Могилы Ходжи Хасана и Малика

Уникальное священное для татар место расположено в Кайбицком районе, около села Хозесаново. Уникальность его в том, что это древнее мусульманское кладбище в настоящее время расположено среди кряшенских населенных пунктов. На этом месте были похоронены первооснователи местных селений, которые почитаются и являются объектом паломничества и поклонения. 

 

СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО КАЙБИЦКИЙ РАЙОН - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО КАЙБИЦКИЕ ДУБРАВЫ - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО РЕКУ СВИЯГА - ТУТ!

ГЕОГРАФИЯ КАЙБИЦКОГО РАЙОНА - ТУТ! 

РОДНИКИ КАЙБИЦКОГО РАЙОНА - ТУТ!

  
Если рассматривать карту татарстанского Заволжья и Кайбицкого района, то можно заметить большой «выступ» территории, который заходит далеко в республику Чувашия. Часто у наших географов это называется «Молькеевский куст» или «Молькеевский анклав», при этом территориально он связан с районным центром – Большие Кайбицы. Названо оно так из-за крупного села Молькеево, которое расположено около Хозесаново, многие населенные пункты в этих сельских поселениях издревле заселены народом кряшен (или как их ещё называют, крещенными татарами). Всего в данном районе около двенадцати кряшенских сел и деревень.
Не зависимо от вероисповедания (ислам или православие) местные жители особо почитают могилы отцов-основателей – это захоронения Ходжи Хасана (село Хозесаново) и Мяльки (по-другому: Малик) бабая (село Молькеево). Для совершения паломничества сюда обязательно приглашают муллу, чтобы провести моление по мусульманскому обряду. Тем и уникально это кладбище, что в окружении православного населения, татарскую святыню почитают как кряшен, так и татары, исповедующие ислам.
 


Само Хозесаново – вполне жизнеспособное село, где проживает около шести сотен человек, лежит оно на берегу речки Инеш (в переводе с татарского: ручей) – это приток реки Кубня (бассейн Свияги). Люди работают на животноводческом комплексе и на своих подворьях.
Особенно многочисленно село во время празднования Сабантуя, сюда приезжает множество родственников и гостей из разных уголков республики. Часто тут бывает муфтий Духовного управления мусульман РТ Камиль хазрат Самигуллин. Камиль хазрат при посещении села всегда заходит на старинное кладбище, и около могилы основателя Хозесаново читает суру из Корана - «Йасин». Как он сам объясняет – из этого селения вышли его предки, следовательно, его род идет от легендарного Ходжи Хасана (до сих пор тут проживают его родственники).
 


По легендам и преданиям Хозесаново было основано во времена Поволжской Булгарии. Тогда грозный азиатский полководец Тимур пошел со своим могущественным войском на Волгу и разорил древние города Булгар и Биляр. В то беспокойное время на камских берегах (недалеко от нынешнего Чистополя – скорее всего, это городище Джуке-тау) жил один очень уважаемый пожилой человек из династии «Великой Би» (Олы би ыруыннан). Чтобы сохранить свой род в годы великих несчастий, он благословил трех своих сыновей на дальний поход в глухие места на правом берегу Волги. Каждому сыну он дал по хорошему скакуну и много припасов, а когда они собрались в путь, то наставлял их: «Скачите до тех пор, пока лошади не помрут в пути». 
И далее по его совету, следовало основать селения в этих краях. После отъезда сыновей старец долго молил Всевышнего, чтобы этот поход стал удачным. Его сыновей звали: Хасан (старший), Малик (средний) и Карабаш (Корбан, Корбангали, младший). В преданиях говорится, что старик был из династии «Великой Би» (Олы би ыруыннан). 
По молитвам отца – случилось все так, как он задумал: его сыновья основали Хозесаново (Хужа Хасан), Молькеево (Мялки) и Старый Курбаш (Иске Корбаш). Самым известным и почитаемым человеком в округе был старший из братьев: Ходжа (Хужа) Хасан. Он прожил долгую жизнь и оставил после себя большое потомство, его похоронили около родового села Хозесаново. После его смерти могилу Хасана посещали его дети, внуки и односельчане. А потом его могила стала предметом паломничества татар со всей округи. Даже в настоящее время на кладбище приезжают помолиться из многих сел и деревень Кайбицкого района (и даже из соседних районов Заволжья): из Чутеево татарского, Багишево, Старых Чечкаб, Акзегитово, Кугешево, Айдарово, Бакырчи, Кукшем, Кугеево. 


Могила Ходжи Хасана находится на окраине села, в самом начале улицы Ташилка (Таш елга – Каменная речка) – на берегу реки Инеш. За могилой ухаживают местные жители, она обнесена металлической оградой, вокруг неё посажены кусты сирени. В наше время еще сохранился надгробный камень на могиле, от времени он наполовину врос в землю. Около захоронения основателя села находится мусульманское кладбище, где хоронили жителей Хозесаново до крещения в 18-м веке.
По местным преданиям, сам Ходжа Хасан жил примерно в этом месте – на высоком берегу речки Инеш, а около его дома бил родник с прекрасной и чистой водой. Примерно в этом же месте в Инеш впадает малый приток – речка Зангар су (голубая вода). В те стародавние времена тут было укромное и живописное место. Вокруг деревни стояли дремучие леса, где жители занимались охотой и бортничеством, около селения протекала Инеш с заливными лугами, а недалеко была полноводная река Кубня, где было много рыбы. Земля в этих краях также была плодородной, поэтому многие занимались земледелием и выращиванием зерновых. Местные жители также всегда держали множество скота.
 


Буквально по окраине села Хозесаново проходит граница РТ и Чувашии, при этом в 30-е годы прошлого века эти территории передали в Чувашскую республику. Но после письменного ходатайства в центральную власть по делам национальностей – в Москву – эти земли вернули в Татарскую автономную республику.
Хозесаново в наше время обеспечено газом, тут построена одноэтажная школа, есть сельский клуб (с библиотекой), администрация и два магазина. В основном местные жители заняты на сельхозпредприятии «Кубня». Буквально недавно (в прошлом году) стало известно, что недалеко от селения будет проложена трансконтинентальная трасса М-12 (Западная Европа - Китай).
Один из известных ныне уроженцев села – это Вячеслав Данилов. Он местный краевед, писатель и организатор деревенского музея кряшен (кряшен Горной стороны – то есть Заволжья). Краеведы считают, что местные кряшен пошли от мишар – это особая этнографическая группа казанских татар. В пользу этого говорят исторические и архивные данные, местный мишарский диалект и особенности национальной одежды. По местным преданиям – многие основатели села, в том числе, и Ходжа Хасан – имели свое происхождения из ногайского народа (род Олы-би).
   

                                                  родник Кизляу на окраине Хозесаново                                                     


  
Где находится, как добраться:
Село Хозесаново.
Кайбицкий район, Республика Татарстан, Россия
Координаты населенного пункта:
55.367274, 47.835702
Из Казани можно добраться по трассе М-7, после моста через Волгу нужно повернуть на Ульяновскую дорогу. Далее следует повернуть в сторону районного центра – Большие Кайбицы.
От пос. Кайбицы следует ехать в сторону Хозесаново.
 
       
________________________________________________________________________________________________________________________
 
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Ккнига «Хозесаново — земля моих предков», автор: Данилов Вячеслав Власович.
Материалы газеты «Туганайлар».
Статья Лины Саримовой и Регины Яфаровой.
Татарская энциклопедия: В 6 т /Гл. ред. М. Х. Хасанов, отв. ред. Г. С. Сабирзянов. — Казань: Институт Татарской Энциклопедии.
Материалы газеты «Бизнес-Онлайн».
  

  

ВложениеРазмер
Могилы Ходжи Хасана и Малика164.08 КБ
Могилы Ходжи Хасана и Малика338.85 КБ
Могилы Ходжи Хасана и Малика64.6 КБ
Могилы Ходжи Хасана и Малика70.35 КБ
Могилы Ходжи Хасана и Малика42.73 КБ