Село Лызи, удмуртские деревни

Больше ста лет назад  в селе Малые Лызи, которое стоит на знаменитом Сибирском тракте, родился и жил удмуртский писатель Григорий Медведев. Он написал знаменитый роман  «Лозинское поле».

В этом произведении писатель  рассказал о своей родной деревне,  жителях и обычаях удмуртского народа. В наше время это произведение включено в программу удмуртской литературы. Учащиеся со страниц этого романа  узнают своих предков.
  

    А в 1952 году родился  в деревне Мельничная мальчик. Отец его был пастухом, а мама учительницей. Назвали его Анатолием.
   Мальчик учился в Ципьинской школе, затем окончил Ульяновский педагогический институт  и  приехал в Малые Лызи учителем истории.(приложение 1).
    Его уроки очень любили ученики. Он рассказывал так, как будто сам жил в те далекие  времена и был участником  событий. Анатолий Васильевич  был строгим,  но справедливым. Его  уважали и любили. Впоследствии его избрали директором школы.
    Со временем  Анатолию Васильевичу  учащиеся и жители стали приносить старинную утварь, монеты, предметы быта, ткацкие станки, удмуртские народные платья….   Совместными усилиями  приводили в порядок, записывали в инвентарную книгу.
     И решил учитель истории создать музей. Первая экспозиция была  посвящена творчеству и жизни удмуртского писателя, а вторая краеведению родного края.  Сколько было работы! А сколько поездок по тем местам, где живут дети и внуки Г. Медведева. 
    Мечта  осуществилась! Историко-краеведческий музей открыт и работает. Это было в 1999 году.  
    На этом работа учителя истории не остановилась.  Он решил открыть еще один зал, в котором рассказывалось бы об  участниках Великой Отечественной войны и работников тыла этой деревни.  Но не успел…
В 2000 году летом его не стало….


   
История деревни Малые Лызи (Кече Лызи)
     Село в Балтасинском районе, на р. Шошма, в 4 км к западу от пгт Балтаси. 
     На 2002 г. - 397 жителей, в т.ч. удмуртов - 60%, русских - 23%. 
     Полеводство, лесничество. 
     Средняя школа, дом культуры, библиотека. 
     Известно с 1710–11 гг. В дореволюционных источниках упоминается также как Сергеевка. Русские, в основном переселенцы из деревень Алан Биксер и Топкино, появились в селе в конце 18 в. До 1860-х гг. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, содержанием постоялых дворов. В начале 20 в. здесь располагалось волостное правление, функционировали церковь (построена в 1878 г.), земская школа (открыта в 1872 г.), 7 кузниц, 3 бакалейные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 2573 дес. (совместно с деревнями Верхняя Ушма, Средняя Ушма и Нижняя Ушма). 
     До 1920 г. село являлось центром Балтасинской волости Казанского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Арского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Тюнтерском, с 02.03.1932 г. в Балтасинском, с 01.02.1963 г. в Арском, с 12.01.1965 г. в Балтасинском районах. 
     Число жителей: в 1782 г. - 235 душ мужского пола, в 1859 г. - 520, в 1897 г. - 291, в 1908 г. - 318, в 1920 г. - 339, в 1926 г. - 363, в 1938 г. - 380, в 1949 г. - 242, в 1958 г. - 224, в 1970 г. - 271, в 1979 г. - 286, в 1989 г. - 326 чел.
   
 
  История села Малые Лызи.
Мое село находится в Балтасинском районе Республики Татарстан. Этот край воспет великим Тукаем, здесь,  в этом районе, в деревне Починок Сосна жила его мать и здесь же она похоронена.
Район расположен на севере Республики и граничит с Кировской областью и Республикой Марий Эл, а с другой стороны с Арским, Кукморским и Сабинскими районами. До столицы Казани около ста километров.
В дружбе и согласии живут люди разных национальностей – татары, удмурты, русские…
В нашем селе больше удмуртов. Когда и как расселились они в Балтасинском районе? Как утверждают старожилы, их движение началось с Арского района под давлением опричников Ивана Грозного в середине 16 века. Переселенцы основали деревню Арбаш (удмуртская голова), но и оттуда были вытеснены.
Удмурты строили свои дома в самых глухих местах - у оврагов, у маленьких речушек. Наверно и это все способствовало рождению легенд, которые передаются из уст в уста в нашем селе.
Недалеко от деревни с восточной стороны было голубое чистое озеро, но неожиданно оно исчезло. Легенда гласит, что проезжая по Сибирскому тракту цыганки полоскали в нем пеленки. Озеро обиделось и перекочевало в другое место. Сейчас это озеро называют Черным, вода в нем даже в жаркую погоду холодная, так как в нее впадают несколько родников. Оно очень глубокое и таит немало загадок. Водолазы нашли в  озере пещеры, но войти в них испугались, так как не было подходящего обмундирования.
В настоящее время эта база отдыха, сюда приезжают на лето со всех концов России. Черное озеро окружено лесами.
Первоначальное название нашего села - Сергеевка, говорят, что такое название дали марийцы, которые жили в нашем селе, а потом ушли под давлением удмуртов.  Весной в деревне появлялись лужи, и вода попадала в подполье домов. Отсюда и произошло название Малые Лужи, а затем Малые Лызи. А в соседней деревне лужи были большие, и протекали через всю деревню, поэтому и название получили – Большие Лызи.(Приложение 3).
Село стоит среди татарских деревень, в трех километрах от районного центра Балтаси на самом красивом месте. Смотришь на юго-восток – лес Ялтра. С юга – лес Ушминка на горе, а под горой речка, которая протекает через наше село. С севера - луга, речка Шошма и Мусинский лес. Некогда в этом лесу стояла Московская дача, куда приезжали отдыхать купцы на лето из Москвы. Знаменита дача была тем, что окружена сосновыми деревьями и бил ключ с целебной водой, к которой жители нашей деревни ходят до сих пор. (Приложение3)Говорили, что там стояли красивые стеклянные дома, и сейчас можно увидеть только обломки фундамента. Там же, недалеко от этих домов, была суконная фабрика, которой управлял немец Фантглент. Сейчас на этом месте детский лагерь «Романтик». (Приложение 3).
 


Через Малые Лызи проходит знаменитая дорога Сибирский тракт. Это был почти единственный путь из Европейской России в Сибирь. В пределах Вятского края этот тракт тянулся около 325 верст. Были на этой дороге расположены станции, в которых проезжающие останавливались на ночлег и сменяли лошадей. По этой дороге гоняли скот в Москву, везли купцы товар, а также шли ссыльные в Сибирь. Среди них были и декабристы.
По нему проехал в ссылку на 10 лет знаменитый русский писатель А. Н. Радищев. Во время своего проезда в Сибирь в 1790 году и при возвращении из ссылки в 1797 году писатель вел записи своих дорожных впечатлений. Эти записи составляют содержание его «Записок».  В них  упоминается  станция – селение  Янгулово (ночлег с 13 на 14 ноября). «Около Янгулово по лесам татары бьют медведей, волков, лисиц, зайцев, векшу и мало куниц». В записях Радищева можно прочитать, что в русских и татарских деревнях входят в употребление белые избы, черемисы (марийцы) и вотяки (удмурты) пользовались еще курными избам.
Вдоль Сибирского тракта при въезде и выезде из села росли березы. Сейчас осталась только одна. (Приложение 3)Пожилые жители рассказывают, что посажены эти деревья в честь приезда Екатерины Великой. Точно не известно, проезжала ли она по этому знаменитому тракту, но в Казани в Национальном музее стоит карета, сделанная казанскими мастерами для императрицы.
Как говорила я выше, в нашем селе больше удмуртов (вотяки). Это финно-угорский народ, разговаривают они на удмуртском языке (финно-угорской группы уральской семьи). В культуре и языке удмуртов заметно влияние русских (особенно у северных), а вот у южных заметно влияние тюркского.В нашей местности живут южные удмурты. Основная религия этого народа – православие.
В старину жилище удмуртов –это была изба с холодными сенями, зажиточные семьи строили 2-этажные с каменным низом и деревянным верхом. Несколько таких домов сохранились и до наших дней. В доме находилась печка, а по стенам полати и нары, на которых спали. Удмурты выращивали пшеницу, рожь, овес, гречиху. Разводили домашний скот – коров, свиней, птицу. На огороде выращивали капусту, картофель, огурцы. А пчеловодство и по сей день считается важным в жизни этого народа. Женщины этого народа прекрасно  пряли, ткали  и вышивали. Почти в каждой семье мужчины катали валенки.
Интересен у удмуртов национальный костюм, особенно женский. В одежде этого народа преобладают три цвета: красный, это означает не только красивый, но и цвет родной крови, которая сближает семью; белый – материнское молоко; черный – цвет земли. Платья эти ценные, так как это ручная работа. Сюда входили рубаха, безрукавка или камзол, шерстяной кафтан. На ноги надевали узорные чулки или шерстяные белые носки, а из обуви летом - лапти, зимой -  валенки.
На голове девушки носили налобные повязки или высокую берестяную шапку, обшитую холстом с украшениями. Но главное украшение удмуртов -это монисто из серебряных монет, которое надевали на грудь как бусы.
На полотенцах, на одежде удмуртов можно увидеть геометрические фигуры – в виде ромба и креста – это символика национального костюма.
 
До наших дней удмурты чтят свои национальные традиции и обычаи. Самый главный удмуртский праздник – Пасха. К ней готовятся заранее – моют избы, красят яйца луковой шелухой, ходят друг к другу в гости. А детишкам этот праздник вдвойне веселый – в этот день они ходят по домам села с красивыми корзинками и желают всем благополучия, взамен дети получают от хозяев дома сладости и крашеные яйца. А вечером обычно молодежь устраивает посиделки.
Следующий большой праздник отмечается на седьмой неделе после Пасхи и называется Троицкая (Семык). В этот день поминают усопших предков: ходят на кладбище, едят поминальную еду: блины, рыбные пироги и оставляют эту еду на могилах. Наверно это связано с принесением жертвы предкам. А вечером все село собирается на праздник Березка. И стар и млад играют, поют и танцуют.
А танцы у удмуртов – это хождение по кругу с танцевальными движениями и парный перепляс.
  


 Церковь и семья Филипповых.
 Церковь в нашем селе  была построена в конце 18 – в начале 19 веков. Она просуществовала и проработала до осени 1939 года. Первым священником, попом, как помнят старожилы, был  Цветков Иван Панфилович. 
Его направили в только что открывшуюся церковь из Лаишева. По национальности Иван Панфилович был русским, но благодаря своей общительности, выучил татарский и удмуртский языки. После его смерти в 1889 году приехал Филиппов Емельян Филиппович, который много уделял времени миссионерской работе. Писал статьи, переводил священные книги на удмуртский язык. Вместе с русской женой Марией Саввичной воспитали 5 дочерей и 3 сыновей. (Приложение 5)
Сыновья Василий и Александр были священниками,  как и отец. Василий проработал в одной из Казанских церквей до старости, Александр умер в 20-летнем возрасте от воспаления легких и похоронен рядом с отцом.  Николай  закончил экономический факультет Казанского университета, был участников двух войн и работал экономистом в Казанском Кремле.
Старшая дочь Мария свою жизнь посвятила педагогической деятельности. Была награждена орденом Ленина и  присвоено звание Заслуженного учителя Татарской АССР. Дочери Анфиса и Анна также получили педагогическое образование в городе Казани. Пелагея жила в городе Чебоксары, родила 5 сыновей, один из которых дослужился до полковника и участвовал в Великой Отечественной войне. А младшая дочь Нина осталась в родном селе, у неё было 4 детей, чьи потомки до сих пор живут и учатся среди нас.
 
Как мы видим, священник Филиппов Емельян Филиппович сумел воспитать достойных для общества людей.
Емельян Филиппович умер в 1930 году и был похоронен на территории церкви. За его могилой ухаживают до сих пор.
Со слов самого пожилого жителя нашего села Медведева Анатолия Кузьмича, который прошел всю войну 1941-1945гг. я решила воссоздать  макет церкви.
«Церковь построили очень красивую,  деревянную,  по обеим сторонам было 7 окон с красивыми нарезными наличниками. Крыша была покрыта железно – листовым покрытием.  Внутри все  красиво обделано деревянными фигурами, стены  аккуратно оштукатурены и покрашены бронзовой краской. На крыше купола: большой и малый. На большом куполе была колокольня из семи колоколов».
В 1939 году церковь разобрали на строительство школы. Жители деревни ночью пробирались в церковь и прятали иконы, а вот колокола спасти не удалось – их отправили на переплавку. Школу не построили – началась война, и все заготовки ушли для отопления домов и на сушку зерна.
В 2005 году,  на месте разобранной церкви, построили новую, деревянную и похожую как две капли воды на старое здание.  И сейчас она действующая церковь Казанской иконы Божией  матери.
  


 История школы.
В 1870 году в нашем селе Малые Лызи братством святителя Гурия была основана церковно-приходская школа Казанского уезда. Учились дети разных национальностей – русские, татары, удмурты (вотяки). Всего поступили учиться 12  мальчиков 17 девочек. Дети богатых и бедных. Учил детей священник Емельян Филиппович.
Его дело продолжила  старшая  дочь Мария Емельяновна. В 1902 году она закончила Казанскую учительскую семинарию и была направлена учителем в город Сарапул. Через два года вернулась в родные края и до 1931 года учила детей в Мало-Лызинской школе. Затем  Марию Емельяновну назначили директором школы  в деревню Чулпаново Арского района, где она проработала 11 лет. В 1942 году  вернулась в родную школу, уже семилетнюю, и до пенсии проработала учителем начальных классов. За большие успехи в образовании Филиппова Мария Емельяновна в 1949 году была награждена орденом Ленина и присвоено звание Заслуженного учителя Татарской АССР. 
Среди материалов музея существует копия документа из Национального архива Республики Татарстан. Это анкета для Министерства образования 1920 года. Составила ее Мария Емельяновна. Как видно из анкеты, село Малые Лызи входило в Балтасинскую волость Арского кантона.
Арский кантон - административно-территориальная единица в составе Татарской АССР, существовавшая в 1920—1930 гг. Центр кантона — город Арск.  По данным 1926 года в кантоне было 19 волостей, среди которых Балтасинская,  Шеморданская,  Янгуловская волости.  Волости делились на 462 сельсовета.
 Полное наименование школы - Мало-Лызинская школа 1 ступени. Учились мальчики и девочки трех национальностей. Помещение было деревянное, двухэтажное, из 5 комнат. Освещение керосиновое. Отопление печное. И в школе не было горячего питания. Отсутствовал сад, огород.  Число пропущенных уроков по болезни 1860, за неимением обуви 480.
В школьной библиотеке имелись 27 художественных книг, 600 учебников по русскому языку. А по другим предметам учебников не было. Обучались пению, на физкультуре в основном занимались лыжными упражнениями.  Ученики  плели из соломы шляпки и сумки, вязали крючком кружева и перчатки. А также обучались столярному делу - мальчики умели делать грабли, ложки, ковши. Школа была снабжена необходимыми столярными инструментами: пилой, топором, рубанком.
К январю 1921 года в школе обучались 78 мальчиков, 32 девочки (всего 112 учащихся). Из них 24 татар, 43 русских, 45 удмуртов. В деревне не было татарских семей, дети-татары ходили из соседних деревень: Балтаси, Арбаш, Карадуван,  Тавзарово, объяснялось тем, что в Мало-Лызинкой школе обучение проходило на русском языке, и родители-татары мечтали, чтобы их дети знали этот язык для дальнейшей учёбы. 
 
В 1921 году преподавательский состав был следующим:
Ушмин Александр Афанасьевич, 26 лет, русский, окончил педагогический институт, вел математику.
Филиппова Мария Емельяновна, 35 лет, русская, закончила Казанскую учительскую семинарию, вела географию, историю, русский язык.
Яковлева Дарья Ивановна, 33 года, удмуртка, имела свидетельство на звание учителя,  вела общеобразовательные предметы.
Филиппова Анфиса  Емельяновна, 19 лет, русская,  закончила Малмыжскую гимназию,   вела общеобразовательные предметы.
Хамитов Курбан, 36 лет, татарин, закончил Петропавловскую столярную мастерскую, вел столярное дело.
В 1933 году была открыта неполная средняя школа с семилетним обучением (в настоящее время на этом месте стоит здание детского садика «Родничок»). Здание было деревянное, обшитое, внутри оштукатурено. Всего в школе было 6 классных комнат, где обучались от 30 до 40 учащихся. Первым директором школы был назначен Кушаев Алексей Степанович, который погиб во время Великой Отечественной войны. В 1935 году состоялся первый выпуск из 45 учащихся.
 
Во время войны в нашу деревню приехало много эвакуированных из Москвы, Ленинграда, Украины, Прибалтики. Среди них были талантливые педагоги, которые заложили новую методику преподавания, поэтому в школу старались отдавать своих детей из других деревень –даже из районного центра.
В 1963 году недалеко от старой деревянной было построено кирпичное здание школы. Выпускники вспоминают, как помогали, будучи учениками, копать ямы для фундамента, собирать камни. А в 1974 сделали пристройку второй части школы. В 80-е годы сделали ещё одну пристройку для кухни. А в1990 году Мало-Лызинская школа стала средней.(Приложение 7)
На данный момент построено третье здание школы. Это двухэтажное светлое  здание с подвалом и со всеми удобствами. В 2010 году  наша школа вошла в программу партии «Единой России».
Для нас это было настоящим чудом – школу  возвели  всего за три месяца. Строительство здания взял под личный контроль Президент Татарстана Рустам Минниханов.  24 мая началось строительство  и 7 октября мы уже вошли в новую долгожданную школу.(приложение 7)
   
  Удмуртский писатель Г. С.  Медведев.
 Немало интересных и прекрасных людей училось в нашей школе. Среди них известные руководители, профессора ВУЗов, председатели колхозов, заслуженные артисты Республики Татарстан и Удмуртии, просветители и писатели.
Но особо затронуть хочется имя Медведева Григория Сергеевича.
При открытии в 2010 году нашей школе было присвоено имяГригория Сергеевича Медведева.Творчество удмуртского писателя тесно связано с историей школы и села.(Приложение 8)
Г. С. Медведев родился в 1904 году  в деревне Малые Лызи Арского района (ныне Балтасинского района) Татарской АССР. После окончания начальной школы он не смог продолжить обучение, так как семья была бедная, многодетная (7 детей). После гражданской войны в 1919 году Григорий поступает на курсы подготовки учителей в Елабуге, но и здесь учёбу пришлось прервать. Затем в 1920 году поступает на рабфак в Казани.И это учебное заведение не закончил  из-за тяжёлой жизни. В трудном и голодном 1921 году Григорий помогает отцу в ведении личного хозяйства.
Осенью 1922 года Г. Медведев поступает в первый удмуртский педагогический техникум в Можге. В учебном заведении работал литературно-творческий кружок. Будущий писатель с огромным желанием принимает участие в нем. 26 июля 1925 года в газете «Гудыри» («Гром») публикуется первый рассказ Г. Медведева – «Берпум вуз» («Последний товар»).
В 1925 году  его направляют учителем в село Большая КибьяМожгинского района Удмуртской АССР. Осенью 1929 года писателя  приглашают на работу в редакцию областной газеты «Гудыри» в отдел литературы и искусства. Здесь у него появляется возможность самому серьёзно заняться литературным творчеством. В 1930 году выходит сборник его рассказов «Езюбокырза» («Поют электрические столбы»), в 1932 году – сборник очерков «Етин штурм» («Льняной штурм»).
В период работы в газете у Медведева возникает идея создания крупного произведения о процессе коллективизации в удмуртской деревне. За этот свой замысел автор берётся всерьёз в 1930 году, когда в журнале «Кенеш» начинают публиковаться отдельные главы из задуманного будущего романа. В 1932 году выходит в печати первая часть романа под названием «Лозябесмен» («Лозинское поле»), а вторая часть романа выходит в 1934 году под названием «Кыйкарбамын» («На склоне Кыйкара»). (Кыйкар-змейная гора)
В мае 1934 года Г. Медведева приняли в ряды Союза писателей СССР. После этого молодой писатель поступил на вечернее отделение факультета языка и литературы удмуртского педагогического института и продолжает работу над третьей книгой своего романа. Эту книгу ему уже не посчастливилось увидеть, она вышла лишь в 1959 году под названием «Бадзымнунал» (Большой день»).
«Лозинское поле» – первая удмуртская трилогия, издание которой стало выдающимся фактом в удмуртской литературе. Это произведение  поднимает актуальные вопросы жизни удмуртских деревень во время коллективизации. Все герои трилогии  реалистичны, это образы людей, которые жили в нашем селе.Образ главного героя Бутарова взят с реального жителя Медведева Кузьмы Семеновича, который создал первый колхоз в нашей деревне под названием «Каганович».(приложение)Из уст в уста, из поколения в поколение передаются истории о писателе. Когда вышла книга, многие жители нашего села узнали себя в героях трилогии – кто-то был очень рад и доволен, даже горд, а кто-то, наоборот, очень сильно обиделся.
Писатель также занимался переводом литературных произведений с русского на удмуртский. Перевёл  некоторые произведения М. Горького.
В мае 1937 года Г. Медведева арестовывают по ложному доносу и сажают в тюрьму. 20 ноября 1938 года он трагически погибает. 
В марте 1993 года в доме, где родился и жил писатель, открыли мемориальную доску. На открытие приехал писатель из Удмуртии Петр Кубашев.(приложение9)
В настоящее время его потомки Медведева Г.С. живут в нашей деревне.
  
Заключение.
Хочется, чтоб все помнили о своих предках,  ведь память  - это ниточка,  которая связывает прошлое и настоящее.
И это прекрасно, что в последнее время наблюдается повышенный интерес к истории. Стараются восстанавливать утраченные традиции и обычаи, возрождается интерес людей к истории своего рода.
Работая над исследованием,  я  еще больше узнала о своем родном селе, о людях, которые жили и творили. Узнала их по-настоящему. Поняла, что в  истории моего села, в истории жителей отражается и история России – это и революция, и коллективизация, это и Великая Отечественная война…
В начале своей работы я вспомнила основателя музея Анатолия Васильевича. Учителя, которые работали с ним, говорят, что у него были большие планы – он ездил по архивам, изучал очень много разных документов, разговаривал со старожилами. И все его записи хранятся в музее. Я постаралась их  использовать.
Мне кажется,  что работа на этом не остановится – она только началась. Так как в ходе работы возникли много вопросов, на которые хочется найти ответы. Я поняла, что Анатолий Васильевич, как учитель истории, понимал важность своего дела – потомки должны знать историю не только страны, но и своей малой родины.
 
 
Малые Лызи. 
Церковь Казанской иконы Божией Матери.
Республика Татарстан / Балтасинский район / Малые Лызи
Казанская и Татарстанская епархия / Пестречинское благочиние

Деревянная церковь. 
Действует. 
Престолы:
Казанской иконы Божией Матери 
Год постройки: 2006.
Где находится, как доехать:
Республика Татарстан, Балтасинский район, с. Малые Лызи, ул Центральная, д. 25А.
Координаты:
56.346443, 50.148844 
Проезд:
Из Казани по автодороге через Высокую Гору и Арск на Малмыж. 
Примерно через 100 км от Казани на перекрестке с круговым движением перед селом Балтаси выбрать левую дорогу (в центр Балтасей). 
Доехать до перпендикулярно идущей центральной улицы Балтасей (2,7 км), повернуть налево, ехать около 5 км через Балтаси до села Малые Лызи. Церковь будет слева от дороги, в середине села.
 

 
______________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Балтасинский район Татарстана.
Богаевский П.М. Очерки религиозных представлений вотяков // Этнографическое обозрение. 1890. Кн. 4, № 1. С. 75-109, 116-163; Кн. 5, № 2. С. 77-109; Кн. 7, № 4. С. 42-70.
Гришкина М.В. Численность и расселение удмуртов в XVIII в. // Вопросы этнографии Удмуртии. Ижевск: УдНИИ при СМ УАССР, 1976. С. 95-133.
Емельянов А.И. Курс по этнографии вотяков: Остатки старинных верований и обрядов у вотяков. Казань, 1921. Вып. 3. 156 с.
Кельмаков В.К. К истории удмуртов правобережья Вятки // Материалы по этногенезу удмуртов. Ижевск, 1982. С. 128-144.
Островский Д. Вотяки Казанской губернии // Труды Общества естествоиспытателей при Казанском университете. Казань, 1873. Т. 4, вып. 1. 47 с.

 

ВложениеРазмер
Mal_Lyzi (1).jpg107.57 КБ
Mal_Lyzi (2).jpg109.25 КБ
Mal_Lyzi (3).jpg148.98 КБ
Mal_Lyzi (4).jpg91.5 КБ
Mal_Lyzi (5).jpg57.65 КБ
Mal_Lyzi (6).jpg46.27 КБ

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.