Село Ильинское, Ильинка

 Ильи́нское (мар. Ошланде́р) — село в Зеленодольском районе Республики Татарстан Российской Федерации.

Входит в Айшинское сельское поселение.
Село расположено на берегах Ильинского озера и вытекающей из него реки Сумка в 2,5 км к северо-востоку от села Айша, в 10 км от центра Зеленодольска и в 30 км к северо-западу от центра Казани. 

 
 
Село ограничено Сумкой на западе, озером на севере и лесным массивом на востоке. На юге в нескольких сотнях метров от села проходит автодорога А295 «Казань (М7) — Йошкар-Ола».
Село было образовано марийцами и входило в состав Большепаратской сотни. Марийское название села — Ошландер. По информации Износкова И. А. марийцы впоследствии отатарились.
В 1827 году в селе сооружён храм во имя пророка Илии, и село получило название Ильинское.
В начале XVII века село входило в состав Большепаратской волости. Во второй половине XIX века были проведены перемены в волостном управлении, и Ильинское стало центром волости.
  

Село Ильинское, Ильинка
 СЕЛО ИЛЬИНСКОЕ, ХРАМ ПРОРОКА ИЛЬИ
Село Ильинское возникло в XVII веке. Сохранилось и прежнее название села — Уразлино, из которого можно заключить, что ранее здесь жили татары. В ведомостях отчетной документации, которая ежегодно велась в епархии, название села писалось «Ильинское-Уразлино тож»: вероятно, для того, чтобы отличить это село от других «Ильинок» Казанской губернии. Село было волостным. В Ильинскую волость входили д.Белобезводное, Айша, Сафоново, Одинцово (Атлашкино). 
В отделе редких рукописей и книг Казанского Госуниверситета сохранилась анонимная рукопись, в которой описывается Ильинское и местность по течению реки Сумки. В ней говорится, что село несколько раз выгорало, отчего жители его бедны. Население, кроме хлебопашества, пережигало уголь. 
Крестьяне Ильинского до реформ 1850-1860 годов были государственными (или экономическими). Первая церковь в Ильинском, построенная в 80-х годах XVIII века, была деревянной. Позднее она оказалась тесной и ее перестроили. 6 января 1816 года случился пожар, церковь сгорела. В 1821 году приходом было принято решение о строительстве новой каменной церкви. Здание храма было отстроено в 1827 году на средства прихожан. В приход Ильинской церкви входили все волостные деревни, а также деревни Зеленый Дол и Васильево. 

Село Ильинское, Ильинка
Она была трехпрестольная: главный — во имя пророка Илии — холодный, и два теплых — во имя Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца и святителя Николая Чудотворца. Церкви наделялись землей из государственного фонда. Имела пашенные и сенокосные земли и Ильинская. Земля сдавалась в аренду крестьянам. За соблюдением устава православной церкви, регулярностью совершения богослужений и моральным обликом причта следил местный благочинный, который назначался епархиальным епископом. 
Проступки и преступления строго фиксировались. Самыми распространенными проступками были пьянство и оскорбление действием. В наказание служителей церкви ссылали в Казанский Зилантов монастырь на определенный срок, в особо тяжких случаях лишали сана. 
Среди священников Ильинского храма можно назвать таких, как Рудольский (с 1826), Виноградов (с 1851), Черкасов (с 1896), Меньшиков (в послереволюционный период). В штат церкви первоначально входили: священник, диакон, дьячок, пономарь. Позднее дьячка и пономаря стал заменять псаломщик, а с 1891 года, в связи со строительством в д. Гари церкви и выделением этой деревни в самостоятельный приход, было решено диакона в Ильинскую церковь не назначать. 
В приходе с. Ильинского было три земских училища: в Ильинском, Белобезводном и Айше. В Ильинском с 1861 по 1875 гг. существовала церковная школа, с 1875 года она перешла в ведение земства. Здание земского училища, построенное казанским купцом Павлом Степановым, сохранилось до сих пор — это столовая бывшего загородного лагеря. Училище в Белобезводном было открыто в 1855 году и находилось в доме, построенном на средства Раифского монастыря. В Айше училище было основано в 1910 году. 
В Зеленом Доле также существовала школа. Священники в этих учебных заведениях преподавали Закон Божий. При Ильинской церкви была библиотека, которая в 1910 году насчитывала 768 экземпляров книг. Долгое время церкви препоручались государственные функции — там велись «Метрические книги» (опись гражданского населения и акты гражданского состояния), то есть, те функции, которые сейчас выполняет ЗАГС. В Ильинской церкви метрики велись с 1780 года.
 

Село Ильинское, Ильинка
Храм Илии Пророка располагается в очень живописном месте на холме, с которого открывается красивый вид на окрестные леса.
Храм был построен в честь победы России в войне с Наполеоном в 1816 – 1827 годах. Строился всем миром 11 лет на средства прихожан.
Храм состоит из 3-х приделов: центральный - Илии Пророка, правый придел – Святителя Николая, левый – преподобного Сергия Радонежского. Приделы перестроены в 1860 году по проекту П. Т. Жуковского. В советское время в храме располагалась тюрьма.
В настоящее время храм передан епархии и отреставрирован. Богослужения совершаются регулярно в воскресные и праздничные дни. Начало вечернего богослужения в 15-00, утреннего в 8-00. 
Особо почитаются верующими хранящиеся в храме иконы пророка Илии, икона Божией Матери именуемая "Скоропослушница".  В храме так же находятся частицы мощей преподобного Сергия Радонежского, св. равноап. Марии Магдалины, Ярославских чудотворцев благоверных князей Феодора, Давида и Константина, свт. Филарета и Иннокентия Московских и др.
 Село Ильинское, Ильинка
 
ИСТОРИЯ МЕСТНОГО КРАЯ
Лесных озёр в окрестностях Раифского Богородицкого монастыря множество. Илантово, Карасиха, Ильинское, Линёво… 
Если посмотреть на заповедную местность с высоты птичьего полёта, то можно увидеть, что отдельные водоёмы соединены между собой мелководной речкой Сумкой, которая пронизывает их, словно связующая нить. Другие же озёра разбросаны рядом с этой речкой подобно бусинам, выпавшим из необычного водного ожерелья гидросистемы Раифского заповедника.   Каждое из этих озёр по-своему интересно и привлекательно. Взять, к примеру, водоём с необычным названием Бело-Безводное, который дал название селу, что возникло на его берегах на закате тревожного семнадцатого столетия.   


КАК У ХРИСТА ЗА ПАЗУХОЙ… 
Ещё задолго до отмены крепостного права сюда, на тогдашние окраины молодого государства Российского, бежали от помещиков крепостные. Здесь, среди вековых лесов ставили они избы, корчевали деревья, распахивали землю под пашню, разводили скот. Хоть и трудно было беглецам обживаться на новом месте, да всё же лучше быть свободными хлебопашцами, чем гнуть спину на барина. 
Конечно, строгие царские указы требовали возвращать беглых крестьян прежнему хозяину, но до этой глухомани рука царских чиновников дотягивалась редко. К тому же вскоре беглецы обрели защиту в лице духовенства – были зачислены в разряд монастырских крестьян.
Жилось им не в пример помещичьим холопам гораздо вольготнее. Кто знает, может быть, именно в те времена и возникла известная поговорка «Живём, как у Христа за пазухой». Во всяком случае, монастырское начальство в лице настоятеля святой обители отца-игумена, помня о христианских заповедях милосердия и любви к ближнему, никогда не измывалось над своими землепашцами, которые к тому же были готовы встать на защиту монастыря в случае грозившей ему опасности. 
К тому же в условиях проводимой политики русификации и христианизации здешнего края царские чиновники нередко закрывали глаза на беглецов, чьи бревенчатые домишки укрывались под сенью вековых сосен Раифского бора. 
Так во второй половине XVII века вокруг Раифского монастыря возникло несколько монастырских сёл, одним из которых и стало Бело-Безводное. Впрочем, в первые годы своего существования это был не посёлок и даже не деревня, а так называемый починок – два-три дома. И проживали здесь поначалу всего три семьи – не более пятнадцати человек.   

ЛЕС – КОРМИЛЕЦ-БАТЮШКА 
Пригодной пахотной земли в округе было мало. Вот почему, помимо основных занятий – хлебопашества и скотоводства, крестьяне занимались ремёслами, связанными с лесом: плотничали, столярничали – изготавливали из дерева не только столы, лавки, скамейки, табуреты и прочие предметы нехитрой крестьянской мебели, но и большую часть кухонной посуды. Деревянные блюда, чашки и ложки, вырезанные из мягких пород древесины, берестяные туески, бочонки и кадушки, собранные умелыми мастерами-бондарями из ладно подогнанных друг к другу осиновых и сосновых плашек, а также прочую хозяйственную утварь, изготовленную из лесного материала, – всё это можно было увидеть в каждой крестьянской избе.
– В летнюю пору, помимо грибов и ягод, сбором которых занимались в основном женщины и ребятишки, местные мужики гнали смолу и дёготь – главную «смазку» для колес крестьянских телег и конных экипажей, – рассказывает преподаватель местной школы Татьяна Васина. – Занимались также производством древесного угля. 
И сегодня в окрестностях Бело-Безводного можно увидеть немало заросших травой ям, в которых когда-то пережигали присыпанные землёй лесины на уголь, столь необходимый в повседневном быту горожан. Готовый уголь целыми подводами вывозили в соседнюю Казань на продажу. 
– Лес был для крестьян надёжным и щедрым кормильцем, – продолжает Татьяна Григорьевна. 
– Недаром в те годы и возникла знаменитая пословица о том, что лес богаче самого царя… 
Именно благодаря лесу и его богатству затерявшийся в лесной чаще крохотный починок на берегу живописного озера превратился к началу XIX века в населённый пункт, в котором в 1828 году насчитывалось уже сорок дворов, где проживали более двухсот человек.  

 ГДЕ ТЫ, ДОРОГА ДУМНАЯ? 
Конечно, жизнь крестьян в те давние времена была далеко не сладкой даже «у Христа за пазухой». Вспыхнувший в начале семидесятых годов восемнадцатого столетия Пугачёвский бунт вскоре докатился и до Казани, которую восставшие захватили в июле 1774 года. 
Разграбив и запалив город, пугачёвцы праздновали победу. Впрочем, радость восставших была недолгой – уже 15 июля генерал Михельсон разгромил плохо вооружённые и неорганизованные отряды Пугачёва, заставив самозванного «государя Петра Феодоровича» спешно отступать с остатками войска в сторону Царёвококшайска.     
Как утверждают жители посёлка, когда-то давно три озера – Раифское, Белое и, возможно, Илантово представляли собой единый водоём. Площадь его достигала едва ли не полтора квадратных километра, а длина – 6 километров. И это при максимальной ширине 420 метров. 
Озеро имело форму вытянутой клюшки и было связано с рекой Сумкой. Вскоре Пугачёв оказался под стенами Раифского монастыря, куда, впрочем, самозванца и его разбойных людишек не пустили. Штурмовать окружённую каменными стенами и вооружённую пушками обитель Пугачёв не решился, а обосновался на горе Шишковке, неподалёку от дороги, впоследствии прозванной Думной. Здесь предводитель мятежников впервые крепко задумался о дальнейшем ходе восстания. 
О чём думал казак-самозванец, объезжая и осматривая неприступные стены монастыря? На этот вопрос сегодня не ответит никто. Как и не укажет точное место, где проходила дорога, которая была известна местным старожилам под названием Думная. 
Говорят, что поблизости от неё пугачёвцами были зарыты клады из сокровищ, награбленных при захвате Казани, – отступать с награбленным добром им было несподручно, потому-то мятежники попрятали часть добычи, чтобы уходить от преследования налегке. – На мой взгляд, последним, кто знал, где именно проходила Думная дорога, по которой впоследствии отступал Пугачёв, был бывший директор Раифской школы, историк Анатолий Иванович Прошин, – говорит Татьяна Васина. – Одно время он плотно занимался этим вопросом и, по воспоминаниям старожилов, смог восстановить её точный маршрут. 
Увы… При переезде из старой школы в новую в 1991 году пропала большая часть школьного музея и его документов. Так что отыскать сегодня Думную дорогу весьма сложно.   


НА ЗАЩИТУ СВЯТОЙ ОБИТЕЛИ 
Несмотря на то, что в советских учебниках церковников причисляли к духовным феодалам и эксплуататорам крестьянства, очень часто те же крестьяне становились на защиту святой обители. Яркий пример тому – трагические события июня 1918 года, когда в Раифский монастырь прибыл отряд казанского ЧК во главе с Валентином Несмеловым. 
Вели себя безбожники-чекисты дерзко и нагло, устроив обыск в монастыре: вломились среди ночи в храм, несмотря на протесты монахов, проникли в святая святых – алтарь, шарили в дароносице – вероятно, искали оружие…
Слух о том, что вооружённые люди грабят монастырь, за считаные часы собрал у его стен огромную толпу крестьян, вооружённых вилами, кольями и ружьями. Верховодил всеми староста из Бело-Безводного Василий Гаврилов. Именно он, прискакав среди ночи верхом на лошади, оповестил о «грабителях» жителей окрестных сёл и деревень. Крестьяне избили и разоружили чекистов, заперев их в сторожке. 
Из воспоминаний жительницы села Ильинское Марии Степановны Лобачевой, 1903 года рождения: «Мне тогда едва четырнадцать годков минуло… 
Помню, ночью в колокол ударили. Всполошились все, думали, пожар! А под окном кричат: «Бегите в Раифу, там монастырь грабят!» Народ – кто с дубьём, кто с ружьём – бегом к лесу. И мы с девчонками туда. Жутко, а интересно! 
До монастыря по просеке версты две. Запыхались, пока добежали. А там уж толпа. Грабителев-то этих, говорят, уже схватили. Батюшка-настоятель вступиться за них хотел: «Не трогайте их, робяты, разобраться надо!» 
Так на него из толпы закричали: «Ты чего этих антихристов покрываешь!» Он и удалился – в Казань уехал, доложить обо всём в епархию. А народ и вовсе рассвирепел, узнав, что эти безбожники вытворяли. Выволакивали из сторожки по одному, избивали и расстреливали…» Позже выездная комиссия ЧК осудила участников расправы к различным срокам заключения. К расстрелу был приговорён лишь один из них – староста Бело-Безводного Василий Гаврилов.
  
 
  

 СЕЛО ИЛЬИНСКОЕ

Село Ильинское и его обитатели

Окрестности села Ильинского, расположенного в двенадцати километрах от Зеленодольска, — настоящая находка для художника-пейзажиста. Они издавна привлекают сюда многочисленных дачников из Зеленодольска и Казани. Выросшие за последние десять лет на берегу озера двухэтажные белокирпичные терема, сияющие оцинкованной кровлей, до неузнаваемости изменили облик села, которое сегодня больше напоминает дачный поселок состоятельных новороссов. А когда-то до революции это было крупное волостное село, насчитывавшее до двухсот дворов. Местные крестьяне занимались хлебопашеством.

Песчаные и суглинистые почвы не всегда радовали ильинцев богатыми урожаями, и многие местные жители занимались отхожим промыслом — жгли сухостой, добывая древесный уголь, широко применявшийся в повседневном быту горожан и сельчан. На заре изобретения электричества в российской глубинке о первых успешных опытах Эдисона знали понаслышке, и древесный уголь использовался для растопки самоваров в трактирах и частных домах, раскаленными угольями — «жаром» — заполнялись полости тупоносых утюгов, которыми портные начала прошлого века разглаживали складки брюк и сюртуков. Казанские купцы оптом закупали у местных жителей уголь, фасовали его в бумажные кули и отправляли в город целыми подводами.

И сегодня песок восточного берега озера, там, где когда-то жгли сухостой, имеет темный цвет из-за содержания в нем мельчайших частиц золы и угля. Посевные и уборочные работы занимали у сельчан летние и осенние дни. Зимой же долгими январскими вечерами крестьяне плели из лыка «колпаки» для стеклянных бутылей, опять же выполняя заказ казанских купцов. Занимались также рыболовством — в былые годы рыбы в озере было гораздо больше, чем в наши дни. Стихийным бедствием тех лет были пожары.

Деревянные избы и бревенчатые надворные постройки выгорали дотла. Ильинское выгорало не единожды, однако всякий раз село отстраивалось заново: под дружный стук топоров и визг пил на берегу вырастали новые избы, весело смотревшие в озерную гладь оконцами в нарядных наличниках.

Последний крупный пожар, во время которого сгорело около ста дворов, произошел летом 1918 года, в разгар Гражданской войны в Поволжье. Прах и пепел В августе 1918 года Ильинское оказалось в зоне боевых действий между частями Красной Армии и белочешскими легионерами.

Белогвардейские батальоны Каппеля совместно с белочехами, захватив 6 августа Казань, продолжили наступление, стремясь захватить железнодорожный мост через Волгу в районе станции Свияжск.

На пути белых лежало село Ильинское, в котором расположилась красноармейская конная часть. Жарким августовским полднем над селом гулко и печально зазвонил церковный колокол — хоронили жену местного священника Черкасова. Поскольку покойная являлась супругой лица духовного звания, провожать ее в последний путь по обычаю полагалось с колокольным звоном.

А полчаса спустя со стороны раифского леса раздались выстрелы — на село наступали белочехи. Их натиск был столь стремительным, что красным пришлось спешно оставить село. Позже колокольный звон красные поставят ильинцам в вину, решив, что таким образом они предупредили белых о находившихся в селе красноармейцах.

Из воспоминаний жительницы села Лобачевой Марии Степановны, 1903 года рождения: — Мне тогда 14 лет было всего. Соседка моя, подружка, прибежала и говорит: «Белые-то уже в Раифе…» А тут как затрещит — выстрелы-то эти — словно хворост в печке, только громче. Мужиков, баб, детишек с улицы как ветром сдуло. Мы тогда всей семьей в подпол спрятались. Через какое-то время стихло все.

Выглянули в проулок, а там уж чехи маршируют. В серой форме, на рукавах красно-белые лычки нашиты… Двое к нам во двор заглянули, напиться попросили. Чудно так тараторили, а все же понять можно — пить просят… Потом они дальше на Паратск ушли, а на мельнице — у нас тут на горе ветряк стоял — наблюдательный пункт устроили: часовой с винтовкой стоял и офицер с биноклем…

Несколько дней спустя к селу подошли части 5-й Красной Армии. Установив батарею из пяти орудий, красные начали обстрел. Местные жители, побросав дома, на телегах, запряженных лошадьми, бежали за озеро в лес, откуда наблюдали, как горели их избы. Село загорелось в четырех местах — огонь уничтожил около ста строений. Как выяснилось позже, красноармейцы выполняли приказ находившегося в Свияжске председателя Реввоенсовета Льва Троцкого, согласно которому артобстрелу подвергались те населенные пункты, которые предупреждали белых о приближении красных частей. Белочехи, бросив село, в панике бежали.

Об этом свидетельствовали брошенные на мельнице кожаный подсумок с патронами и цейсовский бинокль с треснувшей линзой окуляра — все это обнаружили после боя местные мальчишки. Давно поросли травой воронки от разрывов снарядов, а местные дачники и по сей день иногда находят у себя на огородах стреляные гильзы от патронов к русским трехлинейным винтовкам, бывшим на вооружении в русской армии в годы Первой мировой войны.

 

И вновь звонят колокола…

Храм пророка Ильи, давший когда-то имя селу, стоит на возвышении на восточной окраине, рядом с заповедным сосновым бором. Его судьба во многом схожа с трагическими судьбами большинства храмов России, поруганных и заброшенных в годы советской власти.

В середине тридцатых годов прошлого века церковь закрыли, колокола сбросили. Старожилы рассказывали, что, когда со звонницы сбрасывали большой колокол, один из рабочих, проламывавший проем на колокольне, сорвался и упал вниз, сломав при этом ногу и повредив позвоночник. Долгие годы храм стоял заброшенный, затем здесь размещался склад минеральных удобрений.

В конце войны в район поступили первые партии немецких военнопленных. Их разместили в Зеленодольске в бараках. Пленные работали на строительстве шоссейной дороги Зеленодольск — Казань. Гонять их под конвоем в город было далеко, и нередко их оставляли ночевать в заброшенной церкви.

В семидесятые годы, охваченные зудом кладоискательства, мальчишками мы «обследовали» помещение заброшенного храма — простукивали стены, надеясь по звуку обнаружить тайник с сокровищами, копали ямы под вывороченными каменными плитами, устилавшими пол церкви. Квадратные плиты были выворочены и частично растащены еще до нас. Позже мне довелось видеть такие же плиты на одной из дач — хозяева выложили ими дорожки в саду.

К началу девяностых храм пришел в полное запустение: проржавела кровля, потемнела и местами осыпалась настенная роспись. Лишь после того, как храм передали в ведение Казанской епархии, началось постепенное возрождение святыни. Сегодня преобразившийся Ильинский храм радует глаз еще издали. А по воскресным и праздничным дням над светлыми водами озера, как и много лет назад, плывет, лаская слух, звон колоколов.

  

Пришелец из космоса

Гигантский зеркальный овал Ильинского озера вытянулся с запада на восток почти на два километра. В отличие от большинства озер республики так называемого карстового происхождения озеро в окрестностях села Ильинского могло возникнуть на месте падения крупного метеорита — болида.

В годы учебы в КГУ в научной библиотеке университета мне попалась в руки брошюра, автор которой обосновывал «космическую» гипотезу возникновения Ильинского озера. Согласно его версии, огромная воронка, образовавшаяся на месте падения небесного тела, заполнилась водой — в озеро впадает небольшая речушка Сумка, берущая свое начало в заповедных чащобах раифского леса. Кроме того, озеро подпитывают бьющие на дне ключи, которыми изобилует южный обрывистый берег. Косвенным подтверждением «космической» теории возникновения водоема является клинообразный участок поля, протянувшийся к северо-востоку от озера на несколько километров.

Лес, плотно обступивший озеро, в этом месте, возможно, был когда-то «выкошен» падающим болидом по траектории его движения. Ильинское озеро — мечта рыбака. Рыбу ловят на удочку и на донку, на спиннинг и на мормышку. Хотя густера, подлещик и окунь на крючок рыболова попадаются гораздо реже, чем в прежние годы.

Лет пятнадцать тому назад несколько предприятий, расположенных в верховьях Сумки, сбросили в воду отходы своего производства, что привело к загрязнению ряда водоемов и массовой гибели рыбы — об этом в свое время много писали в республиканской прессе. Ущерб озеру был нанесен невосполнимый.

Значительно уменьшилась численность рыбы, почти полностью исчезли обитавшие в озере в большом количестве раки — вестники чистоты и экологического благополучия водоема. И все же озеро по-прежнему манит рыбаков: об этом можно судить по многочисленным любителям подледного лова, приезжающим зимой на рыбалку.

 

  
___________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Айшинское сельское поселение. Общие сведения
 Галкин И. С. Марий ономастика. Йошкар-Ола. 2000.
 Износков И. А. Список населённых мест Казанского уезда с кратким их описанием. Казань. 1885
 История Зеленодольского района 
Сайт Казанской митрополии.
Статья Артема субботкина.
http://rt-online.ru/
Газета Республика Татарстан
Материалы на сайте Института Татарской Энциклопедии
Износков И. А. Список населённых мест Казанского уезда, с кратким их описанием. К., 1885
Очерки истории Республики Татарстан. К., 1999.
Татарская энциклопедия: В 6 т /Гл. ред. М. Х. Хасанов, отв. ред. Г. С. Сабирзянов. — Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ.

 

 

ВложениеРазмер
Село Ильинское, Ильинка222.11 КБ
Село Ильинское, Ильинка169.58 КБ
Село Ильинское, Ильинка489.72 КБ
Село Ильинское, Ильинка263.71 КБ
Село Ильинское, Ильинка115.19 КБ
Село Ильинское, Ильинка184.87 КБ
Село Ильинское, Ильинка35.13 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru