Священное озеро Лызи

Озеро Лызи – сакральная ценность завятских удмуртов (Балтасинский, Кукморский и Мамадышский р-ны Татарстана).

Это озеро пользовалось особым почитанием окрестных жителей. Его побаивались, даже руки боялись сполоснуть. 
Хозяин озера мог жестоко наказать людей за небрежное отношение к себе. 
К нему обращались за помощью в случае болезней и других невзгод.         
   

В XIX – начале XX в. жители окрестных деревень совершали общественные моления у священного озера перед праздником святых Петра и Павла. Закалывали быка, телку и барана деньги. После молений на озере излечивались все болезни. 
Такое отношение к Лызинскому озеру обусловлено его необычными природными характеристиками. Это уникальный водоем карстового происхождения. Озерная впадина располагалась на возвышении в дремучем лесу с мощными деревьями. 
Озеро было полным и черным, глубоким, как кувшин. В нем росли огромные белые лилии. По сведениям местных стариков, тут выловили крупную рыбину весом до 40 кг. Бывало, что вода здесь то убывала, то прибывала. Никто не знал, куда она уходила. Но самое таинственное – однажды это озеро переселилось с одного места на другое. 
По преданию, поначалу озеро находилось около с. Малые Лызи. Как-то проезжавшая мимо цыганка осквернила его, дух озера оскорбился и перевел озеро на другое место. Переселение совершалось на быках ночью во время сильной грозы. 
По словам местных жителей, в начале XIX века еще можно было видеть ложбинку, оставшуюся после перемещения озера. Ныне эта легенда имеет вполне научное разъяснение. В ее основе лежат особые свойства карстовых озер произвольно менять свои очертания, исчезать в годном месте и внезапно появляться в другом.
  
 
КУЛЬТОВЫЕ УДМУРТСКИЕ МЕСТА – ОЗЕРО ЛЫЗИ
Озеро Лызи также представляло собой крупный культовый центр. В XIX - начале XX в. жители 5-6 окрестных деревень бывшего Лызинского прихода совершали моления у священного озера летом перед праздником святых Петра и Павла. Закалывали покупаемых на общественные деньги домашних животных - быка, телку и барана. Обрядовыми церемониями ведали представители одного из родов, эта обязанность передавалась из поколения в поколение. В промежутках в два года совершали простое моление с хлебом вильдон ‘обновление’. 
Раньше Лызинское озеро пользовалось большой известностью и почитанием среди всех малмыжских и мамадышских удмуртов (завятская или арская этнотерриториальная группа удмуртов + удмурты-калмезы. - Н.Ш.). Здесь они приносили в жертву баранов, чтобы излечиться от различных болезней [10. С. 205-207].
По преданию, около середины XIX в. при совершении религиозных церемоний у Лызинского озера выполняли странный обряд. В северной части озера имелось два возвышения, между которыми протекал ручей. На одном из них располагается озеро, а на другом возвышении прежде росли большие ели. Во время молений на одну из елей вешали лубяное чучело человека. Затем ударами палок это чучело сбивали на землю, после чего на этом месте закалывали в жертву барана. Это место называлось нычы вожо ‘священное возношение’ [10. С. 205-207].
 
Существует предание, что прежде Лызинское озеро находилось в другом месте, около с. Малые Лызи, у самого Сибирского тракта; там и совершали жертвоприношения. Говорили, что проезжавшая мимо цыганка помыла в нем грязные пеленки, поэтому дух озера оскорбился и решил перевести озеро на другое место. Переселение совершалось на быках ночью во время сильной грозы. По пути попалась река, но она остановила течение своих вод, услышав рев и шум быков, так что озеро, не смешав своих вод с речной водой, переправилось. 
По свидетельству И.В. Яковлева, на рубеже XIX-XX вв. от старого места расположения до современного озера пролегала ложбинка в виде канавы, якобы оставшаяся после перемещения озера [10. С. 205-207]. Это озеро почитается старожилами и в наши дни. В основе легенды о переселении озера лежат особые свойства карстовых озер произвольно менять свои очертания, исчезать в одном месте и внезапно появляться в другом [9. С. 86-92].
 
Рост численности населения, его дальнейшее расселение, необходимость преодолевать далекие расстояния до священного озера способствовали дроблению культа хозяина озера: аналогичные культовые центры появились и в других местах. Так, религиозные обряды Лкзя ты ‘озеро Лызи’ совершались в Мамадышском уезде (ныне Мама-дышский район РТ) возле одноименных маленьких круглых углублений. А удмурты Ципьинского прихода Малмыжского уезда (ныне Балтасинский район РТ) проводили моления Лкзя ты даже в открытом поле, где не имелось никаких следов существования какого-либо озера.
 
Таким образом, у кукморских удмуртов имелась сеть патронимических священных построек Мудор куала и родовых рощ лудов. В пределах каждого селения стояла общедеревенская (общинная) постройка Быдн>ым куала. Имелись специальные площадки для молодежных гуляний (Батыр съкр, Тыпы улын), места для архаичных дальних молений (Съкр куала, Съкр вксъ), которые располагались далеко за пределами деревни, культовые места для почитания умерших предков. Помимо этого, существовала сеть окружных сельских капищ, на которых совершали моления жители 5-10 окрестных деревень. 
Представители локальных групп удмуртов участвовали в религиозных церемониях, проводимых на территориальных святилищах Нырьинский Курисъкон и Лызинское озеро. Соответственно, каждый мужчина мог принимать участие в молениях в нескольких разных по значению и статусу семейных/патронимических, родовых и общественных капищах в зависимости от истории своей большой или малой семьи, принадлежности к той или иной патронимии, родовой и социокультурной группе.
 
Приведенные данные позволяют сделать предварительное заключение об этносоциальной структуре удмуртского этноса, каждый представитель которого был включен в состав малой семьи или патронимии, клановой или родовой группы, деревенской общины. Каждая сельская округа, в основе которой, как правило, лежало крупное родственное объединение, имела свой религиозный центр. В свою очередь, все жители удмуртских селений правобережья р. Вятки входили в состав этнотерриториального объединения завятские удмурты. Крупные территориальные святилища Нырьинский Курисъкон и Лызинское озеро с уникальными природными характеристиками являлись своеобразной сакральной ценностью завятских удмуртов и выполняли этноконсолидирующие функции. Сведений о существовании святилища общеудмуртского значения не сохранилось, что вполне соответствовало уровню консолидации удмуртского этноса в XIX - начале XX в.
  
 
СЕЛО ЛЫЗИ
Мое село находится в Балтасинском районе Республики Татарстан. Этот край воспет великим Тукаем, здесь,  в этом районе, в деревне Починок Сосна жила его мать и здесь же она похоронена.
Район расположен на севере Республики и граничит с Кировской областью и Республикой Марий Эл, а с другой стороны с Арским, Кукморским и Сабинскими районами. До столицы Казани около ста километров.
В дружбе и согласии живут люди разных национальностей – татары, удмурты, русские…
В нашем селе больше удмуртов. Когда и как расселились они в Балтасинском районе? Как утверждают старожилы, их движение началось с Арского района под давлением опричников Ивана Грозного в середине 16 века. Переселенцы основали деревню Арбаш (удмуртская голова), но и оттуда были вытеснены.
Удмурты строили свои дома в самых глухих местах - у оврагов, у маленьких речушек. Наверно и это все способствовало рождению легенд, которые передаются из уст в уста в нашем селе.
Недалеко от деревни с восточной стороны было голубое чистое озеро, но неожиданно оно исчезло. Легенда гласит, что проезжая по Сибирскому тракту цыганки полоскали в нем пеленки. Озеро обиделось и перекочевало в другое место. Сейчас это озеро называют Черным, вода в нем даже в жаркую погоду холодная, так как в нее впадают несколько родников. Оно очень глубокое и таит немало загадок. Водолазы нашли в  озере пещеры, но войти в них испугались, так как не было подходящего обмундирования.
В настоящее время эта база отдыха, сюда приезжают на лето со всех концов России. Черное озеро окружено лесами.(Приложение 2)
Первоначальное название нашего села - Сергеевка, говорят, что такое название дали марийцы, которые жили в нашем селе, а потом ушли под давлением удмуртов.  Весной в деревне появлялись лужи, и вода попадала в подполье домов. Отсюда и произошло название Малые Лужи, а затем Малые Лызи. А в соседней деревне лужи были большие, и протекали через всю деревню, поэтому и название получили – Большие Лызи.(Приложение 3).
Село стоит среди татарских деревень, в трех километрах от районного центра Балтаси на самом красивом месте. Смотришь на юго-восток – лес Ялтра. С юга – лес Ушминка на горе, а под горой речка, которая протекает через наше село. С севера - луга, речка Шошма и Мусинский лес. Некогда в этом лесу стояла Московская дача, куда приезжали отдыхать купцы на лето из Москвы. Знаменита дача была тем, что окружена сосновыми деревьями и бил ключ с целебной водой, к которой жители нашей деревни ходят до сих пор. (Приложение3)Говорили, что там стояли красивые стеклянные дома, и сейчас можно увидеть только обломки фундамента. Там же, недалеко от этих домов, была суконная фабрика, которой управлял немец Фантглент. Сейчас на этом месте детский лагерь «Романтик». (Приложение 3).
Через Малые Лызи проходит знаменитая дорога Сибирский тракт. Это был почти единственный путь из Европейской России в Сибирь. В пределах Вятского края этот тракт тянулся около 325 верст. Были на этой дороге расположены станции, в которых проезжающие останавливались на ночлег и сменяли лошадей. По этой дороге гоняли скот в Москву, везли купцы товар, а также шли ссыльные в Сибирь. Среди них были и декабристы.
По нему проехал в ссылку на 10 лет знаменитый русский писатель А. Н. Радищев. Во время своего проезда в Сибирь в 1790 году и при возвращении из ссылки в 1797 году писатель вел записи своих дорожных впечатлений. Эти записи составляют содержание его «Записок».  В них  упоминается  станция – селение  Янгулово (ночлег с 13 на 14 ноября). «Около Янгулово по лесам татары бьют медведей, волков, лисиц, зайцев, векшу и мало куниц». В записях Радищева можно прочитать, что в русских и татарских деревнях входят в употребление белые избы, черемисы (марийцы) и вотяки (удмурты) пользовались еще курными избам.

  
______________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Кукморский район Татарстана.
Афанасьев Н. Праздник «лебедей» у вотяков-язычников Мамадышского уезда // Известия РГО. СПб., 1881. Т. 17, вып. 5. С. 281-286.
Богаевский П.М. Очерки религиозных представлений вотяков // Этнографическое обозрение. 1890. Кн. 4, № 1. С. 75-109, 116-163; Кн. 5, № 2. С. 77-109; Кн. 7, № 4. С. 42-70.
Гаврилов Б. Поверья, обряды и обычаи вотяков Мамадышского уезда Урясь-Учинского 
Гришкина М.В. Численность и расселение удмуртов в XVIII в. // Вопросы этнографии Удмуртии. Ижевск: УдНИИ при СМ УАССР, 1976. С. 95-133.
Емельянов А.И. Курс по этнографии вотяков: Остатки старинных верований и обрядов у вотяков. Казань, 1921. Вып. 3. 156 с.
Износков И.А. Список населенных мест Мамадышско-го уезда // Труды IV Археологического съезда в России, бывшего в Казани и с 31 июля по 18 августа 1877 г. Казань: Ти-погр. Императ. ун-та, 1884. С. 116-148. (Реферат, прочитанный на IV Археологическом съезде в Казани в 1877 г.).
Кельмаков В.К. К истории удмуртов правобережья Вятки // Материалы по этногенезу удмуртов. Ижевск, 1982. С. 128-144.
Островский Д. Вотяки Казанской губернии // Труды Общества естествоиспытателей при Казанском университете. Казань, 1873. Т. 4, вып. 1. 47 с.
Шутова Н.И. Озеро в традиционных представлениях народов Камско-Вятского региона // Вестник Удмуртского университета. 2011. № 3. С. 86-92.
ЯковлевИ.В. Заметка о священном озере вотяков Казанского уезда и молении на нем // ИОАИЭ. Казань, 1903. Т. XIX, вып. 1-6. С. 205-207.

 

  

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.