Удмуртско-марийское священное место Булда

В истории не раз случалось, когда два или три соседних народа использовали в культовых целях одно и тоже священное место. Поэтому, когда часть луговых мари уходила на восток, после череды Черемисских войн, то они встретили на удмуртской земле родственные языческие культы, такие же священные рощи (луд, куала), древние финно-угорские традиции почитания природы.  

  

Аномальные зоны и загадочные места Удмуртии - тут!

 Священная марийская роща деревни Мари-Сарамак - тут!

СТАТЬЯ ПРО МИФОЛОГИЮ УДМУРТОВ - ТУТ!

ЛУД - УДМУРТСКАЯ СВЯЩЕННАЯ РОЩА - ТУТ!

МОЛЕЛЬНЫЕ ГОРЫ УДМУРТОВ - ТУТ!

ЯЗЫЧЕСКИЕ ОБРЯДЫ УДМУРТОВ - ТУТ!

 

  


Но для нашего «сумасшедшего» 21-го века этот случай, скорее всего,  исключительный, так как под охрану государства было взято общее удмуртское и марийское священное место «Булда» (марийское название: Ильма чара), которое расположено в Алнашском районе Удмуртии. 
Сразу надо отметить, что это место расположено на самом юге Удмуртской республики, оно фактически лежит на границе с Менделеевским районом Татарстана, если внимательно посмотреть карты, то можно увидеть, что татарстанская граница буквально касается этого священного леса. И это не просто так, ведь в древности эти земли были заселены южными удмуртами – племя калмез, и тут же компактно селились марийцы. Как со стороны Татарстана, так и со стороны Удмуртии эти края окружает куст марийских населенных пунктов (Марийское Гондырево, Актазики, Кокшан, Мари-Возжай, Ильнеть и другие деревни), при этом татары стали переселяться сюда гораздо позднее.

                                           священное марийское место Йумылан Кумалме вер - д. Варали                
Изначально много веков удмуртское святилище было посвящено племенному божеству южных удмуртов (калмез), а также в честь его получил название религиозный праздник Булда, который проводили на третий день после окончания посевной. Это был одни из самых значимых праздников в годовом аграрном цикле удмуртов. По архивным данным моления тут ещё были зафиксированы с начала 18-го века, но поскольку удмурты были язычники, то, конечно, они молились в этой роще уже много веков. Моления были прекращены только в начале 20-го века, во времена Советской власти и атеизма. 


На удмуртском языке моления назывались Булда или Булдавöсь (от слов: Булда — божество и слова «вöсь» -  моление) в лесной роще на северо-востоке от деревни Варали. С другой стороны с лесом граничат Пирогово, Удмуртское Гондырево и Марийское Гондырево. Роща имела большое значение, поэтому на большие моления собирались крестьяне не только окрестных деревень, но и из соседних волостей и уездов, даже приезжали вотяки (удмурты) со стороны Малмыжа. А по легендам – священный огонь в эту рощу привезли первые поселенцы из Арского края (у татар и чувашей: ар – удмурт, от этого и город Арск).


Местные марийцы также почитали это сакральное место, так как это «укладывалось» в их религиозные представления, а рощу они называли Ильма-чара (роща Инмара – верховного бога удмуртов), просто Кереметь, Семиколенная гора, Патыр-курык, Илма-курык (с марийского: гора Инмара). Марийцы понимали, что под именем верховного бога Инмара – стоит их великий бог Ош Кугу Юмо, творец вселенной, поэтому почитание священного места соблюдалось во все времена года.
В настоящее время это памятник культуры и памятник природы, представляет из себя лесной массив и поляну посреди него, вокруг смешанные и разнообразный лес: от широколиственного до темнохвойного. В древности в центре священной поляны стоял огромный дуб, но, к сожалению, его спилили какие-то браконьеры, уже в наше время. Что стало с теми людьми – никому не известно, но, скорее всего, ничего хорошего им будущее не сулит.
Моления в роще прекратились еще во времена СССР, но уже в 90-х годах стали возрождаться, чаще всего моления проводятся в конце весны, когда расцветает вся природа вокруг.

                                                    марийская священная липа - д. Варали                                
Около деревни Варали есть и отдельные марийские святилища, как общинные, так и родовые. Одно из таких -  «Йумылан кумалме вер» - оно  является местом родового (патронимического) моления жителей указанной деревни. В качестве онапу тут использовались огромные и старые липы. На эти священные липы повязывали жертвенные полотенца и платки, а после проведения моления их раздаривали местным жителям и гостям. Также были отдельные священные и почитаемые деревья, которые использовались для семейных и родовых молений.
 


Но самым большим и грандиозным праздником всей округи – было моление Булдавöсь. Собирались на него действительно всем миром: удмурты, марийцы, приходили даже кряшены и жившие рядом чуваши-язычники – все, кто почитал бога Инмара и мать-Природу. Для этого праздника назначались 12 жрецов, которые руководили всем процессом. В самом начале они опоясывали огромный дуб пеньковыми веревками, а потом по очереди терли его – кора дуба от трения разогревалась, а потом возгоралась. Этот полученный священный огонь несли на жертвенную поляну, где совершались моления и жертвоприношения, а также разносили по округе – в другие священные места. Бывало так, что в самые дальние рощи огонь несли аж по три дня, поскольку нужно было обходить реки, ибо священный огонь терял силу, если его переносили через воду.
В честь Булдавöсь приносили в жертву молодого бычка, при этом обязательно совершался обряд: животное опрыскивали свежей родниковой водой, при этом бычок должен был встрепенуться, как бы отряхнуться. Если этого не происходило, то считали, что богам не угодна данная жертва. Поэтому к молению заранее готовили несколько бычков, чтобы принести правильную жертву.


В последние времена главным жрецом Булдавöсь был вотяк по имени Ема – в округе он пользовался огромным авторитетом. Именно жрец начинал священнодействие, и ему помогали еще 11 выбранных мужчин. Они накануне мылись в бане, рано утром одевались в чистую и белую самотканую одежду, подпоясывались кушаком (по-удмуртски: путо), на голову надевали войлочную шляпу. Весь пришедший на молебен народ стоял на коленях, лицом к восходу солнца с распростертыми к небу руками. Пока шло моление, мужчины варили особенный жертвенный суп. Жители приносили свои продукты и специальный квас (пиво), потом яства накрывали на белой скатерти. После жертвоприношения кости быка закапывали в землю. Многочисленные приезжие и гости останавливались в соседних деревнях у своих родственников, в ходе праздника все угощали друг друга, играли на гуслях. Булде приносили особенные дары: полотенца, платки, кисеты, чалму, деньги. Их развешивали в священной роще на деревьях.
На большой праздник собирались жители от 20 до 40 деревень, все моления и гуляния длились несколько дней, иной раз до недели. 

                                                                 праздник Семык в деревне Варали                              

Где находится, как добраться:
Деревня Варали
Алнашский район, Удмуртская Республика, Россия
Координаты деревни:
56.073067, 52.293205
   


   
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Рассказы местных жителей: Данилова Вера Михайловна, Петрова Светлана Геннадьевна.
Автор фото: Владимир Капитонов.
Федеральное агентство по образованию ФГОУ СПО «Асановский аграрно-технический техникум» работа «Обряды и обычаи народов, населяющих территорию Алнашского района»
Исследовательский проект, авторы: студенты первых курсов Асановского аграрно-технического техникума, «Обычаи и обряды удмуртов» - Кондратьев Виталий, Ильин Василий
Фото: от Агентства по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртии.
Произведения народной словесности, обряды и поверья вотяков Казанской и Вятской губернии / сост. Б. Гаврилов. Казань, 1880. С.152.
 П.Н.Луппов. Из наблюдений над бытом удмуртов Варзиятчинского края Вотской Автономной Области, 1924.
 В.Е.Владыкин. «Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов». - Ижевск: Удмуртия, 1994.

 

 

ВложениеРазмер
245626547689 (1).jpg98.58 КБ
245626547689 (2).jpg57.07 КБ
245626547689 (3).jpg98.08 КБ
245626547689 (4).jpg46.41 КБ
245626547689 (5).jpg674.52 КБ
245626547689 (6).jpg109.37 КБ
245626547689 (7).jpg180.88 КБ
245626547689 (8).jpg78.03 КБ
245626547689 (9).jpg53.74 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Понравилось? Поддержите проект отправив нам любую сумму через форму ниже:

или на на Кошелек ЮMoney: (номер счета - 410011305354182)

Эти деньги пойдут на оплату услуг провайдера, программиста и дизайнера, организацию поездок, очных встреч, фото-видеосъёмку и другие текущие расходы, необходимые для полноценной работы проекта.

 

 

_______________________________________________________________________________________________

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru