Путешествие в Мамадыш через Париж

Мамадыш, Париж

И так – главный праздник в жизни Команды - 
День рождения Кочующих
12 июня 1993 – 2016г.
Как обычно, посвящаем его краеведческому походу по Татарстану!
В этот раз наш маршрут пролегал по трассе М-7 – вдоль Камы – 
В Мамадышском и Рыбно-Слободском районах РТ.

 

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ТРАССЕ М-7  - ТУТ!

СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО РЫБНО-СЛОБОДСКИЙ РАЙОН РТ - ТУТ!

СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО МАМАДЫШСКИЙ РАЙОН - ТУТ!

 

ДЕВИЗ НАШЕГО ПУТЕШЕСТВИЯ:

Пока горят огни Урала 
Нам всегда всего будет мало
Станем хотя бы точкой в прощальном письме...

 
 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЯ - ДЕНЬ РОЖДЕНИЕ КОЧУЮЩИХ:

Путешествие одного дня
Большая экскурсия от Леонида Абрамова:

Историческое село Шумбут.
Шумбут – старейший винокуренный завод России (300 лет) и Владимирская церковь;
Вотчина графов Воронцовых;
СЕРЕБРЯНЫЙ РОДНИК

Музей ретроавтомобилей на М-7
Музей самоваров.
Мамадыш – старинный город на Вятке. 
Музей и обед.
Набережная в Мамадыше – река Кама.

Обзорный поход по Мамадышу с посещением магазина Мамадышского Сырзавода.
Грахань и Соколка - соединение Вятки и Камы;
красивейшие места Татарстана;
ночевка и дневка на красивом берегу Камы – деревня Сотово
Купание и рыбалка на Каме.
Берсут на Каме – кабанья ферма.

 


Как видим – очень интересный план нашего путешествия!
Дни удались ясные и теплые, Команда собралась дружная – утром 11 июня мы собрались на выезде из Казани – на Мамадышском тракте.
Пока мы ехали по трассе М-7 – Леонид Абрамов вел по рации свою экскурсию, начиная от реки Нокса и села Богородское – до речки Шумбут и села Шумбут.

 

Винокуренный завод в старином селе Шумбут на речке Шумбут                      

 

Увы, завод уже несколько лет как закрыт, принадлежал он Татспиртпрому, но, оказывается мощностей по производству ликеро-водочной продукции сейчас и Объединения в избытке, поэтому сейчас всё простаивает и ржавеет. Видны старинные клёпанные чаны, где бродили рожь, овес и пшеница - получался спирт.

 

Оборудование на заводе было очень старое - наверно, дореволюционное, вполне хороший музей       

 

Здание винокуренного завода сбоку, жалко, что не проходят тут туристские маршруты                        

 

ПРО СЕЛО ШУМБУТ

Статус:     село. 
Муниципальное образование:   сельское поселение Шумбутское (центр муниципального образования) 
Входит в:     Рыбно-Слободский район.
Субъект Федерации:     Республика Татарстан.  
Подчинение:     районное. 
Население:     416 чел.  (2010г.) 
Через село протекает речка Шумбут.
В селе есть комплекс минеральных родников.
В селе действует Церковь Владимирской иконы Божией Матери.
 
 История села -   Село до революции.
Село Шумбут было последним поселением по р.Шумбут и отсюда произошло название Шумбут-конец. Есть предположения, что что в этой местности были большие волнения,что тоже могло послужить названию села.  Село до революции было бедное. Процветали только помещики и управляющий заводом. Крестьяне земли не имели.
 
   Село возникло в период войны Ивана Грозного с татарами. Татары были вытеснены на 25 км вглубь от больших рек. На освободившихся землях поселялись русские. Эти земли были даром Ивана Грозного русским помещикам.
Первым помещиком в Шумбуте был граф Воронцов.
Помещик Воронцов имел 5000 га земли. М.Починок ,д.Колос, Урахча тоже входил в его владения. У помещика был большой сад, водопровод, беседки. Имел 30 собак для охраны. Выращивал рысаков. Построил спирт завод. На заводе был ручной тяжелый труд. Имелась одна паровая машина в 16 л.с.
Освещение - динатуровые или керосиновые лампы. Транспорт - лошади. Спирт шел на изготовление водки и государству. Специалисты и рабочие были без образования. Лаборатории в заводе не было.
Технарук был Пермяков Александр Д., механик - Яимов Онисим Васильевич. Барин Лихачев жил в Москве. Потом Воронцов проиграл спиртзавод в карты Лихачеву. Жители о Лихачеве отзывались положительно. Он давал по просьбе жителей лес, дрова, дома.
     После отмены крепостного права крестьянам выдали 0,5% даровой земли.
Земля была очень плохая, крестьяне бедствовали. До революции платили подушечную подать  по 6-7 рублей. (За 15-20 рублей можно было купить лошадь). 60% дворов не имело лошадей. 30% только читало и писало. Была начальная школа из трех классов, учил поп. В 4 класс брали только одного или двух учеников, чтобы те помогали ему. За ученье бралась плата. В школе  изучали закон божий. Поп был Пенкин Иван Дмитриевич. Учителем был Рубцов Гриоргий Иванович - родом из-за Камы.

 

Храм Владимирской Божьей Матери - в селе Шумбут, недавно отреставрированная церковь                         

 

                               село Шумбут, долина реки Шумбут                                                               

 

                                         внутри отремонтированного храма                                                             

ХРАМ В СЕЛЕ ШУМБУТ

Владимирско-Богородицкая церковь 
Церковь. Действует.   
Престолы: Владимирской иконы Божией Матери, Иоанна Предтечи
Год постройки: 1787.
Адрес: Рыбно-Слободской район, с. Шумбут.
Проезд: Из Казани по автодороге М-7 в сторону Набережных Челнов. Примерно через 95 км после развязки Мамадышского тракта с М-7 повернуть на развязке направо по указателю "Кутлу-Букаш, Шумбут". Примерно через 5 км, после проезда по мосту через реку Шумбутка и въезда в село Кутлу-Букаш повернуть налево но указателю "Шумбут". Примерно через 9 км повернуть налево в село Шумбут. К этому времени церковь хорошо видна слева, на склоне. Через 1,2 км повернуть налево, в сторону центра села. Далее ехать по поселковым грунтовым дорогам около 500 метров в северном направлении, в подъем, оставив Шумбутский спиртзавод слева, внизу.
Координаты: 55.567342, 50.687678.           
Двухпрестольный кирпичный храм Владимирской иконы Божией Матери с. Шумбут был построен в 1787 году на средства помещика И.И. Воронцова. Придел был освящен в честь Пророка и Предтечи Господня Иоанна.

 

                                                Серебрянный родник в селе Шумбут                                           

 

          Уникальный музей ретро автомобилей на трассе М-7 -  кафе "У Самовара"                       

На фото выше - автомобиль (мотоколяска), куда залезли дети - это тот самый автомобиль, на котором снимались в фильме "Операция Ы" - легендарные Вицин, Никулин и Моргунов!

                                          далее также известные советские автомобили                                         

 

                         тут же и легендарные советские автомобили                                             

 

                                             Музей крестьянского быта середины прошлого века                              

 

                                          Музей самоваров и социалистического быта                                          

В кафе  "У самовара" можно перекусить и попить родниковой воды, которая по крану подается сюда.

Далее наш путь лежал в легендарный Мамадыш на реке Вятка.

В кафе города Мамадыш Кочующие пообедали, а на десерт был необычный и оригинальный торт!!!

 

А вот праздничный торт Кочующих на 23 года нашей славной Жизни!!!        Карта России                                     

 

Город Мамадыш - вид с верхней площадки (у музея) на реку Вятку и набережную                             

 

ИСТОРИЯ ГОРОДА МАМАДЫШ

Мамады́ш (тат. Mamadış, Мамадыш) — город (с 1781) в России, административный центр Мамадышского района Татарстана.
Население 14,4 тыс. чел. (2009).
Город расположен на правом берегу реки Вятка (приток Камы), при впадении в неё реки Ошма, в 167 км восточнее Казани.
В честь города Мамадыша в Казани назван Мамадышский тракт.
Возник как татарская деревня Мамадыш с названием по имени первопоселенца. С 17 в. в ней начинают селиться и русские, а после возведения в деревне храма во имя Святой Троицы она становится селом Троицкое, Мамадыш тож.
С 1781 г. уездный город Мамадыш Казанского наместничества (с 1796 г. - Казанская губерния).
В 1856 г. в уездном городе Мамадыш Казанской губернии насчитывалось 1 церковь, 570 домов, 18 лавок.
 История города и района тесно переплетается с историческими событиями и именами знаменитых людей. По легендам, даже царица Сююмбике приезжала сюда на отдых.
Мамадыш впервые упоминается в летописях в 1151 году. Из них видно, что между Мамадышем и Киевской Русью существовали торговые связи.
Страницы древних рукописей и старинные предания рассказывают, что Мамадыш появился очень давно. В одной из наиболее достоверных и распространенных поныне легенд говорится: "...старик Мамадыш остановился на реке Нукрат (Вятка) и стала деревня Мамадыш". А ученый П. Знаменский в своей книге "Казанские татары", изданной в 1910 году и многократно переизданной, ссылаясь на средневекового историка Хисам-Эт-дина, пишет: "Починок Мамадыш основан на пустоши на правом берегу реки Вятка при впадении в нее реки Ошмы стариком Мамадышем, выселившимся сюда после разорения Булгар ханом Тамерланом в конце XIV века" (1391 год)... То есть, название нового поселения на реке Вятка связывается с именем человека, его основавшего: имя собственное - Мамдяш, Мамяш было широко распространено среди булгарского населения./ Эта дата и берется за год основания современного города Мамадыша, которому уже исполнилось 600 лет.
 Древнее булгарское поселение в окрестностях Мамадыша появилось в начале XII века. Оно упоминается как "Ак Кирмэн", "Белые Кирмени", что в адекватном переводе на русский язык - "Белая Крепость") в 1151 году в летописях Киевской Руси... Общеизвестно, что укрепленное городище Керменчук в ХШ-Х1У веках являлось центром удельного княжества Волжско-Камской Булгарии, вполне самостоятельного. И до недавнего времени остатки его стен находились в 18 километрах от современного Мамадыша, недалеко от села Русские Кирмени. С ним связаны и остатки знаменитого кладбища ханов "Ханнар зираты" ("Кладбище ханов").

 

                          карта Мамадышского района в музее Мамадыша                                                         

 

              Животный мир Мамадышского района - тут тоже затесались настоящие Лоси.                         

 

Кости и остатки древних животных - мамонтов, динозавров и саблезубых тигров                                      

Но задолго до этого на мысу между правым крутым берегом Вятки и глубоким оврагом Хлюстов Лог, на красивом взгорке располагалось Мамадышское городище. Оно относится к периоду ананьинской культуры эпохи раннего железа, что приходится на I тысячелетие до нашей эры. Городище находится к югу от южной окраины города и занимает площадь подтреугольной формы, вытянутой в направлении с юго-запада на северо-восток. Длина ее 134 метра при наибольшей ширине в 60 метров, высоте над уровнем реки 33-40 метров; склон к реке очень крутой, внизу бьет мощный родник. С южной стороны площадка была укреплена валом и оборонительным рвом. Вал имеет сильно вытянутую форму длиной 75 метров, шириной у основания 9-10 метров, высотой до 2 метров. По южному склону городище было укреплено известняковыми камнями. Ров перед валом имел ширину до 8 метров и глубину в 1,2 метра. Обнаружено и исследовано городище профессором А. Халиковым в 1955 году. Здесь собран значительный материал, состоящий из обломков костяного псалия и пряслица, тигля и глиняной посуды. Керамика имеет примесь толченых раковин в глиняном тесте: форма сосудов круглодонная, с прямыми шейками, украшенными орнаментом. Среди костей животных определены кости лошади и свиньи. По облику керамики городище относится к среднему этапу ананьинской культуры У1-У веков до нашей эры.

Но шло время, проходили века. Ананьинское городище сменилось именьковским селищем, а затем и булгарским... А в шестнадцатом веке, после взятия в 1552 году Казани Иоаном Грозным и с включением мамадышских земель в состав русского государства, со второй половины XVI века в низовьях междуречья Вятки и Камы стали возникать русские поселения. Первым таким поселением в Мамадышском крае, согласно летописям, стала нынешняя деревня Омара, что в 16 километрах от города. С конца XVI столетия в письменных источниках появляется слово "Мамадыш". В одном из них пишется: "...Приехал Богдан Терехова сын Онучин в 1605 году на пустошь Мамадыш, взял с собой тутошних и окольных людей. Старожильцев отделил, отмежевал от земли,., в вотчину архимандрита Сергия с братией в монастырский оклад...". То есть этот источник свидетельствует, что в начале XVII века коренное население Мамадыша было выселено за его пределы, земли же отданы во владение православного Свияжского Богородского монастыря, где новые жильцы превратились в монастырских крестьян. А уже 3 июля 1613 года была подписана официальная грамота "ОБ ОБРАЗОВАНИИ НА МЕСТЕ СТАРОЙ МАМАДЫШСКОЙ ПУСТОШИ МОНАСТЫРСКОГО СЕЛА ТРОИЦКОЕ-МАМАДЫШ", которое входило в Казанское воеводство, а затем вошло в состав Казанской губернии, как центр Мамадышского уезда. Вскоре, "10 июля 1617 года, архимандриту Заинского монастыря Корнилию разрешается в селе Мамадыше, что на реке Нократ, строить крепость для защиты от ногайских набегов".
При этом повелевалось татар и чувашей к строительству крепости не привлекать.

 

Уголок этнографии в музее Мамадыша - костюмы татар, марийцев и удмуртов                                  

 

                Экскурсия по музею - краеведение, этнография и история района                                     

В последней четверти XVIII века (1773-1775) борьба народных масс вылилась в могучую и трагическую крестьянскую войну под предводительством Емельяна Пугачева. Мамадышская земля выдвинула своих героев, вождей из народа, среди которых особой отвагой прославился Мясогут Гумеров из Кукмора. 4 июля 1774 года Пугачев с 15-тысячным войском выступил из-под Елабуги и переправился через Вятку на Мамадыш. Крестьяне Мамадыша и близлежащих сея и деревень встретили своего освободителя, своего "крестьянского царя" хлебом-солью и колокольным звоном Никольской церкви. За короткий промежуток времени вокруг Пугачева сконцентрировалось около 5 тысяч крестьян Мамадышского края, готовых пойти за своим "добрым царем" и на жизнь и на смерть!.. Большую помощь в формировании новых отрядов из числа татар, мари, удмуртов оказал Бахтияр Канкаев. Получив надежную поддержку на мамадышской земле, войско Пугачева 8 июля 1774 года выступило из Мамадыша в сторону Арска, оттуда - на Казань. Несмотря на скорое поражение войска повстанцев под Казанью, мятежный дух в Мамадыше царил до конца августа 1774 года. Здесь около двух тысяч пеших и конных мятежников установили свою крестьянскую власть. Позже они приняли бой с карательным отрядом, пришедшим к Мамадышу под командой капитана Якова Михалчукова, но плохо вооруженные и необученные повстанцы не смогли устоять против умелого пушечного огня и, под прикрытием дыма пожарищ, были вынуждены скрыться.

 

Стенд посвященный марийской одежде, татарской одежде, удмуртской одежде, башкирской одежде                    

 

                          исторические и культурные памятники района                                                       

 

мемориал в городе Мамадыш                                                                                             

Мамадыш военных лет был глубоким тылом. Сюда были эвакуированы целые учреждения и промышленные предприятия других городов. Так, в Мамадыше оказался подмосковный детский дом и хлопчатобумажная фабрика, в Соколках и Таканыше - ленинградские средние школы. К весне 1944 года Мамадышская хлопчатобумажная фабрика начала выпускать продукты для фронта. На фронт работало и старейшее мамадышское предприятие - спиртовый завод. Коллектив этого завода первым в районе подхватил почти горьковчан "Работать за себя и товарища, ушедшего на фронт!". Под этим же девизом трудились в годы войны и село. В декабре 1941 года в Мамадыше были созданы курсы трактористок, и к весне следующего года они уже подготовили более 80 девушек. В совхозах, при МТС формируется женские бригады. И тем не менее труженики района с большим энтузиазмом участвовали во всех формах всенародного движения в помощь фронту - в создании фонда обороны, сборе средств на вооружение Красной Армии, в подписке на военный заем. Они собирали теплые вещи для тех, кто находится в окопах, отправляли им посылки, часто отрывая своего скудного стола. Так, к марту 1942 года труженики мамадышского тыла внесли в фонд обороны Родины более 263 тыс. рублей, приобрели облигации государственного займа более чем на 167 тыс. и денежно - вещевой лотереи - на 270 тыс. рублей.

Каждому празднику бойцам отправлялись подарки. Свыше 3 млн. рублей трудящиеся района собрали на строительство танковой колонны "Колхозник Татарии". Так, жители Верхнеякинского, Куюкерыксинского и Малмыжского сельских советов внесли в этот фонд по 100 тыс. рублей. Сабир Салимов, Мубаракша Мухамедшин, Шакур Ганеев из деревни Хасаншина и Верхняя Яки перевели в фонд строительства танковой колонны по 5 тыс. рублей каждый. Всем троим пришли личные телеграммы с благодарностью от Верхнего Главнокомандующего Сталина. В том же грозном 1943 года на средство тружеников района были построены самолеты для авиационного звена " Мамадышский колхозник". И снова от И.В. Сталина была получена телеграмма: "Передайте трудящимся Мамадышского района, собравшим 2 млн. (фактически было собрано 2228 тыс. рублей.- Авт.) на строительство боевых самолетов "Мамадышский колхозник", мой братский привет и благодарность Красной Армии". Самолеты для авиазвена " Мамадышский колхозник" изготавливались на Казанском заводе имени С. П. Горбунова.

 

                    памятник Матери-героине, у которой на фронте погибло 8 сыновей                                       

 

    Набережная города Мамадыш  -  река Вятка - деревянные скульптуры                                         

 

Едем на Сыроваренный завод и покупаем там легендарные сорта сыра.

 
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ СЛЕДУЕТ – ТУТ!

НА УСТЬЕ ВЯТКИ!!!

________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:
Команда Кочующие
Экскурсия от Леонида Абрамова

Архивы Татарстана
фото Кочующих.

ВложениеРазмер
P1150286.JPG122.31 КБ
P1150302.JPG115.52 КБ
P1150245.JPG89.1 КБ

Комментарии

традиции Кочующих

традации Кочующих продолжаются!

Краеведческие путешествия по Татарстану проникают в новые районы и населенные пункты!

Будущий год - на 24-летие Команды - 

планируем поехать в Закамье - 

Чистополь - Джукетау - Билярск - Сувар - Нократ - Камские поляны!

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.