — Челябинск: Каменный пояс, 2001. — 1112 с.; ил. ISBN 5-88771-026-8.
Портал Челябинская область.
Ресурсы поверхностных вод СССР: Гидрологическая изученность. Т. 11. Средний Урал и Приуралье. Вып. 2. Тобол / под ред. В. В. Николаенко. — Л.: Гидрометеоиздат, 1965. — 240 с.

 

ВложениеРазмер
Путешествие по Башкирии241.86 КБ
Путешествие по Башкирии86.38 КБ
Путешествие по Башкирии56.94 КБ
Путешествие по Башкирии78.95 КБ
Путешествие по Башкирии96.04 КБ
Путешествие по Башкирии53.2 КБ
Путешествие по Башкирии147.49 КБ
Путешествие по Башкирии208.23 КБ
Путешествие по Башкирии153.4 КБ
Путешествие по Башкирии121.13 КБ
Путешествие по Башкирии121.03 КБ
Путешествие по Башкирии52.33 КБ
Путешествие по Башкирии114.36 КБ
197204 (1).jpg75.98 КБ
197203 (2).jpg24.23 КБ

Комментарии

аватар: Кэп

фото из похода

Народ! 

кто был в походе!

срочно прошу залить все фото с похода на диск!

а то все отчеты так и останутся с малым количеством фоток!

также прошу залить видео - будет делаться и видеоотчет!

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru