Село Три Озера, храм Рождества Богородицы


Первое упоминание о трёх озёрах, существовавших в государстве Волжская Булгария, содержится в летописи Ахмеда ибн-Фадлана, который 12 мая 922 года прибыл в наши края с пятитысячным посольством из Багдада. На берегах озёр располагалась тогда летняя ставка булгарского царя Алмуша. «Когда мы прибыли к царю, - пишет Ахмед ибн-Фадлан, - мы нашли его остановившимся у воды, называемой Хеллече, а это три озера, из которых два больших и одно поменьше. Однако, из всех их нет ни одного, в котором дно было бы достижимо». Алмуш созвал в ставку у трёх озёр предводителей и представителей булгарских племён, которые выслушали письмо багдадского халифа и согласились принять ислам в качестве официальной религии Волжской Булгарии. В одном из последних переводов этой арабской рукописи место у трёх озёр названо также Халджа. Посольство находилось здесь до конца июня, и Ахмед ибн-Фадлан описал немало чудес, которые он наблюдал в этих местах.

                                          Село Три Озера, храм Рождества Богородицы

Село Три Озера своего рода чемпион Спасского района, а то и всего Татарстана, село Три Озера – самое старое. Пожалуй, сюда можно добавить ещё несколько эпитетов – самое красивое, оригинальное, необычное. 
Первое упоминание о нем относится к 922 году. Раскинулось село на берегу трёх живописных, питающихся из родников, существующих ещё со времен ледников. Озёр : Чистого, Безымянного и Атаманского. Весьма древнего происхождения. 
Жители очень гордятся своими озерами. Водоёмы и впрямь уникальны и необыкновенно хороши. Особенно летом, когда берега утопают в зелени, а вода соперничает синевой с небесами. Когда то озёра соединялись друг с другом красивыми ажурными мостиками – их строили ещё помещики Молостовы. 
Но со временим мосты разрушились, их завалили песком, возвели дамбу. До Волги от Трёх Озер – несколько километров, но местным рыбакам Волга ни к чему. Им и здесь хорошо. И зимой и летом рыбаки сидят на озерах с удочками. Храм « Рождества Пресвятой Богородицы» На берегу Чистого озера стоит храм, похожий на величественный замок. Это одна из старейших и красивых церквей Спасского района, которая построена в 1771 году на средство помещика Льва Ивановича Молостова. 

                                           Село Три Озера, храм Рождества Богородицы

Спустя сто лет храм перестроил другой Молостов – Михаил Модестович. Первое богослужение состоялось в 1778 году, службу здесь велась без перерыва вплоть до 1930 года. А потом пришли иные времена… 
Вряд ли Молостовы могли предложить, что в храме, в святом месте, разместится склад для зерна. Ещё в 1997 году здесь была мельница, стояли жернова… 
Храм является памятником архитектуры, выполненным на высоком художественном уровне. Христа - Рождественская церковь – трехпрестольный кирпичный храм, выполненный в стиле барокко, с пределами во имя святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба и в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Отдельно стоящая колокольня имеет строгие классические формы. Сейчас в Спасском районе на селе 6 действующих храмов. В церковной ограде хоронили членов семей местных помещиков Молотовых . Сейчас могилы заброшены. Правда, у местного батюшки Георгия есть задумка очистить и облагородить прилегающую к церкви территорию, чтобы люди сполна могли насладиться величием и красотой храма. 

                                          храм Рождества Богородицы

Но на все нужны деньги, а их в приходе отца Георгия, так же, как и у прихожан, немного. 26 июня / 9 июля. Русская Православная Церковь отмечает праздник в честь иконы Тихвинской Чудотворной Божией Матери, явленной земле Российской как благая весть. Написанная, по преданию, евангелистом Лукой при земной жизни Пресвятой Богородицы, одобренная Ею со словами: « С этим образом благодать Моя и сила», - икона была передана в дар правителю Антиохи Феофилу. После его кончины была перенесена в Иерусалим и в V веке – в Константинополь, где для иконы была выстроена церковь, известная как Влахернская.
 Несколько столетий спустя, в 1383 году икона была явлена в небе над Ладогой. Сопровождаемая толпами ладожских рыбаков, крестьян, женщин и детей, священниками и монахами, икона шествовала по Русской земле. На месте, выбранном Ею, реке Тихвинке возведена церковь, вокруг которой впоследствии был основан монастырь Самой Царицы Небесной Её Чудотворным образом, ставший Великой лаврой Успения Пресвятой Богородицы. Разгорался свет Чудотворной иконы Тихвинской по Русской земле, в годы Смут собирая Русь воедино, защищая от внешних врагов, милость страждущим изливая, чудесами в вере утверждая. 

                                          Крестный ход

Имела икона одну особенность – сама выбирала место своего пребывания. Так, в годы Великой Отечественной войны, когда оскудела вера и воцарилась безбожье, икона покинула Россию и полвека пребывала в Америке в Чикаго в Свято - Троицком Соборе. Лишь в 2004 году возвратилась на Русскую землю, в Тихвинский Свято – Успенский монастырь, а с иконой возвратилась на землю и благодать «Чадоподательница ».
 Один из списков Чудотворной Тихвинской Иконы Божией Матери ( XII века ) находится в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Три Озера Спасского района Республики Татарстан и занимает центральное место. Как любящая мать Пресвятая Богородица заботится о семейном благополучии всех с верою к Ней притекающих и приносит в семьи великую радость - зачатие и рождение детей. « Чадоподательница » - ласково называют эту икону в храме. 
С любовью и надеждой припадая к Чудотворному образу, люди уходят утешенные Ею, возвращаясь уже с благодарностью к Ней. И тому немало примеров. « По зову Тихвинской » Рассказывает настоятель храма « Рождества Пресвятой Богородицы» о. Георгий ( Кондратьев). По праву хозяйкой нашего храма можно назвать Божию Матерь, благодатно пребывающую в чудотворной Тихвинской иконе. 
На себе ощутили Её благодать, матушка Галина пела на клиросе. В то время у нас уже была дочь. Желали ещё детей, но проблемы со здоровьем матушки оставляли желать лучшего. Молились перед этим образом о благоустроении церкви, семейном благополучии, а явлено было чудо. Матушка забеременела, да и не только она, певчие женщины, которым уже было за 40 лет. Петряева С., Шипунова И., ощутили на себе эту благодать. Радости не было предела, родилась вторая дочь. 
О третьей и не думали, а тут просто подарок – третья дочь. Приходится только удивляться, как проявляет себя эта икона сегодня. 

                                                        Село Три Озера, храм Рождества Богородицы

Многим, кто приезжает за помощью к ней с проблемой зачатия, рождения, семейных нуждах, Божия Матерь помогает. Возвращаются с радостью, пишут, звонят, благодарят. Семья Волковых Н. По зовы Тихвинской и благословению о. Владимира (Головина) наша семья переехала в с. Три Озера в 2006 году. Врачи поставили мне диагноз:120 % бесплодия. Слёзы отчаяния охватили меня, спасибо мужу: успокаивал, утешал. На прощенное воскресенье в храме «Рождества Пресвятой Богородицы» исповедались, причастились, батюшка помазал от лампадки чудотворной иконы Тихвинской. 

                                      купание на Крещение (Богоявление)

В то время мы ещё не знали о её особенности. Просили в молитве к Ней о семейном благополучии. И вот чудо- приехали в Ульяновск, через три недели прошла УЗИ – беременна. Сейчас у нас уже трое детей. И все благодаря нашей Божией Матери, в Тихвинском образе утешающим, обращающихся к ней. 
Семья Матвеевых Е. Наша семья всегда особа почитала Божию Матерь, прибегала к Ней в молитве за помощью, искала У Неё утешение. Детей не имела, но с нетерпением ждали милости Божией. Однажды во сне мне было открыто, что за помощью в своей проблеме нужно ехать к Тихону. Оказалось, что в с. Три Озера к иконе Божией Матери Тихвинской. По благословению прот. Владимира (Головина) с радостью переехали на местожительство в село Три Озера. В храме Рождества Пресвятой Богородицы ощутили особую благодать. Молились, исповедовались, причащались, читали акафист Божией Матери Тихвинской, а уже через два месяца я забеременела. Это было для нас чудом, долгожданной радостью. После рождения сына мы ощущаем заботу Божий Матери Тихвинской.

                                   церковь Рождества Богородицы

Три Озера. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Тихвинская - Чадоподательница
Церковь. Действует.    
Престолы: Рождества Христова, Рождества Пресвятой Богородицы, Бориса и Глеба 
Год постройки: Между 1755 и 1757.
Адрес: 422845 Республика Татарстан, Спасский р-н, с.Три Озера иерей Георгий
Проезд: 
из Казани можно доехать по автодороге Р-239 Казань - Оренбург. На развязке после моста через Каму (недоезжая села Алексеевское) повернуть направо на автодорогу Р-240 (на Самару), через 5,5 км на перекрестке после села Мокрые Курнали повернуть по главной дороге налево на Самару, Базарные Матаки. 
Через 19 км повернуть направо по указателю "Болгар, Ульяновск, Димитровоград". Через 39 км на Т-образном перекрестке направо, еще через 30 км налево на Т-образном перекрестке рядом с городом Болгар (он направо). Через 5,5 км направо по указателю "Три Озера". Еще 800 метров - направо, в центр села, а через 1,7 км церковь будет в 200 метрах слева от дороги, после озера.
Координаты: 54.911848,49.049109.

Христо-Рождественская церковь - трехпрестольный кирпичный храм, выполненный в стиле барокко, с приделами во имя святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба и в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Рядом - колокольня строгих классических форм. Это один из старейших и красивейших храмов Спасского района, он построен в 1775 году на средства помещика Льва Ивановича Молоствова, владевшего в ту пору селом Три Озера. 
Два придела пристроены позже о освящены в 1777 году. Имеется отдельно стоящая колокольня, построенная в первой половине XVIII в., на средства помещиков Молоствовых. Первое богослужение в церкви состоялось в 1778 году и совершалось беспрерывно до 1932 года. Последний настоятель храма иерей Феоктист Беликов. В 30-е годы он был репрессирован. Богослужения прекратились, а здание храма стало использоваться местными властями в качестве мельницы и зернохранилища. 
В июне 1999 г. богослужения возобновились. Начались восстановительные работы на средства, пожертвованные простым народом.
Частично восстановили крышу (покрыли рубероидом). Есть необходимость покрыть крышу оцинкованным железом. С помощью благотворителя провели реконструкцию карниза. Установили окна, двери. Провели газовое отопление в центральном и южном пределах храма. Установили металлические столбы под ограду церковной территории. 
Настоятель - иер. Георгий Кондратьев.

Геннадия Михеева. Рассказ о батюшке.
Разговариваем, а батюшка коз доит. Управляется лихо, будто всю жизнь это делал. У о. Георгия две паствы. Первая - люди, приход. Вторая - предмет крестьянской необходимости, иначе говоря - скотина. Коровы в семье сельского священника о. Георгия Кондратьева нет, зато имеется три козы, семь овец, баран и куры. 
Батюшка выгоняет скотину, встречает, чистит хлев, доит, встречает стадо. Разыскивает овечек, если заблудились. На матушке Галине - дом и дети. Так они разделили обязанности. Конечно "двойным пастырем” о. Георгий называет себя в шутку. Он вообще любит шутку, в общении легок и (по крайней мере на миру) не склонен жаловаться на бытовые проблемы. 
У меня первый вопрос был к нему: "Батюшка - а без живота... Разве ж такое бывает?” "Возраст Христа” (в коем пребывает о. Георгий) для православного белого священника - самое время отрастить солидный мамон. Худющий о. Георгий - как монах -чернец. Ему бы схиму - и в скит. 
Батюшка ответил мгновенно: "А я живот отстегнул. Путь пойдет - перекусит...” 
В районный центр город Болгар батюшка ездит на велосипеде. Дело не в погоне за здоровьем - машины нет. Большинство денег, которые удалось собрать за несколько лет, ушли на церковную "маковку”. Можно было бы купить три хороших машины или приобрести в Трех Озерах десяток домов. 
Впрочем, если быть справедливым, львиная доля помощи от "благодетеля”. Так его просит называть батюшка. Это предприниматель по имени Андрей. Живет он в Тольятти, но из Трех Озер родом мама Андрея. Сейчас кроется крыша храма, железо все тот же "благодетель” купил. А вот работу бригады оплачивает батюшка. Бывали моменты, когда нечем было платить. Тогда о. Георгий садился на свой велосипед - и по селам, у фермеров зерно выпрашивать. Хлеб продавал - и расплачивался с мастерами. Храм пока выглядит неважно - как изнутри, так и снаружи (хотя кирпичную кладку восстановили, дыры заделали) - а сияющую золотом "маковку” видно за десятки километров вокруг. 


Это как знак, как символ возрождения. А то ведь в селе настроения такие, что через двадцать лет здесь вообще никого не останется. У о. Георгия такое мнение: возрождающийся храм - как привитая ветвь к одичавшему дереву. Так же кстати и с экономикой. Достаточно одного человека со свежим мировоззрением, своеобразная "культурная прививка”, что бы люди в лучшее поверили. 
Что-то мне "везет” в последнее время: все время попадаю в деревнях на похороны. На свадьбы или крестины почему-то не попадают. Что ж, теория вероятности оправдывает себя... Вот и сегодня хоронят бабушку Анну. Она была прихожанкой Христорождественского храма. Венцы в храм купили, а за все годы всего-то четыре венчания и было. Ведь чем живет семья священника? Требами. Зарплаты-то батюшка не получает. Венчания, крещения, поминки, освящения домов - с этого и существуют. Чаще всего приходится "читать по покойнику”; основное население Трех Озер - старики. 
Но и крещения бывают, особенно летом: молодежь, приезжает к своим бабушкам и дедушкам из городов и желает креститься на родине предков. Село бедное, а потому матушка придумала дополнительный заработок: она принимает у населения молоко, при помощи сепаратора делает сметану на продажу. Еще пирожки печет и в школе продает. Какой-никакой, а приработок. А ведь еще и в храме у матушки есть служение: она регент, поет. Образования музыкального у нее нет, зато природный дар и слух помогают. 

Три Озера - самое древнее село России. Это не шутка, а документальный факт. Первое упоминание об этом селе есть в записках араба Ибн-Фадлана. Он был свидетелем события, которое произошло 16 мая 922 года: у Трех Озер государство Волжская Булгария приняло ислам. Путешественник даже описал озера, написав при этом, что они бездонны. А вообще Три Озера были летней резиденцией булгарского хана Алмуша. Много с той поры утекло воды в Волге, уже не легендарные булгары живут в Трех Озерах, а русские. И озера теперь по-русски именуются: Атаманским, Корушовским, Чистым. На берегу последнего красуется своей "луковкой” Христорождественский храм. 
И что характерно: пока храм возрождался из руин, на противоположном берегу того же озера позорно разрушался маслозавод, единственное предприятие Трех Озер. Трехпрестольный храм во имя Рождества Христова строил помещик Лев Молоствов, в трехозерском имении он сделал свою резиденцию. 
О. Георгий переживает вот, за что: "строил” барин - это просто означает, что финансировал. Строили люди - его крепостные или наемные зодчие. У батюшки все будет иначе: бригада, те люди, которые восстанавливают храм, будут увековечены. Бригадир, Валерий Марянин - простой трехозерский мужик. Пришел Валера из армии, видит, что совхоз разваливается - уехал в Тольятти. Там "побултыхался” - снова в деревню. Здесь запил. Взял его батюшка на храм - закодировался. На селе сначала говорили: "Бог мой, это нашему-то Валерке доверили?!” Но выяснилось - и кирпич он хорошо кладет, и кровлю делать умеет. С ним и другие мужики трехозерские работают, два Сергея - Плаксин и Зотов. Братья Матвеевы тоже на храме трудятся; о них чуть позже расскажу. Батюшка тоже не последний в деле, ведь его мирская профессия - столяр. И батюшка Георгий, и Матушка Галина - сугубые горожане. Еще восемь лет назад они и думать не могли, что будут жить на селе. И даже более того: супруги не предполагали, что станут матушкой и батюшкой. Он познакомились на теплоходе "Крылов”, их премировали речным круизом как лучших учащихся ПТУ. Он учился деревяшки строгать, она - заготавливать верх обуви; ему было 17, ей - 16. Стояли на палубе, созерцали волжские утесы; она посмотрела на него и сразу влюбилась. Не по внешности; ей представилось, у этого человека необыкновенное сердце, такой парень наверняка искренен и великодушен. Но не решилась за все путешествие даже подойти, только подругам призналась. А он и внимания на нее не обращал. Уже когда сходили на берег в родном Ульяновске, подруга взяла - и подошла к Юре Кондратьеву, сказала про девушку, которая по нем "сохнет”. Через полтора года, едва Галине исполнилось 18, они поженились. И тут случилась коллизия, скажем так, межрелигиозная. Которая в итоге привела к нынешнему положению супругов Кондратьевых. Дело в том что Галина - чистокровная татарка. Мирское ее имя - Гулия. Хотя и ее родители, и его - люди неверующие, родители настояли на том, чтобы гражданская роспись сопровождалась мусульманским обрядом никах. Юрий не противился, ему было все равно. Проблемы появились позже, когда родилась их первая дочь Юля. Родители Гулии настояли, чтобы Юля была "омусульманена”. В принципе и в этом случае Юрий был не против. Но какая-то межа между молодыми супругами все же стала прорастать. Они перестали понимать друг друга. 
И однажды они просто приехали отдохнуть к Юриному родственнику, священнику о. Валентину. Тот свел молодых с другим священником, о. Владимиром Головиным. Тот выслушал молодых, которые сами не знали почему, вдруг сказали священнику правду, суть которой и сами-то себе боялись раскрыть. И о. Владимир запросто сказал: "Вам надо повенчаться. Но для этого Гулие нужно креститься...” (Юрия окрестили еще в детстве). Гулия страшно испугалась, она не могла себе такого даже представить.. 
Вернулись домой, в Ульяновск, и вроде бы забыли. Но Юрий стал все чаще ходить в церковь. Родители Гулии - люди нерелигиозные но у татар, измена вере, мягко говоря, не приветствуется. Аргумент прост: "Что скажут родственники?” Но Гулия для себя решила: "Семью сохранить надо во что бы то ни стало!” Хотя родители ей и говорили: "Муженек твой в церковь зачастил... да он у тебя с ума сходит!” 


Тем не менее, когда Юрий сказал, что хочет пойти в священники, они проявила мудрость и приняла крещение. В один из приездов в Болгар (отец Владимир стал их духовным отцом) супруги впервые узнали, что есть на свете такое село Три Озера, что там есть полуразвалившаяся церковь и трехозерские бабушки мечтают о священнослужителе. Так Юрий и Гулия стали батюшкой Георгием и матушкой Галиной. Первый год жилье они снимали. После купили домик, обзавелись скотиной и стали возделывать огород. 
Два года Галину проклинали родственники, грозили, что лучше ей не появляться на пороге отчего дома. После потеплели, поняв: их дочь и племянница уже не ребенок, свой путь она выбрала сознательно. Мама часто приезжает в Три Озера. 
И даже Галин отец стал уважать о. Георгия. А родители о. Георгия недавно венчались. Отец сказал: "При сыне-батюшке в грехе жить не могу”. Начинали служить в развалине, без крыши и части стен. О. Владимир научил, что не надо сразу восстанавливать большой храм, а лучше отремонтировать предел - чтобы в нем тепло было и уютно. А то ведь люди намерзнутся - и не захотят на службы приходить. 
В храме, после того как его закрыли и разорили в 32-м, были мельница и зерносклад. От вибраций стены как раз и порушились. О. Владимир три иконы дал - из тех, старых, храмовых, "родных”. Иконы чудом сохранили трехозерские жители, пряча их в своих домах. Одна из них, Тихвинская Богородица, оказалась чудотворной. От нее дети родятся, даже у тех, на ком врачи "крест поставили”. 
Матушка счет ведет: уже семеро детишек родились в семьях, которые молились у Тихвинской. Здесь же, от молитв, родилась вторая дочь Кондратьевых Елизавета. До того они тщились зачать второго ребенка семь лет. Изначально, как и во всякой деревне, к молодому батюшке отнеслись настороженно: - Был 98-й год, когда даже пенсии перестали платить. Бабушкам свечки не на что было купить. Все говорили: "Отступитесь, не выдюжить вам в нищем селе...” Но случилось так, что сюда поехали люди - по благословению отца Владимира... 


Все "переселенцы” из Ульяновска. Первые - Сергей и Елена Матвеевы; у них проблемы были с братом Елены, а квартира общая. Купили здесь домик; Сергей алтарничает, сейчас крышу у храма помогает крыть, Елена недавно родила малышку, второго своего ребенка. Следом приехал брат Сергея, Андрей, с женой Светланой. У них тоже проблемы в городе, со свекровью и свекром Андрея, да еще они поближе к храму хотели жить. Андрей тоже трудится на крыше и в этой семье тоже двое маленьких детишек. И третья семья ульяновцев недавно появилась, Наталья и Василий Волковы. Они боготворят сельскую местность, думают завести корову и лошадку. И у них скоро появится второй ребенок (матушка убеждена, что по благословению Тихвинской). 
О. Георгий убежден в том, что у священника на селе особая миссия. Свое мнение имеет и матушка: - Мне кажется, сельский священник - больше, чем твой духовный отец. Идешь к нему - он и выслушает, и советом поможет. Батюшка ведь в деревне всех детей знает, все проблемы людские понимает. И сопереживает, к тому же сам этими же проблемами живет. В городе священник ходит в церковь как на работу. А в селе, бывает батюшка целый час может исповедовать человека, и никто никого не торопит. Более естественно живет деревенский батюшка. У нас в храме во время службы можно и посидеть, если устал. Ведь скотины трехозерцы помногу держат, устают...


 - Прислушиваться к людям учишься, - добавляет о. Георгий, - следить, как они переживают службу. Сам я в городе не служил, личностного опыта городской службы у меня нет. Но знаю, что на селе есть возможность постичь внутреннее содержание служения священника. 
Если к священнику обращаются: "батюшка...”, это уже как семья. Село ведь для священника получается как единый организм. А будешь тут "отцом Георгием”, мира не будет. Именно "батюшка”, а никто иной. Сельская психология своеобразна, из поколения в поколение традиция передается. Если приезжает посторонний, спрашивает "Ивана Ивановича”, сельские не понимают, спрашивают: "А чей он?” Все - как в семье... 
В городе, если член общины от батюшки ушел - священник может и не переживать: другие придут. А на селе я - один. И как на ладони у всех. И не дай Боге, если священник чем-то запятнается! Пятно будет не на одно поколение: "Это к тому-то попу идти? Да ни за что! И своих детей не пущу...” Очень важно ни одной "овцы” пастырю не потерять... 

 

_____________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
http://1755.ucoz.ru/
http://www.kazeparhia.ru/
http://sobory.ru/
фото пользователей:  Терентий.
http://www.kazeparhia.ru/
авторы: Шевченко Светлана, Шевченко Виктория,
http://triozera16-56.ucoz.ru/
http://lyosha98.rusedu.net/

ВложениеРазмер
sTriOzera.jpg66.09 КБ
sTriOzera (1).jpg56.43 КБ
sTriOzera (2).jpg64.89 КБ
sTriOzera (3).jpg50.08 КБ
sTriOzera (4).jpg35.48 КБ
sTriOzera (5).jpg110.84 КБ
sTriOzera (6).jpg40.31 КБ
sTriOzera (7).jpg108.59 КБ
sTriOzera (8).jpg57.37 КБ
sTriOzera (9).jpg29.05 КБ

Комментарии

аватар: Аргентова Юлия Викторовна

Увидели Тихвинскую икону

Увидели Тихвинскую икону Божьей Матери на выставке Монастырей в г.Сызрани.Необходимо было заказать обедню за упокой за своих любимых сродников и именно эта икона стала близкой и какой-то родной,не хотелось отходить от нее.У меня двое детей,муж погиб,так что живу ради них.

аватар: Кэп

про село и икону...

извиняемся, но кроме той информации, что указано в статье - 

больше ничего у нас нет!

аватар: рабы Божии Сергий и Марина Кузнецовы

Благодарим отца Георгия за

Благодарим отца Георгия за святые молитвы о даровании нам чадушки! Мы тоже молились дома перед иконой Богородицы "Тихвинская", как благословил нас батюшка. И Господь услышал наши общие молитвы и даровал нам сыночка Феодора. Слава Господу за всё!

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru