Деревня Торганово, история чакмари

Торганово

Деревня ТОРГАНОВО (ТОРГАН ИЛЕМ, ТОРГАНСОЛА, ТАРХАНОВО, ТАРХАНСОЛА)
Основание и становление деревни Торганово
Богатые рыбой многочисленные реки и озера, а также леса с разнообразным животным миром привлекали людей в наш край еще с древних времен. Поэтому наша местность всегда была самой густонаселенной территорией. До прихода марийцев здесь проживали пермские племена, потомки удмуртов. Их вытеснили пришедшие с правобережья Волги марийцы. Однако не все удмурты ушли на север, часть народа осталась и ассимилировалась в мари. Поэтому многие географические названия местностей имеют пермские корни.
Лишь в периоды эпидемий и других бедствий возможно вынужденно безлюдствовала территория. Массовое заселение территории между Малой Кокшагой и Илетью происходит в Х–ХIII веках из за нашествия монголо-татар.

 

За деревней Торганово на берегах озёр Пигольер, Кузьер и протоки Йыгыр Икса находятся многочисленные ямы, останки жилищ предков коми и удмуртов. Начиная от местности Актай до старого молебного места Керемет Арка на расстоянии чуть более двух километров всего жилищ насчитывается более ста. Жилища растянулись вдоль берега на расстоянии друг от друга от 1 до 15 метров. Некоторые землянки были соединены между собой узкими проходами по 2-6 штук. Размеры жилищ очень разнообразны – 3х3, 3х4, 4х4, 4х7 и др., они имели как односкатные, так и двускатные крыши. В настоящее время эти ямы имеют глубину от 0,7 до 1,5 метра, глиняный пол жилища находится на глубине 0,5-0,6 метра. Жилища были построены в основном в два ряда, расстояние между ними составляет около пяти метров. Во время Отечественной войны при строительстве оборонительных сооружений здесь были найдены бронзовые наконечники копья, много предметов быта и человеческие останки.

Раньше вся северная часть Чувашии, начиная от горномарийского района до реки Свияга, и на юге местами до районного центра Ибреси была заселена марийцами. Чуваш мы до сих пор называем «кукмарий» - горные мари, а горномарийцы их называют «суасла мари», т.е. население прибрежной части Чувашии - это в основном очувашевшие марийцы, которые ассимилировались во второй половине XIV – XV вв. Об этом говорят многие названия населенных пунктов, речушек и других географических объектов в приволжских районах Чувашии, а также одинаковые языческие имена марийцев, чуваш и религия в прошлом. Самой заселенной территорией марийцами была пойма реки Цивиль.

Русские летописцы вплоть до XVII века продолжали называть чуваш «нагорными черемисами», хотя марийцы на правобережье уже жили лишь в районе Козьмодемьянска. В культуру чувашского народа вошли многие марийские элементы. Марийцы оставили след в лексике и в фонетике чувашского языка. Северные чуваши сохранили до сих пор некоторые элементы материальной культуры марийских предков (покрой одежды и орнаменты на них, черные онучи и прочие).
В старые времена люди селились около водоемов и родников, они брали оттуда воду для питья и хозяйственных нужд. По словам старожилов, первопоселенцем деревни Торганово является Торган. На территории современного Торганова он основал свой илем. Он возвёл свои постройки на краю болота Изи Куп, посреди болота в те времена находилось озеро. На месте первопоселенца сейчас стоит хозяйство Кириллова Ивана, дом № 21. Также на восточной стороне пруда Патий Вова около родника стоял илем предков Демидовых. Со временем с разрастанием поселения жители прорыли канал из болот Изи Куп и Патий Вова в низинное болото Куданкуп. Северо-Восточный конец Торганова называется Тяван Мучаш, юго-западный - Веркс Мучаш. Поселение было окружено болотами Кудан Куп, Изи Куп, Шогертен Куп и низиной Якуш Лап. Через лесистое болото Кудан Куп была прорублена дорога в селение Купсола (Иркино). В начале этой бывшей дороги сейчас стоит хозяйство Васильева В. М., дом № 87. На месте хозяйств Савинова, дом № 17, Хорькова С. Е. №16, на краю болота росли сосны, люди здесь собирали чернику и бруснику. В северо-восточной и восточной стороне селения стоял лес, где росли дубы и липа. В болоте Шогертен Куп на южной стороне илема были пруды, где водилась рыба, там же охотились на уток. После образования колхоза в 1932 году с этого болота прокопали осушительную канаву в направлении Мушкыран Куп. Это было связано с расширением посевных площадей. Постепенно канава размывалась вешними водами и превратилась в большой овраг. Вода смыла почву, песок в болото, если до этого Мушкыран Куп был топким болотом, то постепенно оно превратилось в сухую равнину.

                             река Волга, Звениговский район, Торганово

После Столыпинской реформы начали интенсивно вырубать леса между деревнями Торганово и Большие Маламасы. Если в начале XX века здесь собирали ягоды, грибы, орехи, то уже в 1920-х годах почти все леса были вырублены. По словам жителя деревни Никитина Ф. А. (1908-1995 гг.), последний квартал леса между деревнями Торганово и Большие Моламасы был вырублен в 1914 году жителями деревни под поля. Здесь росли в основном дубово-липово-еловые насаждения. Старожилы помнят, что еще в 1930-х годы стояли большие дубовые пни в этих местах.
Деревня, окруженная лесами и близость приволжских рек и озер благоприятствовали занятию охотой, рыболовством, пчеловодством и собирательством. До середины XVI века наряду с земледелием охота была одним из основных занятий крестьян. Шкурки белок и куниц употреблялись в качестве денег. Вплоть до ХIX века охотниками использовались стрелы с тупым наконечником для охоты на белок и куниц, сети для загона лисиц и зайцев, различные силки, петли и ловушки. Охотились также на лосей, медведей и волков. Особенно много было волков и медведей.

Рыболовные снасти и инвентарь использовались такие же, что и сейчас применяются,- плетённые из ивовых прутьев мордушки, атма (крига), эмелка (намётки), сурага (бредень), также строили запруды. Больших лодок в те времена жители не имели, рыбачили с ботника.
Под пашни вырубались леса. В первое время на вырубках пасли скот, а затем через несколько лет пни выкорчевывали. Земледелие было подсечно-огневым, сеяли только яровые хлеба и коноплю.
Жителям Торганова принадлежали поля от болота Йошкар Куп за д. Малые Маламасы и до д. Большие Маламасы. Поле за Тяван Мучаш называлось Идалмас Пасу, около низины Макси Корем - Ян Пасу, а около д. Большие Маламасы - Яшкудо Пасу. Между полем Яшкудо Пасу и Калер Арка находилось поле Карабаш Пасу. Сено заготавливали вокруг болот Изи Куп, Шогертен Куп, Атавай Куп. По мере увеличения населения косили на лугах поймы реки Волги.

                            священное место около деревни - Юмо Арка

Языческим богам жители илемов Торгана, Яшпахта, Чвая, Сардая, Саганаша и многих других молились и приносили жертвоприношения на берегу протоки Йыгыр Икса на холме Керемет Арка. Керемет - покровитель рода или родственной группы. С XVII века жители близлежащих илемов Торгановской общины начали молиться на берегу озера Кузьер в Юмо Арка (14 кв. Волжского лесничества). В первое время молельное место находилось на холме, где протока Йыгыр Икса (Парник Икса) впадает в озеро Кузьер. Также молились на родовых кусото на краю болота Изи Куп и около родника на берегу пруда Патий Вова. Из-за преследования русских властей жители вынуждены были посещать священные рощи только в ночное время. Со временем ночные молебны в культовых местах стали традицией у местных марийцев. И в наши дни население деревни посещает молельное место Юмо Арка только в ночное время. Умерших до середины XVIII века хоронили на берегу озера Ясачное.

На территории Красноярской волости до присоединения края к Московскому государству в священной роще (мер кусото) на северной стороне озера Ясачное проходили всемарийские моления приволжских луговых мари. Эта роща в настоящее время называется Котят Лук. Она посещаема и поныне, в основном жителями деревни Нижние Памъялы.
До середины XIV века население находились под влиянием Булгарского государства, граница которого проходила рядом с нынешней Чакмари. В 1361 году монголо-татары завоевали Булгарское царство. Контроль над уплатой ясака, набора людей для введения военных действий производился золотоордынцами с селища, которое находилось около нынешней деревни Мари-Луговая. В 1391 году левобережье было покорено татарами, и марийцы вошли в состав ханской власти.
После распада Золотой Орды с 1437 года по 1552 год территория края находилась в составе Казанского ханства. Наши предки за пользование землёй платили ясак, а также долю урожая, налог с жилого дома, подушный налог. Платили так же за ловлю рыбы в озерах Ясачное и Кугыжаньер, за сенокосные угодья. Например, озеро Отмысмак означает 60 копёшек, т.е. с лугов на берегу озера Отмысмак налог платили из расчета на 60 копёшек. Сбором ясака до прихода русских занимались представители казанского хана.

                                          день деревни в Торганово

В полутора километрах к югу от деревни было расположено селение Карабаш. До середины XVI века Карабаш был центром сотни-волости, отсюда представителем казанского хана производился контроль над местными марийцами. Через селение проходил торговый путь с Казани на Ветлугу. Лишь такие географические названия, как Акпалтын, Актай, Карабаш Пасу, Юлдыз Пасу, напоминают о том, что наряду с марийцами здесь когда-то проживало и тюркоязычное население. Последним представителем казанского хана был сотник Тулай. Его потомками ныне являются жители деревни Сосновка - Яковлевы и Михайловы.
Сразу после присоединения края к Московскому государству начались Черемисские войны, которые продолжались 30 лет. Хотя в 1546 году кокшайские мари добровольно признали московского царя, они продолжали сопротивляться, в основном из-за попыток насильственного крещения властями местного населения. В мае 1557 года марийцы, жившие на территории нашей местности, приняли присягу русскому царю.
После присоединения края к московскому государству наполовину уменьшилось население, проживающих на нашей местности. Почти все взрослые мужчины были убиты на войне. В 1556 году из-за непрекращающихся дождей погибли почти все посевы, настал голод, а в 1557 году разразилась страшная чума, которая уменьшила и без того малочисленное население (через 93 года, в 1650 году снова разразилась чума).

Весной 1572 года началась новая Черемисская война. Для контроля над Волгой и усмирения кокшайских марийцев началось строительство в 1574 году уездного города Кокшайск. В крепости постоянно находились стрельцы с пушками. После строительства города Кокшайска близживущие марийцы уже не восставали. Для разобщения связи марийцев с чувашами между ними правый берег Волги начали заселять русскими крестьянами и казаками. Прямо на старинной центральной дороге, связывающей левый и правый берега, была поставлена русская деревня Троицкое (в настоящее время село Кушниково, переселенцы переехали с Орловщины). А на другой дороге, которая связывала марийцев кокшайской стороны, на месте илема марийца Яндугана была поставлена русская деревня Шульгино (напротив села Кушниково и илема Яндугана был самый мелководный участок Волги).
Сразу же после взятия Казани для усмирения местного населения через нашу местность в сторону Кокшаги проходили русские карательные отряды. До сих пор под горой Керемет Арка место переправы отряда через канал Пжанш Корем называется Сар Вончак.

Деревня Торганово является самым первым населенным пунктом на территории Красноярской сельской администрации, которая получила статус деревни. После частых волнений и бунтов, происходивших на нашей местности после присоединения левобережья, летом 1581 года на месте илема Торгана для укрепления своих позиций, сбора ясака и присмотра за местным населением властями был приставлен Голова (сторож) из русских служивых людей. По словам жителя деревни Малышкина Евгения Егоровича (1929 – 2008 гг.) русских людей было двое, отец и сын Евдоким и Никита Казанцевы. Поселение они назвали Красный Яр. С тех пор илем Торгана становится волостным центром, откуда управлялись местные илемы-околотки. Но здесь они жили недолго. После того, как установилось спокойствие, в начале XVII века все русские люди уехали из деревни. В официальных документах деревня стала называться Красный Яр, Торган-Сола тож. Краснояром они назвали так потому, что поселение стояло на вершине холма на глиняном месторождении. Деревня Красный Яр - Торган-Сола в те времена располагалась на Галицкой дороге Казанского уезда. Деревня Торганово на 287 лет становится материнским центром, объединяющим близлежащие родственные илемы-околотки. Волостная администрация вплоть до постройки Свято-Троицкой церкви (1868 г.) находилась в Торганове. В те времена волостной старшина был главным начальником крестьян в пределах волости. Красноярская волость включала территории, начиная от нынешней Чуваш-Отар до окрестностей Нижних Помьял.

                                            окраина деревни весной

В начале XVII века начинается массовый отток населения из Красноярской волости в южные и юго-восточные районы современной Чувашии. Раньше эти районы постоянно подвергались нападениям со стороны ногайских кочевников. Теперь же после взятия Казани русскими там установилось спокойствие, и на свободные плодородные земли устремились крестьяне волостей Галицкой дороги. В XV-XVII веках все приволжские чуваши наравне с чувашским знали и марийский язык, а марийцы - чувашский. Марийцы в те времена как левобережье, так и правобережье Волги считали своей родиной. В Чебоксарском историческом архиве сохранились несколько документов о переселенцах из наших мест.

В 1625 году казанские воеводы выдали ввозную грамоту безъясачному крестьянину волости Красный Яр Галицкой дороги Казанского уезда Матаку Мангесеву на пустошь на реке Буле между речками Шурбут и Хирснарма с правом «прибирать товарищев». Мангесев должен был платить пол ясака. В следующем году на этой пустоши поселились пять новых дворов: из волости Красный Яр два двора и три из деревни Ахпердино. Но из-за притязаний соседних селений на её земли деревня Матаково вынуждена была переселиться на реку Бездну (ныне село Матаки Дрожжановского района Татарстана). Сюда же в 1635 году за Матаком переселились еще много людей.
В 1629 году марийцы из Красного Яра Пагур, Герек и Магур при речке Шор основали деревню Шорсурт (ныне село Шерауты Комсомольского района Республики Чувашия), в которой в 1678—1679 гг. числилось 25 дворов на 12,5 ясаках. Во второй четверти XVII века они вместе с переселенцами Кужмарской стороны основали д. Сатышево (в 1678-1679 гг. - 35 дворов на 16 ясаках), ныне входящую в Мариинско-Посадский район, и д. Кубня (19 дворов на 8,5 ясаках), ныне входящую в Ибресинский район, также марийцами из той же волости в эти же годы основана деревня Чваш-Сармис (Сармис-Мари).

С 1725 года деревня Торганово входила в Чебоксарский округ Казанского уезда. Крестьяне волости в те времена были разделены на две сельские общины: Красноярская (Торгановский) и Помьяльская (Нижние Памъялы). Из сотен населенных пунктов Чебоксарского уезда только жители Торганова считались служилыми, а все остальные были государственными, помещичьими или монастырскими крестьянами. Служилыми крестьянами называли лиц, находившихся на государственной службе. Служивые крестьяне могли иметь десять и более десятин пахотной земли, жители деревни имели от 1 до 8 десятин. Но они были обязаны служить в армии, нести дорожную и подводные повинности, а также могли призываться в народное ополчение. С конца XVIII века все жители приравнивались уже к государственным крестьянам.

 

Через нашу местность еще с времен древней Волжской Булгарии проходил торговый путь вплоть до Ветлуги. После постройки города Кокшайск тракт назывался Кокшайским, который вначале проходил по старой Галицкой дороге по маршруту Казань - Козьмодемьянск (Помары) - Эсменек Беляк (Исменцы) - Красный Яр (Торганово) - илем Эрзя Беляк на озере Ясачной - Кокшайск. 
С древних времен на правый берег Волги наши предки ездили по дороге, которая начиналась у ручья Пжанш Корем и дальше шла через молельное место Юмо Арка - южный конец озера Отмысмак, луга Шаптак, южный конец озера Йуштоер. На южной стороне озера Йуштоер был брод через реку Волгу. За озером Отмысмак на этой дороге через овраги и ручьи были построены несколько дамб. В недавнем прошлом зимой по этой дороге с волжских лугов жители деревень Торганово и Малые Моламасы возили заготовленное летом сено. В настоящее время дорога заросла деревьями и кустарниками.
В XVIII-XIX веках была открыта еще одна дорога на правобережную сторону. Она начиналась в конце озера Шелангуш около нынешнего скидановского канала. Эта дорога в старину называлась Чак Корно.

В Торганове на отдых останавливались торговые люди, возившие товар из Казани. Также здесь останавливались представители официальных властей, которым жители были обязаны предоставлять ночлег и гужевой транспорт.
В конце XVIII века на территории нынешней Красноярской сельской администрации были десятки илемов, не имеющих уличной системы расположения. После крещения во второй половине XVIII века рядом с илемом Соболевых был построен молитвенный дом. С его постройкой с 1771 года центр волости формально переходит в этот илем, и поселение называется Большие Памъялы. После постройки куполов молитвенный дом называется церковью Вознесения Господня, а поселение - село Вознесенское, Большие Помьялы тож. Нынешнего села Красный Яр в те времена, как населенного пункта, еще не существовало. В 1859 году в селе Вознесенском имелись всего два хозяйства, в которых проживали 6 мужчин и 5 женщин. Первое упоминание о деревне Олыксола (ныне улица Школьной села Красный Яр) встречается в Метрической книге Вознесенской церкви лишь в 1873 году. По итогам четвертой ревизии в 1771 году на нашей местности проживало 423 человека мужского пола (женщин тогда в переписях не учитывали). Все поселения были разделены на три сельские общины: Красноярская (Торганово), Малопомьяльская (Нижние Памъялы) и Большепомьяльская (с. Вознесенское). В реестре списка населенных пунктов Чебоксарского уезда деревня Красный Яр, Торган Сола тож значилась под номером 280. В те годы во время переписи населения производились и описания местностей. По сведениям этого описания в Красноярской волости во владении крестьян было 5 068 десятин земли, из них 4165 десятин пахотной и 933 сенокосных угодий. Местность по описанию была «низменно-ровная с многочисленными мочежинами и болотами».

 

Одними из первых жителей деревни Торганово были Анисимовы - дом №24, до крещения - Оланкины, Малышкины, Хорьковы, Демидовы, Смирновы, Скворцовы, Сомовы, Ларионовы (д. 82), Соловьевы. В настоящее время в род Малышкиных входят все Малышкины, Кузьмины, все Михайловы, Анисимовы, Богдановы, Васильевы (Альберт), Андреевы (Аверкий), Зудины, Романовы. В род Хорьковых входят Хорьковы, Захаровы, все Семеновы, Архиповы, Савиновы, Дмитриевы, Морсковы, Паляевы, Мурулькины, Марковы, Ивановы. К Демидовым относятся Демидовы, Павловы (род Емельяна Никифорова), Ильины.
В 1743 году была проведена массовая насильственная христианизация. После того, как власти насильственно разрушили основу единства марийцев, родовой быт, начали заселять нашу местность русскими и горномарийскими поселенцами, жители перестали сопротивляться и формально приняли православие. Крещёным давались различные права и льготы: денежное вознаграждение, освобождение от рекрутства, податей и других повинностей. Но все эти меры оказывали слабое действие,
несмотря на жестокие преследования и наказания, жители продолжали придерживаться своей традиционной веры. Вплоть до постройки Троицкой церкви в селе Вознесенском (Олыксола) население продолжало молиться своим языческим богам. Лишь в конце XIX века в домах начали появляться божницы. Хотя население деревни православной веры, но до сих пор молится и Христу, и Куго Юмо одновременно в Юмо Арка на берегу озера Кузьер. По сути, жители деревни являются двоеверцами.

После введения в середине XIX века взимания налогов деньгами, натуральное хозяйство крестьян начало разлагаться. Жители деревни включились в товарно-денежные отношения, крестьяне начали заниматься продажей выращенного урожая, в деревне появляются мельницы, плотницкие артели, кузница. На зимний сезон многие жители нанимались на лесоразработки, летом уходили в бурлаки.
На территории нынешней Красноярской сельской администрации деревня Торганово была всегда одним из самых больших населенных пунктов. По итогам десятой Ревизской сказки на территории Чакмари было 152 двора, из которых 59 находились в Торганово. Вплоть до 1970-х годов деревня Торганово являлась лидером по количеству дворов (103) и по количеству населения (480 человек).
В деревне около пруда Патий Вова стояла сторожка - сарай для хранения пожарных инструментов (бочка, багор, лопата, топор, лестница и т.д.). Здесь жители по очереди дежурили, проводили собрания, сходки, а по вечерам гуляла молодежь. Все это содержалось на общинные средства.
В каждом хозяйстве была баня по-черному, двухэтажная кладовка, агун (хранилище для снопов), кудо. Летом все основное время проводили в «кудо», на очаге варили еду, кушали. Пол был земляным, здесь же молились своим богам. Вплоть до середины 1970 годов, до начала продажи на нашей местности баллона со сжиженным газом, кудо был одним из обязательных строений в каждом хозяйстве. И сейчас в некоторых хозяйствах «кудо» сохранился и им пользуются. На зиму семья переселялась в избу. Избы были рубленными с двускатной крышей. Крыши крыли соломой или лубом. Вместо потолка делался накат из бревен, поверх которого насыпался слой земли. Дома были с одним или двумя окошками. Так как тогда улицы не было, окна смотрели во двор. Во всех домах внутреннее убранство было одинаковым. Внутри избы вдоль стен устраивались нары (олымбал), над дверью у печи полати. Чтобы задержать поток холодного воздуха, пороги делались высокими. Окна затягивались специально обработанным бычьим пузырем. Изба отапливалась по-черному. Глинобитная печь имела загубленный очаг (возяк) с подвешенным котлом. Дым выпускали через дымовые отверстия. Приход русских значительно изменил быт жителей илемов. В отличие от других местностей, лет на сто раньше, в домах начали строить печи с трубами.

 

Современный вид с улицами наша деревня начала приобретать по примеру русских деревень только с сороковых годов XIX века, до этого она имела Т-образное расположение. План деревни проектировали и составляли агенты - техники Чебоксарской земской управы. План был рассмотрен на сельском сходе в присутствии проектировщика, волостного старшины, сельского старосты общества и крестьян близлежащих илемов. Все крестьяне торгановского сельского общества после принятия плана расписались (за неграмотных приложили руку грамотные). План утверждался в губернии и передавался в уезд, а затем в волость для безусловного исполнения. Согласно этому плану ширина улицы деревни должна быть не менее 12 сажен, переулков - 6 сажен. Дворовые участки выделялись не более 12 сажен, в том числе под двор и дом - 8 сажен (1 сажень = 2,13 м). В дальнейшем жители деревни, желающие жить отдельным хозяйством, после приговора крестьянского общества теперь вынуждены были согласовывать с волостной управой и уездным страховым агентом. При строительстве домов все эти параметры соблюдались, лишь в середине деревни, около болота Изи Куп улица ненамного сужена.
С конца XIX века в деревне начинают строить двух-трех створчатые ворота с двухскатной крышей - «Русские ворота». До этого сроились одностворчатые ворота, которые назывались Марла капка.
Деревня Торган-Сола располагалась в 84 верстах от губернского города Казани и в 50 верстах от уездного города Чебоксары. В 1859 году в 59 дворах проживали 229 человек, в 1875 году - 253 человека.

С 1875 года название Красный Яр окончательно переходит в село Вознесенское и с этого же года Вознесенская церковь будет называться Свято-Троицкой.
Вплоть до организации колхозов у наших предков было общинное земледелие, т.е. совместное владение надельной землёй, уравнительное землепользование, общинный выпас скота, общее владение лесами, сенокосами и пастбищами. Деревенский сход состоял из глав семей и решал вопросы, связанные с выбором старосты, приемом в общину, переделом земли, распределением денежных сборов, об опекунстве детей сирот (ончаш пуаш) и другие. Так как все жители деревни были тесно связанны родственными узами, то и решения сходов были взвешенными и справедливыми. Община также могла наказывать за проступки и нарушения. Полицейский стан в те времена находился за Волгой, поэтому во время весенней и осенней распутицы соблюдение закона и порядка возлагалась на старосту деревни. До крещения в общине днем отдыха была пятница - кугарня.

                                              Крестный ход в деревне

У Чебоксарского купца 1 гильдии Астраханцева Андрея Петровича (1824 г.р.) по протокам реки Волги в 1870 годах были в нескольких местах водяные мельницы. На протоке Икса на южной стороне озера Кугоер им же была поставлена водяная мельница. Мельником работал Кондратьев Демид (Денис) Кондратьевич, за помол крестьяне платили мукой (кольмо ложаш). Впоследствии Кугоер стали называть Вакшьер (Мельничная). Позже мельница перешла в собственность чебоксарского мещанина Андриана Павлова. Мельница стояла на неудачном месте, в каждую весну была угроза смыва его весенними водами. Для спуска воды во время весеннего половодья крестьянами деревни были прорыты с озера Кугоьер каналы. В настоящее время эти каналы называются Астрахан Корем и Епиш Корем. Также каналы были прорыты в обоих концах озер Куго Колтакьер и Изи Колтакьер. Когда Андриан Павлов постарел, свою мельницу он подарил своему крестному Демидову Филиппу Демидовичу. Новый хозяин мельницу перевел на новое место, на протоку Кузьер Икса. Со строительством плотины уровень воды на озере Кузьер и на протоке Йыгыр Икса заметно поднялся, тем самым затапливались сенокосные угодья жителей Иркинской стороны. Новый хозяин мельницы за затопленные сенокосные угодья платил Иркинской общине ежегодно 8 рублей 50 копеек за десятину. До сих пор жители протоку, где стояла мельница, называют Денис Икса.
Деревня Торганово не была в стороне от событий, происходящих в России. При Петре I была введена рекрутская повинность. В нашей деревне тоже были такие рекруты. Один из них - Васильев Гордей Васильевич (род Малышкиных). Вместе с другими российскими солдатами ему приходилось воевать в различных местах, в том числе на Кавказе, Карпатах и на Дальнем Востоке. Максим Дмитриев (род Демидовых) был призван в народное ополчение, погиб на русско-крымской войне. В народе говорят, что Семенов Сергей Семенович сходил пешком до Киева в Киево-Печерскую лавру. А его племянник Семенов Михаил Александрович был участником событий октября 1917 года в Петрограде. Также есть документ, подтверждающий, что Александров Григорий Матвеевич был участником 3-х войн: империалистической, гражданской и Великой Отечественной. У его роственников сохранился Военный билет, где написано, что он призвался в марте 1915 года на войну.

 

Торганово в XX веке


Участие населения в революционных движениях выражается в протестах и в политических требованиях к земскому начальнику Сунгурову. 14 июля 1906 года крестьяне Торгановского, Ошургинского (Сосновского), Иркинского обществ и д. Аркамбалы явились к нему с требованиями о снижении жалования волостному старшине, выделения земельных наделов для крестьян за счет казны, бесплатной пастьбы скота в лесу, выдачи продовольственной и семенной ссуды. Земский начальник вынужден был сделать некоторые уступки: из казенного фонда было выделено 20 гектаров земли и снижена плата за пастьбу скота в казенном лесу.
В начале XX века в деревне в хозяйстве Трофимовых была частная кузница, кузнецом был Н. П. Трофимов (дом № 24). В период коллективизации его кузница со всеми оборудованиями была национализирована и передана колхозу. Новая колхозная кузница была построена в конце огорода между хозяйствами Васильева Прокофия и Паляева Ивана, которая сгорела в 1949 году. Кузнецами работали Ильин Василий Ильич и Скворцов Иван Тимофеевич. В 1950 году была построена новая кузница в конце улицы в Уяле.

Какие события происходили после революции в наших краях можно узнать, если взять выписку из исторических источников. Вот что пишет А. А. Сидоров в книге «Звенигово» 1984: «После революции в Петрограде Советская власть стала устанавливаться по всей стране. 28 октября (10 ноября) 1917 года Советская власть была установлена в Нижнем Новгороде, 30 октября (12 ноября) - в Чебоксарах, а затем в Мариинском Посаде. Вскоре рабочие Звениговского затона совместно с бедняками окрестных деревень ликвидировали органы временного правительства в Зенигове и взяли власть в свои руки. Установление Советской власти в Звенигове оказало большое влияние на трудящихся марийских волостей Чебоксарского уезда (Посадско-Сотниковской, Помяльской и Помарской), где также власть перешла к сельским Советам». В конце 1917 года в разные места марийского края стали возвращаться солдаты и матросы – фронтовики, закаленные в боях и политически подготовленные. Они стали принимать самое активное участие в работе волостных Советов рабочих и крестьянских депутатов. Первым председателем Помъяльского волисполкома стал Андрей Кузьмич Поляков из села Кужмара, а военным комиссаром был назначен Капитон Карпович Мурулькин из деревни Торганово. В то время волисполком находился в селе Кужмара, а уездный исполком и военный комиссариат - в Чебоксарах.

В феврале - марте 1919 года органы власти ввели временную трудовую повинность для крестьян на лесозаготовительные работы. Для этой цели было насильственно мобилизовано все взрослое мужское население деревни. В ноябре того же года вышло новое постановление о привлечении всего трудоспособного населения, в том числе и женщин, к выполнению натуральной, трудовой и гужевой повинности по заготовке и перевозке топлива. Кроме того, многие жители были призваны в Красную армию. Именно в эти тяжелые годы благодаря нашему земляку Капитону Карповичу была построена дорога Ядий Корно. Раньше на луга можно было добираться на телегах только через Актай или деревню Иркино, так как между деревней и лугами расположено лесистое болото Кудан Куп. Пешком можно было добираться лишь по тропе Лотра Вончак, а зимой люди ездили по зимнику Теле Корно.

Летом 1919 года из Чебоксар для проведения продразверстки прибыли три батальона солдат. Так как до начала уборочной оставалось две недели и чтобы солдаты не сидели без дела, волостной комиссар Мурулькин, пользуясь, случаем, предложил построить дорогу и мосты через болотистый лес Куданкуп. Палатки солдат рядами стояли, начиная от огорода Сергеева (Данилова И.А.) до болота Мушкыран Куп, кроме того, часть солдат жили в деревне. Еду варили в шести больших котлах, продукты покупали у местного населения. Сперва Капитон Карпович планировал построить дорогу на месте нынешней дороги Теле Корно, но из-за ограничения времени решил начать строительство чуть подальше, где болото поуже, рядом с тропинкой Лотра Корно.
Вырубив лес через болото, построили дамбу, мосты в трёх местах. Лесоматериал брали по краям тропы в сосновом лесу. На противоположной стороне дороги ими же был благоустроен родник. Протяженность дороги составляла 500 м, ширина 6 метров. Теперь люди добирались на торгановские луга напрямую, не делая крюки через Актай или Иркино. Все это построили всего за семь дней. У этой дороги существует и другое название - Карпунь Кувар (В честь Капитона Карповича). Жители деревни Торганово до сих пор благодарят своего земляка Капитона Карповича и поддерживают в хорошем состоянии дорогу «Ядий Корно». После строительства новой дороги «Ядий Корно» дорога от болота до молебного места Юмо Арка была огорожена изгородью. Изгородь заканчивалась воротами типа «Марла капка».
Раньше пастухов не было, весь скот пасся на воле, поэтому от потравы посевов поля, начиная от конца деревни Веркс Мучаш до горы Шампа Курык, по верху склона были огорожены. За болотом Кудан Куп в южном конце деревни Иркино находится маленький участок поля под названием Ката Мучаш. По середине этого поля проходила межевая линия, а по краям межи стояли столбики. Начиная от поля Ката Мучаш, посередине Кудан Куп до деревни Малые Маламасы по межевой линии территория общины была огорожена изгородью. Постройка ограждений распределялась по дворам.

Первые годы Советской власти сопровождались обострением обстановки в деревне. В городах не хватало продовольствия, и новая власть ввела продразверстку. Продразверстка разоряла деревню, отбирая лошадей, скот и даже семенной хлеб у всех крестьян, и бедных, и зажиточных. Крестьянские волнения, вспыхнувшие 21 января 1921 года в деревне Нижние Памъялы, в селах Кужмара и Красный Яр, также немного задели Торганово. Так как наш земляк Капитон Карпович был волостным военным комиссаром, то восставшие хотели расправиться и с ним тоже. Ему пришлось скрываться. Говорят, что отец увез его под сеном на санях в деревню Нуктужи к родственникам, а оттуда он добрался до Озёрок и вызвал по телефону красноармейцев на помощь.

                                      жители деревни на ремонте дороги

Беспокойная обстановка усугублялась стихийными бедствиями суровой зимы 1920-1921 гг. В 1921 году засуха уничтожила больше половины посевов. Осенью наступил голод. Как и в другие тяжелые годы жителей выручала дубрава Шикш, в тот год урожай желудей был хорошим. Еду из желудей готовили так. Сперва желуди долго варили в горшке, затем сушили в печи. Очистив от шелухи, их мололи на жерновах. Полученную желудевую муку смешивали с ржаной и лепили лепешки. Хлеб получался твердой, но есть было можно. Также молотую желудевую муку смешивали с тертой репой или тыквой и из этой массы тоже лепили лепешки.
В период НЭПа 1921-1929 гг. единоличное крестьянское хозяйство и общинный уклад жизни сохранили свои позиции.

Традиционный уклад жизни деревни сохранялся и после революции. У крестьян, как и раньше, главным занятием было земледелие. Также держали скот и занимались промыслами. Земли, принадлежащие общине, были самыми лучшими в округе, лишь в сторону Калер Арка супесчаные, поэтому земельные наделы семей не были так сильно разбросаны. Лишь сенокосные участки находились отдельно. Но из-за плохой обработки земли и нехватки удобрения урожаи были маленькими. Урожайность полей во многом зависела от погоды. Тем не менее, крестьяне не бедствовали, жили в среднем достатке. Из-за обилия лугов крестьяне деревни содержали много домашних животных. Но живых денег было мало и поэтому часть мужского населения, особенно зимой, уходили на заработки к лесопромышленникам. Зимой рубили лес и готовили плоты. Плоты готовили в устье Вакш Икса, Кумбо, а также в заливе Лычная (Кузьма Васильевич лук). Контора лестрансхоза находилась в хозяйстве Михайлова Е. С., дом № 96, куда был проведен однопроводной телефон. В 1924 году в деревне имелся лесной медицинский пункт с фельдшером.
Даже в начале XX века уклад жизни крестьян частично носил натуральный характер, почти все необходимое производили сами. Всю одежду, обувь, утварь готовили из материалов собственного производства. После уборки и обмолота урожая вся семья начинала работать по хозяйству. Женщины были заняты домашними заботами, т.е. готовили одежду, воспитывали детей, а также сушили и трепали лен, готовили кудель для пряжи. Всю зиму женщины пряли, ткали холсты, а весной стлали холсты на снег для отбеливания, затем их кипятили и полоскали в озере Товарьер. В деревне также устраивались коллективные формы взаимопомощи - «вима». «Вима» устраивалась для вывозки навоза, во время сенокоса, уборки урожая, а также при строительстве дома. В оказании помощи принимали участие все взрослые жители деревни.
Люди жили все в заботах и старались весело проводить время. Девушки и парни устраивали посиделки, и долгими вечерами девушки пряли, а парни плели лапти, вязали рыболовные снасти. На этих посиделках пели марийские песни и веселились. Мужчины, оставшиеся дома, готовили к зиме сани и сбруи, возили зерно на мельницу на обмолот, плели лапти, возили дрова из леса и сено с лугов. После того как замерзала Волга, возили дрова и лыко на базары. Базары находились на правой стороне Волги. Вот основные их названия: Исмель (Октябрьский), Сундр (Марпосад), Коснарский, Андреевский и т.д. У каждого базара был свой день посещения, и они чередовались. А в селе Красный Яр базарным днем была среда.

Практически все взрослое население деревни владело чувашским языком. До сих пор у местных жителей язык отличается от остальных мари тем, что в разговорной речи применяется множество чувашских слов (кумака, праня, качака и другие). Со времен основания Торганово с чувашами были особо дружественные отношения. Каждая семья деревни поддерживала дружескую связь с чувашской семьей. Главы семей и чуваш, и марийцев называли друг друга «тос». «Тос» означало искусственное породнение. Такие связи между двумя народами не раз выручали друг друга в трудные времена. Такие же искусственные породнения заключали и жители деревни Торганово между собой или с жителями соседних деревень. Породнение между марийцами называлось кане. Кане заключали в основном те, у кого не было детей или было мало родственников. Для образования новых названных родственных союзов требовался лишь обмен какой-либо живностью. Такие союзы были вынужденными и помогали выживать в тяжелые годы. После смерти людей, заключивших тос и канне, родственные связи не прекращались, а продолжали поддерживаться их потомками.

Исстари в деревне друг друга жители называют по собственному имени, отца и деда, например, Богданов Егор Николаевич - Кырлян Миколай Йогор, Ильин Алексей Петрович - Илян Потыр Элексей и т.д. Если в семье не было мужчины, то детям прикреплялось имя матери, например, Демидов Василий Петрович - Овросий Вася, Скворцов Аверкий Алексеевич - Марпан Аверкий, Оринан Вася, Клавук Санька и т.д.
Также национальной особенностью местных жителей является помощь родственников, соседей и просто односельчан не только при строительстве, но и при подготовке и проведении свадьбы, похорон или других бытовых и хозяйственных мероприятий.
Раньше наши предки фамилии брали по имени отца или деда, поэтому даже близкие родственники у нас имели разные фамилии, лишь в 1950 году власти запретили такой вид выбора. Но есть жители, которые носят фамилии своих предков ещё со дня крещения, с 1743 года, это Малышкины, Хорьковы, Сомовы, Скворцовы.

В деревне Торганово никогда никаких социально-культурных учреждений не было. Все мероприятия, собрания, сходки проходили в сторожке у пруда Пати Вова, а позже в доме охранника в конном дворе. Деревенская молодежь по вечерам прямо на улице устраивала посиделки с играми, плясками, наверное, поэтому многие молодые люди женились и выходили замуж за своих, торгановских. Все жители деревни переплетены родственными узами, а некоторые по несколько раз. Поэтому жители Торганово всегда славились сплоченностью и дружбой. Не раз на Торганово выпадали испытания - были пожары в 1936, 1961 годах, когда сгорели по семь дворов подряд, или пожар в июне 1958 года, тогда сгорели восемь хозяйств. И каждый раз семьи, пострадавшие от стихии, с помощью всех жителей деревни отстраивались и заселялись в новые дома в том же году до наступления холодов.

Весной 1926 года случилось большое наводнение. Где-то на Волге образовался ледяной затор и в результате резко поднялся уровень воды. В этот год можно было на лодке добраться по оврагу до болота Изи Куп. В тот год дома некоторых хозяйств деревень Арзебеляк и Иркино были затоплены. Домашних птиц и мелких животных жители этих деревень держали на чердаке, а крупный скот увели в Помъяльские горы. Крупные наводнения происходили в 1936, 1946, 1957, 1961, 1967, 1979, 2005 гг. Но и в далекие времена здесь происходили природные катаклизмы, то наводнения, то аномальные холода, то засухи из-за жары. В XVIII веке неурожайными годами были 1759, 1762, 1766.
Самой холодной в XIX веке была зима 1812 года. Жестокой была зима 1836 года, а в 1848 году морозы ударили в мае. Морозы бывали иногда не только зимой и весной, но и летом. В 1852 году снег выпал в августе, а в июне 1891 года от сильных холодов погибла большая часть посевов крестьян. В 1880 году в начале октября наступила настоящая холодная зима с обильными снегопадами, а в ноябре из за оттепели случилось невиданное для этого времени наводнение. Сильные морозы также случались зимой 1876 - 1877, 1888 - 1889 гг. и в 1911 году. Голодными в XIX веке были 1867, 1877, 1880, 1883, 1891-1892, 1897-1898 годы.

По рассказам жителя деревни Никитина Ф. А. во времена его детства река Волга была мелкой и очень узкой, бурлаки иногда простаивали неделями из-за мелководья, ждали дождя. На месте русла современной Волги были луга, в те времена здесь паслись торгановские коровы. Самыми мелководными были 1890 и 1891 годы, глубина Волги в эти годы составляла всего 55 см. В эти годы Волга около нынешнего Прорана была такая же узкая и мелкая, как река Илеть в наше время. В 1911 году из-за низкого уровня воды по Волге не ходили даже суда. Еще в далекие времена немецкий путешественник Адам Олеарий, путешествовавший по Волге в 1643-1645 годы, сделал такую заметку в своем дневнике о реке: «9-го с.м. (июля) мы прибыли к деревне Сундырь, и еще в 20 верстах далее к городу Кокшае, на левом берегу Волги... Около этого места Волга на протяжении нескольких миль везде мелка, так что мы едва перешли через мели. Поэтому в течение этого и следующих дней у нас с переходом (при помощи заноса якоря и наматывания якорного каната) было очень много трудов и хлопот, и в течении 10-го с.м. мы подвинулись всего на пол мили. На корабле только и раздавалось: «Тяни! Греби! Назад!»

А голанндский путешественник Ян Стройс, проплывавший мимо этих мест, в 1669 году писал в своем дневнике, что река Волга чуть ниже Кокшайска мелка в течении десяти миль, и что ночью тут плыть на судне опасно. В старину промежуток между островом Ураковский (Какшан остров) и оврагом Курин Корем был самым мелководным и с самым узким фарватером на всей Волге. Через Волгу около южного конца озера Йуштоер и напротив деревни Шульгино можно было спокойно перейти верхом на лошади не намочив ноги.

Во времена НЭПа в деревне некоторые жители начали заниматься предпринимательской деятельностью. В деревне имелись три частных магазина Мурулькина Филиппа Ивановича, совместный магазин Кириллова Ивана Кирилловича и Морскова Константина Степановича (еще один магазин у них был в Звениговском затоне), Савинова Якова Савиновича. Также Кириллов и Морсков построили мотобот, на котором привозили товар из Казани. Продавцом работал Богданов Никита Иванович. У Морскова Константина был механизм для прессования масла, где он производил растительные (конопляное, подсолнечное) масла. Позже некоторые из них были репрессированы, имущества конфискованы государством. У болота Шогертен Куп работала частная ветряная мельница Якова Савинова. Поскольку трудолюбивая семья Савиновых в Торганове жила в достатке, в 1937 году их чуть было не раскулачили. По этому поводу его сын Александр ездил даже в Москву, был на приеме у М. И. Калинина. Поэтому власти больше их не трогали. Позже мельница была перенесена на поле между деревнями Торганово и Большие Маламасы. Мельником работал человек с Чувашии, его звали Акшик Кветр (Федор), контролером Никифоров Егор Никифорович. Но спустя некоторое время мельница всё же была национализирована и стала принадлежать колхозу. Эта мельница просуществовала до начала укрупнения колхоза 1950 года.

8 августа 1931 года является днем образования колхоза им. Молотова. По словам старожилов, на каждые десять домов сельский Совет назначал старших, в деревне их называли по-марийски «лувуй». Позже их стали называть сельскими исполнителями. Сельсовет поручил им организовать колхозы. Первые три дня за организацию колхоза был ответственным Кириллов Николай Кириллович, а первым председателем колхоза был избран Семенов Яков Александрович. Правление колхоза находилось у пруда Пати Вова. До 1930-х годов там располагался охранный домик (Орол порт) и пожарный сарай (депо). А в другом конце деревни построили конный двор. Вступившие в колхоз крестьяне обязаны были сдать всех имеющихся лошадей со сбруей и транспортными средствами, одну корову, по одной овце, пчелосемьи. Кроме этого, нужно было сдать весь сельхозинвентарь и одно из строений (хлев, амбар и т.п.). В том же году из колхоза вышли со своим имуществом Захаров Яким Захарович, Савинов Яков Савинович, Семенов Александр Михайлович и другие. За это власть их строго наказала. Перед хозяйствами ставили специальные столбы и начали они платить увеличенный налог.

В 1937 году на площади в один гектар на краю болота Изи Куп был построен хмельник. Это место имело благоприятные условия для выращивания хмеля, т.к. болото распространяло туман. Была построена специальная сушилка для хмеля, строили его специалисты из Чувашии. Звеньевым хмелеводства был Волгин А. К., после расширения площади хмелеводами начали работать Смирнов И. М., Морсков И. В., Семенова Е. И. и другие.

На берегу канала Макси Корем (между деревнями Большие Моламасы и Малые Моламасы) был выделен участок для огородных культур. Здесь выращивали капусту, огурцы, лук, помидоры и другие культуры. Воду для поливки брали из канала. Овощеводом работала Демидова Анна Никифоровна.

В 1937 году приехал первый трактор с Кужмарской МТС. В это же время в деревню провели радио. Радиоузел находился в п. Звенигово на заводе «Красный Волгарь». Линия проходила через деревени Сергушкино, Сосновка, Красный Яр, Малые Моламасы, Торганово, Иркино. Если в других деревнях радиоточки находились в основном в правлениях и в клубах, то в Торганово были проведены практически во все дома, потому что колхоз им. Молотова был подшефным завода «Красный Волгарь». В 1938-1939 годах была построена ферма, которая находилась около горы Шампа Курык на местности под названием Калер Арка. Земля на этом месте неплодородная, поэтому решили здесь расположить коровники, свинарники и другие строения. Первым заведующим молочно-товарной фермы был Федоров Василий Михайлович, затем Никитина Анна Алексеевна, а в послевоенные годы Матвеев Григорий Матвеевич. Колхозная пасека находилась на окраине леса в сторону деревни Шалангуш на месте бывшей пасеки Левашова Алексея Николаевича (Лелей кугыза). До образования коммуны «Раш» здесь была большая липовая роща. Пчеловодом работал Осипов Осип Иванович, он и дома содержал пчел. После него на пасеке работал Хорьков Владимир Сергеевич. После вырубки липовой рощи коммунарами пасеку перевели на опушку леса возле озера Кузьер. После Лаймыра пчеловодом работала Васильева Елизавета Степановна, она перевезла пасеку в 36 квартал Волжского лесничества. В настоящее время здесь распложена частная пасека Хорькова М. М. В эти годы в деревне также содержали пчел Левашов Алексей, Федоров Иван Федорович, Морсков Константин Степанович, Волгин Алексей Кузьмич, Осипов Осип Иванович, Хорьков Владимир Сергеевич, Никитин Федор Андреевич, Васильев Степан Игнатьевич.

Между болотом Кудан Куп и Пигольер был сосновый бор. До войны бор был полностью вырублен. Посадку леса производили до и после войны. А в местечке Шикш стоял дубовый лес. Название Шикш на чувашском языке означает «боязливо». Лес был такой густой, что и днем там было сумрачно, т.е. боязно было туда заходить.

 

В августе 1948 года прошел сильный ураган. В дубраве Шикш было повалено множество дубов. В тот день пастушили около залива Кумбо Смирнов И. М. и Хорьков В. С. Они рассказали, что после обеда коровы разгулялись, т.е. начали беситься. К 15 часам наступила абсолютная тишина на некоторое время, а потом из-за Волги пришел ураган. Пастухам удалось выгнать только часть коров на открытую местность. Были задавлены деревьями 8 коров, остальные разбежались. Этот ураган прошел по всем лесам Марийского края, поэтому для уборки буреломов было открыто несколько леспромхозов.
В военные и послевоенные годы интенсивно вырубались леса в районе. С 1946 по 1953 годы в заливах Кумбо и Куждва собирали плоты и отправляли их вниз по Волге. Лес ввозили со всей округи, примерно, на 20 автомобилях и на нескольких десятках конных повозках, через Торганово зимой по зимнику Теле корно, а летом через деревню Иркино. В дубраве Шикш каждый год через канал Астрахан Корем и в протоке между озерами Товарьр и Куго Колтакьер строили мосты из бревен – лежняки. Также строили мост через озеро Мельничная в 100 метрах выше от места бывшей мельницы. Лес возили по лугам до пристани Лычная (Нымыште пристань). Заготовкой леса занимались по разнарядке люди со всей республики и соседней Чувашии. В Торганове была контора лесоучастка от Звениговского леспромхоза, которая находилась в хозяйстве Морскова К. С., д. № 74. Был проведён однопроводной телефон, а телефонная линия проходила по маршруту Звенигово – Актай – Торганово – Арзебеляк. В хозяйстве Васильева П. Ф. (д. № 31) был открыт магазин повседневного спроса, продавщицей работала Малышкина М. В.

Основные сенокосные участки бригады находились в пойме реки Волга. Торгановские луга – это самые прекрасные и живописные места на Красноярской стороне. В каждую весну луга заливаются волжскою водой, поэтому «неурожайных» годов здесь почти не бывает. Сено заготавливали в местности Колтак - 3 стога, на берегу озера Мельничное (Вакш арка) - 12 , по обоим берегам Большой и Малый Отмысмак - 2, а также на берегу реки Волги в местечках Шаптак – 4 и в Поргем - 2 стога. На сенокос шли всей деревней, и стар, и млад как на праздник, одевшись во все самое лучшее. До двадцати шалашей стояли на берегу озера Отмысмак и во все время сенокоса жили в них люди.
Вечерами устраивали настоящие праздники с песнями и плясками. Такие же веселья проходили и на соседних участках. С гармонью и музыкой ходили, друг к другу в гости веселиться. Красивое зрелище представляли луга в это время, до сотни людей работали дружно и весело. Время сенокоса воспринималось жителями деревни как настоящий праздник.

После образования Куйбышевского водохранилища уровень воды на Волге поднялся на несколько метров. Если раньше через Проран и Мельничное переходили в калошах, то после поднятия воды эти озёра стали проточными. Под предлогом затопления был вырублен ольховый лес в низине Куданкуп за деревней. В дубравах Шикш и Актай из-за повышения грунтовых вод стали сохнуть дубы. Каждый год здесь вырубались сотни сухостоев. В результате резко уменьшилось количество дубов, лес стал прозрачным. Эти дубравы во времена Петра Первого считались заповедными и были причислены к Казанскому адмиралтейству. В 1860 году возраст насаждений этих дубрав составлял в среднем от 80 до 140 лет, встречались единичные дубовые деревья даже до 250 лет. Самые лучшие деревья вырубались для нужд Балтийского флота. Здесь же рядом с дубравой Шикш работала Красноярская (Торгановская) пристань. Вся древесина с окрестных лесов свозилась в эту пристань. В заливах Кумбо и Куждва собирались плоты для отправки в казанские и астраханские верфи. Найден документ от 1729 года, где говорится о состоянии заготовки леса на илетской стороне и где упоминается пристань за деревней:

«Понеже в Казанской провинцыи по луговой стороне имеется река Илеть текущая в усть Волгу реку, которая расстоянием от Казани вверх Волгою рекою в сороке пяти верстах, и по оной реке имеются леса сосновые, еловые и вязовые. С 1719 году и поныне по той же реке готовятся сосновые и протчие леса в Казанское Адмиралтейство к отпуску в Астраханский порт на строение транспортных судов-гекботов и шхерботов, тако же и на строение в Астрахани... По оной Илете реке сосновых лесов приходит недовольство, а паче что принципальные кривые и другие нужнейшие деревья находятся с немалым трудом и в разном разстоянии и вывозкою уже от пристани не в ближних местах, а имянно на Волгу реку на Красноярскую пристань в 36 верстах, в Казанское Адмиралтейство в 60 верстах…».

В 1983-1984 годах лесхозом в дубраве Шикш были посажены ивы. В настоящее время ивовые насаждения распространились по всей дубраве, вперемежку начали расти берёза, осина и ольха.
В конце 1950-х был построен колхозный кирпичный завод около низины Якуш Лап рядом с деревней Малые Маламасы. На заводе колхозники работали сезонно, только в летнее время.

 

Природа деревни Торганово    
Рядом с деревней находится лес, неподалеку река Волга с заливными лугами. Деревня Торганово занимает удобное географическое положение с красивой природой. Здесь нет поблизости автострады, которая портит экологию, но в то же время деревня соединена с другими населенными пунктами дорогой с твердым покрытием. По сравнению с другими деревнями Чакмарий у жителей Торганово самые удобные места для пастьбы скота – это осушенное болото Кудан куп за деревней, заливные луга в дубравах Шикш и Колтак.

В лесу растут малина, черника, брусника, на лугах Вакш Арка клубника и ежевика. В местности Шаптак можно собирать шиповник, калину и рябину. А для любителей тихой охоты здесь обилие грибов. В лесу растут почти все виды съедобных грибов. Для любителей охоты множество озер и заливов, богатых дичью. В лесу обитают зайцы, лисы, встречаются лоси, кабаны и медведи. На лугах около Волги имеются тетеревиные тока, а в лесных озерах водятся ондатры, норки и бобры. Во все времена любимым занятием сельчан является рыбалка. Озера Вакшьер, Кузьер, Шикшьер, Отмысмак, Товарьер привлекают любителей рыбной ловли круглый год. Здесь можно поймать щуку, судака, леща, плотву, на заливных озерах Отмысмак и Чонгор - карасей и линей.
Песчаные пляжи озер Вакшьер и Кузьер - отличные места для отдыха и купания, в жаркие дни тут не умолкают голоса детей и взрослых.

 

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Автор фото и текста: Хорьков М. М.
Хорьков М. М., Михайлов С. И., 2008-2012.
http://foto-planeta.com/
http://12rus.ru/

ВложениеРазмер
torganovo.JPG120.55 КБ
torganovo11.JPG167.41 КБ
torganovo-3.jpg93.87 КБ
torganovo-3 (1).JPG64.56 КБ
torganovo-3 (2).JPG155.74 КБ
torganovo-3 (4).JPG177.96 КБ
torganovo-3 (5).JPG119.85 КБ
torganovo-403620.jpg74.78 КБ
torganovo-456647.jpg83.66 КБ
torganovo_vesnoy.JPG99.22 КБ
torganovtsyi_remont_dorogi_yadiy_korno_2006.JPG230.99 КБ
YumoArka2.jpg119.86 КБ

Комментарии

Да. Неплохое фэнтези особенно

Да. Неплохое фэнтези особенно в первой части повествования. Много надуманного и неправдоподобного, хотя доля правды в местной топонимике имеется. Галицкая дорога проходила не там, где указал автор, брода через Волгу не было и ещё много чего...

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.