Покш Пандо

На обширном пространстве юго-востока Татарстана еще много  неизведанных и красивых мест, которые расположены в пределах Бугульминско-Белебеевского нагорья. Среди гор и холмов совсем недавно тут появился новый памятник природы под загадочным названием Покш Пандо. Данный объект уже официально внесен в реестр охраняемых территорий РТ. 

 

СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО ЛЕНИНОГОРСКИЙ РАЙОН - ТУТ!

БУГУЛЬМИНСКО-БЕЛЕБЕЕВСКАЯ ВОЗВЫШЕННОСТЬ - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО ШУГУРОВСКИЕ ШТОЛЬНИ - ТУТ! 

СТАТЬИ ПРО МОРДОВСКИЙ НАРОД - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО РЕКУ ШЕШМА - ТУТ!

  
Знатоки местных республик сразу отметят, что название ООПТ явно финно-угорского происхождения, и они не ошибутся, так как издревле в этих краях проживали эрзя (мордовское племя). И в переводе с эрзянского Покш Пандо – это Большая гора.
Расположено это живописное место на холмистом берегу реки Шешма (левый приток Камы) около мордовского селения Спиридоновка (Лениногорский р-н РТ).
Отмежеванная площадь ПП Покш Пандо составляет почти 13 гектар, однако местные жители этим названием обозначили несколько большую территорию, куда входят холмы и родники.


Основная цель создания ПП Покш Пандо – это сохранение красивых природных ландшафтов, охрана редких растений, птиц, насекомых и животных.
В частности, из редких птиц тут гнездятся такие редкие птицы: могильник, пустельга, полевой и луговой лунь, желтая трясогузка, сыч, золотистая щурка.
Из редких растений тут можно встретить: ковыль перистый, ковыль красивейший, адонис весенний, ветреница дубравная и другие.
Из животных в пределах ПП и окрестных мест могут обитать заяц-русак, хорь степной, полевка, крот.
 Многие представители флоры и фауны занесены в Красную книгу РТ.
 

                                             карта памятника природы Покш Пандо                                              
 
Интересна история у села Спиридоновка (эрз. Винай веле). В древние времена в эти безлюдные края переселились мордовские крестьяне из Нижегородской губернии.
Деревню основали у реки Шешма, которая протекала между зеленых холмов, покрытых лесом и лугами. Сохранились мордовские названия различных природных объектов и частей селения:
 «Покш веле — Большая деревня» — на левом высоком берегу реки; 
«Томбале — Та сторона, Заречье», иногда называемая: «Арбузовка». 
«Покш веле» делится на «Ало пе» — Нижний конец, и «Вере пе» — верхний конец. 
Нижний конец «Томбале» иногда еще называют «Ватракшовка» — Лягушатник.
Эрзяне в 17-18 веках уже числились как новокрещенные, но придерживались многих языческих традиций, около деревни существовали священные места, где мордва проводила свои моления. Красивые природные места сами по себе являлись сакральными для многих финно-угорских народов. Поэтому многим холмам, родникам, оврагам, лесным рощам давались собственные имена и названия – для мордвы они были как бы живыми существами.
Также очень долгое время у эрзян (мордвы) кроме обычных (крещеных) имен были собственные, языческие и родовые прозвища. По этой причине и у селения было долгое время два наименования, поскольку основатель села – Спиридон – имел второе мордовское имя: Винай, поэтому в народе у села название: Винай-веле, а фамилия Винаев была распространена в деревне до начала 20-го века. 

Покш Пандо
Местные названия (топономика) также сохранила обрядовые мордовские места и места проведения праздников, например, недалеко от Покш Пандо располагается источник «Баба Каль» (или с эрзянского: «Бабушка Ива»), этот родник раньше имел имя «Баба-озкс», он  считался святым, и около него в определенные дни проводились женские моления. Считалось, что дух родника покровительствует женщинам и матерям, может избавить их и детей от различных напастей и болезней.
Уже в конце 19-го века в селе проживало почти 1200 человек и имелось около 140 дворов, работал кожевенный завод, действовало множество лавок.
В начале 20-го века в селе был возведен каменный храм Архангела Михаила.
 
Местность на берегах Шешмы была богата на родники и ключи.
У подножья горы бьет источник Покш Пандо (имеет такое же название как и памятник природы). Сейчас источник освящен по чину православной церкви.
  
Не так далеко в лесном массиве есть источник «Макар латко» (по-мордовски: «Макаров овраг»). Бытует легенда, что тут жил беглый человек по имени Макар, который лечил и помогал всем приходящим к нему людям.
В наше время нефтяники из  НГДУ «Лениногорскнефть» обустроили этот источник, поставили навес и скамейки. На просторной поляне в этом месте местные жители празднуют Троицу, а также проводят древний праздник  - встречают Медведя.
 
В окрестностях села есть источник «Баба-каль» («Бабушка-ивушка»), раньше он был языческий и покровительствовал женщинам, но потом тут была установлена часовня и родник освятили в честь Богородицы. Сейчас это тоже место отдыха.
  
 
Где находится, как добраться:
Село Спиридоновка, Лениногорский район,  р. Татарстан.
Зеленорощинское сельское поселение.
Деревня располагается среди красивых холмов на обоих берегах реки Шешмы. 
Расстояние до районного центра (Лениногорска) — около 35 км (по дорогам) в северо-восточном направлении. Расстояние до границы республики — около 5 км.
До селения из Казани можно добраться по трассе Р239 – Оренбургский тракт.
От Альметьевска следует ехать в сторону Лениногорска по указателям.
     

___________________________________________________________________________________________________________
 
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Зеленорощинское сельское поселение. Данные краеведческого сайта.
Тайсин А.С. География Республики Татарстан: Учеб. Пособие для 8-9 классов средней общеобразовательной школы, Казань, Магариф, 2009г.
По материалам газеты «Параскева» № 26 2004 г. Михайлов И.П. Годы советские — рассказы  Бочкарёва К.П.
Памятники природы Татарстана.
Татарская энциклопедия: В 6 т /Гл. ред. М. Х. Хасанов, отв. ред. Г. С. Сабирзянов. — Казань: Институт Татарской Энциклопедии.
Автор фото Валерий Гурьянов.
Сивоглазов В.И. Многообразие живой природы Татарстана. Животные. Казань, 2008.

 

ВложениеРазмер
Покш Пандо492.79 КБ
Покш Пандо22.99 КБ
Покш Пандо237.13 КБ

Комментарии

аватар: Кэп

праздник Балтай

очень нтересен тот факт, что только в Татарстане у мордвы (народа эрзя) сохранился праздник Балтай - 

это праздник встречи медведя, нигде больше такой праздник не встречается, даже в Мордовии.

Самым известным местом такого обряда является село Мордовская Кармалка в Лениногорском районе, 

и как отголосок в архивах есть данные о таком же празднике у мордвы села Спиридоновка.

Вероятно, что сейчас такого праздника не проводят, но буквально век назад тут наряжали самого большого мужчину в "медведя", встречали его из леса поднимая березовые и липовые ветви со свежими листьями. Народ был празднично одет и пел эрзянские песни. Таким образом, по преданию эрзя привечала древнее лесное божество Виряву и её мужа Медведя.

Это древний отголосок финно-угорских народов о своем природном доме - им является Лес.

Мордва, которая обитала под кровом лесных покоев таким обрядом пыталась задобрить лесного хозяина, чтобы он не трогал людей и домашний скот.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru