Село Большие Метески

 

Метески

БОЛЬШИЕ МЕТЕСКИ (Олы Мђтђскђ)

Село в Тюлячинском р-не, на р. Метескибаш, в 7 км к З. от с. Тюлячи.

На 2000 - 591 жит. (татары). Полеводство, мол. скот-во, пчел-во.

Ср. школа, дом культуры, б-ка.

Осн. в период Казанского ханства.

В 18 - 1-й пол. 19 вв. жители относились к категории гос. крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, портняжным промыслом.

По сведениям 1859, в Б.М. была мечеть.

В нач. 20 в. здесь функционировали 2 мечети, 2 медресе, 2 вод. мельницы, кузница, крупообдирка, 4 мелочные лавки. В этот период земельный надел сел. общины составлял 1598 дес.

До 1920 село входило в Пановскую вол. Лаишевского у. Казанской губ.

С 1920 в составе Лаишевского, с 1927 - Арского кантонов ТАССР.

С 10.8.1930 в Сабинском, с 10.2.1935 в Тюлячинском, с 12.10.1959 в Сабинском, с 4.10.1991 в Тюлячинском р-нах.

Число жит.: в 1782 - 190 душ муж. пола; в 1859 - 1209, в 1897 - 1503, в 1908 - 1633, в 1920 - 1575, в 1926 - 1177, в 1938 - 1061, в 1949 - 926, в 1958 - 745, в 1970 - 811, в 1979 - 672, в 1989 - 573 чел.

 

 Олы Мәтәскә (статья Рустема Ахунова)

БОЛЬШИЕ МЕТЕСКИ Тюлячинского р-на РТ

Татарское село Большие Метески нынешнего Тюлячинского района РТ, было основано во времена Казанского ханства. По версии Р.Ризванова о происхождении татарских топонимов, Олы Мәтәскә могли быть основаны изначально как сторожевой гарнизон на подступах ханской Казани, что косвенно подтверждается и расположением этого села на расстоянии в два дневных перехода от защищаемого центра ханства. Но в какой-то момент и силы центра оказались неравными в борьбе с захватчиками.

    

    Карта местности (до революции) с н.п.: Б.Метески, Тюлячи, Пановка, Ключищи

 

 Известно, что после трагических для казанских татар событий 1552 года, те из них, которые отказывались перейти из ислама в православие, подвергались гонениям. Кто-то из местной аристократии мог войти в служилое сословие татар, однако множество факторов способствовало тому, что в царской России с 18 века бóльшую часть татар родом из бывшего казанского ханства сделали государственными крестьянами. Это была не самая плохая участь для татар, ещё худшей судьбе подверглись те татары, которых определили в лашманы. Государственные крестьяне, не были на положении бессловесных рабов, их не могли продавать по отдельности как щенят и крепостных. Но они были жёстко закреплены за выданными им земельными наделами, которые гос. крестьяне не могли покидать самостоятельно, несмотря на выжимающие все соки бремя государственного налога.

Именно таким селом государственных крестьян стали с начала XVIII века Большие Метески.

 

 Время правления императрицы Екатерины II, характерно, как обилием восстаний, в т.ч. самого известного, под предводительством Пугачёва, так и компромиссным решением верховной власти в вопросе вероисповедания дать послабления иноверцам. Хотя бунты и восстания жестоко подавлялись, власть поняла, что в политике проводимой к нерусской части подданных Российской Империи, надо быть лояльней и веротерпимее. Теперь в местах проживания татар-мусульман разрешалось строить мечети. Однако, такое строительство требовало определённых средств, которые простым крестьянам собрать было очень сложно. Потому возрождение традиций ислама шло не очень быстро. Но точно известно, что уже к 1859 году в селе Б.Метески была своя мечеть (не сохранилась).

 

     

Современная мечеть     Общий вид с мечетью

 

     Мечеть

 

Сведения о магометанских приходах ежегодно подавались в Казанскую Губернскую Управу. Во всяком случае, такая регулярность наблюдалась с середины XIX столетия. Если хорошо поискать, то много интересного можно найти. Так в 1896 году ведение первым мусульманским приходом села Большие Метески, значилось за отбывшем воинскую повинность по очередному порядку Шарафутдином Заинутдиновым (ок.1836-?), которого назначили имамом указом от 28 апреля 1866г. за № 4003. За первым приходом значился и также отбывший воинскую повинность по очередному порядку имам Мир Хайрутдин Зайнутдинов (1845-?), указ о назначении от 24 ноября 1874 г. за № 9286. Приход составляли 132 домовладельцев, всего же 350 мужчин и 331 женщин. При мечети первого прихода татарской грамоте и основам исламских наук обучалось 6 мальчиков и 9 девочек.

 

 За вторым приходом этого села значились, отбывший воинскую повинность по очередному порядку, Мухаметзян Абдрахманов (он же Абдрахимов), имамъ хатыпъ по указу о назначенiи от 03 июля 1873 г. за № 6415. И числящийся ратником ополчения 1 разряда, после отбытия воинской повинности по очередному порядку, Зiаутдинъ Мухаметзяновъ (ок.1867-?) имамъ, хатыпъ и мугалимъ, указъ о назначенiи от 15 декабря 1895 г. за № 3033. Второй приход составляли 143 домовладельцев, всего 365 мужчин и 340 женщин. При мечети второго прихода татарской грамоте и основам исламских наук обучалось 20 мальчиков и 30 девочек.

 

В начале 18 в. здесь уже было не просто 2 мечети, но действовало и 2 медресе при них (не сохранились). Так, в Адресъ-календаре и справочной книжке Казанской губернiи на 1915 годъ написано, что 1-м приходом в Бол.Метески, при котором имелась мактаб, ведали хатып Миршарафутдин Зайнутдинов (ок.1838-?) и имам Мухамет-Салих Муслинов; 2-м приходом, при котором также имелась мактаб, ведали имам Мухамет-Галим Мухметзянов и всё тот же имам Зиагутдин Мухаметзянов. К началу ХХ века выросло и благосостояние сельской общины: здесь работали 2 водяные мельницы, кузница, крупообдирка, действовали 4 мелочные лавки. А земельный надел общины составлял 1598 десятин.

 Но часть селян всё же покидало родные места. Кто-то жаждал получения качественного образования, как уроженец Олы Мәтәскә, Давлетшин Гадей, обучавшийся в лучшем медрсе Казани - Апанаевском. В историческом районе Бишбалта (Адмиралтейская слобода) Казани, в доме Ахмадеева на ул Тулуповка, проживал учащийся второго высшего начального училища Бадретдин Тазетдинов, отец которого оставлся жить в родном селе содержа семь человек семьи. Не только жажада образования, побуждала покинуть родное село. Мои дедушка Закир и один из его старших братьев, Салахутдин, покинули Олы Мәтәскә в попытке открыть собственное дело. И попытке, далеко не безуспешной.

 Рост населения Олы Мәтәскә и его спады в связи с факторами внешних событий, отражены в обобщении статистических данных числа жителей Б.Метески в разные периоды времени, в публикации первого тома Татарской энциклопедии: в 1782 году население села составляло 190 душ мужескаго пола; в 1859г. - 1209, в 1897г. - 1503, в 1908г. - 1633, в 1920г. - 1575, в 1926г. - 1177, в 1938г. - 1061, в 1949г. - 926, в 1958г. - 745, в 1970г. - 811, в 1979г. - 672, в 1989г. - 573 человек. Интересно, что если хозяин с женой, как это было в семье Сайфутдиновых, держали мелочную лавку, то их дети невестки и внуки числились земледельцами. Но были и те, например Сайфутдиновы, где почти все члены семьи занимались торговлей. А один из сыновей хозяина, Мухаметзакир Баязитов, торговал по базарам, т.е. за пределами родного села. В этой семье, только одна невестка (жена Шагейахмета Баязитова) числилась земледельцем при муже.

 

     Материалы ревизских сказок свидетельствуют о том, что в середине XIX века Б.Метески являлись волостным центром. К моменту первой всероссийской переписи населения 1897 года, Б.Метески утратили это значение и относились уже к Ключищинской волости Лаишевского уезда Казанской губернии. Но вскоре волостная приписка этого села вновь изменилась, и до 1920 года Б.Метески входили в Пановскую волость Лаишевского уезда Казанской губернии. С 1920 село было в составе Лаишевского, с 1927 - Арского кантонов ТАССР. С 10.8.1930г. в Сабинском, с 10.2.1935г. в Тюлячинском, с 12.10.1959г. в Сабинском, с 4.10.1991г. в Тюлячинском районах. Похозяйственные книги села Б.Метсеки периода 1930-х годов, свидетельствуют о значительном проценте «раскулачивания» местных селян.

 

                                            ПАМЯТНИК  ПОГИБШИМ  СОЛДАТАМ             

Как сложились судьбы репрессированых, неизвестно. Семье здешнего уроженца Закира Залялетдиновича Ахунова, повезло больше. Он с конца 19 века вообще жил за предалами Казанской губернии, лишь несколько раз наведывался в село на праздники. Революция побудила его вернуться в бывшую Казанскую губернию из Челябинска, где он был купцом второй гильдии. В 1933 году, его средняя дочь Ркия смогла получить в большеметескинском сельсовете справку, что её отец происхождением крестьянин-середняк. В деревне у самого Закира Залалетдиновича не было личного хозяйства, а за отсутствием претендентов на перераспределение прав собственности на такое хозяйство, справку выдали достаточно легко. Она же послужила в дальнейшем своего рода «охранной грамотой» от преследования по сословно-имущественному признаку. 

    

    Школа им.Ф.Хусни

 

 Ещё предстоит изучить сколько интересных людей вышло из этого села. Здешняя школа носит имя земляка - известного татарского писателя советского периода – Фатих Хусни. В числе современных известных уроженцев Олы Мәтәскә перечислены и заместитель Генерального директора Казанского завода «Оргсинтез» Гайфетдин Шайхиев, солист Татарского Государственного ансамбля песни и пляски Дамир Имамиев, «Заслуженные работники культуры Республики Татарстан» - Сария Гарипова, Флюза Галявиева, Эмиль Хузиахметов, «Заслуженные работники сельского хозяйства Республики Татарстан» - Минсылу Шайхутдинова, Ринат Ногманов, «Заслуженный работник перерабатывающей промышленности Республики Татарстан» - директор Тюлячинского маслодельного завода - Талгать Низамов, «Заслуженный работник связи Республики Татарстан» Назир Ногманов. Судя по всему, список современных уроженцев Олы Мәтәскә внёсших существенный вклад в развитие своего края, Республики Татарстан, в развитие культуры татарского народа, не ограничивается перечисленными выше фамилиями.

 Однако, сейчас уже стало забываться, что и отец первого татарского национального скульптора Садри Ахуна, тоже родом из Олы Мәтәскә. Но поскольку отец Садри Ахуна - Салахутдин Залялетдинович Ахунов в конце XIX века «отлучился» из села и обосновался в Екатеринбурге, сам С.Ахун родился уже в этом уральском городе (1903г). Тем не менее, в ряде документов челябинского периода его жизни (до 1921г.) и сам С.Ахун отмечал, что родом из села Большие Метески Лаишевского уезда.

 

                                       ЗДАНИЕ  СЕЛЬСОВЕТА В СЕЛЕ                

    

Известный мусульманский торгово-промышленный справочник «Саудегер» (1911г), указывает как минимум на двоих уроженцев села Б.Метески Лаишевского уезда. А именно по бакалейной торговле в с.Б.Метески Лаишевского уезда: Галиахмет Хазиахметов (колонка 45), по торговле азиатскими товарами в Челябинске: Закир Залялетдинович Ахунов (колонка 80). И хотя Закир был младшим ребёнком в семье Залялетдина (соотв. младшим братом С.З.Ахунова), именно он стал известным мусульманским предпринимателем и общественным деятелем на Урале (Челябинск). Ещё в отрочестве «временно отлучившись» из села и устроившись работать в уфимский магазин приказчиком, он смог собрать определённый капитал, чтобы начать своё дело, уже перебравшись в Челябинск. Здесь З.З.Ахунов вёл торговлю мануфактурой, азиатскими и колониальными товарами. Дважды избирался в Гласным Городской Думы, представлял купеческое сословие в Сиротском суде Челябинска. Был одним из учредителей Челябинского Мусульманского Благотворительного Общества, а с 1914г, его председателем. Также являлся пожизненным членом правления Бесплатной мусульманской библиотеки-читальни при соборной Ак-мечети Челябинска.

 К сожалению, справочник Саудегер несёт в себе и неточности, к тому же не даёт сведений о месте рождения приведённых персон, обнаружение их – результат свода кропотливого просмотра напечатанных там материалов и других источников. Но не все неточности легко выявить. Потому, вполне возможно, что упоминаемый там в разделе мануфактурных товаров по г.Казань Казанской губернии, Абдрахманов Шакир Бикчентаевич (колонка 36), может быть тем самым урождённым Олы Мәтәскә Абдрахимовым Мухаметшакиром Бикчентеевичем (1854-1917). Который в соответсвии с приведённым ниже источником был казанским второй гильдии купцом, избирался гласным городской думы. Его женой была Биби-Гайша Исхаковна Айтуганова (1869-1899). Сами Айтугановы, тоже были выходцами из Олы Мәтәскә а именно родиллся в этом селе дед Биби-Гайши - Идрис Айтуганов (1818-1880). Начав своё дело с небольшой торговли «красным» товаром и галантереей, Идрис Айтуганов сумел организовать в губернском центре собственную сеть по оптовой продаже мануфактуры. В 1851г. он был причислен ко второй гильдии казанского купечества. Его дело успешно продолжил сын Исхак (1843-1890) который к тому же зарекомендовал себя и как общественный деятель. Исхак Айтуганов неоднократно избирался гласным Казанской Городской Думы (1883-1890 гг.), а также являлся членом учетного комитета казанского городского общественного банка в период 1885-1890 гг. Как раз одной из дочерей Исхака и была Биби-Гайша, вышедшая замуж за Мухаметшакира Абдрахимова. К сожалению, Айтугановы не нашли достойное отражение на страницах справочника САУДЕГЕР. Однако, родовая мощь соединившихся фамилий Абдрахимовых и Айтугановых не увяла, а дала новый талант. Татарский писатель, публицист, литературовед и историк.Мухаметгали Мухаметшакирович Абдрахимов (Гали Рахим, 1892-1943) был одним из детей Мухаметшакира и Биби-Гайши Абдрахимовых. К сожалению, Мухаметгали Абдрахимов был необосновано репрессирован. Однако, и до революции не всегда жизнь здешних селян была сладкой, хотя что такое мёд им было известно очень хорошо.

 

Издавна основным видом деятельности крестьян в Олы Мәтәскә было полеводство, молочное животноводство и пчеловодство. Надо заметить, что в дореволюционное время базар в соседних Тюлячах, славился далеко за пределами уезда. Как отмечалось в земской прессе того времени, уникальным, по отношению к другим базарам Казанской губернии, было именно представление на здешнем базаре как продукции пчеловодства, так и пчеловодческих средств производства. А ведь пчеловодство, как было отмечено, являлось одним из профильных занятий селян Олы Мәтәскә. Один из «внешкоров» земской прессы так описывал тюлячинский базар:

Тюлячинский базар… действительно славился в Лаишевском уезде своей бойкой торговлей всевозможными товарами, необходимыми для сельского хозяина и интеллигента.

На этом базаре можно было приобрести то, чего на других базарах редко встретить.

Я хочу сказать несколько слов о торговле пчёлами на вышеупомянутом базаре.

Ежегодно на Тюлячинский базар вывозят большое количество пчёл (колод) чему можно удивиться, так как на других базарах, на которых мне приходилось бывать, о пчёлах даже и помина нет. Пчёлы, большею частью, вывозятся… из разных мест Лаишевского и Мамадышского уездов. Особенно в настоящем 1905 году пчел было очень много и купить было очень выгодно. Покупателями за прошлые годы являлись большею частью из Уржумского уезда Вятской губернии; покупатели эти брали пчел охотно и без выбора и платили цену хорошую без торгов от 5 до 8 рублей за колоду. В настоящем году этих покупателей почему-то не было, ввиду чего цены на пчёл были очень низки, за недостатком покупателей, от 3 до 5 рублей можно было купить на выбор самый хороший улей, так что настоящий год представлялся самым удобным и подходящим для желающего обзавестись пчеловодством….

 

Далее, земский внешкор приводит пример, как выбирать улей и каким образом избежать надувательства при покупке, ибо не все торговые гости Тюлячинского базара отличались честностью и высокой нравственностью. Однако, селян Олы Мәтәскә здесь обмануть было сложно, ведь к тому времени у них имелся неплохой опыт пчеловодства. Так, ещё в переписных листах Больше-Метескинского сельского общества за 1897 год составленных Лаишевской переписной уездной комиссией, почти все члены семьи муллы второго сельского прихода, помимо основного земледельческого занятия имели отметку, что вспомогательным занятием доставляющим средства к существованию для них является пчеловодство. Или, к примеру, в многочисленной семье Абдуллиных, 45-летняя жена хозяина – Абдуллина Губайшика Мустафина, тоже значилась как пчеловод. Как побочным продуктом пчеловодства, в семействе Мулюковых занимались воском, а за хозяином двора, Вафой Мулюковым, числился восковой заводик.

 

 

 

Cохранились в этом селе и традиции казанских татар строить дворовые службы из бутового и известнякового камня. Причём, не только в личном хозяйстве. Есть здесь и большие ангары из бутового камня. В личном хозяйстве, как это было в старину, дворовые службы выходили одной стеной на ограду двора. В данном случае, дворовая служба сложена подобно каменному магазину, устроенному известным татарским благотворителем Галиахмет-баем в Балыклы-Чукаево (Лаишевский уезд, ныне Рыбно-Слободской р-н РТ), наряду с постронной там на его средства, каменной мечетью. Однако, сборно-каменная постройка в Олы Мәтәскә современная, что подтвердили хозяева этого двора.

 

      

      

 

Подъезжающего к этому селу, встречает запруда превратившаяся в озеро и дивные пейзажи, представляющие собой поля обрамлённые холмами, имеющие живописные срезы похожие на известняковые отложения. В некоторых местах на срезах видны террасы, сделанные для устранения дальнейшего размывания глинистых отложений. По сельской дороге размеренно проезжает то старенький трактор Беларусь, то труженик КАМАЗ.

 

 

 

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

Рустем Ахунов

http://rustik68.narod.ru/rt/oly-metesqi.html

http://www.ite.antat.ru/articles/punkt_b/b206.htm

 

 

 

ВложениеРазмер
карта187.47 КБ
Село Большие Метески61.84 КБ
Село Большие Метески107.28 КБ
Село Метески72.47 КБ
Село Большие Метески88.63 КБ
Тюлячинский район86.13 КБ
памятник104.61 КБ
школа104.86 КБ
мечеть128 КБ
вид на село53.42 КБ
Село Большие Метески78.61 КБ
Meteski (14).jpg55.77 КБ
Meteski (15).jpg74.26 КБ

Комментарии

про село?

Добрый день! можно ли к вам обратиться с вопросом - из этого села мои предки, а потом родители в 60-х годах переехали в другой город, в сети про эти места почти ничего нет, вот нашел ваш интересный сайт, есть ли какие-нибудь сведенья про семью Валитовых и Закирзяновых из этого села.

Или может к кому-то обратиться по данному вопросу? заранее благодарю!

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.